Формирование коммуникативных УУД на уроках подвижных игр.
материал по физкультуре (5 класс) на тему
Одним из основных методов современной педагогики является игровой метод, который направлен на получение знаний и на формирование коммуникативных УУд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из методов современной педагогики является игровой метод, который направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД. Игра – это искусственно создаваемая жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность.
В школьном возрасте игра сохраняет свою значимость. Именно в игре обучающиеся имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения. Как известно, для ребят школьного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего. Действительно, наблюдения за пятиклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого. Поэтому школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД.
И одним из условий является организация работы по формированию коммуникативных УУД обучающихся 5-х, 6-х классов именно в процессе игровой деятельности, тем более что уроки физической культуры как никакие другие, предполагают проведение большого количества различных подвижных коллективных игр.
Одной из ведущих деятельностей детей 7-10 лет остается игра. В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств. Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Игре принадлежит большая роль в формировании личности. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности.
Хотелось бы обратить внимание на значимость роли учителя при формировании коммуникативных УУД. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:
- учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;
- учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;
- учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.
Основным условием успешного внедрения подвижных игр на уроках физической культуры, я считаю, всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру, я пробуждаю у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры я привлекаю внимание ребят к её содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой нагрузки, делаю краткие замечания, указания, поддерживаю и регулирую эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучаю их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказываю товарищескую поддержку, добиваюсь достижения общей цели и при этом испытывать радость. В конце игры вместе с детьми оцениваем поступки тех ребят, кто проявил определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь и взаимовыручку и указываем на ошибки в действиях некоторых ребят.
Моя задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
В совместной деятельности используют различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться. В играх типа ловишек, перебежек есть компоненты: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Каждый играющий, выполняя задание, действует самостоятельно и в то же время вместе со всеми. Для реализации своих игровых целей ребенок отбирает необходимые ему средства: товарищей, совершает определённые действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими. Дети договариваются о теме и содержании игры, распределяют роли, планируют свою игровую деятельность. Это свидетельствует о целенаправленном, осознанном характере игры. Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивость и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью. Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. Складываются организаторские и коммуникативные умения.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий имеет организация совместной работы учащихся в группе:
- возрастает сплоченность класса;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
С помощью подвижных игр на уроках физической культуры у младших школьников я формирую следующие коммуникативные УУД:
Умение слушать и слышать друг друга:
Умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договариваться:
- «Гонка мячей по кругу»
- «Передал - садись»
- «Вороны и воробьи»
- «Перемена мест»
- «Защищай ворота»
Для воспитания коллективных действий использую игры с разделением класса на команды. Это различные игры-эстафеты, в которых от правильного выполнения действия каждого участника зависит результат всей команды. «Вызов номеров», «Вороны и воробьи», «Часовые и разведчики». Использование подвижных игр на уроках физической культуры: во-первых, позволило сделать уроки физкультуры более интересными и эмоционально окрашенными; во-вторых, воспитывать чувство ответственности и дисциплинированности; в-третьих, формировать навыки коллективной деятельности, которые необходимы и в повседневной жизни.
Цели командных игр:
- мотивировать участников к совместной работе;
- помочь снять напряжение;
- дать каждому почувствовать ответственность перед другими членами команды;
- вызвать доверие друг к другу;
- работать над сплочением команды.
«Не урони палку»
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовить гимнастические палки — по одной на каждого участника.
Суть игры: Участники игры должны выполнить следующее задание:
все игроки располагаются в кругу. Каждый сбоку от себя (все или с внешней стороны круга или с внутренней) держат гимнастическую палку правой рукой ( левая рука за спиной), стоящую на полу, накрыв её ладонью. По сигналу игроки оставляют свою палку на месте, а сами выполнив рывок не дают упасть палке впереди стоящего. Задача всей командой сделать полный круг вокруг гимнастических палок, при этом палки должны оставаться на месте и сохранять вертикальное положение
- Можно менять направление перемещения и расстояние между игроками.
- Можно менять положение рук (хват правой рукой – левой)
- Перемещаться по команде
Вопросы к обсуждению: Кто регулировал движение? Кому и что было наиболее трудным?
Игра учит: доверию, умению добиться успеха общими усилиями, помогает понять, что успех всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных, развивает скоростные способности.
«Нога в ногу»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Игроки выстраиваются в шеренгу перед полосой препятствий (на полу лежат обручи) и связывают свою ногу с ногой соседа на уровне щиколоток . Задача игроков состоит в том, чтобы пройти определённый участок игрового поля не разъединив ноги и наступать можно строго в обручи. Если кто –ни будь наступает на пол, все игроки начинают движение сначала.
- Можно усложнить задание (выполнять задание во встречных шеренгах)
Игра учит: выполнять задания коллективно, сплочённо, дружно и слаженно.
Игра учит: доверию, умению добиться успеха общими усилиями,
«Воздушные шары»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: У каждого игрока команды в руках по два воздушных шара. По команде все участники начинают жонглировать. Задача команды – как можно дольше продержать все шарики в воздухе. Как только хоть один шарик коснётся пола время останавливается. Побеждает команда которая дольше продержит свои шарики в воздухе
Игра учит: умению добиться успеха общими усилиями, помогает понять, что успех всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных.
«Гусеница»
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовить воздушные шарики - по одному на каждого участника.
Суть игры: Участники игры должны выполнить следующее задание: надуть шары: чем больше будет шарик, тем в дальнейшем будет легче с ним работать. Построиться цепочкой, соблюдая следующие условия:
- руки каждого участника лежат на плечах впередистоящего;
- воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого;
- дотрагиваться до воздушного шара (поправлять, придерживать ) строго воспрещается;
- первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук все должны пройти по определенному маршруту. Участники должны быть готовы к тому, что их могут ожидают разнообразные препятствия: натянутые веревки, перевернутые стулья, развороты в самых неожиданных местах и т.п. Задача команды: пройти через все это и вернуться на исходные позиции.
Вопросы к обсуждению: где располагались лидеры - в начале, в середине или конце цепочки? Кто регулировал движение "живой гусеницы"? Кому и что было наиболее трудным?
Игра учит: доверию, умению добиться успеха общими усилиями, помогает понять, что успех всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных.
«Кегли»
Играющие: команда от 7 и более человек.
Суть игры: игроки команды заходят в начерченный круг. Вокруг круга разбросаны кегли на разном расстоянии от линии круга. Задача команды: собрать все кегли не выходя из круга, помогая друг другу различными способами, поддержками.
Побеждает команда которая соберёт все кегли не выходя из круга за наименьшее время.
Игра учит: доверию, взаимовыручке, умению добиться успеха общими усилиями, помогает понять, что успех всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных.
Таким образом, включение подвижных игр в процесс обучения способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации. Учащиеся приобретают опыт общения, организации взаимодействия в команде, распределять роли, договариваться друг с другом, усовершенствуют способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что применение подвижных игр способствуют развитию коммуникативной компетентности школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Презентация выступления .Формирование коммуникативной компетенции учащихся:овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,умениями и навыками использования яз...
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

«Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи jazz chants»
Одним из основных факторов модернизации региональной системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального матер...
Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""
В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...
Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.
Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....