Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры 1-3 класс"
рабочая программа по физкультуре на тему
Занятия по внеурочной деятельности "Подвижные игры 1-3 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_podvizhnye_igry.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
" Подвижные игры"
Программа составлена для детей 7-10 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год (1-3 класс)
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией “встраивания” разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе;
- развить природные задатки и способности детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Содержание программы
Кружок “Подвижные игры” входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В “Подвижные игры” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 33 часа в год – 1 классы; 35 часов в год – 2-4 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
- привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.
Тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Подвижные игры»
1-й класс (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Русская народная игра «Гуси-лебеди» | 1 |
2. | Русская народная игра «У медведя во бору» | 1 |
3. | Русская народная игра «Горелки» | 1 |
4. | Русская народная игра «Кот и мыши» | 1 |
5. | Русская народная игра «Наседка и коршун» | 1 |
6. | Русская народная игра «Зайка» | 1 |
7. | Русская народная игра «Колдунчики» | 1 |
8. | Русская народная игра «Салки мячом» | 1 |
8 часов | ||
9. | Подвижная игра «К своим флажкам» | 1 |
10. | Подвижная игра «Волк во рву» | 1 |
11. | Подвижная игра «Охотник и зайцы» | 1 |
12. | Подвижная игра «Веревочка под ногами» | 1 |
13. | Подвижная игра «Береги предмет» | 1 |
14. | Подвижная игра «Вышибалы» | 1 |
15. | Подвижная игра «Гуси-лебеди» | 1 |
16. | Подвижная игра «День и ночь» | 1 |
17. | Подвижная игра «Конники-спортсмены» | 1 |
18. | Подвижная игра «Вышибалы через сетку» | 1 |
19. | Подвижная игра «Забросай противника мячами» | 1 |
20. | Подвижная игра «Котел» | 1 |
21. | Подвижная игра «Кто быстрее схватит» | 1 |
22. | Подвижная игра «Ловишка» | 1 |
23. | Подвижная игра «Мышеловка» | 1 |
24. | Подвижная игра «Осада города» | 1 |
25. | Подвижная игра «Пустое место» | 1 |
17 часов | ||
26. | Эстафеты «Передача мяча» | 1 |
27. | Эстафеты без предметов | 1 |
28. | Эстафеты с обручами | 1 |
29. | Эстафеты «Построй колонну, круг, шеренгу» | 1 |
30. | Эстафеты с мячами | 1 |
31. | Эстафеты со скакалкой | 1 |
32. | Эстафеты «смешанные» | 1 |
33. | Эстафеты «смешанные» | 1 |
8 часов |
Тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Подвижные игры»
2-й класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Русская народная игра «Жмурки» | 1 |
2. | Русская народная игра «Кот и мыши» | 1 |
3. | Русская народная игра «Горелки» | 1 |
4. | Русская народная игра «Салки» | 1 |
5. | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 |
6. | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 |
7. | Русская народная игра «Фанты» | 1 |
8. | Русская народная игра «Салки с приседаниями» | 1 |
9. | Русская народная игра «Два мороза» | 1 |
10. | Русская народная игра «Птицелов» | 1 |
11. | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 |
11 часов | ||
12. | Подвижная игра «Мышеловка» | 1 |
13. | Подвижная игра «Пустое место» | 1 |
14. | Подвижная игра «Вышибалы» | 1 |
15. | Подвижная игра «Кто быстрее?» | 1 |
16. | Подвижная игра «Конники-спортсмены» | 1 |
17. | Подвижная игра «Вызов номеров» | 1 |
18. | Подвижная игра «Карлики и великаны» | 1 |
19. | Подвижная игра «Совушка» | 1 |
8 часов | ||
20. | Эстафета «с мячом» | 1 |
21. | Эстафета со скакалкой | 1 |
22. | Эстафета «быстрые и ловкие» | 1 |
23. | Эстафета «Вызов номеров» | 1 |
24. | Эстафета по кругу | 1 |
25. | Эстафета с обручем | 1 |
26. | Эстафета «Передача мяча» | 1 |
7 часов | ||
27. | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 |
28. | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 |
29. | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 |
30. | Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 |
31. | Татарская народная игра «Серый волк» | 1 |
32. | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 |
33. | Чувашская народная игра «Рыбки» | 1 |
34. | Армянская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух» | 1 |
8 часов |
Тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Подвижные игры»
3-й класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Русская народная игра «Жмурки» | 1 |
2. | Русская народная игра «Кот и мыши» | 1 |
3. | Русская народная игра «Горелки» | 1 |
4. | Русская народная игра «Салки» | 1 |
5. | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 |
6. | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 |
7. | Русская народная игра «Салки мячом» | 1 |
8. | Русская народная игра «Салки с приседаниями» | 1 |
9. | Русская народная игра «Бояре» | 1 |
10. | Русская народная игра «Птицелов» | 1 |
11. | Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | 1 |
12. | Русская народная игра «Салки - приседалки» | 1 |
13. | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 |
14. | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 |
15. | Русская народная игра «Вышибалы через сетку» | 1 |
16. | Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 1 |
17. | Русская народная игра «Третий лишний» | 1 |
18. | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 |
18 часов | ||
19. | Эстафета «Передача мяча» | 1 |
20. | Эстафета «С мячом» | 1 |
21. | Эстафета зверей | 1 |
22. | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 |
23. | Эстафета «Вызов номеров» | 1 |
24. | Эстафета по кругу | 1 |
25. | Эстафета с обручем | 1 |
26. | Эстафета «Весёлые старты» | 1 |
8 часов | ||
27. | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 |
28. | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 |
29. | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 |
30. | Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 |
31. | Татарская народная игра «Серый волк» | 1 |
32. | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 |
33. | Чувашская игра «Рыбки» | 1 |
34. | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 |
8 часов |
Методические рекомендации
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.
Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
- раздел - “Русские народные игры”, изучается с 1 по 3 класс.
- раздел - “Игры народов России”, изучается со 2 по 3 класс.
- раздел - “Подвижные игры”, изучается в 1-х и 2-х классах.
- раздел - “Эстафеты”, изучается в 1-3-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
Цели изучения по каждому разделу
“Русские народные игры”
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
“Игры народов России”
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
“Подвижные игры”
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
“Эстафеты”
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.
Личностными результатами курса “Подвижные игры” являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметными результатами курса “ Подвижные игры”
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму;
Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
В 1-3 классах начальной школы занятия продолжительностью 45 минут проводятся 1 раз в неделю, в группах не менее 15-ти человек.
Планируемый результат:
- у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движения;
- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игра - восьмое чудо света".
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют...
Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Игры с песком"
Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью.Особые образовательные потребности обучающихся.Коррекция познавательной деятельнсти у детей.Перспект...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"
Актуальность: Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.Новизна д...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры с мячом"
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности « Игра»
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры Великобритании"
Рабочая прокрамма по ВУД посвящена играм подвижным и настольным, популярным среди детей в Великобритании...