Программа дополнительного образования "Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре на тему

Бобров Федор Васильевич

программа дополнительного образования "Баскетбол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_basketbol_bobrov_a.f.doc359.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

I.  Актуальность  темы

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.

Баскетбол – одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы школ.

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте.

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы – воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И, прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

Современная тенденция игры определяет направленность технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только при высоком уровне технической подготовленности игроков.

Основные цели моей работы:

  • изучение специальных движений, технических приемов, необходимых в игре;
  • освоение основ тактики игры;
  • приобретение соревновательного опыта;
  • развитие самостоятельности, инициативы, воли к победе, целеустремленности, терпения и взаимовыручки;
  • развитие внимания, памяти и интеллектуальных способностей;
  • формирование волевых и нравственных качеств;
  • развитие психических и интеллектуальных качеств.

Задачи:

  • владеть известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях;
  • уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях игры. Разнообразность действий, сочетая различные приемы в условиях единоборства с противником;
  • владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом;
  • постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения.

Предмет исследования:

  • физическое развитие учащихся по различным контрольным тестам;
  • выявление одаренных детей.

Объект исследования: учащиеся с 6 по 8 класс обучения (с 2005 по 2007 год).

Мною было организовано исследование учащихся в течение 3 лет. Учащиеся 8А класса работали по программе Литвинова Е.Н., а 8В класс по авторской программе «Углубленное изучение баскетбола в 5-11 классах». В 8В классе больше уделялось внимание технической и тактической подготовке. Отслеживание проводилось по скоростно-силовым качествам и специальным упражнениям (см. диагностическую карту по годам).


II. Теоретическая  часть

1.  Особенности  занятий  с  детьми

Интерес к спортивным играм возникает у детей довольно рано. Попытки играть в футбол, хоккей и некоторые другие игры делают даже дети дошкольного возраста. Такое проявление интереса к спортивным играм позволяет начать систематическое обучение детей несколько раньше, чем другими видами физических упражнений. Так, обучать детей теннису, баскетболу, футболу можно с 7 лет, а волейболу, ручному мячу, хоккею – с 10.

Основной формой организации спортивной работы с детьми являются детские и юношеские спортивные школы (ДЮСШ). Имеются также школы при командах мастеров и в коллективах физкультуры.

Действующими программами физического воспитания предусмотрено систематическое обучение школьников спортивным играм в процессе классных занятий. Начальную спортивную подготовку осуществляет секция школьного коллектива физкультуры. Отсюда наиболее одаренных направляют в отделения ДЮСШ, после окончания которых юные спортсмены попадают во взрослые команды и там продолжают свое совершенствование.

Такая преемственность позволяет осуществлять планомерную многолетнюю подготовку спортивных резервов и создает основу для роста мастерства и массового развития спортивных игр. В нашей стране более половины всех занимающихся играми составляют учащиеся школы.

К числу наиболее важных задач, решению которых подчинено обучение детей и подростков спортивным играм, относятся:

  • воспитание высоких моральных и волевых качеств: активности, смелости, решительности дисциплинированности, коллективизма и т, п.
  • укрепление здоровья и достижение физической подготовленности.
  • привитие любви к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
  • приобретение специальных знаний и навыков, необходимых для участия в соревнованиях.
  • воспитание навыков активиста, инструктора-общественника, судьи по спортивным играм.

В спортивных играх, как и во многих других видах спорта, высоких результатов обычно достигают в возрасте 20-25 лет, имея за плечами многолетнюю подготовку. Это подтверждает необходимость и целесообразность ранней специализации. В наши дни уже почти во всех спортивных играх планомерная тренировка начинается в младшем возрасте. Под руководством квалифицированных педагогов дети занимаются с 7 лет. В это время происходит интенсивный процесс физического развития организма и психики занимающихся. Поэтому методы учебно-воспитательной работы с детьми должны не только существенно отличаться от методов работы со взрослыми, но и иметь свои различия в каждой возрастной группе. Только тогда можно надеяться, что к 19-20 годам занимающиеся достигнут всесторонней подготовленности. Попытки форсировать развитие высоких игровых качеств недопустимы.

К тренировке юных футболистов, баскетболистов, волейболистов и других игровиков нельзя подходить с теми же мерками, с которыми принято подходить к тренировке взрослых спортсменов. Основное отличие состоит в том, что достижение высших результатов здесь не планируется. Это лишь начальный этап многолетней подготовки, главной целью которого является создание базиса для последующих достижений в период наивысшего развития организма. Поэтому тренировка носит подчеркнуто разносторонний характер и направлена на приобретение комплекса необходимых для специализирующихся в спортивных играх качеств и навыков. Конечный результат такой тренировки всецело зависит от того, насколько полно будут учтены непрерывность и волнообразность функционального совершенствования растущего организма, присущие детям и подросткам возрастные особенности и специфика изучаемого вида спортивных игр.

Одна из главных задач начальной тренировки – создание и последующее совершенствование широкой моторной базы и координационных возможностей. Решение ее предполагает достижение высокого уровня развития двигательных качеств и овладение жизненно необходимыми навыками. Эта задача тесно соприкасается с проводимым на данном этапе изучением специальных движений – технических приемов, необходимых в игре и спортивных состязаниях.

Одно из важнейших мест в тренировке детей и подростков занимает освоение основ тактики игры. Приобретая определенные знания и умения, ребята одновременно развивают свои психические и интеллектуальные качества, определяющие эффективность используемой ими техники игры.

Рост спортивных достижений занимающихся в конечном счете зависит больше всего от тренировочных нагрузок. Они рациональны только при правильном долговременном планировании всей учебно-воспитательной работы. В качестве решающего условия здесь выступает отсутствие стремления к быстрому достижению результатов. Ступенчатое повышение нагрузки, сочетающееся со все более глубоким изучением техники и тактики игры и приобретением соревновательного опыта, является самым важным условием успешной работы с детьми любого возраста.

Чтобы тренировка была максимально эффективна, преподавателю необходимо тщательнее проводить отбор детей для специализированных занятий. В спортивных играх это особенно сложно, поскольку игровая деятельность носит комплексный характер, а необходимые для этого качества развиваются неодновременно к 16-18 годам. Поэтому отбор должен основываться на объективных методах оценки потенциальных возможностей развития физических, морфологических и психических качеств будущих спортсменов. Причем он не может быть одномоментным. Правильнее строить его по этапам. После первоначального предварительного отбора следует период наблюдений непосредственно в ходе занятий. С помощью специальных тестов оценивается темп индивидуального совершенствования, уровень и стабильность достижений. На основании этих данных производится окончательный отбор – основной.

В дальнейшем он еще более уточняется с помощью системы постоянных контрольных нормативов, используемых на протяжении всего периода начальной тренировки и при переходе из одной возрастной  группы в другую.

2.  Краткая  характеристика  возрастных  особенностей

7-9 лет. В этом возрасте происходит постепенное укрепление организма, что положительно сказывается на двигательных возможностях детей. Хотя мышцы еще не окрепли и формирование скелета не закончено, организм в своем развитии достигает фазы «готовности к обучению». Состояние центральной нервной системы позволяет начать изучение координационно сложных движений и обеспечивает необходимое совершенствование деятельности внутренних органов организма.

Дети 7-9 лет отличаются стремлением двигаться, играть. Вначале их движения неэкономичны, но постепенно они приобретают ловкость и точность. Под влиянием физической нагрузки дети быстро устают и не справляются с большими и длительными напряжениями. Это объясняется тем, что сердечно-сосудистая система детей функционирует с некоторой перегрузкой, вызванной большой интенсивностью обменных процессов. Минутный объем крови у детей оказывается значительным за счет более высокой частоты сердечных сокращений. Широкое сосудистое русло, большая скорость кровотока и меньшая величина давления обеспечивают хорошее кровоснабжение тканей и ускоряют восстановление. Поэтому дети такого возраста легко справляются с кратковременными нагрузками переменного характера.

Следует обратить внимание на повышенную возбудимость и быструю истощаемость силы нервных процессов. Дети еще не могут длительно сосредоточиться на изучении отдельных игровых приемов, поэтому в занятиях с ними наиболее пригоден комплексно-игровой метод – обучение в игре.

11-12 лет. Для этого возраста характерно еще большее совершенствование деятельности организма. Интенсивное развитие внутреннего торможения приводит к установлению равновесия нервных процессов, происходящих в центральной нервной системе. Образование дифференцировок ускоряется, а угасание выработанных рефлексов замедляется. В этот период происходит энергичное функциональное созревание двигательного анализатора. Одновременно отмечаются значительные изменения опорно-двигательного аппарата: укрепляется костная ткань, растут и качественно меняются мышцы. В результате совершенствуется двигательная координация.

Возросшие двигательные возможности детей этого возраста подкрепляются совершенствованием деятельности сердечно-сосудистой системы. По уровню максимального потребления кислорода (56 мл/кг/мин) дети приближаются к взрослым (60 мл/кг/мин). Размеры сердца у них заметно увеличиваются, а у 11-летних девочек даже достигают своей наибольшей величины. Под влиянием тренировки сердечно-сосудистая система еще более совершенствуется: начиная с 11 лет у занимающихся спортом отмечаются сравнительно большие размеры сердца. Регулярная тренировка стабилизирует деятельность вегетативной нервной системы, что позволяет лучше справляться с нагрузкой. Внешне дети этого возраста выглядят неутомимыми, но это не значит, что в занятиях с ними можно использовать большие нагрузки. Лучше всего здесь подходят прерывисто-переменные нагрузки средней интенсивности, направленные на развитие общей выносливости.

Очень важно использовать корригирующие упражнения, так как под влиянием специализированной тренировки у юных спортсменов могут появиться нарушения осанки. Для предупреждения одностороннего развития в занятиях с детьми следует применять упражнения для укрепления мышц слабейшей конечности и специально обучать выполнению игровых приемов менее развитой рукой (ногой).

В этом возрасте дети еще не могут достаточно долго сосредоточивать внимание, поэтому нужно чаще менять задания, шире использовать игровую, соревновательную форму, проводить обучение преимущественно целостным методом, шире используя показ и подводящие упражнения.

13-15 лет. Этот период развития детей характеризуется некоторой функциональной неустойчивостью и сравнительно легкой ранимостью организма. Дело в том, что в 13-15 лет происходят сложные внутренние перестройки, связанные с переходом от детства к юности. Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении роста тела, в некоторой дискоординации движений, довольно быстрой утомляемости, неуравновешенности, появлении новых черт характера.

Завершается функциональное созревание мышц и начинается бурное развитие мышечной силы. В центральной нервной системе ослабляются процессы иррадиации и усиливается способность к дифференцировке. Значительно совершенствуются функции двигательного анализатора: обостряется мышечное чувство и уточняется управление движениями. Двигательные навыки начинают автоматизироваться, что очень важно для изучения техники и тактики игры, поскольку сознание играющих освобождается от постоянного контроля за выполнением приемов и переключается на решение тактических задач.

К концу этого периода функции сердечно-сосудистой системы становятся совершенными: размеры и вес сердца, кислородная емкость крови, максимальное потребление кислорода достигают величин, характерных для взрослых. Вместе с тем еще нет полного согласования между двигательными и вегетативными функциями. Поэтому возможности для специального развития выносливости ограничены. Интенсивные нагрузки в этот период следует применять осторожно и с достаточными паузами для восстановления. При развитии силы более предпочтительны упражнения динамического характера.

Поведение подростков все в большей мере определяется деятельностью второй сигнальной системы. На смену чисто эмоциональным стимулам в обучении приходит сознательное волевое усилие. Простое копирование уступает место продуманному усвоению.

С точки зрения спортивной подготовки этот возраст является решающим. Именно в этот период достигается наибольший прирост в развитии быстроты, силы, ловкости, закладываются основы техники и тактики, формируется спортивный характер. Решение этих задач должно быть главным содержанием учебно-тренировочной работы.

16-18 лет. В эти годы в основном завершаются процессы глубоких функциональных перестроек и организм все больше приближается к состоянию, характерному для взрослого человека. Почти полностью заканчивается анатомическое и функциональное развитие внутренних органов, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.

Заметно улучшается и достигает своего совершенства координация движений. Возрастает и способность сердечно-сосудистой системы обеспечивать потребности организма при интенсивных нагрузках, причем у юношей она выше, чем у девушек.

Что касается психики, то в 16-18 лет отмечается устойчивость интересов, способность к отвлеченному мышлению и длительной концентрации внимания. Все это позволяет поставить задачу достижения высоких спортивных результатов и использовать для этого методы, близкие к тем, которые применяют в работе со взрослыми спортсменами.


III. Практическая  часть

1. Программа  с  углубленным  изучением  баскетбола  в  5-11  классах

  1. Пояснительная  записка

В связи с применением разноуровневого обучения по предмету физическая культура в своей школе, я разработал свою программу по разделу баскетбол. Считаю, что этот вид спорта позволяет решать многие задачи всестороннему развитию школьников:

  • содействует гармоническому физическому развитию, всесторонней физической подготовке личности и укреплению здоровья учащихся;
  • повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки;
  • подготовка волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами школьников;
  • приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту.

Основываясь на программе физического воспитания учащихся I-ХI классов, основанной на одном из видов спорта (баскетбол, 1992 г., автор Литвинов Е. Н.), данная программа рассчитана на 28 часов, содержит материал планирования процесса, дифференцированного по каждому классу (году обучения), по основным компонентам всего обучения и многолетней подготовки: физической (общей и специальной), технической, тактической и теоретической.

В разделе «Теоретическая подготовка» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.

Очень чётко в программе прослеживается взаимосвязь тактической и технической подготовки. Только владея высокой техникой, в совокупности с грамотными тактическими действиями, можно добиться успеха в баскетболе.

В разделе «Физическая подготовка» по мере овладения школьниками техники движения и формирования определённых двигательных навыков и умений, доля ОРУ постепенно снижается. В 5-7 классах до 50%, 8-9 – 40%, 10-11 – 30%. В то же время значительно возрастает доля специальных упражнений.

Очень важным разделом является «Примерные показатели двигательной подготовки», в которой приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем физической подготовки учащихся. Для стимулирования овладения элементами техники игры и осуществления контроля за прохождением программного материала целесообразно вводить соревнования по технической подготовке. Контрольные упражнения должны выполняться четко и правильно координироваться. При нарушении координации движений результаты не засчитываются.

1.2. Годовой  план-график  прохождения  программного  материала

по баскетболу  в 5-11  классах

п/п

Содержание занятий

Классы

5

6

7

8

9

10

11

1.

Теоретическая подготовка

1

1

1

1

1

1

1

2.

Общая физическая подготовка

13

13

11

8

7

6

6

3.

Специальная физическая подготовка

5

5

6

7

7

7

7

4.

Техническая подготовка

7

7

8

9

9

9

9

5.

Тактическая подготовка

2

2

2

3

4

5

5

Итого

28

28

28

28

28

28

28

Программный  материал. Базовая  часть

Строевые  упражнения

Понятие о строе и командах, шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Основная стойка. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение окрестности движения. Остановка во время движения шагом и бегом.

Гимнастические  упражнения

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной, броски и ловля. Упражнения на снарядах (перекладина, брусья, гимнастическая стенка) – висы, упоры, размахивание в висе и упоре, подтягивание, лазание по канату.

Упражнения  для  мышц  туловища  и  шеи

Наклоны веред, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы. Упражнения с набивными мячами – лёжа на спине и лицом вниз сгибание и поднимание ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах.

Упражнения  для  мышц  ног  и  таза

Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями – бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Высоко-далёкие прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостиком.

Акробатические  упражнения

Группировка в приседе, сидя, лёжа на спине (вперёд и назад), из положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты вперёд и назад прогнувшись, лёжа на бёдрах, с опорой и без опоры руками. Перекаты вперёд и назад прогнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами. Стойка на руках с помощью и опорой ногами о стенку (с 6 класса и старше).

Кувырок вперёд из упора присев и из основной стойки. Кувырок вперёд с трёх шагов и большого разбега. Длинный кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперёд и назад. Мост с помощью партнёра и самостоятельно.

Легкоатлетические  упражнения

Бег. Бег с ускорением до 40 метров (5-6 класс). Низкий старт и стартовый разбег до 60 метров. Повторный бег 2-3x20-30 метров (5 класс), 2-3x30-40 метров (6-7 класс), 3-4x50-60 метров (8-11 класс). Бег 60 метров с низкого старта, 100 метров (10-11 классы). Эстафетный бег с этапами до 40 метров (5-6 классы), до 50-60 метров (7-11 класс). Бег или кросс от 1000 до 3000 метров.

Прыжки. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики и юноши).

Метания. Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока, на дальность. Метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега.

Подвижные игры. «Гонка мячей», «Салки», «Метко в цель», «Эстафета с бегом», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Встречная эстафета с мячом», «Борьба за мяч», «Перетягивание каната».

Специальная  физическая  подготовка

1. Упражнения для развития быстроты

По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезке (5, 10, 15 и т.д.) до 30 метров, с постоянным изменением длины отрезков из исходных положений: стойка баскетболиста лицом, боком, спиной к стартовой линии, сидя, лёжа на спине и на животе; то же, но перемещение приставными шагами. Стартовые рывки с мячом, за овладение мячом.

Бег с остановками и с резким изменением направления. «Челночный бег» на 5, 8 и 10 метров (с общим пробеганием за одну попытку 25-35 метров). Здесь отрезки пробегаются лицом, спиной вперёд, правым, левым боком, приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (3-6 кг), с поясом-отягощением.

Бег в колонну по одному – по постоянно меняющемуся зрительному сигналу выполняется определённое задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, поворот на 360° - прыжком вверх, имитация передачи и т.д.

2.  Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств.

Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой, с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца). Выпрыгивания из исходного положения стоя толчковой ногой на опоре 50-60 см, как без, так и с отягощением (10-20 кг). Подпрыгивание на месте, в яме с песком на одной и двух ногах (по 5-8 отталкиваний в серии). Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Разнообразные прыжки со скакалкой. Прыжки через барьер толчком одной и двумя ногами. Впрыгивание на гимнастические маты (с постоянным увеличением высоты).

Упражнения с набивными мячами (2-5 кг) – передачи различными способами одной и двумя руками с места и в прыжке (20-50 раз).

Ходьба в полуприсяде с набивными мячами (50 – 100 м). Передвижение в полуприсяде прыжками вперёд, назад, в стороны с набивным мячом в руках в руках. Выпрыгивание из полуприседа с выносом набивного мяча вверх на прямые руки (15 – 30 раз или серия 3x10 с паузой 1,5 – 2 минуты). Прыжки, удерживая набивной мяч на прямых руках над головой.

3. Упражнения с грифом штанги на плечах.

Подскоки (25-30 раз), выпрыгивание из полуприседа (10-15 раз). Из исходного положения гриф на груди, выпрямление рук вперёд, вперёд вверх (сериями по 10 раз с паузами по 1,5-2 минуты).

Упражнения  для  развития  специальной  выносливости

Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности.

Многократно повторяемые и специально организованные упражнения в технике и тактике игры (особенно в прессинге и стремительном нападении), игровые упражнения 2x2, 3x3, двухсторонняя тренировочная игра, продлённая на 5-10 минут.

Упражнения  для  воспитания  специфической  координации

Ловля и передача баскетбольного мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую скамейку, перепрыгивание через препятствия, во время прыжков через крутящуюся скакалку, после поворотов, ускорения кувырков.

Ловля мячей, летящих из различных направлений, с последующим броском в движущуюся цель.

Упражнения с выполнением кувырков, ловля и передача мяча выполняется до кувырка, после рывка и сразу после кувырка. После ловли следует бросок в кольцо: в движении с двух шагов, в прыжке с добиванием (перед этим несколько кувырков вперёд).

Передача мяча на быстроту, точность и правильность.

Упражнения  для  развития  качеств,

необходимых  при  выполнении  ловли,  передачи,  и  броска  мяча

Сгибание и разгибание кисти в лучезапястном суставе, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев в положении руки вперёд, в стороны, вверх.

Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние между стеной и учеником постепенно увеличивается). В упоре лёжа отталкивание от пола ладонями (пальцами) двумя руками одновременно и попеременно правой и левой руками, отталкивание от пола с последующим хлопком руками перед собой.

В упоре лёжа передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног лежат на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя «приставные шаги» руками и ногами.

Из упора лёжа передвижения по кругу отталкиваясь ладонями (пальцами), при этом носки ног на месте. Ходьба на руках в положении упора лёжа на руках, ноги поддерживает партнёр. Передвижение то же, но путём отталкивания ладонями (пальцами). Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизаторы укреплены на уровне плеч) – движение правой (левой) рукой как при броске одной рукой от плеча.

Передача набивного мяча в положении лёжа на животе, на спине, сидя, стоя на коленях, многократные броски набивного мяча двумя руками от груди вперёд, вперёд – вверх, прямо – вверх, с правой на левую. Передача и броски набивного мяча двумя руками от груди, правой и левой рукой на точность, дальность (соревнование). Поочерёдная ловля и передача набивных мячей различного диаметра и веса, которые со всех сторон набрасываются занимающемуся партнёру.


Вариативная  часть

1.4. 5  класс

Теоретическая  подготовка  (основы  знаний)

1. Краткие сведения о строении человеческого организма и его функциях. Связочный аппарат и его функции.

2. Дыхательная система и её функции при занятиях физическими упражнениями.

3. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов.

4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

5. Основные технические приёмы.

6. Правила игры в баскетбол (мини-баскетбол).

Техническая  подготовка.  Техника  нападения

Техника передвижения.

Стойка баскетболиста (ноги параллельно на одной линии; одна нога выдвинута вперёд). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперёд. Передвижения приставными шагами (лицом, правым, левым боком вперёд, спиной вперёд). Чередование спокойного бега с ускорениями по сигналу. Прыжки толчком двумя ногами, толчком одной ноги. Прыжки с короткого разбега. Остановка в ходьбе. Остановка прыжком. Остановка двумя шагами. Поворот стоя на месте (вперёд, назад). Повороты в сочетании с передвижениями и остановками.

Техника владения мячом.

Держание мяча обоими руками. Ловля мяча стоя на месте. Ловля мяча двумя руками на уровне груди. Ловля низко летящего мяча. Ловля крутящегося мяча двумя руками и одной рукой. Ловля мяча в прыжке. Ловля мяча одной и двумя руками при встречном движении. Ловля мяча в сочетании с остановками, поворотами. Передача мяча двумя руками сверху, передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, двумя руками отскоком от пола, двумя руками снизу. Передача мяча в парах, стоя на месте (расстоянии от 2,5 до 6 м). Встречные передачи в движении (в колоннах). Использование различных исходных положений при передачах (стоя на согнутых, полусогнутых, прямых ногах). Сочетание приёмов (ловля – передача – поворот).

Ведение мяча с высоким отскоком на месте, с изменением направления, введение мяча с обводкой препятствий, с переводом на другую руку. Эстафеты с ведением мяча. Ведение мяча в круге (умение укрывать мяч при ведении). Ведение мяча в сочетании с остановками и поворотом.

Броски мяча с места. Броски мяча одной рукой и двумя руками с отскоком от щита, без отскока от щита (снизу, от груди). Всё то же самое с близкого расстояния. Броски мяча под углом к щиту. Броски мяча перечисленными способами после ведения. Штрафные броски (соревнования в точности). Сочетание приёмов (ловля – передача – поворот). Броски от точек. Обманные движения (финты). Финты на проход – проход. Финт на бросок – передача.

Техника  защиты

Техника передвижения.

Стойка. Стойка защитника с выставленной ногой вперёд. Стойка защитника со ступнями ног на одной линии. Положение рук. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперёд, спиной вперёд. Передвижения приставными шагами в стороны, назад, вперёд. Передвижения в защитной стойке по сигналам.

Техника овладения мячом.

Выравнивание и выбивание мяча. Захват мяча – вырывание. Вырывание и выбивание мяча у игрока, стоящего на месте, сделавшего остановку после ведения. Перехват мяча при передаче. Перехват передачи, выполненной поперёк поля, неподвижно стоящим нападающим. Перехват передачи, выполненной вдоль поля.

Тактическая  подготовка.  Тактика  нападения.

Индивидуальные  действия

Действия без мяча.

1. Выбор способа передвижения в зависимости от направления и скорости перемещения. Применение сочетаний изученных способов перемещения с целью освобождения от опеки защитника.

2. Выход на свободное место для получения мяча навстречу партнёру с мячом, в сторону партнера с мячом.

Действия с мячом.

1. Применение изученных способов ловли в зависимости от направления и силы полёта мяча. Применение поворота с целью укрывания мяча от противника.

2. Определение игровой ситуации, целесообразной для применения ведения мяча, и выбор направления ведения мяча.

3. Выбор способа выполнения броска мяча в корзину (из числа изученных) в зависимости от места расположения игрока по отношению к кольцу и от способа перемещения.

Групповые действия.

1. Взаимодействие двух игроков «Передай мяч и выходи».

2. Взаимодействие трёх игроков «треугольник».

Тактика защиты

Индивидуальные действия.

1. Выбор места по отношению к подопечному нападающему с мячом и без мяча.

2. Применение изученных способов защитной стойки в зависимости от места расположения наедающего на площадке.

3. Противодействие выходу на свободное выходу на свободное место для получения мяча.

4. Выбор момента и применение вырывания и выбивание мяча из рук игрока, перехватов мяча.

5. Действия одного защитника против нападающих.

Командные действия.

Умение переключаться от действий в нападении к действиям в защите (возвращение в тыловую зону, разбор игроков). Личная система защиты на своей половине поля.

Задания в игре, основанные на пройденном материале, по технике и тактике.

1. Игра без ведения мяча.

2. Выполнение бросков в корзину только определённым способом.

3. Применение определённых взаимодействий перед броском в корзину.

4. До атаки корзины выполнить определённое количество передач мяча.

Примерные  показатели  по  физической и  технической  подготовке

№ п/п

Контрольные упражнения

Показатели

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

1.

Бег 20 м с высокого старта (сек)

3,8

4,1

4,4

4,1

4,3

4,5

2.

Прыжок в длину с места

170

160

150

160

150

145

3.

Метание набивного мяча сидя у стены

300

280

260

280

260

240

4.

Челночный бег 40 сек (м)

155

140

130

140

130

120

5.

Передвижение в стойке защитника 6x5 в квадрате 5 м (сек)

12,0

12,8

13,2

12,8

13,6

14,0

6.

Ведение «восьмёркой» 20 м (сек)

8,4

8,8

9,2

8,8

9,2

9,8

7.

передача мяча одной рукой за 30 сек с расстояния 1,5 м (раз)

32

28

22

28

24

20

8.

Броски мяча одной рукой справа и слева после ловли в движении

(по 5 раз)

5

4

3

5

4

3

9.

Броски мяча справа и слева после ведения (сек)

4,6

5,0

5,4

5,0

5,4

5,8


1.5. 6  класс

Теоретическая  подготовка  (основы  знаний)

1. Сведения о строении функциях организма человека. Основные сведения о сердечно-сосудистой системе и её функциях. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Расположение основных мышечных групп.

2.  Влияние занятий физическими упражнениями на систему дыхания, сердечно-сосудистую систему. Дыхание в процессе занятий баскетболом.

3.  Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

4.  Правила игры в баскетбол. Правила и обязанности игроков. Костюм игроков. Состав команды, замена игроков. Судейская терминология.

Техническая  подготовка.  Техника  нападения

Техника передвижения.

Стойка в сочетании с передвижениями. Ходьба, бег приставными шагами с поворотом на 180° и 360°. Прыжки толчком одной ноги с короткого разбега. Прыжки толчком двумя ногами с места. Остановка в беге по прямой с изменением направления. Повороты в движении.

Техника владения мячом.

Ловля двумя руками и одной рукой высоко летящего мяча. Ловля мяча одной и двумя руками с низкого отскока. Сочетание приёмов (остановка –поворот – ловля – передача). Передача мяча одной рукой сверху, снизу, сбоку, отскоком от пола. Передача мяча одной рукой сверху в прыжке, от плеча в прыжке. Ловля мяча в движении – два шага - передача – остановка – поворот – ловля.

Ведение мяча левой и правой рукой с изменением скорости. Ведение мяча без зрительного контроля (высокое). Ведение мяча с асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног. Пятнашки с ведением. Ведение и передача из рук в руки. Сочетание приёмов: ведение – остановка прыжком – поворот – передача.

Бросок одной рукой сверху. Броски мяча в движении. Броски со средней дистанции. Броски по направлению прямо перед щитом. Броски с сопротивлением защитника. Разнообразные исходные положения перед броском (стоя спиной к корзине, повернуться и бросить мяч). Броски левой и правой рукой. Штрафные броски. Обманные движения. Двойной финт на проход-проход. Финт на бросок – проход – бросок. Передача мяча без зрительного контроля (мяч передаётся вправо, игрок смотрит влево). Движение руками на передачу вправо (влево), не выпуская мяч, резко изменить направление и передать его.

Техника  защиты

Техника передвижения.

Сохранение защитной стойки во время движения. Скользящий шаг. «Работа ног» защитника при движении противника поперёк площадки. Передвижение приставным шагом поперёк площадки. Передвижение приставным шагом спиной вперёд. Остановка прыжком. Остановка, рывок с места и изменение направления.

Техника овладения мячом.

Выбивание мяча у игрока, двигающегося с ведением. Перехват мяча при ведении. Противодействия защитника броску мяча в корзину (приближение к нападающему, сбивание движения руками и т.д.).

Тактическая  подготовка.  Тактика  нападения.

Индивидуальные  действия

Действия без мяча.

1. Выбор места при применении быстрого прорыва, при борьбе за отскочивший мяч от щита.

2. Выход на свободное место от партнёра с мячом.

Действия с мячом.

1.  Применение изученных способов передач мяча и их сочетаний с финтами в зависимости от действий противника и расстояния до него.

2.  Выбор способа выполнения бросков мяча в корзину в зависимости от расстояния до него.

Групповые действия.

1. Взаимодействие двух игроков «передай мяч и уходи» в процессе применения системы быстрого прорыва.

2. Взаимодействие двух игроков с заслоном (внутренним и внешним) при позиционном нападении.

Изучение системы быстрого прорыва (начало, развитие и завершение) длинной передачей к щиту противника и вдоль боковой линии.

Тактика  защиты

Индивидуальные действия.

1. Выбор места для опеки игрока без мяча в зависимости от расположения игрока с мячом.

2. Выбор места для опеки игрока с целью противодействия получения мяча.

3. Выбор места при овладении мячом, отскочившим от щита.

4. Выбор момента и применение накрывания и отбивания мяча при бросках в корзину изученными способами.

Групповые действия.

1. Взаимодействие двух защитников против трёх нападающих при позиционном нападении и при завершении быстрого прорыва.

2. Взаимодействие двух игроков с переключением, отступание, проскальзывание.

Примерные  показатели  по  физической и  технической  подготовке

№ п/п

Контрольные упражнения

Показатели

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

1.

Бег 20 м с высокого старта (сек)

3,6

3,9

4,2

3,9

4,1

4,4

2.

Прыжок в длину с места

175

165

155

166

158

150

3.

Метание набивного мяча сидя у стены (1 кг) см

340

320

300

300

280

260

4.

40 сек бег от лицевой до лицевой линии (м)

170

155

145

155

140

130

5.

Передвижение в стойке защитника 6x5 в квадрате 5 м (сек)

11,4

12,0

12,4

12,0

12,6

13,0

6.

Ведение «восьмёркой» 20 м (сек)

7,8

8,2

8,6

8,2

8,6

8,2

7.

Передача мяча одной рукой за 30 сек с расстояния 1,5 м (раз)

40

36

30

34

30

26

8.

10 штрафных бросков

7

5

4

7

4

3

9.

Броски с 5 точек (по кругу) одной рукой от головы. Всего 10 бросков. Мальчики с 5 м. Девочки с 4 м.

7

5

4

7

4

3

1.6.  7  класс

Теоретическая  подготовка  (основы  знаний)

Мотивы занятий физическими упражнениями. Влияние занятий физическими упражнениями. Влияние занятий баскетболом на организм детей. Основные приёмы самоконтроля.

Понятие о технике игры. Анализ технических приёмов. Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного класса). Правила соревнований, их проведение.

Техническая  подготовка.  Техника  нападения

Техника передвижения.

Ходьба, бег из положения стойки. Бег приставным шагом вперёд, назад, в стороны. Прыжки толчком одной ноги на месте и в движении. Остановка в быстром беге. Повороты.

Техника владения мячом.

Ловля одной рукой высоко летящего мяча, с низкого отскока. Ловля мяча одной рукой на уровне груди. Передача мяча одной рукой от головы. Передача дальние по расстоянию (12 – 15 м) двумя руками сверху, одной рукой от плеча. Передача двумя руками от груди и одной рукой от плеча в стену. Передача мяча на точность (квадрат на стене 2,5 – 3 м). Передачи в парах с перемещением приставными шагами. Встречные передачи мяча в прыжке одной рукой сверху (две колонны по диагонали площадки). Передачи мяча в тройках в движении.

Ведение мяча с изменением скорости и высоты отскока без зрительного контроля. Сочетание ведения мяча с остановками, поворотами. Ведение, остановка, поворот и передача мяча по сигналу. Соревнование введении мяча.

Броски мяча по кольцу изученными способами с сопротивлением защитника. Броски после прохода с ведением к щиту с левой, правой стороны. Ближние броски левой рукой от плеча под углом к щиту. Броски мяча в прыжке одной рукой сверху. Добивание в мишень на стене. Добивание привязанного мяча, после броска. Сочетание приёмов. Ловля низко летящего мяча – ведение – остановка – бросок – в прыжке – добивание одной рукой. Финт на бросок – финт на передачу – бросок.

Техника защиты

Техника передвижения.

Защитная стойка. Сохранение защитной стойки во время передвижения и остановок. Соревнования в защитных передвижениях. «Работа ног» защитника при движении противника справа, слева.

Техника овладения мячом.

Выбивание мяча при преследовании противника. Ложные движения защитника для вынуждения нападающего к неточной передаче. Перехват мяча с выходом сбоку, из-за спины. Накрывание мяча при броске с места, в прыжке.

Тактическая  подготовка.  Тактика  нападения.

Индивидуальные  действия

Действия без мяча.

1. Применение изученных способов передвижения в сочетании с финтами для выхода на свободное место в условиях прессинга.

2. Выбор места для действий в передней и задней линиях нападения.

3. Выбор позиции и момента для получения мяча в области трёхсекундной зоны.

Действия с мячом.

1. Выбор способа и момента для передачи мяча игрокам передней и задней линии нападения между собой.

2. Выбор времени и способа бросков мяча в корзину в зависимости от места расположения защитника.

3. Выбор способа и момента применения изученных приёмов техники и финтов в условиях плотной опеки.

Групповые действия.

1. Использование взаимодействий двух игроков «Передай мяч и выходи» и заслон между игроками передней и задней линий нападения, а так же в условиях личного прессинга.

2. Взаимодействие двух игроков с наведением.

3. Взаимодействие трёх игроков – «тройка».

Тактика  защиты

Индивидуальные действия.

1. Выбор места и противодействие получению мяча в области трёхсекундной зоны.

2. Выбор позиции для опеки игрока в условиях применения личного прессинга.

3. Выбор способа противодействия проходу под щит с ведением мяча.

4. Выбор расстояния до нападающего с мячом при угрозе атаки корзины.

Групповые действия.

1. Применение взаимодействия, подстраховка  при проходе игрока под щит с ведением.

2. Групповой отбор в процессе применения системы личного прессинга.

Командные действия.

1. Организация действий при борьбе за отскочивший от щита мяч.

2. Организация действий при противодействии быстрому прорыву.

Примерные  показатели  по  физической и  технической  подготовке

№ п/п

Контрольные упражнения

Показатели

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

1.

Бег 20 м с высокого старта (сек)

3,8

3,9

4,0

3,9

4,1

4,3

2.

Прыжок в длину с места

195

185

170

170

160

150

3.

40 сек х 2 (м) бег от лицевой до лицевой линии

360

340

325

340

320

305

4.

Бег 60 м (сек)

8,7

9,0

9,5

10,0

10,4

10,8

5.

Бег 600 м (сек)

200

205

215

220

225

240

6.

Передвижение в стойке защитника 6x5 в квадрате 5 м (сек)

10,0

10,4

11,0

10,5

11,0

11,4

7.

Подтягивание на высокой перекладине из виса (раз)

9

7

4

8.

Передача и ловля мяча одной рукой (с 2-х м в круг d=30см, h=2,5 м) 20 передач (сек), девочки с 2 м.

24

25

27

24

25

27

9.

10 штрафных бросков

8

6

4

8

6

4

10.

Броски с 5 точек одной рукой. Мальчики с 5 м. Девочки с 4 м.

1.7.  8  класс

Теоретическая  подготовка  (основы  знаний)

Двигательные (физические) качества человека и их развитие. Общие понятия о взаимодействии органов и систем организма человека. Работоспособность мышц и подвижность суставов. Понятие об утомлении и переутомлении. Вредные привычки, их влияние на организм занимающихся. Правила, организация и проведение соревнований: положения о соревнованиях, способы проведения (круговой, с выбыванием смешанный).

Техническая  подготовка.  Техника  нападения

Техника передвижения.

Изменение направления бега, бег на максимальной скорости в пределах площадки.

Техника владения мячом.

Передача мяча двумя руками сверху на точность, постепенно увеличивая расстояние (мишень на стене). Передача мяча в прыжке одной рукой сверху при движении по кругу приставными шагами. Обманные движения при выполнении передач. Передача левой и правой рукой от плеча, сбоку. Увеличение количества мячей при передачах в тройках, пятёрках. Ведение мяча левой рукой без зрительного контроля. Ведение мяча с максимальной скоростью. Обманные движения при низком ведении. Ведение с изменением скорости при входе в трехсекундную зону. Ведение с изменением скорости – остановка – передача – выход на удобную позицию – получение мяча – бросок в прыжке со средней дистанции.

Броски мяча в кольцо под углом к щиту, прямо к щиту со средних дистанций. Броски мяча в прыжке с близкого и среднего расстояния с отскоком от щита и без отскока. Финт – проход – с ведением – бросок одной рукой сверху с правой и левой стороны от щита. Ведение мяча на максимальной скорости по направлению прямо перед щитом, быстрая остановка и бросок одной рукой в прыжке. Штрафные броски.

Обманные движения перед передачей, ведением, броском.

Техника  защиты

Техника передвижения.

Сочетание способов передвижения, остановок, поворотов с техническими приёмами игры в защите. Соревнования в защитных передвижениях.

Техника овладения мячом.

Накрывание мяча при броске в прыжке и с места. Овладение мячом в борьбе за отскок у своего щита. Передвижение защитника против игрока, использовавшего и не использовавшего ведение. Накрывание мяча при броске одной рукой из под корзины при передвижении нападающего вдоль лицевой линии.

Тактическая  подготовка.  Тактика  нападения

Действия без мяча.

1. Выбор момента и места для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке.

2. Применение изученных способов передвижений, финтов и их сочетаний в игровых условиях на высокой скорости.

Действия с мячом.

1. Выбор способа и момента для передачи мяча центровому игроку.

2. Применение изученных способов броска мяча в корзину и их сочетание с финтами, ведением, способами передвижения в зависимости от способов противодействия защитника.

Командные действия.

1. Позиционное нападение через одного центрового игрока.

2. Позиционное нападение без центрового игрока (восьмёркой, серией заслонов).

3. Быстрый прорыв через центр поля.

Тактика защиты

Индивидуальные действия.

Применение блокировки в борьбе за отскочивший от щита мяч.

Групповые действия.

Групповые действия в борьбе за отскочивший мяч от щита (треугольник отскока).

Командные действия команды против применения быстрого прорыва через центр поля.

Примерные  показатели  по  физической и  технической  подготовке

№ п/п

Контрольные упражнения

Показатели

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

1.

Бег 20 м с высокого старта (сек)

3,7

3,9

4,1

3,9

4,1

4,3

2.

Прыжок в длину с места

205

190

175

175

165

155

3.

40 сек х 2 (м) бег от лицевой до лицевой линии

380

360

340

350

340

320

4.

Бег 60 м (сек)

8,9

9,3

10,0

9,7

10,1

10,5

5.

Бег 600 м (сек)

1,565

2,01

1,08

1,75

2,20

2,30

6.

Передвижение в стойке защитника 6x5 в квадрате 5 м (сек)

9,2

9,7

10,2

9,8

10,3

10,8

7.

Подтягивание на высокой перекладине из виса (раз)

11

8

5

8.

Поднимание ног до 90°

13

10

7

9.

10 штрафных бросков с 5 точек

(% попаданий)

84

64

40

80

60

50

10.

Броски с 5 равноудалённых точек (%  попаданий)

60

55

40

57

50

43

1.8.  9  класс

Теоретическая  подготовка  (основы  знаний)

Правила самостоятельного выполнения скоростных и силовых упражнений. Влияние физических упражнений на работоспособность мышц, на развитие сердечно-сосудистой системы.

Гигиена тренировочного процесса, врачебный контроль, самоконтроль. Основные правила в баскетболе.

Техника  нападения

Техника передвижения.

Бег к препятствию (стул) и остановка не касаясь его. Увеличение скорости передвижения перед остановками.

Техника владения мячом.

Передача мяча двумя руками сверху на длинные расстояния после поворотов. Передача мяча в прыжке двумя и одной рукой сверху в парах на месте (расстояние 3-6 м). Передача мяча одной рукой одной рукой от плеча (левой и правой) в тройках сменой мест. Скрытые передачи (одной рукой из-за спины, одной рукой под плечом). Сочетание приёмов: передача в движении и бросок в прыжке; поворот в движении или в прыжке – бросок.

Эстафета с ведением с высоким и низким отскоком, с отскоком и поворотом. Ведение мяча при пониженном зрительном контроле с изменением направления, скорости, ритма, меняя при этом руки. Укрывание мяча при обводе противника на скорости, с ускорениями. Пятнашки с ведением в парах. Освобождение от защитника с ведением, используя обманные движения. Сочетание приёмов: ведение мяча на скорости – передача – ловля – бросок из под кольца.

Броски одной рукой сверху в прыжке с угла площадки, то же с сопротивлением защитника. Броски в движении после передачи в потоке (место броска постоянное).

Чередование бросков со штрафной линии и бросков с удалением (после 5 рывков на 3 м серия из 10 бросков с чередованием бросков со штрафной линии с бросками на 1 м дальше неё).

Техника  защиты

Техника передвижения.

Сочетание способов бега, рывков, остановок, прыжков. Сочетание способов передвижения с техническими приёмами игры в защите.

Техника овладения мячом.

Отбивание мяча сторону при броске в прыжке. Отбивание мяча назад при броске в прыжке. Накрывание мяча при броске после отвлекающего действия. Овладение мячом у своего щита в борьбе с нападающими высокого роста, в условиях активной борьбы с нападающими.

Тактическая  подготовка.  Тактика нападения.Индивидуальные  действия

Действия без мяча.

Выход на свободное место для получения мяча в позиции центрового игрока, крайнего нападающего, защитника.

Действия с мячом.

Выбор момента и способы применения сложных приёмов техники владения мячом (передача из-за спины, одной рукой назад, изменение направления ведения мяча за спиной, броски «крюком»).

Групповые действия.

1. Противодействие взаимодействию двух игроков с заслоном в движении.

2. Противодействие трёх игроков – «окрестный выход».

Командные действия.

1. Система зонной защиты 2:3 и 2:1:2.

2. Противодействие быстрому прорыву в условиях защитных действий по зонному принципу.

3. Смена систем при введении мяча из-за боковых линий, после забитого мяча, штрафного броска, розыгрыша спорных мячей.

Интегральная подготовка

1. Чередование упражнений подготовительных, подводящих с выполнением технических приёмов: рывок – прыжки с доставанием ориентира (щита, кольца, подвешенного мяча) – корзину – отжимание в упоре лёжа – прыжки с отягощением.

2. Чередование выполнения приёмов техники защиты и нападения в разных сочетаниях.

3. Учебные игры с выполнением заданий в играх с уменьшенным составом (4x4; 4x3; 2x3).

Примерные  показатели  по  технической и  физической  подготовке

№ п/п

Контрольные упражнения

Показатели

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

1.

Бег 20 м с высокого старта (сек)

3,5

3,7

3,9

3,8

4,1

4,4

2.

Прыжок в длину с места

220

210

195

180

170

160

3.

Челночный бег 10x10 м (сек)

27,2

29,0

31,0

30,5

31,7

33,0

4.

Бег 600 м (сек)

1,54

1,573

2,04

2,15

2,183

2,25

5.

Перемещение 6x5 м (сек)

8,9

9,4

9,9

9,6

10,1

10,6

6.

Подтягивание на высокой перекладине (раз)

13

10

7

7.

Поднимание ног до 90°

15

12

10

8.

10 штрафных бросков

9

7

5

7

5

4

9.

Броски с 5 равноудалённых точек.

Мальчики с 5 м. Девочки с 4 м.

8

6

4

8

6

4

10.

Комбинированное упражнение (сек)

34,8

35,5

36,0

35,9

36,6

37,1

1.9.  10  класс

Теоретическая  подготовка  (основы  знаний)

Значение физических упражнений для организма на клеточном уровне. Правила самостоятельного выполнения упражнений, способствующих развитию выносливости. Основные требования к дозировке физической нагрузки в зависимости от возраста, пола и уровня физической подготовленности. Проведение занятий со школьниками младших классов.

Техническая  подготовка.  Техника  нападения

Техника передвижения.

Старты с места пробегания отрезков 5-10 м (изменение исходных положений). Ускорение по прямой после выхода с дуги. То же приставными шагами. Прыжки вверх с поворотом от 90° до 360°.

Техника владения мячом.

Подбрасывая двух мячей вверх и ловля их с поворотом на 180°. Жонглирование двумя мячами (перебрасывание мячей на вытянутых руках вверх в движении шагом, бегом). Передача мяча после ведения сопровождающему партнёру (в движениях по кругу и при построении парами, передвигаясь вдоль боковой линии). Скрытые передачи. Передача одной рукой снизу – назад, одной рукой из-за спины при движении в парах с последующим броском в корзину. Передача мяча крайнему нападающему игроку при проходе вдоль лицевой линии.

Ведение мяча с изменением направления и скорости, ведение двух мячей одновременно (правой и левой). То же попеременно. Ведение мяча на ограниченном участке (выбить мяч у любого партнёра и не дать выбить свой). Проходы с места при активном противодействии. Ведение мяча по дугам и скрытые передачи в области штрафного броска. Финт на бросок – проход с ведением, передача партнёру, входящему в область штрафного броска. Финт на бросок со средней дистанции и проход к щиту.

Броски мяча одной рукой от плеча с поворотом в движении после прохода вдоль лицевой линии. Броски с места и в движении с сопротивлением защитника. Броски в прыжке после ведения с сопротивлением. Добивание мяча двумя руками. Добивание мяча после своего броска. Броски с позиции после получения мяча от партнёра или выхода на позицию после ведения мяча. Выход на лицевой линии для получения мяча и завершения атаки броском. Штрафные броски.

Техника  защиты

Техника овладения мячом.

Накрывание и отбивание мяча при броске в движении. Преграждение пути направляющему и овладение мячом, отскочившим от щита или кольца. Ловля в прыжке в движении двумя руками и одной рукой мячей, отскочивших от щита.

Тактическая  подготовка.  Тактика  нападения. Индивидуальные  действия

Действия с мячом.

1. Выбор способов владения мячом, перемещений, финтов и их сочетаний при действиях на максимальной скорости, в условиях жёсткого противодействия.

2. Применение индивидуальных тактических действий в рамках изученных групповых взаимодействий, связанных с принятием решения (передача или бросок в корзину, бросок в корзину или продолжение взаимодействий, бросок или проход под щит и т.д.).

Групповые действия.

1. Взаимодействие трёх игроков «сдвоенный заслон», «наведение на двух игроков».

2. Применение взаимодействий при быстром прорыве на максимальной скорости («передай мяч и выходи», пересечение, «треугольник», «тройка») при численном равенстве нападающих и защитников на завершающей стадии быстрого прорыва.

3. Применение комбинаций при ведении мяча в игру из-за боковых линий, розыгрыши спорного мяча, выполнение штрафных бросков.

Практика  защиты

Групповые действия.

1. Противодействие сдвоенному заслону и наведению двух игроков.

2. Групповые взаимодействия игроков в защите при применении быстрого прорыва (в начале, развитии и завершении).

Примерные  показатели  по  физической и  технической  подготовке

№ п/п

Контрольные упражнения

Показатели

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

1.

Бег 20 м с высокого старта (сек)

3,3

3,5

3,7

3,7

4,0

4,3

2.

Прыжок в длину с места (см)

235

220

210

186

175

164

3.

Челночный бег 10x10 м (сек)

24,5

26,0

28,0

29,5

31,0

32,0

4.

Бег 600 м (сек)

1,45

1,5

1,55

2,13

2,18

1,23

5.

Подтягивание на высокой перекладине хватом сверху

15

12

9

6.

Поднимание ног до 90°

12

10

8

7.

Сгибание – разгибание рук в упоре на брусьях (раз)

15

13

10

8.

Перемещение 6x5 м (сек)

8,5

8,9

9,3

9,4

9,9

10,3

9.

Штрафные броски (% попаданий)

65

62

60

62

60

57

10.

Средние броски (% попаданий)

48

45

40

44

41

36

11.

Броски с дальней дистанции

(% попаданий)

40

42

38

38

36

34

1.10.  11  класс

Теоретическая  подготовка  (основы  знаний)

Цели физического воспитания. Влияние занятий баскетболом на организм занимающихся. Оказание первой помощи при травмах. Ошибки в выполнении технических приёмов и их причины. Взаимосвязь техники и уровня развития физических качеств.

Техническая  подготовка.  Техника  нападения

Техника передвижения.

Сочетание остановок с ведением и передачами мяча. Эстафеты, способствующие совершенствованию способов передвижения в нападении.

Техника владения мячом.

Жонглирование двумя мячами (каждый мяч подбрасывать и ловить двумя руками сбоку от себя попеременно: один справа, другой слева).

Передача мяча в движении в парах, в тройках на максимальной скорости передвижения вдоль площадки с сокращением количества передач. Упражнения в передачах мяча игроку, выходящему на свободное место. Передача двух мячей в стену. Скрытые передачи игрокам, выходящим для атаки корзины. Подбор мяча, брошенного в щит, первая передача для уходящего «в отрыв». Передача мяча крюком в двух колоннах.

Сочетание приёмов (передача с шагом вперёд после остановки, с ведением на максимальной скорости и броском по кольцу).

Ведение мяча с переводом за спиной. Ведение мяча на максимальной скорости в сочетании с остановками, поворотами, бросками с места и в прыжке. Ведение мяча из различных исходных положений. Игры для совершенствования ведения мяча (пятнашки с ведением, «пятнашки втроём», «выбей мяч ногой», «вырвись из круга» и др.). Аритмическое ведение, с внезапными рывками. Добивание одной и двумя руками после отскока от щита или кольца. Дальние броски изученными способами с сопротивлением и без сопротивления защитника.

Техника  защиты

Техника передвижения.

Передвижения шагом, бегом, спиной вперёд, боком, прыжками в сочетании с бегом, остановками и поворотами.

Техника овладения мячом.

Выбивание мяча у игрока, выполняющего бросок «крюком». Перехват поперечных подач мяча с выходом сбоку и из-за спины с использованием обманных движений. Игры и упражнения, способствующие совершенствованию борьбы за отскочивший от щита или кольца.

Техника передвижения защитника против быстрого нападающего, выполняющего конкретные функции в команде. Техника передвижений защитника при получении мяча центровым игроком, расположенным на линии штрафного броска (спиной к щиту, лицом к Щиту).

Тактическая  подготовка.  Тактика  нападения

Индивидуальные действия.

Выбор места для действий в зависимости от индивидуальных особенностей игроков и выполняемых функций. Освобождение пространства для действия партнёров.

Групповые действия.

Применение изученных взаимодействий двух и трёх игроков в условиях нападения против зонной, мешанной систем защиты и систем личного прессинга с учётом выполнения игровых функций.

Командные действия.

1. Нападение против зонной системы защиты 1:2:2 и 1:3:1.

2. Нападение против смешанной защиты 3:2.

3. Нападение против личного прессинга по всей площадке.

Тактика  защиты

Индивидуальные действия.

Выбор места в защите с учётом особенностей действий и выполняемой функции нападающего.

Командные действия.

1. Применение зонной системы защиты (1:2:2, 1:3:1).

2. Применение смешанной системы защиты (три в зоне, два лично).

3. Переход от одних систем защиты к другим в ходе встречи.

Примерные  показатели  по  физической и  технической  подготовке

№ п/п

Контрольные упражнения

Показатели

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

1.

Бег 20 м с высокого старта (сек)

3,2

3,4

3,6

3,7

4,0

4,4

2.

Челночный бег 10x10 м (сек)

25,0

27,0

28,5

28,6

30,0

31,0

3.

Прыжок в длину с места

240

225

215

185

175

165

4.

Бег 600 м (сек)

1,38

1,43

1,48

2,13

2,18

2,23

5.

Подтягивание на высокой перекладине (раз)

16

14

12

6.

Сгибание – разгибание рук

в упоре на брусьях (раз)

16

13

10

7.

Поднимание ног до 90°

17

15

12

8.

Перемещение 6x5 м (сек)

8,3

8,6

9,0

9,3

9,8

10,2

9.

Штрафные броски  (% попаданий)

80

68

62

66

62

59

10.

Средние броски (% попаданий)

52

48

43

47

44

40

11.

Броски с дальней дистанции

(% попаданий)

45

42

40

40

38

36


1.11.  Содержание  контрольных  нормативов

Специальная физическая подготовка

1. Бег 20. Выполняется с высокого старта. Учитывается лучший результат по двум попыткам.

2. Прыжок вверх с места (по В. М. Абалакову). Берётся лучший результат из трёх попыток. Прыгучесть можно определить и способом доставания наивысшей точки на баскетбольном щите. Для этого к щиту прикрепляется вертикальная планка с сантиметровой шкалой. На площадке под щитом чертится мелом квадрат 70x70 см. Предварительно замеряется длинна тела игрока с вверх вытянутой рукой. Затем игрок выполняет прыжок вверх, стремясь как можно выше сделать на планке отметку намеленным пальцем правой или левой руки. Фиксируется высота сделанной игроком отметки на уровнем площадки. Прыгучесть оценивается разностью результатов измерений. Учитывается лучший результат по трём попыткам.

3. 40-Секундный «челночный бег». Игрок последовательно, без пауз пробегает от одной лицевой линии площадки к другой, стремясь проделать максимальную дистанцию за 40 секунд. Выполняются две попытки с интервалом 2,5 минуты. Фиксируется суммарная дистанция пройденная за две попытки. В начале упражнения, интервале между попытками и в конце измеряется пульс, АД, делается заключение о функциональной готовности испытуемого. 5-6 классы выполняют этот норматив, пробегая 40-секундный отрезок один раз.

Техническая  подготовка

1. Перемещение 5x6 м. На площадке чертится квадрат со стороной 5 м. Передвижение осуществляется с наружной стороны ограничительных линий. Ученик становится лицом по ходу движения у места старта. По сигналу он продвигается лицом вперёд (5 м), затем по другой стороне квадрата левым боком в защитной стойке (5 м), затем заступает ногой за ограничительную линию и проделывает весь путь в обратном направлении: лицом вперёд, в защитной стойке вправо и спиной вперёд. В момент пересечения игроком линии финиша секундомер останавливается. Выполняется две попытки, выполняется лучший результат.

2. Штрафные броски выполняются сериями по 3 броска. После первого и второго броска мяч попадает к игроку, после третьего броска он подбирает сам и ведением переходит к противоположному щиту. Упражнение выполняется в течение 3 минут.

3. Процент попадания средних и дальних бросков: в течение 4 минут выполняется поочерёдно бросок со средней дистанции (4,5-5м). Последовательность выполнения бросков: с угла площадки, под углом 45° к щиту, напротив щита, под углом 45° с противоположной стороны и с угла площадки. С дальней дистанции броски выполняются с расстояния 6,25 – 6,5 м. Время - 4 минуты. Процент высчитывается отдельно для средних и дальних бросков.


IV. Заключение

Игра в баскетбол оказывает комплексное воздействие на организм человека. Она формирует почти все физические качества: скоростные, скоростно-силовые, выносливость, ловкость, точность, прыгучесть, координацию движений. Игра развивает самостоятельность, инициативу, волю к победе, целеустремленность, терпение и взаимовыручку. Она развивает внимание, память, интеллектуальные способности, формирует волевые и нравственные качества, так как игрокам необходимо соблюдать правила игры, согласовывать свои действия с действиями партнеров и соперников.

Разноуровневое проведение уроков заставляет учеников совершенствовать себя, многие стремятся попасть в более сильную группу. Это мотивирует учащихся на выполнение программы и улучшения своего физического состояния с помощью домашних заданий, активным участием в спортивных секциях, различных спортивно-массовых мероприятиях.

Главное в данное время не цифра (оценки), хотя и это важно, а то, чтобы заинтересовать и раскрыть способности каждого ученика. И в этом заинтересованы не только учащиеся, но и их родители, с которыми проводится работа как на родительских собраниях, так и в индивидуальных беседах.

В целом можно сказать, что за счет дифференцированного подхода к ученику, применение разноуровневого обучения на уроке физической культуры полностью оправдывает себя.

Развитие физических качеств, необходимых в жизни каждому человеку должно быть приоритетным в работе учителя физической культуры.

Отслеживание, представленное в виде соответствующих таблиц и графиков, говорит о том, что качественный уровень освоения программы представляет положительную динамику роста уровня физической подготовленности. Что подтверждает правильность выбора разноуровневого обучения учащихся.

1. Перспективный план

1. Совершенствование разноуровнего обучения учащихся 9-11 классов.

2. Продолжение работы по внедрению программы с углубленным изучением баскетбола в 5-11 классах.

3. Участие в спортивно-массовых мероприятиях среди учащихся:

Школьные мероприятия

№ п/п

Наименование мероприятия

Участники соревнований

Сроки проведения

Ответственные

1.

Осенний кросс

2-11 классы

Сентябрь

Учителя физической культуры

2.

Мини-футбол

5-11 классы

Сентябрь

Учителя физической культуры

3.

Губернаторские состязания

5-11 классы

Октябрь

Учителя физической культуры

4.

Первенство школы по баскетболу

5-11 классы

Октябрь

Учителя физической культуры

5.

Олимпиада по физической культуре

8-11 классы

Ноябрь

Учителя физической культуры

6.

«Конкурс силы»

8-11 классы

Февраль

Учителя физической культуры

7.

Лыжные гонки

5-11 классы

Март

Учителя физической культуры

Городские мероприятия

№ п/п

Наименование мероприятия

Участники соревнований

Сроки проведения

Ответственные

1.

Осенний кросс «Золотая осень»

Сборные школ

Сентябрь

Управление ФКиС, ДО, ГМО

2.

Олимпиада по физической культуре

8-9 классы, 10-11 классы

Ноябрь

ДО, ГМО

3.

Городской турнир по баскетболу среди юношей

7-8 классы

Декабрь

ДО, ГМО

4.

Городской турнир по баскетболу

5-6 классы

Февраль

ДО, ГМО

5.

Первенство города по баскетболу среди юношей

9-11 классы

Январь, февраль

ДО, ГМО

6.

Первенство города по баскетболу среди девушек

9-11 классы

Январь, февраль

ДО, ГМО

7.

Турнир по мини-футболу

7-8 классы

Октябрь

ДО, ГМО

8.

Губернаторские состязания

7-8 классы

Апрель

ДО, ГМО

10.

Губернаторские состязания

5-6 классы

Март

ДО, ГМО

11.

Лыжные гонки

Сборные 5-6, 7-8,

9-11 классы

Март

ДО, ГМО

12.

Легкоатлетическая эстафета

Сборные школ

9 мая

Управление ФКиС, ДО, ГМО


V. Список  использованной  литературы

  1. Виленский М.Я., Физическая культура: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002 г.
  2. Уроки баскетбола: игровые упражнения и игры: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гос. Ун-та, 2013.
  3. Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для ВУЗов физиче- ской культуры /Под редакцией Ю. М. Портнова. – М., 2004.
  4. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 336 с.
  5. Литвинова Е.Н. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). М.: Просвещение, 1996 г.
  6. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997 г.
  7. Лях В.И. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1998 г.
  8. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы. М.: Просвещение, 2001.
  9. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» №2. М. 2002 г.
  10. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» №4. М. 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...