Рабочая программа по бадминтону
рабочая программа по физкультуре на тему
Программа спортивной секции по бадминтону рассчитана на школьников в возрасте от десяти до семнадцати лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий.
Содержание учебно-тренировочной работы в спортивной секции отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_badmintonu_stepanova_n.a.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа спортивной секции по бадминтону
Учитель: Степанова Н.А.
первой квалификационной категории
Пояснительная записка.
Программа спортивной секции по бадминтону рассчитана на школьников в возрасте от десяти до семнадцати лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий.
Содержание учебно-тренировочной работы в спортивной секции отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.
Спортивная группа создается с учетом возраста, пола и уровня спортивной подготовки.
Программа раскрывает методические особенности обучения игре в бадминтон.
Целью физического воспитания является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, а в частности бадминтона, в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели программа спортивной секции по бадминтону для обучающихся будет способствовать решению следующих задач:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с обще-развивающей и корригирующей направленностью, посредством технических действий игры в бадминтон;
– освоение знаний о игре в бадминтон, истории бадминтона и его современном развитии, роли формирования здорового образа жизни средствами бадминтона;
– обучение навыкам, умениям, техническим действиям игры в бадминтон;
– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества.
В программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые измерения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены.
Образовательный процесс кружка. В группе занимаются и мальчики и девочки. Количественный состав 10-15 учащихся. Это позволяет уделить внимание каждому ребенку и дать им полный объем знаний и умений, предусмотренных программой.
В группах собираются дети с разным уровнем развития. Занятия проходят два раза в неделю, общая загруженность обучения- 4 часа.
Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее.
Программа обучения. Занятия бадминтоном позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу, выносливость, координацию движения, улучшают подвижность в суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества.
Бадминтон развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений и пространственное представление о своём теле на площадке. Широкая возможность вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон, как реабилитационное средство, в группах общей физической подготовки и на занятиях в специальной медицинской группе.
Условия выполнения программы:
- Количество детей в кружках не более 15 человек.
- В школе имеется методический материал с описанием основных упражнений, наглядное пособие в виде картинок, журналов.
- Желательно наличие небольшого роста результатов, показанных занимающимися в спортивной секции.
Формы и построение занятий.
Основная организационная форма тренировочного процесса — групповое тренировочное занятие продолжительностью 2 часа. Занятия могут быть и меньшей продолжительности. Домашние задания, дополняющие основные тренировочные занятия, можно выполнять и в другое время дня. Помимо занятий направленных на совершенствование приемов бадминтона, проводят занятия в виде кроссов, ходьбы на лыжах, баскетбола и др. Наконец, и спортивные соревнования представляют собой одну из форм занятий.
Во всех формах занятий необходимо соблюдать основное правило: постепенно начинать занятие, затем проводить основную работу (кривая нагрузки здесь может быть различной в зависимости от вида упражнений, характера нагрузки и т. д., но на более высоком уровне) и в заключение снижать нагрузку. Такая физиологическая кривая обязательна для любого тренировочного занятия, в какой бы форме оно ни проводилось.
Тренировочные занятия строятся по общепринятой структуре, состоящей или из четырех частей (вводной, подготовительной, основной и заключительной), или из трех (разминки, основной и заключительной).
Прогнозируемый результат.
Результаты освоения программного материала спортивной секции по бадминтону оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах занимающихся. Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия бадминтоном для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания программного материала спортивной секции по бадминтону, в единстве с освоением материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий по бадминтону, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из бадминтона, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по бадминтону.
Предметные результаты характеризуют опыт занимающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения программного материала спортивной секции по бадминтону. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по бадминтону.
В результате освоения программы по бадминтону занимающиеся должны:
знать /понимать:
– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
– способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь:
– выполнять технические действия по бадминтону;
– выполнять комплексы обще-развивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
– соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений по бадминтону;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
– включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Контрольные нормативы для определения технической подготовленности в бадминтоне
№ п/п | Контрольные упражнения | 10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16-17 лет |
1. | Набивание (жонглирование) волана, кол-во раз | 8–10 | 11–15 | 16–20 | 21–25 | 26–30 | 31–35 | 36–40 |
2. | Передвижение в четыре точки из центра площадки (приставным, крестным и простым шагом), перенося воланы в каждый угол площадки | 22 | 22 | 18 | 16 | 14 | 12 | 10 |
3. | Выполнение короткой передачи волана из правой передней зоны площадки в левую переднюю зону (по диагонали), кол-во раз | 4–6 | 6–8 | 8–10 | 10–12 | 12–14 | 14–16 | 14–18 |
4. | Выполнение короткой подачи открытой стороной ракетки, по 5 ударов из двух квадратов, кол-во раз | 2 | 3–4 | 4–6 | 5–7 | 6–8 | 7–9 | 7–9 |
5. | Выполнение короткой подачи закрытой стороной ракетки, по 5 ударов из двух квадратов, кол-во раз | 2 | 3–4 | 4–6 | 5–7 | 6–8 | 7–9 | 7–9 |
6. | Выполнение высоко-далекой подачи на заднюю линию площадки, кол-во раз | 1–3 | 2–4 | 3–5 | 4–6 | 5–7 | 7–8 | 7–9 |
7. | Выполнение атакующего удара «смеш» по прямой линии в среднюю зону площадки, кол-во раз | – | – | – | 4–5 | 5–6 | 6–7 | 7–8 |
Содержание программы кружка.
Программа включает в себя три основных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
В разделе «Знания о физической культуре» представлены основные термины и понятия игры в бадминтон, история развития бадминтона, и его роль в современном обществе. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки бадминтонистов, особенности организации и проведения самостоятельных занятий по бадминтону, даются правила игры в бадминтон и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя: организацию и проведение самостоятельных занятий бадминтоном с учетом индивидуальных особенностей физического развития и уровня подготовленности; соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выбор инвентаря, одежды для занятий бадминтоном.
Организация и проведение самостоятельных занятий по бадминтону. Планирование занятий по бадминтону. Составление по образцу комплексов упражнений для развития физических качеств в бадминтоне. Подводящие и подготовительные упражнения в бадминтоне, необходимые для освоения двигательных действий. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия. Организация досуга посредством игры в бадминтон.
Оценка эффективности занятий по бадминтону. Самонаблюдение и самоконтроль на занятиях по бадминтону. Ведение дневника самонаблюдения, за динамикой физического развития и физической подготовленности. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Правила самостоятельного тестирования физических качеств в бадминтоне. Оценка основных технических приемов игры (стойки, подачи, удары, передвижение по корту). Способы выявления и устранения ошибок в бадминтоне. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Раздел «Физическое совершенствование», ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья. Этот раздел включает в себя несколько направлений: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью» и «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».
«Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья обучающихся. В этом разделе изучаются оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
«Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью», направлена на физическое совершенствование обучающихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки бадминтонистов. Освоение обучающихся способам хватки ракетки, подач, ударов по волану, техники передвижения по площадке, технико-тактических действий в бадминтоне.
Способы держания (хватки) ракетки: универсальная, для удара открытой и закрытой стороной ракетки.
Стойки: при подаче, при приеме, игровые; правосторонние, левосторонние; высокие, средние, низкие; атакующие, защитные, универсальные.
Подачи: открытой и закрытой стороной ракетки; высоко-далекая, высокая, атакующая, плоская, короткая.
Удары: фронтальные, нефронтальные; открытой и закрытой стороной ракетки; сверху, сбоку, снизу; высоко-далекий; высокий атакующий; атакующий («смеш», «полусмеш»); плоский; укороченный; сброс на сетке; подставка; подкрутка, в «противоход».
Передвижения: вперед, назад, в сторону; простой, переменный, приставной, перекрестный; выпад, прыжок, бег.
Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах. Упражнения для развития силы кисти. Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития ориентации в пространстве, равновесия, реагирующей способности. Упражнения на расслабление.
«Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью», ориентирована на обучение: стойкам при подаче, приеме волана; передвижениям по зонам площадки; плоской, короткой подач, открытой и закрытой стороной ракетки; нападающему, блокирующему, плоскому ударам; приемам короткого удара справа, слева, с отбросом на заднюю линию, подставка открытой и закрытой стороной ракетки у сетки. Совершенствование тактики игры в нападении, в защите, в разных зонах площадки. Отработка тактических игровых комбинаций. Игра в бадминтон по правилам. Упражнения специальной физической и технической подготовки.
В тематическом планировании отражены темы основных разделов программы и даны характеристики видов деятельности обучающихся.
Учебно-методические пособия
1. Бадминтон: учебник для студентов вузов по направлению 032100 – физ.культура / Ю.Н. Смирнов. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Советский спорт, 2011. – 248 с.
2. Бадминтон в системе физического воспитания студенческой молодежи: методические указания / В.М. Мачнев. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 27 с.
3. Бадминтон на этапе начальной подготовки в вузах: учебное пособие / В.Г. Турманидзе. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. – 72 с.
4. Бадминтон: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ / А.Н. Горячев; А.А. Ивашин; Московская городская федерация бадминтона. – М.: Советский спорт, 2010. – 160 с.
5. Игра бадминтон: учебно-методическое издание / А.В. Щербаков, Н.И. Щербакова. – М.: ООО «Гражданский альянс», 2009. – 121 с.
6. Тристан В.Г. Физиология спорта: учеб. пособие / В.Г. Тристан, О.В. Погадаева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.
7. Учимся играть в бадминтон / В.Г. Турманидзе., А.В. Турманидзе. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.: ил. – (Библиотека «первого сентября». Серия «Спорт в школе», вып. 25).
Тематический план (2 раза в неделю по 2 часа)
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка |
Изучение способов хвата ракетки, техники передвижения по площадке, основных стоек игрока. | 4 | 1 | 3 | |
Ознакомление учащихся с размерами площадки, с правилами игры на счет. | 1 | 1 | ||
Жонглирование воланом на различной высоте с перемещением. | 6 | 6 | ||
Изучение основных типов подач в бадминтоне (высоко-далекая, короткая и плоская подачи). | 7 | 1 | 7 | |
Совершенствование основных типов подач в бадминтоне. | 3 | 3 | ||
Обучение техники приема подачи. | 3 | 3 | ||
Техника и тактика парной игры. | 4 | 1 | 3 | |
Изучение основных ударов в бадминтоне (удары сверху открытой и закрытой стороной, удары справа и слева). | 7 | 1 | 6 | |
Совершенствование основных ударов в бадминтоне. | 3 | 3 | ||
Обучение техники выполнения атакующего удара (смеша). | 3 | 1 | 2 | |
Изучение сеточного удара (подставка откидка, удар по диагонали). | 7 | 1 | 6 | |
Совершенствование сеточного удара. | 3 | 3 | ||
Круговая тренировка, общефизическая подготовка. | 5 | 5 | ||
Проведение одиночных встреч до 5, 11, 21 очков. | 7 | 7 | ||
Сдача контрольных нормативов. | 3 | 3 |
Календарно-тематическое планирование спортивной секции по бадминтону
№ п/п | Наименование тем | План | Факт | Примечание |
Изучение способов хвата ракетки, техники передвижения по площадке, основных стоек игрока. | Сентябрь 1 неделя | |||
Ознакомление учащихся с размерами площадки, с правилами игры на счет. | Сентябрь 1 неделя | |||
Изучение техники передвижения по площадке, основных стоек игрока. | Сентябрь 2 неделя | |||
Изучение способов хвата ракетки, техники передвижения по площадке, основных стоек игрока. | Сентябрь 2 неделя | |||
Круговая тренировка, общефизическая подготовка. | Сентябрь 3 неделя | |||
Жонглирование воланом на различной высоте с перемещением. | Сентябрь 3 неделя | |||
Изучение техники передвижения по площадке. | Сентябрь 4 неделя | |||
Ознакомление с основными типами подач в бадминтоне | Сентябрь 4 неделя | |||
Обучение техники выполнения высоко-далекой подачи. | Октябрь 5 неделя | |||
Обучение техники выполнения высоко-далекой подачи. | Октябрь 5 неделя | |||
Обучение техники приема подачи. | Октябрь 6 неделя | |||
Круговая тренировка, общефизическая подготовка. | Октябрь 6 неделя | |||
Проведение одиночных встреч до 5, 11, 21 очков. | Октябрь 7 неделя | |||
Обучение техники выполнения короткой подачи. | Октябрь 7 неделя | |||
Обучение техники выполнения короткой подачи. | Октябрь 8 неделя | |||
Обучение техники приема подачи. | Октябрь 8 неделя | |||
Жонглирование воланом на различной высоте с перемещением. | Ноябрь 9 неделя | |||
Круговая тренировка, общефизическая подготовка. | Ноябрь 9 неделя | |||
Обучение техники выполнения плоской подачи. | Ноябрь 10 неделя | |||
Обучение техники выполнения плоской подачи. | Ноябрь 10 неделя | |||
Обучение техники приема подачи. | Ноябрь 11 неделя | |||
Совершенствование техники приема подачи и выполнения подачи. | Ноябрь 11 неделя | |||
Сдача контрольных нормативов. | Ноябрь 12 неделя | |||
Проведение одиночных встреч до 5, 11, 21 очков. | Ноябрь 12 неделя | |||
Жонглирование воланом на различной высоте с перемещением. | Декабрь 13 неделя | |||
Техника и тактика парной игры. | Декабрь 13 неделя | |||
Техника и тактика парной игры. | Декабрь 14 неделя | |||
Ознакомление с основными ударами в бадминтоне | Декабрь 14 неделя | |||
Обучение техники выполнения удара сверху открытой стороной ракетки | Декабрь 15 неделя | |||
Обучение техники выполнения удара сверху открытой стороной ракетки | Декабрь 15 неделя | |||
Обучение техники выполнения удара сверху закрытой стороной ракетки | Декабрь 16 неделя | |||
Обучение техники выполнения удара сверху закрытой стороной ракетки | Декабрь 16 неделя | |||
Круговая тренировка, общефизическая подготовка. | Январь 17 неделя | |||
Проведение одиночных встреч до 5, 11, 21 очков. | Январь 17 неделя | |||
Жонглирование воланом на различной высоте с перемещением. | Январь 18 неделя | |||
Обучение техники выполнения удара справа и слева | Январь 18 неделя | |||
Обучение техники выполнения удара справа и слева | Январь 19 неделя | |||
Совершенствование техники основных ударов в бадминтоне. | Январь 19 неделя | |||
Совершенствование техники основных ударов в бадминтоне. | Февраль 20 неделя | |||
Обучение техники выполнения атакующего удара (смеш). | Февраль 20 неделя | |||
Обучение техники выполнения атакующего удара (смеш). | Февраль 21 неделя | |||
Сдача контрольных нормативов. | Февраль 21 неделя | |||
Проведение одиночных встреч до 5, 11, 21 очков. | Февраль 22 неделя | |||
Жонглирование воланом на различной высоте с перемещением. | Февраль 22 неделя | |||
Круговая тренировка, общефизическая подготовка. | Февраль 23 неделя | |||
Ознакомление с сеточными ударами | Февраль 23 неделя | |||
Обучение техники сеточного удара подставка. | Март 24 неделя | |||
Обучение техники сеточного удара подставка. | Март 24 неделя | |||
Обучение техники сеточного удара откидка. | Март 25 неделя | |||
Обучение техники сеточного удара откидка. | Март 25 неделя | |||
Проведение одиночных встреч до 5, 11, 21 очков. | Март 26 неделя | |||
Обучение техники сеточного удара по диагонали. | Март 26 неделя | |||
Обучение техники сеточного удара по диагонали. | Апрель 27 неделя | |||
Совершенствование техники основных сеточных ударов. | Апрель 27 неделя | |||
Совершенствование техники основных сеточных ударов. | Апрель 28 неделя | |||
Техника и тактика парной игры. | Апрель 28 неделя | |||
Техника и тактика парной игры. | Апрель 29 неделя | |||
Круговая тренировка, общефизическая подготовка. | Апрель 29 неделя | |||
Проведение одиночных встреч до 5, 11, 21 очков. | Апрель 30 неделя | |||
Жонглирование воланом на различной высоте с перемещением. | Апрель 30 неделя | |||
Совершенствование техники приема и выполнения подач. | Май 31 неделя | |||
Совершенствование техники приема и выполнения подач. | Май 31 неделя | |||
Совершенствование техники основных ударов в бадминтоне. | Май 32 неделя | |||
Совершенствование техники основных сеточных ударов. | Май 32 неделя | |||
Совершенствование техники выполнения атакующего удара (смеш). | Май 33 неделя | |||
Сдача контрольных нормативов. | Май 33 неделя | |||
Проведение одиночных встреч до 5, 11, 21 очков. | Май 34 неделя | |||
Проведение одиночных встреч до 5, 11, 21 очков. | Май 34 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по бадминтону
Рабочая программа по бадминтону...
Рабочая программа по бадминтону.
Рабочая программа по бадминтону....
Рабочая программа по "Бадминтону "
Рабочая программа по бадминтону...
Рабочая программа по бадминтону 6 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю....
Рабочая программа по бадминтону " Стремительный волан"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-7 классов...
рабочая программа по бадминтону
Программа направляет деятельность учащихся на изучение истории, техники и тактики избранного олимпийского вида спорта – бадминтона, на повышение мотивации к занятиям физической культурой и спорт...
Рабочая программа по Бадминтону.
Бадминтон как вид спорта помогает решать основную задачу....