рабочая программа физическая культура 2 класс
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по физической культуре для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы «Физическая культура» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. М, «Просвещение», 2011 год
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ «Ялгинская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Физическая культура» во 2 классе отводится 102 ч (3 ч в неделю).
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, метании;
- обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Общая характеристика учебного предмета.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
- на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
- на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Планируемые результаты изучения курса «Физическая культура»
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями режиме дня, организация отдыха и досуга с использование средств физической культуры;
• изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержкам сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;
• организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности ;
• организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю час- игры пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельной гости;
Учащиеся получат возможность узнать:
об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
о способах и особенностях движений, передвижений;
о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
- о причинах травматизма на занятиях физической культуры.
Учащиеся научатся:
выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;
выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;
взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физической культурой.
По окончании начальной школы обучающиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
ых двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
Содержание курса
Знания о физической культуре 3 часа
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности 3 часа
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование 72 часа
Гимнастика с основами акробатики 18 часов
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика18 часов
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Кроссовая подготовка, мини-футбол 18 часов
1. Бег по слабопересеченной местности до 1 км.
2. Равномерный медленный бег до 5 мин.
3. Кросс до 800 м. (мал.) до 500 м. (дев.)
4. Спортивная игра мини-футбол: а) удары по мячу ногой.
б) остановка мяча ногой, отбор мяча.
в) тактические действия в защите и нападении
г) отбор мяча.
5. Бег по пересеченной местности.
6. Равномерный бег до 6 мин.
7. Кросс до 1 км.
8.Бег с преодолением препятствий.
9.Бег по пересеченной местности.
Подвижные игры 18 часов
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Спортивные игры»:Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол 12 часов: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол 12 часов: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Контрольные упражнения | Уровень | |||||
| Мальчики | Девочки | ||||
| высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз | 14 – 16 | 8 – 13 | 5 – 7 | 13 – 15 | 8 – 12 | 5 – 7 |
Прыжок в длину с места, см | 143 – 150 | 128 – 142 | 119 – 127 | 136 – 146 | 118 – 135 | 108 – 117 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,0 – 5,8 | 6,7 – 6,1 | 7,0 – 6,8 | 6,2 – 6,0 | 6,7 – 6,3 | 7,0 – 6,8 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
Учебно-тематический план
п/№ | Вид программного материала | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч | итого |
1 | Знания о физической культуре | 1 | - | 2 | - | 3ч |
2 | Способы физической деятельности | 1 | 1 | - | 1 | 3ч |
3 | Физическое совершенствование | 96ч | ||||
1. | Физкультурно – оздоровительная деятельность | 1 | 1 | 2ч | ||
2. | Спортивно – оздоровительная деятельность | 94ч | ||||
2.1 | Гимнастика с основами акробатики | 17 | 5 | 22ч | ||
2.2 | Лёгкая атлетика | 21 | 21ч | |||
2.3 | Лыжные гонки | 15 | 15ч | |||
2.4 | Подвижные и спортивные игры | 3 | 3 | 8 | 22 | 36ч |
итого | 27 | 21 | 30 | 24 | 102 |
Календарно-тематическое планирование по физической культуре
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
1 | Инструктаж по ТБ. Техника ходьбы и бега. Подвижная игра «Ловишки». | 1 | ||
2 | Разновидности ходьбы. Подвижная игра «Совушка». | 1 | ||
3 | Равномерный бег с последующим ускорением Подвижная игра «Жмурки». | 1 | ||
4 | Техника прыжков. Прыжки на месте и с поворотом на 90° .Подвижная игра «Класс, смирно!». | 1 | ||
5 | Прыжки по разметкам, через препятствия .Подвижная игра «Запрещенное движение». | 1 | ||
6 | Техника метания малого мяча на дальность из-за головы. Подвижная игра «Класс, смирно!». | 1 | ||
7 | Совершенствование техники метания малого мяча на дальность из-за головы. Подвижная игра «Класс, смирно!». | 1 | ||
8 | Инструктаж по ТБ. Техника ходьбы и бега. Подвижная игра «Ловишки». | 1 | ||
9 | Разновидности ходьбы. Подвижная игра «Совушка». | 1 | ||
10 | Равномерный бег с последующим ускорением Подвижная игра «Жмурки». | 1 | ||
11 | Техника бега. Подвижная игра «Перелет птиц». | 1 | ||
12 | Совершенствование техники равномерного бега (3 минуты). Подвижная игра «Воробьи и вороны». | 1 | ||
13 | Закрепление техники равномерного бега (3 минуты). Подвижная игра а «За флажками». | 1 | ||
14 | Техника равномерного бега (4 минуты). Подвижная игра «Белые медведи». | 1 | ||
15 | Техника равномерного бега (4 минуты). Подвижная игра «Охотники и утки». | 1 | ||
16 | Соревнования по бегу (до 60 м). Подвижная игра «Запрещенное движение». | 1 | ||
17 | Бег с ускорением от20 до 30 м | 1 | ||
18 | Кросс по слабо пересеченной местности до 1 км | 1 | ||
19 | Строевые упражнения. Подвижная игра «Угадай, чей голосок?». | 1 | ||
20 | Повороты «налево», «направо». Команды «шагом марш!» «класс стой» | 1 | ||
21 | Перестроение из колонны по одному в колонну по два. | 1 | ||
22 | Техника построений в колону по одному и в шеренгу. Подвижная игра «Море волнуется»». | 1 | ||
23 | Размыкание на вытянутые в сторону руки. | 1 | ||
24 | Передвижение в колонне по одному по указанным ориентирам | 1 | ||
25 | Перестроение по двое в шеренге и колонне .Строевые упражнения. Подвижная игра «Змейка» | 1 | ||
26 | Передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом». Подвижная игра «Зайцы в огороде». «Море волнуется» | 1 | ||
27 | Техника перестроений по звеньям, по заранее установленным местам. Ходьба по гимнастической скамейке. Подвижная игра «Змейка». | 1 | ||
28 | Повороты «налево», «направо». Команды «шагом марш!» «класс стой» | 1 | ||
29-30 | Перестроение из колонны по одному в колонну по два. | 1 | ||
31-32 | Ходьба по гимнастической скамейке. Подвижная игра «Класс, смирно!». | 2 | ||
33 | Элементы футбола. Техника ударов по мячу ногой. Подвижная игра «мяч на полу» | 1 | ||
34 | Элементы футбола. Техника ударов по мячу ногой. Подвижная игра «передача мяча в колонне». | 1 | ||
35 | ОРУ. Игры Подвижная игра «К своим флажкам». | 1 | ||
36 | ОРУ. Игры Подвижная игра «Два мороза». | 1 | ||
37 | ОРУ. Игры Эстафеты «Вызов номеров!», «Картошка». | 1 | ||
38 | ОРУ. Игры Эстафеты «Картошка», «Паучок». | 1 | ||
39 | ОРУ. Игры Подвижная игра «Запомни положение». | 1 | ||
40 | ОРУ. Игры Подвижная игра «Заяц без логова». | 1 | ||
41 | ОРУ. Игры Подвижная игра «Бег за флажками». | 1 | ||
42 | ОРУ. Игры Подвижная игра «Охотники и утки». | 1 | ||
43 | Техника бросков мяча снизу на месте. Подвижная игра «Бросай – поймай». | 1 | ||
44 | Техника ловли баскетбольного мяча. Подвижная игра «Запрещенное движение». | 1 | ||
45 | Ловля и передача мяча в движении | 1 | ||
46 | Техника ловли баскетбольного мяча. Подвижная игра «Пятнашки». | 1 | ||
47 | Ведение на месте. Броски в цель (кольцо, щит, мишень). ОРУ | 1 | ||
48 | Техника передачи мяча снизу на месте. Подвижная игра «Мяч соседу». | 1 | ||
49 | Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой. | 1 | ||
50 | Ознакомление с техникой передвижения на лыжах | 1 | ||
51- 52 | Скользящий шан | 2 | ||
53 | Скользящий шаг с палками | 1 | ||
54 55 | Техника передвижения и скольжения | 2 | ||
56 57 | Техника поворотов, разворотов на лыжах | 2 | ||
58 59 | Подъемы и спуски под уклон | 2 | ||
60 | Учет по технике подъемов и спусков | 1 | ||
61 | Техника торможения | 1 | ||
62 63 | Закрепление техники передвижения на лыжах | 2 | ||
64 65 | Передвижение на лыжах на дальние расстояния( 1000 м, 1,5 км) | 2 | ||
66 | Техника бросков мяча снизу на месте. Подвижная игра «Удочка». | 1 | ||
67 68 | Совершенствование техники передачи мяча снизу на месте. Подвижная игра «Запрещенное движение». | 2 | ||
69 | Техника бросков мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами. | 1 | ||
70 | Техника бросков мяча снизу на месте в щит. Эстафеты с мячами. | 1 | ||
71 | Техника передачи мяча снизу на месте. Подвижная игра «Мяч на полу». | 1 | ||
72 73 | Совершенствование техники бросков мяча снизу на месте в щит. Подвижная игра «Поймай лягушку». | 2 | ||
74 75 | Совершенствование передачи мяча снизу на месте. Подвижная игра «Не попадись!». | 2 | ||
76 | Совершенствование ловли и передачи мяча снизу на месте. Подвижная игра «Выстрел в небо». | 1 | ||
77 | Техника ведения мяча на месте. Подвижная игра «Паук и мухи». | 1 | ||
78 | Совершенствование техники ведения мяча на месте. Подвижная игра «Море волнуется раз». | 1 | ||
79 | Совершенствование ловли и передачи мяча снизу на месте. Подвижная игра «Ловишки с мячом». | 1 | ||
80-81 | Совершенствование техники ведения мяча на месте. Подвижная игра «Море волнуется раз». | 2 | ||
82 | Техника равномерного бега (3 минуты). Подвижная игра «Воробьи и вороны». | 1 | ||
83 | Совершенствование техники равномерного бега (3 минуты). Подвижная игра «Воробьи и вороны». | 1 | ||
84 | Техника равномерного бега (4 минуты). Подвижная игра «Два мороза». | 1 | ||
85 | Совершенствование техники равномерного бега (4 минуты). Подвижная игра «Белые медведи». | 1 | ||
86 | Техника равномерного бега (5 минут). Подвижная игра «Успей выбежать». | 1 | ||
87 | Совершенствование техники равномерного бега (5 минут). Подвижная игра «Охотники и утки». | 1 | ||
88 | Техника бега с изменением направления, ритма и темпа. Подвижная игра «Запрещенное движение». | 1 | ||
89 | Совершенствование техники бега с изменением направления, ритма и темпа. Подвижная игра «Класс, смирно!». | 1 | ||
90 | Прыжки со скакалкой. Техника прыжка в длину с места, с разбега. Подвижная игра «Воробьи и вороны». | 1 | ||
91 | Прыжки в высоту с прямого разбега. Техника прыжка с отталкиванием одной и приземлением на две. Подвижная игра «Охотники и утки» | 1 | ||
92 | Элементы футбола. Техника остановки мяча ногой. | 1 | ||
93 | Элементы футбола. Техника остановки мяча ногой. | 1 | ||
94 | Элементы футбола. Техника отбора мяча. | 1 | ||
95 | Элементы футбола. Техника отбора мяча. Тактические действия в защите и нападении | 1 | ||
96 | Техника метания малого мяча в цель. Подвижная игра «Два мороза». | 1 | ||
97 | Техника метания набивного мяча из разных положений. Эстафеты. | 1 | ||
98 | Техника метания набивного мяча на дальность. Подвижная игра «Пятнашки». | 1 | ||
99 | Совершенствование игр, в которые можно играть во дворе: «День, ночь», «Белые медведи», «Охотники и утки». Беседа «Правила приема солнечных и воздушных ванн в летнее время. Режим дня» | 1 | ||
100-102 | Резерв. Итоги года | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физическая культура» для 5-11 классов
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (Авторы В.И.Лях, А.А. Зданевич Москва «Просвещение» 2009 г.) Настоящая...
Рабочая программа "Физическая культура" 5-11 класс
Модифицированные рабочие программы "Физическая культура" , на основе программы "Физическая культура" В..И. Лях.,А.А.Зданевич....
Рабочие программа Физическая культура 5 - 9 классы Лях
Рабочие программы Физическая культура 5 - 9 классы Лях...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 5 – 9 класс
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2010г., под общей редак...
Рабочая программа Физическая культура 9 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающих...
Рабочая программа Физическая культура 5 класс
По программе общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. 5-11 классы. Автор – составитель – А.П.Матвеев, изд.2-е,...
Рабочая программа Физическая культура 2 класс
Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2011. Программа для общеобразовательных...