РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физическая культура» для 5-11 классов
рабочая программа по физкультуре по теме
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (Авторы В.И.Лях, А.А. Зданевич Москва «Просвещение» 2009 г.) Настоящая рабочая программа учитывает особенности образовательного учреждения, наличие спортивного оборудования программа реализует на базовом уровне 3 часа в неделю.
Цель: содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающихся.
Задачи:
- содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
- представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoryanidov_-_verevkina_rabochaya_programma.doc | 262.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Физическая культура»
для 5-11 классов 105 часа
Березовский 2012
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Физическая культура»
для 5-11 классов 105 часа
Составитель: Веревкина И.В.
Дворянидов К.В.
Обсуждено на заседании МО учителей ИЗО и черчения и музыки Руководитель: Черткова Р.Е. Протокол №___ от __.__________ г. | Утверждено педагогическим советом протокол № 9 от 24.08.2011г. Директор лицея ________Л.И. Ляскина |
Березовский 2012
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
2. Требования к уровню подготовки обучающихся.
3. Учебно-тематический план
4. Содержание программного материала
5. Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету физической культуры
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (Авторы В.И.Лях, А.А. Зданевич Москва «Просвещение» 2009 г.)
Настоящая рабочая программа учитывает особенности образовательного учреждения, наличие спортивного оборудования программа реализует на базовом уровне 3 часа в неделю.
Цель:
содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающихся.
Задачи:
- содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
- представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов.
К формам организации занятий по физической культуре относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач настоящей программы по физической культуре необходимо уроки физической культуры дополнять внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, продленного дня, физкультминутки, подвижные перемены и т. д.).
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
- образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
- образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;
- образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее и влиянии на развитие систем организма.
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
- словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
- наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);
- метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
- методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.).
Используются современные образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
- личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
- информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры;
Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках легкой атлетики. Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
- основы истории развития физической культуры в России (СССР);
- особенности развития избранного вида спорта;
- педагогические, физические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с развитой функциональной направленностью;
- биодинамические особенности и содержания физических упражнений общеразвивающей и коррегирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
- физические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергосбережения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности по средствам индивидуальных физических занятий;
- психофункциональные особенности собственного организма;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепление здоровья и повышение физической подготовленности;
- пособы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятии физическими упражнениями;
Уметь
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой
Демонстрировать (5 – 9 класс)
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 метров с высокого старта с опорой на руку, сек | 9 ,2 | 10,2 |
Силовые | Лазанье по канату на расстояние 6 метров, сек. Прыжок в длину с места, см. Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, количество раз. | 12 180 - | - 165 18 |
К выносливости | Кроссовый бег 2 км. Передвижение на лыжах 2 км. | 8мин 50 сек 16 мин30 сек | 10мин 20 сек 21мин 00 сек |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, с. Бросок малого мяча в стандартную мишень, м | 10,0 12,0 | 14,0 10,0 |
(10 – 11 класс)
Физические способности | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Скоростные | Бег 30 м Бег 100 м | 5,0 с 14,3 с | 5.4 с 17.5 с |
Силовые | Подтягивание из виса на высокой перекладине Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз Прыжок в длину с места, см | 10 раз 215 см | 14 раз 170 см |
К выносливости | Кроссовый бег на 3 км Кроссовый бег на 2 км | 13 мин 50 с | 10 мин 00 с |
4. Содержание программного материала
Тема №1 Легкая атлетика.
Легкую атлетику называют «королевой» спорта. На занятиях обучающиеся овладевают техникой бега, прыжков, метания. Развивают физические качества, силу, быстроту, ловкость, координацию движений. Уроки легкой атлетики воспитывают выносливость, вырабатывают волю, настойчивость, умение преодолевать трудности.
В результате изучения обучающийся должен | |
Знать: | Уметь: |
- основы техники бега на короткие, длинные дистанции, эстафетного бега, прыжков, метаний | - выполнять отдельные элементы и целые упражнения из раздела легкой атлетики |
- правила соревнования по отдельным видам легкой атлетики | - выполнять обязанности судьи при проведении соревнований по отдельным видам |
Тема №2 Спортивные игры
Спортивные игры (волейбол, баскетбол) – это командные игры развивают быстроту, реакцию, пространственное мышление, чувство коллективизма.
Баскетбол
Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, с прыжком), вырывание и выбивание (приема овладения мячом), прием техники защиты – перехват, прием, применяемый против броска – накрывание, тактика нападения, тактика защиты.
Волейбол
Исходное положение (стойки), перемещение, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону на бедро и на спину, прием мяча одной рукой в нападении вперед и в последующем скольжением груди – животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты.
В результате изучения обучающийся должен | |
Знать: | Уметь: |
- влияние игровых упражнение на развитие личностных качеств | - выполнять технические индивидуальные действия нападения и защиты |
- терминология правил соревнований | - применять судейские жесты при проведении учебно-тренировочных игр |
- профилактика травматизма, оказания первой помощи |
Тема №3 Лыжная подготовка
В процессе уроков по лыжной подготовке изучаются основная техника передвижения основных лыжных ходов: переменный двухшажный, одновременный безшажный, одновременный одношажный, коньковый ход, попеременный четырехшажный, переход с одновременных на попеременные ходы, катание с гор, преодоление подъемов.
В результате изучения обучающийся должен | |
Знать: | Уметь: |
- подготовку и ход за лыжным инвентарем | - выполнять технику передвижения на лыжах |
- предупреждение травмы и обморожения | - передвигаться по пересеченной местности, владеть тактикой лыжных ходов |
- правила соревнований | - оказывать помощь при обморожение и травмах |
Тема №4 Гимнастика
Техника безопасности на уроках гимнастики, изучение и совершенствование техники строевой подготовки, упражнение висах, упорах опорного прыжка, акробатика: изучение поворотов в движении, изучение перекатов, кувырков вперед и назад, изучение размыкания в движении, соединение кувырков, изучение опорного прыжка, подъем с переворотом силой, соединения элементов акробатики, изучение стойки на руках , голове.
В результате изучения обучающийся должен | |
Знать: | Уметь: |
- основные причины травм на занятиях и их профилактика, правила страховки и самостраховки | - выполнять строевые и прикладные упражнения |
- основы методики проведения утренней гимнастики | - составлять и выполнять комплекс утренней гимнастики |
- гимнастическую терминологию | - выполнять упражнения на мышцы груди, спины, живота и пресса |
Тема №5 Плавание
В процессе уроков по плаванию обучающиеся должны соблюдать технику безопасности, специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса, Старты, повороты, ныряние ногами и головой. Повторное проплывание отрезков, игры и развлечения на воде. Упражнения по совершенствованию техники движений рук, ног, туловища, плавания в полной координации.
В результате изучения обучающийся должен | |
Знать: | Уметь: |
- способы от захватов тонущего | - выполнять технику безопасности при проведении занятий по плаванию |
- личную и общественную гигиену | - толкание и буксировка идущего предмета |
- знать правила соревнования и определения победителя | - организация и проведение соревнований, правила судйства |
Уровень физической подготовленности обучающихся 11 – 15 лет
№ п/п | Контрольное упражнение | Возраст | Уровень | |||||
Мальчики | Девочки | |||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |||
1 | Бег на 30 м (сек.) | 11 12 14 15 | 6,3 и выше 6,0 5,8 5,5 | 6,1-5,5 5,8–5,4 5,5-5,1 5,3-4,9 | 5,0 и ниже 4,9 4,7 4,5 | 6,4 и выше 6,2 6,1 6,0 | 6,3-5,7 6,0–5,4 5,9-5,4 5,8-5,3 | 5,1 и ниже 5,0 4,9 4,9 |
2 | Челночный бег 3 по10 м (сек.) | 11 12 14 15 | 9,7 и выше 9,3 9,0 8,6 | 9,3-8,8 9,0–8,6 8,7-8,3 8,4-8,0 | 8,5 и ниже 8,3 8,0 7,7 | 10,1 и выше 10,0 9,9 9,7 | 9,7-9,3 9,6–9,1 9,4-9,0 9,3-8,8 | 8,9 и ниже 8,8 8,6 8,5 |
3 | Прыжок в длину с места (см) | 11 12 14 15 | 140 и ниже 145 160 175 | 160-180 165–180 180-195 190-205 | 195 и выше 200 210 220 | 130 и ниже 135 145 155 | 150-175 155–175 160-180 165-185 | 185 и выше 190 200 205 |
4 | 6 минутный бег (м) | 11 12 14 15 | 900 и менее 950 1050 1100 | 1000-1100 1100–1200 1200-1300 1250-1350 | 1300 и выше 1350 1450 1500 | 700 и ниже 750 850 900 | 850-1000 900–1050 1000-1150 1050-1200 | 1100 и выше 1150 1250 1300 |
5 | Наклон вперед из положения сидя, см | 11 12 14 15 | 2 и ниже 2 2 3 4 | 6-8 6-8 5-7 7-9 8-10 | 10 и выше 10 9 11 12 | 4 и ниже 4 5 7 7 | 8-10 9-11 10-12 12-14 12-14 | 15 и выше 16 18 20 20 |
6 | Подтягивание: на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из положения лежа (девочки), кол-во раз | 11 12 13 14 15 | 1 1 1 2 3 | 4-5 4-6 5-6 6-7 7-8 | 6 и выше 7 8 9 10 | 4 и ниже 4 5 5 5 | 10-14 11-15 12-15 13-15 12-13 | 19и выше 20 19 17 16 |
Уровень физической подготовленности обучающихся 16 – 17 лет
№ | Физичес | Контрольное | Воз | Уровень | |||||
п/п | кие спо | упражнение | рас | Юноши | Девушк | ||||
собности | (тест) | лет | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средни | Высокий | |
1 | Скорост | Бег 30 м, с | 16 | 5,2 и ниже | 5,1-4,8 | 4,4 и выше | 6,1 и | 5,9-5,3 | 4,8 и выше |
ные | 17 | 5,1 | 5,0-4,7 | 4,3 | 6,1 | 5,9-5,3 | 4,8 | ||
2 | Коорди | Челночный | 16 | 8,2 и ниже | 8,0-7,7 | 7,3 и выше | 9,7 и | 9,3-8,7 | 8,4 и выше |
национных | бегЗх Юм, | 17 | 8,1 | 7,9-7,5 | 7,2 | 9,6 | 9,3-8,7 | 8,4 | |
3 | Скоростн | Прыжки в | 16 | 180 и | 195-210 | 230 и | 160 и | 170-190 | 210 и выше |
силовые | ну с места, | 17 | 190 | 205-220 | 240 | 160 | 170-190 | 210 | |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 16 17 | 1100 и 1100 | 13001300- | 1500 и 1500 | 900 и 900 | 10501050- | 1300 и 1300 |
5 | Гибкость | Наклон из положения стоя, см | 16 17 | 5 и ниже 5 | 9-12 9-12 | 15 и выше 15 | 7 и ниже 7 | 12-14 12-14 | 20 и выше 20 |
6 | Силовые | Подтягивани | 16 | 4 и ниже | 8-9 | 11 и выше | 6 и ниже | 13-15 | 18 и выше |
на высокой | 17 | 5 | 9-10 | 12 | 6 | 13-15 | 18 | ||
рекладине | |||||||||
вися кол- | |||||||||
раз | |||||||||
на низкой | |||||||||
рекладине | |||||||||
виса лежа, |
Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету «физическая культура»
Д – демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого обучающегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1 | Основная литература для учителя | |
1.1 | Стандарт начального общего образования по физической культуре | Д |
1.2 | Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008. | Д |
1.3 | М.Я Виленский, И.М. Туревский, и др. Физическая культура 5-6-7 класс. Под. Ред. М.Я. Виленского –М. Просвещение, 2002. Учебник допущенный Министерством образования Российской Федерации. | Ф |
1.4 | Рабочая программа по физической культуре | Д |
2 | Дополнительная литература для учителя | |
2.1 | Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» | Ф |
2.2 | Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998. | Д |
2.3 | Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г. | Д |
2.4 | Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы. Издательство «Первое сентября» 2002 г. | Д |
2.5 | Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 1998. | Д |
2.6 | Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 5-9 класс Москва «Вако» 2009 | Д |
3 | Дополнительная литература для обучающихся | |
3.1 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению. | Д |
4 | Учебно-практическое оборудование |
|
4.1 | Бревно гимнастическое напольное | П |
4.2 | Козел гимнастический | П |
4.3 | Канат для лазанья | П |
4.4 | Перекладина гимнастическая (пристеночная) | П |
4.5 | Стенка гимнастическая | П |
4.6 | Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) | П |
4.7 | Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты) | П |
4.8 | Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные | К |
4.9 | Палка гимнастическая | К |
4.10 | Скакалка детская | К |
4.11 | Мат гимнастический | П |
4.12 | Гимнастический подкидной мостик | Д |
4.13 | Кегли | К |
4.14 | Обруч детский | Д |
4.15 | Рулетка измерительная | К |
4.16 | Набор инструментов для подготовки прыжковых ям |
|
4.17 | Лыжи детские (с креплениями и палками) | П |
4.18 | Щит баскетбольный тренировочный | Д |
4.19 | Сетка волейбольная | Д |
4.20 | Аптечка | Д |
Годовой план-график распределения учебного времени на виды программного материала 6 и 8 классы
№ п/п | Разделы программы | Учебные часы |
1 | Основы знаний | В процессе уроков |
2 | Легкая атлетика | 18 |
3 | Баскетбол. Волейбол | 13 10 |
4 | Лыжная подготовка | 14 |
5 | Гимнастика | 16 |
6 | Плавание | 34 |
Итого | 105 |
Годовой план-график распределения учебного времени на виды программного материала 10 класс
№ п/п | Разделы программы | Учебные часы |
1 | Основы знаний | В процессе уроков |
2 | Легкая атлетика | 12 |
3 | Баскетбол. Волейбол | 15 17 |
4 | Лыжная подготовка | 14 |
5 | Гимнастика | 13 |
6 | Плавание | 34 |
Итого | 105 |
Годовой план-график распределения учебного времени на виды программного материала 11 класс
№ п/п | Разделы программы | Учебные часы |
1 | Основы знаний | В процессе уроков |
2 | Легкая атлетика | 10 |
3 | Баскетбол. Волейбол | 15 17 |
4 | Лыжная подготовка | 14 |
5 | Гимнастика | 12 |
6 | Плавание | 34 |
Итого | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Физическая культура" 5-11 класс
Модифицированные рабочие программы "Физическая культура" , на основе программы "Физическая культура" В..И. Лях.,А.А.Зданевич....
Рабочие программа Физическая культура 5 - 9 классы Лях
Рабочие программы Физическая культура 5 - 9 классы Лях...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 5 – 9 класс
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2010г., под общей редак...
Рабочая программа Физическая культура 9 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающих...
Рабочая программа Физическая культура 5 класс
По программе общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. 5-11 классы. Автор – составитель – А.П.Матвеев, изд.2-е,...
Рабочая программа Физическая культура 2 класс
Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2011. Программа для общеобразовательных...
Рабочая программа физическая культура 1-4 класс школа 2100
пояснительная записка...