Конспект учебно-тренировочного занятия по спортивному туризму "Карты. Виды карт"
план-конспект по физкультуре на тему
Конспект занятия "Карты. Виды карт" является вводным в разделе "Топография и ориентирование" дополнительной общеобразовательной программы по спортивному туризму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
спортивная школа № 1 муниципального образования город Краснодар
План – конспект занятия
по теме: «Карты, виды карт»
отделение «Спортивный туризм»
тренер-преподаватель: А. С. Пикин
г. Краснодар, 2017 г.
План – конспект
Учебного занятия по теме:
«Карты. Виды карт»
Цель занятия:- ознакомить занимающихся с видами карт;
Задачи занятия: - дать понятие «карта»;
- объяснить принцип отличия спортивной карты от топографической;
- развитие мышления и памяти у детей;
Оборудование: разные карты: спортивные и топографические
Литература: Ю.С. Константинов « Детско-юношеский туризм», Москва, 2006г;
Ю.С. Константинов, о.Л. Глаголева « Уроки ориентирования», Москва, 2005г;
И.А. Верба, С.М. Голицын, В.М. Куликов, Е.Г.Рябов «Туризм в школе», «Ф и С», 1983г;
В.И. Симаков «Туристские походы выходного дня», Москва, «советская Россия», 1984г
План занятия:
1. Вводный.
2. Основной:
- объяснение нового материал;
- закрепление изученного материала посредством игры.
3. Итоговый:
- подведение итогов занятия.
Ход занятия
Этапы | Содержание | ОМУ |
1.Вводный | -Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием карта, видами карт. | Обратить внимание на готовность к занятию. |
2.Основной 2.1. Разминка 2.2. Знакомство с понятием карта, видами карт. 2.3. Закрепление изученного материала. 3. Итоговый. | Карта – верный спутник дороги. А дороги бывают, порой, очень сложными. - Первое препятствие на нашем пути – это узкое бревно через овраг. Для его преодоления разделимся на 2 команды. По моему сигналу первые участники команд проходят по бревну, руки в стороны, обратно возвращаются, прыгая на одной ноге, передают эстафету следующему участнику команды. Побеждает команда, все участники которой, преодолеют препятствие быстрее. -Второе препятствие – густые заросли кустарника. Преодолеть их можно, пройдя по узкому коридору, прыгая на одной ноге. Обратно участники возвращаются на другой ноге. Правила эстафеты такие же, как и в предыдущей. -Третье препятствие – крутой спуск. Участники по очереди выполняют 2 кувырка вперед, 2 переката в сторону, проходят по гимнастической скамейке, назад возвращаются бегом. -Итак, мы с вами начинаем изучать раздел спортивного ориентирования. Туристу необходимо уметь ориентироваться. А значит надо уметь работать с картой и компасом. Но не умея читать карту, сделать это невозможно. -Как вы думаете, что такое карта? Топографические и специальные карты. 1.Основные разновидности карт. Карта — уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное по определенному математическому закону и показывающее размещение, сочетание и связи природных и общественных явлений. Содержание карты — совокупность показанных на карте элементов и объектов местности и сообщаемых о них сведений. Особенности карты: Наглядность — возможность зрительного восприятия пространственных форм, размеров и размещений объекта. Карта должна легко читаться, создавая наглядную зрительную модель картографируемой поверхности. Измеримость — свойство карты, которое на математической основе обеспечивает возможность с точностью, допускаемой масштабом, определять координаты, размеры, размещение объектов местности.Измеримость характеризуется степенью соответствия местоположения точек на карте их расположению на местности. Информативность — способность карты содержать сведения об изображаемых объектах. Карты бывают: Общегеографические — географические карты, на которых отображается совокупность основных элементов местности без выделения каких-либо из них. Подробность изображения на этих картах зависит от масштаба. К общегеографическим картам относят топографические карты. Топографические карты — подробный план местности, являющейся также основой для составления общегеографических карт более мелкого масштаба. Тематические карты — карты, содержание которых определяется отображаемой конкретной темой. К таким картам относят: - обзорно-географические, - геологические, - политические, - специальные (для решения конкретных задач для определенного круга потребителей):дорожные, - аэронавигационные и т.д. - морские навигационные карты (данные о поверхности дна морей, океанов и т. д.) Топографические карты.Содержание этих карт должно быть: полным — т.е. отображать все типичные черты и характерные топографические объекты и элементы, отражающие свойства местности в соответствии с масштабом карты и ее назначением; достоверным — правильность сведений, изображенных на карте; современным — соответствовать состоянию отображаемого объекта; точным — степень соответствия местоположения точек на карте их местоположению в действительности На топографических картах изображают: - опорные геодезические пункты (знаки триангуляции); - гидрографию; - населенные пункты; -промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты; - дорожная сеть; - рельеф суши; -растительный покров и грунты; - границы. Подробность сведений зависит от масштаба. Масштабы топографических карт: 1 : 25000 (1 см на карте соответствует 250 м на местности) 1 : 50000 (1 см на карте соответствует 500 м на местности) 1 : 100000 (1 см на карте соответствует 1 км на местности) 1 : 200000 (1 см на карте соответствует 2 км на местности) 1 : 500000 (1 см на карте соответствует 5 км на местности) 1 : 1000000 (1 см на карте соответствует 10 км на местности). При пользовании топографическими картами необходимо учитывать следующее: Генерализация карт — выявление основных символов. Различают: селективная — выбор объектов изображаемых на карте соответствует назначению карты. Например: изображение на карте пустыни колодцев или на карте тайги домиков лесника (избушек) наносится независимо от масштаба данной карты. неселективная — потеря информации соответствует снижению масштаба. - На топографические карты наносят знаки, первое знакомство с которыми, у вас сейчас произойдет. Я предлагаю вам игру на внимание и память. Перед вами перевернутые вниз карточки с изображением топографических знаков. Все знаки в двух экземплярах. Вы должны будете по очереди переворачивать пару карт, если изображения на них одинаковы, вы берете их себе, если нет, возвращаете назад, ход переходит к следующему участнику. Ваша задача: запоминать расположение парных карт. Побеждает тот, кто наберет большее количество карт. - Следующее задание – эстафета на внимание. Перед участниками в определенной последовательности лежат различные виды узлов: прямой, схватывающий, проводник-восьмерка, булинь, стремя, грейпвайн, двойной проводник, срединный проводник. Ваша задача: запомнить расположение узлов, выполнить технический прием «Подъем с самостраховкой», расположить узлы в такой же последовательности, вернуться назад, передать эстафету следующему участнику. - Вы справились с этим заданием, а теперь вам предстоит собрать карту Краснодарского края из частей. -Следующее задание: определить масштаб карт двух видов: спортивной и топографической. -С какими видами карт мы познакомились? -Что изображают на топографических картах? -Что такое генерализация карт? -На этом наше занятие подошло к концу, надеюсь, что знания, полученные вами, пригодятся вам в походах.
| Участники команд выполняют упражнения, педагог следит за правильностью выполнения.Первое упражнение выполняется на гимнастической скамейке.Для выполнения упражнения№ 2 на пол выставляются фишки в виде узкого коридора.Для выполнения упражнения№3 необходимы гимнастические маты и скамейка.Показ различных карт. Показ карт различных масштабов. Педагог производит первичное знакомство с топографическими знаками. Педагог корректирует правильность выполнения задания. Воспитанники собирают карту из частей. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План–конспект учебно-тренировочного занятия по физической подготовке баскетболистов возрастной категории 10-12 лет. и анализ проведения тренировочной деятельности.
Тема: Физическая подготовка.Цель: Развитие двигательных качеств с использованием элементов баскетбола.Задачи:1. Продолжать обучение основам баскетбола. Совершенствование отдельных пр...
План-конспект учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха
В данной работе представлен план-конспект открытого учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха, участника финального этапа XII Всероссийского...
Конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу для учебно-тренировочных групп второго года обучения
Конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу...
План-конспект учебно-тренировочного занятия по спортивному ориентированию
план-конспект и самоанализ учебно-тренировочного занятия...
Конспект учебно-тренировочного занятия по спортивной аэробике
Конспект урока...
ПМ 1 ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно- тренировочные занятия (представить конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу (3 шт.))
План-конспекты учебно-тренировочных занятий по волейболу....
План-конспект учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для спортивно-оздоровительных групп. Тема "Прыжок в длину с разбега"
Цель урока: Повышение уровня подготовленности обучающихся при овладении техническими элементами выполнения прыжков в длину с разбега.Задачи урока:1. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега ...