Особенности воспитательной работы с юными спортсменами
консультация по физкультуре на тему
Выступление на августовской конференции в 2017г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospitatelnoy_raboty_s_yunymi_sportsmenami.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воспитательной работы с юными спортсменами
Одним из важнейших факторов всестороннего развития человека являются физическая культура и спорт. Как показывают данные многочисленные научных исследований, дети школьного возраста, регулярно занимающиеся спортом, обычно имеют более высокий и стабильный уровень успеваемости.
Проблема воспитания личности сложна и многогранна. Её следует рассматривать как воспитательную работу тренера в совокупности педагогических воздействий, направленных на решение задач патриотического, нравственного, трудового, воспитания, а также самовоспитания и перевоспитания при учёте результатов этих видов педагогических воздействий и воспитания в целом.
Центральной фигурой во всей воспитательной работе в спортивной школе является тренер-педагог. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Педагог составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
Цель всей воспитательной работы тренера - это обеспечение, в конечном счёте, формирования целостной, гармонически развитой личности спортсмена.
Патриотическое воспитание
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств человека: любви к Родине, чувства коллективизма, честности, дисциплинированности и трудолюбия.
Поэтому большое внимание в работе я уделяю патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Не воспитав личности, не добьешься высоких спортивных результатов,
Каждое соревнование открывается подъёмом флага России и исполнением гимна, ребята должны знать государственную символику РФ.
Нравственное воспитание
Главной задачей является воспитание нравственных качеств: сознательной дисциплины, товарищества, честности, морально-волевых качеств.
Я считаю, что мало вырастить хорошего спортсмена. «В здоровом теле должен быть здоровый дух».
В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста главным является работа с родителями. Я говорю: «Ребёнок должен чётко усвоить, что на первом месте – дом, на втором – школа, на третьем – секция, кружок. Вышел из этого треугольника – затянула улица». Что такое улица в наше время, объяснять никому не нужно (детская преступность, наркомании и т. д.).
Родители, чьи дети стабильно занимаются в секции, говорят, что в их семье нет проблемы «улицы».
Для ребят школьного возраста существуют требования по отношению к успеваемости в школе, дисциплине и посещаемости занятий (проверка дневников, связь с педагогами школ). Активно проводится агитационно-массовая работа по привлечению подростков к занятиям спорта. Спортсмены секции принимают участие в показательных выступлениях на городских и районных праздниках. Кубки и медали, завоеванные моими воспитанниками, занимают почётное место в комнате - музее нашего спортзала. Начинающие спортсмены стремятся к таким же высоким результатам.
В летний период работа с детьми не прерывается. Мы организуем выездные лагеря в Абазу . Активный отдых с культурно-массовыми, спортивными мероприятиями и тренировками не пугает ребят. Они с большим удовольствием посещают эти лагеря. При планировании работы лагеря особое место уделяется воспитательной работе: мы организуем походы, вечера отдыха, праздники, конкурсы самодеятельности, . Именно за лето ребята добиваются наиболее хорошей спортивной формы, сплачивается спортивный коллектив.
Ведь спортивный коллектив является центром нравственного воспитания молодёжи. В коллективе спортсмен развивается всесторонне – в нравственном, умственном и физическом отношении.
Одной из первостепенных задач в процессе занятий в спортивной школе состоит в том, чтобы юные спортсмены освоили нормы и правила поведения, предусматриваемые спортивной этикой, которая является существенным фактором формирования общественной морали.
Воспитание моральных качеств начинается с первых шагов в секции. Я воспитываю у юных спортсменов уважительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперникам, к тренеру, к судье, к зрителям.
Главное в воспитании – сделать общие принципы нравственного поведения практическим руководством к действию в области спорта.
Трудовое воспитание
Учебно-тренировочный труд включает всю деятельность по ознакомлению, разучиванию и совершенствовании элементов футбола, упражнений, направленных на воспитание силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
Задачи:
- формирование самостоятельного отношения к труду,
- приобретение двигательных умений и навыков, имеющих прикладное значение в различных видах деятельности человека,
- воспитание смекалки, сообразительности, логичности и гибкости мышления и других интеллектуальных качеств, имеющих важное значение в труде, спорте, учёбе, повседневной жизни.
Учебно-тренировочный труд включает деятельность по ознакомлению, разучиванию и совершенствованию элементов футбола, упражнений, направленных на воспитание силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
.Основными методами воспитания являются убеждение, приучение, приведение примеров, методы выполнения индивидуальных поручений.
Самовоспитание
Самовоспитание – это работа, направленная на самосовершенствование личности.
Тренер на первых тренировках старается увлечь воспитанников идеей самовоспитания: выдвинуть перед ним перспективы, которые заставили бы их искать пути самосовершенствования. Главное в жизни и спорте – победа над самим собой.
Футбол любит упорных ребят. Бывает, что не все выходит у новичка: и силенкой он обижен, и, может быть ростом, Но после упорных тренировок расправляются его плечи и сила проявляется, а самое главное – появляется уверенность в себе.
Одна из важнейших задач тренера – воспитание качеств спортивного характера у юного спортсмена, волевых качеств ( целеустремлённость, дисциплинированность, активность, активность, инициативность, стойкость, решительность, настойчивость, и упорство в достижении цели).
Перевоспитание
Увлечение молодёжи курением, алкоголем, наркоманией, токсикоманией ещё более усиливает ответственность специалистов по спорту за сохранение здоровья подрастающего поколения.
Направленное перевоспитание личности спортсмена – итог комплексного влияния многих факторов, в том числе семи, школы, спортивного коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции.
Тренеру, приступая к преодолению негативных явлений в поведении педагогически запущенных подростков, следует выявить причины, породившие эти явления (недостаточное воспитание в семье, недостаточное проведение воспитательной работы в школе).
При перевоспитании нужно сделать упор на воспитание таких качеств: самокритичность, чуткость, справедливость, коллективизм, ответственность, скромность, дисциплинированность.
Результаты перевоспитания могут быть определены только по активной жизненной позиции, по тому, как они стали, относится к тренировке и учёбе, как они выполняют общественные поручения, насколько они дисциплинированны, как развито у них чувство товарищества и взаимопомощи.
Основным средством воспитания юного спортсмена является коллективные и групповые взаимодействия в процессе тренировки и соревнований, формирующие потребность в честном поведении.
Необходимо всемерно и повседневно способствовать реализации положительных стремлений юного спортсмена; бороться с проявлением отрицательных черт его характера.
Действенным методом воспитания является поощрение юного спортсмена – выражение положительной оценки его действий и поступков. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность коллектива и педагога.
Применяя метод поощрения, следует руководствоваться рядом правил:
направлять поощрения на действие спортсмена, которые являются следствием больших усилий, не следует часто поощрять одних и тех же спортсменов, часто поощрять тех, кто страдает чувством неполноценности,
поощряя, принимать во внимание не только поведение, но и мотив, которым руководствовался в данном случае юный спортсмен.
Одним из методов воспитания является наказание.
Виды наказания – порицание со стороны тренера, группы, выговор, отстранение от тренировки и участия в соревнованиях, других видах деятельности.
При пользовании этим методом тренер должен соблюдать несколько правил:
не наказывать по подозрению,
не наказывать весь коллектив,
не применять наказание трудом,
наказание должно быть справедливым и осознаваться спортсменом как необходимая мера.
Нельзя забывать, что занятия спортом, соперничество всегда чревато возникновением конфликтов. Очень важно выяснить мотивы конфликтной ситуации, остановить конфликт и выяснить причину возникновения. Необходимо указать на то, что победа не главное в спортивном поединке, главное помериться силами в равноправной спортивной борьбе.
Инициатива в реализации задач патриотического, нравственного, этического, трудового воспитания, а так же процесс самовоспитания и перевоспитания юных спортсменов принадлежит тренеру.
Успешность воспитания юного спортсмена во многом обусловлена способностью тренера повседневно сочетать задачи специальной спортивной подготовки и общего воспитания, обеспечивая соответствие учебно-воспитательного процесса общей направленности воспитания.
За время работы с детьми (11 лет тренерской работы) ученики секции показывают хорошие спортивные результаты, неоднократно становились призёрами и победителями районных, республиканских, Всероссийских и Международных соревнований.
Основная задача в моей работе это воспитание всесторонне развитой личности, формирование здорового образа жизни, активной жизненной позиции. И во многом от нас, от взрослых часто зависит, куда повернется в своем развитии душа маленького человека. Именно спорт развивает в ребёнке такие важные качества характера как трудолюбие, чувство коллективизма, честности, дисциплинированности, патриотизма. Подготовка спортсменов-разрядников(чемпионов) это результат моей упорной, кропотливой работы по воспитанию гражданина своей Родины-России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад«Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»
В докладе отражены виды профориентационной работы в коррекционной школе, нацеленные на актуализацию профессионального самоопределения учащихся. Существует ряд серьезных проблем, нерешенность кот...
Особенности воспитательной работы в медико-биологическом классе
В статье рассмотрены особенности медико-биологического класса в сравнении с другими профильными классами гимназии. Кратко описаны принципы работы классного руководителя с учетом этих особенностей....
"Особенности воспитательной работы с юными спортсменами"
Методические рекомендации по формированию целостной, гармонически развитой личности спортсмена....
Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры....
Мой тренерский подход к работе с юными спортсменами
Из опыта работы тренера - преподавателя отделения дзюдо ДЮСШ Шпаковского района...
Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в борьбе
Работа с психотехническими упражнениями хороший стимул включения неиспользованных психических резервов спортсмена. Она дает дополнительный толчок личностному развитию. Не смотря на то, что борьба явля...
Психотехнические игры и движения в работе с юными спортсменами
Статья о психотехнических играх в работе с юными спортсменами....