Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в борьбе
методическая разработка на тему

Харчевников Дмитрий Алексеевич

Работа с психотехническими упражнениями хороший стимул включения неиспользованных психических резервов спортсмена. Она дает дополнительный толчок личностному развитию. Не смотря на то, что борьба является индивидуальным видом спорта, и во время соревновательной схватки спортсмен может положиться исключительно на свои силы и способности, тренировочный занятия, как правило, проходят среди одной и той же группы детей. Давно известно, что климат в спортивном коллективе способен отражаться на результатах спортсменах. В связи с этим, психотехнические игры, в парах или в коллективе, способны как повлиять  на работоспособность на тренировках, так и на результаты на соревнованиях.

Упражнение «Стоп».

 Двое участников вступают в игровое единоборство, имитируя поединок боксеров, или борьбу баскетболистов, или бой фехтовальщиков и прочее. По команде ведущего «Стоп!» играющие замирают, стремясь как можно точнее зафиксировать позу, выражение лица, настрой на определенное движение или действие. В течение нескольких секунд они изучают друг друга, после чего каждый из них дает аргументированный ответ на вопросы: «Что собирается сделать соперник?» и «Что он чувствует?» Затем участники раскрывают свои действительные замыслы и чувства, прерванные сигналом «Стоп!». Для развития навыков «чтения» внутренних состояний человека по внешним проявлениям полезным будет также упражнение «Телепатия».

Данное упражнение очень хорошо развивает способность к экстраполяции в борьбе, что является не отъемлемой частью в схватке. Упражнение следует выполнять после тренировки или в конце разминки во время игровой тренировки.  Упражнение выполнять 10 – 15 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih_metody_v_borbe.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

 «Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в борьбе»

Автор: Харчевников Дмитрий

Работа с психотехническими упражнениями хороший стимул включения неиспользованных психических резервов спортсмена. Она дает дополнительный толчок личностному развитию. Не смотря на то, что борьба является индивидуальным видом спорта, и во время соревновательной схватки спортсмен может положиться исключительно на свои силы и способности, тренировочный занятия, как правило, проходят среди одной и той же группы детей. Давно известно, что климат в спортивном коллективе способен отражаться на результатах спортсменах. В связи с этим, психотехнические игры, в парах или в коллективе, способны как повлиять  на работоспособность на тренировках, так и на результаты на соревнованиях.

Упражнение «Стоп».

 Двое участников вступают в игровое единоборство, имитируя поединок боксеров, или борьбу баскетболистов, или бой фехтовальщиков и прочее. По команде ведущего «Стоп!» играющие замирают, стремясь как можно точнее зафиксировать позу, выражение лица, настрой на определенное движение или действие. В течение нескольких секунд они изучают друг друга, после чего каждый из них дает аргументированный ответ на вопросы: «Что собирается сделать соперник?» и «Что он чувствует?» Затем участники раскрывают свои действительные замыслы и чувства, прерванные сигналом «Стоп!». Для развития навыков «чтения» внутренних состояний человека по внешним проявлениям полезным будет также упражнение «Телепатия».

Данное упражнение очень хорошо развивает способность к экстраполяции в борьбе, что является не отъемлемой частью в схватке. Упражнение следует выполнять после тренировки или в конце разминки во время игровой тренировки.  Упражнение выполнять 10 – 15 минут.

Упражнение «Лабиринт».

 Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участников с помощью устных указаний-команд «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого в виде ломаной линии с прямыми углами он держит перед собой, но не показывает своему «ведомому». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт, — «Прямо!».  Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!», после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, «ведомый» должен развернуться на 180 градусов и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех своих перемещениях (посредством тех же трех команд). В это время «заводящий» по своей схеме контролирует путь партнера. Если «ведомый» справился с заданием успешно, то ему предлагается лабиринт с большим количеством поворотов и так далее. Затем напарники меняются ролями. В некоторых случаях с «Лабиринтом» лучше работать не парами, а всей группой. При этом часть сидящих в кругу участников (чётные) будет заводить в лабиринт, а оставшаяся часть — выводить из лабиринта. Тогда каждому как из "заводящих", так и из "выводящих" достается лишь часть общего пути. В ходе обсуждения результатов тренеру следует обратить особое внимание на то, каким образом каждый спортсмен в качестве «ведомого» справлялся со своим заданием. Участники, у которых преобладает зрительная ориентировка в пространстве, используют обычно воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем же, у кого преобладает двигательный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить, где же это «налево», а где «направо», они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка», мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с двигательным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их. Обладая такой особенностью, спортсмен может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новыми для него движениями и совершенствования своей двигательной координации. Спортсмену же со зрительным типом ориентировки идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных комбинаций уже знакомых ему движений. Упражнение следует выполнять после тренировки . Упражнение повышает координацию и мышление.

Упражнение «Селектор».

 Выбирается один из участников игры- «приёмник». Остальная группа «передатчики»-занята тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приёмник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг. Данное упражнение направленно на развитие концентрации, устойчивости, внимания. Его следует выполнять в заключительной части занятия.

Упражнение «Дыхание».

 Удобно устроиться в креслах или на стульях, расставленных по окружности.

Расслабиться и закрыть глаза. По команде «Начали!» мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5—15 минут по команде «Стоп!» прекратить упражнение. Перейти к обсуждению.

Соль этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не

вмешиваться в это невозможно, если сохранять жесткий стиль сосредоточения. А

дыхание является очень чутким индикатором нашего напряжения: любые колебания психических состояний отражаются на способе дышать. Подобно тому, как желание исполнить движение на соревнованиях «как можно лучше» приводит к разрушению сложившейся техники, желание сохранить естественный рисунок дыхания посредством активной работы должно нарушить его. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата. Это действенный способ, но не панацея: мысли о результате могут просочиться в сознание и испортить все.

Поэтому спортсмен не должен останавливаться на формуле «углубись в процесс и

забудь о результате». Упражнение «Дыхание» ставит участника перед парадоксом,

разрешение, которого лежит за пределами привычных психических стереотипов. По своему психологическому содержанию оно является миниатюрной копией одного из аспектов соревнований. Найдя решение на простой модели, можно попытаться перенести его и в более жесткие условия.

Упражнение выполняется в течение 5 минут, можно выполнять во время подготовки к соревнованиям или непосредственно перед ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности воспитательной работы с юными спортсменами"

Методические рекомендации по формированию целостной, гармонически развитой личности спортсмена....

Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными, агрессивными, застенчивыми и медлительными детьми

Рекомендации психологов в работе с гиперактивными, тревожными, агрессивными, застенчивыми и медлительными детьми...

Мой тренерский подход к работе с юными спортсменами

Из опыта работы тренера - преподавателя отделения дзюдо ДЮСШ Шпаковского района...

Статья "Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Научно-методическая статья " Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (...

Особенности воспитательной работы с юными спортсменами

Выступление на августовской конференции в 2017г...

Психотехнические игры и движения в работе с юными спортсменами

Статья о психотехнических играх в работе с юными спортсменами....