Особенности воспитательной работы в медико-биологическом классе
статья (10 класс) по теме

Галалюк (Мазарчук) Виолетта Владимировна

В статье рассмотрены особенности медико-биологического класса в сравнении с другими профильными классами гимназии. Кратко описаны принципы работы классного руководителя с учетом этих особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности медико-биологического класса и специфика воспитательной работы в МБК.

Не секрет, что для многих людей годы, проведенные в школе, – это самые лучшие, светлые и памятные годы жизни, которые вспоминаются с теплотой и радостью по прошествии многих лет. Задача учительского коллектива и, главное, классного руководителя сделать так, чтобы не отдельные ребята, а все ученики могли найти приятные моменты в своей школьной жизни, о которых хотелось бы рассказать друзьям, товарищам, родственникам и своим детям. Школа – это не только место, где ребенок получает крепкие знания, умения и навыки по разным предметам, но и место, где рождается личность, формируется характер человека, место, где осмысливаются человеческие ценности, прививаются нравственные принципы и нормы морали.

Очевидно то, что классный руководитель должен быть проводником ребенка по школьной жизни, помощником в трудных ситуациях, советчиком в спорах. В идеале именно к классному руководителю должен идти ученик, если у него возникают проблемы с  одноклассниками, учителями и даже родителями. Конечно, найти подход к каждому ребенку, понять его трудности, озаботиться его проблемами нелегко, ведь параллельно с воспитательной деятельностью классный руководитель должен качественно преподавать свой предмет, выполнять общественные поручения в школе. Как у каждого человека, у классного руководителя есть личные заботы, семейные неурядицы, которые нужно своевременно разрешать.

 В современной школе в классах обучаются порядка 30 учеников, каждый со своим характером, темпераментом, складом ума, уровнем воспитанности, своими взглядами на жизнь. Правильно выбрать тактику отношений с каждым ребенком – это нелегкая обязанность классного руководителя. Когда ученики в пятом классе переходят к новому педагогу, то до выпускного бала у него достаточно времени, чтобы понять характер каждого ребенка, его особенности, найти рычаги воздействия на своих учеников, найти общие точки соприкосновения с каждым.

Совсем иная ситуация у классного руководителя профильного медико-биологического класса, в который приходят ребята из разных школ города и лишь на два года. Работа педагога в таком классе имеет свою специфику, и в первую очередь, это связано с особенностями самого класса.

Ученики, обучающиеся в 6 гимназии с первого класса, имеют много общего:

  • у них примерно одинаковый уровень обученности
  • они владеют сходными навыками организовывать свой учебный процесс
  • ребятам привиты единые школьные традиции
  • ученики придерживаются единых правил поведения в школе
  • проживают ребята преимущественно в центральной части города или в округах, близких к центру
  • родители школьников имеют примерно одинаковый уровень доходов, часто достаточно высокий, и одинаковое образование, преимущественно высшее.

В итоге это приводит к формированию сходной культуры поведения учеников, похожих устремлений, целей и задач в жизни, одинаковых интересов.

В медико-биологическом классе обучаются  ребята из разных школ города. В связи с этим можно выделить особенности такого класса:

  • разный начальный уровень обученности школьников
  • зачастую, неумение четко планировать свой день и внеурочное время
  • разный начальный уровень культуры общения
  • ребята приходят в 6 гимназию с традициями своей школы
  • ученики приучены к гласным и негласным правилам поведения в своей школе, что может отличаться от принятых в новом учебном заведении
  • в классе всегда есть несколько учеников из отдаленных районов города (Маймакса, Сульфат, Фактория, Варавино, Лесная Речка, Катунино, Цигломень, Лахтинское Шоссе)
  • большинство родителей учащихся МБК имеют средний уровень доходов
  • количество родителей с высшим образованием гораздо ниже, в основном, родители имеют средне-специальное или среднетехническое образование.

Следствием вышесказанного является то, что в начале десятого класса ребята в  МБК   еще не имеют общих интересов, их еще не связывают общие дела, им трудно соответствовать требованиям учителей и администрации новой школы. Тот факт, что свой внешний вид, свои привычки, характер и культуру поведения  нужно  корректировать в соответствии с окружением, может добавлять лишние неудобства, рождать неуверенность в себе у отдельных ребят. Кроме того различия в начальном уровне подготовки учащихся и частое несоответствие оценок в аттестате с истинными знаниями ребят тоже приводит к падению самооценки, к появлению комплексов у некоторых учеников. Еще одна особенность медико-биологического класса – это наличие обязательных седьмых-восьмых уроков-факультативов, которые проходят пять раз в неделю. Это, безусловно, ведет к большей загруженности и усталости учеников по сравнению с другими классами, где седьмые-восьмые уроки-спецкурсы бывают лишь пару раз в неделю, и посещаются эти занятия по желанию учащихся.

В свете вышесказанного становится очевидным, что задача классного руководителя медико-биологического класса так спланировать работу с коллективом, чтобы

  • не допустить развития комплекса неполноценности
  • не допустить проявления социального неравенства
  • познакомить ребят с правилами, общепринятыми в гимназии
  • познакомить с традициями школы
  • поскорее выявить особенности личности каждого ученика
  • помочь грамотно организовать свой учебный процесс
  • научить ребят экономить свое время
  • помочь справляться с переутомлением и усталостью
  • довести до сведения учителей-предметников особенности своего класса и его отдельных учеников
  • выяснить условия проживания и атмосферу в семье каждого ребенка
  • организовать деятельность коллектива, направленную на его сплочение, на формирование дружеских отношений, на поддержание здоровой атмосферы в классе

Каждый классный руководитель, начиная работу с новым классом и продолжая её вплоть до выпускного вечера, ставит перед собой определенную цель и выделяет отдельные задачи. План работы классного коллектива на год строится, исходя из них. Планирование же работы  с учащимися МБК должно опираться также и на особенности данного класса, перечисленные выше. Чтобы добиться максимальных результатов, нужно ставить перед собой максимальные задачи, пусть даже и несколько пафосные.  

Ниже приведены воспитательные и развивающие цели и задачи работы классного руководителя 11-го медико-биологического класса на 2007-2008 учебный год:

Цель - формирование коллектива, состоящего из культурно развитых, нравственно воспитанных и способных к самоорганизации личностей.

Задачи:

  • продолжить работу по сплочению коллектива;
  • поддерживать здоровую и дружескую атмосферу в классе;
  • способствовать проявлению интеллектуальных и творческих способностей ребят;
  • нацеливать учеников на достижение положительных результатов в их деятельности;
  • стимулировать проявление положительных черт характера;
  • развивать ответственность за свои слова и поступки;
  • помогать в дальнейшей профессиональной ориентации;
  • развивать навыки  самоуправления
  • пропагандировать в коллективе здоровый образ жизни;
  • активизировать совместную работу с родителями по воспитанию школьников.

Для достижения поставленной цели и решения перечисленных задач классный руководитель МБК планирует систему мероприятий, которые сходны с теми, что проводятся в классах других профилей -  это рабочие  и тематические классные часы, классные вечера, посвященные Дню именинника, 8 Марта, 23 февраля, Новому году, 9 мая. Устраиваются чаепития в дни окончания четверти, организуются посещения городских музеев, выставок, походы в театр и кинотеатры, поездки на природу, на базы отдыха, проходят встречи с интересными людьми и т.д. Однако при организации этих мероприятий учитель может столкнуться с некоторыми трудностями, связанными со спецификой медико-биологического класса, как например,

  • разобщенность ребят в первые месяцы учебы
  • отсутствие сплоченности
  • неумение, а то и нежелание демонстрировать свои таланты и способности перед одноклассниками
  • скованность и застенчивость отдельных учеников, которая проявляется в пока еще незнакомом коллективе
  • невозможность планировать длительные мероприятия из-за удаленности проживания отдельных учеников
  • различное материальное положение школьников
  • загруженность учеников факультативами после 6-го урока
  • даже наличие работы в вечернее время у некоторых ребят

Чтобы учесть вышеперечисленные нюансы, сделать внеклассную воспитательную работу интересной и доступной для всех учеников МБК, классному руководителю приходится продумывать и свою деятельность, и деятельность ребят. Вот некоторые решения вышеизложенных трудностей:

  • при подготовке мероприятия загружать работой всех учеников в классе, чтобы каждый чувствовал свою нужность и значимость
  • для повышения продуктивности работы разбивать ребят на группы, чтобы каждая отвечала за свое конкретное задание
  • обязательно устраивать обсуждение итогов работы каждой группы, чтобы положительные результаты одних учеников подстегивали других ребят также быстро и качественно решать поставленные перед ними задачи
  • периодически направлять ребят из одной творческой лаборатории в другую, чтобы генерировались новые идеи, была здоровая конкуренция, и группы теснее общались друг с другом
  • обязательно классному руководителю помогать каждой творческой группе и своим примером доказывать, что скромность и стеснительность в классных делах – качество лишнее и неуместное
  • на вечерах и чаепитиях обязательно организовывать игры, в которых участвует большое количество ребят, например, «Сломанный телефон», «Вычисли мафию», «Есть контакт», «Распутай узел», «Крокодил» и т.д. – это способствует сплочению коллектива, быстрому знакомству учащихся друг с другом и раскрепощению ребят
  • начинать классные мероприятия следует сразу после 6-го урока, чтобы ребята после них не приходили домой поздно
  • если поход в театр или на кинофильм все же предполагает позднее возвращение домой, то с разрешения  родителей отдельные ребята могут оставаться ночевать у своих друзей-одноклассников или у родственников
  • материальные затруднения некоторых школьников можно решать с помощью классного фонда, чтобы все могли посетить запланированные мероприятия, и никто не чувствовал себя ущербным
  • высвободить 7-8 уроки для внеклассных дел можно за счет переноса факультативов по договоренности с учителем на другие дни или на другое время, а иногда, и на каникулы.

Безусловно, для организации качественной внеклассной работы в медико-биологическом классе, для преодоления всех трудностей, возникающих при этом, для полного учета всех особенностей МБК указанные выше способы решения проблем можно и нужно дополнять, находить новые виды деятельности школьников и новые формы работы. Но, как показывает практика, и вышеперечисленные советы во многом помогают объединению ребят, поддержанию в коллективе здоровой атмосферы, снятию комплексов у отдельных учеников, формированию дружеских отношений в классе. Вот почему медико-биологический класс – это, в большинстве своем, сплоченный коллектив, ребята из которого поддерживают тесные отношения друг с другом и после поступления в ВУЗы, часто навещают шестую школу, с удовольствием общаются со своими бывшими учителями и выносят из двух лет совместной учебы только теплые и светлые воспоминания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад«Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»

В докладе отражены виды профориентационной работы в коррекционной школе, нацеленные на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.  Существует ряд серьезных проблем, нерешенность кот...

Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 10 классе

В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....

Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 11 классе

В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....

Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры....

Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).

Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...

«Особенности воспитательной работы с учащимися 7 класса подросткового возраста».

Специфика воспитательной работы с учащимися подросткового возраста. Эффективность воспитательной работы с подростками зависит от понимания психологии учащихся данного возрастного этапа, стиля и п...