Развитие скоростно-силовой подготовки лыжников с применением элементов северного многоборья ( прыжки через нарты)
статья по физкультуре на тему

Скоростно-силовая подготовка является одним из важнейших компонентов в повышении спортивных результатов спортсменов-лыжников на всех этапах многолетней спортивной подготовки. В условиях Якутии занятия по лыжным гонкам проводятся на свежем воздухе в конце октября, ноябре,  в марте и апреле. Каждый тренер или учитель физкультуры ищет пути повышения уровня тренировки в самые холодные месяцы - декабре, январе, феврале. Занятия в основном в это время проводятся в спортивном зале. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_skorostno.docx226.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие скоростно-силовой подготовки лыжников с применением элементов

северного многоборья

( прыжки через нарты)

Яковлев В.В., тренер-преподаватель

УлаханАанского филиала

МБУ ДО  «Хангаласская ДЮСШ»

Республики Саха (Якутия)

с. Улахан Аан,

Хангаласский улус,

Республика Саха( Якутия),
2017 г.

Цель. Выявить эффективные средства и методы скоростно-силовой подготовки лыжников на длинные дистанции с использованием элементов северного многоборья.

Задачи исследования:

-экспериментально изучить и обосновать эффективность использования элементов северного многоборья;

- на основе полученных результатов разработать методические рекомендации.

Гипотеза: если на тренировках лыжников использовать элементы северного многоборья: северный тройной прыжок, прыжки через нарты, то можно развить скоростно-силовые качества лыжника.

Научная новизна. Применение элементов северного многоборья на практике может способствовать развитию скоростно-силовых качеств лыжников.

Практическая значимость. На основе полученных в ходе эксперимента результатов разработаны рекомендации для тренеров – преподавателей спортивных школ, учителей физкультуры для проведения учебно-тренировочных занятий по лыжным гонкам.

   Скоростно-силовая подготовка является одним из важнейших компонентов в повышении спортивных результатов спортсменов-лыжников на всех этапах многолетней спортивной подготовки. В условиях Якутии занятия по лыжным гонкам проводятся на свежем воздухе в конце октября, ноябре,  в марте и апреле. Каждый тренер или учитель физкультуры ищет пути повышения уровня тренировки в самые холодные месяцы - декабре, январе, феврале. Занятия в основном в это время проводятся в спортивном зале. Для повышения эффективности занятий в зимний период я  применяю на занятиях элементы северного многоборья, в частности, прыжки через нарты.    Многие тренеры и учителя физкультуры недооценивают средства и методы физической и технической подготовки с использованием национальных видов спорта. Прыжки через нарты являются распространенным и любимым видом спорта коренных народов Севера. Спортсмен преодолевает прыжками 10 нарт, установленных на одной линии, в последнем прыжке делает поворот на 180˚ и продолжает прыжки в обратном направлении. В этом виде спорта передспортсменом стоят две задачи:

  1. прыжковая подготовка (скоростно-силовая, развитие выносливости, С.Ф.П., О.Ф.П.).
  2. Преодоление страха, т. е. психологическая подготовка, является одним из самых важнейших задач в тренировочном процессе.

Психологическая подготовка осуществляется через развитие волевых качествспортсмена. Одним из путей воспитания волевых качеств и раскрытия потенциальных возможностей является соревновательный метод. Для воспитания уверенности и создания психологической устойчивости необходимо приучать спортсменов действовать в обстановке приближенной к соревнованиям. Такие тренировки создают эмоциональный подъем. Кроме этого, надо устранять причины, мешающие проявлению скрытых сил. Главная из них – психологический барьер.

Причины психологического барьера:

 - Спортсмен боится самих нарт, что не сможет перепрыгнуть эти нарты, сможет упасть на нее, получить травму рук и ноги;

 - боится совершить ошибки, что его остановят во время прыжка;

 - у него появляется страх, предстартовая лихорадка.

Чтобы избегать психологического барьера, применяем следующие средства и методы:

- беседы, разъяснения, убеждения в его больших возможностях и т. п.

- для начинающих спортсменов надо объяснять прыжки через нарты по видеофильмам, прыжкам квалифицированных спортсменов. Чтобы не появилось чувство страха перед прыжками на настоящих нартах, надо начинать тренировки с низких нарт, через набивные мячи, коробки, гимнастические скамейки…

   Можно на полу вместо нарт мелом рисовать вообразимые нарты для тренировки и совершенствования техники прыжков. Потом переходят на прыжки через лежащие перевернутые барьеры высотой 30-40 см., в количестве 4-5, постепенно увеличивая до 10. Потом переходят на прыжки через подростковые нарты (высотой 40 см, шириной сверху 40 см, снизу 60 см.). Начинают прыгать с 5 нарт, постепенно увеличивая количество нарт.  

  Последний этап – прыжки через стандартные нарты (высота 50 см, ширина сверху – 50 см, снизу 70 см.  

Эти упражнения при условии правильного их использования способствуют интенсивному развитию физических качеств.

  Работая учителем физкультуры, для  развития скоростно-силовых качеств учащихся применял на уроках элементы северного многоборья, в частности прыжки через нарты. Через полгода была выявлена эффективность этих тренировок, у учащихся улучшились скоростно-силовые качества.

Какие методы были применены? В начальных классах практиковались прыжки через набивные мячи. Для учащихся среднего звена применялись прыжки через скамейки,  или шины автомобиля, обрезанные пополам. Начинающие выполняли прыжки через одну нарту, потом количество нарт постепенно прибавлялось, прыжки осуществлялись с остановкой между нартами.

Какие применялись способы?

  1. Змейкой. 1 ученик проходит все нарты, затем следующий ученик выполняет то же самое.
  2. Паровоз. Спортсмены идут друг за другом.
  3. Быстрые нарты. Прыжки выполняются без остановок за 1 или 2 минуты.

100_2198100_2223

  1. Прыжки через скамейки (начальный этап)                   2.   Способ «Змейка»                                      

100_2242100_2237

3.  Способ «Паровоз»                                               4.  Способ «Быстрые нарты»

    На базе МБОУ «2 Мальжагарская средняя общеобразовательная школа» с. УлаханАанХангаласского улуса был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие 20 учеников. Они были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную.

   Исследование проводилось в три этапа:

I этап – литературный поиск;

II этап – тестирование:

III этап – обработка и анализ полученных данных.

  За этот промежуток времени было проведено 240 учебно-тренировочных занятий, включая соревнования. Обе группы 2 раза, в начале и в конце исследования, выполняли тестирования для определения сдвигов в развитии скоростно-силовых качеств учащихся. Экспериментальная группа показала значительное улучшение результатов.

Сравнительная таблица показателей контрольных испытаний по группам

Виды

В начале

В конце

Сдвиги

Контроль-ная

Экспери-ментальная

Контроль-ная

Экспери-ментальн.

Контроль-ная

Экспери-ментальная

1

Северный тройной прыжок (м)

5, 64

5, 79

5, 94

6, 21

0, 30

0, 42

2

Прыжок в длину с места (м)

1, 65

1, 67

1, 71

1, 89

0, 06

0, 22

3

Бег на 60 м. с ходу (сек.)

10, 19

10, 14

10.00

9, 74

0, 19

0, 40

4

Бег 1000 м. по сигналу (мин.)

4, 68

4, 63

4, 52

4, 32

0, 16

0, 31

5

Подтягивание

5,1

4, 4

6, 3

8, 3

1, 2

3,9

Заключение

   В 1965 году Ю.В. Верхошанским внедрен новый метод развития скоростно-силовых качеств спортсмена. Суть его заключается в том, что спортсмен совершает прыжок вниз с возвышения с дальнейшим выпрыгиванием. Этот метод получил в спорте большую популярность, так как признан спортсменами и тренерами наиболее эффективным. Проведенные нами исследования и эксперименты подтвердили, что  прыжки через нарты являются не менее эффективным средством и методом для развития скоростно-силовых качеств спортсмена.  Использование на тренировочных занятиях элементов северного многоборья позволяет улучшить результаты в соревновательных упражнениях без повышения объема и интенсивности нагрузки. Полученный положительный результат исследований  и экспериментов позволяет рекомендовать тренерам-преподавателям и учителям физкультуры использовать элементы северного многоборья для развития скоростно- силовых качеств лыжников.

Практические рекомендации

Проведенное исследование позволяет сделать следующие практические рекомендации:

  1. Для повышения эффективности скоростно–силовых качеств у лыжников на занятиях использовать элементы северного многоборья (прыжки через нарты).
  2. Только высокий уровень развития скоростного, силового качеств и выносливости создают условия для совершенствования техники и позволяют более экономно и эффективно выполнять прыжки через нарты.
  3. Использование в учебном процессе специальных физических упражнений таких, как, например, подпрыгивание  с минимальным весом груза, прыжки на снегу, прыжки с горки способствуют развитию скоростно-силовых качеств, способствуют более эффективному усвоению и совершенствованию элементов техники прыжков через нарты.
  4. Для психологической подготовки прыжкам через нарты в начальном этапе  можно применить макеты нарт из картонного ящика.
  5. Для разучивания и совершенствования техники прыжков через нарты следует применить нарты малого размера.
  6. Тренируясь 5-6 раз в неделю, рекомендуется широко применять прыжки через нарты малого размера.
  7. Полезно прыжковые упражнения чередовать с силовыми упражнениями и ускорениями. Отягощениями могут быть гири, мешки с песком от 1,5 до 3 кг., пояса от 0,5 до 1 кг.
  8. В условиях зала легко расставить и обозначить все оборудования, необходимые для обучения прыжкам через нарты, поэтому именно в зале целесообразно проводить начальное обучение.
  9. Для привлечения и пропаганды северного многоборья среди юношей можно проводить соревнования по прыжкам «быстрые нарты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по национальному многоборью по теме "Прыжки через нарты"

Конспект занятия по национальному многоборью по теме "Прыжки через нарты"...

Применение отягощений для развития скоростно-силовых качеств боксера в условиях сельской местности

В сельской местности нет такой оснащенности оборудованием, как в городе, но из всего надо находить выход....

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-СПРИНТЕРОВ КАК КОМПОНЕНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация – лыжные гонки включают в себя массу дисциплин, одна из них – это спринтерские соревнования, в число которых входят индивидуальный и командный спринт. Квалифицированный лыжник-го...

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-СПРИНТЕРОВ КАК КОМПОНЕНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация – лыжные гонки включают в себя массу дисциплин, одна из них – это спринтерские соревнования, в число которых входят индивидуальный и командный спринт. Квалифицированный лыжник-го...

«РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ»

Актуальность исследования состоит в необходимости определения особенностей развития скоростно-силовых способностей у старших школьников, с целью дальнейшего использования полученного материала в постр...

Проект «Развитие скоростно –силовых качеств учащихся для сдачи норм ГТО через занятиями «Баскетболом» на уроках физкультуры» .

Цель проекта: физическое совершенствование учащихся с целью подготовки к сдаче норм ГТО.   Актуальность проекта: В настоящее время неуклонно сокращается количество детей, отнесенных по ...

«РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ».

СодержаниеВведение.Методы развития скоростно-силовых способностей юных лыжников – гонщиков.Специальная скоростно-силовая подготовка.Метод круговой тренировки.Интервальный метод.Контрольный метод...