«РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ»
учебно-методический материал по физкультуре (8, 9, 10 класс)

Рожина Елена Сергеевна
Актуальность исследования состоит в необходимости определения особенностей развития скоростно-силовых способностей у старших школьников, с целью дальнейшего использования полученного материала в построении учебных занятий. 
Новизна предлагаемого опыта заключается в изменении традиционного подхода в проведении уроков физической культуры и включением специальных скоростно – силовых упражнений по определённой схеме от 30 до 40% времени. 
Адресная направленность опыта. Представленный педагогический опыт может быть использован как учителями физической культуры, так и учителями других предметов при проведении внеклассных мероприятий, физкультминуток, динамических перемен. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc395 КБ

Предварительный просмотр:

 «Описание опыта работы»

 Рожина Елена Сергеевна,

 учитель физической культуры

МБОУ г. Кургана «Лицей №12»

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ  УПРАЖНЕНИЙ

Условия возникновения и становления опыта. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом развитие физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся является приоритетным направлением при реализации основной образовательной программы НОО, ООО. Данное направление находит своё отражение как в личностных, так и в предметных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы НОО, ООО предметной области «Физическая культура», в содержание которой включена подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). При этом, как показывает анализ тестирования комплекса ГТО, из семи обязательных испытаний,    четыре норматива связаны с различным проявлением скоростно - силовых способностей, что может свидетельствовать о приоритетном значении этого качества в физическом развитии школьников.

Актуальность исследования состоит в необходимости определения особенностей развития скоростно-силовых способностей у старших школьников, с целью дальнейшего использования полученного материала в построении учебных занятий.

Новизна предлагаемого опыта заключается в изменении традиционного подхода в проведении уроков физической культуры и включением специальных скоростно – силовых упражнений по определённой схеме от 30 до 40% времени.

Адресная направленность опыта. Представленный педагогический опыт может быть использован как учителями физической культуры, так и учителями других предметов при проведении внеклассных мероприятий, физкультминуток, динамических перемен.

Теоретическая база опыта. Упражнения подобраны на основе анализа научно – методической литературы: А.К. Анохина (Б. Росс) (1882г.-1920г.) – автора  системы волевой гимнастики (изометрические упражнения с весом собственного тела), А.И. Пьязина, автор предлагает использовать в практике многократные прыжки в длину с места, которые позволяют развивать прыжковую выносливость и мгновенную скорость отталкивания от пола. В.Б. Попов, Ф.П.Суслов, Г.Н.Германов рекомендуют использовать для развития скоростно – силовых качеств на уроках физической культуры различные виды прыжков, приседания с акцентом на быстроту, метание набивных мячей, упражнения с набивными мячами, бег на короткие дистанции.

    Технология опыта. 

    Цель: создать условия для развития скоростно-силовых способностей у  школьников на уроках физической культуры.

        Задачи:

        1. Подобрать наиболее эффективные средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей у школьников на уроках физической культуры.

        2. Разработать комплексы физических упражнений, направленных на повышение уровня развития скоростно – силовых способностей.

   3. Повысить результативность учебного процесса посредством использования скоростно-силовых упражнений.

Скоростно-силовые качества – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий в кратчайший промежуток времени. Считается, что значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено развитию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.  

Такими  исследователями как, Н.Н. Гончаров, Р.Е. Мотылянская, В.С. Фарфель, А. Хунольд, B.П. Филин, В.С. Топчиян, установлено, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо начинать в детском и юношеском возрасте, так как уже в этом возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений.    Развитие скоростно – силовых способностей у школьников происходит с 9 до 18 лет, но наиболее благоприятным возрастом для развития скоростно-силовых способностей является возраст от 14 до 16 лет. Правильно спланированные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию  школьника, что особенно важно для формирующегося организма. С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, усилить и укрепить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость. Скоростно-силовая подготовка благоприятно воздействует на физическое развитие. Целенаправленное использование скоростно-силовых упражнений способствует воспитанию таких личностных качеств, как настойчивость, решительность, дисциплинированность, готовность к преодолению трудностей, создает устойчивое эмоциональное отношение к занятиям, что приводит к росту результатов.

Подобранные и разработанные мною комплексы упражнений, состоящие из разнообразных двигательных действий, рекомендую применять на всех этапах урока. В подготовительной части рекомендую использовать 2-3 упражнения, в основной части занятия отводить 10 – 15 минут на упражнения с использованием нестандартного оборудования, с различными отягощениями (с помощью собственного веса и веса партнёра, с набивными мячами), с использованием эстафет, игр, игровых заданий с проявлением скоростно – силовых способностей. В заключительной части проводить 1-2 упражнения с минимальной нагрузкой.

Наиболее распространенной формой проявления скоростно-силовых способностей являются упражнения прыжкового характера и метания.  Результаты в этих упражнениях во многом обусловлены уровнем скоростно-силовой подготовленности школьников. Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки.

         Анализируя и обобщая практический опыт отечественных авторов: Н.Г.Озолина, А.В.Карасёва, В.Н.Платонова, А.А.Маркасьяна, С.И. Гальперина, Н.Э. Татарского, Ю.В. Верхошанского, В.М. Дьячкова  и др., мною были определены наиболее эффективные средства, методы и условия развития скоростно – силовых способностей  у школьников. Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются беговые, прыжковые упражнения и  упражнения с различными отягощениями.

        Основные средства: 

1. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.

2. Упражнения с добавочной весовой нагрузкой (пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и броски.

        3. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц.

        Дополнительные средства:

        1.Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег и  прыжки в гору и т. д.).

    Предлагаю комплекс, который включает в себя упражнения динамического, статического и плиометрического характера. Данный комплекс разработан для развития скоростно – силовых способностей у школьников среднего и старшего возраста. Целесообразно включать этот комплекс упражнений в различные части уроков по общей физической подготовке, лёгкой атлетике и спортивных игр. Он может применяться как на уроках, так  и при самостоятельных занятиях (Приложение).

   Наиболее распространёнными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы: повторного выполнения упражнений,  круговой тренировки, метод сопряжённого воздействия, ударный и игровой.

        Метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека. При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опорно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19–30 % .

Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения подбираются таким образом, что бы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Этот метод позволяет значительно повысить объём нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей дыхания, кровообращения и энергообмена.

Метод сопряжённого воздействия применяется в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их результативности.

«Ударный» метод характеризуется выполнением специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45-75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину).

Игровой метод  - это метод использования физических упражнений в игровой форме.

Целенаправленное включение специально подобранных с учётом возрастных особенностей скоростно-силовых упражнений в различные части урока физической культуры, позволяет повысить у школьников показатели скоростно-силовых способностей, силовой выносливости и собственно-силовых способностей.

    Результативность представленного педагогического опыта.         

Применение методик позволило улучшить спортивную результативность обучающихся и повысить потребность в здоровом образе жизни. Итогом работы является успешная сдача школьниками нормативов Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Использование представленных упражнений в системе на уроках физической культуры позволяет обучающимся показывать высокие результаты в соревнованиях различного ранга:

  • 3 место в региональном рейтинге среди школьных спортивных клубов;
  • 1 место в городских соревнованиях школьников по гимнастике   среди  8-х классов;
  • 3 командное место в школьной баскетбольной лиге (ШБЛ) в зачёт Спартакиады среди ОУ города Кургана;
  • 3 командное место в легкоатлетической эстафете, посвящённой 77 – ой годовщине в ВОВ;
  • победители и призеры городского и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;
  • 1 место в городских соревнованиях школьников по тестам среди юношей 9 – х классов.

Список литературы

        1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) : документы и методические материалы / Н.В. Паршикова [и др.].. — Москва : Издательство «Спорт», 2016.

          2. Дополнительная общеразвивающая программа для одаренных детей и талантливой молодежи «Программа деятельности  школьного физкультурно – спортивного клуба «Тридцаточка». /авт.-сост: Е.В.Моргунова — Курган, 2016;

        3. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников / И.В. Еркомайшвили - Екатеринбург: - 2004. - 118с.

        4. Кощеева, С. Ю.         Развитие специальных физических качеств баскетболистов в подготовительной части занятия и в круговой тренировке / С. Ю. Кощеева - Омск: ОмГТУ – 2006, - 168 с.

        5. Попов, В.Б. Легкая атлетика для юношей / В.Б. Попов, Ф.П Суслов, Г.Н. Германов. Учебно-методическое пособие для тренеров ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. – Воронеж. - 1999. - 220 с.

        6. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М. ООО «Издательство АСТ». - 2003. - 863с.

        7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М.: ACADEMA. - 2000. -  480 с.

Источникhttps://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=788316#text

                                                                                                         

                                                                                                              Приложение

Комплекс упражнений для развития скоростно – силовых способностей у юношей и девушек среднего и старшего школьного возраста

п/п

Упражнение

Дозировка

Методические указания

1.

   Перекаты с пятки на носок

http://otnogi.ru/wp-content/uploads/2016/09/381.jpg

     

         20 раз

Исходное положение – руки на поясе, держать осанку, живот втянуть, таз подтянуть «на себя» Перекат на пятки пальцы «на себя» – подъём на носки максимально на самые пальцы. В максимальной позиции почувствовать напряжение икроножных мышц.

2.

                Приседания

   C:\Users\пользователь\Documents\фото\Техника упражнений\17077184_1107323392730472_805852292703059968_n.jpg

     

       20 раз

Стопы чуть шире ширины плеч и носки слегка развёрнуты в стороны. Смотреть перед собой. Живот втянуть. Руки или в замок за голову, или вытянуть вперёд. Спину держать  прямо. При сгибании и  разгибании  ног пятки стараться не отрывать от пола, колени всегда «смотрят» чуть в стороны.

3.

Прыжки через линию (гимнастическую палку) вперёд-назад

 

      C:\Users\пользователь\Documents\документы Стас\Иллюстрации упражнений\174726_html_5acc2af9.png

20 прыжков - отталкиваний

Высокие прыжки, держаться на передней части стопы.

4.

То же, что и упражнение №1, но из исходного положения носки врозь 90 градусов

C:\Users\пользователь\Documents\документы Стас\Иллюстрации упражнений\podjem-na-nosochki.jpg

     

        20 раз

Исходное положение – руки на поясе, держать осанку, живот втянуть, таз подтянуть «на себя» Перекат на пятки пальцы «на себя» – подъём на носки максимально на самые пальцы. Упражнение нацелено на внутреннюю часть икроножных мышц.

5.

Боковые прыжки через линию (гимнастическую палку) влево – вправо

20 прыжков – отталкиваний

Высокие прыжки, держаться на передней части стопы.

6.

        Приседания в выпаде

C:\Users\пользователь\Documents\фото\Техника упражнений\knee-exercises-lunge-628x363-COMP-436848-436850-1.jpg

 10 раз на каждую ногу

Одна нога впереди, другая сзади. Руки на поясе или свободно опущены. Живот втянуть. Спина перпендикулярна полу. Сгибания и выпрямление ног. При сгибании ног бедро впереди стоящей ноги должно быть параллельно полу

7.

Прыжки, сомкнув ноги над линией (гимнастической палкой)

20 прыжков – отталкиваний

Исходное положение ноги врозь (40 см.), линия  (Гимнастическая палка) между ног. Одновременно оттолкнуться двумя ногами и сомкнуть стопы над линией (палкой). Держаться на передней части стопы.

8.

То же, что и упражнение №1, но из исходного положения пятки врозь  на 45 градусов

     20 раз

Исходное положение – руки на поясе, держать осанку, живот втянуть, таз подтянуть «на себя» Перекат на пятки пальцы «на себя» – подъём на носки максимально на самые пальцы Упражнение нацелено на внешнюю часть икроножных мышц.

9.

Выпрыгивания вверх из полного приседа

     C:\Users\пользователь\Documents\документы Стас\Иллюстрации упражнений\kompleks_180614_3.jpg

      10 раз

Отталкиваться как можно выше вверх, приземляться мягко, можно в упор присев

10.

Прыжки над линией ноги скрёстно, ноги врозь

        C:\Users\пользователь\Documents\документы Стас\Иллюстрации упражнений\uprazhnenie-klimax-33.png

20 прыжков отталкиваний

Исходное положение ноги врозь (40 см.), линия между ног. Одновременно оттолкнуться двумя ногами, скрестить ноги, приземлиться и оттолкнуться из этого положения в положение ноги врозь. Менять положения ног (сначала одна нога впереди, потом другая)

11.

Статическая поза на носках, руки вверх

    C:\Users\пользователь\Documents\документы Стас\Иллюстрации упражнений\3b509cee62b1f53036f28aa9a2e3fc0c.jpg

     

   10 секунд

Тянуться руками вверх, живот втянуть, держать равновесие

12.

Статическая поза - стойка с подтягиванием колена к груди

   

 5 секунд на каждую ногу

Допускается выполнение не у стены, а с помощью обхвата ноги двумя руками. Колено тянуть на себя. Держать равновесие

13.

Статическая поза «Стульчик»

C:\Users\пользователь\Documents\документы Стас\Иллюстрации упражнений\1303618.jpg

   

     20 секунд

Мышцы ног напряжены.  Спину держать прямо.

14.

Статическое поза «Захлёст голени»

C:\Users\пользователь\Documents\документы Стас\Иллюстрации упражнений\original.jpg

   

 5 секунд на каждую ногу

Можно поднять разноимённую руку вверх. Держать осанку. Втянуть мышцы живота

15.

Статическая поза «Выпад»

C:\Users\пользователь\Documents\документы Стас\Иллюстрации упражнений\uprazhnenie-vypady (2).jpg

20 секунд на каждую ногу

Держать осанку. Колено оставлять на 5 см. от пола.

16.

Пружинистые покачивания в положении глубокого выпада

C:\Users\пользователь\Documents\документы Стас\Иллюстрации упражнений\1009-low_lunge.jpg

10 раз на каждую ногу

Плавные пружинистые покачивания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плиометрика как средство развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры

Плиометрика или прыжковая тренировка. Использование плиометрических упражнений на уроках физической культуры в средней школе....

"Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий"

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры,-главная цель развития отечесвтенной системы школьного образования. Система образования отк...

Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающей технологии

Интерес к физической культуре - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна ...

Средства развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры в 5 - 8 классах общеобразовательной школы

Практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последние годы имеет тенденцию к с...