РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-СПРИНТЕРОВ КАК КОМПОНЕНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
учебно-методический материал на тему
Аннотация – лыжные гонки включают в себя массу дисциплин, одна из них – это спринтерские соревнования, в число которых входят индивидуальный и командный спринт. Квалифицированный лыжник-гонщик, специализирующийся на спринтерских соревнованиях, должен владеть всеми физическими качествами, принимающими непосредственное участие в его спортивной деятельности. В связи с этим было предпринято исследование методики развития скоростно-силовой выносливости в тренировочном процессе лыжника-спринтера, как одного из основных физических качеств лыжника-спринтера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация – лыжные гонки включают в себя массу дисциплин, одна из них – это спринтерские соревнования, в число которых входят индивидуальный и командный спринт. Квалифицированный лыжник-гонщик, специализирующийся на спринтерских соревнованиях, должен владеть всеми физическими качествами, принимающими непосредственное участие в его спортивной деятельности. В связи с этим было предпринято исследование методики развития скоростно-силовой выносливости в тренировочном процессе лыжника-спринтера, как одного из основных физических качеств лыжника-спринтера.
ВВЕДЕНИЕ
В конце XX века с появлением спринтерских соревнований по лыжным гонкам, существенно повысилась зрелищность соревнований и интерес тренеров и специалистов к вопросу специализированной подготовки спортсменов для успешного выступления в соревнованиях на короткой дистанции. [16]
С развитием спринтерских соревнований все более актуальным становится вопрос о построении тренировочного процесса, а также поиске наиболее подходящих подходов в системе подготовки лыжников-гонщиков, специализирующихся на спринтерских дистанциях. В связи с этим в национальных сборных командах различных стран стали происходить разделения в методике тренировочного процесса и появились «лыжники-спринтеры», т.е. лыжники-гонщики, специализирующиеся на спринтерских дистанциях.
В начале зарождения спринтерских дисциплин принимали участие лыжники-гонщики, не обладавшие специфическими качествами, которых требовал новый формат соревнований. В результате этого многие тренеры и спортсмены столкнулись с трудностями организации учебно-тренировочного процесса, так как лыжники-спринтеры должны обладать хорошей физической подготовкой: способностью поддерживать высокую соревновательную скорость в течение всех стадий соревнований и быстро восстанавливаться в условиях уменьшающихся промежутков отдыха между забегами.
В настоящее время в лыжном спорте большинство научных работ посвящены подготовке лыжников-гонщиков, специализирующихся на средних и длинных дистанциях. А методической литературы по подготовке лыжников-гонщиков, специализирующихся на спринтерских дистанциях, недостаточно. Все это свидетельствует о необходимости исследования тренировочного процесса лыжников-спринтеров.
В связи с этим, целью исследования являлось исследование методики развития одного из главных физических качеств лыжника-спринтера – скоростно – силовой выносливости.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать тренировочный процесс лыжников-спринтеров. Определить значение скоростно-силовой выносливости в структуре спортивного мастерства лыжников-спринтеров.
- Проанализировать различные методики развития скоростно-силовой выносливости в тренировочном процессе спортсменов.
- Исследовать и определить оптимальную методику развития скоростно-силовой выносливости лыжника-спринтера в подготовительном периоде.
Объект исследования: тренировочный процесс лыжников- спринтеров.
Предмет исследования: скоростно-силовая выносливость лыжников-спринтеров.
Гипотеза исследования: можно предположить, что, методика развития скоростно-силовой выносливости лыжников-спринтеров в подготовительном периоде будет включать приоритетное применение интервального и повторного методов с использованием средств специальной физической подготовки, а именно скоростно-силовой работы на лыжероллерах, преимущественно на летне-осеннем и осеннее-зимнем этапах подготовительного периода.
Практическая значимость работы заключается в том, что использование предложенного материала позволяет повысить уровень подготовки и обеспечить высокую результативность выступления лыжников – спринтеров. Материалы работы могут представлять практический интерес для тренеров – преподавателей и лыжников-гонщиков, специализирующихся в лыжном спринте.
ГЛАВА 1. Обзор литературы
- Лыжный спринт как спортивная дисциплина. Физиологические особенности лыжного спринта.
В соответствии с правилами соревнований по лыжным гонкам лыжный спринт – это спортивная дисциплина, часть лыжного спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя индивидуальный и командный спринт как отдельные виды соревнований. [41]
Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации, которая проводится в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финальной части спринта, которая проходит в виде забегов на выбывание: четвертьфиналы, полуфиналы и финалы (спринтерские забеги). Распределение спортсменов по четвертьфинальным забегам производится в соответствии с местами в квалификации. Распределение в последующих забегах также основывается на занятых местах или результатах предыдущих забегов.
Командный спринт проводится как эстафета с двумя спортсменами, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый.
Известно, что спринтерские соревнования проводятся в несколько туров и на относительно коротких дистанциях протяженностью от 800 до 1800 м, продолжительность прохождения которых составляет от 2 до 5 минут. Всего в рамках соревнований по лыжному спринту проводится не более четырех повторений при сокращении интервалов времени от 1,5-2 часов между квалификацией и четвертьфиналом до 15-20 минут между полуфиналом и финалом соревнований. [16;41]
На основе данных об основных показателях механизмов энергообеспечения (Таблица 1), следует, что соревновательная деятельность в лыжном спринте соответствует динамической работе субмаксимальной мощности, осуществляющейся за счет аэробно-анаэробного энергообеспечения. [40]
При работе субмаксимальной мощности потребление кислорода достигает максимальных значений, происходит значительное увеличение концентрации лактата (молочной кислоты) в крови до 10 мМоль/л, и, как следствие, возникают существенные биохимические сдвиги pH в кислую сторону (до 6,9-6,4) – в сторону ацидоза.
Работу субмаксимальной мощности ограничивают возможности организма, а именно мышечных клеток сокращаться в условиях существенного закисления, а также возможности нервной системы функционировать в условиях острой нехватки кислорода и других существенных сдвигов внутренней среды организма.
Соревновательная деятельность в спринте вызывает максимальное усиление функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма. Поэтому в условиях высокой скорости и темпа движений при существенном недостатке кислорода ведущими физиологическими системами являются транспортная система крови и центральная нервная система. [30]
Нагрузка на кровеносную систему также приходится на восстановительный период и направлена на ликвидацию кислородного дола. Восстановление происходит в среднем в течение 1,5-2 часов после работы (концентрации глюкозы в мышечной ткани – около 3-х дней). Огромная нагрузка так же ложится на ЦНС – приходится работать в условиях метаболического ацидоза в темпе, близком к максимальному.
Повторный характер соревновательной деятельности в лыжном спринте определяет физиологические особенности соревнований. Механизм воздействия количества повторений в лыжном спринте как компонента физической нагрузки заключается в постепенном сокращении объема энергетических ресурсов и снижении возможностей восстановления в виду сокращения периодов отдыха между забегами. Вследствие этого, наблюдается снижение интенсивности соревновательной деятельности от квалификации к финалу соревнований независимо от стиля передвижения. [15]
Таким образом, соревнования по лыжному спринту включают в себя черты индивидуальной гонки и соревнований с массовым стартом, и в целом соответствует повторному характеру соревновательной деятельности в условиях нарастания утомления с сокращением периодов восстановления при неизменной соревновательной дистанции, что сопровождается увеличением напряженности всех систем организма. Представленные физиологические особенности лыжного спринта предъявляют высокие требования к функциональному состоянию спортсменов, к системам энергообеспечения организма, а также к развитию физических качеств спортсменов, определяющих уровень развития специальной выносливости лыжников-гонщиков, специализирующихся в спринтерских видах гонок: силы, быстроты и выносливости. [15;16]
Таблица 1. Подключение различных механизмов энергообеспечения в зависимости от продолжительности нагрузки максимальной мощности.
Продолжительность нагрузки | Механизмы энергообеспечения | Источники энергии | Примечания |
1-5 с | Анаэробный алактатный (фосфатный) | АТФ | |
6-8 с | Анаэробный алактатный (фосфатный) | АТФ + КрФ | |
9-45 с | Анаэробный алактатный (фосфатный) + анаэробный лактатный (лактатный) | АТФ + КрФ + гликоген | Большая выработка лактата |
45-120 с | Анаэробный лактатный (лактатный) | Гликоген | По мере увеличения продолжительности нагрузки выработка лактата снижается |
120-240 с | Аэробный (кислородный) + анаэробный лактатный (лактатный) | Гликоген | |
240-600 с | Аэробный | Гликоген + жирные кислоты | Чем больше доля участия жирных кислот в энергообеспечении нагрузки , тем больше ее продолжительность. |
- Теоретический аспект понятия «скоростно-силовая выносливость». Физиологическая характеристика скоростно-силовой выносливости.
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе физической деятельности. [39]
Лыжные гонки являются видом спорта на выносливость. Это физическое качество считается основным, наряду с силовыми качествами лыжников-гонщиков. Все остальные качества – быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация – следует отнести к второстепенным, но тесно связанным с основными. [4;30]
Современная теория физического воспитания говорит о существовании нескольких видов физической выносливости, а именно общей и специальной.
Общая выносливость – способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию. [30]
Общая выносливость также понимается как способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. [39]
Специальную выносливость как способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определяемых требованиями конкретного вида деятельности. [17]
Специальная выносливость – выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, скоростно-силовая выносливость, координационная выносливость и т.д.). [39]
Специальная выносливость – это способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, в определённом виде спорта. [30]
Суть специальной выносливости заключается его в том, что в различных видах деятельности факторы выносливости используются в неодинаковой степени, в своеобразном сочетании и в особом соотношении с различными другими двигательными качествами соответственно особенностям конкретной деятельности и ее условиям. Отсюда не следует, что видов специфической выносливости столько же, сколько видов деятельности. О специальной выносливости правомерно говорить лишь тогда, когда способность противостоять утомлению в деятельности определенного типа имеет существенную специфику, которая обусловлена особенностями реализации функциональных возможностей, обеспечивающих проявление выносливости в данной деятельности, в зависимости от ее объективных требований к различным двигательным качествам. В соответствии с этим различают такие типы специфической выносливости, как скоростная, силовая, скоростно-силовая, координационная и др. [21]
По мнению Максименко, скоростно-силовая выносливость, является сочетанием скоростной и силовой выносливости относится к специальной выносливости, определяющей способность человека выполнять отдельные виды физической работы вопреки нарастающему утомлению.
Матвеев утверждает, что скоростно-силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и скорости с выносливостью и проявляется в высоких результатах в передвижении на лыжах по различному рельефу.
В.А.Сорванов считает, что скоростно-силовая выносливость проявляется в определенной деятельности, т.е. в соревновательном упражнении. Для ее проявления необходимо продемонстрировать скоростно-силовые качества, в том числе скоростную и силовую выносливость; на протяжении всей дистанции в спринте надо удерживать высокую соревновательную скорость, повышающуюся при выполнении скоростно-силовых действий. [35]
В итоге, рассмотрев определения понятий скоростно-силовой выносливости, предлагаемые разными авторами, а также рассмотрев скоростную и силовую выносливость как самостоятельные физические качества, можно сделать вывод, что скоростно-силовая выносливость является специальной выносливостью определяющей способность спортсмена выполнять активную силовую работу с высокой скоростью.
Применительно к лыжникам-спринтерам, скоростно-силовая выносливость является специальной выносливостью определяющей способность лыжника выполнять активную силовую работу с высокой скоростью в передвижении на лыжах по пересеченной местности на всех этапах соревнований по лыжному спринту.
Физиологическая характеристика выносливости.
В спортивной физиологии выносливость определяют, как способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно или исключительно аэробного характера. Применительно к лыжному спринту, мышечная работа выполняется гонщиками преимущественно засчет анаэробного энергообеспечения.
Выносливость также можно определить, как способность противостоять утомлению. Утомлением называется вызванное нагрузкой временное снижение работоспособности. Оно выражается в повышении трудности или невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью. Но несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий. Описанное состояние называется фазой компенсированного утомления. А фаза декомпенсированного утомления означает снижение интенсивности работы несмотря на возросшие волевые усилия. [6]
Выносливость, как физическое качество спортсмена зависит от целого комплекса взаимосвязанных факторов, важнейшими из которых являются следующие: деятельность центральной нервной системы; аэробная и анаэробная производительность организма; уровень развития двигательных способностей спортсмена и его здоровье; волевые качества.
Деятельность центральной нервной системы, в частности, такое ее свойство, как уравновешенность процессов возбуждения и торможения. ЦНС обеспечивает согласованное функционирование вегетативной и мышечной систем, а также регулирует поступление кислорода к мышцам и удаление из организма углекислого газа, участвует в деятельности механизма энергообеспечения выполняемой работы.
Аэробная и анаэробная производительность организма. Данный фактор заключается в следующем: источником энергии для мышечной деятельности является расщепление АТФ, при этом содержание АТФ в клетках организма невелико, но оно должно быть постоянным. Поэтому расщепленная при работе АТФ немедленно восстанавливается за счет химических реакций с участием кислорода (аэробные реакции), либо – без кислорода путем расщепления креатинфосфата или гликогена до молочной кислоты (анаэробные реакции).Следовательно, спортсмены должны обладать большими аэробными возможностями: 1) высокой максимальной скоростью потребления кислорода, т. е. большой аэробной "мощностью", и 2) способностью длительно поддерживать высокую скорость потребления кислорода (большой аэробной "емкостью"). Обобщенным показателем аэробных возможностей организма считается МПК, достигающего у высококвалифицированных спортсменов 5-6 л/мин. Анаэробная производительность организма определяется по величине максимального кислородного долга: чем больше кислородный долг, тем выше анаэробная производительность организма. [6;22]
Роль волевых качеств в развитии выносливости очень значительна, т.к. необходимо систематически работать при высокой степени развития физического утомления.
Таким образом, скоростно-силовая выносливость является сочетанием скоростной и силовой выносливости, проявление которой зависит от уровня развития силы, быстроты, от деятельности центральной нервной системы, а также от аэробной и анаэробной производительности организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект тренировочного процесса на тему " Развитие скоростно-силовых способностей"
План - конспект тренировочного процесса на тему "Развитие скоростно-силовых способностей"...
Автореферат Тема: «Совершенствование стартов и поворотов. Развитие скоростно-силовых качеств пловцов учебно-тренировочной группы».
Плавание считается силовым видом спорта и для достижения высоких результатов нужна разносторонняя силовая подготовленность, чтобы преодолевать силы сопротивления воды, возрастающие прямо пропорциональ...
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-СПРИНТЕРОВ КАК КОМПОНЕНТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация – лыжные гонки включают в себя массу дисциплин, одна из них – это спринтерские соревнования, в число которых входят индивидуальный и командный спринт. Квалифицированный лыжник-го...
План-конспекты учебно-тренировочных занятий для футболистов группы начальной подготовки на развитие скоростно-силовых качеств.
План-конспекты учебно-тренировочных занятий для футболистов группы начальной подготовки на развитие скоростно-силовых качеств....
План-конспект тренировочного процесса на тему “Развитие скоростно-силовых способностей”
План-конспект тренировочного процесса на тему “Развитие скоростно-силовых способностей&rdquo...
План-конспект тренировочного процесса на тему “Развитие скоростно-силовых способностей”
План-конспект тренировочного процесса на тему “Развитие скоростно-силовых способностей&rdquo...
Автореферат учителя физической культуры Иванова Евгения Иннокентьевича по авторской программе <<Современный урок физической культуры, с использованием национального компонента по развитию скоростно-силовых качеств обучающихся>>
Национальные виды спорта коренных народов Якутии являются частью общей культуры народа и имеют многовековую историю. Они являются средством физического воспитания, оздоровления, отдыха и развлеч...