Дополнительная образовательная программа по бегу на велосипеде (RaceRunner)
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Дополнительная образовательная программа по бегу на велосипеде (RaceRunner)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа по бегу на велосипеде (RaceRunner) | 43.4 КБ |
Дополнительная образовательная программа по бочча | 55.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа-интернат № 9
Калининского района Санкт-Петербурга
Программа рассмотрена Утверждаю
на заседании Директор ГБОУ
педагогического совета школы-интерната№9
Протокол № от Калининского района
« ___ »_____________2015г. _________/ Е.В.Матюхина/
_____ __________ 2015 год
Дополнительная общеобразовательная программа по RaceRunner «Быстрое колесо»
Возраст учащихся 7-19 лет.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Составители программы:
педагоги дополнительного образования
Гончарова Е.А., Шуляковская И.В.
Санкт-Петербург
2016 год
Пояснительная записка
Укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Внеурочная деятельность объединяет все виды двигательной активности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. В нашей школе обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА): детский церебральный паралич, полиомиелит, аномалии развития, приобретённые заболевания и травматические поражения ОДА.
RaceRunner- (дословный перевод – гонки бегун) вид лёгкой атлетики, это бег на 3-колесном велосипеде.
Упражнения на данных велосипедах улучшают опорность, способствуют коррекции походки и постановки стоп, а так же дают возможность развивать двигательные качества ребёнка, создавая условия для мотивации к увеличению двигательной активности. Дети, которые не передвигаются самостоятельно, либо с приспособлениями, имеют возможность передвигаться на велосипедах без помощи, что влияет на их эмоциональное благополучие.
Программа по RaceRunner имеет спортивно-оздоровительную и паралимпийскую направленность.
Основными направлениями учебно-спортивной работы являются:
-укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости и координационных способностей;
- воспитание активности и самостоятельности двигательной деятельности;
- воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;
- участие в соревнованиях.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.
Актуальность: у учащихся с нарушением ОДА ведущим в клинической картине является двигательный дефект, поэтому у них снижена двигательная активность. Снижение двигательной активности ведёт к ухудшению психо-физических функций организма, что в конечном итоге влияет на социализацию учащихся. Так как многие учащиеся передвигаются на колясках, либо с использованием ортопедических средств, то RaceRunner является для них доступным видом спорта. Спортивная секция по RaceRunner даёт возможность учащимся реализовать двигательные потребности с учетом их индивидуальных возможностей.
Целесообразность: создание условий для занятий спортом в школе даёт возможность учащимся с НОДА увеличить двигательную активность, выбрав доступный вид спорта.
Отличительная особенность программы.
В программе используются методы и приёмы для учащихся любого возраста, с разными двигательными и интеллектуальными возможностями. На тренировках используется не только инвентарь для RaceRunner , но и оборудование из других видов спорта.
В каждое занятие включены упражнения общей и специальной физической подготовки и корригирующие.
Целями реализации программы внеурочной деятельности являются:
- создать условия для повышения уровня общей физической подготовленности;
- научить техническим и тактическим действиям RaceRunner.
Задачи:
Обучающие:
- формировать систему знаний о здоровом образе жизни;
- развивать и пропагандировать паралимпийские виды спорта среди лиц с НОДА;
- формировать знания, умения и навыки в беге на велосипеде виде;
- обучить рациональным двигательным действиям в беге на велосипеде;
- обеспечит контроль знаний, умений и навыков в беге на велосипеде.
Развивающие:
- создать условия для мотивации двигательной активности учащихся;
- развивать двигательные качества занимающихся;
- повышать уровень общей физической подготовки учащихся;
- развивать двигательные умения и навыки в беге на велосипеде ;
- развивать эмоциональные и волевые качества учащихся;
- развивать умение сравнивать, анализировать и давать оценку своей деятельности и других участников тренировочного и соревновательного процесса.
Воспитывающие:
- содействовать физическому, трудовому и эстетическому воспитанию;
- воспитывать умение преодолевать трудности, силу воли, настойчивость, упорство;
- воспитывать ответственность за результат, понимание его значимости;
- соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;
- воспитывать уважительное отношение к соперникам;
- использовать полученные знания, умения и навыки в жизни.
Коррекционные задачи:
- преодоление слабости отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах;
- нормализация тонуса мышц;
- улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;
- улучшение деятельности всех систем организма;
- развитие манипулятивной функции рук;
- формирование опорных реакций рук и ног;
- нормализация психо-эмоциональной сферы.
Дополнительная общеобразовательная программа по RaceRunner « Быстрое колесо» предназначена для обучающихся 7-19 лет с тяжёлыми нарушениями ОДА и рассчитана на 3 года: 1-ый год обучения 108 часов - 2 раза в неделю по 1,5 часа; 2-ой год обучения 108 часов 2 раза в неделю по 1,5 часа; 3-ий год обучения 108 часов 2 раза в неделю по 1,5 часа. Набор в группы осуществляется по желанию учащихся с учетом спортивной классификации.
Количество обучающихся в группе: 1-ый год обучения (7-12 лет) - 4 человека, 2-ой год обучения (8-13 лет) – 4 человека, 3-ий год обучения (9-14 лет)- 4 человека. В связи с двигательными и психофизическими особенностями учащихся нашей школы на тренировках и соревнованиях необходимо присутствие второго тренера, так как спортсменам классов RR1 и RR2 необходима страховка.
Формы организации деятельности:
-индивидуальная;
- индивидуально-групповая.
Формы организации занятий:
- беседа;
- инструктаж;
- учебно-тренировочные игры;
- соревнования;
- мастер-класс;
- консультация;
- практическое занятие;
- групповая.
Форма подведения итогов: опрос, тестирование, соревнования. Тестирование проводится 3 раза в год в спортивном зале и 2 раза в год на пришкольном стадионе. Соревнования проводятся 2 раза в год.
Учебно- тематический план.
1-ый год обучения (108 часов)
№ | тема | Всего часов | Кол-во часов 1 год обучения | |
Теория | Практика
| |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Правила RaceRunner. | 40 | 10 | 30 |
3 | Общая физическая подготовка (ОФП). | 10 | 10 | |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП). | 20 | 20 | |
5 | Тактика RaceRunner. | 15 | 5 | 10 |
6 | Техника RaceRunner. | 20 | 5 | 15 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 108 | 22 | 86 |
Содержание
1-ый год обучения
1. Вводное занятие:
теория: техника безопасности на занятиях RaceRunner, обучение способам самоконтроля.
2. Правила RaceRunner:
теория: изучение технических свойств велосипеда, правила RaceRunner;
практика: выполнение упражнений на велосипеде с изучением правил.
3. Общая физическая подготовка:
практика: выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений с использованием инвентаря из других видов спорта.
4. Специальная физическая подготовка:
практика: выполнение подготовительных и специальных упражнений для бега на велосипеде, бег на велосипеде.
5. Тактика RaceRunner:
теория: знакомство с тактическими действиями при беге на разные дистанции;
практика: выполнение тактических действий в беговых упражнениях на велосипеде на разные дистанции.
6. Техника RaceRunner:
теория: изучение способов бега на велосипеде, управление велосипедом;
практика: выполнение беговых упражнений на велосипеде разными способами.
7. Итоговое занятие:
теория: подведение итогов, самоанализ;
практика: соревнования.
Ожидаемый результат.
В конце первого года обучения учащиеся должны:
знать: общеразвивающие и специальные упражнения, способы и правила бега на велосипеде;
уметь: выполнять общеразвивающие и специальные упражнения, владеть способами бега на велосипеде.
Учебно- тематический план.
2-ой год обучения (108 часов)
№ | тема | Всего часов | Кол-во часов 1 год обучения | |
Теория | Практика
| |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Правила RaceRunner. | 30 | 5 | 25 |
3 | Общая физическая подготовка (ОФП). | 10 | 10 | |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП). | 20 | 20 | |
5 | Тактика RaceRunner. | 20 | 5 | 15 |
6 | Техника RaceRunner. | 25 | 5 | 20 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 108 | 17 | 91 |
Содержание
2-ой год обучения
1. Вводное занятие:
теория: техника безопасности на занятиях RaceRunner, обучение способам самоконтроля.
2. Правила RaceRunner:
теория: углубленное изучение технических свойств велосипеда;
практика: выполнение упражнений на велосипеде с изучением правил.
3. Общая физическая подготовка:
практика: углубленное изучение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений с использованием инвентаря из других видов спорта.
4. Специальная физическая подготовка:
практика: развитие навыка в выполнении специальных упражнений для бега на велосипеде, бег на велосипеде.
5. Тактика RaceRunner:
теория: тактические действия при беге на разные дистанции;
практика: отработка тактических действий в беговых упражнениях на велосипеде на разные дистанции.
6. Техника RaceRunner:
теория: способы бега на велосипеде, управление велосипедом;
практика: отработка техники бега на велосипеде разными способами.
7. Итоговое занятие:
теория: подведение итогов, самоанализ;
практика: соревнования.
Ожидаемый результат.
В конце второго года обучения учащиеся должны:
знать: общеразвивающие и специальные упражнения, технические и тактические приемы в беге на велосипеде, правила RaceRunner;
уметь: выполнять общеразвивающие и специальные упражнения, управлять велосипедом, владеть основными техническими и тактическими приёмами, применять полученные знания в беге на велосипеде и организации самостоятельных занятий.
Учебно- тематический план.
3-ий год обучения (108 часов)
№ | тема | Всего часов | Кол-во часов 1 год обучения | |
Теория | Практика
| |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Правила RaceRunner. | 20 | 5 | 15 |
3 | Общая физическая подготовка (ОФП). | 10 | 10 | |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП). | 20 | 20 | |
5 | Тактика RaceRunner. | 30 | 5 | 25 |
6 | Техника RaceRunner. | 25 | 5 | 20 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 108 | 17 | 91 |
Содержание
3-ий год обучения
1. Вводное занятие:
теория: техника безопасности на занятиях RaceRunner.
2. Правила RaceRunner:
теория: углубленное изучение правил RaceRunner;
практика: совершенствование бега на велосипеде по правилам.
3. Общая физическая подготовка:
практика: совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений с использованием инвентаря из других видов спорта.
4. Специальная физическая подготовка:
практика: совершенствование бега на велосипеде.
5. Тактика RaceRunner:
теория: тактические действия при беге на разные дистанции;
практика: совершенствование тактических действий в беговых упражнениях на велосипеде на разные дистанции.
6. Техника RaceRunner:
теория: способы бега на велосипеде, управление велосипедом;
практика: совершенствование техники бега на велосипеде разными способами.
7. Итоговое занятие:
теория: подведение итогов, самоанализ;
практика: соревнования.
Ожидаемый результат.
В конце третьего года обучения учащиеся должны:
знать: общеразвивающие и специальные упражнения, правила RaceRunner;
уметь: владеть техникой и тактикой бега на велосипеде, в совершенстве применять полученные знания на практике и организации самостоятельных занятий.
Тесты: сентябрь и май: бег на велосипеде на время – дистанция 40м.
Ноябрь, февраль, апрель: отталкивание двумя ногами, правой (левой) ногой. Каждый спортсмен при поступлении в секцию проходит данные тесты. Последующие тестирования показывают динамику относительно первичного результата.
№ | Контрольное упражнение | Оценка | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1 | Отталкивание двумя ногами (длина проката) | результат улучшен на 50% | результат улучшен на 30% | результат улучшен на 10% |
2 | Отталкивание правой ногой (длина проката) | результат улучшен на 50% | результат улучшен на 30% | результат улучшен на 10% |
3 | Отталкивание левой ногой (длина проката) | результат улучшен на 50% | результат улучшен на 30% | результат улучшен на 10% |
4 | Бег на велосипеде 40м | Результат улучшен на 7-10 сек | результат улучшен на 3-5 сек | результат улучшен на 0-2 сек |
Материально-техническое обеспечение:
1. Мультимедийное оборудование:
- компьютер – 1шт.;
- экран – 1 шт.;
- магнитофон – 1 шт.
2. Наборы для игры бочча – 4 шт.
3. Мягкие модули – 1 комплект.
4. Гимнастические стенки – 8 шт.
5. RaceRunner – 7 шт.
6. Гантели – 8 шт.
7. Коляски (инвалидные) – 2 шт.
8. Фишки – 10 шт.
Методическое обеспечение
№ п/п | Тема | Формы организации занятий | Приемы и методы | Дидактические материалы | Используемое оборудование | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Беседа; Инструктаж. | Приёмы: информационно-обучающие. Методы: Рассказ, показ. | Методическая литература: инструкция по технике безопасности. Специальная литература: видеоматериалы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование: RaceRunner. | Опрос |
2 | Правила игры бочча | Беседа; учебно-тренировочная игра. | Приёмы: игра, информационно-обучающие. Методы: словесный, наглядный, практический. | Методическая литература: видео материалы. Специальная литература: правила RaceRunner. | Техническое оборудование: ИКТ Спортивное оборудование: RaceRunner. | Опрос. |
3 | Общефизическая подготовка (ОФП) | Групповая | Приёмы: индивидуальный подход. Методы: упражнения, игровой. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: учебники по физической культуре, методическое пособие. | Техническое оборудование: магнитофон. Спортивное оборудование: гимнастические стенки, гантели, RaceRunner, фишки, мягкие модули. | Наблюдение, рекомендации. |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП) | Групповая, индивидуальная. | Приёмы: индивидуальный подход. Методы: упражнения, игровой. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: интернет-ресурсы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование: RaceRunner. | Тестирование. |
5 | Тактика RaceRunner. | Фронтальная, индивидуальная, учебно-тренировочная. | Приёмы: вербальные. Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: интернет-ресурсы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование RaceRunner. | Соревнования. |
6 | Техника RaceRunner. | Индивидуальная, учебно-тренировочная. | Приёмы: вербальные. Методы: словесный, наглядный, практический. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: интернет-ресурсы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование:. RaceRunner. | Тестирование, соревнования. |
7 | Итоговое занятие | Соревнования, индивидуальная. | Приёмы: информационные. Методы: практические. | Методическая литература: методические рекомендации. | Техническое оборудование: магнитофон. Спортивное оборудование: RaceRunner. | Соревнования. |
Список литературы для педагога:
1. Е.А.Гончарова, И.В.Шуляковская. Методическое пособие. «Комплексное сопровождение в подготовке участников паралимпийских видов спорта.» НИЦ АРТ 2015г
2. П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н.Сафронов. Программы внеурочной деятельности. М.Просвещение. 2011
3. www. paralymp.ru/
4. https://ru.wikipedia.org
5. http://www.racerunning.org/document/default.asp?documentID=497&id=828
Список литературы для обучающихся:
1. Е.А.Гончарова, И.В.Шуляковская. Методическое пособие. «Комплексное сопровождение в подготовке участников паралимпийских видов спорта.» НИЦ АРТ 2015г
2. www. paralymp.ru/
2. https://ru.wikipedia.org
3. http://www.racerunning.org/document/default.asp?documentID=497&id=828
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа-интернат № 9
Калининского района Санкт-Петербурга
Программа рассмотрена Утверждаю
на заседании Директор ГБОУ
педагогического совета школы-интерната№9
Протокол № от Калининского района
« ___ »_____________2015г. _________/ Е.В.Матюхина/
_____ __________ 2015 год
Дополнительная общеобразовательная программа
«Точный бросок»
(по бочча)
возраст учащихся 7-19 лет.
рассчитана на 3 года обучения.
Составители программы:
педагоги дополнительного образования
Гончарова Е.А., Шуляковская И.В.
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Внеурочная деятельность объединяет все виды двигательной активности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. В нашей школе обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА): детский церебральный паралич, полиомиелит, аномалии развития, приобретённые заболевания и травматические поражения ОДА.
Бочча – вид спорта для людей с ограниченными возможностями, передвигающихся на колясках и имеющих тяжёлые двигательные нарушения. Является наиболее действенным средством для нуждающихся в срочных реабилитационных мероприятиях, восстановления в первую очередь двигательных возможностей. Название игры, которая пришла из Италии, происходит от латинского слова bottia - "мяч". Руководящим органом является CP-ISRA - Международная Ассоциация Спорта и Отдыха для людей с ДЦП, основанная в 1978 году. В 1984 году игра стала паралимпийским видом спорта. Бочча активно воздействует на физическое развитие и состояние организма игроков, влияет на их настроение. Регулярные занятия бочча развивают ловкость, реакцию, выносливость, координацию движений, глазомер. Он доступен людям самых разных возрастов. В настоящее время это одна из самых популярных игр и как средство проведения досуга, и как часть большого спорта. В России бочча стал развиваться с 2010 года, уже сейчас более 50 регионов включают бочча в спортивные мероприятия различного уровня, спартакиады, фестивали для всех возрастов и заболеваний. Бочча не травматичен, доступен для каждого в качестве примера здорового образа жизни.
Специально размеченная площадка для игры в бочча имеет размеры 12.5 x 6 м. Поверхность площадки плоская и ровная. В игре используются кожаные мячи двух цветов - красные и синие, а также один белый мяч, называемый Джэк бол.
В определенных случаях допускается использование приспособлений для бросания мячей (жёлоб), а также помощь ассистентов, что оговаривается в правилах, утвержденных CP-ISRA.
Классификация игроков:
BC1 -игроки с ДЦП гиперкинезной формой, двигательными дисфункциями всех конечностей. Игроки этого класса вбрасывают мяч в игру рукой или ногой. Они пользуются помощью ассистента, который стоит за спиной играющего, за пределами площадки. Помощь заключается в корректировке положения коляски игрока и в подаче ему мячей, когда это необходимо.
ВC2 -игроки с ДЦП, локомоторными нарушениями, с бедными динамическими функциями, особенно верхние конечности. Игроки этого класса вбрасывают мяч рукой. Помощь ассистента не предусмотрена.
BC3 -игроки ДЦП этого класса имеют тяжелую форму нарушения двигательных функций всех четырех конечностей. Для вбрасывания мяча на корт они пользуются специальными приспособлениями (желоба, скаты), во время игры необходима помощь ассистента.
BC4 - игроки этого класса имеют тяжелую форму нарушения двигательных функций всех четырех конечностей, контроль туловища также затруднен. Однако эти спортсмены демонстрируют хорошую способность вбрасывания мяча на корт. Матчи проводятся в трех разрядах:
1. одиночные - один на один, с шестью мячами у каждого из игроков;
2. парные - двое на двое, с тремя мячами у каждого игрока;
3. командные - трое на трое, с двумя мячами у каждого игрока.
Игра состоит из 4 партий в одиночных и парных соревнованиях и из 6 партий - в командных. В начале игры проводится жеребьёвка, выигравший получает право выбрать цвет мячей. Игру начинает спортсмен, играющий красными мячами. Цель игры - расположить свои мячи ближе к джэку по сравнению с мячами противника, причём разрешается выбивать своим мячом мячи соперника. Когда все мячи выброшены на корт, рефери объявляет конец партии и начисляет очки той команде (игроку), чей мяч (мячи) оказывается самым близким к джэку. При этом количество начисляемых очков равно числу мячей, находящихся ближе к джэку, чем ближайший к нему мяч противника. По окончании всех партий очки каждого игрока (команды) суммируются, побеждает команда с большим количеством очков. При равной сумме очков назначается добавочная партия, по результатам которой определяется победитель.
Программа по бочча имеет физкультурно – спортивную и оздоровительную направленность.
Актуальность: у учащихся с нарушением ОДА ведущим в клинической картине является двигательный дефект, поэтому у них снижена двигательная активность. Снижение двигательной активности ведёт к ухудшению психо-физических функций организма, что в конечном итоге влияет на социализацию учащихся. Так как многие учащиеся передвигаются на колясках, либо с использованием ортопедических средств, то бочча является для них доступным видом спорта. Спортивная секция по бочча даёт возможность учащимся реализовать двигательные потребности с учетом их индивидуальных возможностей.
Целесообразность: создание условий для занятий спортом в школе даёт возможность учащимся с НОДА увеличить двигательную активность, выбрав доступный вид спорта.
Отличительная особенность программы.
В программе используются методы и приёмы для учащихся любого возраста, с разными двигательными и интеллектуальными возможностями. На тренировках используется не только инвентарь для бочча, но и оборудование из других видов спорта.
В каждое занятие включены упражнения общей и специальной физической подготовки и корригирующие.
Целями реализации программы внеурочной деятельности являются:
- создать условия для повышения уровня общей физической подготовленности;
- научить техническим приемам и тактическим действиям игры бочча.
Задачи:
1.Обучающие:
- формировать систему знаний о здоровом образе жизни;
- развивать и пропагандировать паралимпийские виды спорта среди лиц с НОДА;
- формировать знания, умения и навыки в паралимпийском виде спорта бочча;
- учить логически излагать свои мысли;
- обучить рациональным двигательным действиям в игре бочча;
- обеспечит контроль знаний, умений и навыков в игре бочча.
2.Развивающие:
- создать условия для мотивации двигательной активности учащихся;
- развивать двигательные качества занимающихся;
- повышать уровень общей физической подготовки учащихся;
- развивать двигательные умения и навыки в игре бочча;
- развивать эмоциональные и волевые качества учащихся;
- формировать альтернативное мышление;
- преодоление слабости отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах;
- нормализация тонуса мышц;
- улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;
- улучшение деятельности всех систем организма;
- развитие манипулятивной функции рук;
- формирование опорных реакций рук и ног;
- нормализация психо-эмоциональной сферы.
3.Воспитывающие:
- содействовать физическому, трудовому и эстетическому воспитанию;
- воспитывать умение преодолевать трудности, силу воли, настойчивость, упорство;
- воспитывать ответственность за результат, понимание его значимости;
- соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;
- воспитывать уважительное отношение к соперникам;
Задачи:
Обучающие:
- формировать систему знаний о здоровом образе жизни;
- развивать и пропагандировать паралимпийские виды спорта среди лиц с НОДА;
- формировать знания, умения и навыки в паралимпийском виде спорта бочча;
- учить логически излагать свои мысли;
- обучить рациональным двигательным действиям в игре бочча;
- обеспечит контроль знаний, умений и навыков в игре бочча.
Развивающие:
- создать условия для мотивации двигательной активности учащихся;
- развивать двигательные качества занимающихся;
- повышать уровень общей физической подготовки учащихся;
- развивать двигательные умения и навыки в игре бочча;
- развивать эмоциональные и волевые качества учащихся;
- формировать альтернативное мышление;
- развивать умение сравнивать, анализировать и давать оценку своей деятельности и других участников тренировочного и соревновательного процесса.
Воспитывающие:
- содействовать физическому, трудовому и эстетическому воспитанию;
- воспитывать умение преодолевать трудности, силу воли, настойчивость, упорство;
- воспитывать ответственность за результат, понимание его значимости;
- соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;
- воспитывать уважительное отношение к соперникам;
- использовать полученные знания, умения и навыки в жизни.
Коррекционные задачи:
- преодоление слабости отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах;
- нормализация тонуса мышц;
- улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;
- улучшение деятельности всех систем организма;
- развитие манипулятивной функции рук;
- формирование опорных реакций рук и ног;
- нормализация психо-эмоциональной сферы.
Дополнительная общеобразовательная программа по бочча « Точный бросок» предназначена для обучающихся 7-14 лет с тяжёлыми нарушениями ОДА и рассчитана на 3 года: 1-ый год обучения 108 часов - 2 раза в неделю по 1,5 часа; 2-ой год обучения 108 часов 2 раза в неделю по 1,5 часа; 3-ий год обучения 108 часов 2 раза в неделю по 1,5 часа. Набор в группы осуществляется по желанию учащихся с учетом спортивной классификации. Количество детей в группе от 3 до 6 человек. Так как спортсмены классов ВС1 и ВС3 играют с ассистентами, то с группой работают одновременно 2 тренера.
Количество обучающихся в группе:
1-ый год обучения (7-12 лет) - 4 человека,
2-ой год обучения (8-13 лет) – 4 человека,
3-ий год обучения (9-14 лет)- 4 человека.
Форма подведения итогов: опрос, тестирование, соревнования. Тестирование проводится 2 раза в год: броски мяча на дальность и точность. Соревнования проводятся 3 раза в год.
Формы организации деятельности:
-индивидуальная;
- индивидуально-групповая.
Формы организации занятий:
- беседа;
- инструктаж;
- учебно-тренировочные игры;
- соревнования;
- мастер-класс;
- консультация;
- практическое занятие;
- групповая.
По окончании обучения учащиеся будут
знать:
- правила техники безопасности,
-историю развития игры бочча,
-общеразвивающие и специальные упражнения,
-способы захвата мяча,
-способы бросков мяча,
-технику и тактику игры бочча,
-правила перемещения в инвалидной коляске в боксе,
-правила игры,
-правила проведения соревнований по бочча;
уметь:
-выполнять общеразвивающие упражнения у гимнастической стенки, с гимнастической палкой, с мячом, подготовительные и специальные упражнения с мячом бочча,
- захват мяча кистью при броске,
- броски мяча сверху и снизу, корректировать усилие при броске мяча,
- владеть техникой и тактикой игры бочча,
-управлять коляской в боксе,
-в совершенстве применять полученные знания на соревнованиях игры бочча.
Формы подведения итогов реализации программы:
-опрос;
- тестирование;
-соревнования;
Основная задача 1-го года обучения – обучить броскам мяча бочча в разные зоны игрового поля.
Учебно- тематический план
1-ый год обучения (108 часов)
№ | тема | Всего часов | Кол-во часов 1 год обучения | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Правила игры бочча | 40 | 10 | 30 |
3 | Общефизическая подготовка (ОФП) | 10 | 2 | 8 |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП) | 20 | 5 | 15 |
5 | Тактика игры бочча | 14 | 4 | 10 |
6 | Техника игры бочча | 20 | 4 | 16 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого | 108 | 27 | 81 |
Содержание
1-ый год обучения
1. Вводное занятие:
Теория: история развития игры бочча, техника безопасности на занятиях игры бочча. Практика: выполнение способов самоконтроля, общеразвивающие и подготовительные упражнения для игры бочча.
2. Правила игры бочча:
Теория: изучение правил игры бочча, правила техники безопасности;
Практика: выполнение действий в игровых ситуациях для изучения правил игры: ввод Джек бола, броски мячей за V-линию, на «крест», учебно-тренировочная игра бочча.
3. Общефизическая подготовка:
Теория: правила выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательных и упражнений на расслабление; правила техники безопасности.
Практика: выполнение общеразвивающих упражнений без предметов, у гимнастической стенки, с мячами, гантелями, упражнений с использованием RaceRunner, дартс.
4. Специальная физическая подготовка:
Теория: правила выполнения специальных и подготовительных физических упражнений: захват мяча, броски мяча сверху, снизу; управление коляской в боксе; правила техники безопасности.
Практика: выполнение упражнений с мячами бочча: броски мяча бочча снизу, сверху, броски мяча в разные зоны игрового поля, управление коляской в боксе.
5. Тактика игры бочча:
Теория: способы тактических действий в игре: подкат, выбивание, защита; управление коляской; правила техники безопасности.
Практика: выполнение действий в игровых ситуациях с выбором тактических действий: подкат, выбивание, защита; управление коляской.
6. Техника игры бочча:
Теория: обучение корректировке усилия при броске мяча, изучение способов броска мяча, обучение способам точности броска мяча; правила техники безопасности.
Практика: выполнение бросков мяча на разные расстояния, в разные направления, в разные зоны игрового поля, учебно-тренировочные игры.
7. Итоговое занятие
Теория: подведение итогов, самоанализ, техника безопасности.
Практика: соревнования школьного уровня.
Ожидаемый результат.
В конце 1-го года обучения учащиеся должны:
знать: общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения для игры бочча, понятия техника игры, тактика игры, правила игры бочча; правила техники безопасности.
уметь: выполнять общеразвивающие упражнения и специальные упражнения, владеть основными техническими приёмами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий.
Основная задача 2-го года обучения – обучить техническим и тактическим действиям в игре бочча.
Учебно- тематический план
2-ой год обучения (108 часов)
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов 1 год обучения | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Правила игры бочча | 30 | 8 | 22 |
3 | Общефизическая подготовка (ОФП) | 10 | 2 | 8 |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП) | 20 | 5 | 15 |
5 | Тактика игры бочча | 20 | 4 | 16 |
6 | Техника игры бочча | 24 | 4 | 20 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого | 108 | 25 | 83 |
Содержание
2-ой год обучения
1. Вводное занятие:
Теория: обучение способам самоконтроля: ЧСС, техника безопасности на занятиях игры бочча. Практика: отработка способов самоконтроля, общеразвивающие и подготовительные упражнения для игры бочча.
2. Правила игры бочча:
Теория: изучение правил игры бочча, правила техники безопасности;
Практика: отработка действий в игровых ситуациях для изучения правил игры: ввод Джек бола, броски мячей за V-линию, на «крест», учебно-тренировочная игра бочча.
3. Общефизическая подготовка:
Теория: правила выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательных и упражнений на расслабление; правила техники безопасности.
Практика: отработка общеразвивающих упражнений без предметов, у гимнастической стенки, с мячами, гантелями, упражнений с использованием RaceRunner, дартс.
4. Специальная физическая подготовка:
Теория: правила выполнения специальных и подготовительных физических упражнений: захват мяча, броски мяча сверху, снизу; управление коляской в боксе; правила техники безопасности.
Практика: отработка упражнений с мячами бочча: броски мяча бочча снизу, сверху, броски мяча в разные зоны игрового поля, управление коляской в боксе.
5. Тактика игры бочча:
Теория: способы тактических действий в игре: подкат, выбивание, защита; управление коляской; правила техники безопасности.
Практика: отработка действий в игровых ситуациях с выбором тактических действий: подкат, выбивание, защита; управление коляской.
6. Техника игры бочча:
Теория: обучение корректировке усилия при броске мяча, изучение способов броска мяча, обучение способам точности броска мяча; правила техники безопасности.
Практика: отработка бросков мяча на разные расстояния, в разные направления, в разные зоны игрового поля, учебно-тренировочные игры.
7. Итоговое занятие
Теория: подведение итогов, самоанализ, техника безопасности.
Практика: соревнования разного уровня.
Ожидаемый результат.
В конце 2-го года обучения учащиеся должны:
знать: общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения для игры бочча, технику игры, тактику игры, правила игры бочча;
уметь: выполнять общеразвивающие упражнения и специальные упражнения для игры бочча, владеть техническими и тактическими приёмами игры бочча, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий.
Основная задача 3-го года обучения – совершенствовать технические и тактические действия в игре бочча.
Учебно- тематический план
3-ий год обучения (108 часов)
№ | тема | Всего часов | Кол-во часов 1 год обучения | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Правила игры бочча | 20 | 4 | 16 |
3 | Общефизическая подготовка (ОФП) | 10 | 2 | 8 |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП) | 20 | 5 | 15 |
5 | Тактика игры бочча | 30 | 4 | 26 |
6 | Техника игры бочча | 24 | 4 | 20 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого | 108 | 21 | 87 |
Содержание
3-ий год обучения
1. Вводное занятие:
Теория: способы самоконтроля: ЧСС, рефлексия, техника безопасности на занятиях игры бочча. Практика: совершенствование способов самоконтроля, общеразвивающие и подготовительные упражнения для игры бочча.
2. Правила игры бочча:
Теория: изучение правил игры бочча, правила техники безопасности;
Практика: совершенствование действий в игровых ситуациях для изучения правил игры: ввод Джек бола, броски мячей за V-линию, на «крест», учебно-тренировочная игра бочча.
3. Общефизическая подготовка:
Теория: правила выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательных и упражнений на расслабление; правила техники безопасности.
Практика: совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов, у гимнастической стенки, с мячами, гантелями, упражнений с использованием RaceRunner, дартс.
4. Специальная физическая подготовка:
Теория: правила выполнения специальных и подготовительных физических упражнений: захват мяча, броски мяча сверху, снизу; управление коляской в боксе; правила техники безопасности.
Практика: совершенствование упражнений с мячами бочча: броски мяча бочча снизу, сверху, броски мяча в разные зоны игрового поля, управление коляской в боксе.
5. Тактика игры бочча:
Теория: способы тактических действий в игре: подкат, выбивание, защита; управление коляской; правила техники безопасности.
Практика: совершенствование действий в игровых ситуациях с выбором тактических действий: подкат, выбивание, защита; управление коляской.
6. Техника игры бочча:
Теория: обучение корректировке усилия при броске мяча, изучение способов броска мяча, обучение способам точности броска мяча; правила техники безопасности.
Практика: совершенствование бросков мяча на разные расстояния, в разные направления, в разные зоны игрового поля, учебно-тренировочные игры.
7. Итоговое занятие
Теория: подведение итогов, самоанализ, техника безопасности.
Практика: соревнования разного уровня.
Ожидаемый результат.
В конце 3-го года обучения учащиеся должны
знать: правила техники безопасности, историю развития игры бочча, общеразвивающие и специальные упражнения, способы захвата мяча, способы бросков мяча, технику и тактику игры бочча, правила перемещения в инвалидной коляске в боксе, правила игры, правила проведения соревнований по бочча;
уметь: выполнять общеразвивающие упражнения у гимнастической стенки, с гимнастической палкой, с мячом, подготовительные и специальные упражнения с мячом бочча, захват мяча кистью при броске, броски мяча сверху и снизу, корректировать усилие при броске мяча, владеть техникой и тактикой игры бочча, управлять коляской в боксе, в совершенстве применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий.
Материально-техническое обеспечение:
1. Мультимедийное оборудование:
- компьютер – 1шт.;
- экран – 1 шт.;
- магнитофон – 1 шт.
2. Наборы для игры бочча – 4 шт.
3. Мягкие модули – 1 комплект.
4. Гимнастические стенки – 8 шт.
5. RaceRunner – 7 шт.
6. Гантели – 8 шт.
7. Коляски (инвалидные) – 2 шт.
8. Фишки – 10 шт.
9. Дартс – 2 шт.
10. Спортивный зал.
11. кабинет ЛФК
Методическое обеспечение
№ п/п | Тема | Формы организации занятий | Приемы и методы | Дидактические материалы | Используемое оборудование | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Беседа; Инструктаж. | Приёмы: информационно-обучающие. Методы: Рассказ, показ. | Методическая литература: инструкция по технике безопасности. Специальная литература: видеоматериалы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование: набор бочча. | Опрос |
2 | Правила игры бочча | Беседа; Учебно-тренировочная игра. | Приёмы: игра, информационно-обучающие. Методы: словесный, наглядный, практический. | Методическая литература: видео материалы. Специальная литература: правила игры бочча | Техническое оборудование: ИКТ Спортивное оборудование: наборы мячей бочча | Опрос, игра бочча. |
3 | Общефизическая подготовка (ОФП) | Групповая | Приёмы: индивидуальный подход. Методы: упражнения, игровой. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: учебники по физической культуре, методическое пособие. | Техническое оборудование: магнитофон. Спортивное оборудование: гимнастические стенки, гантели, RaceRunner, фишки, мягкие модули. | Наблюдение, рекомендации. |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП) | Групповая, индивидуальная. | Приёмы: индивидуальный подход. Методы: упражнения, игровой. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: интернет-ресурсы. | Техническое оборудование: ИКТ, коляски (инвалидные). Спортивное оборудование: наборы игры бочча. | Тестирование. |
5 | Тактика игры бочча | Фронтальная, индивидуальная, учебно-тренировочные игры. | Приёмы: вербальные. Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: интернет-ресурсы. | Техническое оборудование: коляски (инвалидные). Спортивное оборудование: наборы игры бочча. | Соревнования. |
6 | Техника игры бочча | Индивидуальная, учебно-тренировочные игры. | Приёмы: вербальные. Методы: словесный, наглядный, практический. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: интернет-ресурсы. | Техническое оборудование: коляски (инвалидные). Спортивное оборудование: наборы игры бочча. | Тестирование, соревнования. |
7 | Итоговое занятие | Беседа, соревнования, индивидуальная. | Приёмы: информационные. Методы: практические. | Методическая литература: методические рекомендации. | Техническое оборудование: коляски (инвалидные). Спортивное оборудование: наборы игры бочча. | Соревнования. |
Список используемой литературы для педагога:
1. Е.А.Гончарова, И.В.Шуляковская. Методическое пособие. «Комплексное сопровождение в подготовке участников паралимпийских видов спорта.» НИЦ АРТ 2015г
2. Новиков Е.А. http://efsi-crimea.ru/adaptivnaya-fizicheskaya-kul-tura-i-bochchahttp://
3. П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н.Сафронов. Программы внеурочной деятельности. М.Просвещение. 2011
Электронные образовательные ресурсы:
1. www. paralymp.ru/
2. https://ru.wikipedia.org
3. bocciarus.ru
Список используемой литературы для обучающихся (электронные образовательные ресурсы):
1. www. paralymp.ru/
2. https://ru.wikipedia.org
3. bocciarus.ru
Приложение
Тесты:
№ | Контрольное упражнение | Оценка | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1 | Бросок мяча за V линию (5 раз) | 5 | 3-4 | 0-2 |
Броски цветного мяча к белому (расстояние от цветного до белого мяча) (6 раз) | 0-30см | 31-50см | Более 50см | |
Бросок мяча по зонам (6 зон) (6 раз) | 5-6 | 3-4 | 0-2 | |
Дальность броска сверху (6 раз) | Более 5м | 3- 5м | Менее 3м | |
Дальность броска снизу (6 раз) | Более 5м | 3- 5м | Менее 3м |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Программа по бегу на велосипедах (RaceRunner)
Программа по бегу на велосипедах (RaceRunner)...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....