Программа по бегу на велосипедах (RaceRunner)
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа-интернат № 9
Калининского района Санкт-Петербурга
Программа рассмотрена Утверждаю
на заседании Директор ГБОУ
педагогического совета школы-интерната№9
Протокол № от Калининского района
« ___ »_____________2015г. _________/ Е.В.Матюхина/
_____ __________ 2015 год
Дополнительная общеобразовательная программа по RaceRunner «Быстрое колесо»
Возраст учащихся 7-19 лет.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Составители программы:
педагоги дополнительного образования
Гончарова Е.А., Шуляковская И.В.
Санкт-Петербург
2016 год
Пояснительная записка
Укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Внеурочная деятельность объединяет все виды двигательной активности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. В нашей школе обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА): детский церебральный паралич, полиомиелит, аномалии развития, приобретённые заболевания и травматические поражения ОДА.
RaceRunner- (дословный перевод – гонки бегун) вид лёгкой атлетики, это бег на 3-колесном велосипеде.
Упражнения на данных велосипедах улучшают опорность, способствуют коррекции походки и постановки стоп, а так же дают возможность развивать двигательные качества ребёнка, создавая условия для мотивации к увеличению двигательной активности. Дети, которые не передвигаются самостоятельно, либо с приспособлениями, имеют возможность передвигаться на велосипедах без помощи, что влияет на их эмоциональное благополучие.
Программа по RaceRunner имеет спортивно-оздоровительную и паралимпийскую направленность.
Основными направлениями учебно-спортивной работы являются:
-укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости и координационных способностей;
- воспитание активности и самостоятельности двигательной деятельности;
- воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;
- участие в соревнованиях.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.
Актуальность: у учащихся с нарушением ОДА ведущим в клинической картине является двигательный дефект, поэтому у них снижена двигательная активность. Снижение двигательной активности ведёт к ухудшению психо-физических функций организма, что в конечном итоге влияет на социализацию учащихся. Так как многие учащиеся передвигаются на колясках, либо с использованием ортопедических средств, то RaceRunner является для них доступным видом спорта. Спортивная секция по RaceRunner даёт возможность учащимся реализовать двигательные потребности с учетом их индивидуальных возможностей.
Целесообразность: создание условий для занятий спортом в школе даёт возможность учащимся с НОДА увеличить двигательную активность, выбрав доступный вид спорта.
Отличительная особенность программы.
В программе используются методы и приёмы для учащихся любого возраста, с разными двигательными и интеллектуальными возможностями. На тренировках используется не только инвентарь для RaceRunner , но и оборудование из других видов спорта.
В каждое занятие включены упражнения общей и специальной физической подготовки и корригирующие.
Целями реализации программы внеурочной деятельности являются:
- создать условия для повышения уровня общей физической подготовленности;
- научить техническим и тактическим действиям RaceRunner.
Задачи:
Обучающие:
- формировать систему знаний о здоровом образе жизни;
- развивать и пропагандировать паралимпийские виды спорта среди лиц с НОДА;
- формировать знания, умения и навыки в беге на велосипеде виде;
- обучить рациональным двигательным действиям в беге на велосипеде;
- обеспечит контроль знаний, умений и навыков в беге на велосипеде.
Развивающие:
- создать условия для мотивации двигательной активности учащихся;
- развивать двигательные качества занимающихся;
- повышать уровень общей физической подготовки учащихся;
- развивать двигательные умения и навыки в беге на велосипеде ;
- развивать эмоциональные и волевые качества учащихся;
- развивать умение сравнивать, анализировать и давать оценку своей деятельности и других участников тренировочного и соревновательного процесса.
Воспитывающие:
- содействовать физическому, трудовому и эстетическому воспитанию;
- воспитывать умение преодолевать трудности, силу воли, настойчивость, упорство;
- воспитывать ответственность за результат, понимание его значимости;
- соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;
- воспитывать уважительное отношение к соперникам;
- использовать полученные знания, умения и навыки в жизни.
Коррекционные задачи:
- преодоление слабости отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах;
- нормализация тонуса мышц;
- улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;
- улучшение деятельности всех систем организма;
- развитие манипулятивной функции рук;
- формирование опорных реакций рук и ног;
- нормализация психо-эмоциональной сферы.
Дополнительная общеобразовательная программа по RaceRunner « Быстрое колесо» предназначена для обучающихся 7-19 лет с тяжёлыми нарушениями ОДА и рассчитана на 3 года: 1-ый год обучения 108 часов - 2 раза в неделю по 1,5 часа; 2-ой год обучения 108 часов 2 раза в неделю по 1,5 часа; 3-ий год обучения 108 часов 2 раза в неделю по 1,5 часа. Набор в группы осуществляется по желанию учащихся с учетом спортивной классификации.
Количество обучающихся в группе: 1-ый год обучения (7-12 лет) - 4 человека, 2-ой год обучения (8-13 лет) – 4 человека, 3-ий год обучения (9-14 лет)- 4 человека. В связи с двигательными и психофизическими особенностями учащихся нашей школы на тренировках и соревнованиях необходимо присутствие второго тренера, так как спортсменам классов RR1 и RR2 необходима страховка.
Формы организации деятельности:
-индивидуальная;
- индивидуально-групповая.
Формы организации занятий:
- беседа;
- инструктаж;
- учебно-тренировочные игры;
- соревнования;
- мастер-класс;
- консультация;
- практическое занятие;
- групповая.
Форма подведения итогов: опрос, тестирование, соревнования. Тестирование проводится 3 раза в год в спортивном зале и 2 раза в год на пришкольном стадионе. Соревнования проводятся 2 раза в год.
Учебно- тематический план.
1-ый год обучения (108 часов)
№ | тема | Всего часов | Кол-во часов 1 год обучения | |
Теория | Практика
| |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Правила RaceRunner. | 40 | 10 | 30 |
3 | Общая физическая подготовка (ОФП). | 10 | 10 | |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП). | 20 | 20 | |
5 | Тактика RaceRunner. | 15 | 5 | 10 |
6 | Техника RaceRunner. | 20 | 5 | 15 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 108 | 22 | 86 |
Содержание
1-ый год обучения
1. Вводное занятие:
теория: техника безопасности на занятиях RaceRunner, обучение способам самоконтроля.
2. Правила RaceRunner:
теория: изучение технических свойств велосипеда, правила RaceRunner;
практика: выполнение упражнений на велосипеде с изучением правил.
3. Общая физическая подготовка:
практика: выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений с использованием инвентаря из других видов спорта.
4. Специальная физическая подготовка:
практика: выполнение подготовительных и специальных упражнений для бега на велосипеде, бег на велосипеде.
5. Тактика RaceRunner:
теория: знакомство с тактическими действиями при беге на разные дистанции;
практика: выполнение тактических действий в беговых упражнениях на велосипеде на разные дистанции.
6. Техника RaceRunner:
теория: изучение способов бега на велосипеде, управление велосипедом;
практика: выполнение беговых упражнений на велосипеде разными способами.
7. Итоговое занятие:
теория: подведение итогов, самоанализ;
практика: соревнования.
Ожидаемый результат.
В конце первого года обучения учащиеся должны:
знать: общеразвивающие и специальные упражнения, способы и правила бега на велосипеде;
уметь: выполнять общеразвивающие и специальные упражнения, владеть способами бега на велосипеде.
Учебно- тематический план.
2-ой год обучения (108 часов)
№ | тема | Всего часов | Кол-во часов 1 год обучения | |
Теория | Практика
| |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Правила RaceRunner. | 30 | 5 | 25 |
3 | Общая физическая подготовка (ОФП). | 10 | 10 | |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП). | 20 | 20 | |
5 | Тактика RaceRunner. | 20 | 5 | 15 |
6 | Техника RaceRunner. | 25 | 5 | 20 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 108 | 17 | 91 |
Содержание
2-ой год обучения
1. Вводное занятие:
теория: техника безопасности на занятиях RaceRunner, обучение способам самоконтроля.
2. Правила RaceRunner:
теория: углубленное изучение технических свойств велосипеда;
практика: выполнение упражнений на велосипеде с изучением правил.
3. Общая физическая подготовка:
практика: углубленное изучение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений с использованием инвентаря из других видов спорта.
4. Специальная физическая подготовка:
практика: развитие навыка в выполнении специальных упражнений для бега на велосипеде, бег на велосипеде.
5. Тактика RaceRunner:
теория: тактические действия при беге на разные дистанции;
практика: отработка тактических действий в беговых упражнениях на велосипеде на разные дистанции.
6. Техника RaceRunner:
теория: способы бега на велосипеде, управление велосипедом;
практика: отработка техники бега на велосипеде разными способами.
7. Итоговое занятие:
теория: подведение итогов, самоанализ;
практика: соревнования.
Ожидаемый результат.
В конце второго года обучения учащиеся должны:
знать: общеразвивающие и специальные упражнения, технические и тактические приемы в беге на велосипеде, правила RaceRunner;
уметь: выполнять общеразвивающие и специальные упражнения, управлять велосипедом, владеть основными техническими и тактическими приёмами, применять полученные знания в беге на велосипеде и организации самостоятельных занятий.
Учебно- тематический план.
3-ий год обучения (108 часов)
№ | тема | Всего часов | Кол-во часов 1 год обучения | |
Теория | Практика
| |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Правила RaceRunner. | 20 | 5 | 15 |
3 | Общая физическая подготовка (ОФП). | 10 | 10 | |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП). | 20 | 20 | |
5 | Тактика RaceRunner. | 30 | 5 | 25 |
6 | Техника RaceRunner. | 25 | 5 | 20 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 108 | 17 | 91 |
Содержание
3-ий год обучения
1. Вводное занятие:
теория: техника безопасности на занятиях RaceRunner.
2. Правила RaceRunner:
теория: углубленное изучение правил RaceRunner;
практика: совершенствование бега на велосипеде по правилам.
3. Общая физическая подготовка:
практика: совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений с использованием инвентаря из других видов спорта.
4. Специальная физическая подготовка:
практика: совершенствование бега на велосипеде.
5. Тактика RaceRunner:
теория: тактические действия при беге на разные дистанции;
практика: совершенствование тактических действий в беговых упражнениях на велосипеде на разные дистанции.
6. Техника RaceRunner:
теория: способы бега на велосипеде, управление велосипедом;
практика: совершенствование техники бега на велосипеде разными способами.
7. Итоговое занятие:
теория: подведение итогов, самоанализ;
практика: соревнования.
Ожидаемый результат.
В конце третьего года обучения учащиеся должны:
знать: общеразвивающие и специальные упражнения, правила RaceRunner;
уметь: владеть техникой и тактикой бега на велосипеде, в совершенстве применять полученные знания на практике и организации самостоятельных занятий.
Тесты: сентябрь и май: бег на велосипеде на время – дистанция 40м.
Ноябрь, февраль, апрель: отталкивание двумя ногами, правой (левой) ногой. Каждый спортсмен при поступлении в секцию проходит данные тесты. Последующие тестирования показывают динамику относительно первичного результата.
№ | Контрольное упражнение | Оценка | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1 | Отталкивание двумя ногами (длина проката) | результат улучшен на 50% | результат улучшен на 30% | результат улучшен на 10% |
2 | Отталкивание правой ногой (длина проката) | результат улучшен на 50% | результат улучшен на 30% | результат улучшен на 10% |
3 | Отталкивание левой ногой (длина проката) | результат улучшен на 50% | результат улучшен на 30% | результат улучшен на 10% |
4 | Бег на велосипеде 40м | Результат улучшен на 7-10 сек | результат улучшен на 3-5 сек | результат улучшен на 0-2 сек |
Материально-техническое обеспечение:
1. Мультимедийное оборудование:
- компьютер – 1шт.;
- экран – 1 шт.;
- магнитофон – 1 шт.
2. Наборы для игры бочча – 4 шт.
3. Мягкие модули – 1 комплект.
4. Гимнастические стенки – 8 шт.
5. RaceRunner – 7 шт.
6. Гантели – 8 шт.
7. Коляски (инвалидные) – 2 шт.
8. Фишки – 10 шт.
Методическое обеспечение
№ п/п | Тема | Формы организации занятий | Приемы и методы | Дидактические материалы | Используемое оборудование | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Беседа; Инструктаж. | Приёмы: информационно-обучающие. Методы: Рассказ, показ. | Методическая литература: инструкция по технике безопасности. Специальная литература: видеоматериалы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование: RaceRunner. | Опрос |
2 | Правила игры бочча | Беседа; учебно-тренировочная игра. | Приёмы: игра, информационно-обучающие. Методы: словесный, наглядный, практический. | Методическая литература: видео материалы. Специальная литература: правила RaceRunner. | Техническое оборудование: ИКТ Спортивное оборудование: RaceRunner. | Опрос. |
3 | Общефизическая подготовка (ОФП) | Групповая | Приёмы: индивидуальный подход. Методы: упражнения, игровой. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: учебники по физической культуре, методическое пособие. | Техническое оборудование: магнитофон. Спортивное оборудование: гимнастические стенки, гантели, RaceRunner, фишки, мягкие модули. | Наблюдение, рекомендации. |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП) | Групповая, индивидуальная. | Приёмы: индивидуальный подход. Методы: упражнения, игровой. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: интернет-ресурсы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование: RaceRunner. | Тестирование. |
5 | Тактика RaceRunner. | Фронтальная, индивидуальная, учебно-тренировочная. | Приёмы: вербальные. Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: интернет-ресурсы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование RaceRunner. | Соревнования. |
6 | Техника RaceRunner. | Индивидуальная, учебно-тренировочная. | Приёмы: вербальные. Методы: словесный, наглядный, практический. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: интернет-ресурсы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование:. RaceRunner. | Тестирование, соревнования. |
7 | Итоговое занятие | Соревнования, индивидуальная. | Приёмы: информационные. Методы: практические. | Методическая литература: методические рекомендации. | Техническое оборудование: магнитофон. Спортивное оборудование: RaceRunner. | Соревнования. |
Список литературы для педагога:
1. Е.А.Гончарова, И.В.Шуляковская. Методическое пособие. «Комплексное сопровождение в подготовке участников паралимпийских видов спорта.» НИЦ АРТ 2015г
2. П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н.Сафронов. Программы внеурочной деятельности. М.Просвещение. 2011
3. www. paralymp.ru/
4. https://ru.wikipedia.org
5. http://www.racerunning.org/document/default.asp?documentID=497&id=828
Список литературы для обучающихся:
1. Е.А.Гончарова, И.В.Шуляковская. Методическое пособие. «Комплексное сопровождение в подготовке участников паралимпийских видов спорта.» НИЦ АРТ 2015г
2. www. paralymp.ru/
2. https://ru.wikipedia.org
3. http://www.racerunning.org/document/default.asp?documentID=497&id=828
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От оздоровительного бега - к бегу спортивному
Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов ...
Конспект урока Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Техника бега на финише.
Задачи:1. Совершенствование техники спринтерского бега.2. Обучение и закрепление техники бега на финише.3. Развитие скоростных способностей занимающихся....
Легкая атлетика. Совершение техники спринтерского бега по дистанции. Техника бега на финише.
Мои публикации...
Конспект открытого урока физкультуры по теме" Обучение техники бега на 60 метров с низкого старта. Совершенствование техники бега на 60 метров с высокого старта"
Задачи урока: обучить технике бега на 60 метров, коррегировать отставание в развитии скоростно-силовых качеств, совершенствовать координационные способности....
Дополнительная образовательная программа по бегу на велосипеде (RaceRunner)
Дополнительная образовательная программа по бегу на велосипеде (RaceRunner)...
ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ! Древние греки говорили: "Если хочешь быть красивым — бегай, если хочешь быть здоровым — бегай, если хочешь быть сильным — бегай"
Интересная статья...
Спортивно-развлекательная программа "Безопасный велосипед"
Каждый из вас должен помнить, что велосипед - не игрушка, транспортное средство. И, садясь за его руль, ты становишься водителем. А это очень серьезно. Ведь любой водитель отв...