"Ритмика" для детей с ОВЗ
рабочая программа по физкультуре на тему
Данная программа направлена на повышение уровня психического и физического развития детей с ОВЗ, на повышение познавательных возможностей обучающихся, на развитие произвольной деятельности, развитие мелкой моторики, гибкости, пространственной ориентировки, эмоциональной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmika_tyumentseva.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Парабельская гимназия»
«Рекомендовано» « Принято» « Утверждено»
методическим советом педагогическим советом приказом директора
протокол от 03.10.2016 Протокол от 31.08.2016 .№ 8 от 07.11.2016 №298
№5
Программа курса внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Ритмика»
уровень обучения: начального общего образования
Класс:1 класс
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Составитель: Тюменцева Т.И.
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Ритмика» составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» |
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»); |
АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.1) гимназии |
АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2) гимназии |
Индивидуальным учебным планом для ребенка с ограниченными возможностями здоровья |
Авторской программы по учебному предмету ритмика для учащихся 1-7 классов Беляевой Веры Николаевны "Ритмика и танец" 2011 г. |
Концепцией и программно-методическими материалами для начальной школы. Коррекционно-развивающее обучение: физическая культура и ритмика. Издательство «Дрофа», 2009. |
Данная программа направлена на повышение уровня психического и физического развития детей с ОВЗ, на повышение познавательных возможностей обучающихся, на развитие произвольной деятельности, развитие мелкой моторики, гибкости, пространственной ориентировки, эмоциональной сферы.
Характеристика детей:
Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости.
Принципы обучения: Основным принципом организации образовательного процесса является обеспечение щадящего режима проведения занятий, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей учащихся.
Цель: развитие музыкально-ритмических и двигательных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Задачи курса «Ритмика»:
1. Развивающие:
- Развитие музыкальности и чувства ритма;
- Развитие координации;
- Ориентации в пространстве;
- Гибкости, пластики, растяжки.
2. Оздоровительные:
- Укрепление различных групп мышц, развитие всех систем организма (дыхательной, сердечно - сосудистой, и др.).
- Профилактика нарушения осанки и искривления позвоночника, воспитание правильной осанки.
- Формирование правильного свода стопы, профилактика плоскостопия.
3. Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества (уважительное отношение к взрослым и к сверстникам).
- Учить видеть прекрасное.
- Развитие личностных качеств.
Для достижения поставленной цели и реализации задач курса «Ритмика» используются следующие методы:
1.Наглядно-слуховой: прослушивание музыкального примера с последующим показом движений преподавателем.
2.Словесный: беседа о характере музыки, её художественных образах; объяснение средств музыкальной выразительности. Эмоциональный рассказ преподавателя о прозвучавшем произведении, необходимый для формирования у обучающихся ассоциативного восприятия музыки.
3.Аналитический: разбор индивидуальных возможностей обучающихся.
4.Практический: предварительное изучение подготовительных танцевальных движений, упражнений с предметами, с последующим включением их в музыкально-ритмические этюды; простейшие танцевальные композиции с элементами русского (национального) танца и сюжетные игры.
Данные методы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач внеурочной деятельности. Они основаны на изучении опыта и лучших традиций мировой и отечественной школ преподавания ритмики.
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Занятия ритмики развивают такие музыкальные данные, как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.
Содержание учебного предмета.
Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:
- Упражнения на ориентировку в пространстве
- Ритмико-гимнастические упражнения
- Игры под музыку
- Танцевальные упражнения
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом занятии осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач занятия учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку учащиеся составляют музыкально-двигательный образ. Причем, учитель говорит название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Условия реализации
Программа рассчитана на 1 года обучения - 1 час в неделю
1 класс - 33 часа
Каждое занятие по предмету «Ритмика» включают в себя:
- Поклон
- Разминка под музыку на середине зала.
- Упражнения на гибкость, растяжку, координацию.
- Танцевальные комбинации (ориентация в пространстве).
- Поклон
Формируемые УУД
1 класс
Личностные результаты
Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Метапредметные результаты
- регулятивные
- способность обучающегося понимать и принимать цель и задачи;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи;
- накопление представлений о ритме, синхронном движении.
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства
- познавательные
- навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся
- готовиться к занятиям;
- под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться);
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
- выполнять игровые и плясовые движения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
- коммуникативные
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальные средства:
- учебный кабинет, актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека; диски DVD, диски DVD – караоке
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- наглядные демонстрационные пособия;
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.
Перечень учебно-методического обеспечения список литературы:
1. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.
2. «Музыка и танцы в коррекции нарушений развития у детей» Москва 2003 г.
3. Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007
4. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: математика, физическая культура, ритмика, трудовое обучение. Издательство «Дрофа», 2009.
5. Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. Издательство «Глобус», 2009.
6. Е. В. Васина, Е. Л. Савченко, сборник программ художественно-эстетического образования: история хореографического искусства, современный танец, ред. Дизендорф Н. Д. – Челябинск: ООО «Издательство Рекпол», 2008.
7. Видеодиски «Уроки ритмики». Автор: учитель ритмики Семенкова Л. Ю..
8. Видеодиски «Уроки хореографии». Авторы: Е. В. Васина, Е. Л. Савченко.
Интернет ресурсы
http://www.openclass.ru/node/356581
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...