Десять минут живого внимания
методическая разработка по физкультуре (7 класс) на тему

Ширкова Маргарита Николаевна

Общеразвивающее упражнение для вводной части урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desyat_minut_zhivogo_vnimaniya.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   «Средняя общеобразовательная школа №5»

г. Канаш Чувашская Республика

Методическая разработка:

Десять минут живого внимания.

(Упражнения для вводной части урока.)

                                   

   

   г. Канаш - 2016                      

Содержание 


Введение…………………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………………………...5

Назначение общеразвивающих упражнений……………………………………………………………6

Характеристика общеразвивающих упражнений…………………………………………………………….6

Направленность общеразвивающих упражнений……………………………

Упражнения для вводной части урока…………………………………………………………………..7-11

Выводы………………………………………………………………………12.

Список  использованной литературы............................................................14 

Введение

Общеразвивающими упражнениями называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Они выполняются без  предметов и с предметами.  Цель их –  общее физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными  действиями.

Регулярное выполнение общеразвивающих упражнений  способствует развитию и  укреплению двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной,  нервной систем, а следовательно,  всего организма человека. В результате  улучшается физическое развитие, здоровье, работоспособность и жизнедеятельность   организма занимающихся. 

           Актуальность моей разработки заключается в том, что выполнение общеразвивающих упражнений способствует развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, другими словами физических качеств.

Эти упражнения являются хорошим средством коррекции позвоночного столба, грудной клетки, конечностей, улучшают осанку, целенаправленно воздействуют на развитие отдельных мышечных групп, повышают функциональные возможности организма. В качестве общеразвивающих упражнений используется ходьба, бег, подскоки, прыжки, упражнения с предметами и без предметов и т. д.

Цель методической разработки:

- пополнение методического багажа преподавателей физической культуры

- повысить интерес учащихся

– повышение уровня физической подготовленности обучающихся,

На уроке важно, чтобы ученики упражнялись охотно. Интерес в частности, повышает разнообразие общеразвивающих упражнений. Перестроениями, сменой мест колонн и шеренг позволяет многократно повторять нужные упражнения, не вызывая у ребят нежелания выполнять их.

Основная часть.

В государственных программах по гимнастике значительное место отводится привитию учащимся общеобразовательных школах умений и навыков проведения ОРУ на уроке гимнастики. Одним из сложных моментов при подготовке урока в школе является составление комплекса ОРУ. Прежде всего, комплексы должны составляться с учетом задач урока, возраста учащихся, части урока, для которой они предназначаются.

Актуальность ОРУ объясняется и тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. Особое значение приобретают ОРУ в формировании правильной осанки.

Предлагаемое  мною учебно-методические  разработки посвящено организации и проведению занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях. Оно ориентировано на преподавателей физической культуры школ.

Назначение общеразвивающих упражнений:

  • применяются для подготовки к сложным двигательным действиям;
  • необходимы для совершенствования способности управлять различными частями своего тела;
  • для развития двигательных качеств. Так, быстрое выполнение упражнений будет способствовать развитию быстроты. способствуют предупреждению плоскостопия и нарушения осанки;
  • помогают развивать силу.

Основная задача общеразвивающих упражнений:

-повышение уровня общей работоспособности

-содействие гармоничному развитию обучающихся.

      Характеристика общеразвивающих упражнений

Общеразвивающие упражнения (ОРУ ) - это школа двигательной подготовки, без которой достижения в различных видах спортивной и трудовой деятельности значительно затрудняются.

Цель — воспитание физических качеств, формирование правильной осанки и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками.

Для эффективного применения такого универсального средства, как ОРУ, преподаватель должен осознавать огромную социальную значимость своего труда и иметь соответствующую подготовленность: знание анатомо-физиологических особенностей человека, знание сенситивных периодов развития двигательных и психических способностей, знание и владение большим количеством конкретных упражнений, умение определять направленность конкретных упражнений, их характер, умение проводить ОРУ различными способами, владеть всеми методами организации занятий.

Направленность общеразвивающих упражнений.

Одинаковые по форме упражнения могут иметь различное воздействие на организм детей. Эти различия зависят от характера исполнения физических упражнений (быстро, медленно, с отягощением или без него и т.д.). При проведении учебных и тренировочных занятий наиболее распространенными являются следующие виды направленности:

1. Для формирования осанки – упражнения, способствующие включению мышц, напряжение которых позволяет сохранить правильное положение тела как на месте, так и при передвижениях.

2. Общего воздействия – упражнения, выполнение которых оказывает нагрузку на основные мышечные группы (75% мышечных групп) и побуждает основные функциональные системы организма к активной работе.

3. Локального воздействия – упражнения, направленные на конкретную мышечную группу (группу мышц).

4. На координацию движений – упражнения доступной сложности, выполнение которых позволяет улучшать психофизиологические механизмы ЦНС и двигательной функции. Координация движений – способность выполнять согласованные и соразмерные во времени, в пространстве и по мышечному усилию движения и действия различными частями тела.

Упражнения для вводной части урока.

Предлагаемые упражнения под силу ученикам V –XI  классов.

Движения с шагами вперед, назад и в сторону.

1.  И.п.-основная стойка. 1. Руки  перед грудью 2. Руки вверх-наружу. 3.Руки перед грудью.  4.И.п.5. Шаг правой в сторону, руки перед грудью. 6.Приставить левую, основная стойка. 7. Шаг левой  в сторону, руки перед грудью. 8.Приставить праву, основная стойка.

2. И.п.- основная стойка. 1. Руки к плечам 2. Полуприсед, руки вверх-наружу. 3. Руки к плечам. 4. И.п. 5. Шаг правой в сторону, руки к плечам. 6.

Приставить левую, основная стойка. 7.Шаг левой в  сторону, руки к плечам.  8. Приставить правую, основная стойка.

3.  И.п. – основная стойка. 1. Присесть, руки вперед  2.Выпрямляя ноги, наклон вперед, руки в стороны. 3.Присед, руки вперед. 4.и.п. 5. Шаг левой вперед, руки в стороны.  6. Приставляя правую, основная стойка. 7. Шаг правой вперед, руки в стороны. 8. Приставляя левую, основная стойка.

4.  И.п.- основная стойка. 1.Наклон назад, руки в стороны. 2 – 3  Два пружинящих наклона вперед. 4.И.п. 5 - 6 – 7 . Три шага вперед. 8. Приставить ногу. 5.  И.п. – руки за голову. 1. Поворот туловища вправо, руки в стороны. 2 И.п. 3. Поворот в лево, руки в стороны 4.И.п. 5.Шаг правой вперед, правую руку в сторону. 6. Шаг левой, левую руку в сторону. 7. Шаг правой, правую руку за голову. 8. Шаг левой, левую руку за голову.

6.  И.п. – упор присев. 1.Выпрямляясь, мах правой ногой назад, руки вверх. 2. Упор присев. 3. Выпрямляясь, мах левой назад, руки вверх. 4.Основная стойка. 5. Шаг левой назад, руки вперед. 6.Шаг правой назад, руки в стороны. 7. Шаг левой назад, руки вниз. 8. Приставляя правую, упор присев.

Движения с ходьбой на месте.

1.И.п. – руки на пояс. 1-2. Отводя локти назад,  прогнуться, плечи развернуть. 3 – 4 И.п..5 – 8 Четыре шага на месте.

2.И.п. – основная стойка. 1. –Полуприсед, руки вверх-наружу. 2. И.п. 3 – 4 то же, что на счет 1 – 2.  5 - 8 Четыре шага на месте.

3.И.п – основная стойка. 1. – Руки на пояс. 2. Руки к плечам. 3. Руки вверх. 4. И.п. 5 – 8 То же, в ходьбе на месте.

4.И.п. – основная стойка. 1. Выпад вправо, руки вверх, наклон влево. 2. И.п. 3. Выпад влево, наклон вправо.4. И.п.  5 – 8 Четыре шага на месте, руки на пояс.5.И.п. – основная стойка. 1. Выпад правой вперед, руки дугами вперед вверх, пальцы « в замок» 2.И.п. 3. Выпад левой вперед. 4. И.п. 5 – 8 Четыре шага на месте на носках.

6. И.п. – основная стойка. 1.Мах правой ногой назад с наклоном вперед, руки вверх. 2.И.п. 3.То же, с махом левой ногой назад. 4.И.п. 5.Упор присев. 6.Упор стоя согнувшись. 7. Упор присев.8.И.п. 1 – 8 Восемь шагов на месте.

Движения с поворотом на 90 – 180

Общие указания. Упражнения выполнять на 6 счетов, на два последних счета ( 7 – 8) делать поворот Упражнения с поворотами на 90 повторять 4 раза -  до  возвращения в первоначальное положение.

1.И.п. – основная стойка. 1. Правую ногу назад на носок, руки перед грудью – прогнуться . 2.И.п. 3.То же, левой. 4.И.п. 5.руки в стороны ладонями кверху, наклон назад. 6.И.п. 7 – 8. Поворот направо.

2. И.п. – основная стойка. 1.Правую ногу в сторону на носок, руки за голову, наклон вправо. 2.И.п. 3.Левую ногу в сторону на носок, наклон влево, руки за голову. 4.И.п. 5. Наклон вперед, руки вверх-наружу. 6.И.п. 7 – 8 Поворот направо.

3. И.п. – основная стойка. 1. Выпад вправо, руки в стороны. 2.И.п. 3.ТО же, влево. 4. И.п.

5. Наклон вперед с захватом руками голеней. 6.И.п.  7 – 8. Поворот налево.

4.  И.п. – основная стойка. 1.Мах правой ногой в сторону, хлопок над головой ( руки дугами наружу ) 2.И.п. 3.То же, левой. 4.И.п. 5.Присесть, руки вперед 6.И.п.  7 – 8.Поворот налево.

5. И.п.. – основная стойка. 1. Упор присев. 2. Упор стоя согнувшись 3. Упор присев. 4.И.п.  5 – 6 Прыжок вверх прогнувшись.  7 – 8. Поворот направо.

Движения с хлопками.

И.п.- основная стойка. 1.Правую ногу назад на носок, хлопок впереди. 2.И.п. 3. Левую ногу назад , хлопок  впереди.  4.И.п.

И.п. – руки в стороны 1. Наклон вперед, хлопок вверху 2.И.п.

И.п.- основная стойка. 1.Присесть, хлопок вверху . 2.И.п.

И.п. –ноги врозь. 1.Выпад правой вправо, хлопок впереди. 2.И.п. То же в другую сторону.

И.п. – основная стойка. 1. Выпад правой назад, наклон вперед, хлопок под левой. 2. И.п. То же с другой ноги.

И.п. – основная стойка. 1. Мах правой в сторону, дугами наружу руки вверх, хлопок над головой. 2. И.п. То же, левой ногой.

Движения с подскоками.

И.п.- основная стойка, руки на пояс. 1.  Присесть , руки вперед.2.И.п.

 3.Присесть, руки вверх. 4.И.п. 5-8. Четыре подскока на двух ногах.

И.п. – основная стойка. 1. Наклон вперед, руки вверх.2.И.п.

3.Нклон назад, руки назад. 4.И.п. 5-8 Четыре подскока на правой ноге ( при повторении упражнения – на левой)

И.п. – основная стойка, руки на пояс. 1 – 3 . Три пружинящих наклона вправо. 4.И.п.– 7. Три пружинящих наклона влево. 8. И.п. 1.Прыжок на двух ногах вперед. 2. Пауза.3.Прыжок на двух назад. 4. Пауза. 5 – 8. Четыре подскока на месте.

И.п. – ноги врозь, руки к плечам. 1. Поворот туловища вправо. 2.И.п. 3.Поворот туловища влево 4.И.п. 1.Прыжок ноги скрестно, правая  перед левой. 2.И.п.  3.Прыжок, ноги скрестно, левая перед правой. 4. И.п.

И.п. –основная стойка. Подскоки на двух ногах с движениями руками на каждый счет: 1. Правую на пояс.  2. Левую на пояс. 3. Правую к плечу 4. Левую к плечу 5. Правую вверх. 6. Левую вверх. 7.Хлопок вверху. 8. Руки вниз.

Упражнения со сменой мест между колоннами и шеренгами.

Для выполнения упражнений ученики выстраиваются в колонну по четыре и размыкаются на вытянутые руки.

И.п. – основная стойка. 1. Руки в стороны. 2. Руки за спину, наклон назад. 3.Руки в стороны. 4.И.п. 5 – 8 Смена мест: первой шеренги со второй, третьей – с четвертой.

 Упражнение повторяется, шеренги возвращаются на первоначальные места.

И.п. – основная стойка. 1 – 3 Три пружинящих наклона вперед, руки в стороны. 4.И.п. 5. Наклон назад, руки в стороны. 6.И.п. 7 – 8 Четыре шеренги делают шаг вперед и приставляют ногу, нечетные – шаг назад  из каждых двух шеренг, состоящих из четырех человек, образуется одна шеренга и восьми); упражнение повторяется в исходном положении руки на плечах.

И.п. – основная стойка  построение в шеренгах из восьми человек

 1. Поднять согнутую в колене правую ногу, взявшись за голень подтянуть

колено к груди. 2.И.п.  3. То же, левую ногу. 4.И.п.  5. Присесть, захватить руками голени. 6.И.п.  7 – 8. Перестпроение в колонну по четыре.

И.п. – основная стойка. Построение  - в шеренгах. Ученики стоят лицом друг другу 1. Опуститься на левое колено, руки у носка правой. 2.И.п.  3. То же, на правое колено. 4.И.п.По сигналу (хлопку, свистку) ученики меняются местами друг с другом и поворачиваются кругом (лицом друг к другу) Упражнение повторяется до следующего сигнала.

И.п. – основная стойка. 1.Мах правой в сторону, руки в стороны. 2. И.п. 3.Мах левой в сторону, руки в стороны. 4. И.п. 5 – 8. Смена мест: первой колонны со второй, третьей – с четвертой.

Упражнение повторяется, и ученики занимают первоначальные места.

И.п. – основная стойка, руки вверх.

1.мах правой вперед, руки назад. 2.И.п.  3 – 4. То же, левой. 5.прыжком ноги врозь, руки в стороны. 6.Прыжком ноги вместе, руки вниз. 7 – 8. Смена мест бегом: первой колонны с третьей, второй – с четвертой.

Выводы.

             Главное для меня, учителя физической культуры, – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. На уроке важно, чтобы ученики упражнялись охотно. Интерес в частности, повышает разнообразие общеразвивающих упражнений. Сочетание различных движений с ходьбой на месте, подскоками, хлопками, поворотами. Перестроениями, сменой мест колонн и шеренг позволяет многократно повторять нужные упражнения, не вызывая у ребят нежелания выполнять их. Варьирование упражнений повышает эмоциональное состояние учеников, а следовательно, интерес к уроку.  Данные ОРУ были проведены в городском фестивале педагогических идей «Инновации в образовании – 2008»

 ОРУ - это школа двигательной подготовки. Ценность ОРУ объясняется тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определённые группы мышц. Систематическое выполнение правильно подобранных упражнений значительно способствует повышению уровня здоровья, занимающимся, улучшению обмена веществ, работе органов кровообращения, дыхания, пищеварения, укреплению опорно-двигательного аппарата.

Предлагаемые варианты движений для вводной части урока требуют значительного  внимания. Упражнения, выполняемые внимательно, сосредоточенно, воздействуют на организм человека более эффективно.

Нужно особо отметить благотворное влияние ОРУ на формирование правильной осанки школьников, а также на исправление её недостатков (сутулость, сколиозы и т. д.).

Рекомендуемые  варианты – не готовые комплексы для изучения целиком в одном уроке. Отдельные упражнения (2 – 3) целесообразно разучивать на нескольких уроках, а затем включать их в комплекс общеразвивающих упражнений в различных сочетаниях.

Список  использованной литературы.


  1. Гимнастика. Учебник для институтов  физической культуры / под ред.  А.Т.Брыкина; М., ФиС; 1971 г.
     2. Гимнастика. Учебник для институтов  физической культуры / под ред.  А.И. Шлемина,  А.Т.Брыкина; М., ФиС,1979 г.
     3. Гимнастика в системе физического  воспитания. Лекция для заочников.  В.А.Кузнецов, СГИФК, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Памятка для родителей "Что такое внимание. Свойства внимания". "Как готовить домашнее задание".

Что такое внимание. Свойства внимания. Как развивать внимание.Как готовить домашнее задание....

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Программа коррекционно-развивающих занятий "Внимание: Внимание!"

Развитие произвольного внимания у детей школьного возраста является одним из важнейших условий успешного обучения школьника. Это определяет возможность ученика управлять своим поведением, формирует на...

ДЕСЯТЬ ЗАПРЕЩЕННЫХ И ДЕСЯТЬ ЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Lесять запрещенных желательных выражений. Прочитайте их  внимательно, отметьте, насколько часто произносите вы их (или ваш супруг)....

Беседа "Внимание...Внимание? Внимание!"

Материал полезен для работы с подростками. рассказано об особенностях внимания, как психического процесса. Приведены упражнения. помогающие развивать внимание...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...