Беседа "Внимание...Внимание? Внимание!"
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Материал полезен для работы с подростками. рассказано об особенностях внимания, как психического процесса. Приведены упражнения. помогающие развивать внимание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchee_meropriyatie.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Внимание…Внимание? Внимание!»
( творческое объединение «!Игра- дело серьезное»)
Цели:- дать общие представления о внимании, как психическом процессе
- научить выполнять упражнения для развития внимания
- развивать познавательные способности
Теоретическая часть:
Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Характеристики внимания:
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).
Виды внимания:
Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.
Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.
Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать
Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.
Тренировка внимания
Можно ли воспитать внимательность у каждого человека, или это исключительно качества счастливчиков, получивших такие способности от природы? Людей, совсем лишенных внимания нет, как и нет людей, которые ничего бы не делали. А любое действие требует внимания, и человек, выполняющий его, на чем-то сосредотачивается, контролирует себя, переключается на различные объекты и действия. Воспитывать просто внимание невозможно, оно всегда связано с каким-то делом. Очень важно, чтобы это дело или действие заинтересовало. Существует заблуждение, что внимание- это некоторое усилие над собой. Но когда человек уже увлечен делом, он более внимателен, чем тогда, когда прилагает усилия.
Приучить себя внимательно работать в разных условиях- вот верный путь воспитания внимания. Следует научиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонним раздражителям. Развитие устойчивости внимания человека связано с развитием его волевых качеств, поэтому надо дисциплинировать себя, быть хозяином своих действий.
Большую пользу принесут систематические упражнения в одновременном выполнении различных процессов. Делать это надо так, чтобы общее восприятие каждого объекта сохранялось достаточно хорошо и в то же время из второстепенного выделялось главное, на чем бы и концентрировалось внимание.
Упражнения
- Проверка непроизвольного внимания
- в течении 3 сек рассматривайте таблицу
- ответьте на вопросы: - какова сумма чисел / 20/
- какого цвета окружность / зеленая/
- какая фигура изображена красным цветом /квадрат/
- в какой фигуре находится цифра 9 / треугольник/
- какая цифра находится в центральной фигуре / 8/
- Диагностика концентрации внимания
Время выполнения- 2 минуты на каждое задание
- выделить в буквенном тексте слова, оценить количество верно выделенных слов
Бсолнцевтргщойэрайонзгучновостьсвкцжзрфактыэкзамениреочагипкнвскюжалипеуртеорияблеулхоккейюьутроицаюглшхвтелевизорюдчпжгпамятьлдкжзвэхирьивосприятиеждшвболтвждгклюбовьмвжучспектаклььоыдгжпрадостьивзжгшуливдгнкрепортажлдшщукемиконкурсдщзхъимьлатрлксчюъличностьипрцзхлдвяыипплаваниемвлшьхзщиплджккомедиятвыйдзотчаяниеэхъьлитыфйэзиптчдзъхьтавукжэялабораторияжзхвкоснованиебдхыъчыукпсихологиябдзуронватосэщъзгсчастьедшзвсалшзхвниманиемплдомсвъхцйнегшмбсонмпниаедевушкаьошзхъсловотрнукиргденьюжзяымухаитохзьгекарногатсвукзшумьлевуцчмолодецпфтьурокжсяфъюношаэцргжбсыуосеньжзвыцчяюэъмконецсякнмфй |
Всего слов- 40
Выделено 30-40 – отличный результат
20- 29- хороший результат
10- 19 – средний результат
менее 10 – слабый результат
-исправить ошибки в примерах, оценить количество правильно выделенных ошибок
3+12=15 В 15-8=7 В 16+4=22 Н 13+3=10 Н 16+8=23 Н
13-4=9 В 16-9=7 В 16+9=28 Н 13-2=11 В 12-6=6 В
15+9=25 Н 15-4=11 В 15-2=13 В 19+5=24 В 12-4=16 Н
15+5=10 Н 14-9=5 В 12-9=3 В 5+17=22 В 7+18=25 В
2+1=13 Н 4+18=22 В 6+15=22 Н 18-8=10 В 16-5=11 В
14-8=6 В 16+6=22 В 13-5=8 В 18-4=12 Н 14+9=23 В
16-2=13 Н 14+6=20 В 11+4=14 Н 12+9=21 В 19-7+13 Н
13- неверно 22- верно
28-35 правильно проверено- отличный результат
20- 27 - хороший результат
12- 19 - средний результат
менее 12 – низкий результат
- Упражнения для тренировки распределения внимания
Игра «ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ»
- все участники встают в круг, начинают выполнять какие- либо действия
- выполняя свое движение надо следить за соседом слева до тех пор, пока ведущий не скажет «один…два», при этом надо начать выполнять действия соседа слева
- так продолжается до тех пор, пока не вернется свое движение
«ОДНОВРЕМЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
-называть по порядку буквы алфавита, чередуя их с числами, начиная с единицы, прибавляя по 3
- чтение текста и написание знаков / например: «+--« или « ++00-« и т.д./
- Упражнения для тренировки переключения и объема внимания
«ДВА РАССКАЗА»
- ведущий начинает два рассказа, прочитав начало каждого:
« Васе купили новый велосипед» и « Съела старуха орех, а скорлупу закопала в землю»
- затем ведущий бросает мяч любому участнику, тот должен продолжить, добавив еще по предложению
«СЧЕТ ПО ТАБЛИЦЕ»
- предлагается таблица с «разбросанными» по ней цифрами
- в течении 3 мин необходимо отыскать числа, пересчитывая их по порядку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок с нарушением внимания
Все больше детей, обладающих гиперактивностью, садятся за парты. Автор в данной статье дает рекомендации родителям и учителям, работающим с детьми, имеющими нарушение внимания....
Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».
В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....
Памятка для родителей "Что такое внимание. Свойства внимания". "Как готовить домашнее задание".
Что такое внимание. Свойства внимания. Как развивать внимание.Как готовить домашнее задание....
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
Программа коррекционно-развивающих занятий "Внимание: Внимание!"
Развитие произвольного внимания у детей школьного возраста является одним из важнейших условий успешного обучения школьника. Это определяет возможность ученика управлять своим поведением, формирует на...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка. Актуальность проблемы развития внимани...
Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе
Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...