Лечебная физическая культура при ДЦП
рабочая программа по физкультуре на тему

Марадудин Роман Арсентьевич

Лечение ДЦП – многоэтапный и длительный процесс, так как нужно стереть все, что выработано в неправильном стереотипе движений и сформировать правильное. Если патологическое не разрушить, то новое так построить невозможно. А на это все нужно время. Это дело довольно трудоемкое, но не безнадежное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lfk_pri_dtsp.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Министерство образования и науки РБ.

               МКУ Управление образования Джидинского района.

               МБОУ «Джидинская средняя общеобразовательная школа».

Согласовано на заседании МО.        «Утверждаю»

27 августа 2015года        Директор школы

Руководитель МО        Малова И.С.

Петрова А.П.        ___________________

________________________        

             

Программа по лечебной физической культуре (ЛФК)

                    при заболевании ДЦП

                                                     

                                                      Марадудин Роман Арсентьевич.

                                                     Количество часов-35 (из расчёта 1ч. в неделю)

                                                       

        

                                                  п.Джида

ЛФК при ДЦП

Детский церебральный паралич – нарушение двигательных функций мозга, которые появляются в результате его нарушения в детстве. Такие отклонения не прогрессируют. Они появляются с рождения ребенка и существуют в течение всей жизни. Двигательные нарушения зачастую выражены слабостью определенной группы мышц. В результате чего не скоординированы движения ног, рук, нарушена походка, может запрокидываться шея. Диагноз ДЦП может нарушить интеллектуальное развитие и речь. Основная причина ДЦП – удушье или нехватка кислорода в утробе матери или же после рождения. Это может быть выражено вследствие каких-либо патологий во время беременности матери. Также могут повредить мозг плода различные травмы, вызванные какими-либо видами акушерской патологии, неправильное строение таза матери, затяжные роды, слабая родовая деятельность. Но чаще всего тяжесть родов может быть определена уже существующими нарушениями внутриутробного развития ребенка.

Гемолитическая болезнь также может спровоцировать недуг после родов, в результате чего происходит интоксикация мозга ребенка. Вызвать ее может несовместимость по резус-фактору либо группе крови матери и ребенка или же печеночная недостаточность плода. В основе ДЦП лежит гипоксия, которая мешает нормальному развитию головного мозга ребенка. Особенно тех участков, которые отвечают за рефлекторные механизмы и равновесие тела. Это приводит к возникновению патологий двигательных реакций и неправильному распределению в скелете мышечного тонуса.

Родители рано или поздно задаются вопросом, можно ли реабилитировать нервную, мышечную и двигательную координации при ДЦП. Для начала нужно пройти курсы массажа и лечебной физкультуры, а также принимать средства, понижающие мышечный тонус. Также рекомендуются препараты, которые питают нервную ткань и улучшают ее микроциркуляцию.

Методы воздействия

Лечение ДЦП – многоэтапный и длительный процесс, так как нужно стереть все, что выработано в неправильном стереотипе движений и сформировать правильное. Если патологическое не разрушить, то новое так построить невозможно. А на это все нужно время. Это дело довольно трудоемкое, но не безнадежное.

Лечение ДЦП можно разделить на 3 этапа:

  1. Предварительный – подготовка организма к увеличению физических нагрузок, к очистке от токсинов. Данный этап длится примерно от 2 до 4 недель.
  2. Подготовительный – самый сложный и продолжительный этап лечения. Все проводится только биомеханическим способом. Этап будет завершен, когда пациент сможет самостоятельно стоять на ногах, приседать, наклоняться. Этап может быть довольно длительным, все зависит от тяжести заболевания и возраста пациента.
  3. Основной – происходит обучение ходьбе уже при нормальном стереотипе. По окончанию этапа пациент должен уже самостоятельно передвигаться.

Главный помощник в лечении – понимание родителей ребенка. От этого зависит весь исход проделанной работы.

Действие ЛФК при ДЦП

Существует мнение, что лечебной гимнастикой нужно заниматься с ребенком с трехлетнего возраста. Но это неверно. Основные двигательные навыки формируются с момента рождения - до того, как ребенок сделает первые шаги. Дальше они просто совершенствуются. Детский церебральный паралич – заболевание, приводящее к тяжелой инвалидности.

ЛФК и лечебный массаж занимают главное место в лечении детей с ДЦП. Во время роста организма ребенка и увеличения веса происходит отставание в физическом развитии из-за гиподинамии, растягивания связочного аппарата, специфического тонуса. Вот поэтому и нужно при работе с детьми учитывать возраст, форму и степень тяжести ДЦП, соблюдая систематичность.

Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника и так далее.

Не существует определенного способа лечения, который способен восстановить поврежденный мозг. Но, если работать по испытанной программе, то неповрежденная нервная система будет выполнять все свои функции. Программы по ЛФК занимают главное место в лечении детей с ДЦП.

Выполнение упражнений

Обязательными и общими признаками для всех методик ЛФК являются:

  1. Систематичность, регулярность и непрерывность применения лечебной физкультуры;
  2. Строго индивидуальные упражнения в соответствии с тяжестью заболевания, возрастом ребенка, его развитием;
  3. Постепенное увеличение физических нагрузок.

Содержание упражнений для детей с ДЦП:

  1. Растягивание мышц: профилактика тератогенеза, снятие мышечного напряжения, расширенный диапазон движения;
  2. Упражнения для выработки силы, развития чувствительности мышц;
  3. Тренировка чувствительности нервов для улучшения состояния нервной ткани;
  4. Упражнения для укрепления антагонистических и ведущих групп мышц;
  5. Поддержание функциональной эффективности органов – упражнения на выносливость;
  6. Расслабление, чтобы устранить судороги, напряженность и спазмы;
  7. Обучение нормальной ходьбе;
  8. Упражнения для стимулирования органов чувств;
  9. Упражнения на подъем для улучшения двигательной силы и равновесия;
  10. Тренировка на сопротивление, чтобы развить мышечную силу.

Больные с ДЦП для развития мышечной силы должны выполнять упражнения с увеличивающейся интенсивностью. Если не подвергаться таким тренировкам, то можно не реализовать потенциальные двигательные возможности. Специально-разработанная лечебная физкультура для больных с церебральным параличом должна обеспечить возможность развития физической силы больных.

ДЦП – неизлечимая болезнь, но ее можно облегчить, если применить ЛФК, которая занимает важное место в адаптации больного к условиям окружающей среды.

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

  1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактикатератогенеза, расширение диапазона движения.
  2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
  3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
  4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
  5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
  6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
  7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).
  8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
  9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
  10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными. Е.И. Левандо (1972), отстаивая позиции функциональной тренировки всех систем организма, указывает на то, что "основными недостатками лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной".

 Специальная физкультура путем использования ограниченных упражнений для больных церебральным параличом, которые не могли освоить основные функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития их физической силы.

При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигатель ной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом.

Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием. Если при спастическойдиплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.

Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.

В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.

В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время.

Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г. проводятся спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный теннис, стрельба из лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт, слалом на колясках, позволяющим больным с церебральным параличом соревноваться и участвовать в общественной жизни. Функциональные возможности каждого участника состязаний уравниваются.

Иппотерапия.

Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды с ДЦП порой настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие проблемы примирения со своим положением и преодоления психологического дискомфорта, затруднение в обучении, участии в общественной жизни трудоустройстве, создании семьи. Поэтому вопрос реабилитации становится основополагающим в жизни этих людей. Реабилитация это комплексная многоплановая проблема имеющая различные аспекты: медицинский физический, психический, профессиональный, социально-экономический, личностный. Конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция - активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества.

Иппотерапия, это одна из форм реабилитации больного, сложность которой заключается в единовременном включении в процесс двух живых существ с их характерами, импульсивностью, индивидуальным отношение к окружающему и друг другу и достижение в дальнейшем, максимального взаимодействия между ними.

В то же время Иппотерапия является особой формой лечебной физкультуры ( ЛФК ), занимающей, как показывает практика, в процессе реабилитации немаловажное место, но в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействуя с лошадью, одновременно включается с ней в лечебный процесс Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде ( ЛВЕ ) и огромное желание самому участвовать в., реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.

Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного, основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического.

Под психогенным фактором подразумеваются две высокоценные мотивации - очень желаемое с очень опасны  (страх и неуверенность в себе ). Это помогает, во-первых, раскрыть потенциальные возможности больного активно вовлекая его в лечебный процесс с преодолением страха и неуверенности и,      во-вторых, помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью эмоционально стимулирующего прекрасного животного - лошади.

Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища. Это обуславливает частичную ( а в некоторых случаях необходимую ) нормализацию мышечного тонуса,      снижение спастичности, уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение            координации, что в свою очередь улучшает статиколокомоторные функции.                             

Рассматривая иппотерапию как особую форму ЛФК, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:                                                  

1. Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма.

2. Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.

3. Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.

4. Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.

5. Разнообразие и новизна в проведении занятий (10-15% упражнений обновляются, а 85 - 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).

6. Умеренность воздействия, т.е. умеренная, но более продолжительная или дробная нагрузка более оправдана чем усиленная и концентрированная.

7. Соблюдение цикличности - чередование более интенсивных нагрузок с относительным отдыхом.

8. Учет возрастных особенностей.

Больным так же помогает массаж. Известно, что он оказывает влияние как на центральную нервную систему, так и на периферическую. Он может успокоить, снять слишком сильное психическое напряжение, или создать условия для спокойного и глубокого сна накануне важных в жизни человека событий. Массаж может и возбуждать, что необходимо в тех случаях, когда человек находится в состоянии глубокой апатии или у него понижен нервный тонус.

Кроме рефлекторного воздействия массаж оказывает непосредственное влияние на нервные проводники, что широко используется в лечебной практике, когда требуется понизить проводимость чувствительных и двигательных нервов. Соответственно подобранные массажные приемы значительно уменьшают болевые ощущения.

Общепризнано значение массажа при снятии утомления и для повышения физической или умственной работоспособности. Известно, что массаж утомленных мышц снимает усталость, вызывает чувство бодрости, легкости.

Лечебная физкультура для детей.

В ранней стадии, если нет нарастающего гипертензионного или судорожного синдрома, со 2 - 3-й недели жизни следует начинать массаж и гимнастику. После расслабления с помощью «позы эмбриона», точечного массажа, упражнений на мяче стимулируется развитие реакций опоры, установочного рефлекса с головы на шею, пассивно воспроизводятся реципрокные движения конечностей, необходимые для этого акта. Особое внимание уделяется развитию экстензии кистей рук, отведению больших пальцев, а также воспитанию фиксации взора на предметах, развитию слежения за движущимися предметами.

С первых недель жизни производится специальный массаж артикуляционных мышц, особенно языка, обучение ребенка голосовым реакциям, дыханию.

Обязательным является ортопедический режим, предусматривающий специальные укладки головы, верхних и нижних конечностей, корригирующий их порочные установки.

Итак, по мнению специалистов, ДЦП – это неизлечимое заболевание; но облегчить его последствия и синдромы можно, если применять различные методики: физиотерапию, лекарственные препараты и лечебную физкультуру. Последняя играет огромную роль в адаптации больного к внешним условиям.

ЛФК и лечебная гимнастика при ДЦП

Неотъемлемой частью медицинской реабилитации больных ДЦП является ЛФК, в которой используется комплексная функциональная терапия, сочетающая физические упражнения, необходимых для стимуляции внутренних резервов организма больного, а также для профилактики и лечения заболеваний, возникших вследствие вынужденной гиподинамии.
Средствами ЛФК являются массаж, закаливание, физические упражнения и мануальная терапия, отдельные виды трудовой деятельности. Все эти методы организации двигательного режима больных с ДЦП являются очень важными компонентами лечения практически во всех лечебно-профилактических учреждениях и центрах реабилитации. 

ЛФК представляет собой, прежде всего, терапию регуляторных механизмов, в которой используются наиболее оптимальные биологические способы мобилизации собственных компенсаторных и защитных свойств организма пациента для устранения патологических процессов. Таким образом, поддерживается и даже восстанавливается здоровье. Положительные эмоции в сочетании с активным двигательным режимом – источник энергии, необходимой для самозащиты организма практически на всех уровнях жизнедеятельности.
При использовании ЛФК у больных с ДЦП тренируется весь организм. Вследствие этого наблюдается весьма положительный эффект. Причем механизмы и принципы развития тренированности ничем не отличаются друг от друга как в норме, так и при патологии. Спортивные тренировки и лечебная физкультура отличаются лишь уровнем и объемом. В первом случае максимально повышаются функциональные возможности организма спортсмена, его отдельных органов и систем. А во втором – дозированные тренировки позволяют улучшить функциональное состояние больного человека иногда до уровня человека здорового. Конечно же, для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП работать придется долго и упорно. В период остаточных явлений лечебная физкультура помогает справиться со следующими негативными явлениями:
1. Она улучшает подвижность суставов, корректирует порочные установки ОДА. Улучшает равновесие и координацию движений.
2. Снижает гипертонус мышц сгибателей и приводящих мышц. Укрепляет ослабленные мышцы.
3. Стабилизирует правильное положение тела. Закрепляет навык самостоятельного стояния и ходьбы.
4. Благодаря ЛФК, расширяется общая двигательная активность маленького пациента. Тренируются возрастные двигательные навыки.
5. Вместе с родителями и воспитателями ребенок учится обслуживать себя. Постигает основные виды бытовой деятельности. 
Поставленные задачи решаются посредством следующих групп упражнений:
1. Динамические упражнения и упражнения на расслабление. Маховые движения и ритмичное пассивное потряхивание рук и ног.
2. Упражнения на мяче большого диаметра. Пассивно-активные и активные упражнения в положении сидя и лежа.
3. Упражнения с различными предметами под музыкальный аккомпанемент. Развитие выразительности движений.Упражнения для головы в положении сидя и стоя. Переключение на новые условия деятельности. Упражнения с разными видами ходьбы и пр.
4. Упражнения на принятие правильной осанки у опоры в различных исходных положениях, находясь перед зеркалом.
5. Упражнения, благодаря которым тренируются основные возрастные двигательные навыки (лазание, ползание, бег, прыжки и метания). Упражнения в движении, при которых часто меняется исходное положение.
6. Упражнения, основанные на игре: «как я причесываюсь», «как я одеваюсь» и т.д.
Формируются движения обязательно в строго определенной последовательности: начиная с головы, затем задействуются руки – туловище – руки – снова туловище – ноги. Далее задействуются все части тела. Движения конечностями выполняются сначала в крупных суставах, т.е., локтевом и тазобедренном. Лишь затем захватываются средние (локтевой и коленный) суставы и, наконец, лучезапястный и голеностопный сустав. Если у больного есть контрактуры, сколиоз, остеохондроз, укорочение конечностей, остеохондропатия или соматические заболевания, с учетом имеющихся патологий спектр задач может быть расширен.
Комплекс ЛФК также расширяется в период остаточных явлений. В него входит массах, трудотерапия, прикладные виды физических упражнений, физиотерапия (электрофорез, теплолечение, УВЧ), гидрокинезотерапия, ортопедия… По возможности включается иппотерапия, так как общение с таким прекрасным животным, как лошадь, оказывает очень благотворное влияние на состояние больного.
По мере роста и развития объем суточной двигательной активности ребенка постепенно увеличивается.
В последние годы заметен подъем ЛФК. Он связан, прежде всего, с возникновением и развитием методов реабилитации в современной медицине. Оказалось, что средства ЛФК в системе реабилитации являются весьма эффективными. Было решено использовать их в большем объеме для лечения и профилактики различных заболеваний.
Накопившийся опыт работы и приобретенные знания, позволяющие правильнее определить тактику врачебных действий, убеждают в необходимости применения ЛФК. Далее вы можете ознакомиться с основными комплексами физических упражнения для коррекции, а также с методикой их применения для лечения больных с ДЦП.

Массаж при ДЦП 

У большинства больных ДЦП состояние значительно улучшается, благодаря систематическому комплексному лечению, в которое входит массаж и ЛФК. Если тонус резко повышается, особенно в приводящих мышцах (аддукторах) и сгибателях, это приводит к образованию контрактур. Больные с такими симптомами передвигаются с трудом, перекрещивая ноги. Точные движения руками также выполняются с трудом. Иногда больные совсем не могут двигать руками, не в состоянии даже пользоваться карандашом или ложкой. Нередко страдает интеллект. Больные ДЦП отстают в физическом и умственном развитии от своих сверстников. Парез, паралич конечностей, мышц, их укорочение, неправильная походка и поза в положении сидя приводят к нарушению осанки. У больных наблюдаются сколиозы, кифосколиозы и паталогические изменения стоп. Довольно часто также констатируются изменения вегетативной нервной системы и внутренних органов. Нарушаются обменные процессы.
Массаж снижает рефлекторную возбудимость мышц, предупреждает образование и развитие контрактур, уменьшает синкинезию и трофические расстройства, стимулирует функцию паретических мышц, улучшает циркуляцию крови и лимфы.
Перед массажем мышцы должны быть максимально расслабленными. Для этого необходимо подобрать исходное положение и соответствующие упражнения на расслабление. Массаж проводят дифференцированно. Растирание, поглаживание и разминание сокращенных мышц с повышенным тонусом делают плавно, нежно и медленно. Более глубокий массаж с такими приемами, как поколачивание и хлопки, применяют для растянутых мышц. Обязательно массируют паравертабельные спинномозговые сегменты. Техника и методика массажа подобны тем, которые применяются при инсультах. Причем массажист обязан учитывать, что он делает массаж ребенку, который может не иметь никакого представления о том, как выполнять данное упражнение, так как никогда его не делал. К тому же, ребенок не осознает необходимость лечения. Он не способен так хорошо концентрировать внимание, как взрослый человек. 

Следует также помнить о том, что больные ДЦП часто бывают замкнутыми и раздражительными. Массажист должен учитывать это и проявлять терпение и ласку по отношению к маленькому пациенту, располагая его к себе. Хорошо, если в кабинете будут яркие и интересные игрушки, соответствующие возрасту ребенка. Во время процедуры с ребенком нужно разговаривать, играть, создавая таким образом приятную психологическую атмосферу.
Сегодня существует множество различных методик массажа, каждую из которых можно применить в отдельном случае. Чем больше методик знает массажист, тем быстрее он подберет наиболее эффективную из них для каждого пациента. Однако, независимо от используемой методики, необходимо добиться расслабления мышц. Для этого делают подготовительный массаж, применяя специальные упражнения и укладки на расслабление. Можно, например, использовать нисходящий массаж, сочетая его с втиранием анестезиновой мази охватывающим поглаживанием сверху вниз до появления ощущения тепла. При этом нельзя затрагивать сухожилия. Расслабить крупные группы мышц применяется разминание, как бы переваливая мышечную массу с одной руки на другую. Расслабить мышцы тазобедренных и плечевых суставов позволит катание. В этом случае мышцы «катают» двумя руками в направлении от себя к себе, подобно скалке на тесте.
Для расслабления мышц перед массажем также используется прием потряхивания. Для расслабления стопы или кисти массажист захватывает одной рукой голень или предплечье и делает несколько коротких и длинных движений (потряхиваний). Таких движений сначала следует выполнять немного, и они должны быть плавными. Их амплитуду и скорость увеличивают по мере наступления расслабления мышц. Для расслабления мышц по всей руке или ноге массажист берет конечность за дистальный отдел, захватывая при этом кисть руки(фиксируя лучезапястный сустав) или голеностопный сустав ноги. Затем вверх - вниз и в стороны выполняют встряхивающие движения.
Прекрасно расслабляет мышцы точечный массаж, который также называют тормозным. Например, при атоническиастатической форме ДЦП очень эффективным является стимулирующий точечный массаж, в ходе которого выполняется пуктация резких, коротких и быстрых надавливаний точек, которые находятся на коже над мышцами, участвующими в движении. Процедура выполняется несколько раз в каждой точке одним или несколькими пальцами. При этом палец быстро отнимают от точки, не задерживаясь на ней. Иногда на одну и ту же точку рекомендуется оказывать возбуждающее или тормозное воздействие, исходя из цели массажа (стимулируя или расслабляя мышцы).
Снизить гипертонус мышц позволит вибрация, которая является своеобразным методом рефлекторной терапии. Выполняется данная процедура при помощи портативного электрического вибратора, предназначенного для массажа лица. Массаж воротниковой зоны и лица расслабляет мимические мышцы и является эффективным методом лечения нарушений речи. Расслабить мышцы живота позволит звуковой массаж, сочетающийся со специальной гимнастикой и произношением звуков. Во время данной процедуры (массируя живот исключительно по часовой стрелке) или тактильного раздражения отдельных участков живота пациент покашливает, произносит звуки «р-р-р», «ш-ш-ш» и т. д. Весьма эффективным методом для снижения мышечного тонуса является покачивание ребенка на мяче в положении лежа на животе, спине, на боку. Одновременно выполняют массаж шеи, спины, ягодиц. Для снижения гипертонуса мышц рекомендуется также сочетать стимуляционный массаж мышц-антагонистов с пассивным растяжением напряженной мышцы. Правильно положение частей тела (в т. ч. по отношению друг к другу) также способствует нормализации мышечного тонуса во время массажа. Очень важно при этом выбрать оптимальное положение головы по отношению к шее и туловищу. 
Перед растягиванием мышцы, сведенной спастикой, необходимо полностью согнуть конечность или повернуть голову максимально в сторону проявления спастической кривошеи и т. д. В таком положении голову следует подержать несколько секунд. Затем проводится легкое потряхивание мышц, которые ранее находились в напряжении. В результате этих манипуляций можно будет, не прилагая усилий, выполнить движение до упора движение в обратную сторону и зафиксировать конечность. 
Если мышцы сокращены спастикой, использовать рекомендуется только растирание и поглаживание отдельных групп мышц.

КОМПЛЕКСЫ  КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ ДЦП

                                                   КОМПЛЕКС    №1

  1. И.П. – лежа, сидя, стоя. Осуществлять движения головой в разных направлениях.

                   Следить, чтобы при этом не было сопутствующих движений рук, ног,

                   туловища.

  1. И.П. –лежа на животе, руки выпрямлены и вытянуты вперед. Ребенок наклоняет и

                       поднимает  голову ( под счет или хлопки). Инструктор корригирует

                       ассиметричные движения   головы, сгибание ног в тазобедренных  и

                       коленных суставах, поднимание таза, приведение бедер.

  1. И.П. – то же. По команде ребенок поднимает руки вверх, разгибая плечевой пояс,

                  спину и  удерживая голову в правильном положении. Инструктор помогает

                  некоторым детям в выполнении упражнений, поддерживая их за локтевые

                  суставах, корригирует  положение головы и ног, как и в предыдущем  упр.И

  1. И.П. – Лежа на спине. Приподнимание головы и туловища из положения, лежа на

                        спине. Избегать приподнимания, приведения и поворота бедер  вовнутрь .

  1. И.П. – лежа на спине, ноги вытянуть и несколько развести, руки вдоль туловища.

                  Повернуться на бок, ноги подтянуть, руки согнуть, сложить ладошки,

                  положить под щеку, голову опустить на руки («кошечка спит»), далее

                  принять и.п. Затем повторить упр. на другом боку.

  1. И.П. – то же. Приподнять руки и ноги, произвольно подвигать ими ( как «жук»).
  1. И.П. – то же. Сесть, обхватить колени руками, подтянуть колени к груди

                         («замерзли», « съежились»), затем принять и.п.

  1. И.П. – лежа на животе, руки согнуть в локтях, прижать к туловищу. Выпрямить

                  руки вперед, приподнять голову, плывем стиль «брасс».

  1. И.П. – лежа на спине, вытянуть руки вдоль туловища. Попеременно  сгибать

                  и разгибать ноги («скользящие шаги»). Следить, чтобы ребенок опирался

                  всей стопой, не приводил бедра, не сгибал ноги в коленях. Вырабатывать

                  последовательность и ритм движений.

  1. И.П. – то же. Одновременно и поочередно поднимать выпрямленные ноги.Следить,

                   чтобы при этом не закидывалась назад голова, под нее можно положить

                   небольшой валик. Избегать приведений и сгибание бедер.

  1. И.П. – то же. Попеременно сгибать и разгибать ноги без опоры на стопы –

                  имитация велосипедных движений. Избегать приведения бедер. Следить

                  за ритмичностью движений.

  1. И.П. – то же, с прямыми ногами, разведенными на расстоянии до 10см.

                   Выполнять сгибание и разгибание стоп. Это упр. трудно для детей Ц.П.,

                   Для его выполнения требуется помощь инструктора.

 

                 

                                              КОМПЛЕКС №2

  1. И.П. -  лежа на спине. Присаживание. Некоторым детям оказывается помощь

                   в виде поддержки за руки. Иногда необходимо придерживать  колени

                   или стопы ребенка.

  1. И.П.  -  то же. Повороты верхнего плечевого пояса и головы в сторону, с

                    возвращением в и.п. И поворотом в другую сторону. Ноги и таз

                    неподвижны. Избегать кругового поворота всего туловища.

  1. И.П.  -  стоя, ноги врозь. Руки вдоль туловища. Поднять руки вперед-вверх,

                    потянуться. Посмотреть на руки («какие мы большие»), принять и.п.

                    Избегать чрезмерное запрокидывание  головы назад, сгибания рук в

                    локтевых суставах, сжимания большого пальца и поворотов тыльной

                    поверхности кистей рук  вовнутрь.

  1. И.П.  – то же. Вытянуть руки  вперед, помахать кистями, опустить руки.

                         Избегать приведения большого пальца.

  1. И.П. -  сидя на стуле. Несколько развести  ноги, стопы параллельны друг

                   другу на полу. Ребенок поочередно поднимает и опускает переднюю

                   часть стопы, опираясь на пятку («постучи ножками»).

  1. И.П.  -  стоя боком у поручня или Ш.лестнице, одной рукой держась за него(ее)

                    Стоя левым боком к снаряду, показать правой ногой вперед-назад,

                    приставить ногу. Поменять бок и ноги. Следить за опорой ноги

                    на всю стопу.

7.   И.П.-     стоя ноги вместе, руки опустить вниз. Сделать шаг вперед, приставить

                     ногу. Следить за опорой ноги на всю стопу.

8.   И.П. -    лежа на спине, руки отвести в стороны, ладонями вверх. Поднять

                    прямые руки вперед, сделать хлопок, развести руки в стороны, опустить

                    на пол. При выполнении упр. избегать приведения и сгибания ног,

                    откидывания головы назад, резкого разгибания  и скрещивания ног.

9.   И.П.-    лежа на спине, руки подняты вверх лежат на полу. Повороты со спины

                   на живот и обратно.

10. И.П. -   на четвереньках. Вытянуть вперед правую руку (левую), посмотреть на нее,

                   вернуться в и.п. Следить за опорой кисти на всю ладонь, пальцы разогнуты,

                   избегая приведения коленей.

11.И.П.   -  стоя на коленях. Наклониться вперед, встать на четвереньки, «потопать

                    руками», принять и.п. Следить за опорой кистей на разогнутые пальцы,

                    отведением большого пальца. Избегать сгибания головы и поворотов в

                    стороны.

12.И.П. -    стоя на коленях, сесть на пятки. Выпрямиться, поднять руки вверх,

                   потрясти их и опустить, вернуться в и.п. Избегать внутреннего поворота

                   бедер и стоп.

                                      КОМПЛЕКС №3.

1.И.П.- стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища, кисти свисают. Непрерывным

              потряхиванием предплечий  расслаблять кисти рук («стряхнуть воду с

              пальцев»). Возможна помощь инструктора.

2.И.П.- то же. Поднять руки в стороны, помахать ими вверх-вниз («как птица

              крыльями»), вернуться в и. п. После напряжении рук, расслабить их

              путем потряхивания. Возможна помощь инструктора.

3.И.П.-сидя на стуле, слегка расставить ноги, руки согнуть в локтях. Под счет или

            имитации паровоза («чух-чух») поочередно выпрямлять руки вперед и снова

            сгибать их. Стремиться  к ритмичным координированным движениям руками.

           Избегать приведения ног, напряжения мышц шеи.

4.И.П.-стоя, держась за поручень или Ш.лестницу. Сгибать и выпрямлять ноги,

             выбрасывая их вперед («лошадка»).

5.И.П.-сидя на стуле, в опущенных руках флажки. Вытянуть руки вперед («покажи

             флажок»), убрать их за спину («спрячь флажок»). Избегать при  вытягивании

             рук поворота ладоней вниз. При убирании рук за спину-наклона головы и

             сгибания спины, а так же  сгибания и приведения ног.

6.И.П.-стоя, держась за поручень или Ш.лестницу. Приседания. («большой»-

             «маленький»). Следить за положением головы по средней линии, опорой

              ноги на всю стопу, избегать сгибания спины.

7.И.П.-сидя на полу, упор сзади, ноги вытянуты вперед. Согнуть ноги, выпрямить.

             («длинные и короткие ножки»). Избегать приведения бедер, поворота их

             и стоп вовнутрь, сгибания колен, откидывания головы назад. Следить за

             опорой на  разогнутые кисти.

8.И.П.-сидя на стуле, руки с кубиками спрятаны за спинку стула. Наклониться вперед,

             не вставая со стула, положить кубики под стул, выпрямиться, снова

             наклониться вперед, взять кубик и выпрямиться. Обратить, на опору ног, на

             всю стопу.

9.И.П.-стоя, слегка расставить ноги, ступни параллельно друг другу, руками держаться

            за любую опору (поручень, Ш.лестница). Наклон вперед на сколько позволяет

            возможность, вернуться в и.п. Следить за ногами.

10.И.П.-то же, в руках мяч. Присесть коснуться мячом пола, встать выпрямиться.

               Следить за стопами, бедрами, коленями и спиной.

               

                                                       КОМПЛЕКС№4

1.И.П.- сидя на стуле, слегка расставить ноги. В одной  руке флажок. Поднять флажок,

              помахать, посмотреть на него, опустить. Взять флажок в другую руку, сделать

              то же. Избегать при поднимании рук, поворота головы  в сторону и

              закидывания ее назад, разгибания ног, приведения бедер.

             

2.И.П.-то же в руках флажки. Размахивать руками вперед-назад, поднимая их все выше

             и выше. Следить за ритмичными, попеременными  взмахами рук. Избегать

             поворота головы и закидывания ее, разгибания ног, приведения бедер.

3.И.П.- то же. Размахивать прямыми руками вперед-назад («как маятник»).

4.И.П.- сидя. Выпрямить спину, поднять руки в стороны ладонями вверх, пальцы

              вытянуть. Вернуться в и.п.  Избегать сгибания спины. Поднимания рук

              ладонями вниз, сжимания пальцев  в кулак.

5.И.П.-стоя, руки опущены вниз. Поднять руки вверх, потянуться  присесть, руками

             обхватить колени, спрятать голову, встать и выпрямиться. Возможна помощь

              инструктора.

6.И.П.-сидя на полу, упор сзади , ноги вытянуты. Подтянуть ноги к себе, сложить их

             «калачиком», вернуться в и.п. Многие дети выполняют это упр. с помощью

             инструктора.

7.И.П.-то же. Подтянуть правую (левую) ногу к себе, обхватить колено руками,

             выпрямить ногу, руками опереться об пол. Вторая нога при необходимости

             фиксируется утяжелителем.

8.И.П.-то же. Приподнять правую (левую) ногу, положить ее на левую (правую)

             Поменять положение ног несколько раз.

9.И.П.-стоя у опоры, ступни параллельны друг другу, одна рука на поясе, вторая

             на опоре. Поочередно поднимать правую и левую ноги, согнутые в коленях.

             («лошадки»).

10.И.П.-то же, руки вниз. Приседания. («большой-маленький»)

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по лечебной физической культуре для 4 класса в СКОШ 8 вида..

Занятие по лечебной физической культуре для 4 класса в СКОШ 8 вида.По теме:"Осанка"....

Здоровьесбережение.Лечебная физическая культура.

Здоровьесбережение. Лечебная физическая культура....

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

Бинарный урок биологии и лечебной физической культуры в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида по теме «Осанка и здоровье человека»

Представлен план-конспект и презентация интегрированного (бинарного) урока, проведенного в 9 классе. Программа В. В. Воронковой....

Лечебная физическая культура (ЛФК)

žЛечебная физическая культура (ЛФК) – метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого...