Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре на тему
По предмету «Физическая культура», здоровьесберегающие технологий, разделяются на несколько групп:
1.Медико-гигиенические технологии (МГТ),
2.Организационно-педагогические технологии (ОПТ).
3.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
4.Учебно-воспитательные технологии (УВТ).
5.Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ).
6.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
7.Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
8.Социально-адаптирующие и лично-реализующие технологии (САЛРТ).
9. Психолого-педагогические технологии (ППТ).
10.Экологические здорвьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Главной целью здоровьесберегающих технологий является – сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Показатель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, по предмету « физическая культура» в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 3 г. Аткарск
Краткое описание здоровьесберегающих технологий применяемые в образовательном процессе по предмету «Физическая культура» учителем школы Кузнецовой А.В.
По предмету «Физическая культура», здоровьесберегающие технологий, разделяются на несколько групп:
1.Медико-гигиенические технологии (МГТ),
2.Организационно-педагогические технологии (ОПТ).
3.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
4.Учебно-воспитательные технологии (УВТ).
5.Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ).
6.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). 7.Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). 8.Социально-адаптирующие и лично-реализующие технологии (САЛРТ). 9. Психолого-педагогические технологии (ППТ). 10.Экологические здорвьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Главной целью здоровьесберегающих технологий является – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Организационно-педагогические технологии применяются перед началом учебного года: при составлении годового плана по физическому воспитанию учащихся; годового графика планирования учебного материала; поурочных, тематически-календарных планов; календарного плана по физкультурно-массовых мероприятий; расписания спортивных секций; рассмотрение и изменение в программе по физической культуре, в разделы которого входят все ранее перечисленные здоровьесберегающие технологии. Планы обсуждается и утверждается администрацией школы-интерната.
Медико-гигиенические технологии применяются весь период учебного года. В этот период решаются основные задачи создания оптимальных гигиенических и экологических условий для общеобразовательного процесса. В августе месяце, комиссия в составе: директора, инженера по техники безопасности, врача и членов комиссии, проверяют готовность спортивного комплекса к учебному году. Проводится: осмотр залов, раздевалок и подсобных помещений; санитарное состояние (вентиляция, уборка помещений, освещённость); техническая проверка спортивного оборудования и инвентаря; пожарная безопасность.
Перед началом учебного года, совместно с медицинскими работниками, воспитанники распределяются по медицинским группам (основная, подготовительная, специальная) и в течении учебного года ведется контроль за состоянием здоровья и их физическим развитием. Учащиеся, отнесённые в подготовительную группу, занимаются вместе с основной, только даётся им « щадящий» режим нагрузок и нормативов.
Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья, к специальной медицинской группе (их у нас 3), также посещают занятия, выполняют рекомендованные врачом упражнения, под контролем учителя, помогают в организации игр, судейства, страховки.
На протяжении всего учебного периода осуществляется помощь со стороны администрации и медицинского персонала, в обеспечении надлежащих гигиенических условий в спортивном комплексе в соответствии с регламентациями СанПиНа.
Два раза в год, во всех классах проводится инструктаж по техники безопасности и правилам поведения на уроках физкультуры (первые урок 1 и 3 четверти), а также по разделам программы (легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, гимнастика). Всё это планируется во всех рабочих планах и фиксируется в классных, секционных журналах, а также журнале по охране труда.
На первых (вводных) теоретических уроках, во всех классах и группах, после проведения инструктажа по техники безопасности и правилам поведения, даются сведения по основам знаний здоровьесберегающего характера:
В 1-4 классах - понятие о здоровье человека, значение физических упражнений для здоровья, режим дня; закаливание и его значение, формы закаливания; личная и общественная гигиена.
В 5-9 классах, кроме выше указанных даются сведения: о двигательном режиме; понятия о телосложении и развитии различных групп мышц. О контроле и самоконтроле за ростом своих физических показателей, контроля по пульсу и частоте дыхания. Утомление и переутомление организма, профилактика травматизма на занятиях. Первая медицинская помощь при травмах. Вредные привычки и их влияние на организм. Основы здорового образа жизни. Все эти основы знаний даются воспитанникам на теоретических уроках; на 1 уроке по разделам программы, в подготовительной или заключительной части урока (занятия).
С первых уроков я выявляю визуально и при помощи тестов о физическом развитии и физической подготовленности воспитанников вновь прибывших в школу и даю рекомендации об улучшении своих физических отклонений в развитии и подготовки.
Тестирование провожу во всех классах на первых уроках вначале учебного года и на последних уроках каждой четверти. Это даёт возможность проанализировать возрастание или снижение физического уровня воспитанников по четвертям и за год, и сделать из этого вывод. Тесты, по общей физической подготовке, разработанные мной прилагаются к этому документу. Они выявляют физическую подготовленность в скорости, силы рук, прыгучесть, гибкость, силу мышц брюшного пресса.
При проведении уроков применяются организационно-педагогические технологии. Перед началом занятий я проверяю санитарное состояние залов, раздевалок, техническое состояние спортивного инвентаря и оборудования.
В начале урока, после сдачи рапорта дежурным, я проверяю у каждого воспитанника спортивную форму (одежду, обувь), делаю замечания и предложения.
Начинаю практическую часть со строевых упражнений, в которых обращаю внимание - на стойку, правильную осанку, координацию движений. При выполнении разминки (ходьба, бег, беговые и общеразвивающие упражнения в движении и на месте) даю указания на правильное выполнение упражнений, осанку, правильное дыхание. После каждого выполненного упражнения идёт фаза отдыха, она по продолжительности зависит от проделанной работе и визуально (усталость воспитанников). В неё включаются - ходьба в медленном темпе, упражнения на расслабление мышц и восстановления дыхания.
Физкультурно-оздоровительные технологии применяются в основной части урока, они направлены на физическое развитие занимающихся: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости других качеств.
В основной части урока при разучивании новых упражнений после объяснения и показа (особенно в гимнастике) объясняю и показываю, как правильно выполнять страховку и самостраховку. На опасных снарядах и при трудно выполняемых упражнениях (опорные прыжки, упражнения на брусьях, перекладине, бревне, лазание по канату) страховку выполняю сам, особенно в 1-7 классах. При выполнении упражнений в старших классах страховку могут выполнять и подготовленные учащиеся. При выполнении упражнений, под всеми спортивными снарядами обязательно стелю гимнастические маты. Также как и в подготовительной части урока, так и в основной, после выполнения упражнения идёт фаза отдыха. В конце основной части учащиеся организованно убирают спортивные снаряды и инвентарь.
В заключительной части урока в начальных классах проводятся мало – подвижные игры или игры на внимание («Класс», «Карлики и великаны», «Чей голос?», «Что изменилось?»), подводятся итоги урока, выставляются оценки, даётся домашнее задание (упражнения которые можно выполнить в домашних условиях). Это составление комплексов ОРУ (зарядка), упражнения со скакалкой, гантелями, мячом, обручем, упражнения ОФП, гимнастические, легкоатлетические упражнения. Задача заключительной части – это снижение нагрузки до относительно спокойного состояния, восстановление организма, приведение его в прежнее психологическое состояние.
При проведении уроков я стараюсь применять дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам, особенно кто относится к подготовительной медицинской группе. Все здоровье оберегающие технологии тесно связаны со школьным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В программу этого предмета входят все формы оберегающие, сберегающие, сохраняющие и укрепляющие своё здоровье и окружающих людей. На этих уроках я стараюсь доходчиво объяснить способы сохранения и укрепления своего здоровья, в различных ситуациях. Стараюсь ответить на все вопросы производственных чрезвычайных ситуаций. Провожу тестирование по темам пройденных на уроках.
Физкультурно-оздоровительные направление физического воспитания также взаимосвязаны с здоровьесберегающими технологиями. Она содействует решению оздоровительных задач и формированию двигательного режима воспитанников.
1. Утренняя гимнастика (зарядка). Для учащихся 1-2 классов упражнения утренней гимнастики разучиваются на первых уроках физической культуры, составляются комплексы. Учащимся разъясняется, какое значение имеет утренняя гимнастика и как она воздействует на организм в физическом развитии, укрепления здоровья, закаливания, как проводится. В старших классах учащимся предлагается самим составить комплексы упражнений и самостоятельно их выполнять.
Примерный комплекс утренней гимнастики.
- Ходьба на месте в среднем темпе, с правильной осанкой и дыханием -1 мин..
- Потягивание. Медленно поднимаем руки вперед-вверх, прогнуться, встать на носки, сделать глубокий вдох и медленно опустить руки через стороны вниз, опустится на всю ступню, сделать выдох. 5-7 раз.
- Упражнения на мышцы шеи (повороты, вращения, наклоны) -6-8 раз.
- Упражнения на координацию движений рук (поочерёдное поднимание) – 8-9 раз.
- Упражнения на укрепление мышц рук (отведение рук назад в стороны) – 9-10 раз.
- Упражнения на укрепление мышц туловища и увеличения подвижности позвоночника (наклоны, повороты, круговые вращения) – 8-9 раз.
- Упражнения на укрепление мышц, подвижности в коленных и голеностопных суставов (приседания, вращения, махи, выпады) – 8-10 раз.
- Упражнение на укрепление сердечнососудистой, дыхательной и системы кровообращения ( разнообразные прыжки) -15-20 раз.
- Упражнения на стабилизацию сердечнососудистой и дыхательной системы, довести организм до относительно спокойного состояния (ходьба на месте с замедлением темпа и упражнениями на восстановления дыхания) 2 мин.
10 Лёгкоатлетические упражнения (метание мяча, прыжки, бег, кросс).
Зарядка проводится по группам (младшая) и индивидуально (старшая), в коридорах и комнатах с открытыми окнами или форточками, в хорошую погоду на улице. Проводят зарядку сами воспитанники под присмотром воспитателей.
2. Физкультурная минута проводится в режиме учебного дна во второй половине урока, когда учитель заметил утомление учеников и надо поднять работоспособность. При выполнении улучшается самочувствие, повышается внимание, поднимается активность, уменьшается статическое напряжение, способствует выпрямлению позвоночника. Упражнения проводит учитель-предметник и обязательно при открытой форточке или окне. Продолжительность выполнения 1-2 минуты.
Примерный комплекс упражнений физкультурной минутки для учащихся 3 класса.
- Упражнение «потягивание», руки за голову, локти отвести назад, прогнуть спины.
- Руки к плечам, вращение вперёд и назад.
- И.п. Стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклоны в левую и правую сторону.
- Приседания с подниманием рук вперёд.
3. Час здоровья проводится 3-4 раза в неделю по 35-45 минут, воспитателями интерната с 1-5 класс. Он направлен на увеличение двигательного режима, укрепления здоровья, повышения физической подготовки воспитанников. Занятия проводятся в спорт залах интерната , на площадке при интернате и в парке.
4. Самостоятельные тренировки школьников осуществляются по рекомендациям учителя физической культуры. Они направлены с целью укрепления здоровья, сдачи учебных норм, развитию физических качеств, потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Перед занятиями я провожу инструктаж по техники
безопасности и правилам поведения в местах тренировок, даю советы и рекомендации, знакомлю с правилами подбора и выполнения упражнений, их дозировки. Обучаю контролю нагрузки по частоте пульса и дыхания
5. Домашние задание выполняются в домашних условиях ( комнатах для занятий и отдыха, в спортзалах интерната). Они должны быть понятными, посильными, безопасными, дифференцированными и разученными на уроках физкультуры. Домашние задания влияют на физическое совершенствование, повышают двигательную активность, содействуют физическому развитию, укрепляют здоровье. Домашнее задание даётся на каждом уроке и проверяется в зависимости прохождения раздела или темы в конце основной части урока, а тестовые упражнения, на уроках тестирования.
Примерные упражнения домашних заданий (старших классов).
- Составление комплекса общеразвивающих упражнений (8-9 упр.).
- Акробатические упражнения (кувырки, стойки, «мост», «колесо».)
- Гимнастические упражнения ( подъём переворотом, выход силой, висы и упоры, махи).
- Упражнения с предметами (скакалкой, обручем, гантелями, гимнастической палкой, мячом).
Тестовые упражнения ОФП (подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре на полу, наклон вперёд сидя на полу /гибкость/, поднимание туловища из положения лёжа на спине /пресс/, прыжок в длину с места).
Здоровьесберегающие технологии также применяются: во внеклассных, внеурочных занятиях, в общешкольной и внешкольной физкультурно-массовой оздоровительной и спортивной работе. Главной задачей в этих направлениях являются – повышение здоровья воспитанников, разностороннее физическое развитие, достижение высокого уровня двигательной и физической подготовленности, нравственного воспитания, усвоение знаний и навыков личной и общественной гигиены, правил врачебного контроля, обучение умениям самостоятельно и систематически заниматься физическими упражнениями, формировать личный двигательный режим.
На внеклассных занятиях (кружки, группы ОФП, спортивные секции, туристическая работа), общешкольных и внешкольных физкультурно-спортивных мероприятиях ( соревнования, праздники, товарищеские встречи) в начале проводится инструктаж по правилам поведения и техники безопасности, а также постоянно проверяется гигиенические требования к спортивной форме учащихся и спортивного оборудования.
За последние 4 года в школе повысилось число занимающих в спортивных секциях , увеличилось количество секций и кружков с 4 до 7 ( баскетбол, волейбол, настольный теннис, шахматы, плавание, легкая атлетика, занятия в тренажёрном зале атлетической гимнастикой). Меньше стало освобождённых от физической культуры, если 2009 году было 6 человек, то 2017 году всего 2.
План физкультурно-спортивных мероприятий значительно расширился с10 до 17 мероприятий в год. В соревнованиях и праздниках участвуют от 90 до 100 % обучающихся.
Пропаганда здорового образа жизни является основной целью здоровьесберегающих технологий: в школе оформлены стенды отображающие спортивную жизнь школы (нормативы по физической культуре, тесты по общефизической подготовке, правила поведения и техника безопасности в спортивном и тренажёрном залах, спартакиада школы).
Ежегодно наши обучающиеся выезжают на летние каникулы в детские оздоровительные лагеря Аткарского района, в которых участвуют в спортивных и культурно-массовых мероприятиях занимая в них немало призовых мест.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Подтверждающие документы здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в неурочных занятиях, утверждённые на федеральном уровне:
1. Закон «Об образовании» ст. 51, типовое положение об общеобразовательных учреждениях РФ и постановлением Правительства России от 9.09.1996 г., №1058 и от15.01.1997 г., №38, в котором говорится, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья обучающим.
2. Письмо министерства образования РФ от14.05.1999 г. №717/11-12 «О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях».
3. Постановление о введение санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.1178-02», утверждённые Главным государственным врачом РФ 25.11.2002 г., с 1 сентября 2003 г.
4. Письмо Министерства образования РФ от 28.04.2003 г., №13-15-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся образовательных учреждений».
5. Сборник официальных документов и материалов Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, №2/2002 г.
6. Постановление Министерства здравоохранения РФ от 28 ноября 2002 года №44, зарегистрированное в Минюсте РФ 5 декабря 2002 №3997 «О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».
7. Методическое пособие «Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении», Москва, Чистые пруды, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
В статье рассматривается возможность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры....
Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"
Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"...
Обобщение опыта работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
В данном материале раскрыты целевые установки и принципы здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры...
Использование здоровьесберегающих технологии на уроках физической культуры
В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне...
Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"
В уроке использованы множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. Автор: Попович Елена Владимировна, учитель физической культуры МАОУСОШ №72.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ....