Адаптированная образовательная программа по варианту 3.3 ФГОС для обучающихся с ОВЗ по предмету "Адаптивная физическая культура" 1 класс"
рабочая программа по физкультуре по теме
Адаптированная образовательная программа по варианту 3.3 ФГОС для обучающихся с ОВЗ по предмету "Адаптивная физическая культура" 1 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afk_3.3_1_klass.docx | 54.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушением зрения посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционно-развивающей работы направлена на обеспечение коррекции недостатков, в физическом развитии обучающейся с нарушением зрения, что поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе, регламентирующих работу инструктора по адаптивной физической культуры в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Минобразованием РФ и науки РФ:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2014г. №1598;
- методические рекомендации «Об организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении», утвержденные Минобразования и науки РФ от 04.06.2003г. №27/2897-6;
- инструктивно-методическое письмо Минобразования и науки РФ «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях» от 21.02.2001г. №1;
- приказ Департамента образования и науки ХМАО от 30.06.2009г. №355 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ХМАО-Югры»;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида./под ред. Л.И.Плаксиной
Форма коррекционно-развивающей работы – индивидуальные занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.
Форма оценивания- безотметочная система
Сроки реализации программы - 2 года. Программа рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия – 40 мин.
При необходимости проводится корректировка содержания программы . Продолжительность занятий может меняться.
Обследование обучающегося проводится с 01.09.2016 по 15.09.2016, с 15.05.2017 по 31.05.2017.
Диагностические методики используемые при определения физического развития:
- оценка уровня развития двигательных способностей - мышечная сила, выносливость, гибкость, точность, прыгучесть, быстрота, равновесие;
- оценка функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем в покое и при стандартных физических нагрузках.
Адресат: Михаил М., 1 класс, КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа». Физическое заключение – слабо развита мелкая и крупная моторика, плохая ориентировка в пространстве , на собственном теле. При выполнении основных движений допускаются грубые ошибки или же требуется значительная словесная и действенная помощь со стороны инструктора. Ребенок не проявляет интереса к самостоятельной двигательной активности.
Резервные возможности |
|
Факторы риска |
|
Вариант программы – 3.3
Цель: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Задачи:
- охрана и укрепление здоровья, нервной системы, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие,
- воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности,
- формирование нравственных и личностных качеств;
- повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;
- коррекция и компенсация недостатков физического развития;
- формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, Преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.
Программа учитывает возможности физического воспитания, обеспечивает обучающему условия для самостоятельной ориентировки в пространстве, создает предпосылки для расширения сферы интересов, общения.
Программа построена по концентрическому принципу, предполагает увеличение объема и усложнение содержания материала по годам обучения и разделам.
Общие разделы программы включают:
1. Основные движения:
- ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки;
- упражнения с шагом, на развитие равновесия, координации движений;
- формирование осанки;
- основные положения (рук, ног, головы; положения сидя, лежа, упоры).
2. Общеразвивающие упражнения: упражнения для рук и плечевого пояса, ног, туловища;
3. Спортивные и подвижные игры с элементами спортивных игр и основных движений.
4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия: закаливание (солнце, воздух).
Специальные разделы программы включают:
1. Развитие навыков пространственной ориентировки:
- ориентировка на себе (знание схемы тела);
- ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с помещением зала, с предметами, заполняющими его, и их назначением, условиями безопасного передвижения);
- определение направления;
- знакомство и обучение;
- ориентировка с помощью слухового и тактильно-двигательного анализаторов.
2. Коррекция вторичных дефектов:
- исправление нарушений осанки, плоскостопия;
- коррекция скованности, ограниченности и недостаточности движений;
- преодоление боязни передвижения в пространстве.
3. Формирование мотивации движений - положительного интереса к двигательной деятельности.
4. Развитие элементарных зрительных функций:
- прослеживающей функции глаза;
- глазомера;
- гимнастика для снятия зрительного утомления.
Основные методы обучения: практические, словесные, наглядно-демонстрационные (рельефно-графические схемы, образы, шарнирная кукла).
Планируемые предметные результаты освоения коррекционно-развивающей программы
Обучающийся должен узнать:
- части тела, их предназначение в усвоении и выполнении движений и упражнений.
- способность ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
- способность ориентироваться в понятиях «физическая подготовка», «основные положения», «сила», «быстрота», «выносливость», «равновесие», «координация»;
- основных положениях рук, ног, движениях головы, туловища, уметь их принимать и выполнять;
- роль ходьбы, бега, прыжков, лазанья, ползания, ходьбы на лыжах, плавания как жизненно важных способов передвижения человека;
- способы безопасного поведения на уроках физической культуры и в выполнении физических упражнений;
- «схему тела»; дифференцировать части тела, осваивать их двигательные возможности.
Метапредметные результаты освоения коррекционно-развивающей программы:
- преодоления боязни движения; безбоязненного преодоления пространства;
- следовать инструкциям учителя и общим правилам его организации;
- развить интерес к занятиям физической культуры и интересу к спорту;
- учиться слушать и выполнять инструкции.
Содержание программы
Знакомство с основными положениями
- Основная стойка. Ребенок должен стоять прямо, касаясь стены одновременно затылком, обеими лопатками, плечами, ягодицами, пятками. Пятки вместе, носки врозь, ноги в коленях не сгибать. Живот подобран, плечи и руки опущены вниз, пальцы полусогнуты и прижаты сбоку к бедрам (формирование правильной осанки).
- Стойка ноги врозь (на ширину плеч), руки на поясе. Обычное положение стоп, стопа - на себя, стопа - от себя. Прямое положение головы, наклоны головы влево - вправо, вперед - назад.
- Положение рук - руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, за спину.
- Положение ладоней - кверху, книзу, внутрь, пальцы - прямые, сжатые в кулачок; кистей рук - обычное положение. Положение сидя, лежа.
Формирование представлений о движении
Основные движения:
- ходьба - обычная, на носках (на пятках), за инструктором на звук, по спецдорожке;
- бег - обычный, на носках - по прямой, врассыпную (не шаркая ногами, не опуская головы, сохранять правильную осанку);
- катание, бросание, ловля мяча двумя руками: друг другу вверх, в ворота вниз;
- упражнения в равновесии: ходьба по прямой дорожке, по доске, гимнастической скамейке, по ребристой доске, перешагивание через предметы; медленное кружение в обе стороны;
- ползание на четвереньках по прямой, подлезание под препятствия, перелезание через скамейку; лазанье по гимнастической стенке (учить хвататься за перекладину во время лазанья, не пропуская реек);
- прыжки на двух ногах на месте и с продвижением;
Строевые упражнения:
- в рассыпную, в колонну по одному, в круг (с помощью взрослых);
- танцевальные упражненья: кружение, притопывать попеременно ногами и последовательно одной ногой; выполнять движения с предметами (платочки, флажки, ленточки).
Общеразвивающие упражнения
- Для рук и плечевого пояса: поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно); хлопать перед собой и от водить руки за спину; вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх; шевелить пальцами; сжимать кисть в кулак.
- Для ног: подниматься на носки; приседать, держась за опору, без нее, приседать, вынося руки вперед; поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях.
- Для туловища: повороты вправо, влево; из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет сзади себя, повернуться и взять его); из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами попеременно.
- На ориентирование: части тела (руки, ноги, голова, туловище), общие сведения о положениях, принимаемых ими; упражнения на формирование пространственных понятий: слева - справа, выше -ниже, спереди - сзади; определение направления по звуковому сиг-•. налу; передвижение к нему шагом и бегом, ходьба за звуковым сигналом; катание мяча в озвученную цель.
- Подвижные игры: с ходьбой и бегом, прыжками, с подлезанием с мячом, на ориентировку в пространстве.
- Учить детей выполнять правила в подвижных играх, развивать интерес к ним.
- Спортивные игры: знакомство с санками, лыжами, трехколесным велосипедом.
- Познакомить с терминологией простейших движений и положений. Учить осуществлять контроль за выполнением движения. Использовать для обучения метод опосредованной наглядности (показ на ребенке или взрослом).
Особые условия для реализации АООП НО:
Учебное пространство:
- стены учебных кабинетов окрашены в светлые пастельные
тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый; - не допускается на окнах использование темных штор, освещение кабинета максимально доступное;
Специальное оборудование:
Пособия:
- Рельефно- графическое пособие -"Азбука движений"-М. ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Развивающая среда:
- Развивающий комплекс «ДОН»
- Тифлоприбор «Ориентир».
- «Летающая» тарелка (Фрисби) со звуковым сигналом.
- «Летающая» тарелка (Фрисби) со звуковым сигналом.
- Мяч волейбольный, звенящий.
- Набор мягких кирпичей различной жесткости.
- Тактильная игра "Пощупай рукой, определи ногой».
- Тактильная дорожка.
- Тренажер «Черепаха» .
- Статус. Программа для воспитания здоровой осанки, профилактики, коррекции плоскостопия по методу БОС.
- Сенсорная комната.
Содержание | Сроки |
Работа с педагогами | |
Консультирование по вопросам коррекционного сопровождения обучающегося с ОВЗ | В течение учебного года |
Разработка рекомендаций по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ | |
Выступления по методических объединениях педагогов школы | |
Посещение уроков учителей (при необходимости) | |
Работа с родителями | |
Консультирование родителей по вопросам коррекционного сопровождения обучающегося с ОВЗ (форма – индивидуальное и подгрупповое , групповое консультирование, итоговый документ – буклет) | В течение учебного года |
Учебно-методическое обеспечение
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида/ Под редакцией Л. И. Плаксиной М.: Город, 1997г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ
- Рельефно-графическое пособие «Азбука в картинках». - М.:ООО «ИПТК «Логос» ВОС»,2010.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Тема урока | Содержание урока: теория, виды упражнений, требования программы. | Средства решения задач | Кол-во часов | план | факт |
1 год обучения | |||||||
1. | Основные движения | Диагностика детей: уровень физического развития, уровень развития моторики, уровень развития координации движений. | 1 | 1 учебная неделя | |||
Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале | Повторить правила поведения на занятиях; Ознакомить учащихся с приемами оказания первой помощи при травмах; | Инструктаж; Беседа; Опрос учащихся; | 1 | 2 учебная неделя | |||
Форма- игра. Виды ходьбы. Строевые упражнения (СУ) | Выявлять различия в основных способах передвижения человека. Осваивать ходьбу под счет Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений. Моделировать сочетание различных видов ходьбы. | Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ). Строевые упражнения: основная стойка, построение в колонну по одному и в шеренгу. Ходьба обычная, на пятках, носках, в полуприседе, с различным положенеим рук, под счет учителя, коротким и средним шагом. П/игра на внимание «Запрещенное движение» | 1 | 3 учебная неделя | |||
2. | Общеразвивающие упражнения | Коррекция нарушений опорно -двигательного аппарата | Формировать правильную осанку; Укрепить мышцы поясничного отдела спины; | Ходьба по заданию, с изменением ширины и длины шага; Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, по два (парами), взявшись за руки , за инструктором на звука. Подвижные игры с прыжками | 1 | 4 учебная неделя | |
Основные движения: ходьба, бег. Коррекция осанки. | Формировать правильную осанку; Укрепить мышцы поясничного отдела спины; | Обычный на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп. Бег в индивидуальном темпе по прямой дорожке (длина 5—6 м, ширина 25—30 см). Подвижные игры на ориентировку в пространстве: «Найди свое место». | 1 | 5 учебная неделя | |||
Основные движения: бросание и ловля мяча | Укрепление пояса верхних конечностей; Развитие гибкости, ловкости | Ходьба по размеченному кругу, Бег по прямой , врассыпную , с одной стороны зала (площадки) на другую. Передавать мяч друг другу (вперед и в сторону) из положения сидя и стоя. | 1 | 6 учебная неделя | |||
Основные движения: ходьба, бег. Подвижные игры. | Упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, создания «мышечного корсета» туловища. Упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки | Ходьба на носках, на пятках, перекаты; Быстрая ходьба с чередованием медленного бега;. Бег с заданиями (останавливаться у ориентира, убегать от догоняющего, догонять догоняющего, бежать по сигналу в указанное место). Подвижные игры на развитие зрительно-двигательной ориентации: «Возьми флажок». | 1 | 7 учебная неделя | |||
Развитие координационных способностей | Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии. | Ходьба по одному и друг за другом .Бег по размеченному кругу змейкой (между предметами). Ползание на четвереньках по прямой, между предметами, по скамейке. Упражнения для снятия зрительного утомления. | 1 | 8 учебная неделя | |||
Общеразвивающие и корригирующие упражнения | Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии. | Ходьба в чередовании с бегом . Подлезание под предметами. Подниматься на носки, доставая рукой подвешенный предмет. Учить правильному прокатыванию мяча по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров. | 1 | 9 учебная неделя | |||
Общеразвивающие упражнения, упражнения на дыхание | Формирование правильного диафрагмального дыхания; Укрепление пояса верхних конечностей; | Ходьба с перешагиванием через предметы (высота 10—15 см). Лазанье по гимнастической стенке. Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, прослеживая взором, за спиной, над головой. Дыхательные упражнения с воздушным мячиком. | 1 | 10 учебная неделя | |||
Общеразвивающие и корригирующие упражнения | Упражнения на общую и мелкую моторику: с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру) | Ходьба по наклонной доске (высота 20—25 см). Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии. | 1 | 11 учебная неделя | |||
Итоговое занятие | Учить осуществлять контроль за выполнением движения. использовать для обучения метод опосредованной наглядности (показ на ребенке или взрослом) Повтор пройденного курса-устный зачет. | 1 | 33 учебная неделя | ||||
Диагностика | 1 | 34 учебная неделя | |||||
Итого : 34 часа |
План взаимодействия специалистов
Направление коррекционной работы | Цель работы | Учитель-дефектолог | Педагог-психолог | Учитель-логопед | Инструктор адаптивной физкультуры |
Развитие коммуникативных навыков | Формирование вербальной и невербальной коммуникации, возможно с применением компьютерных технологий |
| |||
Социализация | Развитие форм адекватного поведения |
| |||
Здоровьесбередение | Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни |
| |||
Познавательно-речевое развитие | Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка |
| |||
Формирование эмоционально-волевой сферы | Овладение общеучебными навыками |
|
В целях эффективной реализации и освоения программы педагогам и родителям необходимо выполнять следующие рекомендации:
Рекомендации учителю:
- Осуществлять образовательный процесс по направлениям: речевое, познавательное, эмоционально-личностное развитие обучающегося с ОВЗ с учетом «Методических рекомендации по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ» (в соответствии с ФГОС НООО с ОВЗ), разработанные специалистами Центра оздоровительной и коррекционной работы (ЦОиКР) для категории обучающихся с ОВЗ (слепые (незрячие) .
Рекомендации родителям:
- Развитие сохранных анализаторов (осязательные, тактильные, слуховые, двигательные).
- Развитие навыков ориентировки в пространстве (микро- и макропространстве).
- Развитие навыков связной речи (ведение диалога, монологические высказывания).
- Развитие мелкой и крупной моторики (синхронность и скоординированность действий, точность и скорость движений).
- Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие, воображение).
- Развитие навыков коммуникации и межличностного взаимодействия.
- Развитие мотивационно-регулятивного компонента деятельности, познавательной активности (усидчивость, терпеливость, желание узнавать новое и т.д).
- Развитие эмоционально-личностных и нравственных качеств: доброжелательность, приветливость, терпение и толерантность и т.д.
Подпись_______________ ___________________________
расшифровка подписи
« ____» _____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект адаптированной образовательной программы по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью
Проектная работа по теме: "Проект адаптированной образовательной программы по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью"...
адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, домашнее обучение английский язык 11 класс
Адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями эдоровья, домашнее обучение по английскому языку. 11 класс...
Проектирование Адаптированной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ (на примере программы вариант 3.1.)
В презентации описаны нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ....
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс физическая культура
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ
Рабочая программа по профильному труду направленна на обучение детей с легкой умственной отсталостью для 5-9 классов общеобразовательных школ....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ
Рабочая программа направленна на изучение предмета "Профильный труд" для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных школ...
Адаптированная образовательная программа по русскому языку основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (2023-2024)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, федеральной рабочей программы по русскому языку, А...