Адаптированная образовательная программа по варианту 3.3 ФГОС для обучающихся с ОВЗ по предмету "Адаптивная физическая культура" 1 класс"
рабочая программа по физкультуре по теме

Адаптированная образовательная программа по варианту 3.3 ФГОС для обучающихся с ОВЗ по предмету "Адаптивная физическая культура" 1 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afk_3.3_1_klass.docx54.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными  возможностями здоровья с нарушением зрения посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционно-развивающей работы направлена на обеспечение коррекции недостатков, в физическом развитии обучающейся с нарушением зрения, что поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе, регламентирующих работу инструктора по адаптивной физической культуры в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Минобразованием РФ и науки РФ:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2014г. №1598;
  • методические рекомендации «Об организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении», утвержденные Минобразования и науки РФ от 04.06.2003г. №27/2897-6;
  • инструктивно-методическое письмо Минобразования и науки РФ «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях» от 21.02.2001г. №1;
  • приказ Департамента образования и науки ХМАО от 30.06.2009г. №355 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ХМАО-Югры»;
  • программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида./под ред. Л.И.Плаксиной

Форма коррекционно-развивающей работы – индивидуальные занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.

Форма оценивания- безотметочная система

Сроки реализации программы - 2 года. Программа рассчитана на  34 часа (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия – 40 мин.

При необходимости проводится корректировка содержания программы . Продолжительность занятий может меняться.

Обследование обучающегося проводится с 01.09.2016 по 15.09.2016, с 15.05.2017 по 31.05.2017.

 Диагностические методики используемые при определения физического развития:

  • оценка уровня развития двигательных способностей - мышечная сила, выносливость, гибкость, точность, прыгучесть, быстрота, равновесие;
  • оценка функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем в покое и при стандартных физических нагрузках.

Адресат: Михаил М., 1 класс, КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа». Физическое заключение – слабо развита мелкая и крупная моторика, плохая ориентировка в пространстве , на собственном теле. При выполнении основных движений допускаются грубые ошибки или же требуется значительная словесная и действенная помощь со стороны инструктора. Ребенок не проявляет интереса к самостоятельной двигательной активности.

Резервные возможности

  1. Достаточная степень сформированности познавательного интереса, любознательности и мотивационной активности в «ситуации успеха».
  2. Освоение двигательных умений и навыков, физических упражнений.
  3. Достаточная степень сформированности регулятивного компонента деятельности (усидчив: терпелив, постоянен в выполнении заданных действий, проявляет усердие и тщательность).
  4. Развития психо-моторных образований (рече-слухо-двигательной и зрительно – моторной координации), формирования «схемы тела».
  5. Достаточная степень сформированности навыков ориентировки в микро- и макропространстве.
  6. Достаточная сформированность мелкой и крупной моторики (синхронность и скоординированность действий, точность и скорость движений)

Факторы риска

  1. Низкая посещаемость занятий вследствие болезни различной этиологии, в том числе и неврологической.
  2. Эмоциональная нестабильность в «ситуации неуспеха», проявляющаяся в виде отказа от выполнения задания (инструкции).
  3. Повышенная привязанность к близким людям.

Вариант программы – 3.3

Цель: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

Задачи:

  • охрана и укрепление здоровья, нервной системы, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие,
  • воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности,
  • формирование нравственных и личностных качеств;
  • повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;
  • коррекция и компенсация недостатков физического развития;
  • формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, Преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Программа учитывает возможности физического воспитания, обеспечивает обучающему условия для самостоятельной ориентировки в пространстве, создает предпосылки для расширения сферы интересов, общения.

Программа построена по концентрическому принципу, предполагает увеличение объема и усложнение содержания материала по годам обучения и разделам.

Общие разделы программы включают:

1. Основные движения:

  • ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки;
  • упражнения с шагом, на развитие равновесия, координации движений;
  • формирование осанки;
  • основные положения (рук, ног, головы; положения сидя, лежа, упоры).

2. Общеразвивающие упражнения: упражнения для рук и плечевого пояса, ног, туловища;

3. Спортивные и подвижные игры с элементами спортивных игр и основных движений.

4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия: закаливание (солнце, воздух).

Специальные разделы программы включают:

1. Развитие навыков пространственной ориентировки:

  • ориентировка на себе (знание схемы тела);
  • ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с помещением зала, с предметами, заполняющими его, и их назначением, условиями безопасного передвижения);
  • определение направления;
  • знакомство и обучение;
  • ориентировка с помощью слухового и тактильно-двигательного анализаторов.

2. Коррекция вторичных дефектов:

  • исправление нарушений осанки, плоскостопия;
  • коррекция скованности, ограниченности и недостаточности движений;
  • преодоление боязни передвижения в пространстве.

3. Формирование мотивации движений - положительного интереса к двигательной деятельности.

4. Развитие элементарных зрительных функций:

  •  прослеживающей функции глаза;
  • глазомера;
  • гимнастика для снятия зрительного утомления.

Основные методы обучения: практические, словесные, наглядно-демонстрационные (рельефно-графические схемы, образы, шарнирная кукла).

Планируемые предметные результаты освоения коррекционно-развивающей программы

Обучающийся должен узнать:

  • части тела, их предназначение в усвоении и выполнении движений и упражнений.
  • способность ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
  • способность ориентироваться в понятиях «физическая подготовка», «основные положения», «сила», «быстрота», «выносливость», «равновесие», «координация»;
  • основных положениях рук, ног, движениях головы, туловища, уметь их принимать и выполнять;
  • роль ходьбы, бега, прыжков, лазанья, ползания, ходьбы на лыжах, плавания как жизненно важных способов передвижения человека;
  • способы безопасного поведения на уроках физической культуры и в выполнении физических упражнений;
  • «схему тела»; дифференцировать части тела, осваивать их двигательные возможности.

Метапредметные результаты освоения коррекционно-развивающей программы:

  • преодоления боязни движения; безбоязненного преодоления пространства;
  • следовать инструкциям учителя и общим правилам его организации;
  • развить интерес к занятиям физической культуры и интересу к спорту;
  • учиться слушать и выполнять инструкции.

Содержание программы

Знакомство с основными положениями

  1. Основная стойка. Ребенок должен стоять прямо, касаясь стены одновременно затылком, обеими лопатками, плечами, ягодицами, пятками. Пятки вместе, носки врозь, ноги в коленях не сгибать. Живот подобран, плечи и руки опущены вниз, пальцы полусогнуты и прижаты сбоку к бедрам (формирование правильной осанки).
  2. Стойка ноги врозь (на ширину плеч), руки на поясе. Обычное положение стоп, стопа - на себя, стопа - от себя. Прямое положение головы, наклоны головы влево - вправо, вперед - назад.
  3. Положение рук - руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, за спину.
  4. Положение ладоней - кверху, книзу, внутрь, пальцы - прямые, сжатые в кулачок; кистей рук - обычное положение. Положение сидя, лежа.

Формирование представлений о движении

Основные движения:

  1.  ходьба - обычная, на носках (на пятках), за инструктором на звук, по спецдорожке;
  2. бег - обычный, на носках - по прямой, врассыпную (не шаркая ногами, не опуская головы, сохранять правильную осанку);
  3. катание, бросание, ловля мяча двумя руками: друг другу вверх, в ворота вниз;
  4. упражнения в равновесии: ходьба по прямой дорожке, по доске, гимнастической скамейке, по ребристой доске, перешагивание через предметы; медленное кружение в обе стороны;
  5. ползание на четвереньках по прямой, подлезание под препятствия, перелезание через скамейку; лазанье по гимнастической стенке (учить хвататься за перекладину во время лазанья, не пропуская реек);
  6. прыжки на двух ногах на месте и с продвижением;

Строевые упражнения:

  1. в рассыпную, в колонну по одному, в круг (с помощью взрослых);
  2. танцевальные упражненья: кружение, притопывать попеременно ногами и последовательно одной ногой; выполнять движения с предметами (платочки, флажки, ленточки).

Общеразвивающие упражнения

  1. Для рук и плечевого пояса: поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно); хлопать перед собой и от водить руки за спину; вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх; шевелить пальцами; сжимать кисть в кулак.         
  2. Для ног: подниматься на носки; приседать, держась за опору, без нее, приседать, вынося руки вперед; поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях.
  3. Для туловища: повороты вправо, влево; из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет сзади себя, повернуться и взять его); из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами попеременно.
  4. На ориентирование: части тела (руки, ноги, голова, туловище), общие сведения о положениях, принимаемых ими; упражнения на формирование пространственных понятий: слева - справа, выше -ниже, спереди - сзади; определение направления по звуковому сиг-•. налу; передвижение к нему шагом и бегом, ходьба за звуковым сигналом; катание мяча в озвученную цель.
  5. Подвижные игры: с ходьбой и бегом, прыжками, с подлезанием с мячом, на ориентировку в пространстве.
  6. Учить детей выполнять правила в подвижных играх, развивать интерес к ним.
  7. Спортивные игры: знакомство с санками, лыжами, трехколесным велосипедом.
  8. Познакомить с терминологией простейших движений и положений. Учить осуществлять контроль за выполнением движения. Использовать для обучения метод опосредованной наглядности (показ на ребенке или взрослом).

Особые условия для реализации АООП НО:

Учебное пространство:

  • стены учебных кабинетов окрашены в светлые пастельные
    тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый;
  • не допускается на окнах использование темных штор, освещение кабинета максимально доступное;

                Специальное оборудование:

Пособия:

Развивающая  среда:

  • Развивающий комплекс «ДОН»
  • Тифлоприбор «Ориентир».
  •  «Летающая» тарелка (Фрисби) со звуковым сигналом.
  • «Летающая» тарелка (Фрисби) со звуковым сигналом.
  • Мяч волейбольный, звенящий.
  • Набор мягких кирпичей различной жесткости.
  • Тактильная игра "Пощупай рукой, определи ногой».
  • Тактильная дорожка.
  • Тренажер «Черепаха» .
  • Статус. Программа для воспитания здоровой осанки, профилактики, коррекции плоскостопия по методу БОС.
  • Сенсорная комната.

Содержание

Сроки

Работа с педагогами

Консультирование по вопросам коррекционного сопровождения обучающегося с ОВЗ

В течение

 учебного года

Разработка рекомендаций по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ

Выступления по методических объединениях педагогов школы

Посещение уроков учителей (при необходимости)

Работа с родителями

Консультирование родителей по вопросам коррекционного сопровождения обучающегося с ОВЗ (форма – индивидуальное и подгрупповое , групповое консультирование, итоговый документ – буклет)

В течение

учебного года

Учебно-методическое обеспечение

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  4 вида/ Под редакцией Л. И. Плаксиной М.: Город, 1997г.    
  2. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт для обучающихся с ОВЗ
  3. Рельефно-графическое пособие «Азбука в картинках». - М.:ООО «ИПТК «Логос» ВОС»,2010.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы

Тема урока

Содержание урока:

теория, виды упражнений, требования программы.

Средства решения задач

Кол-во часов

план

факт

1 год обучения

1.

Основные движения

Диагностика детей: уровень физического развития, уровень развития моторики, уровень развития координации движений.

1

1

учебная неделя

Техника

безопасности

и правила

поведения в

спортивном  зале

Повторить правила поведения на занятиях;

Ознакомить учащихся с приемами оказания первой

помощи при травмах;

Инструктаж;

Беседа;

Опрос учащихся;

1

2

учебная неделя

Форма- игра. Виды ходьбы. Строевые упражнения (СУ)

Выявлять различия в основных способах передвижения человека. Осваивать ходьбу под счет

Осваивать универсальные умения,   связанные   с выполнением  организующих   упражнений.

Моделировать сочетание различных видов ходьбы.

Комплекс  общеразвивающих упражнений (ОРУ). Строевые упражнения: основная стойка, построение в колонну по одному и в шеренгу. Ходьба обычная, на пятках, носках, в полуприседе, с различным положенеим рук, под счет учителя, коротким и средним шагом. П/игра на внимание «Запрещенное движение»

1

3

учебная неделя

2.

Общеразвивающие упражнения

Коррекция нарушений опорно

-двигательного

аппарата

Формировать правильную

осанку; Укрепить мышцы поясничного отдела спины;

Ходьба по заданию, с изменением ширины и длины шага; Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, по два (парами), взявшись за руки , за инструктором на звука. Подвижные игры с прыжками

1

4

учебная неделя

Основные движения: ходьба, бег. Коррекция осанки.

Формировать правильную

осанку; Укрепить мышцы поясничного отдела спины;

Обычный на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп. Бег в индивидуальном темпе по прямой дорожке (длина 5—6 м, ширина 25—30 см). Подвижные игры на ориентировку в пространстве: «Найди свое место».

1

5

учебная неделя

Основные движения: бросание и ловля мяча

Укрепление пояса верхних

конечностей;

Развитие гибкости, ловкости

Ходьба по размеченному кругу,  Бег по прямой , врассыпную , с одной стороны зала (площадки) на другую. Передавать мяч друг другу (вперед и в сторону) из положения сидя и стоя.

1

6

учебная неделя

Основные движения: ходьба, бег. Подвижные игры.

Упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, создания «мышечного корсета» туловища. Упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки

Ходьба на носках, на пятках, перекаты;

Быстрая ходьба с чередованием

медленного бега;. Бег с заданиями (останавливаться у ориентира, убегать от догоняющего, догонять догоняющего, бежать по сигналу в указанное место). Подвижные игры на развитие зрительно-двигательной ориентации: «Возьми флажок».

1

7

учебная неделя

Развитие координационных

способностей

Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии.

Ходьба по одному и друг за другом .Бег по размеченному кругу змейкой (между предметами). Ползание на четвереньках по прямой, между предметами, по скамейке. Упражнения для снятия зрительного утомления.

1

8

учебная неделя

Общеразвивающие и

корригирующие

упражнения

Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии.

Ходьба в чередовании с бегом . Подлезание под предметами. Подниматься на носки, доставая рукой подвешенный предмет. Учить  правильному прокатыванию мяча по полу, по скамейке, между  ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров.

1

9

учебная неделя

Общеразвивающие

упражнения, упражнения на

дыхание

Формирование правильного

диафрагмального дыхания;

Укрепление пояса верхних

конечностей;

Ходьба с перешагиванием через предметы (высота 10—15 см). Лазанье по гимнастической стенке. Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, прослеживая взором, за спиной, над головой. Дыхательные упражнения с воздушным мячиком.

1

10

учебная неделя

Общеразвивающие и

корригирующие

упражнения

Упражнения на общую  и мелкую  моторику: с сенсорными набивными мячами разного диаметра  (прокатывание, перекатывание партнеру)

Ходьба по наклонной доске (высота 20—25 см). Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии.

1

11

учебная неделя

Итоговое занятие

Учить осуществлять контроль за выполнением движения. использовать для обучения метод опосредованной наглядности (показ на ребенке или взрослом) Повтор пройденного курса-устный зачет.

1

33

учебная неделя

Диагностика

1

34 учебная неделя

Итого : 34 часа



План взаимодействия специалистов

Направление коррекционной работы

Цель работы

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Инструктор адаптивной физкультуры

Развитие коммуникативных навыков

Формирование вербальной и невербальной коммуникации, возможно с применением компьютерных технологий

  1. Развитие умения вступать в контакт, поддерживать и завершить его, используя невербальные и вербальные средства, усваивая общепринятые правила общения.

Социализация

Развитие форм адекватного поведения

  1. Освоение социально-бытовых навыков, навыков самообслуживания.
  2. Развитие умения соблюдать правила поведения на уроках, внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Здоровьесбередение

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

  1. Развитие умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
  2. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Познавательно-речевое развитие

Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка

  1.  Развитие способности использовать знания об окружающем и сформированные представления о мире для осмысленной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
  2. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы

Формирование эмоционально-волевой сферы

Овладение общеучебными навыками

  1. Формирование учебного поведения: выполнять инструкции учителя, выполнять действия по образцу и подражанию.
  2. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами.
  3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (действия, операции) к другому в соответствии с расписанием деятельности, занятий и т.д.


В целях эффективной реализации и освоения программы педагогам и родителям необходимо выполнять следующие рекомендации:

Рекомендации учителю:

  • Осуществлять образовательный процесс по направлениям: речевое, познавательное, эмоционально-личностное развитие обучающегося с ОВЗ с учетом «Методических рекомендации по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ» (в соответствии с ФГОС НООО с ОВЗ), разработанные специалистами Центра оздоровительной и коррекционной работы (ЦОиКР) для категории обучающихся с ОВЗ (слепые (незрячие) .

Рекомендации родителям:

  • Развитие сохранных анализаторов (осязательные, тактильные, слуховые, двигательные).
  • Развитие навыков ориентировки в пространстве (микро- и макропространстве).
  • Развитие навыков связной речи (ведение диалога, монологические высказывания).
  • Развитие мелкой и крупной моторики (синхронность и скоординированность действий, точность и скорость движений).
  • Развитие познавательных процессов  (внимание, память, мышление, восприятие, воображение).
  • Развитие навыков коммуникации и межличностного взаимодействия.
  • Развитие мотивационно-регулятивного компонента деятельности, познавательной активности (усидчивость, терпеливость, желание узнавать новое и т.д).
  • Развитие эмоционально-личностных и нравственных качеств: доброжелательность, приветливость, терпение и толерантность и т.д.

Подпись_______________                                                               ___________________________

                                                                                                                                    расшифровка подписи

                          « ____» _____________________

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект адаптированной образовательной программы по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью

Проектная работа по теме: "Проект адаптированной образовательной программы  по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью"...

адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, домашнее обучение английский язык 11 класс

Адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями эдоровья, домашнее обучение по английскому языку. 11 класс...

Проектирование Адаптированной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ (на примере программы вариант 3.1.)

В презентации описаны нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ....

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс физическая культура

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ

Рабочая программа по профильному труду направленна на обучение детей с легкой умственной отсталостью для 5-9 классов общеобразовательных школ....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ

Рабочая программа направленна на изучение предмета "Профильный труд" для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных школ...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (2023-2024)

     Адаптированная рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, федеральной рабочей программы по русскому языку, А...