Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки
статья по физкультуре по теме
Мотивация, равно как и волевые качества, формируются продолжительное время. Проблемы их воспитания должны решаться еще на этапе начальной спортивной подготовки.
Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный смысл.
Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на этапе начальной спортивной подготовки тренеру необходимо:
повышать эмоциональную насыщенность занятий, актуализировать положительные эмоции юных спортсменов. Радость и удовольствие — одни из наиболее значительных факторов привлечения детей в спорт и продолжения занятий;
активизировать досуговую деятельность учебно-тренировочной группы, организовывать тематические или спонтанные беседы, экскурсии, праздники и т. д.
заботиться о создании благоприятного психологического климата в коллективе путем создания атмосферы взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска, проявления терпимости к ошибкам и неудачам. Детям необходимо, чтобы каждый мог показать свои способности, ощутить собственную значимость, необходима публичная оценка достигнутого спортсменами успеха;
уделять внимание эффективному общению с детьми, развивать коммуникативные способности, проявлять доброту, внимание и уважение.
Насыщенность и информативность общения влияет на характер взаимоотношений тренера и обучающихся и, в конечном счете, на силу и устойчивость мотивации детей к занятиям спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация детей к занятиям спортом
на этапе начальной спортивной подготовки
Слово «мотивация» впервые употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Этот термин - мотивация как психическое явление - прочно вошёл в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
Мотивация - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определённой цели, совокупность различных побуждений к определённой активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все её структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы.
Мотивация рассматривается как психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих потребностей и возможностей с особенностями конкретной деятельности и служащее основой для постановки и осуществления её целей.
Мотивация, как и волевые качества, формируется продолжительное время.
Что касается спортивной мотивации, то она специфична.
Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, в котором движущей силой включения в спортивную деятельность является мотивация. Психологические условия развития спортивной мотивации, побуждающие детей заниматься спортом, интенсивно тренироваться, участвовать в соревнованиях, работать над собой, взаимодействовать со сверстниками, отказываться от некоторых привлекательных видов досуга в пользу тренировок и спортивных состязаний, прилагать усилия для преодоления трудностей, пока ещё остаются не до конца изученным явлением.
Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием спортивной деятельности. Выделяют два уровня спортивной мотивации:
- общая мотивация. Её формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании ребёнка далеко поставленной цели;
- мотивированность на данной тренировке, на конкретном этапе подготовки, которая, преломляясь через общую мотивацию, актуализируется посредством осознания задач данного этапа подготовки и самооценки своего состояния, функционирования возможностей.
Развитие и функционирование спортивной мотивации предполагает необходимость высокого уровня развития ряда свойств личности:
- положительное отношение к спорту и преодоление трудностей спортивной деятельности;
- эмоционально-волевых качеств - целеустремлённости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, самообладания, находчивости, эмоциональной устойчивости, чувства коллективизма и его проявлений.
Спортивная мотивация определяется как актуальное состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата.
Каждый ребёнок нуждается в мотивации к занятиям спортом. Мотивация помогает достичь желаемых результатов.
Особенно важно уделять внимание формированию устойчивой мотивации к занятиям спортом на начальной стадии спортивной подготовки.
Что мотивирует детей заниматься спортом?
В основе мотивации, побуждающей и побудившей к занятиям спортом, лежат потребности, которые подразделяются на:
1) физиологические;
2) психологические;
3) социальные;
4) материальные.
На мотивацию оказывают влияние возрастные особенности детей.
У дошкольника по умолчанию есть желание общаться с родителями, походить на них. Это значит, что ребёнок 3-6 лет получает сильные и значимые положительные эмоции от контакта с родителями. Положительные эмоции - та связка, с помощью которой новая мотивация прикрепляется к уже имеющейся. Прикрепление происходит путём совмещения в ситуации того, в чём ребёнок уже заинтересован, и того, в чём мы хотим его заинтересовать. Этот процесс называется «переключение эмоций» со старого содержания на новое, в результате чего происходит «мотивационное обусловливание» (В. К. Вилюнас).
Исследователи выявили 6 механизмов мотивирования ребёнка к занятиям спортом, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.
Огромная роль в мотивации принадлежит положительным эмоциям, которые являются стимулирующим фактором.
В младшем школьном возрасте (это возраст, когда многие дети начинают заниматься спортом) мотивацией ребёнка к занятиям спортом может быть удовлетворение естественной биологической потребности в движении, стремление к совершенствованию в физическом плане, отношение с друзьями, стремление достичь уважительное отношение к себе, получить впечатления и эмоции, связанные со спортивной деятельностью.
В детском возрасте мотивацией к занятиям спортом выступают внешние факторы: подражание друзьям, отношение к физической культуре родителей, особенно отца. Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого.
Если у ребёнка есть мотивация, то он развивает свои способности собственными усилиями. Такой ребёнок испытывает тягу к получению информации, которая поможет ему на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет сосредоточиться на получении новых знаний и умений.
Пик спортивной деятельности большинства детей приходится на 12 лет. Возрастная психология определяет этот возраст как критический с точки зрения социального развития и становления самооценки ребёнка. Спортсмены этого возраста находятся в критическом периоде развития. В работе с юными спортсменами этого возраста крайне необходимо использование принципов спортивной психологии. Существуют практические рекомендации, которые помогают создать адекватные спортивные условия, отвечающие требованиям юных спортсменов, способствующие стимулированию занятиям спортом и предотвращающие уход из спорта.
Чтобы спорт стал любимым занятием, чрезвычайно важно сформировать у ребёнка устойчивую мотивацию. Существует несколько способов:
- вызвать интерес к спорту;
- расширять представления ребёнка о многообразии спорта (спортивные передачи, спортивные журналы, фильмы о спорте и спортсменах);
- внимательно и ответственно подойти к выбору того или иного индивидуального или коллективного вида спорта, учитывая желание ребёнка и его физические данные.
В мотивации ребёнка к занятием спортом велика роль тренера. Поведение и деятельность тренера являются важнейшим фактором формирования у ребёнка устойчивой мотивации к занятиям спортом. Отсюда - очень высокие требования к тренеру как к личности. Деятельность тренера и проявление в процессе работы с детьми позитивных качеств личности тренера - сильнейшая мотивация ребёнка к занятиям спортом. Тренер отвечает не только за физическую, техническую и тактическую подготовку юных спортсменов, но и за их нравственное поведение, за их отношение к миру и людям. Тренер должен видеть способности ребёнка и помогать развивать их. Многим детям, начинающим заниматься спортом, необходима мотивация, которую способен обеспечить именно тренер-личность. Особенно необходимо внимание тренеров к формированию мотивации к занятиям спортом у детей на начальном этапе спортивной подготовки. Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на начальном этапе спортивной подготовки необходимы:
- эмоциональная насыщенность занятий, положительные эмоции ребёнка;
- активная досуговая деятельность всей учебно-тренировочной группы;
- благоприятный психологический климат в коллективе.
На развитие мотивации спортивной деятельности оказывает влияние применение различных видов поощрений и наказаний, успех или неудача, привлекательность содержания деятельности, постановка целей, акцент на цели, мотивация достижениями, составление графика занятий и многие другие факторы.
Обоснованная мотивация для занятий спортом - очень значимый побудительный фактор. Одна из лучших мотиваций - работа ребёнка в команде. Личный пример спортивной звезды - тоже сильная мотивация. Важная составляющая мотивации в спорте - самомотивация на победу. (Известно, что со спортсменами работают психологи, помогая им преодолеть боязнь и неуверенность в победе.).
Практические аспекты формирования и сохранения высокой мотивации ребёнка к занятиям спортом очень важны.
Исследование мотивационных особенностей занимающихся спортом может служить для дальнейшего поиска и совершенствования организационных форм, способов, средств и процесса здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начальная спортивная подготовка юных футболистов в условиях образовательной школы
p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } НАЧАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫОдним из универсальных средств, обеспечивающих...
Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки
В статье обосновывается значение формирования устойчивой мотивации детей к занятиям спортом на начальном этапе спортивной подготовки....
Особенности тренировки юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации
Высокий уровень современного спорта требует наряду с изменениями в методах и средства тренировочного процесса более углубленного индивидуального подхода, основанного на комплексном изучении способност...
Методические рекомендации " Особенности этапа начальной спортивной подготовки в настольном теннисе"
Настольный теннис - один из самых популярных и увлекательных видов спорта. Зрелищность, доступность и простота правил игры и инвентаря расширяют круг поклонников этого вида спорта и способствуют включ...
Педагогический проект «Развитие ловкости баскетболистов средствами интегральной подготовки на этапе начальной спортивной специализации»
Презентация педагогического проекта....
Мотивация детей к занятиям физической культурой и спортом
Статья на тему: Мотивация детей к занятиям физической культурой и спортом...
Способы мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом
В статье приведены примеры мотивации детей к занятиям фичической культурой и спортом....