семинар-практикум на тему: Организация режима двигательной активности для обеспечения психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Семинар-практикум для педагогов в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум для педагогов в ДОУ | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГУСЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5
Семинар – практикум на тему:
Организация режима двигательной активности для обеспечения психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ
Подготовила:
Инструктор по физической культуре:
Чибисова Марина Сергеевна
г. Гусев
2016 г.
В настоящее время в нашей стране отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Движение-это биологическая потребность растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Движения способствуют развитию всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной. Под влиянием движений улучшается обмен веществ.
Таким образом, двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие.
Чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.
Сталкиваясь с целым рядом предметов во время движения, ребёнок познаёт их свойства (тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, длинный, короткий и т. п.). Ориентируясь в пространстве, малыш овладевает такими понятиями, как «далеко», «близко», «высоко», «низко» и т. д. Пальчиковые движения оказывают положительное влияние на развитие речи.
Игры и упражнения с мячом имеют большое влияние на психофизическое развитие дошкольников, в частности они развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом реализуют очень ценные возможности для развития координации движений и общей моторики тела малыша.
Психофизическое развитие включает в себя показатели моторного, сенсорного развития и интеллекта. В процессе развития и обучения детей в ДОУ происходит постоянное совершенствование сенсорных и моторных функций. Сенсорные реакции становятся более дифференцированными и носят избирательный характер. Двигательная активность в этом возрасте приобретает особое значение для общего физического развития ребенка.
Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания.
Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.
В процессе правильно организованной двигательной деятельности идет формирование личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как активность, инициативность, самостоятельность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают навыки общения с взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действия с требованиями взрослых и с действиями других детей.
Без движения не может осуществляться ни один вид деятельности (предметная, игровая и т. д.).
Поэтому, работая с детьми, необходимо организовать жизнь воспитанников таким образом, чтобы они полностью удовлетворяли свою потребность в движении. Недостаток двигательной активности, так же как и её избыток, отрицательно сказывается на развитии детей
Основными причинами несовершенства режима двигательной активности детей во время занятий по физической культуре можно считать:
- слабый тренирующий эффект занятий и их низкая моторная плотность
- несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям ребенка;
- нерациональное сочетание разных способов организации детей во время занятия;
- недостаточное использование приемов регулирования двигательной активности детей;
- бессистемный подход к коррекционной работе с детьми по развитию моторики;
- низкий процент упражнений циклического характера;
- отсутствие в физкультурно-игровой среде моментов новизны, что снижает интерес детей к физической культу ре и их активность.
Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня, какова интенсивность его движений?
Исследования специалистов показывают, что объём, интенсивность движений зависят от ряда факторов: возраста, пола ребёнка, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Дети раннего возраста быстро устают, для них необходима постоянная смена движения, что необходимо учитывать при организации разных видов детской деятельности.
Специалистами отмечено, что мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки
Летом потребность в движении у детей больше, чем зимой.
Меняется потребность в движении и в течение суток. Так, наибольшая двигательная активность проявляется в первую половину дня с 9 до 12 часов и во вторую - с 17 до 19 часов.
Проведение игр с педагогами:
Путаница
Выбирают маму и дочку. Мама уходит. все игроки берутся за руки в кругу. Дочка запутывает этот хоровод-можно поднять руки, перешагнуть через них. скрестить . Главное-не отпускать рук. Когда игроки запутались. Они зовут маму.
Мама распутывает нитки и должна всех вернуть обратно в круг. на свое место. правило то же: игроки не должны отпускать руки. Если мама распутала нитки. выбирается другой водящий.
Игра с мячом «Охота на гусей»
Игроки делятся на 2 команды: одна – гуси, другая – охотники. Чертится большой круг, за которым становятся «охотники», а «гуси» внутри.
По сигналу «охотники» стараются попасть мячом в «гусей», которые, бегая внутри круга, всячески уворачиваются от попадания мяча. «Гусь», которого коснулся мяч, считается осаленным и выбывает из игры. Когда все «гуси» будут выбиты, команды меняются местами.
Игру можно проводить на время. В таком случае выигрывает так команда, которая выбила больше «гусей» за одно и то же время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние двигательной активности на устойчивость психофизических качеств школьников старшего возраста
Известно, что устойчивость умственной работоспособности и внимания во многом помогает школьникам овладевать знаниями, предусмотренными учебными планами. Чтобы проследить за изменением устойчивости вни...
Семинар- практикум «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего возраста»
Семинар- практикум «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего возраста»...
Значение двигательной активности и закаливания для здоровья человека
Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе...
Статья "Двигательная активность как средство укрепления здоровья".
Публицистическая статья на тему "Двигательная активность как средство укрепления здоровья" затрагивает проблему пассивного проведения досуга у подростков и, как следствие, недостаточность двигате...
Организация здоровьесберегающей двигательной активности школьников.
Острой и требующей кардинального решения стала проблема слабой физической подготовленности и физического развития учащихся. В последнее десятилетие количество учащихся в нашей стране, имеющих низкую о...
Ожирение у школьников, вызванное неправильным режимом двигательной активности и гиподинамией.
В данной статье рассматривается тема ожирения у школьников, вызванного неправильным режимом двигательной активности и гиподинамией. В заключительной части статьи представлена практика физической актив...
РЕЖИМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания школьниковСодержательные основы оздоровительной физической культурыФорма занятий физическими упражнениями в режиме д...