Ожирение у школьников, вызванное неправильным режимом двигательной активности и гиподинамией.
статья по физкультуре (7 класс)

В данной статье рассматривается тема ожирения у школьников, вызванного неправильным режимом двигательной активности и гиподинамией. В заключительной части статьи представлена практика физической активности, необходимая для профилактики развития ожирения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ozhirenie.docx22.35 КБ
Файл statya_ozhirenie.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

В данной статье рассматривается тема ожирения у школьников, вызванного неправильным режимом двигательной активности и гиподинамией. В заключительной части статьи представлена практика физической активности, необходимая для профилактики развития ожирения. Ключевые слова: ожирение, гиподинамия, физическое здоровье, двигательная активность, ВОЗ, коррекция.

Важнейшим фактором обеспечения физического и психического здоровья школьников является физическая активность. У детей с высоким уровнем физической активности реже встречаются состояния тревожности и депрессии, улучшена когнитивная функция, в то время как у малоподвижных сверстников чаще наблюдается ожирение, ухудшение состояния сердечно-сосудистой системы, ослабление опорно-двигательного аппарата. В повседневной жизни подростка время, проведенное в школе, регламентировано. Школьная программа включает уроки физической культуры, физкультпаузы на других уроках, активные паузы на переменах, спортивные мероприятия и т. д. Свободное время подросток распределяет сам и, зачастую, не уделяет должного внимания физической активности вне школы. [

Снижение физической активности школьников в свободное время, увеличение объема сидячей деятельности, включающий компьютерные игры, просмотр телевизора, чтение книг, выполнение домашних заданий, занятия с репетиторами и т. д. ведут к развитию гиподинамии. Гиподинамия является одной из главных причин возникновения различных болезней, подавленного психологического состояния, а также развития ожирения.

Показатели детского и подросткового ожирения во всем мире увеличились с менее, чем 1 % (что соответствует пяти миллионам девочек и шести миллионам мальчиков) в 1975 г. до, почти 6 % среди девочек (50 млн.) и почти 8 % среди мальчиков (74 млн.) в 2016 году. Совокупная численность, страдающих ожирением в возрасте 5–19 лет, выросла в глобальном масштабе более, чем в 10 раз, с 11 млн. в 1975 г. до 124 млн. в 2016 году. Еще 213 млн. в 2016 г. имели избыточный вес, который, однако, был меньше порогового значения ожирения.

 Наличие избыточного веса и ожирения в детском возрасте приводит к раннему развитию сопутствующих заболеваний, может приводить к ранней инвалидизации и сокращению продолжительности жизни. Наиболее часто встречающимися сопутствующими заболеваниями являются заболевания сердечно-сосудистой системы: атеросклероз, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца и др., сахарный диабет 2 типа, заболевания репродуктивной системы, онкологические заболевания и т. д.

Основной причиной избыточного веса у детей и развития ожирения в детском возрасте является нарушение равновесия между расходуемыми и потребляемыми калориями, о чем свидетельствуют данные ВОЗ. Распространение избыточного веса и ожирения у детей вызвано рядом факторов, основными из них являются: питание с регулярным злоупотреблением высококалорийных продуктов. Продуктов с большим количеством жира и сахара, недостаточным содержанием витаминов, минералов и других питательных веществ. Такой тип питания не дает достаточного насыщения организму и содержит недостаточное количество витаминов и минералов. Несбалансированный рацион приводит к регулярным превышениям суточной калорийности. Снижение уровня суточной физической активности у детей и подростков. Причиной этому служит предпочтение сидячих форм отдыха и развлечений, изменение способов передвижения наиболее пассивные. Набор избыточной массы тела у детей и подростков чаще всего происходит в критические периоды: В раннем возрасте. При избыточном питании ребенка во время первого года жизни, в его организме растет количество жировых клеток — адипоцитов. Возраст 5–7 лет. В этот период количество жировых клеток постоянно, но при профицитном питании возможно увеличение их объема, что ведет к образованию резерва для жировых депо. Пубертат. Рост процента жировой массы в организме на этом этапе взаимосвязан с гормональной перестройкой организма в период полового созревания. При малоактивном образе жизни и избыточном питании лишний вес, набранный в эти годы, сохраняется и во взрослом возрасте.

 Согласно монографии Строева Ю. И. «Ожирение у подростков», самой распространенной формой ожирения в детском и подростковом возрасте является ожирение, не связанное с нарушением работы эндокринной системы организма (83,7 % случаев).

У школьников наиболее часто встречаются случаи ожирения I и II типа (превышение веса на 15–50 % от нормы соотношения с ростом). Основными причинами возникновения избыточного веса являются малоподвижный образ жизни и неправильное питание. Отсутствие достаточного уровня физической активности у полных детей негативно влияет на развитие высшей нервной деятельности. Выявлено, что у детей, имеющих избыточный вес, понижена сопротивляемость организма к ряду инфекций из-за снижения иммунитета, вызванного избыточным весом. Ожирение может приводить к ранней инвалидизации из-за хронических заболеваний и увеличивает общий уровень смертности. В свою очередь, ожирение, начавшееся в раннем детском возрасте, особенно прогрессирует в период полового развития, а в дальнейшем, значительно повышает риск развития сахарного диабета, раннего атеросклероза и других серьезных нарушений здоровья. Физическое развитие является важнейшим критерием оценки физического состояния детей и подростков. Оно является комплексным фактором и зависит от множества экзогенных и эндогенных факторов. В ходе роста и развития ребенка могут возникать нарушения, которые являются показателем неблагополучного здоровья. За последние несколько лет в различных регионах России проводятся исследования, подтверждающие прогрессирующий рост и распространение детского и подросткового ожирения. Основная трудность в лечении детского ожирения заключается в том, что небольшой избыточный вес воспринимается родителями как показатель физического здоровья ребенка. Помимо этого, большую степень одобрения родителей заслуживает увлечение ребенка пассивными видами деятельности: самостоятельными занятиями, чтением, посещением образовательных курсов, художественных школ, курсов по рукоделию и т. д. в то время, как физическая активность реже рассматривается с точки зрения обязательного включения в распорядок дня школьника. Анализ успеваемости по программе «физическая культура» показал, что школьники с избыточной массой тела в возрасте 9–11 лет еще справляются со всеми требованиями, предъявляемыми программой на оценки «4» и «5», но, начиная с возраста 12–13 лет, дети с начальными степенями ожирения начинают резко отставать в развитии выносливости, быстроты и силы. В частности, из раздела «гимнастика» они не справляются с упражнениями на снарядах, лазаньем по канату, акробатическими упражнениями. Им не удаются прыжки в высоту, скоростной бег, зачеты комплекса ГТО. Это может быть объяснено прогрессированием скрытого патологического процесса — нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы, гормональных нарушений. Лечение ожирения, даже начальных его степеней — длительный процесс, который должен проводиться в привычных для ребенка условиях (в школе, дома).

Специалистами доказано, что физические нагрузки играют большую роль в лечении ожирения, чем снижение калорийности пищи. Оптимальный двигательный режим школьников обеспечивается основными формами физического воспитания, к которым относятся уроки физической культуры в школе, физкультурно-оздоровительная работа в течение дня, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями. По материалам ВОЗ физическая активность детей школьного возраста вне школы предполагает игры, состязания, занятия спортом, поездки, оздоровительные мероприятия, плановые упражнения в рамках семьи, школы и своего района.

Для предупреждения развития ожирения и сопутствующих ему заболеваний рекомендуется следующая практика физической активности для школьников: Дети и молодые люди в возрасте 7–17 лет должны заниматься ежедневно физической активностью от умеренной до высокой интенсивности, в общей сложности, не менее 60 минут. Физическая активность продолжительностью более 60 минут в день принесет дополнительную пользу для их здоровья. Большая часть ежедневной физической активности должна приходиться на аэробику. Физическая активность высокой интенсивности, включая упражнения по развитию скелетно-мышечных тканей, должна проводиться, как минимум, три раза в неделю. Важнейшим фактором формирования культуры здорового движения школьника является окружающая его социальная среда, необходимо, чтобы члены семьи были вовлечены в процесс повышения уровня активности ребенка, подавали ему правильный пример, способствовали привитию здоровых привычек. Следует помнить, что, обеспечив ребенку необходимый уровень физической активности, родители предотвращают риски развития у него серьезных нарушений здоровья и способствуют гармоничному развитию ребенка с физической и психологической сторон. Комплексная коррекция избыточного веса и ожирения, включающая сбалансированный рацион питания и достаточный уровень двигательной активности дает наиболее выраженные результаты при систематическом подходе.

Литература:

Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры.– М.: Советский Спорт, 2007.– 296с.

Мкртумян, А. М. Снижение массы тела — залог коррекции метаболических нарушений у пациентов с ожирением // Качество жизни. Медицина. — 2010. — № 1. — С. 58–61

Строев Ю. И. Ожирение у подростков.– СПб: ЭЛБИ, 2006.– 216c. Патология жирового обмена (учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов)/ Сост.: проф. М. М. Миннебаев, Ф. И. Мухутдинова, проф. Бойчук СВ., доц. Л. Д. Зубаирова, доц. А. Ю. Теплов.– Казань: ПГАФК, 2006.– 11с.



Предварительный просмотр:

В данной статье рассматривается тема ожирения у школьников, вызванного неправильным режимом двигательной активности и гиподинамией. В заключительной части статьи представлена практика физической активности, необходимая для профилактики развития ожирения. Ключевые слова: ожирение, гиподинамия, физическое здоровье, двигательная активность, ВОЗ, коррекция.

Важнейшим фактором обеспечения физического и психического здоровья школьников является физическая активность. У детей с высоким уровнем физической активности реже встречаются состояния тревожности и депрессии, улучшена когнитивная функция, в то время как у малоподвижных сверстников чаще наблюдается ожирение, ухудшение состояния сердечно-сосудистой системы, ослабление опорно-двигательного аппарата. В повседневной жизни подростка время, проведенное в школе, регламентировано. Школьная программа включает уроки физической культуры, физкультпаузы на других уроках, активные паузы на переменах, спортивные мероприятия и т. д. Свободное время подросток распределяет сам и, зачастую, не уделяет должного внимания физической активности вне школы. [

Снижение физической активности школьников в свободное время, увеличение объема сидячей деятельности, включающий компьютерные игры, просмотр телевизора, чтение книг, выполнение домашних заданий, занятия с репетиторами и т. д. ведут к развитию гиподинамии. Гиподинамия является одной из главных причин возникновения различных болезней, подавленного психологического состояния, а также развития ожирения.

Показатели детского и подросткового ожирения во всем мире увеличились с менее, чем 1 % (что соответствует пяти миллионам девочек и шести миллионам мальчиков) в 1975 г. до, почти 6 % среди девочек (50 млн.) и почти 8 % среди мальчиков (74 млн.) в 2016 году. Совокупная численность, страдающих ожирением в возрасте 5–19 лет, выросла в глобальном масштабе более, чем в 10 раз, с 11 млн. в 1975 г. до 124 млн. в 2016 году. Еще 213 млн. в 2016 г. имели избыточный вес, который, однако, был меньше порогового значения ожирения.

 Наличие избыточного веса и ожирения в детском возрасте приводит к раннему развитию сопутствующих заболеваний, может приводить к ранней инвалидизации и сокращению продолжительности жизни. Наиболее часто встречающимися сопутствующими заболеваниями являются заболевания сердечно-сосудистой системы: атеросклероз, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца и др., сахарный диабет 2 типа, заболевания репродуктивной системы, онкологические заболевания и т. д.

Основной причиной избыточного веса у детей и развития ожирения в детском возрасте является нарушение равновесия между расходуемыми и потребляемыми калориями, о чем свидетельствуют данные ВОЗ. Распространение избыточного веса и ожирения у детей вызвано рядом факторов, основными из них являются: питание с регулярным злоупотреблением высококалорийных продуктов. Продуктов с большим количеством жира и сахара, недостаточным содержанием витаминов, минералов и других питательных веществ. Такой тип питания не дает достаточного насыщения организму и содержит недостаточное количество витаминов и минералов. Несбалансированный рацион приводит к регулярным превышениям суточной калорийности. Снижение уровня суточной физической активности у детей и подростков. Причиной этому служит предпочтение сидячих форм отдыха и развлечений, изменение способов передвижения наиболее пассивные. Набор избыточной массы тела у детей и подростков чаще всего происходит в критические периоды: В раннем возрасте. При избыточном питании ребенка во время первого года жизни, в его организме растет количество жировых клеток — адипоцитов. Возраст 5–7 лет. В этот период количество жировых клеток постоянно, но при профицитном питании возможно увеличение их объема, что ведет к образованию резерва для жировых депо. Пубертат. Рост процента жировой массы в организме на этом этапе взаимосвязан с гормональной перестройкой организма в период полового созревания. При малоактивном образе жизни и избыточном питании лишний вес, набранный в эти годы, сохраняется и во взрослом возрасте.

 Согласно монографии Строева Ю. И. «Ожирение у подростков», самой распространенной формой ожирения в детском и подростковом возрасте является ожирение, не связанное с нарушением работы эндокринной системы организма (83,7 % случаев).

У школьников наиболее часто встречаются случаи ожирения I и II типа (превышение веса на 15–50 % от нормы соотношения с ростом). Основными причинами возникновения избыточного веса являются малоподвижный образ жизни и неправильное питание. Отсутствие достаточного уровня физической активности у полных детей негативно влияет на развитие высшей нервной деятельности. Выявлено, что у детей, имеющих избыточный вес, понижена сопротивляемость организма к ряду инфекций из-за снижения иммунитета, вызванного избыточным весом. Ожирение может приводить к ранней инвалидизации из-за хронических заболеваний и увеличивает общий уровень смертности. В свою очередь, ожирение, начавшееся в раннем детском возрасте, особенно прогрессирует в период полового развития, а в дальнейшем, значительно повышает риск развития сахарного диабета, раннего атеросклероза и других серьезных нарушений здоровья. Физическое развитие является важнейшим критерием оценки физического состояния детей и подростков. Оно является комплексным фактором и зависит от множества экзогенных и эндогенных факторов. В ходе роста и развития ребенка могут возникать нарушения, которые являются показателем неблагополучного здоровья. За последние несколько лет в различных регионах России проводятся исследования, подтверждающие прогрессирующий рост и распространение детского и подросткового ожирения. Основная трудность в лечении детского ожирения заключается в том, что небольшой избыточный вес воспринимается родителями как показатель физического здоровья ребенка. Помимо этого, большую степень одобрения родителей заслуживает увлечение ребенка пассивными видами деятельности: самостоятельными занятиями, чтением, посещением образовательных курсов, художественных школ, курсов по рукоделию и т. д. в то время, как физическая активность реже рассматривается с точки зрения обязательного включения в распорядок дня школьника. Анализ успеваемости по программе «физическая культура» показал, что школьники с избыточной массой тела в возрасте 9–11 лет еще справляются со всеми требованиями, предъявляемыми программой на оценки «4» и «5», но, начиная с возраста 12–13 лет, дети с начальными степенями ожирения начинают резко отставать в развитии выносливости, быстроты и силы. В частности, из раздела «гимнастика» они не справляются с упражнениями на снарядах, лазаньем по канату, акробатическими упражнениями. Им не удаются прыжки в высоту, скоростной бег, зачеты комплекса ГТО. Это может быть объяснено прогрессированием скрытого патологического процесса — нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы, гормональных нарушений. Лечение ожирения, даже начальных его степеней — длительный процесс, который должен проводиться в привычных для ребенка условиях (в школе, дома).

Специалистами доказано, что физические нагрузки играют большую роль в лечении ожирения, чем снижение калорийности пищи. Оптимальный двигательный режим школьников обеспечивается основными формами физического воспитания, к которым относятся уроки физической культуры в школе, физкультурно-оздоровительная работа в течение дня, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями. По материалам ВОЗ физическая активность детей школьного возраста вне школы предполагает игры, состязания, занятия спортом, поездки, оздоровительные мероприятия, плановые упражнения в рамках семьи, школы и своего района.

Для предупреждения развития ожирения и сопутствующих ему заболеваний рекомендуется следующая практика физической активности для школьников: Дети и молодые люди в возрасте 7–17 лет должны заниматься ежедневно физической активностью от умеренной до высокой интенсивности, в общей сложности, не менее 60 минут. Физическая активность продолжительностью более 60 минут в день принесет дополнительную пользу для их здоровья. Большая часть ежедневной физической активности должна приходиться на аэробику. Физическая активность высокой интенсивности, включая упражнения по развитию скелетно-мышечных тканей, должна проводиться, как минимум, три раза в неделю. Важнейшим фактором формирования культуры здорового движения школьника является окружающая его социальная среда, необходимо, чтобы члены семьи были вовлечены в процесс повышения уровня активности ребенка, подавали ему правильный пример, способствовали привитию здоровых привычек. Следует помнить, что, обеспечив ребенку необходимый уровень физической активности, родители предотвращают риски развития у него серьезных нарушений здоровья и способствуют гармоничному развитию ребенка с физической и психологической сторон. Комплексная коррекция избыточного веса и ожирения, включающая сбалансированный рацион питания и достаточный уровень двигательной активности дает наиболее выраженные результаты при систематическом подходе.

Литература:

Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры.– М.: Советский Спорт, 2007.– 296с.

Мкртумян, А. М. Снижение массы тела — залог коррекции метаболических нарушений у пациентов с ожирением // Качество жизни. Медицина. — 2010. — № 1. — С. 58–61

Строев Ю. И. Ожирение у подростков.– СПб: ЭЛБИ, 2006.– 216c. Патология жирового обмена (учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов)/ Сост.: проф. М. М. Миннебаев, Ф. И. Мухутдинова, проф. Бойчук СВ., доц. Л. Д. Зубаирова, доц. А. Ю. Теплов.– Казань: ПГАФК, 2006.– 11с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников

Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников...

Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников

Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников...

Открытый урок "Волейбол как средство повышения двигательной активности школьников" , 7 класс

В содержание данного урока входят: 1)комплекс ОРУ в парах с набивными мячами, 2)индивидуальные и парные упражнения с волейбольным мячом, 3)подвижные игры "Мяч в воздухе", "Лапта волейболистов", т...

ГИПОДИНАМИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ОТКЛОНЯЮЩИЙ РАЗВИТИЕ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

В настоящее время гиподинамия является одним  из предполагающих факторов возникновения ряд заболеваний у детей школьников. К сожалению, несмотря на усилия врачей по пропаганде физической активнос...

Двигательная активность в режиме дня.

Методическая разработка предназначена оказать помощь молодым учителям начальной школы, студентам очной и заочной     форм обучения, проходящим педагогическую практику в лицее, роди...

РЕЖИМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания школьниковСодержательные основы оздоровительной физической культурыФорма занятий физическими упражнениями в режиме д...