Современные методы работы со школьниками,имеющими хронические заболевания на уроках физической культуры
статья по физкультуре по теме
В статье рассматриваются вопросы ,связаннные с развитием школьников на уроках физкультуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Укрепление здоровья школьников на уроках физкультуры | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье человека закладывается еще в детстве. В наше время на фоне сложных экологических условий проблема здоровья детей стоит особенно остро. Поэтому очень важно научить ребенка вести здоровый образ жизни.
Современная школа призвана решать задачи повышения работоспособности и укрепления здоровья учащихся, особенно младших классов, правильно организовывать индивидуально-дифференцированный подход к детям с отклонениями в состоянии здоровья.
В наши дни очень много детей приходит в первый класс с отклонениями в состоянии здоровья. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды: высокая учебная нагрузка, несоответствие условий обучения и оборудования гигиеническим нормативам, неблагополучие психологического климата в школьных коллективах. Все это заставляет не только задуматься, но бить тревогу, поскольку через школу проходит все население страны и на этом этапе формируется индивидуальное здоровье детей и подростков.
Одно из важнейших слагаемых здоровья подрастающего поколения – систематические занятия физической культурой и спортом. Именно в них заложен огромный резерв сохранения здоровья, формирование умений использовать упражнения для самоусовершенствования и укрепления здоровья. Поэтому школа должна принимать меры, направленные на оздоровление детей. Эту проблему можно решить безболезненно и эффективно, реализуя комплекс психолого-педагогических и физиолого-гигиенических мер в общеобразовательном учреждении, направленных на сохранение здоровья детей. Третий урок физической культуры должен помочь решить имеющуюся проблему. Учитывая характер школьной патологии, целесообразно освоить комплексы физических упражнений, направленных на коррекцию осанки, профилактику и коррекцию плоскостопия и близорукости (комплексы дыхательных упражнений и упражнений для глаз). Таким образом, здоровьесберегающие подходы к организации третьего урока физической культуры позволят укрепить здоровье школьников и сформировать у них устойчивую мотивацию, направленную на свое здоровье уже с начальной школы, с I ступени обучения.
Здоровый образ жизни, к сожалению, не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Начало школьного обучения связано как с изменением уклада жизни детей, так и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов (первое полугодие) более всего соответствует 35-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамической паузы, разучиванию физических упражнений.
Лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока необходимо использовать на проведение физминуток в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождаются хоровым произношений четверостиший. Например:
Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)
И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания)
А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!
Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Упражнения для формирования правильной осанки:
Все ребята дружно встали (выпрямиться)
И на месте зашагали (ходьба на месте)
На носочках потянулись (руки поднять вверх)
А теперь назад прогнулись (прогнуться назад, руки положить на голову).
Как пружинки мы присели (присесть).
И тихонько разом сели (выпрямиться и сесть) [3,с.179]
Зрительная гимнастика.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали .(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево, вправо)
Ах, как солнце высоко.(Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками).
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдём, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево)
Вправо, влево повернём,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз).
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)[3,с.167]
Физминутки необходимо применять на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов. Часто на уроках провожу аутотренинги. Например, звучит спокойная музыка или пение птиц. Дети закрыли глаза. Учитель говорит: « Я на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто, растаял, в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по моему телу струиться приятное тепло. Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю ручки в горячий песок, им тепло. Так хочется работать, что-нибудь читать, размышлять, голова ясная. Я совсем не устал. Открываю глазки, как хорошо, что я на уроке». Такие аутотренинги позволяют снять напряжение и быстро восстановить работоспособность учеников.
Кроме игровых оздоровительных пауз, особенно в первом классе, систематически провожу нестандартные уроки. Это уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины и т.д. Такие уроки позволяют как можно дольше сохранять работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.
Работая над темой сохранения здоровья, я пришла к выводу, что необходимо увеличить двигательную активность детей. Для выполнения этой задачи нами проводятся следующие мероприятия:
1. Утренняя зарядка. Она проводится с музыкальным оформлением, которое способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения. (5 минут)
2. Игровые перемены. Подвижные игры провожу прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов (15 минут). Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
3. Спортивные соревнования между классами по легкой атлетике, футболу, подвижной игре «Снайпер», мини баскетболу и «Веселые старты».
4.. Дни здоровья. Раз в месяц провожу уроки, посвященные сохранению здоровья «В здоровом теле – здоровый дух». Например: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров», «У нас в гостях Зубная фея», « Осанка», « Профилактика простудных заболеваний», «Чистота-залог здоровья» и т.д. Во время этих уроков дети разучивают стихи, знакомятся с правилами здорового образа жизни. участвуют в викторинах .Приведу пример фрагмента одного из таких уроков. Тема урока «В гостях у Мойдодыра» . При закреплении изученного материала я часто использую загадки. Например:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его.
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится . (Мыло)
б) Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска)
в) Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик . (Ножницы)
г) Лёг в карман и караулит
Рёву , плаксу и грязнулю,
Им утрёт потоки слёз,
Не забудет и про нос. ( Носовой платок)
д) Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щётка)
Зачем нужны все эти предметы и как они помогают нам соблюдать правила личной гигиены?
Как микробы попадают в организм? Что необходимо делать, чтобы не заболеть? Для чего нужно соблюдать правила личной гигиены? Зачем надо бороться с вредными привычками? ( Ответы детей). По какой причине у некоторых людей возникают вредные привычки? Чем их можно заменить? (Обсуждение детей и ответы)
Из любопытства. От скуки. Для поднятия авторитета среди друзей. За компанию. Чтобы почувствовать себя взрослым. | Заняться любым интересным делом: спортом, танцами, рукоделием, чтением… делом, в котором вы можете себя реализовать. |
В результате проведения таких занятий у детей формируется положительная мотивация к соблюдению правил личной гигиены, прививается негативное отношение к вредным привычкам. В своей работе особое внимание уделяю работе с родителями, потому что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться семья. В нашей школе активно внедряются активные методы и формы работы с семьей. Стало уже традицией проведение физкультурных развлечений для родителей и детей. Можно выделить такие мероприятия: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Встреча с родителями: шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие. После таких мероприятий, дети и родители лучше понимают друг друга, получают большой эмоциональный заряд.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом . Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у школьников появится привычка к занятиям спортом, будут решены многие проблемы ,связанные с сохранением здоровья.
Проведение уроков здоровья, внеклассных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни, проведение физминуток, игровых перемен, нестандартных уроков и т.д. позволило мне решить целый ряд задач: повысить уровень культуры здоровья учащихся, сохранить и укрепить здоровье, снизить заболеваемость наиболее распространёнными заболеваниями, увеличить двигательную активность, улучшить психоэмоциональное состояние (повышение уверенности в себе, сосредоточенности, собранности, улучшение работоспособности, снижение личной тревожности, улучшение сна, его нормализация). В этом и состоит суть здоровьесберегающих технологий.
Литература:
1. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках /С.В.Бутова //«Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
2. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета /А .А. Дронов // «Начальная школа», 2006, № 3.- С. 53.
3.Ковалько В.И. Школа физминуток /В.И.Ковалько- Москва, «ВАКО»,2007,-С.167,179.
4. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра /Е.П. Митина//«Начальная школа», 2006, - № 6. С. 56.
5. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе /Л.В.Нестерова // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.
6. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина/ Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
7. Симкина П.Л. Уроки здоровья /П.Л. Симкина-Москва, «Амрита-Русь». 2011,с 17-22
8. «Физическая культура в школе», 2012, - №1. С.50-51. Бурханов А.И. Важное звено здоровьесберегающего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода сопряженных воздействий в подготовке учащихся — баскетболистов на уроках физической культуры.
Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательн...
метод. разработка "Методические рекомендации и обучение скиппингу на уроках физической культуры."
В разработке описаны: -причины гипокинезии;-история возникновения скакалки и скиппинга;-обоснование полезности использования скиппинга на уроках физкультуры;-виды прыжков и техника их выполнения;-мето...
Средства и методы формирования правильной осанки у младших школьников на уроках физической культуры"
Данный материал содержит полезную информацию, которую можно использовать при проведении уроков. Также указаны средства и методы для формирования правильной осанки....
Статья с рекомендациями по профилактике простудных заболеваний на уроках физической культуры. Без болезней и простуд.
При простудных заболеваниях, особенно с осложнениями в виде насморка, кашля и лихорадки, противопоказаны утомляющие физические нагрузки. Однако небольшая акти...
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры
СодержаниеМетоды, формы и средства организации деятельности учащихся:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение...
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры
Основные методы, используемые на уроках физической культуры:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуальный.Методы, направленные на совершенствование и развитие физических спосо...
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры
Основные методы, используемые на уроках физической культуры:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуальный.Методы, направленные на совершенствование и развитие физических спосо...