Статья с рекомендациями по профилактике простудных заболеваний на уроках физической культуры. Без болезней и простуд.
статья по физкультуре

       При простудных заболеваниях, особенно с осложнениями в виде насморка, кашля и лихорадки, противопоказаны утомляющие физические нагрузки. Однако небольшая активность полезна — она дает стимул иммунитету, а отдельные упражнения направленно воздействуют на ослабленные системы и органы. Несложная в исполнении йога при простуде поспособствует ускорению процесса выздоровления.   В представленном комплексе использованы элементы точечного массажа биологически активных точек, дыхательных упражнений йоговской пранаямы и специальные статические позы системы хатха-йоги. Все упражнения просты в использовании  и, по мнению специалистов, являются чрезвычайно эффективными для укрепления здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_bolezney_i_prostud.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Без болезней и простуд

Статья с рекомендациями по профилактике простудных заболеваний на уроках физической культуры

       При простудных заболеваниях, особенно с осложнениями в виде насморка, кашля и лихорадки, противопоказаны утомляющие физические нагрузки. Однако небольшая активность полезна — она дает стимул иммунитету, а отдельные упражнения направленно воздействуют на ослабленные системы и органы. Несложная в исполнении йога при простуде поспособствует ускорению процесса выздоровления.   В представленном комплексе использованы элементы точечного массажа биологически активных точек, дыхательных упражнений йоговской пранаямы и специальные статические позы системы хатха-йоги. Все упражнения просты в использовании  и, по мнению специалистов, являются чрезвычайно эффективными для укрепления здоровья.

       На уроках физической культуры эти упражнения выполняют  в начале урока. Помимо оздоровительного эффекта, они способствуют концентрации внимания занимающихся младших школьников, подготовке организма  к предстоящей работе. Упражнения выполняются всеми учащимися одновременно, не требует специального оборудования, и занимают, в зависимости от тренированности школьников, 2-7 минут.              Все указанные упражнения необходимо выполнять не торопясь. Если у учителя физкультуры недостает времени на выполнение учениками  всего комплекса, его можно упростить.

       

         Упр.1.  И.п.- стоя. Выполнение массажных движений  в области крыльев носа. Ладонью левой руки закрыть рот, большим пальцем прижать левую ноздрю около крыла носа. Остальные пальцы легко касаются правой щеки. Правая рука поддерживает левую руку снизу. Обеими руками выполнять круговые движения таким образом, чтобы большой палец левой руки прижимал углубление у ноздри. Сделав 8 таких вращений, руки поменять местами: правая рука кладется на лицо, ладонью к щеке, большой палец правой руки прижимает основание правого крыла носа, левая рука поддерживает правую руку снизу, вращения выполняют 8 раз.

         Упр.2.  И.п.- стоя, руки опущены вниз. Сделать глубокий вдох и быстрый выдох. Соотношения времени вдоха и выдоха примерно 3:1. Выполнить от 5 до 10 раз.

         Упр.3.  И.п.- стоя, руки опущены вниз. Быстро вдыхать и выдыхать 8-10 раз, завершая упражнение глубоким вдохом и медленным выдохом.

         Упр.4.  И.п.- сидя на коленях. Сделав полный вдох и задержав дыхание, высунуть язык как можно дальше вперед, напрячь мышцы лица, глаза максимально расширить, мышцы шеи напрячь с максимальной силой, пальцы рук развести в стороны с максимальной силой. Держать позу в течение 4-7 сек. После этого расслабить все мышцы и выдержать паузу отдыха в 10 сек.

          Упр.5.  И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги до угла 90 градусов, затем с помощью рук поднять таз. Туловище в данной позе опирается на локти. Голову от пола не отрывать, дыхание произвольное. После выдерживания позы 10-20 сек. Медленно вернуться в исходное положение.

          Упр.6.  И.п - лежа на спине , руки вдоль туловища. Подняв ноги под углом 90 градусов и не сгибая их в коленях, занять положение, описанное в предыдущем упражнении. Затем, вытягивая ноги вверх до вертикального положения, опереться туловищем о плечи и заднюю часть шеи. Дыхание спокойное, размеренное. Подбородок упирается в грудную кость, руки поддерживают туловище в области задней части грудной клетки. Выполнять от 10 до 20 сек.

          Упр.7.  Выполняют сразу после упр.6.  И.п. - лежа на спине руки вдоль туловища, ноги вместе. Медленно наклоняясь вперёд, согнуться в пояснице и взяться руками за пальцы ног. С учётом гибкости каждый учащийся выполняет наклон в доступной ему степени - в идеальном случае нужно коснуться лбом коленей. Зафиксировав это положение от 10 до 20 сек., вернуться в и.п.                                                                                                                                              

         Для профилактики простудных заболеваний необходимо учить детей  правильному дыханию. Потребность организма в кислороде удовлетворяется у здорового ребёнка существующим механизмом автоматического и поочерёдного включения вдоха, а затем выдоха, действующим без включения сознания. Благодаря этому механизму в организм поступает столько кислорода, сколько требует сиюминутная деятельность.

При интенсивной мышечной работе (быстрая ходьба, бег, гимнастика, подвижные игры) ситуация меняется - кислорода нужно много, а ресурсы автоматического регулирования исчерпаны. Вот здесь необходимо сознательное управление актами вдоха и выдоха. Необходимо обучать ребёнка правильному дыханию, для этого надо добиться, чтобы он делал глубокий выдох. Это важно для максимальной вентиляции альвеол лёгких. Вдох при этом осуществляется сам собой, рефлекторно, и будет достаточно глубоким. Это необычный способ дыхания, но ребёнок быстро его освоит. Важно также научить ребёнка дышать носом, а не ртом.

Упражнения для развития носового дыхания

1.  Лёгкое поглаживание носа вверх, вокруг глаз - 8 раз.

2.  Постукивание средним пальцем как молоточком - 10-12 раз.

3.  Сморщить нос, попытаться собрать его в складочки.

4.  Раздуть крылья носа, потом почти закрыть.

5.  Похлопать средним пальцем по ноздрям.

6.  Похлопать пальцами по носу слева, справа, затем по лбу и щекам и около носа.

7.  Потереть под носом по перегородке, поднимая слегка кончик носа.

8. Закрыть левую ноздрю - вдох, затем правую.

Гимнастика и массаж горла

1. Слегка погладить правой рукой шею влево до уха, поворачивая голову влево.

2. То же, слегка разминая пальцами мышцы шей.

3. Слегка гладить горло и верхнюю часть груди то левой, то правой рукой. Вверх сильнее, вниз слабее.

4. Похлопать ладонью шею и верхнюю часть груди.

5. Тихо произносить «А-Я-О-С-У-Ю-И-З-С».

6. Повторить гласные звуки совсем беззвучно, стараясь шире раскрыть рот.

7.  Наклонить голову вниз, выпрямляясь, а затем, наклоняясь назад, несколько секунд подержать её прямо, потом наклониться вправо.

Любое обучение движениям должно носить воспитывающий характер. У младших школьников, в процессе игр, занятий гимнастикой, спортивных развлечений важно развивать не только желание к совместным их действиям быть здоровыми и сильными, но и стремление к дружбе, взаимопомощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Формирование положительного отношения и интереса школьников к урокам физической культуры и самостоятельным занятиям"

АКТУАЛЬНОСТЬ.Подвижные игры на уроках физической культуры, младшие школьники.В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации. Подвижные игры позволяют ...

Методические рекомендации по формированию навыка самостоятельности на уроках физическая культура

Используя методические рекомендации на уроках позволяют значительно повысить физическую подготовленность  учащихся...

Профилактика нарушений осанки на уроках физической культуры

Дети младшего школьного возраста при длительном сидении за партой испытывают повышенную нагрузку на все органы и системы организма, в том числе и на опорно-двигательную систему, которая в этом возраст...

Методические рекомендации использования тувинских подвижных игр на уроках физической культуры

традиционная физическая культура как часть народной культуры должна занять достойное место в учебном процессе воспитания детей и в физическом их совершенствовании....

Современные методы работы со школьниками,имеющими хронические заболевания на уроках физической культуры

В статье рассматриваются вопросы ,связаннные с развитием школьников на уроках физкультуры...

Методические рекомендации по теме "Предупреждение травматизма на уроках физической культуры"

Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. В соблюдении техники...

Профилактика детского травматизма на уроках физической культуры.

На занятиях физической культуры школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с исп...