Система внеклассных мероприятий по формированию нравственности и патриотизма подрастающего поколения
презентация к уроку по физкультуре на тему

Воробьёва Наталья Юрьевна

В современном обществе патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Цель работы по патриотическому воспитанию - развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

- приобщение учащихся к началам народной культуры;

- формирование интереса к истории русского народа, уважение к  памятникам истории Отечества;

- воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- утверждение в сознании и чувствах подрастающего поколения  патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

- создание  эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 7».

«Система внеклассных мероприятий по формированию нравственности и патриотизма подрастающего поколения».

Воробьева Наталья Юрьевна,

учитель физической культуры

г. Нижняя Тура

2015г.


Оглавление.

 I. Введение ……………………………………………………………………………………….3

II. Основная часть………………………………………………………………………………...4

Глава 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России……………………………………………………………………………………………..4

Глава 2. Мероприятия по патриотическому воспитанию……………………………………..6

III. Заключительная часть………………………………………………………………………..9

Библиографический список…………………………………………………………………….10

Приложения:

Приложение 1……………………………………………………………………………………11

Приложение 2……………………………………………………………………………………13

Приложение 3……………………………………………………………………………………15

Введение.

В современном обществе патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Цель работы по патриотическому воспитанию - развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

- приобщение учащихся к началам народной культуры;

- формирование интереса к истории русского народа, уважение к  памятникам истории Отечества;

- воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- утверждение в сознании и чувствах подрастающего поколения  патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

- создание  эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей.

Основными направлениями работы по патриотическому воспитанию являются:

-    физкультурно-оздоровительная деятельность;

-   историко-патриотическая деятельность;

-   национально -  патриотическая деятельность;

-   военно - спортивная деятельность.

В воспитании подрастающего поколения ведущую роль выполняет курс «Основы безопасности жизнедеятельности», поэтому проблема разработки теории патриотического воспитания учащейся молодежи приобретают в современных условиях особую актуальность.

Обоснование актуальности. Подрастают дети. Из маленьких, беспомощных детишек они превращаются в подростков. В наше время значительная часть молодежи депатриотизирована, широкое распространение получили эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб.

 Именно поэтому возрастает необходимость в возрождении авторитета России, ее армии. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

Основная часть.

Глава 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Патриотическое воспитание в комплексе имеет несколько составляющих направлений: урочная деятельность, общешкольные мероприятия, уроки мужества, экскурсии, спортивная деятельность, военно-патриотический клуб «Русичи», поведение в экстремальных условиях, подготовка к конкурсам и олимпиадам.

Концепция фундаментального ядра содержания общего образования трактует важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли».

Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно.

Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны.

Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания.

Патриотизм проявляется в способности гордиться своей страной, защищать ее ценности, в первую очередь свободу и независимость, чтить и хранить вековые традиции. Традиции - это оплот любой нации. Человек, люди, страна – тот, кто отказывается от своих традиций, своих национальных ценностей и святынь, рискует лишиться своих «корней» в истории, своей свободы и независимости, так как рано или поздно начнет жить в пространстве традиций, идеалов и ценностей других наций. Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации.

Чтобы страна самостоятельно развивалась, необходимо охранять и отстаивать традиции, территорию, культуру, язык, верования. Это способны сделать те, кто грамотно выстраивает свои взаимоотношения со страной, в которой живет и на благо которой трудится. Таким образом, происходит становление Гражданина своей страны. Человек занимается познанием себя и поиском своего места в стране, жизни. У человека как гражданина своей страны формируется чувство ответственности за свои поступки, за верность идеалам и сохранность собственных традиций и ценностей. А это воспитывает личность, делает ее совершеннее.

В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

         Нравственное воспитание направлено на формирование у учащихся таких высоких нравственных качеств, как любовь к Родине, коллективизм, дружба, товарищество, трудолюбие, дисциплинированность, честность, культура поведения и др.

Задача состоит в том, чтобы в каждом направлении воспитания найти и определить его нравственный аспект, идет ли речь об учебной, общественно полезной или любой другой деятельности воспитанников.

У нравственного воспитания имеется своя специфика. Она вытекает из особенностей формирования морального сознания, предполагающего превращение внешних требований к человеку в его внутренние, нравственные убеждения. В силу этого процесс нравственно-патриотического воспитания в нашей школе представлен следующим образом:

- передача знаний о правилах и принципах поведения. На это нацелено этическое просвещение учащихся;

- использование специальных педагогических приемов с учетом возрастных особенностей учащихся для формирования моральных качеств, что возможно достичь путем индивидуального подхода, глубокого знания их психологической и общественной характеристики;

- воздействие силой положительного примера взрослого – педагога. Такой подход к нравственно-патриотическому воспитанию опирается на способность детей не только руководствоваться в своем поведении хорошим примером, но и подражать педагогу;

- создание в детском коллективе атмосферы уважения к образцам высоконравственного поведения и наоборот, решительного осуждения отклонений от этических норм.

Важнейшим условием и средством нравственного воспитания является коллектив. Только в повседневном общении с товарищами, с другими людьми, в процессе достижения общих целей учащиеся могут достаточно полно осознать нормы нашей этики, выработать в себе гражданское сознание, взгляды, убеждения, навыки и привычки общественного поведения.

В формировании сферы личности наряду с непосредственной деятельностью большое значение имеет этическое просвещение.

Организуя этическую беседу, мы придерживаемся ряда важных правил: не рассуждать вообще, а вести предметный разговор о моральных нормах и нравственных ценностях применительно к конкретной ситуации; иллюстрировать свой рассказ интересными примерами, фактами, событиями. Придерживаемся в беседе четкой логики; постоянно направляем ход беседы в нужное русло; тактично и дифференцированно реагируем на все высказывания ребят; стремимся к установлению во время беседы дружеского, приветливого тона; к созданию условий, возможностей для активного проявления детьми их жизненной позиции, самостоятельности.

Самым непосредственным образом с нравственным воспитанием в условиях школы связана работа по формированию правосознания и воспитанию гражданской ответственности учащихся.

Задача состоит в том, чтобы выработать у каждого не только общее представление о законах государства, об основных правах и обязанностях граждан, о правилах поведения в общественных местах, но и сформировать стремление к глубокому усвоению элементарных знаний о государстве и праве, понимания личной ответственности за свои действия и поступки, потребность соблюдать и охранять правопорядок.

Глава 2. Мероприятия по патриотическому воспитанию.

Воспитательный процесс в школе идет непрерывно и не только на занятиях в классе, когда проводятся беседы, внеклассное чтение и различные общешкольные мероприятия, посвященные таким праздникам, как день Победы, день Всенародного единства, День Защитника Отечества и др.

С этой целью в нашей школе совместно с классными руководителями и педагогом-организатором готовят и проводят беседы на темы: «Устав школы – основной закон школьной жизни», «Твои права и обязанности», «Личная ответственность школьника», «Тебе до всего есть дело», «Моя милиция меня бережет».  Например, если темы дружбы и патриотизма для детей младших классов озаглавливаем «Мы – дружные ребята», «Наша Родина самая лучшая», то для V – VII классов эти же темы названы так: «Чего я требую от своего друга», «Долг наследника  перед Родиной». Для старших классов их названия трансформируются: «О дружбе и любви», «Что ты вкладываешь в понятие «патриотизм»?».   Традиционными в школе стали тематические вечера по правилам дорожного движения, вечера вопросов и ответов с приглашением работников милиции, инспекции по делам несовершеннолетних.

Органической частью нравственного воспитания школьников является формирование убежденности в необходимости охраны природы. Для этой цели проводятся  экскурсии в природу. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с засыпанными и загрязненными родниками. Очистить родник от мусора – дело рук каждого. Если экскурсия проводится в местности, для поверхности которой характерны овраги, балки, то и здесь дети могут с помощью взрослых, навести порядок.

Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Жестокость детей к животным, которую можно заметить в отдельных случаях, чаще проявляется неосознанно. Так, во время экскурсии к водоему нередко можно видеть ребят, которые, заметив лягушек, начинают бросать в них камни. Учитель объясняет им, что лягушки – полезные животные, а полезных животных человек всегда оберегает, заботится о них.

Каждый год проводиться  опрос детей, о том знают ли они, кто в их семье из старшего поколения воевал в ВОВ. Участников войны осталось совсем немного, но устные рассказы обычно передаются из поколения в поколения. Беседы, чтения произведений военно-патриотического характера побуждают детей глубже интересоваться историей своих прадедов, их жизнью пришедшей на военные годы. Отсюда и пошла связь поколений – передача огромного опыта ветеранов, которые много пережили в те далекие годы. Прожили  жизнь, полную трудностей  и потерь.

Апофеозом такой работы стало общешкольное мероприятия, приуроченное всенародному празднику 23 февраля  «Смотр строя и песни», куда были приглашены ветераны, чья молодость пришлась на годы войны.

Учащиеся 1-4 классов, подготовившие праздник, с взволнованно-задушевным исполнением песен войны вызвали теплую реакцию у пришедших ветеранов, что естественно способствовало возникновению высоко-эмоционально-патриотической атмосферы у всех участников праздника. Видя слезы людей, проживших жизнь, полную трудностей, потерь, решений и не растерявших жизнелюбия, человеколюбия и любви к многострадальной своей Родине, дети без сомнения получают живой теплый урок, толчок формирования патриотического сознания. Ощутить себя частицей вершащейся истории своей Родины можно только посредством связи поколений, что и происходит при живой работе с взрослыми и детьми. Но воспитание патриотических чувств это не только экскурс в прошлое Родины, но и жизнь в ритме событий современности. Каждый день происходят события, где действующими лицами становятся не личности, а страны, где мы – огромное сообщество сограждан, называемое одним коротким словом «Россия».

Не менее важную роль в патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества. Вся работа, проводимая по патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего.

Обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, Днях воинской славы,  встречаются с ветеранами войны, участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию.

Прежде всего, это "Зарница”, которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Опыт проведения игры "Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. "Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

         Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения должно осуществляться посредством живой, практической деятельности. Особенно это важно для наших детей, ведь им легче усвоить морально-гражданские ценности не устным назиданием, а наглядным методом – увидеть, потрогать, запомнить.  Особенно это важно сейчас в век больших и сомнительных соблазнов, таких как деньги, богатство, «крутые» машины и многое другое, что уводит с пути становления личности как гражданина, патриота своей Родины.

В настоящее время человек может считать себя полноправным гражданином государства только в том случае, если он знает законы этого государства. Поэтому в школе в настоящее время большое внимание уделяется правовому воспитанию, воспитанию гражданственности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения во все времена являлось важнейшей задачей школы. Создание условий для воспитания достойных граждан страны, способных встать на защиту своего Отечества, вышло сегодня на передний план. Возрождение чувства патриотизма, верности идеалам, любви к Родине - одна из важнейших воспитательных задач школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование любви к Родине, чувства гордости за свое Отечество, за свой народ, уважения к его великим свершениям, готовности к защите своей страны.

Основной задачей каждого классного руководителя должна стать работа, направленная на формирование гражданской компетентности личности, неразрывно связанной с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

Необходимо обращать сознание детей к отечественной истории, формировать у них самостоятельное представление самоценности России. Повседневным смыслом каждого подростка должно стать уважение к России, к ее истории, народным традициям. У старших школьников начинает формироваться стремление к проявлению героизма, которое требует реализации. Если это стремление оставить невостребованным, подростки могут найти применение своим возможностям в антиобщественных, террористических организациях, количество которых растет с каждым годом.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г., сказано, что система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

Мероприятия по патриотическому воспитанию:

1.Тематические классные часы:

 «Герои и подвиги», «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего» и т.д..

2. Конкурсы:  «Смотр строя и песни», «Богатырские забавы», «Патриот», «Зарница»;

    Конкурс патриотической песни

    Конкурс рисунков  «Война глазами детей»;

3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами;

4. Мероприятия:  День пожилого человека, Встречи с  ветеранами «Уроки Памяти», Митинг, посвященный 9 мая;

5. Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы;

6. Проведение памятных дней:  День Победы; День вывода войск из Афганистана; День защитников Отечества;

7. Возложение венков и цветов

8. Проведение легкоатлетического кросса для обучающихся, посвященного  Дню Победы.

Когда я стала классным руководителем пятого класса, я четко и ясно понимала, что на мне лежит огромная ответственность за то, какими мои дети станут гражданами великой России, как смогут адаптироваться к жизни среди старших товарищей.
           Воспитательных задач я ставила перед собой множество. Но при этом сразу выделила, на мой взгляд, самую важную, приоритетную - воспитывать своих пятиклашек в атмосфере любви, заботы, бережного отношения друг к другу, уважительного отношения к старшему поколению, любящими свою Родину, семью школу. 
     Первым большим мероприятием, которое я организовала для детей, было посещение клуба «Русичи», которым руководит В.Н. Орлов.

С трепетом и волнением заходили мои маленькие дети в зал и слушали рассказы Великой Отечественной войны: про искореженные во время боя автоматы и пулеметы, каски русских и немецких солдат, неразорвавшиеся снаряды и штыки,

гильзы и патроны.

С интересом и волнением слушали дети о погибших в Великую Отечественную.
Самое главное, что не было равнодушных детей. Я чувствовала, что в душах моих учеников происходит нечто важное и очень серьезное, что не позволит им быть равнодушными и бессердечными, эгоистичными и пассивными. «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых», — писал маршал К.К. Рокоссовский.
 

Участие в различных митингах и внешкольных мероприятиях символизирует о единстве и сплоченности, что наращивает возможности в обширном привлечении молодёжи к историко-культурному наследию.

Следовательно, все мероприятия по патриотическому воспитанию должны быть направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Но единственного, уникального рецепта повышения уровня гражданско-патриотического сознания не существует.


Заключительная часть.

Подводя итоги, можно утверждать, что патриотизм у подрастающего поколения переживает не самые легкие времена.

Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по воспитанию патриотизма в подрастающем поколении.

Образование и воспитание школьников должно быть построено на началах культуры патриотического воспитания.

Воспитание в области патриотического воспитания осуществлялось всегда - от момента рождения человека до конца его жизни - родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно, а, главное, стихийно. Новая эпоха требует формирования культуры безопасности на основе применения научных подходов и системного включения вопросов безопасности в образование подрастающего поколения.

Именно нацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание подростками и молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ на молодежное творчество и активность дают огромный позитивный импульс освоению ценностей патриотизма, резко повышает его эффективность и воздействие на общественное сознание, самовоспитание и самосовершенствование.

В современной ситуации развития России, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание населения, особенно молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни.

Развивая чувство патриотизма и любви к Родине у нового поколения можно обеспечить стране будущее.

Передача огромного опыта ветеранов, дедов, прадедов, которые много пережили в те далекие годы. Прожили  жизнь, полную трудностей  и потерь, чья молодость пришлась на годы войны, что естественно способствовало возникновению высоко-эмоционально-патриотической атмосферы у детей.  Видя слезы людей, проживших жизнь, полную трудностей, потерь, решений и не растерявших жизнелюбия, человеколюбия и любви к многострадальной своей Родине, дети без сомнения получили живой теплый урок, толчок формирования патриотического сознания. Ощутить себя частицей вершащейся истории своей Родины посредством связи поколений.

Необходимо продолжать качественное развитие системы патриотического воспитания граждан, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение  задач поддержания общественной и экономической стабильности.

Библиографический список.

1. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974. − 223 с.

2. Быкова А. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла, в журнале « Воспитание школьников» № 6 2003г., № 10 2005 г.

3. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

4. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

5. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи, 2007, с.98.

6. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

7.  Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г.г.».

8. Гофман Ж.И. Военно-патриотическое и интернациональное воспитание на уроках начальной военной подготовки.- М.: Высшая школа, 1985, с.109.

9. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уро-ков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

10. Федеральная целевая программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, увековечение памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества”.

Приложение 1.

Тематика классных часов и бесед патриотической направленности

для учащихся 1-11 классов школы

1 класс

1. «История моего имени и фамилии».

2. «Герб, флаг, гимн России».

3. «Вот она, какая моя Родина большая».

4. «Я – Россиянин».

2 класс

1. «История моей улицы».

2. «Мои семейные реликвии»

3. «Славные сыны нашего Отечества»

3 класс

1. «История моего поселка ».

2. «Моя родословная».

3. «Обычаи и традиции русского народа».

4 класс

1. «Мои предки в труде и в бою».

2. «Обычаи и традиции народов России»

3. «Красота русской природы»

5 класс

1. «Что значит любить Родину?».

2. «Духовное наследие России».

3. «Защищать Родину – это почётный долг».

6 класс

1. «Литературное наследие России».

2. «Отец, Отчизна, Отечество».

3. «Праздники русского народа».

7 класс

1. «Праздники народов России».

2. «Искусство России и земли самарской»

3. «Жители  в годы Великой Отечественной

войны».

8. класс

1. «Гражданин ли я России».

2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».

3. «Русские за границей».

9 класс

1. «Обязанность, долг, присяга».

2. «Я патриот своей Родины?».

3. «Дети на защите Отечества».

10 класс

1. «Можно ли меня назвать гражданином России?».

2. «Достижения русских учёных и изобретателей».

3. «Мои замечательные земляки».

11 класс

1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».

2. «За что я люблю Россию?».

3. «Народ и я – единая семья»

Приложение 2

Положение о проведении военно - спортивной игры „Зарница"

Цели и задачи: совершенствование военно-патриотического воспитания подростков; развитие инициативы и самостоятельности, учащихся на основе игровой деятельности; воспитание патриота и гражданина; формирование умений и навыков действия в чрезвычайных ситуациях, развитие физических и духовных качеств, укрепление здоровья.

Участники: 5-7 классы

Для участия в игре прибывает класс - отряд юнармейцев в полном составе /кроме освобождённых от физкультуры/.

Время и место проведения: игра проводится 14 февраля 2015 г. на территории школы.

Начало в 11.00

Состав:

Командир /имеет отличительный значок /красная лента/ выше эмблемы на рукаве/

1. Разведчики - 3 человека

2. Саперы - 3 чел.

3. Гранатометчики - 2 чел.

4. Санитары - 3 чел ./одна санитарная сумка с необходимыми медикаментами/

5. Топографы - 2 чел./определение азимута/

6. Юные инспектора дорожного движения - 2 чел.

7. ГО- 2 чел. /знать порядок действий в условиях стихийных бедствий, аварий и т.п./

8. Юные пожарные - 2 чел.

Ход игры

Отряды стартуют согласно жеребьевке с интервалом 5 минут.

I.        Минное поле. Саперы ищут щупами 6 мин.: 1-й сдает найденные мины судье;

II.        2-й собирает щупы; 3-й сообщает отряду.

III.        Разведчики -3 человека - ищут танки.

IV.        Метание гранаты /З штуки/

V.        ГО /зараженная зона/ - в противогазах.(ватно-марлевых повязках)

VI.        Санпост /оказание первой медицинской помощи/

VII.        ЮИД /знание правил дорожного движения/

VIII.        I. Преодоление препятствия “паутина”

IX.        Топографы / определение азимута/.

X.        Юные пожарные /знание правил противопожарной безопасности/

XI.        Марш-бросок до финиша с криком “Ура!!!” /зачет времени по последнему участнику/

XII.        . Выпуск боевого листа - 15 минут /редакционная коллегия, иметь фломастеры, маркеры, 1/2 ватмана/

Награждение и подведение итогов.

Положение о смотре юнармейских отрядов

Цели и задачи: формирование у молодежи положительного мнения о службе в Вооруженных Силах, подготовка молодежи к службе в рядах ВС РФ. Сохранение исторической памяти, традиций, преемственности поколений. Совершенствование методов и форм военно-патриотической работы.

Место и проведение: 20 февраля 2015 г. в 13.30 ч., спортзал школы.

Участники: учащиеся 5-8 классов, 12 человек + командир.

Экипировка: единая форма, на груди эмблема отряда.

Этапы:

1. Строевой конкурс “С песней по жизни”.

Участвует вся команда. Проверяется: внешний вид, строевая стойка, ответ на приветствие, повороты на месте в 1-шереножном строе, расчёт, перестроение из 1-шереножного в 2-шереножный строй, повороты на месте в 2-шереножном строе, перестроение в колонну по три, движение строевым шагом с песней, отдание воинской чести в движении, действия командира.

2. Конкурс “Страницы истории”.

Участвуют по 6 человек от отряда. Вопросы охватывают период Великой Отечественной войны, блокада Ленинграда.

3. Состязание “Снайперская дуэль”.

Участвуют 2 человека от отряда (юноша и девушка), каждый делает по 3 выстрела.

4. Состязание “ Сильные и ловкие”.

Подтягивание на перекладине (по 2 юноши от отряда).

Челночный бег (3 юноши и 3 девушки от отряда).

Положение о проведении конкурса “А НУ-КА, ПАРНИ!”,

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

1.        Пропаганда здорового образа жизни.

2.        Привлечение учащихся к занятиям физической культурой и

спортом, воспитание чувства товарищества.

3.        Совершенствование культурно-массовой и учебно- спортивной

работы школы.

4.        Определение сильнейшей команды.

ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ.

Конкурс “А ну-ка, парни!” проводится 18 февраля 2015г. в спортивном зале. Начало в 13ч.10мин.

УЧАСТНИКИ КОНКУРСА.

К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 7-9 - х классов, в составе 5 человек.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ.

Построение. Представление команд жюри (название, девиз, эмблемы).

ХОД КОНКУРСА

1.        Эстафета с теннисными мячами.

2.        Подтягивание на количество раз (участвуют все участники).

3.        Конкурс капитанов.

4.        АРМ реслинг (по 1 участнику).

5.        Лазание по канату (по 1 участнику).

6.        Перетягивание каната.

7.        Комбинированная эстафета.

8.        Конкурс знатоков (вопросы военно-спортивной тематики).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

НАГРАЖДЕНИЕ

Приложение 3

Сценарий спортивного праздника «Хочется мальчишкам в Армии служить!»

Цель:

развивать двигательные навыки: силу, быстроту, выносливость, координацию; воспитывать чувство патриотизма у дошкольников, уважение к историческому прошлому страны;

воспитывать дружелюбие, стремление к взаимовыручке;

создать положительный эмоциональный настрой;

способствовать привлечению родителей к спортивной жизни детского сада.

Участники: 2 команды - в каждой 5 пап с сыновьями.

Ведущий: Мы приглашаем в зал команды, которые будут сегодня соревноваться в силе, ловкости, военной выправке, умении ориентироваться в экстремальных условиях, т.е. проявят те качества, которые отличают настоящих воинов – защитников Отечества.

Дети под марш входят вместе с папами в зал, украшенный соответственно тематике праздника.

1-й ребенок

Наши дедушки и папы очень славные солдаты. Подрастем и мы с тобой, будем в Армии родной.

Пусть салют цветет зимой для солдат Отечества. Пусть царит над всей Землей мир для человечества!

Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы поздравить наших дедушек, пап, мальчиков и всех гостей с замечательным праздником – Днем Победы и пожелать всем мира на земле! Ну а наши участники покажут нам свою удаль. Предлагаю командам сделать круг почета и приготовиться к первому конкурсу.

Ведущий: Сейчас мы оценим скорость и спортивную подготовку наших мужчин.

1. «Пройди полосу препятствия» (перепрыгивают через препятствие, пролезают в тоннель, оббегают ориентир, возвращаются и передают эстафету следующему. Выигрывает команда, первой прибежавшая)

2. «Передай донесение» (команды строятся в шеренги, расстояние между участниками 1-1,5 шага. Передаем мяч по очереди друг другу; поворот кругом, передаем мяч капитану команды. Выигрывает команда, мяч которой первым дошел до капитана)

3. «Собери рюкзак» ( игроки добегают до скамьи, проползают по ней, добегают до ориентира, возле которого лежит рюкзак , отдельно вещи. Каждый участник берет один предмет, кладет его в рюкзак, оббегает ориентир и бежит обратно, передает эстафету)

Ведущий: Предлагаю нашим спортсменам присесть и отдохнуть.

Музыкальная пауза. Песня «Бравые солдаты».

Ведущий: Я думаю, что всем интересно узнать результаты прошедших эстафет. Разрешите представить наших судей (представляет судей), слово предоставляется главному судье.

Девочка:

В душе каждый папа – ну просто мальчишка,

Бывает, ведет себя как шалунишка, поэтому следует им разрешать,

Пусть редко, но все же мальчишками стать!

4. «Отбой – подъем» (Папы одеты в шапки, куртки, в руках – коврик. Папа добегает до определенного места, снимает шапку, куртку, расстилает коврик, ложиться, встает, одевается, бежит к своей команде и передает атрибуты следующему участнику. Выигрывает та команда, участники которой первыми справились с заданием)

5. «Саперы». (пробежать «змейкой», не задев препятствия, оббежать ориентир, передать эстафету следующему. Выигрывает команда, прибежавшая первой, не задевшая препятствия)

6. «Построй крепость». ( у каждого участника в руках элемент мягкого конструктора. Каждый участник добегает до ориентира, ставит свой элемент конструктора, выстраивая «крепость», возвращается обратно, передает эстафету. Выигрывает команда, первая построившая «крепость»)

Ведущий: Отдохнуть пришла пора.

Ведущий: А сейчас пришло время для самой главной эстафеты, в которой наши мужчины покажут свою силу и умение трудиться дружно. Приглашаю команды на старт

7. «Перетягивание каната»

Музыкальная пауза.

Ведущий: А сейчас слово предоставляется нашим уважаемым судьям.

Подведение итогов, награждение, приветственное слово и поздравления главного судьи

Сценарий спортивного  праздника «Русские богатыри»

Цель:

привлечь к спортивной жизни детского сада родителей;

развивать двигательные навыки детей;

воспитывать гордость за свою страну, свой народ, дружелюбие, стремление к взаимовыручке;

создать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.

Оборудование: секундомер, два ориентира, два стула, две рубахи, две шапки, две пары лаптей, два кушака, два меча, два фитбола для взрослых, два фитбола для детей, канат

Ход праздника

Вед. Давным–давно на высоком холме стоял Нижний град. Опоясывал его земляной вал, окружали рвы. С зеленых холмов Нижегородских далеко было видно. Видны были пригороды, широкая матушка-Волга, тучные пахотные земли, сосновые леса. А за лесами раскинулись степи – без конца и без края. Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль: не видно ли вражеских костров, не слышно ли топота чужих коней. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в праздник Дня защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела ратные, по честь богатырскую, про удаль молодецкую. Начнем забавы богатырские. Представляю вам седей неподкупных, компетентных.

I.        Забава первая. «Силушка русская» (игроки отжимаются в течение 30 сек.)

II.        Забава вторая. «Тачанка» (взрослый добегает до ориентира, оббегает его, возвращается на старт, берет ребенка за ноги, и тот, передвигаясь на руках, доходит до ориентира, бегом возвращаются и передают эстафету следующему участнику)

Вед. А сейчас отдохнем немного.

1-я дев.

Для поздравлений есть причины – ура, защитники страны!

Когда на ваши потасовки на прогулках мы глядим.

Мы верим – с вашей подготовкой страну всегда мы защитим!

2-я дев.

Пускай под глазом зацветает синяк пурпурно-голубой,

В ученье тяжело бывает, гораздо легче будет бой.

Врагам там будет не до смеха – так угостят их молодцы,

Что побросав доспехи, подрапают во все концы!

3-я дев.

А мы под вашею защитой вполне спокойно можем жить.

Покуда крепки наши спины, нам будет нечего тужить.

Поэтому, друзья, давайте от всей души без лишних слов

От всех невзгод нас защищайте, но только, чур, без синяков!

Музыкальный номер.

Вед. А теперь слово предоставляется нашим судьям.

Судьи подводят итоги первых двух эстафет.

Вед. Ну что, добры молодцы, отдохнули, силушки набрались? Тогда предлагаю продолжить наши молодецкие забавы.

III.        Забава третья «Меткие стрелки». ( ребенок добегает до ориентира и выполняет бросок малого мяча в корзину, папа старается поймать мяч корзиной; побеждает команда справившаяся с заданием быстрее и набравшая наибольшее количество попаданий)

IV.        Забава четвертая. «Разведчики» (на хопах до ориентира и обратно)

Вед. Думаю, что нашим добрым молодцам нужно немного отдохнуть. А чтобы они не скучали, наши красны девицы их позабавят.

Музыкальный номер. Судьи подводят итоги двух эстафет и общий результат.

Вед. Богатыри русские не только силой своей богатырской отличались, но и умом блестали. Предлагаю и нашим молодцам немного умом поразмяться.

V.        Забава пятая «Состязание в смекалке».

1.        Главное оружие Соловья-разбойника (свист)

2.        Тара для чудес (решето)

3.        Царское головное отличие (корона)

4.        Богатырская цифра (три)

5.        Головной убор рассчитанный на дурака (колпак)

6.        Разбойничья цифра (сорок)

7.        Нечистая дюжина (тринадцать)

8.        Ведьмолет (метла)

9.        Змей по батюшке (Горыныч)

VI.        Забава шестая. Капитаны. (капитан команды сидит на стуле, члены команды добегают до капитана и надевают на него (по очереди) рубаху, шапку и т.д.)

VII.        Забава седьмая. Перетягивание каната.

Вед. Да, не перевелись на Руси богатыри и добры молодцы, показали свою удаль молодецкую, силушку могучую! Не запятнали чести богатырской! Достойная смена растет дедам и отцам.

Музыкальный номер.

Вед. Слово предоставляется нашим уважаемым судьям.

Судьи подводят итоги по предыдущим эстафетам и общий итог встречи. Награждают участников соревнований. Участники соревнований совершают круг почета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения

Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...

«Воспитание патриотизма подрастающего поколения в системе учебной и внеурочной деятельности»

С одной стороны, патриотическое чувство российского гражданина, как конкретной личности, выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то, материальное и ...

Исследовательская работа "Воспитательный потенциал святых Петра и Февронии Муромских в формировании нравственных ценностей у подрастающего поколения"

Актуальность содержания предлагаемой работы обусловлена тем, что в настоящее время в обществе идет активный процесс поиска моделей об...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Новое Время – новые реалии! В современном общеобразовательном учреждении школьный музей стал поистине «музейной редкостью»: ни времени у учителя нет, ни поддержки администрации школы как моральной, та...

Формирование и сохранение здоровья подрастающего поколения.

Актуальность,перспективность и концептуальность опыта, педагогическая идея и результативность....

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

«Воспитание гражданской позиции и патриотизма подрастающего поколения с помощью физкультуры и спорта»

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственн...