Умственное утомление и переутомление у школьников
статья по физкультуре на тему
Работоспособность – способность работать необходимое время, сохраняя качество выполненной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umstvennoe_utomlenie_i_pereutomlenie_u_shkolnikov.docx | 14.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Умственное утомление и переутомление у школьников
Работоспособность – способность работать необходимое время, сохраняя качество выполненной работы.
· Вхождение в работу;
· Стадия оптимальной работоспособности;
· Неустойчивая работоспособность (необходима концентрация);
· Снижение работоспособности (трудность поддержания);
· Стадия конечного порыва.
Утомление – временное снижение работоспособности.
Функции утомления:
1.Защитная функция: сигнал организму о приближении предела работоспособности.
2.Стимулирующая функция утомления: стимулирующий процессы восстановления.
Стадии развития утомления:
1.Стадия двигательная (охранительная) возбуждающая – при умственной работе – переключает внимание; снимает напряжение.
2. Стадия охранительного торможения (вялости, апатии) – снижение работоспособности.
3. Стадия неустойчивой работоспособности: является результатом 1 стадии.
Учение Н.Е. Введенского «О Парабиозе» («около жизни»). В норме физиологического организма – адекватная реакция на раздражители. На слабые раздражители слабые реакции, на сильные раздражители сильные реакции.
А. При утомлении возникает уравнительная фаза парабиоза (на слабые и сильные раздражители следует одинаковая ответная реакция) (25%учащихся).
Б. Стадия парадоксальная. Когда на сильные раздражители были слабые реакции, а на слабые раздражители сильные реакции. (10 %)
Утомление: острое (при однократном выполнении работы); хроническое (формирование на недовосстановлении)
В. Стадия парабиоза. Когда организм не отвечает на сигналы. Отсутствие ответной реакции.
Переутомление – патологическое состояние организма, при достижении которого работоспособность не восстанавливается полностью при коротком отдыхе. Состояние нарушение процессов взаимодействия возбуждения и торможения в коре головного мозга застойное возбуждение и торможение) – застойные состояния.
Симптомы переутомления: нарушения сна, нарушения аппетита, частые болезни, появление вредных привычек, нарушения памяти, капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность и т.д. Оно ведет к повышению или понижению давлению (ВСД), нарушена система пищеварения, хроническая усталость.
Лечение и профилактика: правильное питание, двигательный режим, лекарственные препараты. продолжительный отдых, витамины, водные процедуры, правильная организация сна. Чтобы предупредить переутомление, необходимо рационально и правильно организовывать труд школьника.
Активный отдых (Сеченов И. М.):
1.При определенной работе утомление возникает в определенных центрах. Активность этих центров стимулирует интенсивность этих центров по закону одновременной индукции. Оно ускоряет их торможение.
2.Включается в работу система кровообращения и дыхания, усиливается кровоотток и т.д. – способствую процессу восстановления. В организме увеличивается количество гормонов радости – эндорфинов. При этом активизируется правое полушарие.
Интеллектуальная деятельность отличается большим мозговым напряжением, обусловленным концентрацией внимания на ограниченном круге явлений или объектов. Поэтому отличительными чертами умственного труда принято считать высокое напряжение ЦНС и органов чувств при ограниченной двигательной активности.
Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма являются следующие периоды: адаптация к учебным нагрузкам (начало учебного года, четверти); окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, cначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения. Многие исследователи отмечают именно такую тенденцию в динамике работоспособности организма и рассматривают способы преодоления данного негативного явления в ходе учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
Человек работает, устает, отдыхает, опять работает, и так продолжается всю жизнь. Следующее за работой утомление относится к нормальному состоянию организма. Это количественное и качественное снижение...
Снятие физического и умственного утомления в процессе обучения: эффективные приемы и упражнения
Данные упражнения могут быть использованы как педагогом, так и учащимися ...
Презентация " Снятие физического и умственного утомления в процессе обучения: эффективные приемы и упражнения"
В презентации представлены виды утомления у учащихся и специальные упражнения для восстановления работоспособности....
Признаки утомления и переутомления. Меры по их предупреждению.
Признаки утомления и переутомления. Меры по их предупреждению.Содержание:•Утомление•Умственное утомление•Переутомление•Признаки переутомления•Предупреждение переутомления•Лечение переутомленияУтомлени...
Памятка для педагогов "Профилактика утомления и переутомления учащихся"
Памятка содержит рекомендации для педагогов начальных классов по профилактике утомления и переутомления учащихся с интеллектуальными нарушениями. Материал дополняет выступление педагога-психолога на м...
Умственное утомление и переутомление у школьников
Работоспособность – способность работать необходимое время, сохраняя качество выполненной работы.· Вхождение в работу;· Стадия оптимальной работоспособности;· ...
- Мне нравится (1)