Проект "Гимназия - центр здоровья"
проект по теме
Сохранение и укрепление здоровья школьников.
Проект реализовался с сентября 2011года по сентябрь 2015 года. Представлен был на Районном образовательном форум - 2012
В номинации: Проект развития образовательного учреждения в соответствии с основными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Гимназия - центр здоровья" | 82.58 КБ |
Доклад проекта Гимназия - территория здоровья | 86.5 КБ |
Презентация проекта "Гимназия - территория здоровья" | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования, молодёжной политики и спорта
Администрации Шелеховского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шелеховского района «Гимназия»
Районный образовательный форум - 2012
Номинация 6.
Проект развития образовательного учреждения в соответствии
с основными направлениями национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа»
Направление: сохранение и укрепление здоровья школьников
«Гимназия – центр здоровья»
Авторы проекта:
Жукова Светлана Геннадьевна, учитель физкультуры
Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог
Латышко Наталья Геннадьевна, учитель физкультуры
Шилкина Оксана Михайловна, учитель физкультуры
Михалёва Татьяна Дадажановна, педагог-психолог
Ридель Оксана педагог-логопед
г. Шелехов, 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация | 3 |
I. Обоснование актуальности проекта и его новизна | 3 |
II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта | 4 |
III. Содержание проекта | 5 |
IV. Продолжительность реализации проекта | 7 |
V. Ожидаемые результаты и ресурсы. | 8 |
VI. Перспективы дальнейшего развития проекта, возможности распространения его опыта | 9 |
VII. Программа реализации проекта | 11 |
Список литературы | 15 |
АННОТАЦИЯ
Обоснование актуальности проекта: данный проект позволяет целенаправленно организовать образовательный процесс МБОУШР «Гимназия» в русле требований времени (реализации задач образовательной инициативы « Наша новая школа», обеспечить синхронное совершенствование личности всех участников образовательного сообщества, сформировать отношение к здоровью как основной ценности бытия.
Настоящий проект – это моделирование деятельности гимназии по укреплению и сохранению здоровья всего образовательного сообщества гимназии. Он помогает решить задачи дальнейшего развития образовательного учреждения и создания условий для реализации творческого потенциала здоровых детей и взрослых.
Механизм реализации проекта представляет собой использование существующих и новых территорий ОУ:
- сотрудничество с Шелеховской центральной больницей (ШЦБ). Проведение мониторинга;
- партнёрство с Шелеховским оздоровительным центром, спортивной и лыжной базой «Металлург», с ОУ района;
- оборудование кабинета ЛФК на базе ОУ;
- создание центра релаксации на базе ОУ;
- обновление комплектования спортивного зала гимназии для проведения муниципальных и районных занятий и мероприятий;
- Оборудование зон активного отдыха.
- реконструкция спортивной площадки.
- Опыт работы педагогического коллектива гимназии по работе с детьми определяет выявление и решение проблем выявления, развития и формирование здоровой, успешной социализированной личности здорового ребенка, предполагая внедрение и использование здоровьесберегающих технологий с учётом социально-психологических особенностей, ресурсов и здоровьесберегающих условий.
I. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА И ЕГО НОВИЗНА
Научный, культурный, экономический потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического мышления, ведущих здоровый образ жизни.
Развитие учреждения невозможно без внесения в его деятельность новых идей, поддержки атмосферы творчества и здоровья, совершенствования организационно-управленческих основ. В процессе обучения педагоги выявляют индивидуальные и личностные особенности детей, выстраивают траекторию здоровьесберегающего развития, оказывают педагогическую поддержку в формировании здорового образа жизни. Работа в проекте должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития здоровой личности всех субъектов образовательного процесса.
В ходе анализа деятельности МБОУШР «Гимназия» по организации здоровьесохранной образовательной среды были выявлены проблемы:
- увеличивается количество детей имеющих отклонения в физическом развитии
- увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями
- низкий индекс здоровья педагогических работников
- недостаточная материально - техническая база;
- недостаточная степень внедрения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
- недостаточный уровень квалификации подготовки педагогов к осуществлению работы по этому направлению
- недостаточная готовность к активному сотрудничеству в вопросах ЗОЖ.
II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Цель: создание оптимальных условий для воспитания человека, желающего и умеющего быть здоровым.
Задачи:
- Поиск и расширение социальных партнёров для реализации целей проекта:
- сотрудничество с Шелеховской центральной больницей (ШЦБ). Проведение мониторинга здоровья обучающихся и педагогов МБОУШР «Гимназия»;
- партнёрство с Шелеховским оздоровительнымцентром, спортивной и лыжной базой «Металлург», с учреждения ми дополнительного образования;
- Расширение сетевого взаимодействия в вопросах сопровождения здорового ребёнка;
- Издание методических материалов по вопросам эффективного педагогического сопровождения здорового ребёнка.
- Совершенствование материальной базы МБОУ «Гимназия»
- оборудование кабинета ЛФК;
- оснащение Центра релаксации;
- создание зон двигательной активности;
- обновление оборудования спортивного зала гимназии для проведения муниципальных и районных мероприятий;
- реконструкция спортивной площадки.
- Повышение профессиональной компетенции педагогических работников, апробация и внедрение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
- Расширение деятельности волонтёрского актива гимназии. Организация и проведение социальных акций Направленных на пропаганду ЗОЖ. Развитие здоровьесберегательных навыков обучающихся, родителей и педагогов гимназии.
- Расширение партнёрства с родителями по вопросам сохранения здоровья ребёнка.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Формирование нормативно – правовой базы работы с детьми по ЗОЖ.
Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в образовательном учреждении начинается с нормативно-правовых документов, регламентирующих эту деятельность.
Нормативно-правовую основу в работе с детьми составляют документы:
- Конвенция ООН “О правах ребенка”
- Закон РФ “Об образовании”
- Президентская инициатива “Наша новая школа”
- Проект «Гимназия – центр здоровья»
- Устав МОУ «Гимназия»
Создание условий для успешного функционирования здоровьесберегающих технологий в работе с детским оздоровлением.
Основное предназначение здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении заключается в создании эффективности и повышении качества образования, создании условий работы с детьми по формированию социально и физически здоровой личности, в которых дети развиваются с наибольшим успехом.
Разработан пакет здоровьесберегающих технологий, позволяющий создавать условия для выявления, развития и поддержки здоровых детей, для максимального удовлетворения их образовательных, спортивных, оздоровительных интересов, потребностей и реализации творческого и здорового потенциала личности.
Развитие диалогических отношений «здоровые: педагог – родитель - дети» строится на основе сложившейся системы воспитательной работы в гимназии через реализацию модулей: «Здоровая личность», «Профессионал», «Гражданин», «Семьянин» - и организационной культуры педагогического коллектива, а также формирование корпоративной культуры для всех участников образовательного процесса, состоящую из следующих компонентов:
- санитарный режим помещений
- соблюдение правил техники безопасности
- внешний вид и педагогическая этика сотрудников
- эстетический вид и дизайн учебных помещений
- стиль поведения
- нормы и моральные принципы
- символика
- гимн учреждения
- слоган учреждения
- традиции.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
Механизм работы с детьми можно рассматривать, с позиции наиболее здоровьесберегающих технологий и представлен, как форма проекта по реализации развития условий для здорового образа жизни детей гимназии и района.
Используемые методы деятельности (в оздоровлении, обучении воспитании).
|
|
Эффективность работы образовательного учреждения определяется единством целей всех сотрудников по вертикали и горизонтали. Поэтому в сфере мотивации и повышения компетенций преподавателей используется целевое управление. Оно выражается в координации действий всех работников, с четким знанием стратегических и тактических целей учреждения, учитывают интересы, потребности детей и их родителей.
Одной из важных задач при внедрении новой территории здоровья, является работа с педагогами, повышение педагогической компетенции.
В целях повышения профессиональной компетенции педагогов, их информированности о работе с детьми по ЗОЖ необходимо применять активные формы обучения: курсы, семинары-практикумы, памятки, деловые игры по проблемам оздоровления детей, мозговые штурмы, тренинги, планёрки, собеседования, информационные стенды, изучение опыта работы коллег в этом направлении. Использовать материалы методического кабинета, библиотек образовательных учреждений, сайта. В качестве примера организации работы с детьми по оздоровлению авторы проекта предлагают материалы из опыта работы здоровьесберегающих технологий.
- Организация и проведение конкурса «Профессиональные здоровьесберегающие технологии педагога», профессиональный рейтинг педагога и иные формы стимулирования педагогических кадров, работающих с детьми, позволят повысить мотивацию педагога к более высокому внедрению здоровьесберегающих технологий, повышать профессиональную компетентность по ЗОЖ.
- Составление графика сотрудничества с Шелеховской центральной больницей (ШЦБ) при проведении первичной и вторичной диагностики участников проекта; партнёрства с Шелеховским оздоровительным комплексом, спортивной и лыжной базой «Металлург», с ОУ района; кабинета ЛФК; комнаты релаксации для ЗОЖ (с оснащением), спортивного зала гимназии для проведения муниципальных и районных мероприятий.
Одним из условий успешной работы с детьми является сбор информации о деятельности и результативности работы детей, переработка полученных сведений и создание банка данных.
Контроль достоверности результатов и обеспечение достоверности результатов осуществляется через:
- организацию и проведение диагностики и мониторинга развития детей;
- подведение итогов участия детей в спортивных соревнованиях, в олимпиадах и спортивно-оздоровительных конкурсах, в творческих и социальных проектах разных уровней (международных, российских, региональных, муниципальных, гимназических); создание банка данных по результативности (приказы, дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности, свидетельства).
III. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Начало работы проекта – сентябрь 2011 года. В ходе подготовки и организации работы с обучающимися по внедрению здоровьесберегающих технологий в гимназическом образовании нами условно выделено несколько последовательных этапов.
Этап 1: с сентября 2011 года по сентябрь 2012 года: подготовительный (диагностико - прогностический, методологический).
Подготовка педагогов к внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися.
- Работа с нормативными документами, их изучение и разработка локальных актов;
- Составление пакета диагностических методик;
- Экспертиза обучающих программ;
- Определение уровня готовности педагогического коллектива к внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися.
- Повышение профессиональной компетенции педагогов, проведение практико-ориентированного семинара «Гимназия – центр здоровья»;
- Анализ и обсуждение теоретического аспекта проблемы на основе всестороннего изучения и осмысления опыта по данному вопросу.
- Изучение возможностей материально-методической базы гимназии с целью внедрения здоровьесберегающих технологий в работу с обучающимися.
- Разработка единых требований школы и семьи в педагогическом сопровождении ребенка;
- Разработка тренинга по формированию здоровьесохранных навыков ребенка;
- Составление банка спортивных соревнований, олимпиад и спортивно-оздоровительных конкурсов, творческих и социальных проектов разных уровней (международных, российских, региональных, муниципальных, гимназических); создание банка данных по результативности (приказы, дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности, свидетельства).
- Расширение внешних связей: сотрудничество с партнёрами.
- Мониторинговый анализ образовательного запроса родителей через сайт.
Этап 2: с сентября 2012года по сентябрь 2014 года: основной (деятельностный).
- выявление диагностики здоровья детей;
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- психолого-педагогическое, медицинское сопровождение детей;
- проведение тренинга формирования здоровьесберегательных навыков;
- проведение летнего оздоровительного лагеря «Эврика», активизация деятельности научного общества «Мысль», организация внеклассной деятельности по модулям, проведение профессиональных проб;
- реализация программы «Школа успешного родителя»;
Этап 3: заключительный (обобщающий) с сентября 2014года по сентябрь 2015год
- создание банка педагогического опыта в работе оздоровления обучающихся;
- издание методических материалов «Гимназия – центр здоровья»;
- анализ и оценка эффективности взаимодействия всех участников проекта;
- мониторинг физического и диагностика психофизиологического развития обучающихся (проблемы и перспективы, реализация данного проекта);
- поиск вариантов решений существующих проблем, оптимизация этих решений, согласование интересов сторон;
- продвижение результатов проекта.
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И РЕСУРСЫ
- Рост индекса здоровья обучающихся;
- Рост индекса здоровья педагогов;
- Рост удовлетворённости родителей деятельностью гимназии;
- Рост качества образования.
- Формирование достаточной нормативно-правовой основы здоровьесберегающего сопровождения детей.
- Внедрение здоровьесберегающих технологий как условие индивидуального развития здорового ребёнка.
- Обеспечение условий единого подхода семьи и школы в развитии здорового ребёнка.
- Прогнозирование развития здорового ребёнка.
- Формирование здоровьесохранного навыка ребёнка.
- Проведение мониторинга педагогического сопровождения здорового ребёнка.
- Оптимизация питания.
Для получения ожидаемых результатов и успешного внедрения здоровьесберегающих технологий в работу с детьми необходимо обеспечить квалифицированными кадрами с высоким уровнем эрудиции и мотивации.
Необходимые ресурсы организации работ с детьми:
- подготовленные и квалифицированные кадры;
- утвержденные образовательные программы;
- применение продуктивных технологий в учебной и внеурочной деятельности;
- материально-техническое оснащение: спортивное оборудование, копировально-множительная техника и др.;
- сетевое партнёрство, сотрудничество и взаимодействие с другими организациями.
VI. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА, ВОЗМОЖНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЕГО ОПЫТА
Реализация проекта «Гимназия – центр здоровья» предполагает создание благоприятных условий посредством внедрения здоровьесберегающих технологий для выявления, развития, поддержки здоровья обучающихся гимназии, а также обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Обоснование значимости проекта для развития системы образования Иркутской области. Проект может быть реализован в различных образовательных учреждениях общего и дополнительного образования Иркутской области для решения проблем по созданию благоприятных условий для выявления, развития, поддержки оздоровления детей в интересах личности, общества, государства с целью успешной социализации в современном обществе.
Значимость проекта для развития системы образования РФ, заключается в следующем, проект «Гимназия – центр здоровья» предполагает внедрение здоровьесберегающих технологий с использованием различных методов, мониторингов, диагностик и созданием условий для формирования социально и физически здоровой личности. Что будет содействовать выполнению целевых, федеральных, региональных и муниципальных программ образования через индивидуализацию образовательного пространства в рамках инициативы «Наша новая школа», ФГОС.
Развитие детей с высоким интеллектуальным потенциалом и физическими способностями должно осуществляться таким образом, чтобы выпускники четко и ясно представляли себе свое здоровое будущее. Умели оценивать свои возможности и для осуществления жизненных целей.
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику.
Материалы проекта «Гимназия – центр здоровья» могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях общего и дополнительного образования, рекомендованы к использованию на территории Иркутской обрасти, размещены на сайте гимназии, оформлены методические разработки по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися.
Решение на участие в реализации проекта «Гимназия – центр здоровья» было принято научно методическим советом (протокол №8 от 10.08.11 года) муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия» города Шелехова. А также данный проект утвержден и рекомендован к реализации решением педагогического совета муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназии» города Шелехова (протокол №1 от 10.08.2011 года).
VII. ПЛАН И ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы | Дата | Мероприятие, механизмы реализации | Ответственный |
Начало работы проекта | сентябрь 2011год | В ходе подготовки и организации работы с обучающимися по внедрению здоровьесберегающих технологий в гимназическом образовании создается творческая группа. | Руководитель: Полякова Наталья Владимировна, директор МБОУШР «Гимназии» Педагоги – разработчики проекта, творческая группа |
Этап 1 подготовительный (диагностико - прогностический, методологический) | сентябрь 2011 год – сентябрь 2012 год | Разработать проект «Гимназия – центр здоровья» | Полякова Наталья Владимировна, директор МОУ «Гимназия». Кошкина Валентина Александровна, заместитель директора по ИКТ, преподаватель географии МБОУШР «Гимназия». Жукова Светлана Геннадьевна, учитель физкультуры МБОУШР «Гимназия». Латышко Наталья Геннадьевна, учитель физкультуры; Шилкина Оксана Михайловна, учитель физкультуры. |
Обсудить проект с творческой группой, НМС, ПДС гимназии. | Полякова Наталья Владимировна, директор МБОУШР «Гимназии» | ||
Утвердить на заседании совета гимназии | Полякова Наталья Владимировна, директор МБОУШР «Гимназии» | ||
Утвердить проект с назначением ответственных | Полякова Наталья Владимировна, директор МБОУШР «Гимназии» | ||
Подготовка педагогов к созданию условий и внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися. | Педагоги – разработчики проекта, творческая группа | ||
Работа с нормативными документами, их изучение и разработка локальных актов | Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МБОУШР «Гимназия» | ||
Составление пакета диагностических методик | Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МБОУШР «Гимназия»; Жукова Светлана Геннадьевна учитель физкультуры МБОУШР «Гимназия»; Латышко Наталья Геннадьевна, учитель физкультуры; Шилкина Оксана Михайловна, учитель физкультуры; Михалёва Татьяна Дадажановна, педагог-психолог; | ||
Экспертиза обучающих программ | Кошкина Валентина Александровна, заместитель директора по ИКТ, преподаватель географии МБОУШР «Гимназия». | ||
Определение уровня готовности педагогического коллектива к созданию условий и внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися. | Кошкина Валентина Александровна, заместитель директора по ИКТ, преподаватель географии МБОУШР «Гимназия». | ||
Повышение профессиональной компетенции педагогов, проведение практико-ориентированного семинара «Гимназия – центр здоровья», Выгорание педагога, Школа успешного родителя | Жукова Светлана Геннадьевна, учитель физкультуры МБОУШР «Гимназия». Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МБОУШР «Гимназия» Латышко Наталья Геннадьевна, учитель физкультуры; Шилкина Оксана Михайловна, учитель физкультуры | ||
Анализ и обсуждение теоретического аспекта проблемы на основе всестороннего изучения и осмысления опыта по данному вопросу. | Педагоги – разработчики проекта, творческая группа. | ||
Изучение возможностей материально-технической базы гимназии с целью создания условий и внедрения здоровьесберегающих технологий в работу с обучающимися. | Педагоги – разработчики проекта, творческая группа | ||
Разработка единых требований гимназии и семьи в педагогическом сопровождении ребенка | Педагоги гимназии | ||
Разработка мониторинга, диагностик, тренингов по формированию здоровьесохранных навыков ребенка | Педагоги – разработчики проекта, творческая группа. | ||
Составление банка спортивных соревнований, олимпиад и спортивно-оздоровительных конкурсов, творческих и социальных проектов разных уровней; создание банка данных по результативности. | Жукова Светлана Геннадьевна, учитель физкультуры МБОУШР «Гимназия». Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МБОУШР «Гимназия» Латышко Наталья Геннадьевна, учитель физкультуры; Шилкина Оксана Михайловна, учитель физкультуры | ||
Расширение внешних связей: сотрудничество с партнёрами. | Полякова Наталья Владимировна, директор МБОУШР МОУ «Гимназии». | ||
Мониторинговый анализ образовательного запроса родителей | Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МБОУШР «Гимназия» Латышко Наталья Геннадьевна, учитель физкультуры; | ||
Этап 2 основной (деятельностный). | сентябрь 2012 год – сентябрь 2014 год | выявление диагностики здоровья детей и физических способностей обучающихся | Педагоги – разработчики проекта, творческая группа |
Создание условий и внедрение здоровьесберегающих технологий | Педагоги – разработчики проекта, творческая группа | ||
психолого-педагогическое, медицинское сопровождение детей | Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МОУ «Гимназия» Михалёва Татьяна Дадажановна, педагог-психолог; | ||
Создание условий и проведение тренингов, мониторинга, диагностик формирования здоровьесберегательных навыков | Творческая группа | ||
проведение летнего оздоровительного лагеря «Эврика», активизация деятельности научного общества «Мысль», организация внеклассной деятельности по модулям, проведение профессиональных проб | Педагоги – разработчики проекта, творческая группа | ||
реализация программы «Школа успешного родителя» | Кузнецова Татьяна Николаевна, психолог МБОУШР «Гимназия» | ||
Этап 3: заключительный (обобщающий) | сентябрь 2014 год – сентябрь 2015 год | создание банка педагогического опыта в работе с обучающимися | Педагоги – разработчики проекта, творческая группа |
издание методических материалов «Гимназия – центр здоровья» | Педагоги – разработчики проекта, творческая группа | ||
анализ и оценка эффективности взаимодействия всех участников проекта | Педагоги – разработчики проекта, творческая группа | ||
Создание условий и проведение тренингов, мониторинга, диагностик формирования здоровьесберегательных навыков | Педагоги – разработчики проекта, творческая группа | ||
поиск вариантов решений существующих проблем, оптимизация этих решений, согласование интересов сторон (риски) | Педагоги – разработчики проекта, творческая группа | ||
продвижение и мониторинг результатов проекта | Педагоги – разработчики проекта, творческая группа |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояния здоровья школьников. – М., 2000.
- Антропов Ю.Е. Здоровый школьник: Социально-оздоровительная технология 21 века. М.: «АРКТИ», 2003.
- Бабенко Е.А. Как помочь стать здоровым: Метод. пособие – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.-206с
- Безруких М.М., Сонькин В.Д. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыты применения. – М., 2002.
- Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: «Медицина», 1998.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: М.: ВАКО, 2004.-152с.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 144с
- Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: «Медицина», 1999.
- Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образавание. М.: 2003.
- Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Медицинский контроль за физическим развитием школьников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
- Карманчинков. А.И.Одаренность: диагностика и технологии развития мышления учащихся: Методическое пособие. – М.: Педагогическая литкратура,2008.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: «ВАКО», 2004.-296с.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для школьников - М.: «ВАКО», 2005.
- Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания. Киев, 1999.
- Кузекевич В.Р. Диагностика физической культуры личности школьника. Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006.-191с
- Лебедева Н.Т. Совершенствование школьного образования и здоровья учащихся.// Физическая культура и здоровье. – 2000.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.- М., 2002.
- Смирнов. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М: АРКТИ, 2005.
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М., 1991.
- Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. Киев, 2000.
Предварительный просмотр:
Управление образования, молодёжной политики и спорта
Администрации Шелеховского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шелеховского района «Гимназия»
Районный образовательный форум - 2012
Номинация 6.
Проект развития образовательного учреждения в соответствии
с основными направлениями национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа»
Направление: сохранение и укрепление здоровья школьников
Доклад
«Гимназия – центр здоровья»
Автор:
Жукова Светлана Геннадьевна,
учитель физкультуры
г. Шелехов, 2012
Проект «Гимназия – центр здоровья» (слайд 1)
Научный, культурный, экономический потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического мышления, ведущих здоровый образ жизни. Развитие учреждения невозможно без внесения в его деятельность новых идей, поддержки атмосферы творчества и здоровья, совершенствования организационно-управленческих основ.
Данный проект позволяет целенаправленно организовать образовательный процесс МБОУ «Гимназия» в русле требований времени (реализации задач образовательной инициативы « Наша новая школа»), обеспечить синхронное совершенствование личности всех участников образовательного сообщества, сформировать отношение к здоровью как основной ценности жизни.
Настоящий проект актуализирован на моделирование деятельности гимназии по укреплению и сохранению здоровья всего образовательного сообщества гимназии. Он помогает решить задачи дальнейшего развития образовательного учреждения и создания условий для реализации творческого потенциала здоровых детей и взрослых. (слайд 2)
(слайд 3) Из этого следует, что цель данного проекта: создание оптимальных условий для воспитания человека, желающего и умеющего быть здоровым.
Задачи проекта: (слайд 4)
- Поиск и расширение социальных партнёров для реализации целей проекта:
- сотрудничество с Шелеховской центральной больницей (ШЦБ). Проведение мониторинга здоровья обучающихся и педагогов МОУ «Гимназия»;
- партнёрство с Шелеховским оздоровительным центром, спортивной и лыжной базой «Металлург», с учреждениями дополнительного образования;
- Расширение сетевого взаимодействия в вопросах сопровождения здорового ребёнка;
- Издание методических материалов по вопросам эффективного педагогического сопровождения здорового ребёнка.
- Совершенствование материальной базы МОУ «Гимназия»
- оборудование кабинета ЛФК;
- оснащение Центра релаксации;
- создание зон двигательной активности;
- обновление оборудования спортивного зала гимназии для проведения муниципальных и районных мероприятий;
- реконструкция спортивной площадки.
- Повышение профессиональной компетенции педагогических работников, апробация и внедрение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
- Расширение деятельности волонтёрского актива гимназии. Организация и проведение социальных акций, направленных на пропаганду ЗОЖ. Развитие здоровьесберегательных навыков обучающихся, родителей и педагогов гимназии.
- Расширение партнёрства с родителями по вопросам сохранения здоровья ребёнка.
(слайд 5) В ходе анализа деятельности МБОУ «Гимназия» по организации здоровьесохранной образовательной среды были выявлены проблемы:
- увеличивается количество детей имеющих отклонения в физическом развитии
- увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями
- низкий индекс здоровья педагогических работников
- недостаточная материально - техническая база;
- недостаточная степень внедрения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
- недостаточный уровень квалификации подготовки педагогов к осуществлению работы по этому направлению
- недостаточная готовность к активному сотрудничеству в вопросах ЗОЖ.
Этапы реализации проекта:
Начало работы проекта – сентябрь 2011 года. В ходе подготовки и организации работы с обучающимися по внедрению здоровьесберегающих технологий в гимназическом образовании нами условно выделено несколько последовательных этапов.
(слайд 6) Этап 1: с сентября 2011 года по сентябрь 2012 года: подготовительный (диагностико - прогностический, методологический).
Подготовка педагогов к внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися.
- Работа с нормативными документами, их изучение и разработка локальных актов;
- Составление пакета диагностических методик;
- Экспертиза обучающих программ;
- Определение уровня готовности педагогического коллектива к внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися.
- Повышение профессиональной компетенции педагогов, проведение практико-ориентированного семинара «Гимназия – центр здоровья»;
- Анализ и обсуждение теоретического аспекта проблемы на основе всестороннего изучения и осмысления опыта по данному вопросу.
- Изучение возможностей материально-методической базы гимназии с целью внедрения здоровьесберегающих технологий в работу с обучающимися.
- Разработка единых требований школы и семьи в педагогическом сопровождении ребенка;
- Разработка тренинга по формированию здоровьесохранных навыков ребенка;
- Составление банка спортивных соревнований, олимпиад и спортивно-оздоровительных конкурсов, творческих и социальных проектов разных уровней (международных, российских, региональных, муниципальных, гимназических); создание банка данных по результативности (приказы, дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности, свидетельства).
- Расширение внешних связей: сотрудничество с партнёрами.
- Мониторинговый анализ образовательного запроса родителей через сайт.
(слайд 7) Этап 2: с сентября 2012года по сентябрь 2014 года: основной (деятельностный).
- выявление диагностики здоровья детей;
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- психолого-педагогическое, медицинское сопровождение детей;
- проведение тренинга формирования здоровьесберегательных навыков;
- проведение летнего оздоровительного лагеря «Эврика», активизация
деятельности научного общества «Мысль», организация внеклассной деятельности по модулям, проведение профессиональных проб;
- реализация программы «Школа успешного родителя»;
(слайд 8) Этап 3: заключительный (обобщающий) с сентября 2014года по сентябрь 2015год
- создание банка педагогического опыта в работе оздоровления обучающихся;
- издание методических материалов «Гимназия – центр здоровья»;
- анализ и оценка эффективности взаимодействия всех участников проекта;
- мониторинг физического и диагностика психофизиологического развития обучающихся (проблемы и перспективы, реализация данного проекта);
- поиск вариантов решений существующих проблем, оптимизация этих решений, согласование интересов сторон;
- продвижение результатов проекта.
(слайд 9) Ожидаемые результаты от внедрения проекта:
- Рост индекса здоровья обучающихся;
- Рост индекса здоровья педагогов;
- Рост удовлетворённости родителей деятельностью гимназии;
- Рост качества образования.
- Формирование достаточной нормативно-правовой основы здоровьесберегающего сопровождения детей.
- Внедрение здоровьесберегающих технологий как условие индивидуального развития здорового ребёнка.
- Обеспечение условий единого подхода семьи и школы в развитии здорового ребёнка.
- Прогнозирование развития здорового ребёнка.
- Формирование здоровьесохранного навыка ребёнка.
- Проведение мониторинга педагогического сопровождения здорового ребёнка.
- Оптимизация питания.
(слайд 10)
(слайд 11) Только с периода 01 сентября 2011 года по 20 марта 2012 года результаты по ФКиС, ЗОЖ достаточно высоки. Проведено 15 мероприятий гимназического уровня, 4-городского. 11-районного, 1 – областного, 2 –Российского, 1- Международного. (День здоровья, лёгкая атлетика, Президентские состязания, баскетбол, пионербол, подвижные игры, веселые старта, волейбол ). Из них 1мест – 19, 2мест – 20, 3мест -10. По внутригимназическим спортивно-массовым мероприятиям охват детей составляет 78%
(слайд 12) Работа в проекте должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития здоровой личности всех субъектов образовательного процесса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Настоящий проект актуализирован на моделирование деятельности гимназии по укреплению и сохранению здоровья всего образовательного сообщества гимназии. Он поможет решить задачи дальнейшего развития образовательного учреждения и создать условий для реализации творческого потенциала здоровых детей и взрослых.
Цель создание оптимальных условий для воспитания человека, желающего и умеющего быть здоровым.
Задачи проекта 1. Поиск и расширение социальных партнёров для реализации целей проекта: сотрудничество с Шелеховской центральной больницей (ШЦБ). Проведение мониторинга здоровья обучающихся и педагогов МОУ «Гимназия»; партнёрство с Шелеховским оздоровительным центром, спортивной и лыжной базой «Металлург», с учреждениями дополнительного образования; Расширение сетевого взаимодействия в вопросах сопровождения здорового ребёнка; Издание методических материалов по вопросам эффективного педагогического сопровождения здорового ребёнка. 2. Совершенствование материальной базы МБОУ «Гимназия» оборудование кабинета ЛФК; оснащение Центра релаксации; создание зон двигательной активности; обновление оборудования спортивного зала гимназии для проведения муниципальных и районных мероприятий; реконструкция спортивной площадки. 3. Повышение профессиональной компетенции педагогических работников, апробация и внедрение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. 4. Расширение деятельности волонтёрского актива гимназии. Организация и проведение социальных акций, направленных на пропаганду ЗОЖ. Развитие здоровьесберегательных навыков обучающихся, родителей и педагогов гимназии. 5. Расширение партнёрства с родителями по вопросам сохранения здоровья ребёнка.
Проблемы увеличивается количество детей имеющих отклонения в физическом развитии увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями низкий индекс здоровья педагогических работников недостаточная материально - техническая база; недостаточная степень внедрения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми недостаточный уровень квалификации подготовки педагогов к осуществлению работы по этому направлению недостаточная готовность к активному сотрудничеству в вопросах ЗОЖ.
Этапы проекта I - с сентября 2011 года по сентябрь 2012 года: подготовительный (диагностико - прогностический, методологический). Подготовка педагогов к внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися. Работа с нормативными документами, их изучение и разработка локальных актов; Составление пакета диагностических методик; Экспертиза обучающих программ; Определение уровня готовности педагогического коллектива к внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися. Повышение профессиональной компетенции педагогов, проведение практико-ориентированного семинара «Гимназия – центр здоровья»; Анализ и обсуждение теоретического аспекта проблемы на основе всестороннего изучения и осмысления опыта по данному вопросу. Изучение возможностей материально-методической базы гимназии с целью внедрения здоровьесберегающих технологий в работу с обучающимися. Разработка единых требований школы и семьи в педагогическом сопровождении ребенка; Разработка тренинга по формированию здоровьесохранных навыков ребенка; Составление банка спортивных соревнований, олимпиад и спортивно-оздоровительных конкурсов, творческих и социальных проектов разных уровней (международных, российских, региональных, муниципальных, гимназических); создание банка данных по результативности (приказы, дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности, свидетельства). Расширение внешних связей: сотрудничество с партнёрами. Мониторинговый анализ образовательного запроса родителей через сайт.
Этапы проекта II - с сентября 2012года по сентябрь 2014 года: основной (деятельностный). выявление диагностики здоровья детей; внедрение здоровьесберегающих технологий; психолого-педагогическое, медицинское сопровождение детей; проведение тренинга формирования здоровьесберегательных навыков; проведение летнего оздоровительного лагеря «Эврика», активизация деятельности научного общества «Мысль», организация внеклассной деятельности по модулям, проведение профессиональных проб; реализация программы «Школа успешного родителя»;
Этапы проекта III - заключительный (обобщающий) с сентября 2014года по сентябрь 2015год создание банка педагогического опыта в работе оздоровления обучающихся; издание методических материалов «Гимназия – центр здоровья»; анализ и оценка эффективности взаимодействия всех участников проекта; мониторинг физического и диагностика психофизиологического развития обучающихся (проблемы и перспективы, реализация данного проекта); поиск вариантов решений существующих проблем, оптимизация этих решений, согласование интересов сторон; продвижение результатов проекта.
Ожидаемые результаты от внедрения проекта: Рост индекса здоровья обучающихся; Рост индекса здоровья педагогов; Рост удовлетворённости родителей деятельностью гимназии; Рост качества образования. Формирование достаточной нормативно-правовой основы здоровьесберегающего сопровождения детей. Внедрение здоровьесберегающих технологий как условие индивидуального развития здорового ребёнка. Обеспечение условий единого подхода семьи и школы в развитии здорового ребёнка. Прогнозирование развития здорового ребёнка. Формирование здоровьесохранного навыка ребёнка. Проведение мониторинга педагогического сопровождения здорового ребёнка. Оптимизация питания.
Только с периода 01 сентября 2011 года по 20 марта 2012 года результаты по ФКиС, ЗОЖ достаточно высоки. Проведено 15 мероприятий гимназического уровня. Приняли участия: 4-городского, 11-районного, 1 – областного, 2 –Российского, 1- Международного уровня. (День здоровья, лёгкая атлетика, футбол, Президентские состязания, баскетбол, пионербол, подвижные игры, веселые старта, волейбол ). Из них 1 мест – 19, 2 мест – 20, 3 мест -10. По внутригимназическим спортивно-массовым мероприятиям охват детей составляет 78%
Работа в проекте должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития здоровой личности всех субъектов образовательного процесса .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ЗДОРОВЬЕ»
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ: 11 – 12 лет, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 года...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ЗДОРОВЬЕ»
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ: 11 – 12 лет, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 года...
Организация работы центра здоровья в образовательном учреждении
В статье описан опыт работы школы по организации центра здоровья. В школе накоплен определенный опыт в проведении профилактической работы, направленной на укрепление здоровья детей.Центр здоровья созд...
Центр здоровья и спорта «ЮНИОР»
Одной из составляющих проблемного поля здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогики является проблема организации физической активности учащихся, профилактика заболеваемости. Ведь уроки ...
о Центре здорового питания
Положение о центре здорового питания школы...
Анализ школьного Центра здоровья
Анализ школьного Центра здоровья...
Положение о Центре здоровья
Положение о Центре здоровья...