методические разработки
методическая разработка по физкультуре (6 класс) по теме
Методическая разработка раздела программы по гимнастике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razdela_obrazovatelnoy_programmy.docx | 79.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бютжетное образовательное учреждение «Полх – Майданская средняя общеобразовательная школа».
Методическая разработка раздела образовательной программы
по физической культуре.
Тема: «Гимнастика» 6 класс.
Автор: Колюбаева Татьяна Анатольевна
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
МБОУ «Полх- Майданская СОШ»
т. 89049037395
2013 г.
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………3- 4 стр.
- Актуальность……………………………………………………… 5 стр.
- Цели и задачи разработки раздела программы………………… 6 стр.
- Психолого-педагогическое объяснение специфики
восприятия и основания учебного материала обучающихся
в соответствии с возрастными особенностями ……………… 7- 8 стр.
- Ожидаемые результаты…………………………………………. 9 стр.
- Обоснование, используемых в образовательном процессе
образовательных технологий, методов, форм организации
деятельности обучающихся………………………………… 10-12 стр.
- Система знаний, система деятельности……………………… 13 стр.
- Мониторинг качества знаний по разделу «Гимнастика» за последние 3 года …………………………………………. 14 стр.
- Структура содержания, учебно-тематическое планирование 15-20 стр.
- Разработка урока по разделу «Гимнастика» 6 класс……… 21-24 стр.
- Заключение………………………………………………… 25-26 стр.
- Литература……………………………………………………… 27 стр.
1. Пояснительная записка.
В своей работе руководствуюсь авторской программой по физической культуре В.И.Лях, А. А. Зданевич для образовательных учреждений, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов среднего образования МОРФ. М.: «Просвещение», 2011, тематическое планирование составлено согласно данной программе.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на него отводится 68 (102) часов в год. По учебному плану на уроки физкультуры в 6 класс отводится 102 часа , 3 часа в неделю, на раздел «Гимнастики» – 19 часов.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Гимнастика так же, как спортивные игры, лёгкая атлетика, лыжная подготовка, является важной составной частью системы физического воспитания. В настоящее время гимнастика включает в себя основную гимнастику, которой занимаются во всех учебных заведениях и в армии; спортивные виды гимнастики – спортивная гимнастика, художественная гимнастика, аэробика, акробатика. Значительное место в физическом воспитании школьников в режиме учебного дня отводится гимнастике до занятий, физкультурным паузам и физкультурным минуткам на уроках, а также внеклассной работе (занятия в секциях спортивной гимнастики и общей физической подготовки, спортивные соревнования, вечера художественной самодеятельности и др.). Гимнастические упражнения состоят из двигательных действий, которые не встречаются в повседневной жизни и являются специально придуманными упражнениями (кувырки, сальто, перекаты). Но сделано это для того, чтобы формировать жизненно важные навыки: умения правильно ходить и бегать, прыгать и преодолевать препятствия, переносить тяжести, и лазать по канату, шесту лестницам. С помощью гимнастических упражнений совершенствуют «школу движений», развивают основные двигательные качества (силу, гибкость, быстроту, различные виды выносливости), исправляют дефекты осанки, улучшают работу вестибулярного аппарата.
Гимнастика - это одно из основных средств развития координации движений, обладая которой человек легко осваивает новые двигательные действия, встречающиеся ему в жизни. Кроме этого, гимнастические упражнения помогают воспитывать смелость и решительность, поскольку выполнение многих из них требует преодоления страха.
Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в пятом классе, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (обручами, скакалками, палками, лентами), акробатические упражнения, упорные прыжки, упражнениях в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.
Начиная с 5 класса, усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. После овладения отдельными элементами гимнастических упражнений рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включённые в несложные комбинации.
Особую роль в начальном курсе гимнастики играет роль в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Круг вопросов: от правил безопасности поведения и профилактики травматизма до оказания первой помощи при лёгких травмах.
Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных результатов по гимнастики:
- в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять два кувырка вперед слитно, «мост» из положения стоя с помощью, прыжки со скакалкой за 1 минуту, поднимание туловища за 30 секунд, прыжки через козла «ноги врозь», лазанье по наклонной скамейке, выполнять комбинацию на перекладине, выполнять строевые упражнения, О.Р.У. с предметами.
- владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Для прохождения программы в учебном процессе использую следующие учебники: «Физическая культура» 5-7 классы М.Я. Веленский – М.: Просвещение, 2010г., «Физическая культура» 6-7 классы А.П.Матвеев – М.: Просвещение 2011г.
Актуальность
Жизнь современного человека характеризуется высоким удельным весом гиподинамии. Практически никто не оспаривает положение о том, что основная причина многих заболеваний цивилизации – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии учащиеся. Занятия гимнастикой способствуют положительному оздоровительному эффекту и повышения социального статуса ребёнка. Именно - гимнастика и её возможности позволяет не только физически окрепнуть детям, но и воспитать трудолюбие, упорство веру в себя. Эти важные качества играют большую роль в социальной адаптации и нахождении своего места в жизни.
Цели и задачи разработки раздела программы
При разработке методического раздела обозначились следующие цели и задачи:
Цель: формирования представления о виде спорта – гимнастика, снарядах, инвентаре, соревнованиях, правилах техники безопасности и оказания первой помощи при травмах; обеспечение дальнейшего всестороннего физического развития, укрепления здоровья детей, повышение функциональных возможностей организма.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представлений о виде спорта - гимнастика, о её возникновении, развитии и разнообразии её видов.
- Углубление знаний о личной гигиене, о правильной осанке.
- Формирование представления о здоровом образе жизни.
- Продолжить обучение акробатическим упражнениям и комбинациям.
- Продолжить обучение опорным прыжкам через козла.
- Формировать навыки строевых упражнений.
- Обучение упражнений без предметов и с предметами (скакалкой, мячом, обручем, палкой, гимнастическое колесо).
- Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
Развивающие:
- Развитие у учащихся психических процессов восприятия, представлений, памяти, мышления.
- Развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, точность двигательных реакций, согласованность движений, ритм, равновесие).
- Развитие гибкости, силы, выносливости.
- Развитие основ коммуникативных умений, взаимодействия в группе.
Воспитательные:
- Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.
- Выработка привычки к самостоятельным занятиям гимнастикой.
- Воспитание волевых качеств: смелость, самостоятельность, дисциплинированность, чувство ответственности, инициативности.
- Воспитание нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями. Возраст шестиклассников относится к подростковому. В это время отмечается мощный подъём жизнедеятельности, глубокая перестройка организма. Происходит не только физическое созревание, но и формирование личности. Переход от детства к юности. Наблюдается интенсивный рост, окостенение скелета, совершенствование мускульного аппарата. Несоответствие развития сердца и сосудов росту, усиление деятельности желез внутренней секреции приводят к временным расстройствам кровообращения, повышению артериального давления, повышенной возбудимости, раздражительности, быстрой утомляемости. Важным фактором физического развития является половое созревание.
Подростки способны к самостоятельному творческому мышлению, рассуждению, сравнению, к выводам и обобщениям. Внимание и память приобретают характер организованных и управляемых процессов. Волевые проявления у подростков имеют свои особенности: резко возрастает смелость, но снижается выдержка и самообладание, настойчивость проявляется только в интересной работе, снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства.
Для подростков характерна повышенная активность – они многое хотят, а ещё больше – уметь. Отсюда склонность за всё браться, увлекаться то одним, то другим делом и не всегда завершать задуманное. Основным в этот период развития личности является становление самостоятельности. Подростки начинают ощущать собственные физические духовные силы, способность ставить перед собой и самостоятельно решать некоторые практические задачи. Отсюда и требования признать их право на взрослость.
Важным моментом в формировании личности является развитие самосознания (целостное осознание и оценка себя как личности, позволяющая анализировать поступки и действия, находить в них хорошее и плохое) и самооценки, возникновение интереса к себе, своим качествам, потребность сравнивать себя с другими.
На занятиях физическими упражнениями, спортом проявляется не столько желание возвыситься над сверстниками, сколько намерение занять достойное место в коллективе. Соперничество выступает не самоцелью, а средством достижения определённого статуса в группе. Большую роль играют мотивы подражания, следования чьему – то примеру, образу, который чаще воплощают в себе мужество, смелость, силу, ловкость, настойчивость и другие качества. Такой пример ребята находят в учителе, товарищах, спортсменах, с которыми они общаются или за которыми наблюдают.
Большое значение для возникновения интереса подрост ков и желания заниматься физическими упражнениями имеют: мотивы организации уроков, наличие в них эмоционального фона.
Мотивы проявления активности учащихся 6 класса в физкультурно - спортивной деятельности
- овладеть умениями и навыками в избранном виде деятельности; - своими действиями способствовать достижению общего успеха; - испытать положительные эмоции после достижения личного успеха и успеха партнеров; - получить положительную оценку своих усилий от учителя, родителей, болельщиков; - испытать острые ощущения, глубокие переживания; - проверить собственную физическую подготовленность и сравнить ее с подготовленностью других; При передаче знаний в подростковом возрасте очень важно опираться на методы активной учебно–познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю и др.). Усвоение знаний учениками надо контролировать на основе наблюдения, устного и письменного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В результате изучения раздела «Гимнастика» учащиеся должны:
Знать:
- основы развития гимнастики и её виды;
- биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств;
- правила безопасности и профилактики травматизма на уроках гимнастики;
- правила личной гигиены;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- правила использования спортивного инвентаря и оборудования.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида, использовать в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию силы, гибкости, координации, коррекции осанки и телосложения;
- контролировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
- Использование в работе современных образовательных технологий. При подготовке к урокам физической культуры необходимо работать над внедрением инновационных технологий и различных методов, форм организации учащихся. На уроках использую современные образовательные технологии: • Здоровье сберегающие технологии – привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приёмов массажа, проведение игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно - воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений. • Личностно – ориентированное дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и групп здоровья. • Информационно - коммуникативные технологии – показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры. 2 .Используемые в процессе преподавания методы обучения. В учебном процессе использую три группы методов обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы. С помощью методических приемов, относящихся к этому методу, учитель формирует у учащихся предварительное представление об изучаемом движении, устанавливает и устраняет отдельные ошибки в его выполнении. При этом учитель может использовать объяснение, рассказ, беседу, замечания, команды, подсчет .
Наглядные методы служат тем же целям, что и методы словесные. Более того, они всегда применяются совместно и служат созданию представлений об изучаемых действиях. Для решения этой задачи используют такие приемы, как показ, демонстрация наглядных пособий, просмотр иллюстративного материала. Используя методы наглядности, необходимо предварительно организовать внимание учащихся. При показе следует тщательно продумать его подход: кто и как будет демонстрировать, где будут расположены учащиеся, чтобы выделить главное. Практические методы, в которые входят метод упражнений, игровой и соревновательный методы, используются при разучивании, закреплении и совершенствовании знаний и умений и навыков. При этом ведущую роль выполняет метод упражнений.
Выделяю два метода обучения гимнастическим упражнениям: метод обучения по частям и метод обучения в целом. Применяю методы в зависимости от конкретных условий, от пола, возраста и подготовленности учащихся, а также от технической сложности разучиваемого упражнения. Нередко при обучении определенному гимнастическому упражнению разумно сочетают оба метода. Причем на первом этапе становления двигательного навыка один метод является ведущим, а второй - дополнительным; на последующем роли методов, как правило, меняются.
Метод обучения в целом предусматривает выполнение разучиваемого движения, не изменяя его структуры. Применяют его при освоении доступных, несложных упражнений, причем не только на начальном, но и на завершающем этапе обучения. При целостном повторении упражнения уточняется его техника, внимание учащихся последовательно фиксируется на слабо освоенных деталях. Например, при выполнении кувырка прыжком внимание учащихся конкретизируется либо на толчке ногами, либо на положении тела в полете, либо на плотности группировки и т.д.
При методе обучения по частям , упражнение разделяется на части (звенья), которые осваиваются последовательно. Предварительное разучивание отдельных частей облегчает овладение движением в целом. Каждая выделенная часть – звено- должна представлять собой самостоятельное упражнение (с исходным и конечным положениями).
Правильное расчленение движения на составные части и разучивание их в ряде смежных уроков дают возможность уже при первых повторениях овладевать относительно сложными двигательными действиями. По частям (по разделениям) удобно, например, осваивать строевые приемы, лазание по канату в два, три приема. Искусственное разделение двигательного действия на слишком мелкие или слишком крупные звенья затрудняет их последующее соединение в целостный двигательный навык.
На уроках гимнастики использую игровой метод. Он заключается в использовании подвижных игр, эстафет для ознакомления, изучения и совершенствования отдельных упражнений. С этой целью применяю эстафеты, позволяющие быстро закрепить изучаемые упражнения. Дети с большим желанием и интересом принимают участие в играх и эстафетах.
Соревновательный метод, близок к игровому и отличается от него лишь тем, что здесь в качестве ведущего средства используют соревнования. Он позволяет значительно увеличить нагрузку, повысить трудность выполнения и в результате активно совершенствуются навыки и качества. Без такой практики невозможно воспитать бойцовские качества и приобрести умение соревноваться.
3.Используемые формы организации деятельности обучающихся.
Правильное размещение занимающихся на занятиях, характер их действий и перемещений по залу определяются задачами урока, выбором форм их решения.
- При фронтальной форме, когда школьники выполняют одно и то же задание одновременно, класс может располагаться на всей площади зала в несколько колонн или шеренг. Высокорослые ученики располагаются за низкорослыми, а учитель занимает место в центре перед строем лицом к ученикам. Если ученики располагаются по периметру зала, учитель занимает место в центре зала. Обычно эту форму организации учащихся использую в подготовительной части урока для проведения общеразвивающих упражнений и в заключительной части урока.
- Групповая форма широко применяется при решении физической и технико – тактической подготовки. Разделив занимающихся на группы учитель определяет им задание (общее для всех или различное) . Это позволяет лучше контролировать ход выполнения и создать более разнообразные условия закрепления и совершенствования. Групповой метод чаще применяю в основной части урока. Разновидностью групповой формы является поточный метод и круговая тренировка.
При поточном методе ученики располагаются в колонну по одному и один за другим выполняют задания. Учитель в это время должен находиться непосредственно в том месте, где выполняется заданное упражнение (например, около спортивного снаряда). Здесь он может оказать в любое время помощь ученику или осуществить страховку.
При групповой форме учитель должен в каждой группе выделить старшего ученика (капитана). Сам учитель располагается около того снаряда или станции, где задания наиболее сложные для учеников и требуется его помощь. В тоже время он должен видеть всех занимающихся.
Круговая тренировка, Создаю 4-6 подгрупп, которые занимают места на «станциях». Здесь они заранее обусловленное время (определенное число раз) выполняют упражнение, а затем в паузу отдыха переходят на следующую «станцию». Так повторяется , пока не будет пройден весь круг. При этом выбираю простые, но разнообразные упражнения, обеспечивающие разностороннее влияние на все мышечные группы.
- Индивидуальная форма организации отвечает задачам обучения закрепления и совершенствования отдельных приемов и развития физических качеств. При этом учитель дает задания (общие или индивидуальные), а сам наблюдает за выполнением, исправляет в индивидуальном порядке допускаемые ошибки. Такую форму больше применяю для сильных учеников, которые способны самостоятельно анализировать и исправлять ошибки.
Система знаний
Общенаучные знания (формирование всесторонней развитой личности учащегося школы, обладающего физической культурой, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления здоровья и организации активного отдыха, является целью физического воспитания).
Естественно - научные знания (физическая культура формировалась в потоке многогранного процесса развития человеческого общества, как часть всемирной истории и культуры человеческой цивилизации в целом от представлений древнего человека до понятий о высших спортивных достижениях).
Фундаментальные знания (чем глубже физкультурный кругозор обучающихся, тем больше у него возможностей к полному и глубокому познанию окружающей действительности через общее мировоззрение и общую культуру) . Знания профильного характера (изучение физической культуры на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал физкультуры как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области).
Система деятельности
- Деятельность, направленная на развитие физической активности, формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания.
- Выбор, планирование типов уроков. Формы деятельности учащихся.
- Урок объяснения, урок демонстрация. Урок консультация, урок отработки умений и навыков, урок соревнования, урок тест, творческие работы учащихся.
Цели системы деятельности:
- повышение престижа предмета физической культуры в общеобразовательных школах;
- развитие физических способностей у школьников;
- воспитание волевых качеств учащихся, а также нравственных и духовных сторон личности.
Мониторинг качества знаний по разделу «Гимнастика» за последние три года в 6 классе.
По разделу «Гимнастика» предусмотрено проведение контрольных уроков и тестов.
Примечание: 2010 - 2011уч. год – 14 учащихся; 2011- 2012 уч. год - 17 учащихся; 2012 – 2013 уч. год – 16 учащихся.
Вывод: данные представленные в диаграмме показывают, что обучающиеся в течение ряда лет не теряют интереса к гимнастике. Уровень качества знаний выше 90%. Самые высокие 100% в 2010-2011, 2011-2012 учебных годах. Это достигается путём совершенствования методов обучения, применения современных технологий.
Структура содержания, учебно - тематическое планирование.
Вид программного материала | Количество часов (уроков) | ||||||
Класс | |||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Гимнастика | 19 | 19 | 12 | 12 | 12 | 19 | 19 |
Тематическое планирование 6 класс.
№ уро ка | Тема урока. Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Оборудование |
1 | Гимнастика с элементами акробатики. И.Т.Б. на уроках гимнастики. Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте (комбинированный) | История гимнастики. Правила техники безопасности во время занятий физическими упражнениями. Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. О.Р.У. без предмета. Эстафеты. | Знать историю гимнастики, имена выдающихся спортсменов, правила Т.Б. Различать строевые команды, чётко выполнять строевые приёмы. | Гимнастические палки, скакалки |
2 | Два кувырка вперед слитно. Стойка на лопатках(комбинированный) | Строевой шаг. Смыкание, размыкание на месте. О.Р.У. без предмета. Два кувырка вперед слитно. Стойка на лопатках. Прыжки со скакалкой за одну минуту. Развитие гибкости, силы. | Различать строевые команды, чётко выполнять строевые приёмы. Описывать технику данных упражнений. Использовать упражнения для развития гибкости, силы | Гимнастические маты, скакалки, перекладина навесная |
3 | Прыжки со скакалкой. Два кувырка вперед слитно. Прыжки « ноги врозь» (козёл в ширину, высота 100-110см) (комбинированный) | О.Р.У. со скакалкой. Кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках. Прыжки со скакалкой за 1 мин. Прыжки через козла. Развитие гибкости, координации. | Уметь выполнять два кувырка вперед слитно, стойку на лопатках; прыгать через козла «ноги врозь»; прыгать со скакалкой за 1 мин. | Гимнастические маты, скакалки, гим. козел, мостик. |
4 | Прыжки со скакалкой за 1 минуту на оценку. Мост из положения стоя с помощью (комбинированный) | О.Р.У. с гим. палкой. Кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках. Мост из положения лёжа, стоя с помощью. Прыжки со скакалкой за 1 мин. Развитие гибкости, ловкости. Поднимание туловища, руки за голову. | Знать Т.Б. при выполнении упражнений, помощь. Уметь прыгать со скакалкой за 1 мин на оценку, выполнять кувырки вперёд, назад; стойку на лопатках, мост из положения стоя с помощью. | Гимнастические маты, скакалки, гим.палки. |
5 | Два кувырка вперед слитно. Прыжки через козла «ноги врозь» (комбинированный ) | О.Р.У. с гим. палкой. Два кувырка вперед слитно. Комбинация из акробатических упражнений. Прыжки через козла «ноги врозь». Подвижная игра « Внимание, класс!» Поднимание туловища, руки за голову. | Уметь выполнять два кувырка вперед слитно, составлять акробатическую комбинацию из числа разученных упражнений. | Гимнастические маты, гим. козел, мостик, гим. палки. |
6 | О.Р.У. со скакалкой. Поднимание туловища за 30 секунд на оценку. Мост из положения стоя с помощью. (комбинированный) | О.Р.У. со скакалкой. Строевые упражнения. Поднимание туловища за 30 секунд на оценку. Мост из положения стоя с помощью. Развитие гибкости, силы. | Уметь поднимание туловища за 30 с. на оценку; четко выполнять строевые приёмы; использовать данные упражнения для развития гибкости, силы. | Скакалки, гим. маты, перекладина. |
7 | Два кувырка вперед слитно на оценку. Лазанье по гимнастической лестнице, скамейке ( комбинированный) | О.Р.У. без предмета. Акробатические упражнения; два кувырка вперед слитно на оценку. Лазанье по гимнастической лестнице, скамейке. Эстафеты с лазаньем и перелезанием. Развитие быстроты, ловкости, координации. | Уметь выполнять два кувырка вперед слитно на оценку; лазить по гим. скамейке, лестнице. Применять данные упражнения для развития ловкости, силы, координации. | Гим.маты, скамейки, шведская стенка. |
8 | Прыжок через козла «ноги врозь». Мост из положения стоя с помощью. Подтягивание на в/п. (комбинированный) | О.Р.У. без предмета. Прыжок через козла «ноги врозь». Мост из положения стоя с помощью. Комбинация из разученных акробатических упражнений. Подтягивание на в/п. | Уметь составить комплекс О.Р.У.; выполнять прыжок через козла, мост из положения стоя с помощью, подтягиваться на в/п. | Гим. маты, перекладина гим. козел, мостик., |
9 | Круговая тренировка. Мост из положения стоя с помощью на оценку. (комбинированный) | Прыжки со скакалкой, приседание, руки вперед, отжимание, поднимание туловища, лёжа на спине, руки за голову, наклоны вперед. Акробатические упражнения. Мост из положения стоя с помощью на оценку. Игра на внимание. | Уметь выполнять круговую тренировку, мост из положения стоя с помощью на оценку. Осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой. | Скакалки, маты, скамейки, секундомер, свисток. |
10 | Прыжок через козла. Акробатические упражнения. (комбинированный) | О.Р.У. без предмета. Прыжки через козла. Полоса препятствий. Акробатические упражнения. Эстафета «Мостики кошка». Развитие физических качеств. | Уметь составить комплекс О.Р.У.; выполнять прыжки через козла «ноги врозь», оказывать помощь в установке и уборке снарядов. | Гим.маты, перекладина гим. козел, мостик. |
11 | Лазанье по наклонной скамейке. Полоса препятствий. (комбинированный) | О.Р.У. на гим ковриках. Лазанье по наклонной скамейке, гим. стенке. Прыжки через скамейку, кувырки вперед, прыжки через козла Развитие ловкости, силы, гибкости. | Уметь лазить по наклонной скамейке, лестнице; выполнять прыжки через козла; оказывать помощь в установке и уборке снарядов. | Гим.маты, перекладина гим. козел, мостик, коврики. |
12 | Прыжок через козла «ноги врозь» на оценку. Эстафеты. (комбинированный) | О.Р.У. без предмета. Беговые задания: движения «змейкой», по диагонали. Прыжок через козла «ноги врозь» на оценку. Эстафеты. Развитие быстроты, выносливости. | Уметь составить комплекс О.Р.У.; выполнять прыжок через козла «ноги врозь» на оценку; оказывать помощь в установке и уборке снарядов. | Гим.маты, гим. козел, мостик, мячи, скакалки, стойки |
13 | О.Р.У. с обручем. Вис лёжа, вис присев (д.). Подъём переворотом в упор (м.). (комбинированный) | О.Р.У. с обручем. Строевые упражнения. Вис лёжа, вис присев (д.). Подъём переворотом в упор (м.). Комбинация из акробатических упражнений. Подвижная игра «Я салка - приседалка». | Различать строевые команды, чётко выполнять строевые приёмы. Описывать технику данных упражнений. | Гим.маты, перекладина, обручи. |
14 | Строевые упражнения. Вис лёжа, вис присев (д.). Подъём переворотом в упор (м.). (комбинированный) | Перестроение из колонны по одному в колонну по четверо дроблением и сведением. Вис лёжа, вис присев (д.). Подъём переворотом в упор (м.). Комбинации из разученных элементов. Развитие силы. | Уметь выполнять строевые команды; различные висы, подъём переворотом в упор (м.). Применять данные упражнения для развития силы. | Гим.маты, перекладина. |
15 | Вис лёжа, вис присев (д.). Подъём переворотом в упор (м.). (комбинированный) | О.Р.У. с обручем. Перестроение из колонны по одному в колонну по четверо дроблением и сведением. Вис лёжа, вис присев (д.). Подъём переворотом в упор (м.). Комбинации из разученных элементов. Подвижная игра «Перемена мест». | Уметь выполнять строевые команды; различные висы, подъём переворотом в упор (м.). Применять данные упражнения для развития силы. | Гим.маты, перекладина,обручи |
16 | Акробатические упражнения. Эстафеты. (комбинированный) | О.Р.У. на полу. Кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках, мост из положения лежа и стоя, танцевальные шаги. Гимнастическая эстафета. | Уметь выполнять кувырки вперёд, назад; стойку на лопатках, мост из положения стоя с помощью. | Гим.маты, коврики, скамейки, скакалки, палки, стойки. |
17 | Подтягивание на в/п (м), подтягивание на н/п (д) на оценку. Полоса препятствий. (комбинированный) | О.Р.У. без предмета. Строевые упражнения. Подтягивание на в/п (м), подтягивание на н/п (д) на оценку. Полоса препятствий: переползание, прыжки по «кочкам» , кувырки вперёд, прыжки через скамейку. | Уметь подтягивание на в/п (м), подтягивание на н/п (д) на оценку, оказывать помощь в установке и уборке снарядов. | Маты, скамейки, обручи, перекладина. |
18 | Прыжки через длинную скакалку. Упражнения с гимнастическим колесом. (комбинированный) | О.Р.У. со скакалкой. Прыжки через длинную скакалку. Упражнения с гимнастическим колесом. Подвижные игры. Развитие гибкости. | Уметь выполнять прыжки через длину скакалку. Применять данные упражнения для развития гибкости. | Скакалки длинные, гимнастическое колесо. |
19 | Прыжки через длинную скакалку. Гимнастическая эстафета. (комбинированный) | О.Р.У. со скакалкой. Прыжки через длинную скакалку. Строевые упражнения. Гимнастическая эстафета. Подведение итогов четверти. | Уметь выполнять прыжки через длину скакалку; оказывать помощь в установке и уборке снарядов, применять упражнения для организации самостоятельных тренировок. | Скакалки длинные, гимнастические палки, обручи, скакалки, мячи, кубики. |
Разработка урока по разделу «Гимнастика» 6 класс
Тема урока: «Круговая тренировка. Мост из положения стоя с помощью на оценку».
Тип урока : комбинированный.
Место урока в разделе: на раздел отведено 19 часов, данный урок – 9.
Цели урока:
Образовательные. 1.Учить выполнять упражнения по станциям. 2. Совершенствовать технику стойки на лопатках. 3. Оценить технику выполнения «моста» из положения стоя с помощью. 4. Совершенствовать технику кувырка вперед и назад.
Оздоровительные. Развивать координацию, гибкость, силу, прыгучесть.
Воспитательные. Воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями, трудолюбие, дисциплинированность.
Инвентарь: 6 гимнастических матов, 4 скакалки, скамейки, секундомер, свисток.
Средства обучения: О.Р.У, специально - подготовительные упражнения.
Методы обучения: 1. Словесный (объяснение, беседа, указания, замечания, команды). 2. Наглядный (показ). 3. Практический (метод целостного обучения, исправления ошибок, соревновательный).
Организационные формы проведения урока: групповая, фронтальная, игровая, метод круговой тренировки, индивидуальный.
Ход урока
№ | Содержание урока | Дозиров ка | Организационно- методические указания |
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2. 2.1 2.2 2.3
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Вводная часть. Построение , рапорт дежурного, сообщение задач урока. Т.Б. при выполнении упражнений. Повороты на месте. а) направо б) налево в) прыжком налево г) кругом Ходьба: а)обычная б) с заданием: 1- шаг левой, хлопок руками впереди 2- шаг правой, хлопок за спиной 3- шаг левой хлопок руками вверху 4 – и.п. 4 шага на носках, руки на поясе 4 шага на пятках, руки за голову 4 шага в полуприсиде, руки на коленях 4 шага галопа вправо Бег. а) обычный б) спиной вперед в) змейкой Ходьба. И.п. – руки на поясе 1,2,3,4- наклоны головы вперед, назад, вправо, влево. Перестроение по станциям. Основная часть Круговая тренировка (2 круга) 1 ст.- поднимание туловища, лёжа на спине, руки за голову 2 ст.- наклоны вперед 3ст.- прыжки со скакалкой на двух ногах 4 ст.- приседание, руки вперед 5ст. – отжимание (м. – от пола, д.- от скамейки) Акробатические упражнения. а) перестроение в две колонны, подготовка мест занятий б) два кувырка вперед, кувырок назад в) два кувырка вперед, стойка на лопатках, мост из положения лежа Мост из положения стоя с помощью на оценку. - выполнение в парах – выполнение на оценку Заключительная часть. Уборка матов. Построение в одну шеренгу, поведение итогов урока. Ира на внимание: «Внимание класс!» Домашние задание. Выход из зала. | 13 мин 3 мин 1 мин 3мин 1 круг 1 круг 1 круг 1 круг 30 сек 1круг 2 мин. 27 мин 10 мин 11 мин 1 мин по 2 подхода 6 мин
2 п. 1 п. 5 мин. 1мин 1 мин 2 мин 30 сек. 30 сек. | Построение в шеренгу по одному. Дежурный сдает рапорт о готовности к уроку. Уделить внимание на точное выполнение команд и указаний учителя. Напомнить учащимся о технике безопасности при выполнении заданий. Класс: Равняйсь! Смирно! Напра-во! Нале- во! Прыжком нале- во! Кругом! Следить за осанкой, четким исполнением команд. В обход налево шагом марш! Дистанция 2 шага. Слушаем счет. Спина прямая, не сутулимся. Следим за дистанцией. Направляющий шире шаг, бегом марш! Из строя не выходить. Бежать на носках, смотреть через правое плечо назад. Направляющий , противоходом налево марш! Змейкой марш! Без задания! Направляющий короче шаг, шагом марш ! Наклоны выполняем медленно. Первая тройка- 1 станция Вторая тройка – 2 станция Третья тройка – 3 станция Четвертая тройка – 4 станция Остальные – 5 станция На каждой станции работаем по 30 секунд, время на переход 15 секунд. Количество повторений максимальное. Начало работы, переходы по свистку. После первого круга отдых 2 минуты. В одну шеренгу становись! На 1,2 - расчитайсь! В две колонны становись! Каждому отделению постелить по 3 мата. Перед каждой связкой упражнений демонстрировать исполнение учащихся без ошибок. Мост из положения стоя. Из стойки ноги врозь, руки вверх, наклонить голову назад ( смотреть на кисти ) и, подавая таз вперед, наклониться назад и поставить ладони на пол. Показ правильного исполнения. Один выполняет, второй страхует. Следить за правильным выполнением правильной страховки. Первое отделение по два человека убрать маты второе отделение убрать маты. По полу маты не возить. В одну шеренгу стройся! Равняйсь! Смирно! Отметить лучших, сделать замечания по дисциплине. Первые номера два шага вперед марш! Учитель, стоя лицом к играющим, подает команды . Команду нужно выполнять только в том случае, если учитель начал её со слова «класс». Тот, кто ошибается, делает шаг вперёд, но продолжает играть. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок. Отметить учеников, не сделавших ошибок. Выполнить отжимание девочкам- 10-12 раз; подтягивание мальчикам- 4-6 раз. Класс напра-во! На выход из зала шагом марш! До свидания. Из строя не выходить. |
Заключение.
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организма огромны, а реализовать их не всегда удаётся. И наиболее доступным средством увеличения потенциалов здоровья является занятия гимнастикой. Благодаря гимнастическим упражнения дети учатся правильным двигательным навыкам ходьбы, прыжков, преодолению препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, гибкость, сила, быстрота точность, красота движений. Занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно - двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечно – сосудистой системы. Занятия гимнастикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
При разработке данной программы учитывалось большое количество факторов:
- психолого-педагогические особенности обучающихся,
- специфика материала,
- взаимосвязь материала раздела с другими науками.
Это способствует наиболее эффективному раскрытию материала раздела. Использование в работе различных образовательных методов позволяет привлечь внимание к материалу не только тех учеников, учение для которых интересно само по себе, но и отстающих учащихся. Это осуществляется путем применения дифференцированного обучения.
Использование на уроках групповых форм организации деятельности оказывается очень эффективным, в силу особенностей возраста – подросткового – когда для ребенка очень важно общение со сверстниками, соревновательный момент способствует активации даже неорганизованных учащихся. Групповая форма организации деятельности учащихся также повышает самооценку каждого школьника, а также развивает общие способности к коммуникации.
Основной целью деятельности системы образования всегда считалось создание условий для получения знаний, умений, навыков и формирование личностных качеств учащихся. Главной целью образования является создание условий для подготовки учащихся к жизни в обществе.
Можно считать, что программа по гимнастике является одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек, поддержанию высокой работоспособности учащихся утверждению здорового образа жизни, формированию потребностей в физическом и нравственном совершенствовании, развитию волевых качеств личности.
Литература.
- Справочник учителя физической культуры / авт.- сост. П.А.Киселёв , С. Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
- Спортивные и подвижные игры /авт.- сост. Ю.И. Портных, - Москва: Физкультура и спорт, 1984.- 344 с.
- Физкультура 6 класс ,поурочные разработки / авт. – сост. Г.В. Бондаренкова, Н. И. Ковалько, А.Ю. Уточкин. – Волгоград: Учитель, 2005. – 156 с.
- Поурочные разработки по физкультуре:. 5-9 классы / авт.- сост. В. И. Ковалько, - Москва: ВАКО, 2007. - 400 с.
- Нестандартные уроки физкультуры 6 класс. / сост. Н. Ю. Никифорова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 128 с.
- Физическая культура: учебник для учащихся 5-7 кл. / авт. – сост. М. Я. Веленский. – Москва: Просвещение, 2007. – 156 с.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич, - Москва: Просвещение, 2011. – 124 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...