Рабочая программа для 6 класса
рабочая программа по физкультуре (6 класс) на тему
Рабочая программа основного общего образования по физической культуре для 6 класса составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Примерной программы по учебным предметам. Физическая культура. М.: Просвещение, 2012;
- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения;
- Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом № 143 от 30 августа 2013 года;
– Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте»;
– письмо Министерства образования от 26 марта 2002 г. № 30-51-197/20 «О повышении роли физической культуры и спорта в образовательных учреждениях».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizkultura_6_klass.docx | 82.99 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие цели основного общего образования
с учетом специфики учебного предмета
Рабочая программа основного общего образования по физической культуре для 6 класса составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Примерной программы по учебным предметам. Физическая культура. М.: Просвещение, 2012;
- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения;
- Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом № 143 от 30 августа 2013 года;
– Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте»;
– письмо Министерства образования от 26 марта 2002 г. № 30-51-197/20 «О повышении роли физической культуры и спорта в образовательных учреждениях».
Цель школьного образования по физической культуре – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
– освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
– обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая Программа в своем предметном содержании направлена на:
– реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
– реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
– соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
– расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
– усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа рассчитана на 102 ч из расчета 3 ч в неделю. Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001), основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности программа включает три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре»– информационный компонент деятельности, «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» – операциональный компонент деятельности, «Физическое совершенствование» – процессуально-мотивационный компонент деятельности.
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры.
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой».
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь рассказывается об оздоровительных формах занятий в режиме учебного дня и учебной недели, даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, способствующие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются, в первую очередь, школьникам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта: гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки.
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Подвижные и спортивные игры (баскетбол, пионербол).
Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет школьникам подготовиться ко взрослой жизни, освоить различные профессии путем усвоения жизненно важных навыков и умений разными способами в постоянно меняющихся условиях жизни.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества: силы, быстроты, выносливости и т.д. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени усвоения ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Упражнения для развития гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Упражнения для развития выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Подвижные и спортивные игры. Упражнения для развития быстроты, силы, выносливости, координации движений.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «физическая культура» на этапах начального, основного, полного общего образования в объеме 102 ч (3 урока в неделю) в каждом классе.
В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводится характеристика деятельности учащихся, ориентирующая учителя на достижение итоговых результатов в освоении содержания учебного курса.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре;
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой;
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
III. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их 'применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек,· о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
- способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и пере напряжения средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся до стижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе. Организация и про ведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально - прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий Физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Легкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.
Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Учебный план по физической культуре для учащихся 5-х классов представлен в табл. 1.
V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Вид программного материала | Количество часов |
Класс | ||
6 | ||
1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.1 | Спортивные игры | 30 |
1.2 | Гимнастика с элементами акробатики | 12 |
1.3 | Легкая атлетика | 18 |
1.4 | Лыжная подготовка | 24 |
1.5 | Кроссовая подготовка с элементами легкой атлетики | 18 |
2 | Итого | 102 |
VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
- выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Приложение к рабочей программе
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Д/з | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||
1 | Кроссовая подготовка с элементами легкой атлетики | Спринтерский бег, эстафетный бег | 4 | Вводный | Инструктаж по ОТ и ТБ. во время занятий легкой атлетикой. История олимпийского движения в дореволюционной России. Понятие об утомлении и переутомлении. Низкий старт до 15-30м, бег по дистанции (40 - 50м); специальные беговые упражнения. ОРУ. Эстафеты. Развитие скоростных качеств. Положение туловища при стартовом разгоне. Терминология спринтерского бега | Знать инструкцию по ТБ на занятиях л/а. Уметь пробегать с максимальной скоростью 30 м | Комплекс 1 | ||||||
Комбиниро-ванный | Низкий старт до 15-30м, бег по дистанции (40 - 50м); специальные беговые упражнения. ОРУ. Эстафеты. Развитие скоростных качеств. Положение туловища и длина шагов при стартовом разгоне. Измерение результатов.Р.к. Развитие легкой атлетики в регионе. | Уметь пробегать с максимальной скоростью 60м | Комплекс 1 | ||||||||||
Совершенствование ЗУН | Влияние физических упражнений на основные показатели организма. Понятие физическая нагрузка. Низкий старт до 15-30м. Финиширование. Специальные беговые упражнения. ОРУ. Эстафеты. Развитие скоростных качеств. Старты из различных положений. Стартовый разгон. | Уметь пробегать с максимальной скоростью 60м | Комплекс 1 | ||||||||||
Контрольный | Бег на результат 60м, специальные беговые упражнения, ОРУ Эстафеты. Развитие скоростных качеств. Р.к. «Спортивные беговые треки Тульской области». | Уметь пробегать с максимальной скоростью 60м | Бег 60метров: Мальчики – «5» - 9,8; «4» - 10,3; «3» - 10,8 Девочки – «5» - 10,3; «4» - 10,7; «3» - 11,2 | Комплекс 1 | |||||||||
Развитие выносливости в беге на длинные дистанции. Метание малого мяча | 7 | Комбиниро-ванный | Бег в среднем темпе до 1000 м. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1х1) с 8 – 10 м. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости. Терминология прыжков в длину | Уметь бегать в равномерном темпе до 10 мин.; метать мяч в мишень и на дальность | Комплекс 1 | ||||||||
Комбиниро-ванный | Равномерный бег до 1200 м. Метание мяча на заданное расстояние. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости. Терминология метания.Р.к. «Значение разминки для укрепления и сохранения здоровья учащихся» | Уметь бегать в равномерном темпе до 10 мин.; метать мяч в мишень и на дальность | Комплекс 1 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Бег в среднем темпе до 1200 м. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1х1) с 8 – 10 м. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости. Терминология прыжков в длину | Уметь бегать в равномерном темпе до 10 мин.; метать мяч в мишень и на дальность | Комплекс 1 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Метание теннисного мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости. Бег в среднем темпе до 1500 м. | Уметь бегать в среднем темпе до 15 мин., метать мяч на дальность | Комплекс 1 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Метание теннисного мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости. Бег в среднем темпе до 1500 м. | Уметь бегать в среднем темпе до 15 мин., метать мяч на дальность | Комплекс 1 | ||||||||||
Контрольный | Метание теннисного мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости. Бег в среднем темпе до 1500 м. | Уметь метать мяч на дальность, бегать в среднем темпе до 15 мин. | Оценка техники метания мяча на дальность, м. Мальчики – «5» - 36; «4» - 30; «3» - 24. Девочки – «5» - 23; «4» - 19; «3» - 15. | Комплекс 1 | |||||||||
Контрольный | Бег 1000 м (мин) на результат. ОРУ. Спортивные игры. Развитие выносливости. Р.к. «Спортивные беговые треки Тульской области». | Уметь пробегать дистанцию 1000 м на результат | Мальчики – «5» - 4,40; «4» - 5,10; «3» - 5,40 Девочки – «5» - 5.10; «4» - 5.40; «3» - 6,10 | Комплекс 1 | |||||||||
Прыжок в длину с места, челночный бег Прыжок в высоту с разбега способом «перешагива-ния» | 4 3 | Комбиниро-ванный | Причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом. Совершенствование техники прыжка в длину с места. ОРУ. Специальные прыжковые упражнения. Челночный бег 3х10, 5х10. Развитие скоростно-силовых качеств. | Уметь прыгать в длину с места. | Комплекс 1 | ||||||||
Комбиниро-ванный | Совершенствование техники прыжка в длину с места. ОРУ. Специальные прыжковые упражнения. Челночный бег 3х10/2 серии, 5х10. Развитие скоростно-силовых качеств. | Уметь прыгать в длину с места. | Комплекс 1 | ||||||||||
Контрольный | Прыжок в длину с места. ОРУ. Специальные прыжковые упражнения. Челночный бег 3х10, 5х10/2 серии. Развитие координации движений. | Уметь прыгать в длину. | Прыжок в длину с места, см: Мальчики – «5» - 175; «4» - 163; «3» - 150. Девочки – «5» - 163; «4» - 152; «3» - 141 | Комплекс 1 | |||||||||
Контрольный | Челночный бег 4х10. ОРУ. Развитие координации движений. Прыжки со скакалкой. | Уметь выполнять серии челночного бега. | Оценка усвоения – челночный бег 4х10 м. Мальчики – «5» - 11,3; «4» - 11,8; «3» - 12,3 Девочки – «5» - 11,9; «4» - 12,4; «3» - 12,9. | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Прыжок в высоту с 5-7 шагов разбега. Работа толчковой ноги и движения маховой ноги. ОРУ. Специальные прыжковые упражнения. Упражнения для укрепления мышц стопы. | Уметь прыгать в высоту с разбега | Комплекс 1 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Прыжок в высоту с 5-7 шагов разбега. Работа толчковой ноги и движения маховой ноги. Совершенствование техники приземления. ОРУ. Специальные прыжковые упражнения. Р.к. «Силовой экстрим в Тульской области (развитие)» | Уметь прыгать в высоту с разбега | Комплекс 1 | ||||||||||
Контрольный | Прыжок в высоту с 5-7 шагов разбега. Работа толчковой ноги и движения маховой ноги. Совершенствование техники приземления. ОРУ. Специальные прыжковые упражнения. Регулирование массы тела и формирование телосложения. | Уметь прыгать в высоту с разбега способом «перешагивания» | Оценка усвоения – прыжок в высоту, см: Мальчики – «5» - 110; «4» - 100; «3» - 90. Девочки – «5» - 105; «4» - 95; «3» - 85. | Комплекс 1 | |||||||||
2 | Гимнастика | Висы. Строевые упражнения | 4 | Изучение нового материала | Инструктаж по ОТ и ТБ на уроках гимнастики. Первые спортивные клубы в дореволюционной России. Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. Подъём переворотом в упор. ОРУ на месте без предметов. Сед «ноги врозь» (мальчики). Вис лёжа. Вис присев (девочки). Эстафеты. Развитие силовых способностей. Р.к. «Олимпийские чемпионы и призёры области». | Знать ТБ на уроках гимнастики, страховку и помощь при выполнении гимнастических упражнений. Уметь выполнять строевые упражнения, висы | Комплекс 2 | ||||||
Совершенство-вание ЗУН | Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. Подъём переворотом в упор (мальчики). Вис лёжа. Вис присев (девочки). Эстафеты. ОРУ на месте без предметов. Развитие силовых способностей. Значение гимнастических упражнений для развития силовых способностей | Уметь выполнять строевые упражнения, висы | Комплекс 2 | ||||||||||
Совершенство-вание ЗУН | Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. ОРУ на месте без предметов. Подъём переворотом в упор (мальчики). Вис лёжа. Вис присев (девочки). Эстафеты. Развитие силовых способностей | Уметь выполнять строевые упражнения, висы | Комплекс 2 | ||||||||||
Контрольный | Выполнение на технику. Подъём переворотом в упор (мальчики). Вис лёжа. Вис присев (девочки). Эстафеты. Развитие силовых способностей | Уметь выполнять строевые упражнения, висы | Оценка техники выполнения упражнений | Комплекс 2 | |||||||||
Прикладные упражнения, упражнения в равновесии | 4 | Изучение нового материала | Ростовые и весовые показатели, основные органы человека.Передвижения (ходьбой, бегом, прыжками) по наклонной ограниченной площадке. Эстафеты. Упражнения на гимнастической скамейке. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь выполнять строевые упражнения, прикладные упражнения | Комплекс 2 | ||||||||
Совершенство-вание ЗУН | Передвижения (ходьбой, бегом, прыжками) по наклонной ограниченной площади. Преодоление препятствий прыжком. ОРУ в движении. Эстафеты. Упражнения на гимнастической скамейке. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь выполнять строевые упражнения, прикладные упражнения | Комплекс 2 | ||||||||||
Совершенство-вание ЗУН | Переноска партнёра на спине. ОРУ в движении. Эстафеты. Упражнения на гимнастической скамейке. Развитие скоростно-силовых способностей. Упражнения для сохранения и поддержания правильной осанки с предметом на голове. Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. | Уметь выполнять строевые упражнения, прикладные упражнения | Комплекс 2 | ||||||||||
Контрольный | Преодоление препятствий прыжком. Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь выполнять строевые упражнения, преодолевать препятствия | Оценка техники выполнения прикладных упражнений | Комплекс 2 | |||||||||
Акробатика, лазание | 4 | Изучение нового материала | Кувырок вперед, назад, стойка на лопатках – выполнение комбинации. Два кувырка вперёд слитно. ОРУ с предметами. Развитие координационных способностей | Уметь выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации | Комплекс 2 | ||||||||
Комплексный | Два кувырка вперед слитно. Мост из положения стоя с помощью. ОРУ с предметами. Лазание по канату в три приёма. Развитие координационных способностей | Уметь выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации | Комплекс 2 | ||||||||||
Совершенство-вание ЗУН | Два кувырка вперед слитно. Мост из положения стоя с помощью. ОРУ с предметами. Лазание по канату в три приёма. Развитие координационных способностей. Р.к. «Олимпийские резервы». | Уметь выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации | Комплекс 2 | ||||||||||
Контрольный | Два кувырка вперед слитно. Мост из положения стоя с помощью. ОРУ с предметами. Лазание по канату в три приёма. Развитие координационных способностей. Р.к. «Ксения Афанасьева серебряный призёр Олимпийских игр в Лондоне (2012 г.)». | Уметь выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации | Выполнение кувырков на технику. Лазание по канату на расстояние 4 м, 5 м, 6 м | Комплекс 2 | |||||||||
3 | Волейбол | 18 | Комплексный | Инструктаж по ОТ и ТБ во время игры в волейбол. Стойка и передвижение игрока. Перемещение в стойке приставными шагами, спиной и т.д. Верхняя передача мяча. Игра в пионербол двумя мячами. Развитие координационных качеств. Правила техники безопасности при игре в волейбол. | Уметь играть в пионербол с розыгрышем мяча на три касания. | Комплекс 2 | |||||||
Комплексный | Стойка и передвижение игрока. Перемещение в стойке приставными шагами, спиной и т.д. Верхняя передача мяча. Работа с набивными мячами. Развитие координационных качеств. Р.к. «Развитие волейбола в Тульской области». | Уметь играть в пионербол с розыгрышем мяча на три касания. | Комплекс 2 | ||||||||||
Комплексный | Стойка и передвижение игрока. Совершенствование работы кисти при верхней передаче мяча. Своевременный выход на мяч и изготовка при передаче. Развитие быстроты и прыгучести. | Уметь играть в пионербол с розыгрышем мяча на три касания. | Комплекс 2 | ||||||||||
Комплексный | Стойка и передвижение игрока. Совершенствование работы кисти при верхней передаче мяча. Своевременный выход на мяч и изготовка при передаче. Развитие быстроты и прыгучести. | Уметь своевременно выйти на мяч, правильно принять изготовку для верхней передачи мяча. | Комплекс 2 | ||||||||||
Комплексный | Стойка и передвижение игрока. Перемещение в стойке приставными шагами, спиной и т.д. Совершенствование нижнего приема мяча, своевременного выхода на мяч. Игра в пионербол двумя мячами. Развитие координационных качеств. | Уметь своевременно выйти на мяч, правильно принять изготовку для нижнего приема мяча. | Комплекс 2 | ||||||||||
Комплексный | Совершенствование навыков передачи мяча сверху двумя руками, своевременного выхода на мяч, работы ног при приеме снизу. Развитие быстроты. | Уметь правильно выполнить верхнюю передачу набивного мяча (согласованная работа рук, туловища, ног). | Комплекс 2 | ||||||||||
Комплексный | Совершенствование навыков работы рук и ног при передаче мяча сверху. Выход на мяч, летящий в сторону. Развивать быстроту, прыгучесть. | Уметь правильно выполнить верхнюю передачу набивного мяча (согласованная работа рук, туловища, ног). | Комплекс 2 | ||||||||||
Комплексный | Совершенствование техники работы рук, ног, туловища при приеме мяча. Изменение траектории полета мяча. Развитие быстроты и ловкости. | Уметь правильно принять стойку волейболиста для приема мча снизу. | Комплекс 2 | ||||||||||
Комплексный | Стойка и передвижение игрока. Перемещение в стойке приставными шагами, спиной и т.д. Верхняя передача мяча. Развитие выносливости и ловкости. | Уметь изменить направление полета мяча. | Комплекс 2 | ||||||||||
Комплексный | Совершенствование работы рук при приеме и передаче мяча над собой. Развитие быстроты и ловкости. | Уметь своевременно выйти на мяч и принять изготовку для приема мяча. | Комплекс 2 | ||||||||||
Комплексный | Совершенствование техники нижнего приема мяча, работы кистей при верхней передачи. | Уметь своевременно выйти на мяч и принять изготовку для приема мяча. | Комплекс 2 | ||||||||||
Комплексный | Нижняя прямая подача мяча. Совершенствование навыков передачи мяча сверху, работы рук и ног при приеме мяча снизу. Развитие быстроты и ловкости. | Уметь выполнять нижнюю прямую подачу мяча с 4-х метров. | Комплекс 2 | ||||||||||
Комплексный | Совершенствование техники нижней прямой подачи мяча., работы рук и ног при приеме мяча над собой. Развитие выносливости и ловкости. | Уметь выполнять нижнюю прямую подачу мяча с 4-х метров. | Комплекс 2 | ||||||||||
Контрольный | Верхняя передача мяча. Совершенствование техники нижней прямой подачи мяча. Развитие быстроты. Игра в волейбол. | Уметь выполнять нижнюю прямую подачу мяча с 4-х метров. | Оценка техники выполнения верхней передачи мяча. | Комплекс 2 | |||||||||
Комплексный | Совершенствование техники нижней прямой подачи мяча., работы рук и ног при приеме мяча над собой. Развитие выносливости и ловкости. Игра в волейбол. | Уметь выполнять нижнюю прямую подачу мяча с 4-х метров. | Комплекс 2 | ||||||||||
Контрольный | Нижний прием мяча. Совершенствование техники нижней прямой подачи мяча. Развитие быстроты. Игра в волейбол. | Уметь выполнять нижнюю прямую подачу мяча с 4-х метров. | Оценка техники выполнения нижнего приема мяча. | Комплекс 2 | |||||||||
Комплексный | Совершенствование нижней прямой подачи мяча через сетку. Прием мяча, летящего в сторону, снизу. Развитие быстроты и прыгучести. Игра в волейбол. | Уметь выполнять нижнюю прямую подачу мяча с 4-х метров. | Комплекс 2 | ||||||||||
Контрольный | Нижняя прямая подача мяча. Нижний прием мяча. Игра в волейбол. Развитие коллективизма. Р.к. «Волейбольные команды Тульской области». | Уметь выполнить нижнюю прямую подачу мяча. | Оценка техники выполнения нижней прямой подачи мяча. | Комплекс 2 | |||||||||
4 | Лыжная подготовка 5. Спортивные игры | 24 | Комбиниро-ванный | Инструктаж по ОТ и ТБ. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок. Одевание лыж. Одежда и обувь для занятий на лыжах. Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Рациональное питание. Р.к. «Знаменитые тульские лыжники». | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах. | Комплекс 3 | |||||||
Комбиниро-ванный | Движение маховой ноги в скользящем шаге и попеременном двухшажном ходе. Движение туловища в одновременном бесшажном ходе в зависимости от скорости передвижения. Виды лыжного спорта. | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах. | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Движение маховой ноги с поздним переносом на неё массы тела в скользящем шаге и попеременном двухшажном ходе. Развитие выносливости при ходьбе на лыжах. | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Движение маховой ноги с поздним переносом на неё массы тела в скользящем шаге и попеременном двухшажном ходе. Выпрямление корпуса тела и энергичная работа рук при одновременном бесшажном ходе. | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Постановка палок на снег и приложение усилий при отталкивании руками в одновременном бесшажном ходе. Совершенствование техники попеременного двухшажного хода. Развитие быстроты. | Уметь выполнять технику одновременного бесшажного хода. | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Перенос центра тяжести тела на носки, работа рук при одновременном бесшажном ходе. Развитие выносливости. Прохождение дистанции до 2 км. Р.к. «Тульские спортсмены-олимпийцы». | Уметь выполнять технику одновременного бесшажного хода. | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Движение туловища в одновременном бесшажном ходе на разной скорости передвижения. Разгибание руки и движение её за бедро при отталкивании в попеременном двухшажном ходе. Развитие силы. | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Движение туловища в одновременном бесшажном ходе на разной скорости передвижения. Разгибание руки и движение её за бедро при отталкивании в попеременном двухшажном ходе. Развитие быстроты. | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Оценка техники выполнения одновремен-ного бесшажного хода. | Комплекс 3 | |||||||||
Изучение нового материала | Одновременный двухшажный ход. Тактическое применение этого хода. Совершенствование попеременного двухшажного хода. Развитие скорости. | Уметь выполнять технику одновременного двухшажного хода. | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Совершенствование техники первого и второго шага при одновременном двухшажном ходе. Развитие выносливости. Прохождение дистанции 2,4 км. Р.к. «Значение лыжной подготовки для начинающего спортсмена». | Уметь выполнять технику одновременного двухшажного хода. | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Ускоренное согласование движений маховой ноги и руки, выносящей палку, в попеременном двухшажном ходе. Ритм движений в одновременном двухшажном ходе. Развитие скоростной выносливости. | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный Контрольный | Наклон туловища и разгибание рук при отталкивании в одновременном двухшажном ходе. Согласованная работа рук и ног при попеременном двухшажном ходе. Развитие скорости. | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Оценка техники поперемен-ного двухшажного хода. | Комплекс 3 | |||||||||
Комбиниро-ванный | Отталкивание и работа туловища при одновременном двухшажном ходе. Совершенствование техники лыжных ходов. Развитие быстроты. | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Совершенствование техники выполнения одновременного двухшажного хода. Распределение силы на всю дистанцию. 2,8 км. Развитие выносливости. | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Отталкивание и работа туловища при одновременном двухшажном ходе. Совершенствование техники попеременного двухшажного хода. Применение хода в зависимости от рельефа местности. | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Совершенствование техники одновременного двухшажного хода. Согласованная работа рук и ног при передвижении лыжными ходами. Применение хода в зависимости от рельефа местности. | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Комплекс 3 | ||||||||||
Контрольный | Одновременный двухшажный ход. Передвижение на лыжах до 3 км. Развитие выносливости. Самоконтроль, дневник самоконтроля. | Оценка техники выполнения одновременного двухшажного хода. | |||||||||||
Контрольный | Прохождение дистанции 2 км на время. Развитие скоростных качеств и выносливости. | 2 км в мин: Мальчики: «5» - 14.00, «4» - 14.40, «3» - 15.25; девочки: «5» - 14.45, «4» - 15.20, «3» - 15.55. | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Спуск с горы в основной стойке. Подъем в гору «ёлочкой». Развитие координации. | Уметь правильно сгруппироваться и выполнить падение на бок. | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Совершенствование техники выполнения торможения «плугом» и поворота переступанием. | Уметь выполнять торможение «плугом». | Комплекс 3 | ||||||||||
Изучение нового материала | Торможение и поворот упором. Совершенствование техники подъема в гору «ёлочкой». Развитие выносливости. | Уметь правильно выполнить торможение и поворот упором. | Комплекс 3 | ||||||||||
Контрольный | Совершенствование техники торможения и поворота упором. Проверка техники выполнения торможения «плугом». | Уметь выполнять технику торможения «плугом». | Оценить технику торможения «плугом». | Комплекс 3 | |||||||||
Комплексный | Совершенствование техники торможения и поворота упором. Развитие выносливости. | Уметь выполнять технику торможения и поворота упором. | Комплекс 3 | ||||||||||
Контрольный | Проверка техники выполнения торможения и поворота упором. Развитие выносливости. Слагаемые здорового образа жизни. | Уметь выполнять технику торможения и поворота упором. | Оценить технику выполнения торможения и поворота упором. | Комплекс 3 | |||||||||
Баскетбол | 12 | Изучение нового материала | Инструктаж по ОТ и ТБ во время игры в баскетбол. Характеристика типовых травм, простейшие приёмы и правила оказания самопомощи во время игр. Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока. Передача мяча двумя руками от груди в движении. Сочетание приёмов ведение, передача, бросок. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. Правила игры в баскетбол | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические приёмы | Комплекс 3 | ||||||||
Комбиниро-ванный | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока. Остановка двумя шагами. Передача мяча двумя руками от груди в движении. Сочетание приёмов ведение, передача, бросок. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. Правила игры в баскетбол | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические приёмы | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока. Остановка двумя шагами. Передача мяча двумя руками от груди в движении. Сочетание приёмов ведение, передача, бросок. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. Правила игры в баскетбол | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические приёмы | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока. Остановка двумя шагами. Передача мяча двумя руками от груди в движении. Сочетание приёмов ведение, передача, бросок. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. Правила игры в баскетбол | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические приёмы | Оценка техники ведения мяча с изменением направления и высоты отскока | Комплекс 3 | |||||||||
Изучение нового материала | Личная гигиена. Банные процедуры. Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча с разной высотой отскока. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Передача мяча двумя руками от груди в парах на месте и в движении. Игра 2х2, 3х3. Развитие координационных способностей. Терминология баскетбола | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические приёмы | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча с разной высотой отскока. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Передача двумя руками от груди в парах на месте и в движении. Игра 2х2, 3х3. Развитие координационных способностей. Терминология баскетбола | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические приёмы | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча с разной высотой отскока. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Передача двумя руками от груди, от головы, от плеча в парах на месте и в движении. Игра 2х2, 3х3. Развитие координационных способностей. Терминология баскетбола | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические приёмы | Оценка техники броска мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча | Комплекс 3 | |||||||||
Комбиниро-ванный | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча с разной высотой отскока. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Передача двумя руками от груди, от головы, от плеча в парах на месте и в движении. Игра 2х2, 3х3. Развитие координационных способностей. Терминология баскетбола | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча с разной высотой отскока. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Передача двумя руками от груди, от головы, от плеча в парах на месте и в движении. Игра 2х2, 3х3. Развитие координационных способностей. Терминология баскетбола | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические приёмы | Комплекс 3 | ||||||||||
Изучение нового материала | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча в движении. Перехват мяча. Бросок одной рукой от плеча после остановки. Передачи мяча в тройках в движении. Позиционные нападения 5:0. Развитие координационных способностей. Терминология баскетбола. Р.к. Развитие баскетбола в нашей школе. | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические приёмы | Комплекс 3 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча в движении. Перехват мяча. Бросок одной рукой от плеча после остановки. Передачи мяча в тройках в движении со сменой мест. Позиционные нападения 5:0. Развитие координационных способностей. Терминология баскетбола | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические приёмы | Оценка техники броска одной рукой от плеча после остановки | Комплекс 3 | |||||||||
Комбиниро-ванный | Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча в движении. Перехват мяча. Бросок двумя руками от головы после остановки. Передачи мяча в тройках в движении со сменой мест. Нападение быстрым прорывом 2х1. Развитие координационных способностей. Терминология баскетбола | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические приёмы | Оценка техники передачи мяча в тройках, в движении со сменой мест | Комплекс 3 | |||||||||
6 | Легкая атлетика | Развитие выносливости в беге на длинные дистанции. Метание малого мяча. Спринтерский бег. Прыжок в длину с разбега способом согнув ноги. | 12 6 | Комбиниро-ванный | Равномерный бег до 8 мин. Положение туловища и длина шагов при стартовом разгоне. Развитие скоростной выносливости. Р.к. Влияние легкой атлетики на развитие силовых качеств школьника. | Уметь бегать в равномерном темпе до 8 минут | Комплекс 4 | ||||||
Совершенство-вание ЗУН | Равномерный бег до 10 мин. Положение туловища и длина шагов при стартовом разгоне. Специальные беговые и прыжковые упражнения. Развитие скоростных качеств. | Уметь бегать в равномерном темпе до 10 минут | Комплекс 4 | ||||||||||
Совершенство-вание ЗУН | Стартовый разгон при беге на короткие дистанции. Ускорения 20,30.40 м. Техника разбега при метании мяча. | Уметь выполнять стартовый разгон в беге на короткие дистанции. | Комплекс 4 | ||||||||||
Совершенство-вание ЗУН | Совершенствование техники бега на короткие дистанции. Ускорения 30,40,60 м. Специальные прыжковые и беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Согласованная работа рук, ног и туловища при метании мяча. | Уметь бегать с максимальной скоростью на 60 м. |
| Комплекс 4 | |||||||||
Совершенство-вание ЗУН | Развитие выносливости в беге на длинные дистанции 1,3 км. Совершенствование техники бега на короткие дистанции. | Уметь бегать в равномерном темпе до 15 минут | Комплекс 4 | ||||||||||
Контрольный | Бег 60 м. Метание мяча с 4-5 шагов разбега на дальность. Специальные беговые и прыжковые упражнения для развития беговых качеств. | Уметь пробегать дистанцию 60 м с максимальной скоростью. | Бег 60 м, сек: Мальчики: «5» - 9.8, «4» - 10.3, «3» - 10.8; Девочки: «5» – 10.3, «4» - 10.7, «3» – 11.2. | Комплекс 4 | |||||||||
Комбиниро-ванный | Развитие выносливости в беге на длинные дистанции - 1.4 км. Метание малого мяча с 4-5 шагов разбега. Вкладывание массы тела в бросок мяча. | Уметь метать мяч с разбега. | Комплекс 4 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Совершенствование техники бега на длинные дистанции. Метание мяча на дальность с разбега. | Уметь метать мяч с разбега. | Комплекс 4 | ||||||||||
Контрольный | Метание мяча с 4-5 шагов разбега на дальность. развитие выносливости в беге на длинные дистанции. | Уметь метать мяч с разбега на дальность. | Метание мяча, м: Мальчики: «5» - 36, «4» - 30, «3» - 24; Девочки: «5» – 23, «4» - 19, «3» – 15. | Комплекс 4 | |||||||||
Комбиниро-ванный | Совершенствование техники бега на длинные дистанции до 1,5 км. развитие выносливости. ОРУ. | Уметь бегать в равномерном темпе до 15 мин. | Комплекс 4 | ||||||||||
Контрольный | Бег 1000 м на результат. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости. | Уметь распределять силу на всю дистанцию. | Бег 1000 м, мин: Мальчики: «5» - 4,40, «4» - 5,10, «3» - 5,40; Девочки: «5» – 5,10, «4» - 5,40, «3» – 6,10. | Комплекс 4 | |||||||||
Комбиниро-ванный | Совершенствование техники бега на длинные дистанции до 1,6 км. Развитие выносливости. ОРУ. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель. | Уметь бегать в равномерном темпе до 20 мин. | Комплекс 4 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Совершенствование техники прыжка в длину способом согнув ноги. Отталкивание с подседом. ОРУ. Специальные прыжковые упражнения. | Уметь прыгать в длину с разбега. | Комплекс 4 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Работа толчковой и маховой ноги при отталкивании в прыжках в длину. ОРУ. Специальные прыжковые упражнения. | Уметь прыгать в длину с разбега. | Комплекс 4 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Совершенствование навыков работы ног при отталкивании в прыжках в длину. ОРУ. Специальные прыжковые упражнения. | Уметь прыгать в длину с разбега. | Комплекс 4 | ||||||||||
Комбиниро-ванный | Совершенствование навыков работы туловища при отталкивании и полете в прыжках в длину. | Уметь прыгать в длину с разбега. | Комплекс 4 | ||||||||||
Контрольный | Прыжок в длину с разбега способом согнув ноги. ОРУ. Специальные прыжковые упражнения. | Уметь прыгать в длину с разбега. | Прыжок в длину с разбега способом согнув ноги, м: Мальчики: «5» - 3,60, «4» - 3,20, «3» - 2,70; Девочки: «5» – 3,30, «4» - 2,80, «3» – 2,30. | Комплекс 4 | |||||||||
Комбиниро-ванный | Совершенствование техники бега на длинные дистанции. ОРУ. Подвижные игры. | Уметь распределять силы на всю дистанцию. | Комплекс 4 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся используются контрольные упражнения (тесты). Контроль за физической подготовленностью обучающихся проводится два раза в учебном году.
Для каждой возрастной группы определены свои нормативы. По окончании ступени обучающиеся должны показывать уровень физической подготовленности не ниже среднего результатов, соответствующих обязательному минимуму содержания образования.
Уровень двигательной подготовленности учащихся 11-15 лет
Физические способности | Контрольные упражнения (тест) | Возраст | Уровень | |||||
Мальчики | Девочки | |||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |||
Скоростные | Бег 30 м, с | 11 12 13 14 15 | 6,4 и выше 6,4 6,1 5,8 5,5 | 6,1-5,5 5,8-5,4 5,6-5,2 5,5-5,1 5,3-4,9 | 5,0 и ниже 4,9 4,8 4,7 4,5 | 6,7 и выше 6,5 6,2 6,1 6,1 | 6,3-5,8 6,2-5,6 6,0-5,4 5,9-5,4 5,8-5,3 | 5,3 и ниже 5,1 5,1 4,9 4,9 |
Координационные | Челночный бег 3х10, с | 11 12 13 14 15 | 10,0 и более 9,5 9,3 9,1 9,6 | 9,4-8,8 9,0-8,6 9,0-8,6 8,7-8,3 8,4-8,0 | 8,5 и ниже 8,3 8,3 8,0 7,7 | 10,2 и выше 10,0 10,0 10,2 9,7 | 9,7-9,3 9,6-9,1 9,5-9,0 9,5-9,0 9,3-8,8 | 8,9 и ниже 8,8 8,7 8,6 8,5 |
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 11 12 13 14 15 | 141 и ниже 146 150 160 163 | 154-173 158-178 167-190 180-195 183-205 | 186 и выше 191 и выше 205 210 220 | 123 и ниже 135 138 139 143 | 138-159 149-168 151-170 154-177 158-179 | 174 и выше 182 183 192 194 |
Выносливость | 6-минутный бег, м | 11 12 13 14 15 | 900 и менее 950 100 1050 1100 | 1000-1100 1100-1200 1150-1250 1200-1300 1250-1350 | 1300 и выше 1350 1400 1450 1500 | 700 и ниже 750 800 850 900 | 850-1000 900-1050 950-1100 1000-1150 1050-1200 | 1100 и выше 1150 1200 1250 1300 |
Гибкость | Наклон вперед, из положения сидя, см | 11 12 13 14 15 | -5 и ниже -3 -6 -4 -4 | 1-8 3-8 1-7 1-7 3-10 | 10 и выше 10 9 11 12 | -2 и ниже 1 0 -2 -1 | 4-10 8-11 6-12 5-13 7-14 | 15 и выше 16 18 20 20 |
Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) | 11 12 13 14 15 | 0 0 0 0 1 | 2-5 2-6 3-6 4-7 5-8 | 6 и выше 7 8 9 10 | _______________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...