программа дополнительного образования по баскетболу
рабочая программа по физкультуре (6 класс) на тему

Надежда Викторовна Кондакова

Дополнительная общеразвивающая программа Баскетбол» призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования обучающихся и относится к физкультурно-спортивной направленности.

Баскетбол является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы для детей и подростков, кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zanyatiy_v_sportivnoy_sektsii.odt39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

"Районный Центр дополнительного образования "

Принята на педсовете                                        Утверждаю:

Протокол № _______                                        Директор:

от "______" _______г.                                        _________ Данилина Н.В.

                                                                "______" ____________г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Баскетбол»

возраст детей: 11 - 13  лет

срок реализации программы 1 год

                                         Программа разработана

 педагогом дополнительного образования

  Кондаковой Надеждой  Викторовной        

г. Кировск

2016 г.

 

                             Пояснительная записка

                Дополнительная общеразвивающая программа Баскетбол» призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования обучающихся и относится к физкультурно-спортивной направленности.

                   Актуальность. Баскетбол является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы для детей и подростков, кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.    

        Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

Основное количество часов в программе отводится на практику, обоснована и  целесообразность применения соревновательного метода (эстафеты, подвижные игры), технические приёмы изучения материала в сочетании с выработкой тактических умений.

      Особое внимание на занятиях необходимо уделять развитию таких физических качеств, как прыгучесть, быстрота, выносливость, координация, при этом чередуя напряжение с расслаблением мышц, делая паузы для отдыха, обращая особое внимание на дыхание занимающихся (глубокое, ритмичное, без задержки).        

       Отличительные особенности. Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.

       В возрасте 11-13 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Отличительной особенностью элементов  является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Такие приемы техники, как передвижение, повороты, прыжки, входят составной частью в игровые действия.

     

 Цель:

  •  Обеспечить учащихся знаниями о специальных приемах и действиях баскетболистов.

  • Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся.
  •  Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города,  своей страны.

Задачи:

Обучающие:

      - привить интерес к такому виду спорта, как баскетбол;

     - научить   специальным приемам и действиям юных баскетболистов;

- обучить основным элементам игры в баскетбол

Развивающие:

-  развивать общие и специальные способности у обучающихся: выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость, координация, меткость;

     - развивать  уверенность в себе, формирование позитивной самооценки.

Воспитательные:

-воспитать чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;

-    формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

-  прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

   - пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.

Возраст детей: 11-13 лет.

Сроки реализации программы: 1 год

Формы занятий. В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий:

1. Формы аудиторных занятий:

- учебное занятие;

- тренировка

2. Внеаудиторные (выход за пределы учреждения):

-  участие в турнирах и соревнованиях.

Методы проведения занятий:

-репродуктивный

-частично-поисковый

Форма обучения: очная.

Форма организации деятельности обучающихся на занятии – фронтальная, групповая.

Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, в год  - 144 часа. В группу первого года обучения принимаются  все желающие, без специального отбора, не имеющие противопоказаний к занятиям спортивно- физической деятельностью.

После освоения программы обучающиеся

Знают:

  • характеристику современных форм построения занятий по баскетболу;
  • использование ОРУ в решении задач физического развития здоровья;
  • возрастные особенности ведущих психических процессов (внимания, памяти, мышления);
  • возрастные особенности развития основных физических качеств.

Умеют:

  • быстро и ловко передвигаться по площадке (в нападении - уметь правильно “открываться”, в защите - уметь правильно “закрывать” защитника);
  • свободно ловить и передавать мяч различными способами и на различные расстояния; мяч правой и левой рукой;
  • вести мяч правой и левой рукой;
  • выполнять броски мяча с близкого расстояния;
  • осуществить контроль функционального состояния организма при выполнении физических упражнений;
  • определить уровень достижений оздоровительного эффекта и физического совершенства.

Демонстрируют:

  • изученные элементы баскетбола в двусторонней учебной игре;
  • взаимодействия с командой в двусторонней учебной игре;
  • развитие физических способностей по социальным тестам средствами баскетбола и региональным тестам физической подготовленности;
  • возрастную динамику физической подготовленности;
  • оценку показателей физического развития.

       

 Учебно-тематический план

1 года обучения

Наименование разделов, дисциплин, тем

Всего часов

В том числе

Формы

контроля

Аудиторные

Внеаудиторные

лекция

практика

экскурсия

1.

Вводное занятие

2

2

-

Наблюдение

2.

2.1.

2.2.

Физическая подготовка

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

44

1

43

Наблюдение

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Техническая подготовка

Упражнения без мяча

Ловля и передача мяча

Ведение мяча

Броски мяча

57

2

55

Наблюдение

4.

Тактическая подготовка

30

1

29

Наблюдение

5.

Организация и проведение соревнований

6

Наблюдение

6.

Итоговое занятие

3

Итого:

Содержание 1 года обучения

 

1.Вводное занятие.

Теория. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Последовательность и этапы обучения баскетболистов. Основы баскетбола. Психологическая подготовка баскетболиста. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. Техника безопасности.

2.Физическая подготовка
2.1 Общая физическая подготовка.

Теория. Понятие «общая физическая подготовка». Гигиена и спортивные занятия. Действующие правила игры. Методика судейства соревнований. Терминология и жестикуляция.

Практика. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).  Подвижные игры.  Эстафеты.  Полосы препятствий.  Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

 2.2. Специальная физическая подготовка.

Теория. Понятие «специальная физическая подготовка».

Практика.

2.2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.

2.2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.

2.2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.

2.2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

 3.Техническая подготовка

Теория. Техническая подготовка баскетболиста. Основные виды упражнений.
Практика.

3.1. Упражнения без мяча

3.1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.  3.1.2.Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:

· с разной скоростью;

· в одном и в разных направлениях.

3.1.3.  Передвижение правым – левым боком.

3.1.4.Передвижение в стойке баскетболиста.

3.1.5. Остановка прыжком после ускорения.

3.1.6. Остановка в один шаг после ускорения.

3.1.7. Остановка в два шага после ускорения.

3.1.8. Повороты на месте.

3.1.9. Повороты в движении.

3.1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.

3.1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.

 3.2. Ловля и передача мяча

3.2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.

3.2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.

3.2.3. Двумя руками от груди в движении.

3.2.4. Передача одной рукой от плеча.

3.2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.

3.2.6. То же после ведения мяча.

3.2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.

3.2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.

3.2..9. Передача одной рукой снизу от пола.

3.2.10. То же в движении.

3.2.11. Ловля мяча после полуотскока.

3.2.12. Ловля высоко летящего мяча.

3.2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.

3.2.14. Ловля катящегося мяча в движении.

3.3. Ведение мяча

3.3.1. На месте.

3.3.2. В движении шагом.

3.3.3. В движении бегом.

3.3.4. То же с изменением направления и скорости.

3.3.5. То же с изменением высоты отскока.

3.3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.

3.3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.

3.3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

3.4. Броски мяча

3.4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.

3.4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.

3.4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.

3.4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.

3.4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.

3.4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.

3.4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.

3.4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.

3.4.9. В прыжке одной рукой с места.

3.4.10. Штрафной.

3.4.11. Двумя руками снизу в движении.

3.4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.

3.4.13. В прыжке со средней дистанции.

3.4.14. В прыжке с дальней дистанции.

3.4.15. Вырывание мяча.

3.4.16. Выбивание мяча.

4. Тактическая подготовка  

Практика.
4.1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.

4.2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.  

4.3. Перехват мяча.

4.4. Борьба за мяч после отскока от щита.

4.5. Быстрый прорыв.

4.6. Командные действия в защите.

4.7. Командные действия в нападении.

4.8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

5. Организация и проведение соревнований.
Теория.
 Соревновательная деятельность баскетболиста. Организация и проведение соревнований по баскетболу. Правила судейства соревнований по баскетболу.

Практика. Соревнования по баскетболу.

6. Итоговое занятие.

Практика.  Зачёт

                Материально- техническое обеспечение:

  • Помещение спортзала (баскетбольная площадка);
  • Баскетбольные мячи – 16 шт;
  • Баскетбольный щит – 6 шт;
  • Набивные мячи – 8 шт;
  • Скакалки – 16 шт;
  • Стойки – 6 шт;

Список литературы для педагога:

  1. Байгулов Ю. П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная работа), М., Просвещение, 1982г.
  2. Байгулов Ю. П. Мостки к мастерству. - Спортивные игры, 1974, №4:
  3. Байгулов Ю. П:, Аверин Г. А. Атакует чемпион мира. - Спортивныe игры, 1973, N3
  4. М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г.
  5. Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва, «Физкультура и спорт», 1987 г.
  6. Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №11, июнь 2003 г.
  7. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособия для учителя. - Москва, «Просвещение», 2002 г.
  8.  А. Я. Гомельский Библия баскетбола 1000 баскетбольных упражнений, Москва, «Просвещение», 1994. - 215  
  9.  Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации / авт.-сост. А. Н. Каинов. – Волгоград : Учитель, 2011. – 167 с.
  10.    В. И. Лях комплексная программа физического воспитания для 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Задневич. – М. : Просвещение, 2005.

  1.  Костикова Л.В.,  Родионов А.В., Чернов С.Г. Целевая комплексная программа подготовки российских спортсменов к Играм XXX Олимпиады 2012 года в Лондоне (баскетбол).  - М., РФБ, 2005.
  2.   Костикова Л.В. Суслов Ф.П. Фураева Н.В.   Структура подготовки баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле (методические разработки). Москва 2002г.
  3. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с.
  4.  Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. С-П. 2000. 58 с.   
  5.  Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва, 2010.
  6. Методическое руководство для судей-секретарей по баскетболу. Москва, 2009.
  7. . Луничкин В., Чернов С., Чернышев С. Тактика позиционного нападения против личной защиты. Метод. пособие для тренеров ДЮСШ. Москва, 2002
  8. 4. Методы подготовки баскетболистов. Методический журнал. Современный баскетбол. Под редакцией Белаш В.В. г.Южный, октябрь, 2005 – 56 с.

Список литературы для обучающихся:

   

  1. Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра семь, 1997.
  2. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-наД., 2004.
  3.  Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.
  4. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2006. 216 с.
  5. Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА 2010.
  6. Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. - М., 1996.
  7. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.
  8. Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2008.
  9. Гомельский Е.Я.  Психологические аспекты современного баскетбола. Москва, 2010.
  10. Жозе Пископо. Упражнения для победы в баскетболе. Воронеж, 2006.
  11. Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие.  Москва-Смоленск, 2011.
  12. Соколовский Б.И., Костикова Л.В. Словарь баскетбольных терминов на английском и русском языках. Москва, РФБ, 2012.
  13. 100 лет российского баскетбола: история, события, люди (Текст) : справочник / Автор-составитель В.Б. Квасков. – М.: Советский спорт. 2006. – 274 с.:ил.

                                                                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Содержательное обеспечение разделов программы.

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Техническая подготовка

    Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Теоретические занятия проводятся в форме 15-ти минутных бесед в процессе практических занятий, а также в форме отдельного занятия.

       Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2005). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки.

    Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.

  Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для обучающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Педагог, исходя из целей, условий, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, потребностей работы секции, может изменять продолжительность занятия и распределение времени. Тестирование уровня технической подготовленности проводится по контрольным упражнениям, представленным в методическом пособии В.Т. Чичикина, П.В. Игнатьева «Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении» (НГЦ, Н. Новгород, 2005). Тестирование уровня физической подготовленности обучающихся проводится по региональным тестам в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся.

 

Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см)

 

возраст

пол

Оценка высоты прыжка

 

средний

Выше среднего

высокий

11 лет

Д

М

24-28

25-30

29-33

31-35

34 и выше

36 и выше

12 лет

Д

М

25-30

28-33

31-35

34-38

36 и выше

39 и выше

13 лет

Д

М

25-31

31-36

32-37

37-41

38 и выше

42 и выше

Контрольные нормативы в беге на 20 м 

класс

девочки

мальчики

высокий

Выше среднего

средний

высокий

Выше среднего

средний

11 лет

3,8 и менее

3,9-4,0

4,1

3,7 и менее

3,8-4,0

4,0-4,3

12 лет

3,7 и менее

3,8-4,1

4,2-4,4

3,5 и менее

3,6-3,8

3,9-4,1

13 лет

3,5 и менее

3,6-4,0

4,1-4,3

3,3 и менее

3,4-3,7

3,8-4,1

Передачи и броски мяча 

 

 

Контрольные упражнения

возраст

11 лет

12 лет

 

13 лет

 

1.

Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество раз)

20

22

23

2.

5 штрафных бросков (попаданий)

2

2

3

3.

10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий)

6

7

8

Таблица оценки тестов

Наименование теста

“5”

“4”

“3”

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

“Змейка” с ведением мяча 2Х15 м/сек

10,0

11,0

10,5

11,5

11,0

12,0

Челночный бег” с ведением мяча 3Х10 м/сек

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

Штрафной бросок, 10 бросков (кол-во попаданий)

5

5

4

4

3

3

Бросок в движении, 10 бросков (кол-во попаданий)

5

5

4

4

3

3

Переда мяча в стену за 30 сек (кол-во передач)

19

18

18

17

17

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по баскетболу

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно - спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Баскетбол» образовательной программы старшей школе....

Программа дополнительного образования по баскетболу

Рекомендовано для детей 9-11 лет. Занятия 2 раза в неделю по 2 учебных часа....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Баскетбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-17 лет

Образовательная программа дополнительного образования  «Баскетбол» имеет физкультурно-спортивную направленность, является модифицированной, трехгодичной. Программа предполагает занятия с детьми 1...

ПРОГРАММА дополнительного образования по «Баскетболу»

    Баскетбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в ...

Программа дополнительного образования секции БАСКЕТБОЛ

Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и образовательных школ  и примерной программы по баскетболу для детско-юношеских школ.Дополнительная образовательная п...

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Баскетбол» Срок реализации программs 2 года

Программа дополнительного образования "Баскетбол", рсчитанная на два года,В представленном материале расписан первый год обучения....