Программа дополнительного образования секции БАСКЕТБОЛ
рабочая программа по физкультуре (6, 7, 8 класс)
Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и образовательных школ и примерной программы по баскетболу для детско-юношеских школ.Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.
Программа рассчитана на 68 учебных часов в год, количество занятий в неделю – два, длительностью 1 учебный час, срок реализации программы – 1 год, количество занимающихся 10-12 человек, возраст детей – 11-15 лет.
В ней прослеживается углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_basketbolu.docx | 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
секции БАСКЕТБОЛ
учитель Котоусов Г.Л.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и образовательных школ И.А. Водянниковой, под редакцией С.М.Зверева, 1986 год и примерной программы по баскетболу для детско-юношеских школ, 2004 год.
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.
Программа рассчитана на 68 учебных часов в год, количество занятий в неделю – два, длительностью 1 учебный час, срок реализации программы – 1 год, количество занимающихся 10-12 человек, возраст детей – 11-15 лет.
В ней прослеживается углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации. Заниматься в секции могут юноши, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям. Основная задача руководителя спортивной секции – всестороннее развитие учащихся в процессе овладения физической культурой. Она решается руководителем секции на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личности в учебном коллективе. Это осуществляется при обязательном врачебно-педагогическом контроле в процессе обучения. Руководителем секции систематически отслеживается реакция учащихся на предлагаемую нагрузку, проводится наблюдение за самочувствием юношей выявление признаков утомления и перенапряжения. В процессе обучения ученикам прививаются умения и навыки: гигиена спортивной одежды и обуви, гигиена питания, режима дня, техника безопасности и самоконтроль.
Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы юноша формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Актуальность программы обусловлена тем, что появилась потребность у юношей старших классов в личном физическом совершенствовании своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта.
Цель программы: развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в баскетбол, подготовка юных спортсменов для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основныхзадач:
- развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
- обучение основам техники и тактики игры;
- приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование со спортивной направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности.
В реализации данной программы участвуют юноши в возрасте от 11 до 15 лет, набор в секцию данной направленности производится по следующим параметрам: наличие способностей, базовых знаний и желание учащихся совершенствовать свои умения и навыки в игре баскетбол.
Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:
- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;
- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;
- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, участие в школьных и городских соревнованиях. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.
Учитель физической культуры, реализующий данную программу, ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты как: воспитание моральных и волевых качеств; формирование гуманистических отношений; приобретение опыта общения; формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание целостной ориентации на физическое и духовное совершенствование личности.
Форма подведения итогов: начальная, промежуточная, итоговая. Журнал оценки результатов.
Ожидаемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о значении игры в Баскетбол для здоровья человека.(физического , социального, психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физического, интеллектуального, эмоционального, социального).
- Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических данных.
- Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
- Выполнение технических действий из баскетбола и их применение в игровой, соревновательной деятельности.
Метапредметные результаты
- Формирование умения планировать. Контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов и сотрудничества.
Личностные результаты.
- Формирование чувства гордости за свою страну, ценностей многонационального российского общества
- Формирование общих представлений об игре в баскетбол, о её значении в жизни человека, роли укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.
- Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения игре в баскетбол.
- Развитие интереса к самостоятельным занятиям баскетболом, подвижным играм, формам активного отдыха.
Учащиеся будут уметь демонстрировать
- броски по кольцу с расстояния 1 м.
- броски со средних и дальних дистанций.
- броски по кольцу после ведения.
- передачи мяча в парах.
- передачи мяча в движении.
- обводка стоек.
- передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
- штрафной бросок.
Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень разделов (тем)
| Количество часов |
1 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | 3 |
2 | Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью:
|
51 16 35 |
3 | Способы спортивно-тренировочной деятельности:
| 14 2 2 10 |
4 | Всего часов
| 68 |
Содержание программы
Раздел 1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 3 часа
Тема 1. .Влияние физических упражнений на организм занимающихся
Работа сердечно-сосудистой системы. Понятие о телосложении человека.
Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.
Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Тема 3. Основы методики обучения игре баскетбол. Тренировки.
Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами.
Тема 4. Правила соревнований, их организация и проведение.
Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей. Требования к технике безопасности на занятиях по баскетболу. Проведение соревнований по баскетболу.
Раздел 2. Физическое совершенствование со спортивной направленностью - 51 часов
1. Общая и специальная физическая подготовка - 20 часов.
Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой.
Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера,
прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей.
2. Основы техники и тактики игры - 35 часов
Описание технических приемов в передачах мяча, ведении и бросках по кольцу. Описание тактических приемов, взаимодействий.
Ведение мяча правой и левой рукой, переводы мяча вокруг туловища, с обеганием стоек, прыжками, подлезаниями.
Броски и ловля мяча мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей. Броски мяча в щит после ведения, броски в кольцо после ведения. Броски в кольцо из различных точек, штрафной бросок. Ловля после отскока от щита.
Тактические действия в защите: держание игрока с мячом, вырывание и выбивание мяча, держание игрока с мячом при передачах, при ведении мяча, при броске в корзину. Личная система защиты. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные действия в защите. Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
Тактические действия в нападении: приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. Бросок одной и двумя руками в прыжке.
Раздел 3. Способы спортивно- тренировочной деятельности - 14 часов
1.Контрольные игры и соревнования. - 2 часа
Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4. 5х5.
2. Контрольные испытания.- 2 часа
- броски по кольцу с расстояния 1 м.
- броски со средних и дальних дистанций.
- броски по кольцу после ведения.
- передачи мяча в парах.
- передачи мяча в движении.
- обводка стоек.
- передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
- штрафной бросок.
3. Соревновательная деятельность. Судейская и инструкторская практика.- 10 часов
Посещение ФОК .
Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.
Участие в соревнованиях по баскетболу в зачет городской спартакиады школьников.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Содержание учебного материала |
1 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | Влияние физических упражнений на организм человека. Самоконтроль. Гигиенические требования к одежде и обуви. Техника безопасности на занятиях. |
2 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Жесты судей. |
3 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 мин., ОРУ без предметов, ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра. |
4 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра |
5 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ без предметов, перемещения из различных исходных положений. |
6 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра. |
7 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость, ведение мяча с изменением направления, вокруг стоек. |
8 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра |
9 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, ловля и передача мяча на месте и в движении. |
10 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Перемещения из различных исходных положений. Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. |
11 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ловля и передача мяча на месте и в движении. |
12 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. |
13 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Броски в кольцо из различных точек. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. |
14 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. |
15 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Броски в кольцо в движении. |
16 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. Броски в кольцо из различных точек. |
17 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. |
18 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. Учебно-тренировочная игра. |
19 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.
Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами. Медленный бег, ОРУ с набивными мячами, прыжковые упражнения. |
20 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи на месте и в движении в парах 1-2 мячей. Различные ведения. Учебно-тренировочная игра. |
21 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности. Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. ОРУ на силу и гибкость, прыжковые упражнения. |
22 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей, ведение. Учебно-тренировочная игра. |
23 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях |
24 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях |
25 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях |
26 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях |
27 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях |
28 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | ОРУ без предметов. Челночный бег. Учебно-тренировочная игра. |
29 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. |
30 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. |
31 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. |
32 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. |
33 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Рывки вперед, перемещения из различных исходных положений. Действия игроков в защите и нападении. |
34 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
35 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 |
36 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
37 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 |
38 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
39 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 |
40 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
41 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Действия игроков 1х1, 2х2 |
42 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
43 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. |
44 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
45 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. |
46 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
47 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. |
48 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
49 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков. |
50 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. |
51 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков. |
52 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий |
53 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Действия игроков в нападении и защите. |
54 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий |
55 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Действия игроков в нападении и защите. |
56 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий |
57 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом. |
58 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий |
59 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом. |
60 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Контрольные испытания: броски по кольцу с расстояния 1 м., броски со средних и дальних дистанций, броски по кольцу после ведения. |
61 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Контрольные испытания: передачи мяча в парах, передачи после ведения, обвод стоек, передача и ловля мяча от стены за 30 сек., штрафной бросок. |
62 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. |
63 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. |
64 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
65 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
66 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
67 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
68 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Методы обучения
- Практические:
- разучивание по частям;
- разучивание в целом;
- игровой;
- соревновательный.
Методы использования слова:
- рассказ;
- описание;
- объяснение;
- беседа;
- разбор;
- задание;
- указание;
- оценка;
- команда;
- подсчет.
- Методы наглядного восприятия:
- показ;
- демонстрация (плакатов, кинофильмов, рисунков, зарисовок);
- звуковая и световая сигнализации.
2. Способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный.
3. Методы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
4. Формы подведения итогов: текущий и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений.
5. Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь и оборудование.
Список используемой литературы.
1.Методическая литература:
- Л.Б.Кофман, Г.И.Погадаев, «Настольная книга учителя физической культуры», издательство «Физкультура и спорт», 1998 год;
- А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре», издательство «Просвещение», 2000 г.;
- Примерная программа по баскетболу для детско-юношеских школ. - М. 2004г;
- С.М.Зверев, «Типовые программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», М., «Просвещение», 1986 год.
2.Периодические издания: журналы «Физическая культура в школе», «Народное образование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по баскетболу
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно - спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Баскетбол» образовательной программы старшей школе....
Программа дополнительного образования секция "Волейбол" 5-11 класс
Программа секция "Волейбол"...
Рабочая программа по дополнительному образованию, секция "Баскетбол"
Данная программа является программой дополнительной и предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Рекомендуется применит...
Программа дополнительного образования секции по мини-футболу «Юные футболисты»
Данная программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях. В группы учащиеся распределяются по возрастным категориям ...
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Баскетбол» Срок реализации программs 2 года
Программа дополнительного образования "Баскетбол", рсчитанная на два года,В представленном материале расписан первый год обучения....
Курс дополнительного образования секции «Баскетбол», для обучающихся 7-11 классов
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям спортивной игры баскетбол, формирование навыков здорового образа жи...
Программа дополнительного образования секции "Баскетбол"..
Программа дополнительного образования секции "Баскетбол". Срок реализации 3 года. Предназначена для внеурочной формы, где используется программа В.И. Ляха....