Игры на занятиях по легкой атлетике (с метанием мячей, прыжковые)
статья по физкультуре (5, 11 класс) на тему

Светлова Елена Геннадьевна

Метания относятся в основном к прикладному виду физических упражнений. Метания с использованием малых и больших (легких) мячей  укрепляют суставы и  мышцы рук, развивают глазомер, совершенствуют координацию движений.

Подвижные игры, предлагаемые учащимся, содержат все основные виды метаний - на дальность, в неподвижную и движущуюся мишень.

Прыжки являются одним из естественных видов движения. Задача подвижных игр - способствовать с помощью включаемых в них прыжков развитию общей прыгучести, умению правильно отталкиваться одной и двумя ногами, мягко приземляться. Наблюдения за действиями учащихся в играх помогают учителю физкультуры определить толчковую ногу того или иного ученика, что важно для дальнейшего совершенствования в прыжках.  Игры с элементами прыжков связаны, как правило, со значительной нагрузкой на организм, активно воздействуют на все его функции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игры на занятиях по легкой атлетике

 (с метанием мячей, прыжковые)»

Учитель физической культуры

Светлова Е.Г.

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся в  канву игр новые сюжеты, отражающие свое время, но неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту, силу.

 Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, - это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации. Ни акселерация, о которой так много говорят, ни ограничение связанные с ростом городов не могут умалить значения игры.

  Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и подростками. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков подвижные игры.

 Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча и др.). Эти двигательные действия мотивированы ее сюжетом (темой, идеей). Они направлены на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

 Подвижные игры являются не только средством, но и методом физического воспитания. Понятие игрового метода в воспитании отражает методические особенности игры, то есть то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания (элемент соревнований,  сюжетность, образность, разнообразные способы достижения цели, относительная самостоятельность действий).

 Игровой метод используется главным образом для комплексного совершенствования движений в усложненных условиях.

  Подвижные игры являются одним из важных средств формирования у детей и подростков высоких нравственных и физических качеств. Кроме того, в подвижных играх совершенствуются и закрепляются естественные движения и отдельные навыки и умения, приобретенные на занятиях по  легкой атлетике, гимнастики и др. Особенно большое место игры занимают в физическом воспитании детей младшего школьного возраста, так как они благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, гармоничному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья.

 Необходимый подбор подвижных игр для уроков физической культуры определяется комплексной программой физического воспитания. Однако на уроке и особенно во внеклассной работе можно использовать самые разнообразные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической литературы. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их возраст и физические возможности, особенности психического развития.

Подвижные игры с метаниями на дальность и в цель.

Метания относятся в основном к прикладному виду физических упражнений. Метания с использованием малых и больших (легких) мячей  укрепляют суставы и  мышцы рук, развивают глазомер, совершенствуют координацию движений.

Подвижные игры, предлагаемые учащимся, содержат все основные виды метаний - на дальность, в неподвижную и движущуюся мишень.

- «Дальние броски»:

  1 вариант. Учащиеся делятся на две команды. Первая команда  выстраивается в шеренгу вдоль линии старта, вторая команда - за линией, расположенной в трех метрах от места построения первой команды. У каждого игрока первой команды в руках мешочек, наполненный песком (размер мешочка 8х12см., вес 200-250г.).

По первому сигналу игроки команды метают мешочек, стараясь бросить его как можно дальше. По второму сигналу игроки второй команды устремляются вперед с задачей подобрать мешочки противника (чем дальше они их бросили, тем больше времени на это потребуется) и как можно быстрее вернуться за линию старта. Затем команды меняются местами. Команда,  затратившая на выполнение задания меньшее количество времени, выигрывает одно очко. Игра повторяется несколько раз.

 2 вариант предусматривает метание мешочков из-за линии старта одновременно двумя командами (при небольшом количестве учащихся в классе). У каждой команды мешочки своего цвета и метнуть их они стараются как можно дальше. Затем по команде игроки устремляются вперед с задачей подобрать мешочки противника. Команда, игроки которой быстрее пересекут линию финиша, выигрывает одно очко. Игра повторяется несколько раз.

- «Сильный бросок»:

  Две команды располагаются на разных сторонах площадки, в центре которой на линии лежит волейбольный (футбольный, баскетбольный) мяч. По команде играющие бросают теннисные мячи в волейбольный мяч, стараясь перекатить его на сторону соперника. Команда, которой это удается, выигрывает.

- «Попади в мяч»:

 1 вариант.  Учащиеся делятся на две команды. У каждого игрока - теннисный мяч. По сигналу игроки одной команды поочередно выполняют броски, стараясь попасть в баскетбольный мяч, находящийся на линии в центре площадки. Если кому-то это удается, команде засчитывается одно очко. Затем метание выполняют игроки другой команды. Выигрывает команда, набравшая больше количество очков.

 2 вариант.  Учащиеся делятся на две команды. У каждого игрока - теннисный мяч. По сигналу игроки одной команды поочередно выполняют броски, стараясь сбить большой мяч, находящийся на стуле в 5-6м. от команды. Если кому-то это удается, команде засчитывается одно очко. Затем метание выполняют игроки другой команды. Выигрывает команда, набравшая больше количество очков

- «Снайперы»:

  Учащиеся делятся на две команды. Первая команда выходит на «линию» огня и выстраивается в одну шеренгу. Каждый игрок команды получает маленький мяч (можно 2-3 мяча). В 6-8м.  от команды расставлены кегли с интервалом 50-60см. По сигналу все игроки команды одновременно бросают мячи, стараясь сбить кегли. Затем мячи метает другая команда. Выигрывает команда, сбившая большее количество кеглей.

- «Кто дальше бросит?»:

  В пяти метрах от линии старта параллельно ей проводится 3-4 линии с интервалом 4 метра между ними. Учащиеся делятся на несколько команд и выстраиваются за линией старта в колонну по одному. У каждого игрока в руках мешочек, наполненный песком (размер мешочка 8х12см., вес 200-250г.). По сигналу играющие поочередно в своих командах бросают мешочки как можно дальше за начерченные линии и встают в конец своей команды. Каждый бросает только один раз. Выигрывает команда, в которой игроки сумели забросить больше мешочков за дальнюю линию.

- «Охотники и утки»:

  Учащиеся делятся на две команды. Игроки одной команды (Охотники) становятся за линией круга (вокруг озера), а игроки другой команды (Утки) располагаются в круге (на озере). Охотники стреляют в Уток (кидают поролоновый малый мяч). Утки перемещаются в пределах круга (как хотят). Подбитая утка покидает «озеро». Игра продолжается до тех пор, пока все Утки не будут подбиты. После этого команды меняются местами. Выигрывает команда, затратившая на «охоту» меньше времени.

- «Меткий глаз»:

    Учащиеся делятся на несколько команд и выстраиваются за линией старта в колонну по одному. У каждого игрока в руках теннисный мяч. По сигналу играющие поочередно в своих командах бросают мяч в плетеную корзинку (пластмассовое ведро) стоящую ни линии в 6-8м. от команды  и встают в конец своей команды. Каждый бросает только один раз. Выигрывает команда, в которой игроки сумели забросить больше количество мячей в корзину.

Подвижные игры с прыжками.

 Прыжки являются одним из естественных видов движения. Задача подвижных игр - способствовать с помощью включаемых в них прыжков развитию общей прыгучести, умению правильно отталкиваться одной и двумя ногами, мягко приземляться. Наблюдения за действиями учащихся в играх помогают учителю физкультуры определить толчковую ногу того или иного ученика, что важно для дальнейшего совершенствования в прыжках.  Игры с элементами прыжков связаны, как правило, со значительной нагрузкой на организм, активно воздействуют на все его функции.

-«Сторож и воробьи»:

  Выбирают водящего - сторожа. Остальные игроки - воробьи. Обозначается круг диаметром 2,3-3м. В круг помещают кубики, мешочки (зерна). Водящий  (сторож) встает в круг и говорит «Воробьи-воробушки, серенькие перышки. Вы поклюйте крошки у меня с ладошки». По окончании речитатива игроки впрыгивают в круг на двух ногах, берут предмет (каждый раз только один) и быстро выпрыгивают из круга. Водящий пытается запятнать игроков.  Запятнанные игроки  высыпают «зерна» обратно в круг. По окончании игры отмечают тех, кто больше набрал «зерен».

 Игру можно усложнить: впрыгивать и выпрыгивать на одной ноге, но не забывать менять правую и левую ногу.

- «Лиса и куры»:

 1 вариант. Четыре гимнастические скамейки ставятся квадратом, рейками вверх. Играющие, кроме одного («лисы»), изображают «кур». Они то «взлетают на насесты» (встают на рейки), то «слетают на землю» (спрыгивают). «Лиса» находится поодаль в «норе» и, по сигналу учителя,  подобравшись к «курятнику», старается осалить любого игрока, касающегося земли хотя бы одной ногой. Осаленного игрока «лиса» берет за руку и ведет в свою «нору». Игра повторяется 5-6 раз. Выигрывают те игроки, которые не были ни разу пойманы «лисой».

 2 вариант. Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По сигналу учителя (желательно незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!». Куры убегают, взлетают на насест (скамейка, бревно, стулья). Петух должен запрыгнуть последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели запрыгнуть на насест и удержаться на нем. Осаленного игрока лиса берет за руку и ведет в свою нору. Игра повторяется 5-6 раз. Выигрывают те игроки, которые не были ни разу пойманы лисой.

- «Лягушки в болоте»:

  С двух сторон площадки очерчиваются берега, в середине болото. На одном из берегов находится журавль. Лягушки располагаются на кочках (кружок, обруч и т.п.). Количество кочек следует делать столько, сколько игроков находится на площадке.

Лягушки говорят: «Вот с насиженной гнилушки

                                 В воду прыгнули лягушки,

                                 Стали квакать из воды:

                                 Ква-ке-ке, ква-ке-ке,

                                 Будет дождик на реке».

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые не успели прыгнуть в болото. Пойманные лягушки идут в гнездо журавля. После нескольких пойманных лягушек водящего желательно поменять.

Игру можно усложнить тем, чтобы лягушки постоянно спрыгивали с кочек и запрыгивали обратно, могли перебираться на соседние кочки, но долго сидеть в болоте они не могут. А журавль бегает по болоту и пытается поймать лягушек.

- «Достань подвешенный мяч»:

  Класс делится две команды, которые строятся в колонну по одному за линией старта. Расстояние между колоннами 3-4 м. перед каждой колонной с 5м. интервалами на необходимой  высоте (по усмотрению учителя) подвешены три волейбольных мяча. По стартовому сигналу первые игроки команд должны в прыжке с разбега коснуться рукой первого мяча, головой - второго мяча, маховой ногой - третьего мяча и тут же отбежать в сторону, освобождая место второму участнику. Игровое задание выполняется поточно - как только первый игрок совершит прыжок к третьему мячу, стартует следующий участник команды и т. д. до последнего игрока. За касание каждого мяча игрок приносит своей команде по очку, которые подсчитывает приставленный к ней судья.

Выигрывает команда, игроки которой преодолеют дистанцию первыми и наберут большую сумму очков.

- «Перепрыжки»:

  Класс делится на две команды, которые выстраиваются шеренгами в нескольких метрах друг от друга по разные стороны от средней линии. По сигналу учителя один из игроков первой команды подходит к средней линии и прыгает вперед с места, отталкиваясь двумя ногами. Судья отмечает место приземления меловой чертой от которой такой же прыжок, но обратно к средней линии, совершает игрок другой команды. Судья отмечает чертой и его место приземления. От этой черты в обратную сторону прыгает следующий игрок противоположной команды и т. д. до последнего участника.

Если последний игрок второй команды перепрыгнет через среднюю линию, то его команда побеждает, если нет - то она проиграла.

- «Удочка» с прыжками «перешагиванием»:  

  Играющие делятся на группы по 6-8 человек. Водящий в каждой группе кружит веревочку с мешочком на конце так, чтобы мешочек скользил по полу. Остальные играющие стоят за два шага от окружности по которой скользит мешочек. Когда мешочек оказывается близко, игрок делает шаг вперед, с другого шага отталкивается от земли и прыгает через вращающуюся веревочку с мешочком «перешагиванием» и затем быстро отходит на прежнее место. Задевший веревочку идет водить выигрывает тот, кто меньшее число, раз побывал водящим.

- «Коллективная скакалка»:

  Класс делится на команды по 10 человек. Два человека из команды вращают длинную скакалку (10м.), остальные поочередно забегают под скакалку и прыгают. Сколько человек одновременно будут прыгать через скакалку одновременно, столько очков получит команда.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков за три попытки.

Литература:

1. А.Ю. Патрикеев. Подвижные игры: 1-4 классы. - Москва: изд-во «ВАКО»,   2007г. - 176с.

2. И.И. Кротков. Подвижные игры в школе. - Москва: изд-во  «Просвещение», 2000г. - 190с.

3. Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. Организация и проведение физкультурно - оздоровительных мероприятий в школе. 1-11классы. Методическое пособие. - 2 издание, стереотипное. - Москва: изд-во «Дрофа», 2006г. - 110с.

4. Ю.Г. Каджаспиров. Физкульт-ура! Ура! Ура! Учебное пособие. - Москва: изд-во «Педагогическое общество России», 2002г. - 202с.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для групп начальной подготовки 2года обучения

План-конспект тренировочного занятия для групп начальной подготовки второго года обучения ДЮСШ. Вид спорта - легкая атлетика. Возраст детей 8-10 лет....

План-конспект урока по физкультуре в 7 классе. Легкая атлетика. Техника метания малого мяча

План-конспект урока по физкультуре в 7 классе. Легкая атлетика. Техника метания малого мяча...

Конспект урока по физической культуре для учащихся основной школы. Раздел «Легкая атлетика». Тема «Метание малого мяча в цель».

Конспект урока содержит задания на развитие физических качеств, формирование УУД, игровые задания на формирование метапредметных результатов (умение работать в коллективе, умения осуществлять познават...

Технологическая карта урока по физической культуре в 6 классе. Тема: «Легкая атлетика: Техника метания мяча с разбега»

Технологическая карта урока по физической культуре в 6 классе.Тема: «Легкая атлетика: Техника метания мяча с разбега».Тема: Техника метания мяча с разбега.Тип урока: образовательно &ndash...

ДОКЛАД «Подвижные игры на уроках и тренировочных занятиях по легкой атлетике»

Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, в соответствии с требованиями программы. Для активизации упра...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....