Рабочая программа внеурочной деятельности "Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре на тему
Приводится программа внеурочной деятельности "Баскетбол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basketbol_5-11_kl.docx | 279.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа Самара
Утверждаю Директор МБОУ Школы №27 г.о. Самара К.Е.Ловичко Приказ № от 01.09.2015 г. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Баскетбол»
Направление: Спортивно-оздоровительное.
Возраст школьников: 5-6-7 классы.
Разработчик: Гурьев К.А.
2015 год
Предисловие
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных организаций объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных организаций Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление.
Предлагаемое вниманию учителей и методистов пособие предназначено для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5-9 и 10-11 классах по разделу «Баскетбол» школьной программы.
Баскетбол- один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных организаций. Он включен в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе. Это занятия в спортивной секции по баскетболу , физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательной организации, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия по баскетболу улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. У учащихся развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство только физического развития, но и активного отдыха.
В пособии представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических способностей, которые можно реально использовать в учебно-тренировочных занятиях в школьной спортивной секции по баскетболу и в самостоятельных занятиях.
Предлагаемые упражнения не имеют количественного выражения. Их дозировку педагог должен определить самостоятельно, исходя из физической и технической подготовленности учащихся, их возрастных и половых особенностей, а также наличия и состояния спортивных сооружений, учебного оборудования и инвентаря.
При написании методического пособия авторы руководствовались:
- требованиями нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новыми федеральными государственными образовательными стандартами основного и среднего общего образования;
- действующими образовательными программами по физической культуре для общеобразовательных организаций.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В России наблюдается общее снижение человеческих ресурсов, ухудшение качества питания, рост наркомании, алкоголизма, деградации личности, рост заболеваемости. К окончанию обучения в школе, по данным организации здравоохранения России, остается от 3 до 6% здоровых школьников. Здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти понятия все больше сближаются. Однако с каждым годом объем двигательной активности человека уменьшается. А мышечный голод для здоровья так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. Это было многократно подтверждено различными экспериментами.
Баскетбол – прекрасное средство для физического развития человека, его подготовки к трудовой и общественной жизни. Специальные исследования показали высокую эффективность занятий баскетболом для разностороннего развития детского и юношеского организма. Бег и прыжки, например, активизируют рост тела в длину; броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки; передача мяча на дальнее расстояние, борьба за мяч у щита развивают силу мышц. Под влиянием физической нагрузки, которую занимающиеся получают на занятиях и соревнованиях, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличивается окружность груди, жизненная емкость легких, укрепляются многие мышцы ног, туловища, рук.
Игровая деятельность хороша не только для физического, но и для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, сплочения коллектива. Игровой процесс обеспечивает развитие общеобразовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к любой деятельности.
Школьники, занимающиеся баскетболом, очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников. Они реже болеют, лучше учатся, активнее участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе, в соревнованиях показывают результаты лучше, чем у других ребят. Эти преимущества баскетболистов, несомненно, являются результатом самой игры.
Ребята всех возрастов приняли спортивную игру в баскетбол, как свою любимую игру и она привилась в их среде настолько, что мы педагоги дополнительного образования не могли остаться в стороне от столь массового увлечения.
Данная образовательная программа разработана на основе УМК: Внеурочная деятельность учащихся « Баскетбол». Г.А Колодницкий. М- «Просвещение» 2011год.
Программа позволяет развивать физические способности обучающихся. Педагог, проанализировав возможности, заинтересованность детей и родителей, может выбрать подходящий вариант реализации программы.
На первый год обучения отводится – 1 часа в неделю, 35 часа - в год.
Занятия должны быть направлены на всестороннюю физическую подготовку занимающихся и на изучение основ техники и тактики игры в баскетбол.
Программой предусматриваются группы, состоящие из 20 человек
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, – 12-13 лет.
В секцию баскетбола принимаются девочки и мальчики, допущенные врачом к занятиям по физической культуре.
Цель: формирование личностных качеств, способствующих всестороннему развитию ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни посредством игры в баскетбол.
Задачи:
Обучающие:
- обучить технике и тактике игры в баскетбол;
- научить свободно и правильно применять правила в игре.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки,
дисциплинированности;
- оказывать помощь воспитанникам в самопознании,
в самореализации;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- способствовать сплочению коллектива.
Развивающие:
- способствовать развитию силы, быстроты реакции, выносливости, ловкости;
- содействовать правильному физическому развитию;
- прививать детям любовь к спорту и здоровому образу жизни;
способствовать развитию трудолюбия, воли к победе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе основного общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
Формы проведения занятий
Занятия в секции проводятся в форме тренировок, соревнований, сдачи контрольных нормативов, теоретических занятий (сюда также входит чтение рефератов, написанных самими воспитанниками), товарищеских игр, просмотра и анализа учебных фильмов и т.д.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся после 1-го года обучения
должны знать:
- технику безопасности на занятиях в баскетбольной секции;
- составляющие самоконтроля спортсмена;
- основные правила игры в баскетболе;
- историю возникновения и развития баскетбола;
- гигиену повседневного быта. Режим дня.
Должны:
- владеть основными элементами игры в баскетбол;
- владеть основами тактики игры в баскетбол;
- освоить силовую подготовку.
Краткая характеристика баскетбола
Баскетбол ( от англ. Basket- корзина, ball- мяч) – игра с мячом двух команд по 5 человек на специальной площадке, с двух сторон которой находятся стойки с прикрепленными к ним кольцами. Кольцо (корзина) находится на высоте 3,05 м от пола.
Цель каждой команды - забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину. За каждый результативный бросок мяча в корзину соперников команда получает:
- за штрафной бросок – 1 очко;
- за бросок, сделанный в пределах трёхочковой линии, -2 очка;
- за бросок, сделанный из-за трёхочковой линии, - 3 очка.
Победителем становится команда, набравшая большее количество очков по истечении игрового времени. Ничьих в баскетболе не бывает. При равном счете по истечении основного времени матча назначается овертайм (5 мин дополнительного времени), если и по его окончании счет будет равен, назначается второй овертайм, третий овертайм и т.д. до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.
Всего в команде 12 человек (5 полевых игроков и 7 запасных). Количество замен в баскетболе ограничено, но проводить их можно только в тот момент, когда остановлен секундомер. Игра продолжается четыре четверти, по 10 мин чистого времени каждая.
Место для игры. Площадка для игры в баскетбол представляет собой прямоугольник размером 28 м в длину и 15 м в ширину от внутреннего края ограничивающих линий для официальных соревнований ФИБА. Для всех других соревнований игровые площадки должны быть с минимальными размерами 26х14 м.
Баскетбольная площадка разделена на две разные половины центральной линией. Каждая половина имеет одинаковую разметку.
Баскетбольный мяч. Имеет сферическую форму оранжевого цвета с традиционным рисунком из восьми вставок и черных швов. Масса мяча составляет 567-650 г, окружность – 750-780 мм. Используются так же и мячи меньших размеров.
Принятое деление баскетбольных мячей по размерам
Размер | Длина окружности, мм | Масса, г |
Размер 7 | 750-780 | 567-650 |
Размер 6 | 720-740 | 500-540 |
Размер 5 | 690-710 | 470-500 |
Размер 3 | 560-580 | 300-330 |
В играх мужских команд используются мячи «размер 7», в играх женских команд- «размер 6», в матчах по мини-баскетболу – «размер 5», в играх команд подросткового возраста – «размер 5», для детей младше 9 лет вес мяча составляет 300-330 г.
Баскетбольные мячи бывают двух типов: предназначенные для игры только в помещениях (англ. Indoor) и универсальные, т.е. пригородные для использования и в помещениях, и на улице (англ. Indoor|outdoor).
Примерное распределение учебного материала по баскетболу по классам представлено ниже в таблице.
Условные обозначения: Р- разучивание двигательного действия; З- закрепление двигательного действия; С- совершенствование двигательного действия; (+)- указывает на использование данного материала в учебно-тренировочном занятии.
Тематическое планирование 5кл.
№ | Названия разделов и тем | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий | Содержание занятий | Форма проведения занятия |
1 | 1 | 1 | Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу | Теория | ||
2 | Передвижения и остановки без мяча | 1 | 1 | Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево | Практика | |
3 | 1 | 1 | Остановки: двумя шагам, прыжком | Практика | ||
4 | 1 | 1 | Прыжки, повороты вперед, назад | Практика | ||
5 | 1 | 1 | Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки) | Практика | ||
6 | Ловля мяча | 1 | 1 | Ловля мяча: -двумя руками на уровне груди; -двумя руками «высокого» мяча (в прыжке) | Практика | |
7 | Передача мяча | 1 | 1 | Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении | Практика | |
8 | 1 | 1 | Передача мяча одной рукой от плеча | Практика | ||
9 | 1 | 1 | Передача мяча двумя руками с отскоком от пола | Практика | ||
10 | 1 | 1 | Передача мяча двумя руками сверху | Практика | ||
11 | 1 | 1 | Передача мяча одной рукой снизу вперед | Практика | ||
12 | 1 | 1 | Передача мяча одной рукой снизу назад | Практика | ||
13 | Ведение мяча | 1 | 1 | Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении) | Практика | |
14 | 1 | 1 | Ведение мяча с изменением скорости передвижения | Практика | ||
15 | 1 | 1 | Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении) | Практика | ||
16 | 1 | 1 | Ведение мяча в движении с переводом на другую руку | Практика | ||
17 | Броски мяча | 1 | 1 | Бросок двумя руками от груди с места | Практика | |
18 | 1 | 1 | Бросок одной рукой от плеча с места | Практика | ||
19 | 1 | 1 | Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения | Практика | ||
20 | 1 | 1 | Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке | Практика | ||
21 | Отбор мяча | 1 | 1 | Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении | Практика | |
22 | 1 | 1 | Вырывание мяча из рук соперника | Практика | ||
23 | 1 | 1 | Накрывание мяча при броске | Практика | ||
24 | Отвлекающие приемы (финты) | 1 | 1 | Финты без мяча | Практика | |
25 | 1 | 1 | Финты с мячом | Практика | ||
26 | Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 1 | 1 | Сочетание приемов без броска мяча в кольцо | Практика | |
27 | 1 | 1 | Сочетание приемов с броском мяча в кольцо | Практика | ||
28 | 1 | 1 | Индивидуальные действия в нападении в защите | Практика | ||
29 | Техника игры | 1 | 1 | Взаимодействие двух игроков | Практика | |
30 | 1 | 1 | Взаимодействие двух нападающих против одного защитника | Практика | ||
31 | 1 | 1 | Двусторонняя учебная игра | Практика | ||
32 | Подвижные игры и эстафеты | 1 | 1 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий | Практика | |
33 | 1 | 1 | Игры, развивающие физические способности | Практика | ||
34 | Физическая подготовка | 1 | 1 | Развитие силовых, скоростно-силовых, координационных способностей. | Практика |
Тематическое планирование 6кл.
№ | Названия разделов и тем | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий | Содержание занятий | Форма проведения занятия |
1 | 1 | 1 | Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу | Теория | ||
2 | Передвижения и остановки без мяча | 1 | 1 | Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево | Практика | |
3 | 1 | 1 | Остановки: двумя шагам, прыжком | Практика | ||
4 | 1 | 1 | Прыжки, повороты вперед, назад | Практика | ||
5 | 1 | 1 | Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки) | Практика | ||
6 | Ловля мяча | 1 | 1 | Ловля мяча: -двумя руками на уровне груди; -двумя руками «высокого» мяча (в прыжке) | Практика | |
7 | Передача мяча | 1 | 1 | Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении | Практика | |
8 | 1 | 1 | Передача мяча одной рукой от плеча | Практика | ||
9 | 1 | 1 | Передача мяча двумя руками с отскоком от пола | Практика | ||
10 | 1 | 1 | Передача мяча двумя руками сверху | Практика | ||
11 | 1 | 1 | Передача мяча одной рукой снизу вперед | Практика | ||
12 | 1 | 1 | Передача мяча одной рукой снизу назад | Практика | ||
13 | Ведение мяча | 1 | 1 | Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении) | Практика | |
14 | 1 | 1 | Ведение мяча с изменением скорости передвижения | Практика | ||
15 | 1 | 1 | Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении) | Практика | ||
16 | 1 | 1 | Ведение мяча в движении с переводом на другую руку | Практика | ||
17 | Броски мяча | 1 | 1 | Бросок двумя руками от груди с места | Практика | |
18 | 1 | 1 | Бросок одной рукой от плеча с места | Практика | ||
19 | 1 | 1 | Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения | Практика | ||
20 | 1 | 1 | Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке | Практика | ||
21 | Отбор мяча | 1 | 1 | Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении | Практика | |
22 | 1 | 1 | Вырывание мяча из рук соперника | Практика | ||
23 | 1 | 1 | Накрывание мяча при броске | Практика | ||
24 | Отвлекающие приемы (финты) | 1 | 1 | Финты без мяча | Практика | |
25 | 1 | 1 | Финты с мячом | Практика | ||
26 | Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 1 | 1 | Сочетание приемов без броска мяча в кольцо | Практика | |
27 | 1 | 1 | Сочетание приемов с броском мяча в кольцо | Практика | ||
28 | 1 | 1 | Индивидуальные действия в нападении в защите | Практика | ||
29 | Техника игры | 1 | 1 | Взаимодействие двух игроков | Практика | |
30 | 1 | 1 | Взаимодействие двух нападающих против одного защитника | Практика | ||
31 | 1 | 1 | Двусторонняя учебная игра | Практика | ||
32 | Подвижные игры и эстафеты | 1 | 1 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий | Практика | |
33 | 1 | 1 | Игры, развивающие физические способности | Практика | ||
34 | Физическая подготовка | 1 | 1 | Развитие силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости. | Практика |
Тематическое планирование 7кл.
№ | Названия разделов и тем | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий | Содержание занятий | Форма проведения занятия |
1 | 1 | 1 | Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу | Теория | ||
2 | Передвижения и остановки без мяча | 1 | 1 | Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево | Практика | |
3 | 1 | 1 | Остановки: двумя шагам, прыжком | Практика | ||
4 | 1 | 1 | Прыжки, повороты вперед, назад | Практика | ||
5 | 1 | 1 | Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки) | Практика | ||
6 | Ловля мяча | 1 | 1 | Ловля мяча: -двумя руками на уровне груди; -двумя руками «высокого» мяча (в прыжке) | Практика | |
7 | Передача мяча | 1 | 1 | Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении | Практика | |
8 | 1 | 1 | Передача мяча одной рукой от плеча | Практика | ||
9 | 1 | 1 | Передача мяча двумя руками с отскоком от пола | Практика | ||
10 | 1 | 1 | Передача мяча двумя руками сверху | Практика | ||
11 | 1 | 1 | Передача мяча одной рукой снизу вперед | Практика | ||
12 | 1 | 1 | Передача мяча одной рукой снизу назад | Практика | ||
13 | Ведение мяча | 1 | 1 | Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении) | Практика | |
14 | 1 | 1 | Ведение мяча с изменением скорости передвижения | Практика | ||
15 | 1 | 1 | Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении) | Практика | ||
16 | 1 | 1 | Ведение мяча в движении с переводом на другую руку | Практика | ||
17 | Броски мяча | 1 | 1 | Бросок двумя руками от груди с места | Практика | |
18 | 1 | 1 | Бросок одной рукой от плеча с места | Практика | ||
19 | 1 | 1 | Бросок одной рукой от плеча в движении после ведения | Практика | ||
20 | 1 | 1 | Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке | Практика | ||
21 | Отбор мяча | 1 | 1 | Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении | Практика | |
22 | 1 | 1 | Вырывание мяча из рук соперника | Практика | ||
23 | 1 | 1 | Накрывание мяча при броске | Практика | ||
24 | Отвлекающие приемы (финты) | 1 | 1 | Финты без мяча | Практика | |
25 | 1 | 1 | Финты с мячом | Практика | ||
26 | Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 1 | 1 | Сочетание приемов без броска мяча в кольцо | Практика | |
27 | 1 | 1 | Сочетание приемов с броском мяча в кольцо | Практика | ||
28 | 1 | 1 | Индивидуальные действия в нападении в защите | Практика | ||
29 | Техника игры | 1 | 1 | Взаимодействие двух игроков | Практика | |
30 | 1 | 1 | Взаимодействие двух нападающих против одного защитника | Практика | ||
31 | 1 | 1 | Двусторонняя учебная игра | Практика | ||
32 | Подвижные игры и эстафеты | 1 | 1 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий | Практика | |
33 | 1 | 1 | Игры, развивающие физические способности | Практика | ||
34 | Физическая подготовка | 1 | 1 | Развитие силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости. | Практика |
Содержание и организация занятий по баскетболу
Во внеурочной деятельности учащиеся общеобразовательных организаций занимаются баскетболом в спортивной секции общеобразовательной организации, участвуют во внутри школьных и внешкольных соревнованиях по баскетболу.
Основными задачами учебно-тренировочного процесса в школьной спортивной секции по баскетболу являются:
- пропаганда здорового образа жизни, укреплению здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
- популяризация баскетбола как вид спорта и активного отдыха (физической реакции);
- формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;
- обучение технике и тактике игры в баскетбол;
- развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- формирование необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
Обучение игре начинается с изучения отдельных приёмов (вначале технике нападения, а затем защиты). Как только освоены один-два приема нападения, следует переходить к соответствующим контрприемам. По мере овладения приемами техники изучается тактика игры. Правила игры изучаются параллельно с соответствующими приемами тактики и техники.
Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой:
- Ознакомление с приемами.
- Изучение приема в упрощенных или специально созданных условиях.
- Совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры обстановке.
- Применение приема в игре.
В основе успешного выполнения всех технических приемов в баскетболе лежит умение хорошо владеть мячом (хорошо развитое чувство мяча). Поэтому в подготовительную часть занятия целесообразно включать различные упражнения с баскетбольным мячом, не содержащие непосредственно игровых приемов.
Упражнения с баскетбольным мячом:
- и. п. – ноги врозь, мяч внизу; присесть и поднять мяч над головой;
- и. п. – мяч над головой; выполнить выпады вправо (влево), подавая мяч вперед;
- и. п. – ноги шире плеч, мяч впереди; наклониться вперед, подбросить мяч между ног вверх, выпрямиться с поворотом вправо (влево) и поймать мяч двумя руками (рис. 1, а);
- и. п. – ноги шире плеч, мяч вверху; выполнить наклон вниз с последующим броском мяча между ногами за спину вверх, затем, выпрямляясь, развернуться на 180° и поймать мяч над головой (рис. 1, б);
- и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать мяч двумя руками (рис. 1,в);
- и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, выпрыгнуть и поймать его в прыжке;
- и. п. – упор лежа сзади, ноги согнуты, мяч на животе; перемещаться «крабом» в различных положениях, удерживая мяч (рис. 1, г);
- и. п. – мяч перед собой; перекладывая мяч из одной руки в другую, выполнить круговые движения мячом вокруг шеи, туловища вправо (влево) (рис. 1,д);
- и. п. – ноги шире плеч; перевести мяч с руки на руку вокруг правой (левой) ноги (рис. 1, е);
- и. п. - полу присед; перевести мяч с руки на руку вокруг ног (рис. 1, ж);
- и. п. – ноги шире плеч; перевести мяч с руки на руку «восьмеркой» вокруг и между ног (рис. 1, з);
- и. п. - стойка баскетболиста: выполнять ведение мяча между ног по «восьмерке», поочередно обводя правую и левую ногу;
- и. п. стойка на правом (левом) колене: выполнить ведение мяча сначала вокруг впереди стоящей ноги, затем вокруг обеих ног (рис. 1, и)
При проведении двусторонних учебных игр необходимо распределять занимающихся по командам с учетом уровня их подготовленности. В игре занимающиеся должны использовать весь свой арсенал технико-тактических приемов и действий. Целесообразно поощрять успешной применение тактического группового взаимодействия «передай мяч и выходи на свободное место» дополнительными премиальными очками. Замены следует производить после заброшенного мяча или через каждые 2-3 мин.
Чтобы избежать затраты времени на ведение мяча, следует ограничить количество попыток ведения в одной атаке тремя-четырьмя. В защите обучаемые должны играть по принципу «игрок держит игрока». Целесообразно к судейству игры привлекать учащихся в качестве помощников судьи.
В игровой деятельности необходимо постоянно обращать внимание на индивидуальные действия игроков без мяча и с мячом, как в нападении, так и в защите.
При оценивании действий игрока без мяча следует учитывать:
- выбор благоприятной позиции для получения мяча;
- своевременный выход на выбранную позицию;
- опеку игрока команды соперника без мяча;
- защитные действия против игрока с мячом;
- способы перемещения по площадке.
При оценке действий игрока с мячом следует учитывать:
- умение маскировать свои действия финтами;
- точность передачи мяча;
- технику и скорость ведения мяча;
- выход на удобную позицию для выполнения броска и его точность.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Учащиеся после 1-го года обучения
должны знать:
- технику безопасности на занятиях в баскетбольной секции;
- составляющие самоконтроля спортсмена;
- основные правила игры в баскетболе;
- историю возникновения и развития баскетбола;
- гигиену повседневного быта. Режим дня.
Должны:
- владеть основными элементами игры в баскетбол;
- владеть основами тактики игры в баскетбол;
- освоить силовую подготовку.
Основные требования к уровню подготовленности учащихся по разделу «Баскетбол» школьной программы.
В результате изучения раздела «Баскетбол» курса «Физическая культура» на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны:
Знать
- Значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- Правила безопасного поведения во время занятий по баскетболу;
- Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники
- Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;
- Упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- Контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- Основное содержание правил соревнований по баскетболу;
- Жесты баскетбольного судьи;
- Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;
Уметь
- Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по баскетболу;
- Выполнять технические приемы и тактические действия;
- Контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по баскетболу;
- Играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
- Демонстрировать жесты баскетбольного судьи;
Оснащенность учебно-тренировочного процесса (учебный инвентарь и оборудование): Мячи баскетбольные тренировочные, мячи баскетбольные матчевые, насос с иглой для надувания мячей, сетка для переноса и хранения мячей, фермы настенные баскетбольные, щиты тренировочные навесные с кольцом и сеткой, демонстрационная доска, свисток судейский, секундомер (механический или электронный), табло перекидное, набивные мячи весом 1-2кг, скамейки гимнастические и разновысокие тумбы (для развития прыгучести и прыжковой выносливости), скакалки гимнастические, переносные стойки для обводки, конусы с отверстием, жилетки разного цвета с номерами.
Причины и предупреждение травматизма на занятиях по баскетболу
Баскетбол – командная высоко динамичная игра. Она связана с множеством разнообразных двигательных действий (бег, остановки, повороты, прыжки, ловля и ведение мяча), которые выполняются в различных направлениях и темпе, при поддержке игроков своей команды и активном сопротивлении команды противника на небольшой по размеру спортивной площадке.
Обманные движения (финты), попытки перехвата мяча, столкновения игроков при беге и выполнении прыжков под баскетбольным щитом (в борьбе за летящий мяч), применение во время игры грубых и опасных приемов (толчки, удары), метеорологические факторы (дождь) могут привести к различным травмам.
Наиболее типичные травмы: повреждение кисти и пальцев руки (при неудачной ловле сильной передачи мяча от партнера, при перехвате мяча, при борьбе за мяч после отскока от щита или от корзины); ушибы (при столкновении игроков и неудачном падении); растяжение связок коленного и голеностопного суставов; повреждения менисков коленного сустава; разрыва ахиллова сухожилия; повреждения поясничного отдела позвоночника; травмы лица (подбитый глаз, кровоточащий нос, повреждение челюсти) и др.
Несчастный случай Нападающий команды соперника выполнил бросок мяча по кольцу, защитник при подборе мяча неудачно выпрыгнул и попал под локоть центрового. Удар был с такой силы, что защитник получил открытый перелом носа и сотрясение мозга средней тяжести |
Для предотвращения травматизма на занятиях по баскетболу необходимо знать причины возникновения травм, соблюдать правила организации занятий, а также использовать соответствующие средства и методы обучения и тренировки.
Причины травматизма:
- неправильное размещение или слишком большое количество занимающихся в зале, на спортивной площадке;
- недостаточная разминка или отсутствие её;
- недисциплинированность, например, кто-то из занимающихся после выполнения упражнения не положил мяч в отведенное место и он выкатился на площадку, а другой занимающийся споткнулся об этот мяч и подвернул ногу;
- жесткие (перекаченные) мячи;
- столкновение игроков в игровой и соревновательной деятельности (при перехватах мяча, выполнении финтов и т.п.);
- неудачное приземление при прыжке;
- умышленное нарушение правил игры, например задерживание руками соперника, подножка и т.п.;
- грубость в игре (толчок соперника, удар по рукам), некорректное поведение (преднамеренный удар ногой или кулаком по мячу и др.);
- препятствование движению соперника – раскрывать руки или подставлять свою спину, бедра, колени (рис. 2);
- недостаточно надежная установка и крепление баскетбольных щитов;
- слишком близкое расположение скамеек от границы игровой площадки;
- Неблагоприятные гигиенические и метеорологические условия: слабое освещение и вентиляция, низкая температура воздуха, ослепляющие лучи солнца и др.
При проведении занятий по баскетболу, чтобы избежать травматизма, необходимо строго соблюдать следующие меры безопасности:
- Провести инструктаж по технике безопасности и правилам игры.
- Занятия по баскетболу проводить на сухой спортивной площадке с ровным покрытием или в спортивном зале с чистым и сухим полом.
- Игровая поверхность должна быть равномерно и достаточно освещена. Источники света должны находиться там, где они не будут мешать зрению игроков.
- До начала занятий проверить состояние, готовность баскетбольной площадки и наличие необходимого спортивного инвентаря. Убрать посторонние предметы с игровой площадки.
- Перед занятием проветрить спортивный зал.
- Баскетбольные мячи всегда должны иметь оптимальную упругость в соответствии с правилами .
- Занимающиеся должны быть в спортивной одежде и в спортивной обуви (тренировочный костюм, майка, трусы, кроссовки с нескользящей подошвой), предусмотренных правилами игры. Ногти на руках должны быть коротко острижены.
- Перед занятием занимающимся необходимо снять кольца, браслеты, цепочки, серьги и др.
- В начале занятия обязательно выполнить разминку и специальные упражнения для мышц и связок рук, пальцев, коленного и голеностопного суставов.
- На занятиях строго соблюдать дисциплину, выполнять указания учителя физической культуры (тренера, судьи, капитана команды).
- Особую осторожность проявлять вблизи стен или возле какого-либо спортивного оборудования. Все острые и выступающие части оборудовать предварительно заложить гимнастическими матами или огородить.
Запрещается:
- Во время отработки приемов игры использовать мячи нестандартных размеров и массы;
- Играть на неровных и скользких поверхностях;
- На занятиях жевать жевательную резинку, сосать конфеты, леденцы и т.п.
Дисциплинированность, хорошая разминка, овладение рациональной техникой, соблюдение правил игры – основа обеспечения безопасности на занятиях по баскетболу.
Библиография.
1. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий
Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол пособие для учителей и методистов (ФГОС). – М. : Просвещение, 2013. -112 с.
2. Физическая культура. 5-7 классы. Под редакцией М.Я. Виленского . Учебник для общеобразовательных учреждений.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №27
с углубленным изучением отдельных предметов
городского округа Самара
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №27 г.о. Самара К.Е.Ловичко Приказ № от 01.09.2015 г. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Баскетбол»
Направление: Спортивно-оздоравительное.
Возраст школьников: 5-6-7 классы.
Разработчик: Киреева Т.А. Гурьев К.А.
2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку по баскетболу для 7 класса с использованием ИКТ. "Обучение технике нападения в баскетболе"
В конспекте и презентации урока отражён материал обучения игре баскетбол. В ходе урока применяются различные методы. С их помощью учащиеся закрепляют умение выполнять передачу мяча двумя руками ...
Мастер-класс по баскетболу Техника ведения и перемещения в баскетболе
Техника ведения и перемещения в баскетболе...
Приемы и правила игры в баскетбол "Мы играем в баскетбол"
В помощь учителям физкультуры для использования в качестве наглядного пособия на уроках...
Технологическая карта к уроку физкультуры в 6 классе. Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола: основная стойка игрока, остановка, передвижения, повороты.
Рекомендация учителю при подготовке к уроку. Составление технологической карты с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока для учащихся 7 класса. «Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола. Основная стойка игрока»
Цель урока: Обучающая: Обучение техники выполнения стойки игрока в баскетболе; Развивающая: Дать представление о занятия...
«Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола. Основная стойка игрока»
технологическая карта...
«Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола. Основная стойка игрока».
Конспект урока физической культуры в 5в классе...