Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС
проект по физкультуре на тему
Актуальность и практическая значимость проекта "Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС" обучловлена тем, что одним из главных стратегический целей образования , которые тесно связаны с проблемами развития российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gimn.15.doc | 968 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Татарская гимназия №15»
Проект:
Организация здоровьесберегающей образовательной
среды в условиях ФГОС
Габбасова Кадрия Анваровна,
заместитель директора по ВР
Ибрагимов Амир Магсумович,
учитель физкультуры и ОБЖ
Введение
Актуальность исследования.
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года одними из основополагающих принципов являются следующие: сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; а также разработка эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», являющейся основополагающим государственным документом, утверждаемым федеральным законом и устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития до 2025 года, указано, что государство в сфере образования должно обеспечить всестороннюю заботу о здоровье учащихся.
Одними из главных стратегических целей образования, которые тесно связаны с проблемами развития российского общества, являются: создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности.
Здоровьесберегающее образовательное пространство образовательной организации – совокупность материальных и социальных условий и факторов, содержания, форм и методов функционирования образовательного учреждения, направленных на всестороннее развитие личности субъекта образовательного процесса в гармонии трех ее начал – духовного, нравственного и физического. Однако следует помнить, что и в стране, и в Республике Татарстан накоплен огромный практический опыт по обучению здоровому образу жизни детей, но целостная система здоровьесберегающего, здоровьеориентированного образования только начинает осознаваться и создаваться. В связи с ведением в действие физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» данный проект систематизирует здоровьесберегающие технологии в условиях современной гимназии, рассматривая здоровье как ценностно-целевой приоритет образования.
Кроме того, социально-экономические изменения в обществе, произошедшие за последние годы, негативно повлияли на духовное и физическое здоровье подрастающего поколения. К сожалению, приходится констатировать, что размываются нравственные устои российской семьи, наблюдается иногда исчезновение народных традиций, все чаще на экране и в литературных произведениях культивируется сила, жестокость, равнодушие. Духовное, нравственное нездоровье наших детей тесно связано с физическими недугами, что подтверждается медицинской статистикой.
Данные ежегодных обследований подростков Республики Татарстан свидетельствую об уменьшении среди них общего процента здоровых детей. Проведенные профилактические мероприятия все больше выявляют заболевания детей дошкольного возраста, показывают ухудшение их здоровья в целом. Совместные исследования Министерств образования Республики Татарстан и здравоохранения последних пяти лет показали, что многие дети уже в первый класс приходят не совсем здоровыми и за время обучения состояние здоровья школьников значительно ухудшается.
Следуя за научно-техническим прогрессом, продолжая наращивать объем и интенсивность информации, современное образование не решает проблем самочувствия, психической и физической переносимости учебных и рабочих нагрузок как обучающимися, так и педагогами. В соответствии с этим в системе образования должны быть реализованы новые функции, связанные с подготовкой обучающихся к жизненной и трудовой деятельности, к обучению их здоровому образу жизни, развитию культуры здоровья.
Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьёзную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей. В масштабе страны принимаются законы, создаются и реализуются программы, направленные на повышение духовности и укрепления здоровья граждан, в том числе школьников: Законы Российской Федерации и Республики Татарстан «Об образовании»; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Федеральная программа развития образования и др.
Цель проекта – формирование современного здоровьесберегающего образовательного пространства: создание среды, способствующей обучению и воспитанию личности, обладающей потребностью в здоровом образе жизни, сосуществующей в гармонии с собой, обществом, природным и техногенным окружением, а также способной научить учащихся сохранять, укреплять и восстанавливать здоровье.
Основные задачи для достижения данной цели по реализации приоритета здоровья в жизни человека:
- создание благоприятных социальных и материальных условий и оптимального психологического микроклимата, способствующих воспитанию физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов;
- проведение психокоррекции учителей, сотрудников и школьников в целях повышения самосознания в вопросах ценности здоровья и здорового образа жизни и формирования потребности в проведении профилактических и реабилитационных мероприятий для поддержания и восстановления здоровья;
- реализация комплекса мероприятий для сдачи норм ГТО;
- повышение квалификации субъектов образовательного процесса по вопросам территории и практики формирования здорового образа жизни;
- создание и использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе;
- увеличение объема и повышение качества внеаудиторных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
- проведение прикладных научных исследований состояния здоровья субъектов образовательного процесса в системе начального и среднего образования и участие в реализации отраслевых программ регионального и федерального уровней, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения;
- расширение перспектив образования для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- содействие распространению опыта формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в начальных и средних образовательных учреждениях.
Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательном учреждении основывается на следующих принципах:
- диагностика и учет психофизических состояний субъектов образовательного процесса;
- единство личной психологической потребности в здоровом образе жизни и профессиональной подготовки субъектов образовательного процесса;
- социальной ответственности за здоровье свое и окружающих;
- новизна и разнообразие используемых средств;
- моральное и материальное стимулирование здорового образа жизни.
Работа по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса включает три интегральных направления:
- создание научно-обоснованных санитарно-гигиенических условий и соответствующей материально-технической базы функционирования образовательного учреждения, способствующих сохранению, восстановлению и укреплению здоровья;
- формирование осознанного отношения каждого субъекта образовательного процесса к приоритету здоровья в жизни человека;
- осуществление мониторинга качества образовательной среды.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование здорового образа жизни.
Предмет исследования – комплекс организационно-педагогических условий обучения здоровому образу жизни учащихся на основе здоровьесберегающего потенциала национальной и физической культуры.
Участники, с которыми осуществляется работа по проекту:
Руководство процессом формирования здоровьесберегающего образовательного пространства осуществляет директор образовательного учреждения кандидат педагогических наук Харисов Фанит Фахразович:
- является лидером, влияющим на сознание субъектов образовательного процесса путем умелого применения методов психолого-педагогической коррекции личности;
- осуществляет связь с государственными органами управления и общественными организациями;
- осуществляет контроль за всеми видами деятельности в образовательном учреждении;
- активно использует методы материального и морального стимулирования.
Непосредственным организатором создания здоровьесберегающего образовательного пространства в соответствии с должностными обязанностями является заместитель директора по воспитательной работе, куратор ЗОЖ, кандидат филологических наук Габбасова Кадрия Анваровна, которая:
- активно участвует в создании условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышения работоспособности субъектов образовательного процесса;
- привлекает к работе сотрудников, педагогов, находящихся в должностном подчинении, а также инициативных, творчески настроенных школьников;
- руководит творческой, рабочей группой ГТО, созданными для выполнения определенного вида работ.
Также данный проект реализуется непосредственно учителем физкультуры и ОБЖ Ибрагимовым Амиром Магсумовичем:
- формирует теоретическую и практическую базу,
- разрабатывает программу улучшения здоровья,
- проводит занятия с учениками,
- ведет паспорт здоровья учащихся,
- успешно принимает нормы ГТО.
Рис. 1. Общешкольная команда по внедрению проекта
Основная часть.
Анализ ситуации. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье – не только физическая, душевная ценность для каждого из нас, неоценимое богатство человека, но и высокая морально-этическая гуманистическая ценность. Непонимание значимости здоровья для полноценной жизни человека – признак низкой общей культуры и медицинской неграмотности. Здоровье страны, по мнению ведущих социал-гигиенистов (Лисицын Ю.П., Комаров Ю.М.) зависит от образа жизни (49-53%), генетических особенностей (18-22%), окружающей среды (17-20%), деятельности учреждений здравоохранения (8-10%). Именно эти факторы учитывались при разработке проекта «Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях современной гимназии».
В процессе работы будет использован комплекс теоритических и эмпирических методов исследования:
- теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы;
- синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, обобщение педагогического опыта, методы педагогической диагностики (наблюдение, - - анкетирование, интервьюирование, опрос, паспорт здоровья ученика);
- методы математической обработки результатов педагогического эксперимента.
Проект будет вводиться поэтапно.
Сроки и этапы реализации проекта. Структура и содержание.
Перечень мероприятий, программ.
Рис.2
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
Оценка результатов достижения цели состоит в сравнительном соотнесении замыслов, сформулированных на этапе целеполагания, с достигнутыми после осуществления деятельности по здоровьесбережению изменениями в соответствии с прогнозируемой личностью ученика и ожидаемыми конечными результатами программы.
Уникальность проекта в том что, данный проект позволяет оценивать работу коллектива гимназии по формированию, укреплению и сохранению физического, социального и духовного здоровья учащихся. Разработанные авторские программы (См. таблицы, анкеты, паспорт здоровья ученика помогают формировать культуру здорового образа жизни в условиях современной жизни. Гимназия оснащена современными материально-техническими ресурсами, спортивными сооружениями (теннисный корд, футбольная площадка, каток, тренажерный зал, бассейн, спортивный зал). Но без методических разработок, мониторинга, описываемые в проекте, не возможно реализовать всю программу по воспитанию здорового ученика.
Приведены теоретические здоровьесберегающие разработки:
Оценивание работы коллектива ОУ по формированию, укреплению и сохранению физического здоровья учащихся
Таблица 1.
№ | Критерии | Показатели | Измерители | Ответственные |
1 | Физическое развитие | % детей с гармоничным физическим развитием | Мониторинговые таблицы | ЗДВР |
2 | Физическая подготовленность | Уровень развития физических качеств: сила, выносливость, скорость, координация, гибкость. Количество детей с нормой развития физических качеств | Контрольные срезы на уроках физической культуры, сдача норм ГТО | Учитель физической культуры, зам.директора по ВР |
3 | Патологическая пораженность | Приобретенная близорукость: количество детей без отрицательной динамики зрения. Количество детей без обострений хронических патологий. Осанка: количество детей с нормальной осанкой. | Медицинский осмотр | Медицинский работник, Зам.директора по ВР |
4 | Соматическое здоровье | Заболеваемость детей по ноозологии(в случаях) детей. | Медицинский мониторинг | Медицинский работник, классный руководитель, зам.директора по ВР |
5 | Оценка уровня физического здоровья обучающихся | Количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинской группе для занятий физической культурой: Основная, подготовительная, специальная | Медицинский мониторинг | Медицинский работник, классный руководитель |
Оценивание работы коллектива ОУ по формированию, укреплению и сохранению социального здоровья учащихся
Таблица 2
№ | Критерии | Показатели | Измерители | Ответственные |
1 | Особенности поведения | Наличие девиантного поведения | Документы УДН, наблюдение педагогов, родителей | Классные руководители, зам.директора по ВР, педагог-психолог |
Наличие вредных привычек | Наблюдения педагогов, родителей, анкетирование детей и родителей | Классные руководители, зам.директора по ВР | ||
Употребление ПАВ: отсутствие потребляющих – в.у.; | Наблюдения педагогов, родителей, справки из наркодиспансера,анкетирование детей и родителей | Классные руководители, зам.директора по ВР, педагог-психолог | ||
2 | Умение взаимодействовать с окружающими людьми | Коммуникативные и организаторские способности | Наблюдения педагогов, анкетирование детей (тест) | Классные руководители, педагог-психолог |
3 | Активная социальная позиция | Активное участие в общественной жизни класса, гимназии, в социальных молодежных движениях, посещение кружков, секций. | Мониторинг участия, анкетирование детей, родителей | Классные руководители, педагог-психолог |
Для оценки уровня физического развития и улучшения сдачи норм ГТО разработан паспорт здоровья.
Автор Ибрагимов А.М.
Таблица 3.
ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕГОСЯ ТАТ. ГИМНАЗИИ №15. Автор Ибрагимов А.М. | |||||||||||||||||||
Показатели (школьного теста здоровья) | |||||||||||||||||||
рост | вес | окруж- ность | ч.с с | Кров. давл | Ж.з Л. | Челн.бег (сек) | Отжим.подтяг. (кол-во раз) | Длина с места (см) | Пресс 30 сек.(кол-во раз) | Гибкость (см) | Кросс 1 км (мин) | подпись | Примечание | ||||||
Рахимзянова Эльмира Шамильевна 6.11.2004 г. Мед.гр. Основная | |||||||||||||||||||
146 | 36 | 65 | 84 | 90/65 | 2 | 8,9 | 23 | 162 | 23 | 8 | 7,27 | ||||||||
149 | 39,5 | 66 | 90 | 100/65 | 2,3 0 | 8,6 | 24 | 165,0 | 23 | 10 | 7,12 | ||||||||
150 | 42 | 66 | 90 | 90/60 | 2,6 | 8,4 | 22 | 167 | 22 | 12 | 6,43 | ||||||||
151 | 43,5 | 68 | 84 | 100/70 | 2,7 | 8,1 | 27 | 173 | 24 | 16 | 6,14 | ||||||||
152 | 47 | 72 | 90 | 105/70 | 2,9 | 8,3 | 25 | 168 | 23 | 12 | 6,25 | ||||||||
Сравнительная Характеристика развития двигательных качеств | |||||||||||||||||||
Для оценки уровня психологического здоровья учащихся разработана карта психологического здоровья (Автор Харисов Ф.Ф.)
Таблица 4
Поведение учащихся | Никогда | Редко | Часто | Всегда | ||
1 кл. | 2 кл. | |||||
1. | Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания детям, часто переспрашивает | |||||
2. | Быстро нарастает утомление, ребенок становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя | |||||
3. | На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступать в спор с учителем | |||||
4. | При контрольных работах чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, руки становятся холодными и потными, не понимает задания, задает много вопросов, делает ошибки в заданиях, которые, казалось бы, хорошо знает | |||||
5. | На уроке не может сконцентрироваться на задание, не понимает и не может выполнять инструкцию, не удерживает ее или быстро забывает, отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, детального индивидуального объяснения. При выполнении задает много вопросов | |||||
6. | На переменах агрессивен, драчлив, неуправляем, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их | |||||
7. | Приходит в школу не готовым, забывает учебники, тетради, ручки, карандаши и т.п. |
Заключение
Эффективная интеграция образовательного и воспитательного процессов в целях создания условий для сохранения и укрепления здоровья студентов должна обеспечиваться планомерным развитием и совершенствованием взаимодействия административно-управленческого, преподавательского и ученического коллективов; межведомственного взаимодействия, социального партнерства по вопросам здоровьесберегающей деятельности; мониторинга физического, психического и социального благополучия учеников; системы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки учащихся; ресурсной поддержке здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательной среды вуза (педагогической, информационной, научно-методической, программно-содержательной, материально-технической, организационно-управленческой).
Для эффективного взаимодействия в едином контуре управления административно-управленческого, педагогического и ученического коллективов гимназии на основе здоровьесберегающих технологий была разработана и реализуется в настоящее время комплексный целевой проект «Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС». В проекте определены организационные, психолого-педагогические и медико-социальные меры, средства и технологии для обеспечения сохранения и укрепления здоровья учеников в образовательной среде, разработана система управления здоровьесберегающей деятельностью. Для эффективной организации и реализации здоровьесберегающей деятельности в гимназии в условиях ФГОС выделены приоритетные направления исследовательской и информационно-пропагандистской работы с активным включением в нее педагогов и учеников.
Весь комплекс мероприятий, осуществляемых в МБОУ «Татарская гимназия №15» позволит проводить постоянный скрининг и мониторинг физического, психического и социального благополучия учеников.
Здоровье ученика является основным ресурсом его самореализации как личности. Оценка влияния различных факторов на здоровье учащихся по данным литературных источников позволяет говорить о приоритетности факторов, связанных с учебно-воспитательным процессом, а именно: социальных, психолого-педагогических, организационных.
Здоровьесберегающая образовательная среда гимназии –сформированная на основе здоровьесберегающих технологий единая многоуровневая система влияний и условий формирования личности гимназиста, возможностей для её саморазвития, содержащихся в пространственном и предметном окружении, а также взаимодействие субъектов образовательного процесса между собой и с данной средой, обеспечивающая сохранение, укрепление здоровья и профилактику девиантного поведения. В здоровьесберегающей образовательной среде гимназии учитывается индивидуальность каждого ученика.
Таким образом, в основе эффективной организации здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательной среды гимназии для достижения цели сохранения и укрепления здоровья учащихся лежит процесс управления данным видом деятельности, обеспечивающий целостному педагогическому процессу внутреннее единство составляющих его компонентов и их гармоничное взаимодействие. Технология формирования у учащихся мотивационно-ценностного отношения к здоровьесберегающей деятельности строится на рефлексивно-деятельностном подходе, который предполагает использование технологий образовательной и воспитательной деятельности в системе педагогических средств и условий, способствующих развитию социально значимых качеств учащихся.
Результаты проекта будут свидетельствовать об эффективности созданных в здоровьесберегающей образовательной среде гимназии условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия учащихся в процессе их профессионального обучения в условиях ФГОС.
Ожидаемые результаты проекта:
- снижение заболеваемости участников образовательного процесса;
- сознательный выбор здорового образа жизни всеми участниками проекта;
- использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- повышение социально-психологической комфортности участников образовательного процесса;
- улучшение сдачи норм ГТО;
- внедрение спецкурса «Здоровьесберегающие технологии в гимназии».
Список литературы:
Абзалов Р.А. Теори физической культуры: (курс лекций) / Р.А.Абзалов. – Казань: Матбугат йорты, 2002. – 206 с.
Здоровые дети – здоровое будущее: Сборник докладов заключительной конференции проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ»; 3-4 февраля 2005 г. – Москва, 2005.
Здоровье: Популярная энциклопедия / [Антонов Г.В. и др.] – Минск: Изд-во «Белорусская Советская энциклопедия» им. Петруся Бровки, 1990. – 668 с.
Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под ред. В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. 2-е изд, доп. и испрю – Ярославль: Аверс Пресс, 2003. – 446 с.
Авторская программа «Укрепление здоровья школьников» 2005 г .Ибрагимов А.М.
Методическое пособие «Методика тестирования упражнений в лёгкой атлетике». 2006 г. Ибрагимов А.М.
Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания в образовательных учреждениях г. Набережные Челны: Сб. ст. / Ин-т непрерывного пед. образования. – Набережные Чеоны, 2000. – 116 с.
Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: Методические рекомендации. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. – 208 с.
Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях: Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. – Санкт-Петербург: НОУ «Институт БОС». – 2003. – 16 с.
Оздоровление детей в образовательных учреждениях: Методические рекомендации / Сост. С.В.Мальцев, Н.В.Зиатдинова, Р.А.Файзуллина. – Казань: РИЦ «Школа», 2001. – 36 с.
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить свое здоровье: психологические установки и упражнения. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования» / Н.Ю.Синягина, И.В.Кузнецова. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 145 с.
Сирота Н.А. Программа формирования здорового жизненногостиля: Серия «Работающие программы», выпуск 5 / Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский. – М., 2002. – 84 с.
Фристад М.Ребенок с эмоционально неустойчивым характером / М.Фристад, Дж.Арнольд. – СПБ.: Питер, 2004. – 272 с.
Хайвис Х. Школы содействия здоровью / Х.Хайвис // Школа здоровья. – 2000. - № 1. – С.69-78.
Харисов Ф.Ф. Диагностика формирования у учащихся опыта народных традиций в педагогическом процессе / Ф.Ф.Харисов // Национальное образование: опыт организации, проблемы и результаты исследования: Тезисы докладов. межд. научно-практ. конф. / Сост. Ф.Ф.Харисов – Казань: Академия наук РТ, Совет директоров татарских гимназий РТ, 1994. – С. 30-31.
Харисов Ф.Ф. Из опыта работы по обучению здоровью в гимназии / Ф.Ф.Харисов // Формирование культуры здоровья обучающихся: Материалы межрегиональной конференции работников образования и здравоохранения 7 декабря 2004 г. – Казань: РИЦ «Школа», 2005. – С.69-73.
Харисов Ф.Ф. Образование и здоровье / Ф.Ф.Харисов. – М.: ООО изд-во «Весь мир», 2003. – 208 с.
Харисов Ф.Ф. Образование и здоровье школьников Республики Татарстан: Программа / Ф.Ф.Харисов, В.Н.Касаткин, С.М.Чечельницкая. – Казань, 1998.
Харисов Ф.Ф. Обучение здоровью гимназистов / Ф.Ф.Харисов, Г.Р.Сагдиева // Создание здоровьесберегающих технологий в современной школе: Материалы по реализации программы «Образование и здоровье школьников» / Сост. Г.Г.Фаттахова. – Казань: Кировский РОО, 2004. – С. 7-10
Харисов Ф.Ф. Обучение здоровью гимназистов средствами национальной культуры / Ф.Ф.Харисов, Г.Р.Сагдиева // Вместе на пути к здоровью: Материалы первой конференции проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ». – М., 2004. – С. 47-49.
Харисов Ф.Ф. Организация воспитательной работы на основе национальных традиций / Ф.Ф.Харисов // Педагогические традиции народов и современная школа: Материалы секции республиканской науч.-прак. конф. «Школа и национальное согласие» / Науч. ред и сост.: Р.А.Низамов, Ф.Ф.Харисов, Г.Ф.Хасанова. – Казань: Tah-Заря, 1996. – С. 98-100.
Школа, содействующая здоровью: Материалы 1-ого республиканского форума школ, содействующих здоровью, бронзового уровня, проведенного в г.г. Нурлате, Альметьевске, Высокогорском, Приволжском и Советском районах / Сост.: Ф.Г.Хабирова, Ф.Т.Каримуллин. Науч. ред. Ф.Ф.Харисов. – Казань: РИЦ «Школа», 2001. – 100 с.
Школы золотого уровня, содействующие здоровью: Реализаци комплексной программы «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан»: Итоги и перспективы. – Казань: Мэгариф, 2003. – 174 с.
Smetankin A.A. The way to health is open for every body (Путь к здоровью открыт для всех) / A.A. Smetankin // Health Tutor (Учитель Здоровья): приложение к ежеквартальному научно-популярному журналу «Биологическая обратная связь». – 2003. - № 2. – С. 2-21
Список литературы по ФГОС:
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы по учебным предметам. Часть 1. Часть 2. . - М., - Просвещение - 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения -М.,- Просвещение - 2010
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.) ; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
Концепция ФГОС общего образования/ Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., Просвещение, 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г. Асмолова, - М. Просвещение, 2008.
Проектная деятельность в основной и старшей школе/ Под ред. А.Б. Воронцова, - М., Просвещение, 2010.
Самоненко Ю.А. Учителю физики о развивающем образовании. М.: Изд. Бином, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"
Развитие активно-учебной познавательной деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка)....
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики для формирования образовательной среды в условиях ФГОС
Принципиальным отличием новых образовательных стандартов являетсяориентация на результат образования. Образовательные результаты,выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны сус...
Организация урочной деятельности в условиях ФГОС
Презентация для круголого стола...
статья по ОБЖ "Особенности организации здоровьеформирующей среды по реализации ФГОС в сельской школе"
Не просто создать в сельской школе здоровьеформирующую среду. Отсутствие специалистов, недостаточное количество спортивных площадок, секций… Повезло ученикам школ, где есть творчески работающие ...
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНЦИИ обучающихся в гимназической среде в условиях ФГОС ООО
В настоящее время в отечественном школьном образовании сложилась непростая ситуация: современная школа не отвечает запросам семьи, общества и государства. Российская школа, по данным международных исс...
Специфика информационно-образовательной среды в условиях ФГОС
Специфика информационно-образовательной среды в реализации предметной области «Искусство» в условиях ФГОС...
«Организация развивающей среды в условиях семейного воспитания»
Консультация для родителей...