«Основные направления совершенствования тренировочно-го процесса в парусном спорте»
статья по физкультуре на тему
Опыт подготовки спортсменов высокого класса и результаты исследований в области теории и методики спортивной тренировки позволяют выделить четыре основных направления, по которым развивалась методика спортивной тренировки, и с которыми, главным образом, связан прогресс в спорте последних 25-30 лет.
Первое направление - резкий прирост суммарных объемов тренировочной работы. Убедительное свидетельство этому - практически двукратное увеличение основных характеристик, отражающих объем работы, выполняемой ведущими спортсменами мира в течение года, по отношению к показателям 10-15-летней давности. Вместе с тем, практика подготовленности команд в различиях странах мира, результаты комплексных исследований, проведенных, например, в легкой атлетике /беговые дисциплины/ и спортивном плавании, показали, что это направление повышения эффективности спортивной тренировки фактически исчерпало свои возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovershenstvovaniya_v_podgotovke_sportsmenov.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Механиков Вадим Евгеньевич
тренер-преподаватель
высшей категории
по парусному спорту
МБУ ДО ДЮСШ №2
г.Таганрог
«Основные направления совершенствования тренировочного процесса в парусном спорте»
Опыт подготовки спортсменов высокого класса и результаты исследований в области теории и методики спортивной тренировки позволяют выделить четыре основных направления, по которым развивалась методика спортивной тренировки, и с которыми, главным образом, связан прогресс в спорте последних 25-30 лет.
Первое направление - резкий прирост суммарных объемов тренировочной работы. Убедительное свидетельство этому - практически двукратное увеличение основных характеристик, отражающих объем работы, выполняемой ведущими спортсменами мира в течение года, по отношению к показателям 10-15-летней давности. Вместе с тем, практика подготовленности команд в различиях странах мира, результаты комплексных исследований, проведенных, например, в легкой атлетике /беговые дисциплины/ и спортивном плавании, показали, что это направление повышения эффективности спортивной тренировки фактически исчерпало свои возможности.
В отличие от других видов спорта, в парусном спорте это направление повышения эффективности тренировочного процесса заинтересовало специалистов в начале 50-х годов. Одним из первых пошел по этому пути четырехкратный олимпийский чемпион Пауль Эльвстрем. Об эффективности избранного им пути говорят его спортивные результаты. Однако не сразу специалисты в области парусного спорта обратили внимание на объемы тренировочной работы этого выдающегося спортсмена. Сильнейшие гонщики мира в то время искали резервы в повышении своего спортивного мастерства по другим, менее эффективным направлениям. И только к 70-м годам, убедившись в перспективности этого направления совершенствования методики тренировки на примере П. Эльвстрема, Т.Пинегина, Й. Брудера, В. Манкина и в целом сборной команды СССР, некоторые гонщики вскоре стали пробовать применять его при подготовке к соревнованиям.
Появившееся в начале 70-х годов интервью Ганса Фога журналу «Дияхт», где он говорил: «...При прочих равных условиях побеждает тот, кто больше тренируется...» для многих специалистов было весьма неожиданным и заставило пересмотреть существующие взгляды на объемы специальной подготовки. Однако прошло немного времени, и все лучшие гонщики мира освоили предельные для климатических условий Европы и Северной Америки объемы тренировочной работы.
В нашей стране вопросом оптимизации тренировочного процесса на основе увеличения объема тренировочной работы стали серьезно заниматься после неудачного выступления на XVI Олимпийских играх, когда ни один из экипажей не попал в зачетную шестерку и не принес советской команде ни одного очка. Анализ подготовки сильнейших зарубежных гонщиков, в частности П. Эльвстрема, свидетельствовал о том, что объем специальной подготовки советских спортсменов значительно отстает от объема нагрузки их конкурентов. Поэтому в основу перспективного планирования подготовки сборной команды СССР к следующим Олимпийским играм было положено ежегодное увеличение объема и интенсивности нагрузки. При этом самое серьезное внимание уделялось соревновательному методу.
Увеличение объема тренировочной работы повысило эффективность подготовки и позволило сборной команде яхтсменов на ХVII Олимпийских играх добиться более значительных результатов, занять второе командное место. Были выиграны две медали /одна золотая и одна серебряная/, и один из экипажей занял шестое место. Ориентация на дальнейший прирост объемов тренировочной работы сохранилась в сборной команде СССР и в последующие годы. Анализируя выступления олимпийской сборной команды СССР на последующих Олимпийских играх, следует отметить, что свои лучшие результаты она демонстрировала в основном тогда, когда сборные команда других стран, имеющие давние парусные традиции и гонщиков, входящих в мировую элиту, значительно уступали ей в объеме тренировочной работы.
Как было сказано выше, к концу 80-х годов практически все национальные команды по парусному спорту освоили практически предельные объемы тренировочной работы. Вместе с тем возможность использовать благоприятные климатические условия для круглогодичных занятий значительно повышают эффективность тренировочного процесса наших конкурентов. В этих условиях победить их только за счет еще большего увеличения объема тренировочной работы представляется нерациональным.
Второе направление совершенствования методики спортивной тренировки связано со стремлением увязать систему подготовки квалифицированных спортсменов со специфическими требованиями вида спорта и конкретной соревновательной дисциплины. Одним из характерных проявлений этого явилось значительное расширение соревновательной практики, которая превратилась в исключительно мощный фактор стимуляции приспособительных реакций организма спортсмена и роста достижений.
В парусном спорте соревновательный метод подготовки долгие годы являлся основным средством повышения спортивного мастерства. Этот путь исторически сложился в практике подготовки яхтсменов. Анализируя специальную литературу по парусному спорту, можно легко проследить все фазы формирования соревновательного метода подготовки. Временем появления этого метода повышения уровня спортивного мастерства яхтсменов считается XVIII столетие, когда стали проводить первые гонки на парусных судах, построенных специально для этих целей и получивших название «яхты».
К концу XIX - началу XX столетия размеры судов, на которых проводили парусные соревнования, стали уменьшаться. Гоночные качества яхт стали сближаться по своим характеристикам, появились обмерные формулы, позволяющие уравнять шансы соревнующихся, наконец, появились судамонотипы. Все это не могло не отразиться на подготовке спортсменов, управляющих яхтами. Из соревнования конструкторской мысли парусный спорт превратился в соревнование между людьми. Теперь победа в гонках стала все больше зависеть не от качества самой яхты, а от специальной подготовленности спортсменов, управляющих этой яхтой. Естественным и самим эффективным средством повышения уровня спортивного мастерства яхтсменов в то время было участие в соревнованиях, где все стороны подготовленности спортсменов интегрировались в конечный результат - место, занятое экипажем яхты в соревнованиях.
Рассматривая дальнейшее развитие соревновательного метода, следует отметить, что система контроля за объемом специальной подготовки и оценка уровня специальной подготовленности были непосредственно увязаны с соревновательным методом подготовки яхтсменов. Как было отмечено выше, сборная команда СССР после неудачного выступления на ХVI Олимпийских играх взяла курс на увеличение объема и интенсивности нагрузки на основе соревновательного метода. Так, объем специальной подготовки стал выражаться в количестве стартов, а рост интенсивности нагрузки рекомендовали планировать за счет:
• увеличения количества гоночных стартов по сравнению с количеством индивидуальных тренировок;
• увеличения количества официальных гонок;
• проведения большого количества тренировочных занятий и гонок в сложных метеорологических условиях;
• увеличения количества гоночных стартов в день и уменьшения перерывов между ними.
Спортивные результаты яхтсменов не измеряются в объективных величинах /кг, м, с/. Рост спортивного мастерства яхтсмена определяется, в первую очередь, сравнением результатов, показанных им в тех или иных соревнованиях, с результатами других участников тех же соревнований.
Большинство зарубежных спортсменов на сегодняшний день используют это направление повышения спортивного мастерства как основное. Убедительное свидетельство этому - публикуемый в бюллетенях всех международных классов список официальных соревнований /их число доходит до 60-65 в год/, а также призы, учрежденные ассоциациями классов и присуждаемые лучшему гонщику класса в сезоне по результатам его выступления в этих соревнованиях. Этим самым стимулируется участие спортсменов в большом количестве соревнований в сезоне /число стартов в которых может доходить до 120, а в отдельных случаях - до 150/.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что соревновательный метод подготовки /как его называют специалисты - практики парусного спорта/ широко используется в тренировочном процессе, направленном на повышение спортивного мастерства яхтсменов. Его основа - существующая и утвержденная ассоциациями классов система соревнований, проводимых практически без перерывов между ними и дублированных в различных климатических зонах.
Большая часть лучших гонщиков класса строит свою систему подготовки к определенным соревнованиям на основе последовательного участия в серии гонок в метеорологических условиях, сходных с условиями предстоящих главных соревнований, с тем, чтобы подойти к ним, имея в активе определенный объем соревновательной подготовки, выражены в количестве стартов. Параллельно с этим табелем о рангах, который составляют ассоциации классов по результатам всех соревнований сезона, определяются участники крупнейших соревнований, вплоть до Олимпийских игр, среди определенного числа лучших экипажей данного класса.
Отечественные яхтсмены поставлены в такие условия, что могут принять участие в среднем в 4-5, максимум - в 8-9 подобных соревнованиях. Дефицит соревновательной практики нашим гонщикам приходится ликвидировать за счет внутренних соревнований. Однако накал конкурентной борьбы на этих соревнованиях далек от международного. Всероссийскими соревнованиями можно моделировать, отчасти, регаты Олимпийских игр. В составлении модельных характеристик условий проведения крупнейших регат, чемпионатов мира и Европы специалисты в нашей стране сталкиваются с серьезными трудностями. Этим можно отчасти объяснить большую результативность сборной команды СССР в выступлениях на Олимпийских играх по сравнению с чемпионатами Европы и мира.
Из вышеизложенного следует, что в связи со специфическими условиями развития парусного спорта в нашей стране этот путь повышения уровня мастерства отечественных гонщиков представляется в ближайшее время неосуществимым и менее перспективным по сравнению с другими направлениями совершенствования спортивного мастерства.
Третье направление совершенствования спортивной тренировки - расширение применения нетрадиционных средств подготовки, позволявших повысить эффективность процесса становления различных компонентов спортивного мастерства, полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена. Особое место в качестве фактора, стимулирующего эффективность подготовки, заняли различные специфические условия и организационные формы подготовки, обеспечивающие более полное исчерпание функциональных ресурсов организма спортсменов и на этой основе - более эффективную его адаптацию.
Анализируя литературу, освещающую вопросы совершенствования спортивного мастерства в парусном спорте, следует отметить, что в практике подготовки квалифицированных спортсменов давно сложились взгляды на специфические, нетрадиционные методы воздействия на организм спортсмена, которые время от времени пересматриваются. К ним можно отнести занятия в зимнее время буерным спортом. Применение буерного спорта в качестве одного из средств подготовки позволяет осуществить круглогодичную специальную подготовку, т.е. использовать зимний период не только для предварительной подготовки организма яхтсменов к навигации, но и для сохранения некоторых специальных качеств, /например, «чувство ветра»/, а также с целью волевой подготовки спортсменов. Так рассматривали буерную подготовку специалисты практики парусного спорта в середине 60-х годов. Постепенно, с переходом на круглогодичную подготовку на воде этот метод специального воздействия на яхтсменов стал забываться. Однако к средине 80-х годов ведущие гонщики мира, специализирующиеся на катамаранах /Б. Боссет, Р.Смит/, стали применять буерную подготовку как эффективное средство специфической направленности, позволяющее значительно повысить спортивное мастерство.
Некоторые лучшие гонщики мира, особенно те, которые представляют фирмы, производящие паруса и яхтенное оборудование /П. Эльвстрем,
Т. Блеккалер, Г. Фог, Д. Конер/, участвуют в большом количестве соревнований на других судах самых разных классов. Это позволяет, с одной стороны, осуществить перенос принципов управления, особенно настройки судов, с одного класса в другой, что зачастую дает ощутимый прирост результата, с другой стороны, получить широкую соревновательную практику в «комфортных психических условиях». В чем выражаются эти «комфортные психические условия»? Соревнуясь долгое время в одном классе, спортсмен постепенно привыкает к манере ведения гонки основных конкурентов и занимает определенное место в табеле о рангах (статус кво) среди гонщиков “своего” класса яхт. Некоторые гонщики в силу определенных обстоятельств /изменение настройки лодки, эксперименты с набором парусов, опробование тактических вариантов/ болезненно относятся к своим неудачным выступлениям и снижению «статуса кво» в классе. В связи с этим некоторые специалисты в области парусного спорта советуют квалифицированным спортсменам, входящим в мировую элиту, чаще выступать в соревнованиях других классов. Это позволяет резко снизить неблагоприятный эмоциональный фон в случае проигрыша гонок, смелее экспериментировать с новыми тактическими и техническими идеями, заимствовать и перенимать опыт лучших спортсменов других классов.
Еще одним направлением использования нетрадиционных средств являются тренировки в экстремальных условиях. Это могут быть экстремальные погодные условия и формы организации экстремальных условий в тренировочном занятии, прохождение сверхдлинной дистанции или сверхуплотненная маневрами тренировка, а также тренировка с большой психической напряженностью.
Кроме этого, самые серьезные возможности таятся в использовании тренажерных устройств, позволяющих компенсировать отрицательное влияние на динамику роста спортивного мастерства спортсменов неблагоприятных погодных условий. Следует также отметить, что в настоящее время существует выраженное несоответствие между количеством описаний различных тренажеров в специальной литературе и применением их в практике подготовки ведущих гонщиков страны.
Особое место в оптимизации тренировочного процесса занимает внедрение в процесс подготовки контрольнодиагностических систем для выявления и коррекции текущего состояния подготовленности яхтсменов.
Комплексной научной группой сборной команды страны в сотрудничестве с компанией “Си-меп” в 2003-2004 годах создана система объективного контроля процесса подготовки и соревновательной деятельности в парусном спорте. С ее помощью можно записать траектории движения яхт с анализом элементов движения. На основе этой информации можно эффективно совершенствовать различные стороны подготовленности яхтсменов - от техники управления яхтой до настройки и подбора материальной части к конкретным погодным условиям, создать и постоянно пополнять банк данных по оптимальному прохождению гонки на различных акваториях, с привязкой по месту, дистанции на электронной карте. Информация, полученная в ходе соревнований, позволяет совершенствовать стратегию и тактику гонок, находить сильные и слабые стороны не только наших спортсменов, но и их конкурентов.
Таким образом, совершенствование спортивной тренировки на основе расширения нетрадиционных средств подготовки является одним из перспективных путей повышения уровня спортивного мастерства яхтсменов. Однако применение его в практике подготовки ведущих гонщиков нашей страны носит эпизодический характер и не используется в должной мере. Изучение и использование опыта гонщиков, применяющих эти методы совершенствования спортивного мастерства - одна из задач, стоящих перед специалистами в области парусного спорта.
Список литературы:
- Ларин, Ю.А. Контроль за физической подготовленностью яхтсмена-гонщика к открениванию парусного судна / Ю.А. Ларин, Ю.В. Пильчин // Теория и практика физической культуры. - 1978. - № 8. - С. 19.
- Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 280 с.
- О повышении эффективности системы подготов- ки спортивного резерва в Российской Федерации [электронный ресурс] // Решение коллегии Феде- рального Агентства по физической культуре и спорту от 6.09.2005 №5/1. – Режим доступа: http://www.rossport.ru
- Платонов, В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 286 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике
В процессе обучения физике выделяют следующие направления использования ЭОР: • в условиях традиционного обучения: при подготовке учителя к уроку; непосредственно учителем на уроке; как основа с...
Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике
Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физикеАвтор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мамонова, г. Старый Оскол.В процессе обучения физи...
Основные направления совершенствования исполнительской техники учащихся в классе гитары
В работе рассматриваются психофизиологический и методический аспекты совершенствования исполнительской техники учащихся - гитаристов....
Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в Российской Федерации
На данный момент необходимая нормативная база федерального уровня, которая обеспечивала бы основу для дальнейшего развития системы образования, отсутствует. Действующий Закон об образовани...
Основные направления совершенствования системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике
Изменения в форме итоговой аттестации являются следствием изменений, происходящих в обществе и в системе образования. В связи с этим возникает необходимость совершенствования процесса подготовки...
Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации
Основные направления совершенствованияпроцесса физического воспитанияв образовательных учрежденияхРоссийской Федерации...
тест по биологии на тему Основные направления и пути эволюционного процесса.
Основные направления и пути эволюционного процесса.1.Эволюция образования на надвидовом уровне систематических групп называется-А)микроэволюция В)макроэволюция С) прогресс Д) регресс2. Поб...