Гидрореабилитация для детей с поражением опорно-двигательного аппарата
статья по физкультуре по теме
Создание условий для обучения плаванию детей с нарушением ОДА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gidrostatya.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для обучения плаванию детей с нарушением ОДА.
Цель разработки: нормализация двигательной деятельности, реабилитация, сохранение здоровья и улучшение психо-эмоционального состояния детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
Образовательные:
Создание основы для формирования двигательных умений, навыков и последующего применения их в повседневной жизни.
Оздоровительные:
Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата.
Коррекционные:
Нормализация произвольных движений в суставах и снижение мышечного тонуса;
Снятие порочных установок в суставах и позвоночнике.
Воспитательные:
Снижение водобоязни;
Повышение эмоционального фона занятий;
Воспитание настойчивости и упорства при овладении навыками плавания.
В настоящее время нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) наблюдается у 5-7% детей, и могут носить как врождённый, так и приобретённый характер различной степени выраженности.
Выделяют следующие виды нарушений ОДА (Н.Л. Литош, 2002):
1) Заболевания нервной системы:
- детский церебральный паралич;
- полиомиелит.
2) Врождённая патология ОДА:
- врождённый вывих бедра;
- кривошея;
- косолапость и другие деформации стоп;
- аномалии развития позвоночника (сколиоз);
- недоразвитие и дефекты конечностей;
- артрогриппоз.
3) Приобретённые заболевания и повреждения ОДА:
- травматические повреждения спинного, головного мозга и конечностей;
- полиартрит;
- заболевания скелета (туберкулёз, опухоли костей, остеомиелит);
- системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, который обусловлен действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой заболевания. Большинство детей с нарушениями ОДА страдают церебральным параличом (89%).. Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений. Особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса, которые могут происходить по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических рефлексов и несформированностью цепных установочных выпрямительных рефлексов.
Без лечебно-коррекционного воздействия эти неправильные установки конечностей закрепляются, формируются специфические неправильные позы и положения конечностей. Возникают деформации и контрактуры суставов, что затрудняет развитие двигательных навыков. У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания. Кроме этого двигательные расстройства могут сочетаться с различными сопутствующими заболеваниями, такими как нарушение зрения, речевые и психические отклонения.
В системе восстановительных средств значительное место занимают физические факторы (воздух, солнце, вода). К естественным физическим факторам относятся водные или как их называют гидропроцедуры.
Гидрореабилитация является педагогическим процессом обучения и воспитания человека в условиях водной среды, с целью формирования качественно нового уровня его двигательной активности.
В систему гидрореабилитации входят:
1)спортивное плавание;
2)адаптивное плавание;
3)лечебно-оздоровительное (реабилитационное) плавание;
4)оздоровительное плавание;
5)рекреационное плавание;
6)аквааэробика;
7)гидромассажные ванны.
Действие струи стимулирует и придает тонус тканям и мышцам, вызывает расширение кровеносных сосудов. В связи с этим в нашей школе разработана методика по реабилитации и коррекции двигательных функций детей с нарушением ОДА с использованием гидромассажных ванн.
Перед занятиями в ваннах все учащиеся должны получить разрешение врача.
Противопоказания к занятиям лечебной физкультурой в воде с сочетанием приема гидромассажных ванн:
1) состояния после перенесенных инфекционных заболеваний;
2)заболевания в стадии обострения( ЛОР заболевания);
3)лихорадка:
4) острые и хронические заболевания кожи (экзема, грибковые и инфекционные поражения);
5)тромбофлебиты;
6)мочекаменная болезнь;
7)гипертоническая болезнь 3 степени;
8)ишемическая болезнь 2-3 степени;
9)инфаркт миокарда;
10)онкологические заболевания;
11)открытые раны, трофические язвы, постоперационные свищи и т.д.;
12)эпилепсия;
13)вертебробазилярная недостаточность с внезапной потерей сознания в анамнезе;
14)обострение хронической коронарной недостаточности.
Для создания лучших условий проведения лечебной физической культуры в воде и обучения плаванию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются: бассейн, многофункциональный мини бассейн (гидрованна) «ЦЕЗАРЬ» и гидромассажные ванны для рук и ног.
Многофункциональный мини бассейн «ЦЕЗАРЬ» имеет следующие размеры:
1.90 x 1.70см и глубину 70см., имеются приспособления для гидро и аэромассажа.
В связи со сложностью и разнообразием сочетаний двигательных и сенсорных нарушений необходимо иметь запас разнообразных физических упражнений, методических приемов и приспособлений. Различают общие ванны (в воду погружается почти все тело, за исключением головы и верхней части туловища) и местные (в воду погружаются руки или ноги).
Упражнения разработаны для детей с нарушениями ОДА с учетом комплексного воздействия гидрованн на организм, индивидуальных особенностей (диагноза заболевания, степени двигательного нарушения) и их психо-эмоционального состояния на время проведения занятия. Сочетание гидромассажа и упражнений способствует нормализации произвольных движений в суставах нижних и верхних конечностей, улучшению мелкой моторики, развитию манипулятивной функции рук, борьбе с порочными двигательными стереотипами, улучшению общего состояния организма, повышению настроения. У ребят появляется чувство свежести и бодрости.
Для более эффективного воздействия в занятиях используется различный спортивный инвентарь: мячи резиновые разного размера и веса, палки из пенопласта, аквадиски, резиновые кистевые эспандеры разной жёсткости, резиновые кольца разного диаметра.
Кроме гидромассажа, большая ванна «ЦЕЗАРЬ» используется как мини бассейн, для детей не умеющих плавать.
Обучение проходит в три этапа: снятие страха перед водой, умение правильно дышать, лежать на воде, выполнять элементы плавания, упражнения лечебной физической культуры.
1 этап: Небольшие размеры мини бассейна «ЦЕЗАРЬ» и возможность менять уровень воды, позволяют учителю постоянно контролировать процесс обучения. Всё это позволяет ребёнку, находящемуся в ванне чувствовать себя спокойнее и увереннее. Упражнения на этом этапе подбираются с учётом индивидуальных возможностей детей, их подвижности, физической и психологической подготовленности. Упражнения лечебной физической культуры для различных мышечных групп такие как: ловля мелких предметов под водой, перекидывание резиновых колец с руки на руку или с ноги на ногу, удержание мяча под водой. Если в ванне находятся два человека, то игровой и соревновательный момент помогает отвлечь учащихся от воды.
2 этап: Дыхательные упражнения также позволяют снять напряжение в воде. Благодаря скамье в мини бассейне и близкой опоре (борт ванны), ученик может принять удобное положение для обучения правильному дыханию. Основная задача этого этапа: обучение правильному выдоху в воду и задержка дыхания. Примерные упражнения: выдох в воду через соломинку, дуть на шарик, чтобы он передвигался по воде, брызгание воды на лицо и опускание лица в воду, упражнение на задержку дыхания с опусканием лица в воду, с последующим выдохом в воду.
3этап: В исходном положении (и.п.) лёжа на груди, на спине на воде с помощью учителя, затем самостоятельно с использованием предметов (аквапалки, аквадиски), далее без предметов со страховкой и без неё. Выполнение элементов техники плавания «кроля» и «брасса»: гребковые движения руками и работа ног.
На каждом этапе используются технологии:
Здоровьесберегающие:
Обеспечение гигиенических условий проведения оздоровительного процесса (чистота и благоприятная температура воды 32-36*); индивидуальный подход (выбор нагрузки, уровень воды, температурный режим), мотивация к обучению, педагогика сотрудничества, групповое обучение, обеспечение и соблюдение техники безопасности.
Здоровьесозидающие :
Развитие навыков партнёрства и сотрудничества; формирование знаний о здоровом образе жизни; обучение самоконтролю.
Здоровьеразвивающие:
Развитие двигательных качеств (мелкой моторики, подвижности суставов, координации движений, силы мышц); развитие дисциплины, самодисциплины и внимания; формирование умений и навыков; игровой метод.
Результаты:
- учащиеся быстрее освоили элементы плавания;
- укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата;
- увеличение подвижности суставов;
- улучшение работы дыхательной системы.
Выводы
В результате использованных методик и технологий с применением многофункционального мини бассейна «ЦЕЗАРЬ» и гидрованн местного значения выявлено:
- учащиеся быстрее адаптируются для занятий в бассейне;
- улучшилось психо-эмоциональное состояние;
- улучшились координационные способности.
- выявлена положительная динамика нарушений опорно-двигательного аппарата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использование...
Дистанционное обучение.Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использованием комп...
Дизартрические расстройства речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
1. У детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями двигательной системы частота нарушений речи составляет 85-95 %, в том числе дизартрии 75%. При ДЦП отмечается определенная...
Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В конспекте представлены варианты взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в непосредственной образовательной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.В занятии...
Принципы реабилитации паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата при повторных травмах конечностей
Освещением методов, технологий, средств реабилитации спортсменов - инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата при повторных травмах конечностей....
«Применение полимерной глины в трудотерапии инвалидов молодого возраста с поражением опорно-двигательного аппарата»
Суть методики заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества, позволяющего человеку выражать свой творческий авторский замысел в визуально-образной форме. Занятия леп...