ФУТБОЛ – ИГРА ДОСТУПНАЯ ВСЕМ
рабочая программа по физкультуре на тему

Тюшняков Алексей Викторович
Дополнительная общеразвивающая программа
(для детей 6-15 лет, срок реализации – 10 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx191.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

«ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ КЛУБОВ «СОЦИУМ»

       УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ЦВР «ОД и ПК «Социум»

__________________________ М. В. Филиппова

«____» ____________ 2015 г.

ФУТБОЛ – ИГРА ДОСТУПНАЯ ВСЕМ

           

Дополнительная общеразвивающая программа

        (для детей 6-15 лет, срок реализации – 10 лет)        

         

   Составитель:      

                                                                            педагог дополнительного образования

                                                 Тюшняков Алексей Викторович

                                                                 

                                                             

                                                         

Екатеринбург

2012

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Организация

МБОУ ДОД ЦВР «ОД и ПК «Социум»»

ДПК «Вымпел»

Уровень программы

Дополнительная общеразвивающая программа

Направленность

Физкультурно-спортивная  

Название программы

«Футбол - игра доступная всем»

Ф.И.О., должность составителя

Тюшняков Алексей Викторович,

Педагог дополнительного образования

Тип (вид) программы

Составительская

Срок реализации (продолжительность образовательного цикла)

10 лет

Возраст обучающихся

6-15 лет

Внешняя/внутренняя рецензия (сертификат, рецензент, на апробации)

Программа на апробации

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Актуальность программы состоит в том, что она позволяет удовлетворить потребность детей и подростков в нравственном и физическом совершенствовании, способствует формированию культуры здорового образа жизни, организации их свободного времени и развитию коммуникативных способностей.

     Практическая значимость данной программы состоит в разработке методических рекомендаций для обучения футболу при формировании разновозрастных групп, возможность варьировать применяемые методы и средства в зависимости от условий (зал, улица, температура воздуха, возраст занимающихся) проведения занятий, использование большого количества методических источников в составлении данной программы при отсутствии в широком доступе специализированных общеразвивающих программ по футболу в системе дополнительного образования.

     Программа «Футбол – игра доступная всем» является составительской (компилятивной) и выполнена с учётом требований Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013 г. № 1008, Устава МБОУ ДОД ЦВР «ОД и ПК «Социум».

     Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на детей 6-15 лет.

     Цель программы «Футбол - игра доступная всем» - укрепление здоровья, получение стойких технических и тактических умений и навыков по футболу, формирование у детей и подростков интереса к занятиям физической культурой, спортом и здоровому образу жизни.

     Обучающие задачи - расширение арсенала двигательных действий, овладение основами техники и тактики, формирование представлений, знаний, усвоение смысла и характерных признаков действия путём практического выполнения разнообразных двигательных действий, ознакомление с техническими приёмами игры в футбол и принципами групповых взаимодействий в игре.

     Развивающие задачи - совершенствование знаний, умений, навыков в области футбола, содействие гармоничному формированию организма, укреплению здоровья, развитию физических качеств в соответствии с сенситивными периодами возрастных зон занимающихся.

     Воспитательные задачи - формирование позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом и негативного отношения к вредным привычкам, содействие гармоничному формированию растущего организма, создание комфортных психологических условий и всесторонняя помощь развитию коммуникативных способностей и коллективного сотрудничества.

     Отличительной особенностью программы является возможность варьировать изучаемый материал, в зависимости от его усвояемости всей группой.  Достигается это, путём применения более гибкого учебно-тематического плана, без жёсткого закрепления часов на конкретную тему занятий, вместо календарно-тематического плана, а также, многократную повторяемость изучаемого учебного материала через определённые промежутки времени. Такой подход, позволяет, по моему мнению, наиболее эффективно осваивать упражнения всеми участниками группы. И если необходимо, увеличивать время на наиболее сложные элементы, для усваивания всеми занимающимися. Данная программа проходит апробацию, для установления эффективности.

     Программа рассчитана на мальчиков 6-15 лет и разделена на три этапа:

  1. Начальная подготовка: 6-9 лет
  2. Начальная специализация: 10-12 лет
  3. Углублённая специализация: 13-15 лет

     Личностными результатами освоения, обучающимися содержания программы по футболу, являются следующие умения:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности и взаимопомощи

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях на тренировках, соревнованиях и в жизни

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей

     Метапредметными результатами освоения, обучающимися программы по футболу, являются следующие умения:

- находить ошибки при выполнении упражнений, и уметь их исправлять

- организовывать самостоятельную физкультурную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения

- анализировать и объективно оценивать свои результаты и результаты команды, находить возможности и способы их улучшения

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность

- технически правильно выполнять упражнения

     Предметными результатами освоения, обучающимися содержания программы по футболу, являются следующие умения:

 - планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры

- излагать факты истории развития мирового и отечественного футбола

- измерять индивидуальные показатели физического развития (антропометрические данные), развития основных физических качеств

- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий

- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения

     Основным критерием оценки результативности, служат итоги выступления команд на различных соревнованиях.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Начальная подготовка

Содержание учебно-тренировочного занятия

Техническая подготовка

Теория:

Техника безопасности на занятии

Показ выполнения технических упражнений

Практика: 

Овладение ударом по неподвижному мячу

Овладение ведением мяча

Комбинирование элементов ведения и удара по мячу

Овладением передачей мяча

Овладение остановкой мяча

Овладение жонглированием

Овладение отбором мяча

Основы индивидуальных технических действий

Тактическая подготовка

Теория:

Правила игры

Расположение игроков на площадке

Показ выполнения тактических упражнений (с 8 лет)

Практика:

Освоение стандартных положений (с 8 лет)

Освоение индивидуальных тактических действий (с 8 лет)

Освоение групповых действий (с 8 лет)

Освоение тактических упражнений (с 8 лет)

Освоение простых игровых комбинаций (с 8 лет)

Тактико-техническая подготовка

Подвижные игры без предметов

Подвижные игры с футбольным мячом меньшего веса и диаметра

Игра в футбол по упрощённым правилам

Начальная специализация

Содержание учебно-тренировочного занятия

Техническая подготовка

Теория:

Техника безопасности на занятии

Показ и объяснение выполнения технических упражнений

Практика: 

Развитие техники удара по мячу

Развитие техники ведения мяча

Комбинирование элементов ведения и удара по мячу

Развитие техники передачи мяча

Комбинирование элементов передачи и удара по мячу

Развитие техники остановки мяча

Развитие техники жонглирования

Развитие техники индивидуальных технических действий

Освоение финтов (обманных движений)

Тактическая подготовка

Теория:

Показ и объяснение выполнения тактических упражнений

Перемещения игроков по полю

Судейство тренировочных игр

Практика:

Действия игроков при выполнении стандартных положений

Действия игроков в групповых действиях

Выполнение тактических упражнений

Выполнение игровых комбинаций

Тактико-техническая подготовка

Игра в смежные игры (баскетбол, гандбол)

Игра в футбол и мини-футбол по правилам

Товарищеские игры и соревнования

Углублённая специализация

Содержание учебно-тренировочного занятия

Техническая подготовка

Теория:

Техника безопасности на занятии

Объяснение и показ выполнения технических упражнений

Практика: 

Совершенствование техники удара по мячу

Совершенствование техники ведения мяча

Комбинирование элементов ведения и удара по мячу

Совершенствование техники передачи мяча

Комбинирование элементов передачи и удара по мячу

Совершенствование техники остановки мяча

Совершенствование техники индивидуальных технических действий

Тактическая подготовка

Теория:

Объяснение и показ выполнения технических упражнений

Тактические схемы игр (футбол, мини-футбол)

Разработка тактических схем

Судейство тренировочных и товарищеских игр

Практика:

Реализация разработанных тактических схем

Отработка групповых взаимодействий

Выполнение тактических упражнений

Выполнение сложных игровых комбинаций

Тактико-техническая подготовка

Игра в вариации игр (силовой баскетбол, регби)

Игра в футбол и мини-футбол по правилам

Товарищеские игры и соревнования

Помощь в организации и проведении соревнований

Разновозрастная группа

Техническая подготовка

Теория:

Техника безопасности на занятии

Показ и объяснение выполнения технических упражнений

Практика: 

Развитие техники удара по мячу

Развитие техники ведения мяча

Комбинирование элементов ведения и удара по мячу

Развитие техники передачи мяча

Комбинирование элементов передачи и удара по мячу

Развитие техники остановки мяча

Развитие техники жонглирования

Развитие техники индивидуальных технических действий

Освоение финтов (обманных движений)

Тактическая подготовка

Теория:

Показ и объяснение выполнения тактических упражнений

Перемещения игроков по полю

Судейство тренировочных игр

Практика:

Действия игроков при выполнении стандартных положений

Действия игроков в групповых действиях

Выполнение тактических упражнений

Выполнение игровых комбинаций

Тактико-техническая подготовка

Игра в смежные игры (баскетбол, гандбол)

Игра в футбол и мини-футбол по правилам

Товарищеские игры и соревнования

Требования к уровню подготовки

     В результате тренировочных занятий, юные футболисты по окончании первых трёх этапов, должны сдать тесты на физическую и техническую подготовку. Тестирование на развитие физических качеств, проводится в соответствии с общепринятыми методиками, и предусматривают сдачу всех тестов по критериям, приведённым ниже.

Общефизическая подготовка:

Этап начальной подготовки (1 этап)

Рекомендуемые тесты:

  1. Бег   30 м. – скоростные качества
  2. Бег  200 м. – скоростная выносливость
  3. Бег  800 м. – общая выносливость
  4. Челночный бег 3х10 м. – координация
  5. Прыжки в длину с места – скоростно-силовые качества

Этап начальной специализации (2 этап)

Рекомендуемые тесты:

1.Бег   60 м. – скоростные качества

2.Бег  500 м. – скоростная выносливость

3.Бег 1000 м. – общая выносливость

4.Челночный бег 3х10 м. – координация

5.Прыжки в длину с места – скоростно-силовые качества

Этап углублённой специализации (3 этап)

Рекомендуемые тесты:

1.Бег   60 м. – скоростные качества

2.Бег  500 м. – скоростная выносливость

3.Бег 2000 м. – общая выносливость

4.Челночный бег 3х10 м. – координация

5.Прыжки в длину с места – скоростно-силовые качества

Тестирование на техническую подготовленность осуществляется согласно контрольным нормативам, приведённым ниже

Техническая подготовка:

Тестовое упражнение

1ый этап

2ой 

этап

3ий 

этап

1

Удар на дальность

сильнейшая/слабейшая нога (метры)

15/10

25/15

35/25

2

Обведение стоек

4х2 м. дистанция 20 м (сек)

15

12

8

3

Жонглирование головой

(наибольшая серия ударов за 1 мин)

5

10

20

4

Жонглирование одной ногой (наибольшая серия ударов за 1 мин)

10

30

50

5

Попеременное жонглирование ногами (наибольшая серия ударов за 1 мин)

10

15

25

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1 Методическое обеспечение

Методические рекомендации для занятий разновозрастной группы

  1. При выполнении упражнений технической подготовки рекомендуется разделять занимающихся на пары (тройки, группы) близкого возрастного диапазона (7-9, 8-10 лет) и технической подготовленности, и проводить сходные для всех упражнения – ведение, передачи, удары и т.д. При том, каждая пара, тройка, группа, выполняет упражнения своего этапа – начальной подготовки, специализации, углублённой специализации.
  2. Возможно привлечение 6-8 летних детей к выполнению несложных групповых тактических упражнений к 9-10 летним занимающимся, но, не более одного младшего, на 3-4 старших.
  3. Во время игровой (тактико-технической подготовки), рекомендуется разделить занимающихся детей на команды по возрасту, и уровню подготовленности.
  4. По возможности, для 7-8 летних детей рекомендуется использовать облегчённый мяч №4 (не для футзала; мини-футбола)
  5. При изучении новых технических и тактических приёмов, для качественного контроля и своевременного исправления ошибок у занимающихся детей, важно разделить занимающихся по возрасту и уровню подготовленности. Новые упражнения, изучает только одна группа, а другая, в это время, выполняет хорошо изученные раннее упражнения, не требующие постоянного контроля со стороны тренера.

4.2 Средства обучения и дидактические материалы

     Для ознакомления с некоторыми упражнениями и самостоятельного изучения этих упражнений публикуются видеоуроки на странице группы вКонтакте - http://vk.com/fc_soyuz_ekb. Во время выполнения тактических упражнений и анализа игровых ситуаций используется тактическая магнитная доска.

4.3 Материально-техническое обеспечение программы

  1. Футбольное поле 60х30 м., с легкоатлетической дорожкой – 1 шт.
  2. Спортивный зал размером 23х12 м., – 1 шт.
  3. Футбольные ворота 3х5 м. – 1 шт.
  4. Мини-футбольные ворота 2х3 м. – 1 шт.
  5. Мяч футбольный № 5 – 20 шт.
  6. Мяч мини футбольный – 15 шт.
  7. Стойка – 5 шт.
  8. Конусы – 10 шт.
  9. Барьер 40-80 см. – 6 шт.
  10. Манишки тренировочные – 12 шт.
  11. Маркеры круглые – 10 шт.
  12. Фишки – 10 шт.
  13. Тактическая магнитная доска для футбола – 1 шт.
  14. Гимнастическая лестница – 10 шт.
  15. Турник – 10 шт.

Список литературы:

  1. Андреев С.Н. Футбол – твоя игра – М., 1989
  2. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов – М., 1997
  3. Жабаков В.Е. Формирование умений физического совершенствования у школьников в учреждениях дополнительного образования – М., 2001
  4. Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различных возрастов и квалификации – Омск, 2000
  5. Лапшин О.Г. Теория и методика подготовки юных футболистов – М., 2010
  6. Малкольм Кук, Джимми Шоулдер. Учебник футбола – М., 2012
  7. Монаков Г.В. Техническая подготовка футболистов. Методика и планирование – Псков 2000
  8. Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Е.Г. Мини-футбол игра для всех – М., 2008
  9. Плон Борис. 40 игр и игровых упражнений в футбольной тренировке – М., 1997
  10. Плон Борис. Новая школа в футбольной тренировке – М., 2003
  11. Тюленьков С.Ю., Фёдоров А.А. Футбол в зале: система подготовки – М., 2000
  12. Футбол. Книга тренер – М., 2011
  13. Харви, Дангуорт, Миллер, Гиффорд. Футбол. Полный самоучитель – Hemiro Ltd. Издание на русском языке - 2012
  14. Хорст Вайн. Как научиться играть в футбол. М., 2004
  15. Чанади А. Футбол. Тренировка – М., 1985
  16.  Швыков И.А. Спорт в школе. Футбол – М., 2002
  17.  Энцо Сассо. Футбольный тренер – М., 2003

Сведения об авторе

Тюшняков Алексей Викторович

Образование: Высшее физкультурно-спортивное

Стаж работы: 31 год

Квалификационная категория:

  • педагог дополнительного образования высшей категории
  • учитель физической культуры первой категории

Домашний адрес: г. Екатеринбург, ул. Ирбитская 66 - 14

Телефон: 8–902-8714219


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентационный материал . Игра "Обо всем понемногу."

Урок игра по информатике, для разминки.Начальная школа....

Проект «Доступно всем» - открытая организационная форма непрерывного действия

Практика управленческой деятельности в дополнительном образовании детейАвторы:Пантелеева А.Е., директор ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района Санкт-ПетербургаМангутова К.Р., заместитель директора по УВР...

«СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА ДОСТУПНА ВСЕМ»

laquo;Стрельба из лука – доступна всем» позволит привлечь население к спорту и к здоровому образу жизни. Популяризация и продвижение стрельбы из лука – как общедоступного спорта, с ...

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "КАРАТЭ ДОСТУПНО ВСЕМ"

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "КАРАТЭ ДОСТУПНО ВСЕМ"...

Квест-игра "Хлеб - всему голова!"

Мероприятие для 5 - 11 классов.  Цель квест- игры: активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить ...

Статья "Математика доступна всем"

статья "математика доступна всем" 5 класс...