ФУТБОЛ – ИГРА ДОСТУПНАЯ ВСЕМ
рабочая программа по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 191.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
«ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ КЛУБОВ «СОЦИУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ЦВР «ОД и ПК «Социум»
__________________________ М. В. Филиппова
«____» ____________ 2015 г.
ФУТБОЛ – ИГРА ДОСТУПНАЯ ВСЕМ
Дополнительная общеразвивающая программа
(для детей 6-15 лет, срок реализации – 10 лет)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Тюшняков Алексей Викторович
Екатеринбург
2012
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Организация | МБОУ ДОД ЦВР «ОД и ПК «Социум»» ДПК «Вымпел» |
Уровень программы | Дополнительная общеразвивающая программа |
Направленность | Физкультурно-спортивная |
Название программы | «Футбол - игра доступная всем» |
Ф.И.О., должность составителя | Тюшняков Алексей Викторович, Педагог дополнительного образования |
Тип (вид) программы | Составительская |
Срок реализации (продолжительность образовательного цикла) | 10 лет |
Возраст обучающихся | 6-15 лет |
Внешняя/внутренняя рецензия (сертификат, рецензент, на апробации) | Программа на апробации |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы состоит в том, что она позволяет удовлетворить потребность детей и подростков в нравственном и физическом совершенствовании, способствует формированию культуры здорового образа жизни, организации их свободного времени и развитию коммуникативных способностей.
Практическая значимость данной программы состоит в разработке методических рекомендаций для обучения футболу при формировании разновозрастных групп, возможность варьировать применяемые методы и средства в зависимости от условий (зал, улица, температура воздуха, возраст занимающихся) проведения занятий, использование большого количества методических источников в составлении данной программы при отсутствии в широком доступе специализированных общеразвивающих программ по футболу в системе дополнительного образования.
Программа «Футбол – игра доступная всем» является составительской (компилятивной) и выполнена с учётом требований Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013 г. № 1008, Устава МБОУ ДОД ЦВР «ОД и ПК «Социум».
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на детей 6-15 лет.
Цель программы «Футбол - игра доступная всем» - укрепление здоровья, получение стойких технических и тактических умений и навыков по футболу, формирование у детей и подростков интереса к занятиям физической культурой, спортом и здоровому образу жизни.
Обучающие задачи - расширение арсенала двигательных действий, овладение основами техники и тактики, формирование представлений, знаний, усвоение смысла и характерных признаков действия путём практического выполнения разнообразных двигательных действий, ознакомление с техническими приёмами игры в футбол и принципами групповых взаимодействий в игре.
Развивающие задачи - совершенствование знаний, умений, навыков в области футбола, содействие гармоничному формированию организма, укреплению здоровья, развитию физических качеств в соответствии с сенситивными периодами возрастных зон занимающихся.
Воспитательные задачи - формирование позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом и негативного отношения к вредным привычкам, содействие гармоничному формированию растущего организма, создание комфортных психологических условий и всесторонняя помощь развитию коммуникативных способностей и коллективного сотрудничества.
Отличительной особенностью программы является возможность варьировать изучаемый материал, в зависимости от его усвояемости всей группой. Достигается это, путём применения более гибкого учебно-тематического плана, без жёсткого закрепления часов на конкретную тему занятий, вместо календарно-тематического плана, а также, многократную повторяемость изучаемого учебного материала через определённые промежутки времени. Такой подход, позволяет, по моему мнению, наиболее эффективно осваивать упражнения всеми участниками группы. И если необходимо, увеличивать время на наиболее сложные элементы, для усваивания всеми занимающимися. Данная программа проходит апробацию, для установления эффективности.
Программа рассчитана на мальчиков 6-15 лет и разделена на три этапа:
- Начальная подготовка: 6-9 лет
- Начальная специализация: 10-12 лет
- Углублённая специализация: 13-15 лет
Личностными результатами освоения, обучающимися содержания программы по футболу, являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности и взаимопомощи
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях на тренировках, соревнованиях и в жизни
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей
Метапредметными результатами освоения, обучающимися программы по футболу, являются следующие умения:
- находить ошибки при выполнении упражнений, и уметь их исправлять
- организовывать самостоятельную физкультурную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения
- анализировать и объективно оценивать свои результаты и результаты команды, находить возможности и способы их улучшения
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность
- технически правильно выполнять упражнения
Предметными результатами освоения, обучающимися содержания программы по футболу, являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры
- излагать факты истории развития мирового и отечественного футбола
- измерять индивидуальные показатели физического развития (антропометрические данные), развития основных физических качеств
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения
Основным критерием оценки результативности, служат итоги выступления команд на различных соревнованиях.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Начальная подготовка
Содержание учебно-тренировочного занятия
Техническая подготовка
Теория:
Техника безопасности на занятии
Показ выполнения технических упражнений
Практика:
Овладение ударом по неподвижному мячу
Овладение ведением мяча
Комбинирование элементов ведения и удара по мячу
Овладением передачей мяча
Овладение остановкой мяча
Овладение жонглированием
Овладение отбором мяча
Основы индивидуальных технических действий
Тактическая подготовка
Теория:
Правила игры
Расположение игроков на площадке
Показ выполнения тактических упражнений (с 8 лет)
Практика:
Освоение стандартных положений (с 8 лет)
Освоение индивидуальных тактических действий (с 8 лет)
Освоение групповых действий (с 8 лет)
Освоение тактических упражнений (с 8 лет)
Освоение простых игровых комбинаций (с 8 лет)
Тактико-техническая подготовка
Подвижные игры без предметов
Подвижные игры с футбольным мячом меньшего веса и диаметра
Игра в футбол по упрощённым правилам
Начальная специализация
Содержание учебно-тренировочного занятия
Техническая подготовка
Теория:
Техника безопасности на занятии
Показ и объяснение выполнения технических упражнений
Практика:
Развитие техники удара по мячу
Развитие техники ведения мяча
Комбинирование элементов ведения и удара по мячу
Развитие техники передачи мяча
Комбинирование элементов передачи и удара по мячу
Развитие техники остановки мяча
Развитие техники жонглирования
Развитие техники индивидуальных технических действий
Освоение финтов (обманных движений)
Тактическая подготовка
Теория:
Показ и объяснение выполнения тактических упражнений
Перемещения игроков по полю
Судейство тренировочных игр
Практика:
Действия игроков при выполнении стандартных положений
Действия игроков в групповых действиях
Выполнение тактических упражнений
Выполнение игровых комбинаций
Тактико-техническая подготовка
Игра в смежные игры (баскетбол, гандбол)
Игра в футбол и мини-футбол по правилам
Товарищеские игры и соревнования
Углублённая специализация
Содержание учебно-тренировочного занятия
Техническая подготовка
Теория:
Техника безопасности на занятии
Объяснение и показ выполнения технических упражнений
Практика:
Совершенствование техники удара по мячу
Совершенствование техники ведения мяча
Комбинирование элементов ведения и удара по мячу
Совершенствование техники передачи мяча
Комбинирование элементов передачи и удара по мячу
Совершенствование техники остановки мяча
Совершенствование техники индивидуальных технических действий
Тактическая подготовка
Теория:
Объяснение и показ выполнения технических упражнений
Тактические схемы игр (футбол, мини-футбол)
Разработка тактических схем
Судейство тренировочных и товарищеских игр
Практика:
Реализация разработанных тактических схем
Отработка групповых взаимодействий
Выполнение тактических упражнений
Выполнение сложных игровых комбинаций
Тактико-техническая подготовка
Игра в вариации игр (силовой баскетбол, регби)
Игра в футбол и мини-футбол по правилам
Товарищеские игры и соревнования
Помощь в организации и проведении соревнований
Разновозрастная группа
Техническая подготовка
Теория:
Техника безопасности на занятии
Показ и объяснение выполнения технических упражнений
Практика:
Развитие техники удара по мячу
Развитие техники ведения мяча
Комбинирование элементов ведения и удара по мячу
Развитие техники передачи мяча
Комбинирование элементов передачи и удара по мячу
Развитие техники остановки мяча
Развитие техники жонглирования
Развитие техники индивидуальных технических действий
Освоение финтов (обманных движений)
Тактическая подготовка
Теория:
Показ и объяснение выполнения тактических упражнений
Перемещения игроков по полю
Судейство тренировочных игр
Практика:
Действия игроков при выполнении стандартных положений
Действия игроков в групповых действиях
Выполнение тактических упражнений
Выполнение игровых комбинаций
Тактико-техническая подготовка
Игра в смежные игры (баскетбол, гандбол)
Игра в футбол и мини-футбол по правилам
Товарищеские игры и соревнования
Требования к уровню подготовки
В результате тренировочных занятий, юные футболисты по окончании первых трёх этапов, должны сдать тесты на физическую и техническую подготовку. Тестирование на развитие физических качеств, проводится в соответствии с общепринятыми методиками, и предусматривают сдачу всех тестов по критериям, приведённым ниже.
Общефизическая подготовка:
Этап начальной подготовки (1 этап)
Рекомендуемые тесты:
- Бег 30 м. – скоростные качества
- Бег 200 м. – скоростная выносливость
- Бег 800 м. – общая выносливость
- Челночный бег 3х10 м. – координация
- Прыжки в длину с места – скоростно-силовые качества
Этап начальной специализации (2 этап)
Рекомендуемые тесты:
1.Бег 60 м. – скоростные качества
2.Бег 500 м. – скоростная выносливость
3.Бег 1000 м. – общая выносливость
4.Челночный бег 3х10 м. – координация
5.Прыжки в длину с места – скоростно-силовые качества
Этап углублённой специализации (3 этап)
Рекомендуемые тесты:
1.Бег 60 м. – скоростные качества
2.Бег 500 м. – скоростная выносливость
3.Бег 2000 м. – общая выносливость
4.Челночный бег 3х10 м. – координация
5.Прыжки в длину с места – скоростно-силовые качества
Тестирование на техническую подготовленность осуществляется согласно контрольным нормативам, приведённым ниже
Техническая подготовка:
№ | Тестовое упражнение | 1ый этап | 2ой этап | 3ий этап |
1 | Удар на дальность сильнейшая/слабейшая нога (метры) | 15/10 | 25/15 | 35/25 |
2 | Обведение стоек 4х2 м. дистанция 20 м (сек) | 15 | 12 | 8 |
3 | Жонглирование головой (наибольшая серия ударов за 1 мин) | 5 | 10 | 20 |
4 | Жонглирование одной ногой (наибольшая серия ударов за 1 мин) | 10 | 30 | 50 |
5 | Попеременное жонглирование ногами (наибольшая серия ударов за 1 мин) | 10 | 15 | 25 |
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1 Методическое обеспечение
Методические рекомендации для занятий разновозрастной группы
- При выполнении упражнений технической подготовки рекомендуется разделять занимающихся на пары (тройки, группы) близкого возрастного диапазона (7-9, 8-10 лет) и технической подготовленности, и проводить сходные для всех упражнения – ведение, передачи, удары и т.д. При том, каждая пара, тройка, группа, выполняет упражнения своего этапа – начальной подготовки, специализации, углублённой специализации.
- Возможно привлечение 6-8 летних детей к выполнению несложных групповых тактических упражнений к 9-10 летним занимающимся, но, не более одного младшего, на 3-4 старших.
- Во время игровой (тактико-технической подготовки), рекомендуется разделить занимающихся детей на команды по возрасту, и уровню подготовленности.
- По возможности, для 7-8 летних детей рекомендуется использовать облегчённый мяч №4 (не для футзала; мини-футбола)
- При изучении новых технических и тактических приёмов, для качественного контроля и своевременного исправления ошибок у занимающихся детей, важно разделить занимающихся по возрасту и уровню подготовленности. Новые упражнения, изучает только одна группа, а другая, в это время, выполняет хорошо изученные раннее упражнения, не требующие постоянного контроля со стороны тренера.
4.2 Средства обучения и дидактические материалы
Для ознакомления с некоторыми упражнениями и самостоятельного изучения этих упражнений публикуются видеоуроки на странице группы вКонтакте - http://vk.com/fc_soyuz_ekb. Во время выполнения тактических упражнений и анализа игровых ситуаций используется тактическая магнитная доска.
4.3 Материально-техническое обеспечение программы
- Футбольное поле 60х30 м., с легкоатлетической дорожкой – 1 шт.
- Спортивный зал размером 23х12 м., – 1 шт.
- Футбольные ворота 3х5 м. – 1 шт.
- Мини-футбольные ворота 2х3 м. – 1 шт.
- Мяч футбольный № 5 – 20 шт.
- Мяч мини футбольный – 15 шт.
- Стойка – 5 шт.
- Конусы – 10 шт.
- Барьер 40-80 см. – 6 шт.
- Манишки тренировочные – 12 шт.
- Маркеры круглые – 10 шт.
- Фишки – 10 шт.
- Тактическая магнитная доска для футбола – 1 шт.
- Гимнастическая лестница – 10 шт.
- Турник – 10 шт.
Список литературы:
- Андреев С.Н. Футбол – твоя игра – М., 1989
- Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов – М., 1997
- Жабаков В.Е. Формирование умений физического совершенствования у школьников в учреждениях дополнительного образования – М., 2001
- Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различных возрастов и квалификации – Омск, 2000
- Лапшин О.Г. Теория и методика подготовки юных футболистов – М., 2010
- Малкольм Кук, Джимми Шоулдер. Учебник футбола – М., 2012
- Монаков Г.В. Техническая подготовка футболистов. Методика и планирование – Псков 2000
- Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Е.Г. Мини-футбол игра для всех – М., 2008
- Плон Борис. 40 игр и игровых упражнений в футбольной тренировке – М., 1997
- Плон Борис. Новая школа в футбольной тренировке – М., 2003
- Тюленьков С.Ю., Фёдоров А.А. Футбол в зале: система подготовки – М., 2000
- Футбол. Книга тренер – М., 2011
- Харви, Дангуорт, Миллер, Гиффорд. Футбол. Полный самоучитель – Hemiro Ltd. Издание на русском языке - 2012
- Хорст Вайн. Как научиться играть в футбол. М., 2004
- Чанади А. Футбол. Тренировка – М., 1985
- Швыков И.А. Спорт в школе. Футбол – М., 2002
- Энцо Сассо. Футбольный тренер – М., 2003
Сведения об авторе
Тюшняков Алексей Викторович
Образование: Высшее физкультурно-спортивное
Стаж работы: 31 год
Квалификационная категория:
- педагог дополнительного образования высшей категории
- учитель физической культуры первой категории
Домашний адрес: г. Екатеринбург, ул. Ирбитская 66 - 14
Телефон: 8–902-8714219
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по мини – футболу: «Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча. Развитие способностей ориентироваться в пространстве, овладение элементарными технико-тактическими действиями в игре»
План-конспект урока по мини – футболу...
Презентационный материал . Игра "Обо всем понемногу."
Урок игра по информатике, для разминки.Начальная школа....
Проект «Доступно всем» - открытая организационная форма непрерывного действия
Практика управленческой деятельности в дополнительном образовании детейАвторы:Пантелеева А.Е., директор ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района Санкт-ПетербургаМангутова К.Р., заместитель директора по УВР...
«СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА ДОСТУПНА ВСЕМ»
laquo;Стрельба из лука – доступна всем» позволит привлечь население к спорту и к здоровому образу жизни. Популяризация и продвижение стрельбы из лука – как общедоступного спорта, с ...
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "КАРАТЭ ДОСТУПНО ВСЕМ"
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "КАРАТЭ ДОСТУПНО ВСЕМ"...
Квест-игра "Хлеб - всему голова!"
Мероприятие для 5 - 11 классов. Цель квест- игры: активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить ...
Статья "Математика доступна всем"
статья "математика доступна всем" 5 класс...