Статья "Математика доступна всем"
статья по математике (5 класс)

Вычужанина Ольга Анатольевна

статья "математика доступна всем" 5 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_dostupna_vsem.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Математика доступна всем.

Убедите детей, что математика проста и интересна.  И они пустятся на поиски неизвестного с рвением учёных. О. Бальзак

1)Разобраться в математике, порой, действительно непросто. «Горы» формул, интегралы, вычисление производной. Далеко не все дети имеют математический  склад ума, им сложно выстраивать умозаключения, делать выводы. Тем не менее   навыки математики нужны каждому человеку, так как они встречаются и используются в повседневной жизни.

 Я считаю, что для занятий математикой не требуется особых дарований, таких как голос для певца, музыкальный слух для музыканта, пластичность для балерины. Для занятий математикой даже за столом сидеть не обязательно. Оглянитесь вокруг….. Всё, что нас окружает, подчинено законам математики: всё можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами. Считать можно всюду: дома, на улице, в парке, в транспорте.

 Я молодой учитель, но с уверенностью могу сказать, что Математика доступна всем.

Поэтому хочу предоставить свой проект «Моя инициатива в образовании».

Тема проекта: Математика интересна и доступна.

Цель – формировать конкретные математические знания через доступность и простоту познания.

Задачи:

1 Создать условия активизации познавательного интереса к предмету.

2. Развивать логическое и креативное мышления на уроках математики через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр.

3.Формировать живой интерес к процессу познания математики, который поможет  усвоить учебный материал любой сложности.

Гипотеза: В том случае, когда трудный материал станет доступным ребенку, то у него будет стимулироваться мыслительная деятельность, повысится мотивация к обучению, появится положительные эмоциональное отношение к предмету.

Кто из учителей не мечтает открыть ребёнку новые горизонты? Работать учителем – это значит  вместе с детьми делать открытия, не боятся внедрять что - то новое, двигаться вперёд, чтобы достигнуть новых образовательных высот. Для достижения новых высот начну с понятия:

Инициатива произошло (от лат. initium — начало) — почин, начинание.  

Сентябрь. Начало педагогической деятельности.  Начало работы в новой школе, начало нового учебного года. И мои первые пятиклассники! А это значит начало знакомства.   В сентябре провел анкетирование.  Вопросы анкеты дали мне возможность определить уровень мотивации к изучению предмета математики.

Диагностика учащихся

1 Определение школьной мотивации

Ключ: за каждый первый ответ – 3 балла, промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов. Максимальная оценка – 30 баллов. Чем
выше балл, тем выше школьная мотивация.


1


Тебе нравится предмет математика?


  • да;

  • не очень

  • нет


2


Утром ты идёшь с радостью в школу, если первый урок - математика


  • иду с радостью;

  • бывает по-разному;

  • чаще хочется остаться дома


3


Тебе нравится, когда отменяют урок математики?


не
нравится;


  • бывает по-разному;

  • нравится


4


Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних

заданий по математики?

  • не хотел бы;

  • не знаю;

  • хотел бы



5


Ты часто рассказываешь о уроках математики своим родителям и друзьям?

  • часто;
  • редко;
  • не рассказываю

Ключ: за каждый первый ответ – 3 балла, промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов. Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

14-15 баллов –высокая мотивация;

8-13 балла –частично сформирована;

0-7 баллов – низкая мотивация.

 Исходя из полученных результатов сделал следующий вывод: уровень мотивации к изучению предмета математики в 5-х классах различный.

Таким образом, анализируя полученные результаты, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными, как сделать сложное простым.

Для начала нужно выделить основные структурные элементы, которые необходимы для формирования мотивации на уроке – интерес, успех, развитие. Каждый элемент связан между собой. Нельзя сказать, что успех стоит на первом месте, а развитие на втором. Всё это в процессе урока пребывает в движении, и его скорость бывает разной. У меня возникла ассоциация с поездом.

Попробуем сформировать состав, в котором учитель – это машинист, а эти элементы – вагоны.

 

1 состав  Первым делом мне необходимо включить в уроки приёмы и методы, которые будут делать процесс обучения интересным и занимательным, создадут у детей бодрое рабочее настроение, облегчат преодоление трудностей в усвоении учебного материала. При объяснении новой темы вместе с детьми создаём банк интересных задач. Например 5 класс. Тема сравнение дробей с одинаковыми числителями.

Задача1 Мама Димы и мама Саши купили пиццу. В каждой семье разделили пиццу поровну между каждым членом семьи. В какой семье получился больший кусок, если у Димы в семье 3 человека, а у Саши 5 человек.?Дети сразу улыбаются, подключаются к решению задачи. Таких задач можно придумать очень много. Затем я объявляю конкурс на самую интересную задачу. Задачи мы складываем в хранилище  банка созданное на компьютере. С каждым годом банк интересных задач будет пополняться. Детям интересно и я как учитель создаю методическое пособие, которым смогут пользоваться учителя.

Усиливаю интерес детей к предмету математики через использование игровых форм. Урок-игра: «Где логика?»  На таких уроках развивается не только  внимание и сообразительность, но и  логическое мышление, формируются  коммуникативные  навыки, проявляются волевые качества личности.  Например.

1. Какое слово связывает все три картинки: охотники, барабанщики и математики? (дроби)

2. Тема урока: Десятичные дроби.

Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия.

Присоединяю первый вагон — ИНТЕРЕС. 

Следующий шаг. Необходимо, чтобы каждый ребёнок захотел получить знания, либо создать условия, чтобы он сам их взял. Тема урока проценты.

Каждый современный ребёнок мечтает купить современный телефон. Я прошу назвать самые лучшие телефоны для подростков на сегодняшнем рынке.

В двух салонах Связи продаются телефоны samsung Galaxy A51. Заполнить таблицу. Определить , в каком салоне покупка обойдется дешевле?  Возникает проблема, как сосчитать проценты.

Название салона

Цена

Первоначальный взнос

15% от стоимости товара

11% от стоимости товара

Сумма ежемесячного платежа

900 рублей

800 рублей

Новогодняя скидка

3% от стоимости товара

2% от стоимости товара

Срок кредита

12 месяцев

9 месяцев

Итого

Делаем вывод, что в разных салонах один и тот же телефон стоит по разному, можно экономить деньги, но для этого необходимо знать тему урока.

Второй вагон — Мотивация.

Делаю следующий шаг - детям нужен успех. Успех меняет человека, делает человека уверенным в себе, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше. Я для себя выделил следующие способы создания ситуации успеха на уроке.

  1. Коллективная похвала – ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди детей
  2. Задания разной сложности «подбираю для детей задания разной степени сложности»
  3. Самостоятельный выбор задания «я даю каждому ученику  возможность проявить себя»
  4. Прием «Эврика» - создать такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу.

__________________________________________________________________

«в классе всегда есть те, кому бы я мог помочь»

 

«каждому ученику должно быть комфортно на моих уроках»

« я не боюсь поставить «4» старательному троечнику»

Третий — Успех.

Теперь развиваем скорость, скорость мышления. У ребенка до определенного возраста, как правило, преобладает интуитивное мышление.  Постепенно с процессом взросления   формируется логическое и далее абстрактное мышление.   Нам учителям, очень важно в своей работе развивать у ребенка все типы мышления, чтобы он мог применить полученные знания в повседневной жизни.

Для этого я использую: на развитие понятийно-интуитивного мышления – упражнение «найди лишнее», на развитие логического мышления – «найди общее», чтобы при этом еще развивать слуховое восприятие, использую речевой синтез и речевые аналогии.

Например. «Я называю слова, а Вы должны найти лишнее. Всего пять слов, четыре можно объединить»

 1. Фотоаппарат, микроскоп, очки, бинокль, линза.   (ответ: линза)

2. Война, ссора, конфликт, компромисс, противостояние (ответ: компромисс)

Речевые аналогии:

Например. « Представьте:  «стол-скатерть». Эти два слова как-то схожи между собой. Теперь надо найти  подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же связь  пара, как «стол-скатерть» .

  1. «ПОЛ» -  выбирайте: «Мебель, ковер, гвозди, доски» .

  2. «Огород — морковь» . «Сад - ?»  «Забор, грибы, яблоня, скамейка, колодец»

 

Вывод: 

Задача любого учителя – это создать условия для эффективного изучения математики. Но моя инициатива – это показать, каким образом можно организовать эти условия, которые основаны на интересе, успехе, развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Доступно о сокровенном"

Советы по контрацепции для девушек....

Дистанционное обучение- одно из условий достижения доступного современного образования для детей с ограниченными возможностями.

Данная работа заинтерисует сетьевых педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. ...

ФУТБОЛ – ИГРА ДОСТУПНАЯ ВСЕМ

Дополнительная общеразвивающая программа(для детей 6-15 лет, срок реализации – 10 лет)...

Проект «Доступно всем» - открытая организационная форма непрерывного действия

Практика управленческой деятельности в дополнительном образовании детейАвторы:Пантелеева А.Е., директор ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района Санкт-ПетербургаМангутова К.Р., заместитель директора по УВР...

«СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА ДОСТУПНА ВСЕМ»

laquo;Стрельба из лука – доступна всем» позволит привлечь население к спорту и к здоровому образу жизни. Популяризация и продвижение стрельбы из лука – как общедоступного спорта, с ...

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "КАРАТЭ ДОСТУПНО ВСЕМ"

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "КАРАТЭ ДОСТУПНО ВСЕМ"...