Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные игры. Баскетбол»
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Программа «Спортивные игры. Баскетбол» ОДОД Президентского ФМЛ № 239 относится к физкультурно-спортивной направленности. По уровню освоения программа является базовой.
В реализации программы участвуют учащиеся 5-11 классов лицея (юноши и девушки) в возрасте 12-17 лет, имеющие медицинский допуск к занятиям спортом и соревнованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_novaya_programma_po_basketbolu_s_dopolneniyami1.docx | 49.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 239
191028, Россия, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 8, телефон/факс 272-96-68
ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Принята на заседании Утверждена
методического(педагогического) совета Приказом «__» _________2019г
от «___» ___________2019г Директор ГБОУ ПФМЛ № 239
протокол № _____________ ____________Пратусевич М.Я.
Скорректирована 14.09.2020
.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Спортивные игры. Баскетбол»
Возраст учащихся - 12-17 лет
Срок реализации - 4 года
Разработчик:
Тихомирова Наталья Борисовна
педагог дополнительного образования
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1 Основные характеристики программы.
1.2 Направленность программы
1.3 Актуальность, педагогическая целесообразность
1.4 Адресат программы-характеристика категорий учащихся по программе
1.5 Цель дополнительной образовательной программы
1.6 Задачи дополнительной образовательной программы
1.7 Условия реализации программы.
1.8 Планируемые результаты
2.Учебный план
3.Календарный учебный график.
4. Содержание учебного материала.
5. Методические и оценочные материалы
6.Список литературы.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Основные характеристики программы.
1.2 Направленность образовательной программы.
Программа «Спортивные игры. Баскетбол» относится к физкультурно-спортивной направленности. По уровню освоения программа является базовой.
1.3Актуальность
Актуальность данной программы заключается в том, что она реализует потребности учащихся в двигательной активности, помогает сбалансировать развитие учащихся, занимающихся малоподвижными видами интеллектуальной и творческой деятельности, закладывает основы знаний и умений организации здорового образа жизни.
Кроме того, в лицее сложились определенные спортивные традиции. Это ежегодные выступления сборных команд по баскетболу в соревнованиях Спартакиады школ Центрального района и Санкт-Петербурга, участие в турнирах и товарищеских встречах, проведение школьного чемпионата, в котором играют 15-16 команд. Популярность и значимость этих мероприятий велика. Для того, чтобы сохранять все эти традиции и обеспечивать достаточно высокий уровень организации и выступлений, необходимо дать возможность наиболее способным и заинтересованным учащимся развивать и совершенствовать навыки и умения, расширять опыт и знания. Все это возможно при наличии организованных занятий в системе дополнительного образования во внеурочное время. Замечено также, что учащиеся, занимающиеся в спортивных секциях, являются образцом для подражания для сверстников и верными помощниками для учителя, что улучшает учебный процесс по предмету «Физическая культура» в школе в целом.
1.4 Адресат программы -характеристика категорий учащихся по программе
В реализации программы участвуют учащиеся 5-11 классов лицея (юноши и девушки) в возрасте 12-17 лет, имеющие медицинский допуск к занятиям спортом и соревнованиям.
1.5 Цель образовательной программы
Формирование физических, психических и интеллектуальных способностей учащихся посредством игры в баскетбол, формирование культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья учащихся, а также выявление сильнейших спортсменов и подготовка сборных команд (юношей и девушек) лицея для успешного выступления в соревнованиях различного уровня.
1.6 Задачи образовательной программы
Образовательные
- обучение техническим приемам игры в баскетбол и тактическим действиям, постепенный переход к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей учащихся;
- совершенствование уровня игровой культуры на основе изучения правил игры в баскетбол и игрового опыта учащихся;
- овладение практическими навыками организации и судейства соревнований по волейболу.
Развивающие
- формирование развития мышления на основе расширения вариативности игровых приемов и взаимодействия партнеров;
- развитие физических способностей учащихся, а также способности концентрироваться и понимать психологию других людей во время игры в баскетбол;
- развитие способности принимать решения быстро и логически точно.
Воспитательные
- формирование дисциплины, самостоятельности, ответственности и инициативности в выборе и принятии решений;
- формирование потребности в регулярных занятиях спортом, навыков самоконтроля, гигиенических навыков, воспитание трудолюбия, выдержки;
- воспитание волевые качества спортсмена.
1.7 Условия реализации программы.
В группу принимаются учащиеся, проявляющие интерес к занятиям баскетболом, допущенные врачом к занятиям физической культурой и спортом.
В группе 1 года обучения возможно совместное обучение мальчиков и девочек.
По результатам контрольных испытаний по ОФП, СФП и ТТП возможно зачисление учащихся в группу 2(3) годов обучения.
Продолжительность программы 4 года. Занятия 1 года обучения проводятся 2 раза по 2 часа в неделю, что составляет 144 часа в год, а 2, 3и 4 годов обучения 2 раза по 3 часа в неделю, что составляет 216 часов в год.
Занятия проводятся в групповой форме.
В ходе обучения учащиеся участвуют в соревнованиях различного уровня.
Для реализации дополнительной общеобразовательныой программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Для реализации программы необходима материально-техническая база: спортивный зал, имеющий разметку баскетбольного поля, основные и дополнительные баскетбольные щиты с кольцами стандартного размера, табло с отображением параметров игры в баскетбол, баскетбольные мячи трех размеров (5, 6 и 7) 12-15 штук, единая игровая баскетбольная форма с соответствующими номерами (12-15 комплектов)
Дополнительное оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки, перекладины, «шведские» стенки, маты, набивные мячи, скакалки, гантели, утяжелители (манжеты) на руки и на ноги, резиновые амортизаторы, теннисные мячи.
1.8 Планируемые результаты
Метапредметные
- учащиеся сформируют развитие мышления на основе расширения вариативности игровых приемов и взаимодействия партнеров;
- учащиеся разовьют физические способности, а также способность концентрироваться и понимать психологию других людей во время игры в баскетбол;
- учащиеся научатся принимать решения быстро и логически точно.
Предметные
- учащиеся научатся техническим приемам игры в баскетбол и тактическим действиям;
- изучат правила игры в баскетбол и приобретут игровой опыт;
- овладеют практическими навыками организации и судейства соревнований по баскетболу.
Личностные
- демонстрируют навыки дисциплины, самостоятельности, ответственности и инициативности в выборе и принятии решений;
- сформируют потребности в регулярных занятиях спортом, навыков самоконтроля, гигиенических навыков, воспитание трудолюбия, выдержки;
- проявляют волевые качества спортсмена.
2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Учебный план 1 года обучения
№ пп | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие, инструктаж по ТБ | 2 | 2 | В процессе занятия | |
2 | Основы знаний (теоретический) | 6 | 6 | Беседа, опрос | |
3 | Общая и специальная физическая Подготовка | 38 | 38 | Контрольные упражнения, тесты | |
4 | Техническая подготовка | 36 | 36 | Контрольные упражнения | |
5 | Тактическая подготовка | 20 | 20 | Контрольные упражнения | |
6 | Игровая подготовка | 34 | 34 | Анализ игр, беседа | |
7 | Соревновательная подготовка, судейская практика | 4 | 4 | Анализ игр, беседа | |
7 | Контрольные испытания,итоговое Занятие | 4 | 4 | Тестирование, беседа | |
Всего: | 144 | 8 | 136 |
Учебный план 2 года обучения
№ пп | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие, инструктаж по ТБ | 2 | 2 | В процессе занятия | |
2 | Основы знаний (теоретический) | 4 | 4 | Беседа, опрос | |
3 | Общая и специальная физическая подготовка | 44 | 44 | Контрольные упражнения, тесты | |
4 | Техническая подготовка | 38 | 38 | Контрольные упражнения | |
5 | Тактическая подготовка | 40 | 40 | Контрольные упражнения | |
6 | Игровая подготовка | 60 | 60 | Результаты игр,разбор,беседа | |
7 | Соревновательная подготовка, судейская практика | 24 | 24 | Результаты игр,разбор,беседа | |
8 | Контрольные испытания и итоговые занятия | 4 | 4 | Тестирование | |
Всего: | 216 | 6 | 210 |
Учебный план 3-4 года обучения
№ пп | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие, инструктаж по ТБ | 2 | 2 | В процессе занятия | |
2 | Основы знаний (теоретический) | 4 | 4 | Беседа, опрос | |
3 | Общая и специальная физическая подготовка | 44 | 44 | Контрольные упражнения, тесты | |
4 | Техническая подготовка | 38 | 38 | Контрольные упражнения | |
5 | Тактическая подготовка | 40 | 40 | Контрольные упражнения | |
6 | Игровая подготовка | 60 | 60 | Результаты игр,разбор,беседа | |
7 | Соревновательная подготовка, судейская практика | 24 | 24 | Результаты игр,разбор,беседа | |
8 | Контрольные испытания и итоговые занятия | 4 | 4 | Тестирование | |
Всего: | 216 | 6 | 210 |
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | 10 сентября уч. года | 25 мая уч. года | 36 | 144 | 2 р. в неделю по 2 часа |
2 | 1 сентября уч. года | 25 мая уч. года | 36 | 216 | 2 р. в неделю по 3 часа |
3 | 1 сентября уч. года | 25 мая уч. года | 36 | 216 | 2 р. в неделю по 3 часа |
4 | 1 сентября уч. года | 25 мая уч. года | 36 | 216 | 2 р. в неделю по 3 часа |
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Программный материал состоит из нескольких разделов (теоретического, практического, контрольного), охватывающих все виды спортивной подготовки учащихся отделения баскетбола и обеспечивающих интегральную подготовку высококвалифицированных баскетболистов.
Теоретический раздел (основы знаний) программы предусматривает наличие тем, обеспечивающих формирование не только знаний, связанных со спортивной игрой «Баскетбол», но и мировоззренческих знаний: по истории развития этого вида спорта, о медико-биологических и гигиенических основах спортивной деятельности, о средствах и методах спортивной тренировки, а также приобретение научно-практических знаний по современным способам восстановления организма после физических нагрузок и профилактики травматизма.
Перечень теоретических тем: Физическая культура и спорт в России История баскетбола; становление баскетбола как вида спорта; режим юного спортсмена, сведения о строении детского организма и возрастных особенностях развития; утомление, его признаки и меры предупреждения, самоконтроль на занятии; личная гигиена спортсмена; исторические справки о развитии баскетбола, выдающихся спортсменах; роль питания в спортивной подготовке; правила соревнований по баскетболу; основы технико – тактических приемов игры; предупреждение травматизма в спорте, оказание первой медицинской помощи. Спортивные соревнования: организация, проведение, судейство.
Практический раздел программы реализуется на методико-практических и тренировочных занятиях в учебных группах по этапам спортивной подготовки. Этот раздел предусматривает как обучение (совершенствование) занимающихся техническим и тактическим действиям, развитие (воспитание) физических качеств, игровой и соревновательной деятельности, включая практику организации соревнований и судейства.
Развитие физических качеств включает в себя разделы общей и специальной физической подготовки.
Общеподготовительные упражнения
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами.».
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Специально-подготовительные упражнения
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема ( набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).
Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
Техническая подготовка включает в себя приёмы игры в нападении и защите.
Техника нападения включает в себя следующие приёмы: стойки игрока и перемещения в стойках различными способами передвижений; прыжки толчком с одной и двух ног; остановки прыжком, двумя шагами; Повороты вперед и назад; ловля и передачи мяча одной и двумя руками на месте, в движении, в прыжке, при встречном и при поступательном движении, при движении сбоку; передача мяча двумя руками сверху, двумя руками от плеча (с отскоком), двумя руками от груди(с отскоком), снизу (с отскоком) с места и в движении. Ведение мяча с высоким и с низким отскоком, Ведение мяча со зрительным и без зрительного контроля на месте, по прямой, по дугам, по кругам, зигзагом; обводка соперника с изменением высоты отскока, с изменением направления, с изменением скорости, с поворотом и переводом мяча, с переводом под ногой, за спиной, с использованием нескольких приемов подряд (сочетание) Броски в корзину двумя и одной рукой с места с различных дистанций и под разными углами к щиту, броски в кольцо в движении с 2-х шагов, с остановкой прыжком в сочетании с изменениями направления движения.
Техника защиты: стойки и перемещения защитника; техника выбивания мяча при ведении; вырывание мяча выкручиванием или ударом по мячу сверху; перехваты мяча; накрывание мяча при броске одной и двумя руками.
Тактическая подготовка включает в себя способы перемещения и взаимодействия игроков в нападении и защите.
Тактические действия в нападении: выход для получения мяча; выход для отвлечения мяча; перемещения игрока после передачи и открывание для получения мяча; постановка заслона партнёру с мячом или без мяча; наведение защитника; пересечение; треугольник, тройка; малая восьмерка; скрестный выход; сдвоенный заслон; наведение на двух игроков; система быстрого прорыва; система эшелонированного прорыва; система нападения через центрового; система нападения без центрового; игра в численном большинстве; игра в меньшинстве.
Тактические действия в защите: противодействие получению мяча; противодействие выходу на свободное место; противодействие розыгрышу мяча; противодействие атаке корзины; подстраховка; переключение и проскальзывание при заслоне; групповой отбор мяча; против тройки; против малой восьмерки; против скрестного выхода; против сдвоенного заслона; против наведения на двух; система личной зашиты; система зонной защиты; система смешанной защиты; система личного прессинга.
Игровая подготовка
Раздел включает в себя учебные игры в 2х2, 2х3, 5х5 на занятиях с заданиями для закрепления изученных тактических заданий, а также подвижные игры с техническими и тактическими заданиями.
Соревновательная подготовка включает в себя участие в турнирах и соревнованиях различного уровня, товарищеских играх и анализ их результата.
Контрольные испытания и итоговые занятия
Материал раздела регламентирует дифференцированный и объективный мониторинг результатов тренировочного процесса и уровня подготовленности спортсменов.
Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний - умений, о состоянии и динамике физического развития, уровня технической и тактической подготовленности каждого спортсмена.
Контроль работы включает предварительный учет, то есть данные, с которыми пришли занимающиеся в отделение и текущий учет – на протяжении всего периода обучения. Анализ контрольных результатов позволяет более рационально подобрать средства и методы в подготовке конкретной группы спортсменов, что способствует повышению уровня учебно-тренировочного процесса. Сравнение результатов контрольных нормативов в начале и в конце учебного года, динамика ответной реакции организма на нагрузку в процессе подготовки баскетболистов позволяют судить об адаптации организма к выполняемой нагрузке.
В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем:
- текущей оценки усвоения изучаемого материала;
-оценки результатов выступления на соревнованиях (командный и индивидуальный результат);
- выполнения контрольных упражнений по различным видам подготовки.
. Нормативные требования контрольных упражнений по физической подготовке и технике представлены в таблице1 приложения к программе.
Контрольные упражнения по физической подготовке
1. Прыжок в длину с места
Из исходного положения стоя, стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние.
2. Прыжок с доставанием
Используется для определения скоростно-силовых качеств. Игрок располагается под щитом и отталкиваясь двумя ногами прыгает вверх, стремясь достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укрепленную на баскетбольном щите. В зачет идет лучший результат из трех попыток. Показатель прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках.
3. Бег 20 м.
4. Бег 40 с
Из положения высокого старта по сигналу арбитра выполняются рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 с. По окончании времени фиксируется количество пройденных дистанций.
5. Бег 300 м, 600 м
Нормативные требования по технической подготовке
1. Передвижение
Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра испытуемый перемещается спиной в защитной стойке, после каждого ориентира изменяет направление. От центральной линии выполняет рывок лицом вперед к лицевой линии на исходную позицию. Фиксируется общее время (с). Для всех групп одинаковое задание.
Инвентарь: 3 стойки
2. Скоростное ведение
Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра дриблер начинает ведение левой рукой в направлении первых ворот (две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую руку, проходит внутри ворот и т. д. Каждый раз, проходя ворота, игрок должен выполнить перевод мяча и менять ведущую руку. Преодолев последние, пятые ворота, игрок выполняет ведение правой рукой и бросок в движении на 2-х шагах (правой рукой). После броска игрок снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении, только ведет правой рукой, а в конце, преодолев последние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок в движении на 2-х шагах левой рукой.
Инвентарь: 10 стоек, 1 баскетбольный мяч
Общие методические указания:
1) для 1-го года обучения:
- перевод выполняется с руки на руку
- задание выполняется 2 дистанции (4 броска)
2) для 2-3 года обучения:
- перевод выполняется с руки на руку под ногой
- задание выполняется 3 дистанции (6 бросков)
3. Передачи мяча
Игрок стоит лицом к центральному кольцу. Выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и передает его помощнику № 1 левой рукой и начинает движение к противоположному кольцу, получает обратно мяч и передает его помощнику № 2 левой рукой и т. д.
После передачи от помощника № 3 игрок должен выполнить атаку в кольцо. Снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу, отдавая передачи правой рукой.
Общеметодические указания:
1) для НП
- передачи выполняются одной рукой от плеча
- задание выполняется 2 дистанции (4 броска)
2) для ТЭ
- передачи выполняются об пол
- задание выполняется 3 дистанции (6 бросков)
Инвентарь: 1 баскетбольный мяч
4. Броски с дистанции
Для НП
Игрок выполняет 10 бросков с 5 указанных точек 2 раза – туда и обратно.
Фиксируется количество попаданий.
Для ТЭ
Игрок выполняет по 2 броска с 5 точек. С каждой точки: первый - в трехочковой зоне, второй - в двухочковой. На выполнение задания дается 2 мин.
Фиксируется количество бросков и очков.
5. Штрафные броски
Выполняются 10 бросков со штрафной линии с ассистированием партнёра на подборе мяча, учитывается количество попаданий и % результативности.
Формы подведения итогов:
- Результаты участия в соревнованиях и турнирах:
- соревнования по баскетболу «КЭС Баскет» (средний и старший возраст) Центрального района г. Санкт-Петербурга;
- турнир по баскетболу среди школ МО «Литейный»;
- первенство по баскетболу в рамках регионального этапа «КЭС Баскет»;
- турнир среди школ Санкт-Петербурга по баскетболу памяти В.П. Кондрашина и А. Белова.
- Беседы, просмотр и обсуждение игр разного уровня, самостоятельное изучение правил игры
- Контрольные упражнения и тесты по ОФП и СФП.
- Контрольные упражнения по ТТП.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (УМК).
№ пп | Компоненты учебно-методического комплекса | Преподаватель | Учащийся |
1 | Нормативно-правовой блок | ||
1.1 | Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» | * | |
1.2 | Приказ от 29.08. 2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». | * | |
1.3 | Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивные игры. Баскетбол» | * | |
1.4 | Приказ директора ПФМЛ № 239 от 10.01.2011 № 01-0 «Об открытии спортивного клуба». | * | |
1.5 | Положение «О школьном спортивном клубе на базе ОДОД ГБОУ ПФМЛ № 239». | * | * |
1.6 | План работы ШСК «Формула». | * | * |
1.7 | Положения о проведении соревнований
| * | * |
1.8 | Должностная инструкция преподавателя ОДОД | * | |
1.9 | Инструкции по ТБ, памятки
| * | * |
2 | Блок методико-прикладных средств | ||
2.1 | * | * | |
2.2 | Планы-конспекты учебно-тренировочных занятий | * | * |
2.3 | Комплексы динамически активных упражнений для разминки | * | * |
2.4 | Подборка журналов «Спорт в школе» с приложениями на СD дисках | * | * |
3 | Средства обучения | ||
3.1 | Плакаты по технике выполнения игровых приёмов | * | * |
3.2 | Таблицы с нормативами по физической и технико-тактической подготовке | * | * |
3.3 | Видеоматериалы по технической и тактической подготовке | * | * |
4 | Блок контроля результативности | ||
4.1 | Вводный (выявление первоначальных представлений,тесты по ОФП) | * | * |
4.2 | Текущий контроль (тесты по ОФП и СФП,ТТП),учебные игры | * | * |
4.3 | Итоговый контроль (тесты по ОФП,СФП и ТТП),участие в соревнованиях | * | * |
6. Учебная литература и пособия
Методическая литература
1. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей / Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / М., 2000.
2. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. заведений Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 520 с.
3. Мы играем в баскетбол. Стонкус С. Кн. Для учащихся. – Ь.: Просвещение, 1984. – 64с., ил.
4. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2008. – 100 с.
5. Глен Уилкс. Стратегия баскетбола. Издательство «Физкультура и спорт», М.: 1978. Перевод с английского заслуженного тренера СССР В.А. Григорьева.
6. Джон Р.Вуден. Современный баскетбол. Сокращенный перевод с англ. кпн Е.Р. Яхонтова. Москва, «Физкультура и спорт», 1978.
7. Е.Р. Яхонтов. Совершенствование умения владеть мячом в баскетболе. Методические указания. Ленинград, 1981.
Интернет – ресурсы:
http://www.kes-basket.ru/files/championat/season/2015-2016/Basketball_dly_molodyh_igrokov.pdf Баскетбол для молодых игроков (Издание ФИБА и ЕАБТ). Руководство для педагогов. Хосе Мария Бусета, Маурицио Мондони, Александр Авакумович и Ласло Киллик. Издание Международной Федерации Баскетбола (ФИБА) совместно с Европейской Ассоциацией Баскетбольных Тренеров (ЕАБТ), 2000 г., 363 стр.
Обучающие видео по технике и тактике игры.
Периодические издания:
Спорт в школе. Методичекий журнал для учителей физкультуры и тренеров. Издательский дом «Первое сентября»
Приложение №1
Нормативные требования по общей и специальной физической подготовке
Год обучения группы | Прыжок в длину с места (см) | Высота подскока (см) (по Абалакову) | Бег 20 м (с) | Бег 40 с (м) | Бег 300 м (1 год) 600 м (2.3 и 4 год) | |||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
1-й год | 175 | 170 | 30 | 25 | 4,0 | 4,2 | 5 п | 5 п | 1.07 | 1.10 |
2-й год | 185 | 180 | 38 | 30 | 3,8 | 4,0 | 5 п и 6м | 5 п и 3м | 1,45 | 1,55 |
3-й год | 200 | 185 | 41 | 35 | 3,5 | 3,8 | 6 п | 5 п и 6м | 1,35 | 1,50 |
4-й год | 220 | 190 | 45 | 38 | 3,3 | 3,5 | 6.5 п | 6 п | 1,32 | 1,45 |
Нормативные требования по технической подготовке
Год обучения группы | Передвижения в защитной стойке (с) | Скоростное ведение (с, попадания) | Передачи мяча (с, попадания) | Дистанционные броски (% попаданий) | Штрафные броски (% попаданий) | |||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
1-й год | 10,0 | 10,2 | 14,9 | 15,1 | 14,0 | 14,5 | 30 | 30 | 20 | 20 |
2-й год | 9,0 | 9,5 | 14,2 | 14,7 | 13,8 | 14,3 | 40 | 40 | 30 | 30 |
3-й год | 8,5 | 8,8 | 14,0 | 14,5 | 13,5 | 14,1 | 50 | 50 | 40 | 40 |
4-й год | 8,3 | 8,5 | 13,6 | 14,2 | 13,2 | 13,8 | 55 | 55 | 50 | 50 |
Приложение №2
Протокол выполнения контрольных упражнений по физической подготовке
Дата проведения______________________ Год обучения группы___________________
Вид контроля: начальный, промежуточный, итоговый (подчеркнуть)
№ п.п. | Фамилия, Имя | Прыжок в длину с места (см) | Высота подскока (см) | Бег 20 м (сек) | Бег 40 сек (м) | Бег 300, 600 м | |||||
Норматив | Результат | Норматив | Результат | Норматив | Результат | Норматив | Результат | Норматив | Результат | ||
Педагог дополнительного образования________________________________________________________________
Приложение №3
Протокол выполнения контрольных упражнений по технической подготовке
Дата проведения______________________ Год обучения группы___________________
Вид контроля: начальный, промежуточный, итоговый (подчеркнуть)
№ п.п. | Фамилия, Имя | Передвижение в защитн. стойке (с) | Скоростное ведение (с, попадания) | Передача мяча (с, попадания) | Дистанционные броски (кол-во, %) | Штрафные броски (кол-во, %) | |||||
Норматив | Результат | Норматив | Результат | Норматив | Результат | Норматив | Результат | Норматив | Результат | ||
Педагог дополнительного образования______________________________________________________________
Итоговая индивидуальная карта контроля обучающегося
Фамилия, Имя_________________________________________ Год обучения________________
Контрольные упражнения | Норматив | Этапы контроля | ||
начальный | текущий | итоговый | ||
Физическая и специальная физическая подготовка | ||||
Прыжок в длину с места (см) | ||||
Высота подскока (см) | ||||
Бег 20 м (сек) | ||||
Бег 40 сек (м) | ||||
Бег 300, 600 метров | ||||
Тактическая подготовка | ||||
Передвижения в защитной стойке (сек) | ||||
Скоростное ведение (с, попадания) | ||||
Передачи мяча (сек, попадания) | ||||
Дистанционные броски (% попаданий) | ||||
Штрафные броски (% попаданий) |
Педагог дополнительного образования____________________________________________________
Итоговая индивидуальная карта контроля обучающегося
Фамилия, Имя_________________________________________ Год обучения________________
Контрольные упражнения | Норматив | Этапы контроля | ||
начальный | текущий | итоговый | ||
Физическая и специальная физическая подготовка | ||||
Прыжок в длину с места (см) | ||||
Высота подскока (см) | ||||
Бег 20 м (сек) | ||||
Бег 40 сек (м) | ||||
Бег 300, 600 метров | ||||
Тактическая подготовка | ||||
Передвижения в защитной стойке (сек) | ||||
Скоростное ведение (с, попадания) | ||||
Передачи мяча (сек, попадания) | ||||
Дистанционные броски (% попаданий) | ||||
Штрафные броски (% попаданий) |
Педагог дополнительного образования____________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол
Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол, для занимающихся в секции ОДОД...
Методические рекомендации для обучающихся по вопросам спортивной психологии по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спортивные бальные танцы».
Рассматриваются вопросы спортивной психологии на занятиях, при подготовке к конкурсам, непосредственно на конкурсе, отношения к результатам выступления, отношения родителей и детей....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «БАСКЕТБОЛ»
Обоснование необходимости программы: необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Поэтому ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Спортивные игры плюс»
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные игры плюс» физкультурно-спортивной направленности, разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "БАСКЕТБОЛ".
Доп.образования по Баскетболу....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "БАСКЕТБОЛ".
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Баскетбол»Возраст обучающихся: 11-14 лет Срок реализации: 1 год ...