Волейбол включен в учебную программу 5 классов. Это вполне оправдан¬но, ибо методически продуманные, хорошо построенные уроки физической культуры на материале данной спортивной игры весьма эффективны. Во-первых, они способствуют разносторонней физической подготовке учащихся. Во-вторых, создают прочную основу для освоения основных приемов игры в волейбол. И, в-третьих, проходят в атмосфере особого эмоционального подъема.
Каждому учителю физической культуры ясна основная задача, состоящая в том, чтобы учащиеся успешно овладевали основами навыков игры в волейбол. Надо научиться быстро передвигаться по площадке, останавливаться и изменять направление, изучить передачу сверху двумя руками, нижнюю подачу и прием снизу двумя руками. Хорошо изучив эти приемы на уроках в 5-6 классах, можно уверенно играть по правилам мини-волейбола. Все это станет основой успешного изучения программного материала в последующих 7-11 классах.
Учащиеся должны усвоить определенные правила поведения на уроках при изучении приемов игры в волейбол. Упражнениям с волейбольным мячом обязательно должны предшествовать упражнения вводной части урока. Надо познакомить учащихся с навыками самостраховки при прыжках, падениях которых в волейболе много. Занимающиеся должны следить, чтобы при прыжках мяч не попал под ноги, в случае опасности обязательно подать сигнал другим. Учащиеся не должны торопиться выполнять приемы игры, которые еще не изучили. Особое внимание учащихся учитель обращает на то, чтобы они следили за правильной постановкой рук при передаче сверху двумя руками, не выставляли большие пальцы вперед — это может привести к травмам.
Пятиклассники должны освоить основные способы перемещений в волейболе, рациональные исходные положения для выполнения приемов игры — так называемые стойки волейболиста, изучить верхнюю передачу мяча двумя руками, освоить игры, подготовительные к волейболу. Разучивать элементы игры волейбол невозможно без качественной спортивной обуви например такой женские air max.
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И СТОЙКИ
Перемещения и стойки входят в технику игры юного волейболиста, от их совершенства
зависит успешность разнообразных действий с мячом. В 5 классе учащихся надо научить выполнять остановки по сигналу во время ходьбы и бега. Стойкой называют положение готовности волейболиста выполнить прием игры, например передачу (рис. 1).
Рекомендуем использовать следующие упражнения:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ И СТОЕК
1. Ходьба обыкновенная, по сигналу остановка и поворот налево (направо).
2. То же, но после остановки присесть и встать. То же после остановки и поворота.
3. Во время ходьбы остановка скачком, правая нога впереди.
4. Бег обыкновенный, по сигналу остановка скачком (как в упражнении 3).
5. Ходьба скрестным шагом правым и левым боком вперед.
6. Бег скрестным шагом правым и левым боком вперед. При передвижении правым боком вперёд левая нога один раз перед правой, а второй раз — за ней и т. д. При передвижении левым боком вперед это же делается правой ногой.
7. Во время ходьбы и. бега по сигналу остановка и принятие стойки волейболиста.
8. То же, но имитация верхней передачи мяча двумя руками.
ПЕРЕДАЧА МЯЧА СВЕРХУ ДВУМЯ РУКАМИ
Обучение верхней передаче, пожалуй, решающий этап на пути овладения навыками игры, так как освоив этот прием, можно, исключив подачи, играть в волейбол. На рис. 2 видны основные положения волейболиста при выполнении верхней передачи. Играющему надо «выйти под мяч». Без этого невозможно правильно выполнить передачу. Вот почему так важно умение быстро передвигаться и останавливаться, занимая стойку волейболиста.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА СВЕРХУ
В исходном положении ноги согнуты в коленях, руки — в локтях, кисти рук с расставленными пальцами на уровне лица образуют место для мяча. Прием начинается с разгибания ног, затем начинают движение руки. В момент соприкосновения рук с мячом ноги разгибаются быстро, заключительным движением кистей мячу придается необходимое направление. При верхней передаче основная нагрузка приходится на указательные и частично средние пальцы, большие пальцы смягчают воздействие мяча на руки, а безымянные и мизинцы поддерживают мяч. Прочувствовать положение пальцев на мяче можно, положив руки на мяч, который удерживает партнер. Мяча надо касаться только пальцами, касание ладонями — грубая ошибка, это нарушение правил игры.
Очень важно, как уже отмечалось, своевременно выйти под мяч. Не менее важно (и очень трудно) найти правильное место соприкосновения рук с мячом. Все это и определяет характер упражнений, которые даются ниже и служат для обучения верхней передаче мяча двумя руками.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА С ВЕРХУ
1. В парах, бросок набивного мяча (1 кг) из положения руки над головой в положение передачи сверху.
2. В парах, ловля набивного мяча (1 кг) над головой, в положении приема сверху.
3. В парах, броски и ловля набивного мяча (упражнения 1 и 2 объединенные).
4. Ученик принимает стойку волейболиста и располагает руки над головой — в точке удара по мячу. Партнер вкладывает волейбольный мяч в «воронку» из ладоней с расставленными пальцами (повторить это несколько раз).
5. То же, но в положении удара мяч удерживается на месте, а учащийся (пасующий) приседает, отнимая руки от мяча, и разгибает ноги, снова располагая руки на мяче.
6. Передача сверху двумя руками подвешенного мяча: стоя на месте, после ходьбы, бега и остановки.
7. Подбрасывание мяча над собой и передача сверху двумя руками на расстояние 1,5—2,0 м.
8. Передача мяча сверху двумя руками — мяч с расстояния 1,5—2,0 м набрасывает партнер.
9. Передача мяча в парах на расстояние 1—2 м.
10.Передачи мяча у стены — многократно, с ударом о стену.
ПОДВОДЯЩИЕ ИГРЫ
Занимающиеся хотят как можно быстрее перейти к самой игре. Однако учитель должен им объяснить, что настоящее удовольствие от игры могут получить только те, кто хорошо овладел приемами игры. Ступенью к волейболу служат подготовительные игры. Они тоже очень интересны, более доступны, быстрее приближают учащихся к «настоящему» волейболу.
«ПИОНЕРБОЛ».
В каждой команде 6—8 учеников, игра проводится двумя мячами. Начинается игра с подбрасывания мяча над собой и верхней передачи через сетку. Задача заключается в том, чтобы мячи оказались на одной стороне площадки, в этом случае команде на противоположной стороне присуждается очко. Побеждает команда, раньше набравшая установленное количество очков.
«МЯЧ В ВОЗДУХЕ».
В каждой из команд 6—8 учеников, образующих свой круг, в середине которого водящий с волейбольным мячом в руках. По сигналу водящий своей команды поочередно набрасывает мяч игрокам, которые передачей сверху двумя руками возвращают ему мяч. Побеждает команда, быстрее всех выполнившая заданное количество передач и при этом совершившая меньше ошибок (падение мяча и т. п.)