Особенности закаливания школьников
занимательные факты по физкультуре на тему
Закаливание детей и взрослых – самое известное и проверенное средство для тех, кто хочет укрепить здоровье. Обычно оно проводится как чередование переохлаждения и перегревания. Ответная реакция организма – поддержать постоянный уровень температуры тела, таким образом происходит адаптация к смене температурного режима окружающей среды.
Закаливать детей с раннего возраста крайне полезно. У ребенка с ранних лет укрепится иммунитет, организм станет лучше сопротивляться холоду. Немаловажно и то, что у закаливаемых детей улучшается физическое состояние: укрепляются мышцы, осуществляется более активный процесс кровообращения, улучшается работа внутренних органов и нервной системы.
Со времен Скифов существует обычай закаливания организма с самого разного возраста. В древней Москве после жаркой бани обычно все от мала до велика, купались в ледяной воде. Кочевники Севера, например, купали детей в снегу. Повзрослев, ребятня выбегала обнаженной на улицу, чтоб узнать, «какая нынче погода».
В традиции русской православной церкви так же проводился обряд крещения в холодной воде. Было замечено, что «и слабое и крепкое дитя, окрещенное зимой колодезной водой, вначале вскрикивает, но затем успокаивается, согревается. Такие дети росли и развивались лучше, чем крещенные в теплой купели»,- писал В. Жук в книге «Мать и дитя», изданной в 1893 году, описывающей наблюдения земского врача Евсеенко. «Быстрое погружение в холодную воду усиливает все процессы обмена, улучшает питание и кроветворение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности закаливания школьников | 14.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности закаливания школьников
Физическое воспитание детей школьного возраста невозможно без закаливания, повышающего сопротивляемость детского организма болезням за счет тренировки терморегуляторного аппарата и развития защитных сил организма. Детский организм становится устойчивым к неблагоприятному воздействию погодных факторов. В классах, где проводится закаливание, успеваемость выше за счет снижения пропусков по болезни и повышения работоспособности учеников.
Правильно закаливание школьников подразумевает обязательное соблюдение общих принципов закаливания: постепенности, последовательности, систематичности, комплексности, сочетания закаливающих процедур с физической активностью. Дополнительно, подбирая закаливающие мероприятия, нужно учесть то, что детям рекомендованы более мягкие процедуры по сравнению со взрослыми. Также важно, чтобы ребенок выполнял закаливающие процедуры с хорошим настроением, тогда и результат будет хорошим.
В основе закаливания школьников лежат все те же процедуры, которые применялись для закаливания детей дошкольного возраста.
Младшие школьники не обладают достаточно развитым механизмом терморегуляции, этим объясняются частые простуды в этом возрасте. Закаливание пониженными температурами провоцирует формирование механизмов, способствующих сохранению тепла. Оказавшись в условиях с пониженной температурой, ребенок не заболеет, потому что организм, сформировавший их, не допустит переохлаждения. У закаленного человека в ответ на холод происходит сужение мелких кровеносных сосудов стоп и верхних дыхательных путей, а потом их резкое расширение. При закаливании изменяется кровоток во внутренних органах, улучшается обмен веществ и состояние всех систем организма.
Нельзя проводить закаливание, если дети выполняют закаливающие процедуры при жестком принуждении, подчиняются из страха перед наказанием. Надо научить ребенка испытывать удовольствие от закаливания. Начать закаливание младших школьников можно с обтирания махровым полотенцем, смоченным в воде 36 °С. Каждые 3 дня температуру воды снижают на 1-2 градуса, доводя ее до 10-12 °С в течение 2-3 месяцев. Обтирание проводят при открытой форточке. Хороший эффект закаливания дает обмывание стоп . Начинают с температуры воды 28 °С, доводя ее постепенно до 15 - 14 градусов. После обмывания стопы растирают полотенцем докрасна. Летом закаливание продолжится во время купания в открытых водоемах при температуре воды 22 °С, а воздуха - 24 °С. Время пребывания в воде младших школьников - от 5 до 15 минут.
Большую роль в закаливании играют занятия спортом, подвижные игры, физическая работа на свежем воздухе. Младшие школьники должны гулять 3-3,5 часов в день, а помещение, где находятся дети, должно проветриваться. Температура в комнате может измениться на 5-7 градусов. Для младших школьников, равно как и старших, обязательны утренняя зарядка и посещение уроков физкультуры.
Старшие школьники и подростки после объяснения, как правильно закаляться, способны самостоятельно проводить закаливание. Это развивает характер и укрепляет волю. Привычка к закаливанию, сформированная в подростковом возрасте, избавит от многих неприятностей в зрелом возрасте. Взрослые должны проследить, чтобы процедуры не были слишком интенсивными, руководствуясь принципами закаливания. Правильное закаливание увеличит резервы здоровья детского организма. Продолжением водного закаливания в подростковом возрасте будет холодный душ с температурой воды не ниже 20 °С. после занятий на открытом воздухе. Время купания в открытом водоеме у подростков - 20-25 минут.
Большие возможности для укрепления организма у водного закаливания, не требующего больших затрат и позволяющего добиться хороших результатов. Закаливание водой, обладающей большей теплопроводностью, оказывает более сильное температурное воздействие, чем воздушная ванна. Термическое раздражение рецепторов кожи, которое вызывает вода, влияет на кровообращение, тканевое дыхание, нервную систему, тонус мышечного аппарата.
При планировании и проведении закаливания школьников следует ориентироваться не только на возраст ребенка, но и индивидуальные реакции на закаливающие процедуры. При проведении закаливания нужно внимательно наблюдать за общим состоянием ребенка (аппетит, сон, настроение).
Закаливание требует терпения, но если оно станет хорошей привычкой ребенка, за его здоровье можно быть спокойным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Психологические особенности младших школьников с ОНР"
данная презентация раскрывает особенности развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста с ОНР, особенности познавательной деятельности младших школьников с ОНР...
Публикация на тему "Психологические особенности младшего школьника."
В данной статье рассмотрены особенности развития младших школьников, их отличительные особенности....
Родительское собрание "Психологические и психофизиологические особенности развития школьников"
Презентация для родителей...
Психофизиологические особенности младших школьников с дисграфией.
На практике учителям-логопедам часто приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений письма, механизмы которых не всегда понятны, а традиционные методы воздействия недостаточно эффективны. Су...
Психологические особенности младших школьников.
Данный материал может быть полезен учителям, работающим в начальной школе (особенно на уроках английского языка)....
Памятка для родителей: "Особенности закаливания детей"
В материале изложены основы закаливания детей....
Закаливание школьников
Закаливание школьников...