Закаливание школьников
статья по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа «ГОРКИ»
«Закаливание школьников»
Науменко Михаил Николаевич
учитель физической культуры
п. Горки Ленинские
2017г.
Закаливание школьников
Под закаливанием понимают комплекс мероприятий, в результате которых повышается сопротивляемость организма влиянию внешней среды. Давно доказана неразрывная связь организма человека с внешним миром посредством нервной системы, огромная изменчивость организма под влиянием внешней среды. Было установлено, что с помощью условных рефлексов можно изменить процессы физической и химической терморегуляции и рефлекторные реакции.
Организм человека постоянно вырабатывает тепло, но температура тела здорового человека остается примерно на одном уровне (36-37°). Сохранение постоянной температуры тела объясняется деятельностью физиологических механизмов, обеспечивающих правильное соотношение между выработкой тепла в организме и теплоотдачей.
Различают химическую и физическую теплорегуляцию. Химическая теплорегуляция - это способность организма в зависимости от температуры окружающего воздуха увеличивать или уменьшать интенсивность окислительных процессов, связанных с теплорегуляцией, и тем самым повышать или понижать выработку тепла в организме.
Сущность физической теплорегуляции заключается в увеличении или уменьшении отдачи тепла организмом в окружающую среду. Этот процесс осуществляется при помощи кожных кровеносных сосудов: высокая температура окружающего воздуха обусловливает расширение кровеносных сосудов, в связи с этим усиливается приток крови к коже, повышается ее температура и увеличивается теплоотдача.
И наоборот: низкая температура окружающей среды вызывает сужение кожных сосудов, отток крови к внутренним органам, понижение температуры кожи и, следовательно, уменьшение теплоотдачи организмом.
Для сохранения теплового равновесия основное значение имеет регулирование теплоотдачи.
Тепловой обмен и тепловое состояние человека находятся в прямой связи с основными компонентами метеорологического фактора: температурой, влажностью и скоростью движения воздуха, оказывающих свое влияние на организм не изолированно, а в тесном взаимодействии друг с другом.
Незавершенность терморегуляторного аппарата делает ребенка более подверженным перегреванию и переохлаждению; поэтому в детских учреждениях значительные колебания температуры воздуха в помещении крайне нежелательны.
Состояние температуры воздуха в помещении в основном зависит от температуры наружного воздуха, а также от системы отопления. Какой же должна быть температура воздуха в помещении детских учреждений?
Наиболее благоприятна такая температура, при которой дети как в покое, так и в движении в обычной, принятой в детских учреждениях одежде, при нормальном питании чувствуют себя хороши, т. е. температура окружающего воздуха не вызывает у них значительного напряжения терморегуляторных механизмов.
Наблюдения за физиологическими реакциями детей показали, что наиболее приятна для детей грудного возраста температура от + 21 до +22°, для детей 2-3 лет от + 19 до +20°, для детей 3-7 лет от +18 до +20°.
Приведенные нормы температуры воздуха не постоянны. Они до некоторой степени ориентировочны и могут изменяться главным образом за счет совершенствования приспособительных свойств детского организма в результате тренировки, закаливания.
В детских учреждениях наибольшее внимание уделяется температуре воздуха, так как ее изменения даже в обычных, нормальных условиях наблюдаются чаще и более ощутимы, чем колебания относительной влажности и скорости движения воздуха.
Между тем влажность и движение воздуха в помещении имеют большое значение в теплообмене человека с окружающей средой. Высокая влажность холодного воздуха усиливает теплоотдачу, и человек испытывает ощущение зябкости. Повышенная влажность при высокой температуре воздуха резко нарушает отдачу тепла, и организм перегревается: повышается температура тела, учащается пульс, появляется обильный пот.
Движение воздуха сказывается главным образом на увеличении теплоотдачи с поверхности тела.
Принципы закаливания организма
Чтобы повысить устойчивость детского организма к резко и быстро меняющимся условиям внешней среды, необходимо расширить его приспособительные возможности.
Это и достигается путем закаливания, которому среди многообразных условий, положительно влияющих на состояние здоровья детей, принадлежит одно из первых мест.
Физиологические изменения, происходящие в организме в период приспособления, касаются не только местных процессов, но и реакций центральной нервной системы, влияющих на деятельность других органов и функций (изменение дыхания, сердечной деятельности и др.).
Средствами закаливания являются прежде всего естественные факторы природы: воздух, вода, солнечная радиация.
Положительный эффект закаливания может быть достигнут только при соблюдении трех основных правил:
1. Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия. Слишком резкие раздражители, применяемые с целью закаливания детского организма без предварительной подготовки, могут принести вред. Избежать отрицательных реакций детей позволяет постепенный переход от более слабых раздражителей к более сильным.
2. Систематическое использование закаливающих процедур во все сезоны года. Перерывы в закаливании, а тем более прекращение процедур приводят к потере приобретенного эффекта.
3. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: состояние здоровья, физического развития и отношения его к закаливающим процедурам. Это обязывает работников детских учреждений обеспечить индивидуальный контроль за состоянием здоровья и самочувствием ребенка.
Большое влияние на здоровье ребенка оказывает состояние воздуха.
Недостаточное проветривание детских помещений, отсутствие или сокращение прогулок с детьми, сон в непроветренном помещении и т. п. могут резко отразиться на физическом развитии детей. Дети в течение всего дня должны дышать свежим, чистым воздухом, который к тому же является одним из доступных для всех средств закаливания организма.
Закаливание воздухом
В детском учреждении этот вид закаливания может проводиться очень разнообразно. Оно осуществляется правильной системой воздушного режима, предусматривающей постоянное обеспечение детей гигиенически полноценным воздухом во все сезоны года, в любую погоду (во время прогулок детей, сна на воздухе, широким доступом свежего воздуха в детские помещения).
Необходимо применять регулярное проветривание помещения в присутствии детей даже в холодное время года. Исследования микроклимата в групповой комнате детского сада и наблюдения за физиологическими реакциями и заболеваемостью детей показали, что в зимнее время в условиях нормального отопления можно обеспечить без ущерба для здоровья детей постоянный приток свежего воздуха в детские комнаты через фрамуги - зимой, окна и фрамуги - весной и осенью.
Чрезмерное охлаждение детей может произойти только в тех случаях, когда проветривание производится неразумно. Например, при отсутствии достаточного контроля за температурой воздуха в помещении допускается ее значительное снижение, нахождение детей в ветреную погоду вблизи форточек, фрамуг и т. д.
Прогулки
Прогулка - одно из доступных средств закаливания детского организма.
Мы поставили задачу - определить тепловое состояние детей дошкольного возраста во время прогулок в зимнее и весеннее время. Наблюдения проводились над 12 детьми в возрасте 5-в лет. Все дети практически здоровые, среднего физического развития.
Температура наружного воздуха за время наших наблюдений колебалась: зимой (январь - февраль) от -18 до 0° и весной (март, апрель, май) от -6 до +22°.
Верхняя одежда детей зимой состояла из рейтуз, теплой кофточки, мехового или на вате пальто, ситцевого платка, шапки, шарфа, валенок, галош.
Весной одежда изменялась (различно у отдельных детей). Учет теплового состояния детей проводили измерением температуры кожи на закрытых (грудь, стопа) и открытых (лоб, рука) участках тела и определением потоотделения.
В холодное время года у детей во время прогулки температура кожи на лбу, руке и стопе давала заметное снижение, особенно резко выраженное в первые минуты прогулки. Например, зимой температура кожи на стопе к концу прогулки снижалась на 3,5-5,0°, а у отдельных детей на 12,7°.
Температура кожи на конечностях при общем действии холода может служить показателем приближающегося охлаждения всего организма, и, по нашим наблюдениям, очень низкая температура кожи на стопе у детей во время прогулки совпадала с жалобами детей на холод.
При температуре наружного воздуха до -9° почти все дети во время пребывания на воздухе не жаловались на холод. При температуре наружного воздуха ниже -9° после 1 часа прогулки появлялись жалобы детей на то, что у них озябли ноги (у 1/3 детей). При этом температура кожи на стопе у них была очень низкой и доходила до + 18°, а на руке до +16°.
При дальнейшем снижении температуры наружного воздуха (до -15) уже 2/3 детей пожаловались на холод и притом раньше, а именно - после 45 минут прогулки, и температура кожи на конечностях у них была еще ниже (доходила до +16° на стопе и +13° на руке).
При температуре наружного воздуха ниже -15° жалобы детей на охлаждение рук и ног появились уже через 30 минут прогулки, и температура кожи конечностей у них также была очень низкой.
Жалобы на холод чаще появлялись в том случае, когда до прогулки у детей температура кожи на стопе была низкой.
По нашим наблюдениям, неблагоприятное тепловое состояние у детей на прогулке при низкой температуре наружного воздуха возникало главным образом при неправильной ее организации. В частности, на тепловое состояние детей большое влияние оказывает характер деятельности детей во время прогулки.
При температуре наружного воздуха -15° в группе детей, которая была малоактивна, большинство жаловалось, что «замерзли ноги и руки». При той же температуре воздуха остальные дети много двигались, и никто из них не жаловался на холод.
На тепловое состояние детей во время прогулок оказывают влияние индивидуальные особенности детей, в частности степень их привычки к низким температурам воздуха.
Кожа здорового человека своеобразно реагирует на холод: сосуды ее сначала сжимаются, а потом расширяются. У нетренированных людей сжавшиеся под влиянием холода сосуды расширяются с трудом. Поэтому такие люди быстро мерзнут.
Среди наблюдаемых нами детей было двое близнецов, которые всегда, как в помещении, так и на прогулке, были не так тепло одеты, как другие дети, и никогда не жаловались на холод даже при недостаточной активности на прогулке и довольно низкой температуре кожи на стопе. Видимо, предварительное приспосабливание к низким температурам содействовало сохранению хорошего теплового самочувствия этих детей во время прогулки в холодное время года.
В переходное время года, весной и осенью, температура наружного воздуха сильно колеблется.
В этот период особое внимание во время прогулки следует уделять одежде детей. В переходное время года слишком теплая одежда приводит к чрезмерной задержке тепла в организме и, следовательно, перегреванию. Нередко дети остаются в зимней одежде до поздней весны, хотя необходимость в ней давно прошла.
Весной одежду детей нужно облегчать постепенно, учитывая индивидуальные особенности детей. Начинать это следует со смены верхней одежды, а не зимней обуви, как это часто бывает. Надо, чтобы обувь на переходный период оставалась утепленной.
По нашим наблюдениям, при температуре наружного воздуха до +10° к концу прогулки температура кожи на стопе снижается. Лишь с потеплением наружного воздуха до +15° во время прогулки температура кожи у детей, особенно на конечностях, не изменялась или повышалась.
В жаркую погоду (+ 20° и выше) температура кожи на стопе даже превысила температуру кожи на груди.
При температуре наружного воздуха от +5 до +10° ребенка дошкольного возраста можно одеть на прогулку следующим образом: нижнее белье, домашний костюм, шерстяная куртка и рейтузы. На ноги - чулки и ботинки.
Детям, которые подвержены простуде, надевают еще теплые носки и куртку или легкое пальто на подкладке. При температуре ниже + 5° - белье, домашний костюм, джемпер, закрывающий шею, лыжный костюм, демисезонное пальто, шерстяную шапку и варежки.
Если мороз достигнет -11, -14°, детям обязательно нужны зимнее пальто, закрывающая уши шапка и валенки.
Воспитателям и медицинскому персоналу детских садов необходимо внимательно наблюдать за тепловым состоянием детей во время прогулки и вносить соответствующие изменения в одежду детей, а также регулировать их двигательную активность во избежание охлаждения детей в холодное время года и перегревания их в теплые дни.
Сон на воздухе
Оздоровительный эффект сна детей на воздухе не вызывает сомнения.
Во время сна на воздухе улучшается газообмен, что благоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистого и дыхательного аппарата. Одновременно отмечается его успокаивающее влияние на нервную систему ребенка. Дневной сон детей на веранде способствует снижению заболеваемости детей, так как является прекрасным средством закаливания организма ребенка.
Мы произвели учет случаев так называемых простудных заболеваний в яслях с наличием веранд и без них. Сравнение позволило получить совершенно определенные результаты, указывающие на преимущество яслей, где дети днем спали на веранде с открытыми окнами.
В детских учреждениях с верандами за два года 15% детей совсем не болели катаром верхних дыхательных путей, пневмонией, гриппом, в то время как в детских учреждениях без веранд только один ребенок из 119 детей ни разу не болел этими болезнями.
Подобная же закономерность наблюдалась при учете длительности заболеваний: у детей, спящих на веранде, она в 1,5 раза меньше, чем у детей, которые дневной сон проводят в комнате.
Известно, что климатические условия Красноярска резко отличаются от климата средней полосы России. Однако это обстоятельство не может служить препятствием для систематического проведения в зимний период таких закаливающих мероприятий, как сон на воздухе.
Учитывая специфику холодного климата, Л. К. Горбатова (главный педиатр Красноярского крайздравотдела) рекомендует для детей раннего возраста следующий порядок проведения сна на воздухе и прогулок:
1) выносить детей для сна на открытый воздух в зимнее время с 2-месячного возраста при температуре не ниже -15°, начиная с 5-минутных прогулок на руках взрослых;
2) продолжительность сна на открытом воздухе доводится до нормы постепенно; к 4 месяцам жизни общая продолжительность сна рабенка на воздухе достигает уже 4,5 часов;
3) при температуре воздуха ниже -15° дети в возрасте до 3 месяцев спят в помещении с открытыми фрамугами;
4) у детей старше 3,5-4 месяцев сон на воздухе организуется (на веранде, в прогулочной комнате или начиная с февраля на открытом воздухе) при любой температуре.
Зимой во время сна на воздухе голову ребенка закрывают так, чтобы лицо было в глубине капюшона, но оставалось открытым.
В условиях средней климатической полосы, при соответствующей одежде, дети раннего возраста могут спать на воздухе в любую погоду при температуре воздуха не ниже -10° на веранде с открытыми окнами, а дети 2-7 лет - при температуре не ниже -15°.
В тех детских учреждениях, где нет веранд, для сна детей можно приспособить одну из комнат как прогулочную комнату. В некоторых детских учреждениях имеются балконы. На них тоже можно укладывать спать детей грудного возраста, но при этом необходимо устраивать над балконами навесы, чтобы дети могли спать на воздухе в любую погоду.
Одежда детей во время сна в прогулочных комнатах должна соответствовать метеорологическим условиям. Широкий доступ свежего воздуха во время сна детей имеет исключительно большое значение и поэтому является обязательным условием для сна на веранде и в прогулочной комнате.
На верандах и в прогулочных комнатах необходимо открывать как можно больше окон, но обязательно учитывать сезон и погоду. Например, при низкой температуре наружного воздуха и сильном ветре окна веранд следует открывать только с одной стороны. В тихую, безветренную погоду, а также в жаркие дни окна нужно открывать с разных сторон, что создает движение воздуха и препятствует перегреванию помещения, а следовательно, и спящих в нем детей.
Иногда летом, вследствие сильного нагревания веранд или балконов солнечными лучами, особенно при отсутствии защиты (штор, зеленых насаждений), продолжительность сна детей на веранде заметно сокращалась. В Узбекистане, например, в помещении летом температура ниже, чем на участке. В таких случаях лучше укладывать детей спать в помещении (в спальне, групповой) с широко открытыми окнами.
Наблюдения показывают, что работники детских учреждений нередко бывают в затруднении, как одевать детей для сна на воздухе. Ссылаться при этом на какие-то «рецепты», а тем более применять их формально, не взвесив других обстоятельств, кроме метеорологических условий, недопустимо.
Например, для детей, еще не привыкших к прохладному воздуху, ослабленных, перенесших болезни, одежда должна быть более теплой, чем для остальных детей (носки, дополнительное одеяло на ноги и т. п.).
Не меньшее внимание следует уделять и возможности перегревания детей во время сна.
Ребенок, слишком тепло одетый без учета сезона и погоды, во время сна потеет и может простудиться.
Мы измеряли температуру кожи у детей во время сна на веранде, в ватных мешках в холодное и переходное время года. Оказалось, что при температуре воздуха на веранде от +3 до -12° температура кожи на груди у спящих детей изменяется незначительно. Температура кожи на лбу резко падает (особенно в первые минуты пребывания на веранде).
Совершенно иначе происходит изменение температуры кожи на стопе. Во время сна на воздухе температура кожи на стопе в первые 15 минут после укладывания ребенка на веранде при различных метеорологических условиях резко повышается. В следующие 15-минутные отрезки она продолжает повышаться, хотя и менее значительно.
Следует отметить, что при чрезмерном укутывании детей (например, ватный мешок в сочетании с ватным одеялом) при температуре воздуха на веранде от 0 до -6° уже в течение первых 15 минут температура кожи на стопе доходила до показателей, характерных для кожи на груди, а через 30 минут ее превышала. На лбу и на груди у детей отмечалось интенсивное потоотделение.
Если ребенок одет правильно и его тепловое состояние нормально, то быстрое засыпание, глубокий и спокойный сон обеспечены. Во время сна детей отмечается ровное дыхание, розовый цвет лица, теплые конечности, отсутствие пота.
При охлаждении или перегревании дети спят беспокойно. У озябшего ребенка появляются синюшность лица, понижается температура кожи на руках и ногах. Пот на лбу и влажность кожи на закрытых участках тела свидетельствуют о том, что ребенку жарко.
Перед сном на воздухе всю одежду (платье, лифчик, штанишки, фартучек, банты, чулки и обувь) снимают. Ребенок остается в нижней рубашке, поверх которой надевается специальная одежда для сна (фланелевая рубашка с длинными рукавами, халатик или пижама), а затем спальный мешок с капюшоном, который не должен стеснять движения детей. Спальный мешок шьют в виде конверта с двумя боковыми запахивающимися полами и удлиненной средней частью (спинкой), которой можно было бы сверху закрыть ноги ребенка выше колен.
Целесообразно спальный мешок шить в виде чехла с вкладными утеплителями (простеганная вата с марлей, фланель, байка). Их можно менять в соответствии с сезоном. Капюшон спального мешка не должен быть слишком теплым, лучше его сделать съемным. В теплую погоду его можно заменить легким платком.
В некоторых детских учреждениях на переходный период года для сна на воздухе имеются легкие стеганые пальто с зашитыми рукавами и отдельно от пальто - капор (без ваты). Ноги завертывают в одеяло.
Спальные мешки, матрацы и подушки должны храниться в теплом помещении на стеллажах с индивидуальными ячейками, расположенных недалеко от веранд, выноситься на веранды непосредственно перед укладыванием детей и сразу же после сна убираться.
Оставлять постельные принадлежности (матрацы, мешки, одеяла, подушки) в холодном помещении (на веранде) недопустимо. Дети, ложась в холодные мешки или на холодные матрацы, охлаждаются.
Большое значение имеет метод укладывания детей спать на воздухе. Во избежание перегрева одетых для сна детей надо немедленно выносить или выводить на веранду. Детей неспокойных, трудно засыпающих и не приученных ко сну на воздухе, целесообразнее укладывать спать последними.
Если дети спят на воздухе в холодное время года, то завертывать малышей в мешки нужно в теплом помещении.
Дети во время сна на воздухе должны находиться под постоянным наблюдением воспитателя. Необходимо следить за их тепловым состоянием, за тем, чтобы они не раскрывались, не подвергались излишнему солнечному облучению, правильно лежали, быстро устранять причины, нарушающие сон.
Поднимать детей после сна следует постепенно, по мере их пробуждения. Проснувшихся детей раннего возраста несут в помещение группы. Там их освобождают от одеяла или мешка и во избежание охлаждения быстро переодевают в комнатную одежду, только тогда высаживают на горшок. Если дневной сон детей организуется в так называемых прогулочных комнатах с широко открытыми окнами, раздеваться и одеваться дети должны в групповой комнате.
Воздушные ванны
Средством закаливания могут быть и воздушные ванны, которые рекомендуется проводить уже с раннего возраста.
Первые воздушные ванны назначаются в помещении. Для самых маленьких детей они сочетаются с перепеленанием, сменой одежды при температуре воздуха в детской комнате + 22, +20°. Повышение температуры воздуха в комнате для грудных детей более + 22° нежелательно - это вызывает у них усиление потоотделения. Температура воздуха ниже +20° недопустима, так как при этом появляются признаки охлаждения.
Детям с 2 месяцев надо делать массаж и гимнастику в сочетании с воздушной ванной.
По мере роста ребенка продолжительность воздушной ванны постепенно увеличивается с 3-4 до 10 минут, соответственно усложняются комплексы гимнастических упражнений.
Для годовалых детей температура воздуха в помещении во время воздушной ванны постепенно снижается до +18°. Если в группе дети разного возраста, то маленьких в это время пеленать надо вблизи от источника тепла.
Старшие дети принимают воздушную ванну во время утренней гимнастики и умывания. Начинают утреннюю гимнастику в помещении, предварительно хорошо проветренном, при открытых фрамугах. Для детей от 1 года до 3-4 лет температура воздуха при воздушных ваннах во время гимнастики или подвижных игр может снижаться до +18°.
Усиление раздражающего действия воздуха обычно достигается как путем снижения его температуры, так и увеличением площади открытой поверхности тела. Постепенное облегчение одежды во время воздушных ванн помогает регулировать силу раздражающего воздействия воздуха.
Вначале обнажают руки, заменяя рубашку с рукавами майкой, затем снимают чулки, оставляя детей в майках и трусах, и, после того как дети привыкнут к такой одежде, они могут заниматься гимнастикой и принимать воздушные ванны в одних трусах.
Общие воздушные ванны лучше начинать принимать летом, на открытом воздухе, при температуре 20-22° (в тени).
Продолжительность первой ванны не более 10 минут. Впоследствии время нарастает на 2-3 минуты ежедневно и доводится до полутора часов.
Одежда поначалу состоит из трусиков и майки, тапочек. В дальнейшем майки и тапочки не надевают. При малейших признаках охлаждения ребенка нужно одеть и отправить в теплое помещение.
В ненастную погоду воздушные ванны дети принимают в помещении с открытыми окнами. Соответственно изменяется продолжительность времени и характер одежды (майки, трусы и тапочки).
Е. Г. Леви-Гориневская в осенне-зимний период воздушные ванны проводила в помещении при открытых форточках или фрамугах при температуре 15-16°, продолжительностью 15-20 минут. Дети находились в коротких трусиках, майках и тапочках. Воздушные ванны зимой сочетались с подвижными играми и физическими упражнениями.
При температуре наружного воздуха ниже -18° ванны отменялись.
Надо следить за тем, чтобы не только во время гимнастики, но и в течение всего дня дети были не слишком тепло одеты. Нельзя допускать, чтобы дети в помещении оставались в рейтузах, валенках, а на прогулку надевали много дополнительной одежды.
Закаливание водой
Среди многих распространенных способов закаливания организма значительное место принадлежит водным процедурам.
Вода обладает многими преимуществами в закаливании детского организма. Как известно, вода обладает большой теплопроводностью и теплоемкостью, следовательно, является сильным раздражителем, и при ее применении можно скорее приучить организм к холоду, чем при других способах закаливания.
Кроме того, при закаливании водой легко регулировать силу термического раздражителя (температуру) независимо от сезона.
Различают местные и общие закаливающие процедуры. При местных процедурах закаливающие факторы действуют на ту или иную часть тела, например на нижние конечности. При общих процедурах одновременному воздействию подвергается вся или почти вся поверхность тела.
В качестве местных закаливающих процедур можно использовать утреннее умывание, подмывание детей, мытье рук перед едой и мытье ног перед сном. Все эти процедуры обычно проводятся в одно и тоже установленное время. Температура воздуха в помещении, где проводятся водные процедуры, остается обычной.
При умывании детям в возрасте до двух лет моют только лицо и кисти рук, а более старшие дети моют руки до локтя, лицо, шею и верхнюю часть груди. Местное закаливание считается одним из эффективных средств борьбы с простудой.
Нам удалось подтвердить благоприятное влияние ножных ванн на детей 3-4 лет. С целью закаливания им делали ежедневные нЪжные ванны. Первоначально температура воды равнялась +32° и, снижаясь ежедневно на 1°, доводилась до +16°.
Ванны принимали утром, между завтраком и обедом, в помещении при температуре воздуха +18, +20°. Температура наружного воздуха не резко отличалась от температуры воздуха в помещении и составляла в среднем +21°.
В результате принятия серии ножных ванн у детей наблюдалось ослабление кожнотемпературных реакций на холодовой раздражитель.
При проведении любых водных процедур, в том числе и прохладных ножных ванн, необходимо помнить, что по окончании процедуры кожу нужно осушить, а затем тщательно растереть. Если до начала процедуры ребенку холодно или у него холодные ноги, то делать ножные ванны не следует. Охлажденная кожа не в состоянии ответить на новое холодовое раздражение быстрым перераспределением крови, и это может вызвать общее переохлаждение организма.
Начальная температура воды для местных процедур равна + 28° (близка к температуре кожи на открытых частях тела). Через каждые 1-2 дня температура воды снижается на 1-2 и доводится для грудных детей до +22, +20°, длЯо детей старше года до +18°, а для детей от 3 до 7 лет до +16 .
Практически здоровые дети уже со второго месяца систематического обливания ног перестают отвечать катаральными заболеваниями верхних дыхательных путей на резкие изменения температуры внешней среды. У детей ослабленных, с остаточными явлениями рахита, экссудативного диатеза такая тренировка вырабатывается примерно через полгода.
При заболевании ребенка местная гидропроцедура временно отменяется.
Кроме местных закаливающих процедур, можно рекомендовать для детей и общие водные процедуры (в порядке нарастающей силы): обтирание, душ, обливание.
Обтирание производят рукавичкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу.
Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала верхние конечности, затем грудь, живот, спину и ноги. Вся процедура продолжается одну-две минуты.
Начальная температура воды для детей в возрасте до 1 года +36, +35°, в течение 10-15 дней снижается до + 28°. Для старших детей первоначальная температура воды + 34, +33°, через 10-15 дней доводится до +26° и +24° (летом).
Обливание производят под душем, в крайнем случае из лейки, ковша, так, чтобы сразу смочить всю поверхность тела ребенка. При обливании ног обычно смачивают стопы и нижнюю половину голеней, при обливании рук - кисти и предплечья. Вся процедура занимает 20-30 секунд. При обливании пользуются водой той же температуры, что и для обтирания.
После влажного обтирания, как и после водной процедуры, кожу немедленно вытирают сухим мягким полотенцем с применением легкого массажа до появления покраснения.
Купание
Дети любят играть с водой. Но купание не просто развлечение. Оно одно из лучших средств закаливания организма, при котором одновременно на организм воздействуют воздух, солнце, вода, движение. Лучшее время для купания - первая половина дня, когда особенно много ультрафиолетовых лучей. Желательно, чтобы дети купались регулярно (разумеется, в погожие дни).
В детском саду программой воспитания купание предусмотрено (как спортивное развлечение) уже со второй младшей группы (от 3-4 лет). Правда, в этом возрасте детей приучают в основном «не бояться входить в воду», играть и плескаться в мелком ручье, озере, бассейне.
С возрастом детей обучают элементам плавания. Упражнения, подготавливающие к плаванию, и игры в воде проводятся при строгом контроле воспитателя, умеющего плавать. В 7 лет ребенок учится плавать с надувной игрушкой или с кругом в руках и пытается плавать без поддержки.
Купание в открытых водоемах требует тщательного наблюдения. Если возможно создать благоприятные условия, купание в открытом водоеме разрешается детям в возрасте 4 лет при температуре воздуха +26, +25°, воды не ниже +22, +20°, в безветренную погоду, не более одного раза в день.
Нельзя разрешать детям заходить в воду разгоряченными и потными. Нужно заставить их посидеть в тени, поостыть.
Продолжительность купания начиная с 3 минут увеличивается до 5-8 минут. Водоем должен быть с песчаным, пологим и чистым дном. Наибольшая глубина - не выше пояса детей.
В воду дети входят небольшими группами (5-6 человек). Во время купания присутствуют двое взрослых - один в воде, другой на бepeгy.
После предварительного закаливания воздухом и водой целесообразно применение комбинированных воздействий - воздушная ванна с последующим обливанием. Комбинированное закаливание способствует более совершенному приспособлению процессов терморегуляции к изменяющимся факторам внешней среды.
Общие водные процедуры, так же как и местные, следует проводить всегда в определенный отрезок дня. Общие души и купания не следует проводить раньше, чем через 30-40 минут после еды. Ванны целесообразно назначать особенно возбудимым детям перед сном, так как они действуют успокаивающе. Вялым, пассивным детям ванну лучше заменить общим обливанием или душем сразу после сна.
Закаливание солнцем
Солнечная радиация оказывает на организм ребенка чрезвычайно сильное действие. Поэтому использование ее для закаливания детей должно быть ограничено. Закаливание солнечными лучами можно начинать только после предварительной подготовки организма воздушными ваннами.
Наилучшее время пребывания детей на солнце - утренние часы (в средней полосе Союза от 10 до 12 часов, на юге - от 8-9 до 11 часов). Начинать солнечные ванны рекомендуется не ранее, чем через полтора часа после еды, и заканчивать не позднее, чем за полчаса до еды. Одежда детей должна предохранять их от перегревания - белая панама, светлая рубашка, трусы.
Детей в возрасте до 1 года под прямые солнечные лучи выносить не следует. После предварительного пребывания в тени, где температура воздуха должна быть не ниже +20°, их можно помещать под рассеянные лучи (светотень) для спокойной игры в манеже.
Детям старше года солнечные ванны начинают проводить в светотени или в пасмурный день, и только через несколько дней детей выводят под прямые лучи.
Во время солнечных ванн дети занимаются спокойными играми. При их проведении особенно важно внимательнее наблюдение воспитательницы. В первые солнечные дни она регулирует пребывание детей под лучами солнца, не позволяя им задерживаться дольше 5-6 минут. При первых признаках перегревания (покраснение лица, появление пота) ребенка немедленно уводят в тень, умывают, дают ему игрушки и пособия для спокойной игры.
После появления хорошего загара пребывание на солнце может повторяться 2 раза в день и длительность его доводится до 8-10 минут. Одежду детей двух лет и старше составляют трусы и легкие туфельки. Облучение солнцем заканчивается водной процедурой - обтиранием или душем.
Чрезмерное перегревание ребенка может вызвать так называемый тепловой удар. Появляются усиленная потливость, покраснение кожных покровов, температура тела повышается до 38-39°, снижается аппетит, может быть рвота. Вышеописанная клиническая картина развивается в процессе перегревания или сразу после его прекращения.
Чрезмерная инсоляция без заметных признаков перегревания (особенно часто это бывает в ветреную погоду) может вызвать так называемый солнечный удар. Клиническая картина солнечного удара выявляется не сразу, а спустя 6-8 часов после облучения.
Ребенок бледнеет, становится вялым, у него появляются озноб, головная боль, повышается температура тела, расстраивается пищеварение - теряется аппетит, появляются тошнота и рвота, может быть понос.
После солнечного удара, так же как и после теплового, солнечную ванну на несколько дней заменяют пребыванием в тени.
Общие противопоказания для применения солнечных ванн у детей: истощение, малокровие, сильная возбудимость, острые формы туберкулеза, малярии.
Очень важно, чтобы закаливающие процедуры проводились круглый год. Недопустимо, когда специальные процедуры по закаливанию, начатые в теплое время года (обычно летом), с похолоданием прекращаются. Этим нарушается один из основных принципов закаливания - систематичность.
В этих случаях достигнутые результаты по закаливанию сводятся на нет, организм теряет достигнутую в результате закаливания устойчивость к Холодовым раздражителям. Иногда прекращают закаливающие процедуры, ссылаясь на отсутствие соответствующих условий. Такая ссылка несостоятельна, так как проведение воздушных ванн или обливание ног прохладной водой не требуют особых условий.
Врачи должны строго следить за тем, чтобы неукоснительно соблюдался и второй обязательный принцип закаливания - индивидуальный подход к детям, учет состояния здоровья каждого ребенка, принимающего закаливающие процедуры. Тогда можно избежать возможных в отдельных случаях заболеваний простудного и другого характера.
Закаливание детей ослабленных, страдающих рахитом, проводится с большей постепенностью (сначала воздействуют на отдельные части тела, а затем и на всю его поверхность).
Чтобы правильно регулировать систему закаливающих мероприятий, необходимо следить за самочувствием, настроением, аппетитом, сном каждого ребенка и при появлении отрицательных показателей немедленно вносить поправки в организацию оздоровительных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Значение физической активности. Закаливание организма"
Разработку можнол использовать при изучении курса биологии в 8 классе, а также при изучении курса ОБЖ....
Закаливание организма и его значение в укреплении здоровья
Всем известно, что закаливание приносит большую оздоравливающую пользу для организма человека (проверено годами на своём организме). Эта презентация расскажет о закаливании и его роли в укреплении здо...
Закаливание организма
Закаливание - это различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных внешних факторов. ...
Беседа с родителями: «Закаливание организма. Виды закаливания»
Цель беседы: познакомить родителей с методами закаливания, развивать интерес к здоровому образу жизни.В беседе делается акцент на то, что основными принципами закаливания являются: системати...
ЗАКАЛИВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНИКА И ЕГО МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В презентации представлены: основные принципы, правила и влияние на организм различных видов закаливания. Данная презентация может использоваться, как методическое пособие при прохождеии новой ...
Особенности закаливания школьников
Закаливание детей и взрослых – самое известное и проверенное средство для тех, кто хочет укрепить здоровье. Обычно оно проводится как чередование переохлаждения и перегревания. Ответная реакция о...
Основные правила закаливания.Виды закаливания(1-класс).
Закаливание – процедуры, направленные на укрепление организма.Закаливание водой – процедуры, при которых происходит воздействие на человека холодной водой: обливание, купание, ду...