Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Фитнес»
рабочая программа по физкультуре на тему

Рабочая программа по Фитнесу для реализации в системе дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fitnes.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение                           Физико-математический Лицей № 366                                         Московского района Санкт-Петербурга

Рассмотрено педагогическим

советом

___  __________ 201__ г.

         УТВЕРЖДАЮ

         Директор ГБОУ ФМЛ № 366

         Цветкова Т. К.                                                                                                  

       

             ___  _________ 201__ г.

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа

                                                                  «Фитнес»

 

Срок  реализации   1 год

Возрастной диапазон освоения программы 11-14 лет

                                                         Автор-составитель программы:

                                                         Любимова Ирина Михайловна

                                                           

        

        

                                                                         Санкт-Петербург       2015год.

                                                      Пояснительная   записка.

           В современных условиях все более остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Образ жизни детей определяют взрослые, но не всегда родители, уделяют должное внимание физическому воспитанию ребенка.

По статистике, 82 % всех выпускников школ имеют отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, искривление позвоночника, ожирение, близорукость, раннюю гипертонию и др.

В этой связи особую актуальность приобретает разработка программ занятий оздоровительной массовой физической культурой с использованием ее наиболее рациональных и доступных средств и методов для детей, начиная с младшего школьного возраста.

Являясь новым видом физической активности, фитнес нашел свое воплощение в отечественной оздоровительной физической культуре, поскольку вобрал в себя приемы и методы как лечебной физической культуры, направленной на восстановление временно утраченных функций, так и гигиенической, поставив цель – улучшение физических качеств, совокупность которых обеспечивает надежность функционирования органов и систем человека в условиях современной среды. Даже поверхностное ознакомление с оздоровительным фитнесом подтверждает это положение, поскольку в качестве определяющих успешность оздоровления факторов он рассматривает: систематические физические нагрузки, сбалансированное питание, здоровый и достаточный сон, релаксацию и устойчивость к стрессам, отказ от употребления табака, алкоголя и других вредных привычек. Как показывают результаты многочисленных исследований, оздоровительный эффект фитнес тренировок основывается на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом веществ, внутренними органами. Систематические занятия фитнесом оказывают значительное влияние на улучшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, усиливают иммунную защиту организма, повышают его устойчивость к инфекционным болезням, к воздействию различных факторов внешней среды, стимулируют интеллектуальную деятельность человека, повышают продуктивность физического и умственного труда. Интеграция различных видов, средств и методов фитнеса в процесс физического воспитания студентов может являться одним из наиболее приемлемых путей решения проблемы по привлечению к активным занятиям физической культурой.

На сегодняшний день существует большое количество фитнес программ. В системе среднего общего образования фитнес может быть представлен такими видами, как классическая аэробика, танцевальная аэробика, фитбол-аэробика, степ-аэробика, калланетика, йога, тренировки по методу Пилатеса, стретчинг, программы на беговых дорожках, велотренажерах, физические упражнения на свежем воздухе и др. В каждом из этих видов накоплен значительный теоретический и практический опыт. Они продолжают развиваться, обогащая педагогическую теорию и практику. Взаимосвязь различных направлений фитнеса с такими видами искусства, как  музыка и танец разных национальных и культурных традиций, позволяет удовлетворить различные потребности и вкусы занимающихся, повысить интерес к занятиям.

Направленность образовательной программы:  физкультурно-спортивная.

Актуальность программы.

         Актуальность разработки программы обусловлена тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся требует увеличения двигательной активности детей, укрепления их физического состояния, что и обеспечивается расширением вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.  

Педагогическая целесообразность:                                                                                               

Данная программа предназначена для реализации в учреждении дополнительного образования детей, в образовательную концепцию которого  включена деятельность по физическому совершенствованию детей среднего школьного возраста.

Существует много факторов, которые в течение жизни ослабляют здоровье, и лишь немногие способны его укрепить. В первую очередь – это регулярные занятия физической культурой.

Систематические занятия фитнесом совершенствуют приспособительные механизмы организма, снимают нервно-психическое перенапряжение, улучшают процессы обмена веществ и кровоснабжения тканей и органов, что положительно отражается на физическом состоянии, самочувствии и работоспособности. Такие занятия применяются и как средство профилактики и лечения многих недугов.

Одним из действенных методов, применяемых на занятиях для развития выносливости, быстроты, силы является использование подвижных игр с бегом и прыжками, проведение различных эстафет.

 

Цель образовательной программы: 

Целью образовательной программы является формирование устойчивых мотивов и потребностей бережного отношения к собственному здоровью, стремления к активным занятиям физической культурой и спортом, физической красоте, душевной и физической гармонии.

Задачи образовательной программы:

1. Обогащение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранных фитнес – занятий, использования их в качестве средств укрепления здоровья.

2. Всестороннее гармоническое развитие тела.

3. Формирование музыкально-двигательных умений и навыков.

4. Воспитание волевых качеств.

5. Совершенствование функциональных возможностей организма.

        6. Повышение работоспособности и совершенствование основных физических качеств.

Как и в любом виде двигательной активности, на занятиях Фитнесом решается три основных типа педагогических задач:

1. Воспитательные - развитие позитивного отношения к движению, привлечение учащихся к увлекательному миру музыки, фитнеса и здорового образа жизни.

  1. Оздоровительные - укрепление здоровья, нормальное физическое и психическое развитие; формирование ценностного отношения к своему здоровью;
  2. Образовательные - формирование устойчивых мотивов, развитие и реализация индивидуальных способностей.

Отличительная особенность:

     Отличительной особенностью программы является то, что данная программа ориентирована не на выполнение спортивных разрядов высшего мастерства, а направлена на социальную адаптацию обучающихся в обществе, на развитие физических и моральных качеств ребенка.

Условия реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:                                               

         В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа предназначена для обучающихся 11-14 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:  1 год -72 часа.

Режим занятий:

1 год обучения: 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу.

Формы учебно-тренировочного процесса:

  • групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
  • медико-восстановительные мероприятия и медицинский контроль;
  • тестирование.

Наполняемость учебной группы:

        Группа 1 года обучения комплектуется в количестве 15 человек.                                  

        Основными требованиями для приема в группы занятий по фитнесу: наличие медицинской справки о состоянии здоровья и письменное заявление родителей.

В процессе обучения применяются следующие виды и формы  контроля:

- предварительный контроль осуществляется педагогом в начале учебного года методом тестирования по общей физической подготовке;

- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала, физической подготовленности и состояния здоровья) осуществляется педагогом методом наблюдения;

- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие методом определения уровня и объема освоенных навыков;

- итоговая  аттестация проводится в конце каждого учебного года, методом  тестирования по общей физической подготовке, позволяющим определить уровень освоенных навыков, а также методом устного опроса на владение теоретическими знаниями.

Формы подведения итогов:

        Учащиеся должны выполнять все комплексы по фитнесу. Каждое полугодие сдаются тесты на гибкость, на пресс, отжимание. В конце года просматривается динамика развития учащихся.

Для оценки адаптации юных спортсменов к тренировочным нагрузкам рекомендуется процедура исследования физической работоспособности сердечно-сосудистой системы при проведении пробы Руффье. Тестирование начинается с измерения ЧСС в покое, после 5-ти минутного отдыха (Р-1), в положении сидя. Затем выполняется 20 глубоких приседаний с выпрямлением рук перед собой. Во время подъема руки опускаются  вдоль туловища. Сразу же после окончания приседаний  измеряется пульс

(Р-2) в положении стоя, а после минутного отдыха – в положении сидя (Р-3).

        Оценка скорости восстановления пульса (индекса Руффье) производится по формуле:

R= {(P1+P2+P3) – 200}:10

Качественная оценка работоспособности представлена  в таблице

Оценка адаптации организма  спортсмена к предыдущей работе

                  Таблица

качественная оценка

индекс Руффье

Отлично

2 и менее

Хорошо

3-6

Удовлетворительно

7-10

Плохо

11-14

очень плохо

15-17

Критическое

18 и более

Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы

Программа воспитания и развития у обучающихся необходимых физических и психических навыков для здорового полноценного развития строится  на многообразии  форм и методов работы.

Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков, возможностей материально-технической базы, типа и вида занятий.

Основные принципы обучения:

        1) Принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего,    

воспитание осмысленного овладения техникой ОФК; заинтересованности и творческого

отношения к решению поставленных задач;

                2) Принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация упражнений, видео и фото- материалы)

                3) Принцип доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается интерес к занятиям, при этом  необходимо приучать учеников к преодолению трудностей. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов.

                4) Принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники двигательных действий и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.

Особенностями данной программы являются:

- предоставление воспитанникам свободы выбора ряда элементов учебного процесса;

-  Применение принципа вариативности – содержание учебного занятия, планируется с учетом индивидуальных возрастно-половых психофизиологических особенностей обучающихся, их личных желаний.

Методика обучения:

Обучение конкретному элементу или комбинации элементов можно условно разделить на три тесно связанных между собой этапа.

Первый этап (ознакомление) - создание общего предварительного представления об элементе, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного действия. В результате первичных сведений о новом элементе (форме, амплитуде, направлении приложения усилия, позиции) и двигательного навыка, накопленного в памяти ученика, устанавливаются общие связи, обеспечивающие построение исходной программы предстоящих двигательных действий.

Второй этап (разучивание, закрепление навыка) - непосредственное овладение основами техники выполнения движения. На данном этапе в результате активной совместной работы учителя и ученика уточняются представления о динамике движение, осуществляется закрепление двигательного навыка, осуществляется связь с предыдущими изученными движениями.

Третий этап (совершенствование техники) - на данном этапе осуществляется твердое усвоение двигательного навыка, умение выполнять упражнение верно.

 Методы обучения:

  1. Структурный метод – это последовательное  разучивание и усвоение движений. При этом используются специально подготовленные хореографические связки.
  2.  Метод музыкальной интерпретации – связанный с характером движений и музыку. Для того чтобы его использовать, необходимо ознакомиться с элементарными понятиями музыкальной грамоты.
  3. Метод усложнения – обеспечивает переход от простых движений к более сложным.
  4. Метод сходства – помогает формировать идею простого движения в разнообразные варианты.
  5. Метод блоков – при его использовании движения не складываются из составных частей, а объединяются в блоки по мере усвоения.
  6.  Фристайл – свободное повторение и выполнение движений под музыку.

        Работа на занятиях может быть организованной фронтальным, групповым или индивидуальным методом.

        Преимущественно фронтального метода заключается в том, что учитель имеет возможность следить за действиями всех занимающихся. Фронтальный метод используют в ходе разучивания простых движений, когда занимающиеся способны сразу овладеть показанными упражнениями. Он обеспечивает большую плотность занятия.

        При групповом методе класс делится на несколько групп, которые самостоятельно или под руководством прорабатывают учебное задание.

        Индивидуальный метод  заключается в том, что каждый занимающийся получает определенное задание и самостоятельно работает.

Учебно - тематический план.

Тема

теория

практика

1

Аэробика

1

20

Комбинации

1

15

2

Стретчинг

1

На каждом занятии

4

Силовая подготовка

1

15

6

ОФП

1

11

7

Упражнения на осанку

6

Итого:

5

67

                                                                                           

                                                  Содержание программы.

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

  • Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях фитнесом;
  • Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;

2.Теоретические сведения – 5 часов.

Теория:

  • Зарождение фитнеса. Аэробика – разновидности, цели, задачи;
  • Стретчинг – возникновение, цели, задачи;
  • Краткие сведения о строении скелетной, мышечной системы;
  • Гигиенические знания, режим, питание, гигиена при занятиях фитнесом. Вредные привычки;
  • Врачебный контроль. Самоконтроль. Предупреждение травм. Массаж, самомассаж.

3. Аэробика.

Простые маршевые шаги: бейсик, марш, вистеп, мамбо, пивот, боксстеп, степкрос, кикболчеинч.

Приставные шаги: стептач, ниап, кел, кик, лифтсайд, пони, скуп, орен, тузтач, хилтач, ланч.

Простые маршевые с добавлением ча– ча-ча: марш ча -ча-ча, бейсик ча-ча-а, вистеп ча-ча-ча, мамбо ча-ча-ча, боксстеп ча-ча-ча, степкрос ча-ча-а, кикболчеинч ча-ча-ча.

Простые маршевые с добавлением лифт: марш лифт, бейсик лифт, вистеп лифт, мамболифт, бокс степ лифт, степкрос лифт.

Приставные альтернативные: грейтвайн, даблстептач, шоссебэк, шоссефронт.

Приставные удвоенные: репит-стептач2, ниап2, кел2, лифтсайд2, кик2, скуп», тузтач2, хилтач2, кик2.

4. Комбинации.

        Разучивание различных танцевальных комбинация на основе усвоенных шагов аэробики. Создание своих танцевальных комбинаций.

5. Стретчинг.

        Упражнения для развития гибкости - используются в конце занятия аэробикой 5-7 минут, пре стретчинг используется перед основной частью занятия 1–2 минуты для улучшения гибкости.

6. Силовая подготовка.

        Выполнение шагов аэробики с утяжелением.

Подвижные игры: «Кто сильнее», « Кто сделает больше передач», «Соревнование тачек».

7. Общефизическая подготовка:

  • Подвижные игры;
  • ОРУ;
  • Бег;
  • Прыжки;
  • Метания.

8. Упражнения для формирования правильной осанки:

        Это упражнения для развития силы и гибкости мышц спины, плеч, живота (упражнения у гимнастической стенки, с гимнастической палкой, использование спец. оборудования - мешочки).

                                                      Используемая литература

1. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Теория и методика. – Т. I. – М.: ФАР, 2002.
2. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – М.: Спортакадемпресс, 2003.
3.
Полная энциклопедия оздоровительных упражнений. АСТ Издательство, 2001г

4. Рипа М.Д., Расулов М.М., Культова И.В. Практические и методические основы кинезотерапии: Учеб. пособие. – М.: ТВТ Дивизион, 2008.
5.  
Смирнова  И. В. Бодифлекс, калланетика, пилатес-фитнес для вашего здоровья, красоты, долголетия: сборник Вектор изд-во, 2009.

6. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура : учеб. для вузов – Минск: Тесей, 2003.
7. Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнесс. – Киев: Олимпийская литература, 2000.

8.  Шихи. К.  Фитнесс-терапия: исчерпывающее руководство для тех, кто хочет сохранить силу и здоровье своего тела и преодолеть болезни. Изд-во ООО Терра-Спорт, 2001.

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Детский фитнес".

Направленность программы: физкультурно-спортивная.Уровень: ознакомительный.Возраст обучающихся 7-8 лет....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес аэробика» спортивной направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Фитнес аэробика»спортивной направленности...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физической культуре «Детский фитнес»

Настоящая программа является программой дополнительно образования по детскому фитнесу для детей 4-7лет  дошкольного возраста Направленность :  физическое развитие Дополнительная ...

Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Фитнес-аэробика»

Программа состоит из двух модулей.Первый модуль - «Базовая аэробика». Образовательная задача первого модуля: способствовать приобщению обучающихся к занятиям аэробикой (знакомство с термин...