ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развитие физических качеств»
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме

Смолин Роман Константинович

Организационно-педагогические основы обучения

Программа предусматривает обучение детей с 7-8 лет, не прошедших отбор в спортивную школу по физическим данным или внешним параметрам. Либо обучение подростков, которые не могут быть зачислены в спортивную школу по  возрасту. К занятиям допускается любой ребёнок или подросток не зависимо от уровня физической подготовки, при наличии справки от врача о состоянии здоровья и допуске к занятиям, личного желания ребёнка и его родителей (законных представителей).

Состав учащихся в группе непостоянный (может изменяться в течение года, так как принимать в такие группы можно в любое время по желанию родителя, законного представителя ребёнка), разнополый, разновозрастной.            

Занятия целесообразно проводить с группой не более 15 человек.

Группы рекомендуется формировать из детей примерно одного возраста с разницей в возрасте не более 3 лет.

Например:  7 – 10 лет

                    11 – 14 лет

                    15 – 18 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ofp.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Утверждено

Пр.№_____от___________

Зам. директора по УВР

_________/_____________/

«____» _________ 2015г.

       ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Развитие физических качеств»

Категория обучающихся: от 7 лет (возраст не ограничен)

Срок реализации: 1 год

Руководитель: Смолин Роман Константинович,

учитель  физической культуры

г. Югорск

2015 год


Пояснительная записка

Как показывает практика, современные дети и подростки  испытывают недостаток двигательной активности, особенно живущие в условиях Крайнего Севера, что делает дополнительные занятия в секциях, кружках, клубах просто жизненно необходимым.

Система дополнительного образования детей, получившая широкое развитие в нашей стране, приоритетной задачей ставит физическое развитие и духовно – нравственное воспитание детей и подростков. Регулярные занятия физической культурой и спортом крайне важны для формирования здорового образа жизни.

Система физического воспитания создаёт благоприятные условия для раскрытия и развития физических качеств и духовных способностей, содействует всестороннему развитию личности.

Каждый вид спорта предъявляет свои требования к физическим данным и внешним параметрам детей, к возрасту, в котором можно начинать занятия данным видом спорта. Поэтому не все дети  желающие заниматься спортивной гимнастикой или спортивной акробатикой могут быть зачислены в учебные группы спортивной школы. Да и многие родители не стремятся к достижению высоких спортивных результатов их детьми, считая самым главным физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Увлечение подростков экстремальными видами спорта,   такими,  как  паркур или  воркаут,  несут угрозу их здоровью, так как сложные элементы осваиваются детьми без должной физической подготовки, руководства тренера  и необходимой страховки.

Данная программа  направлена решение задач физического развития ребёнка и совершенствование  его двигательных качеств и способностей,  таких как сила,  ловкость, быстрота, координация движений. Даёт возможность освоить гимнастические и акробатические элементы, являющиеся основой паркура и воркаута, под руководством опытного тренера в комфортных условиях спортивного зала на необходимых снарядах.

Потребность детей и подростков в активных движениях полностью удовлетворяются на занятиях по данной программе  и помогают сформировать  физически развитого и полноценного человека.

Цель программы: развитие общих физических качеств, укрепление здоровья, воспитание потребности к активному и здоровому образу жизни.

Задачи:

  • привлечение максимально возможного количества детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  • организация содержательного досуга, воспитание физических, морально – этических и волевых качеств.
  • укрепление всех функций и систем организма.
  • подготовка к занятиям различными видами спорта

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Программа предназначена для учителей по физической культуре, тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности для работы с детьми и подростками в возрасте 7 -18 лет .

Характеристика программы

  • тип программы: дополнительная  общеразвивающая;
  • направленность: физкультурно-оздоровительная;
  • вид: модифицированная;

Классификация:

  • по сложности: комплексная;
  • по характеру деятельности: развивающая физические качества,
  • по возрастному принципу: разновозрастная;
  • по срокам реализации: 1 год.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа предусматривает обучение детей с 7-8 лет, не прошедших отбор в спортивную школу по физическим данным или внешним параметрам. Либо обучение подростков, которые не могут быть зачислены в спортивную школу по  возрасту. К занятиям допускается любой ребёнок или подросток не зависимо от уровня физической подготовки, при наличии справки от врача о состоянии здоровья и допуске к занятиям, личного желания ребёнка и его родителей (законных представителей).

Состав учащихся в группе непостоянный (может изменяться в течение года, так как принимать в такие группы можно в любое время по желанию родителя, законного представителя ребёнка), разнополый, разновозрастной.            

Занятия целесообразно проводить с группой не более 15 человек.

Группы рекомендуется формировать из детей примерно одного возраста с разницей в возрасте не более 3 лет.

Например:  7 – 10 лет

                    11 – 14 лет

                    15 – 18 лет

                18 лет и старше

Рекомендуемый режим занятий – 1 год -  2 раза в неделю по  2 часа (45 + 45мин.)

                                                          2 год – 2 раза в неделю по  2 часа (45 + 45мин.)

                Распределение объемов компонентов подготовки

                                Периоды подготовки

Виды подготовки

1 год

 2 год

1. Теоретическая

4

4

2. Общая физическая

50

50

3.Специальная физическая

50

50

4. Изучение основ видов спорта

38

38

5. Контрольные испытания

 2

2

         ВСЕГО  ЧАСОВ:

144

144

                       Содержание программы первого года обучения

 Раздел 1. Теория. 

1. Правила поведения в ДЮСШ.    

2. Соблюдение правил безопасной работы в спортивном зале.

 3. Спорт и здоровье. Соблюдение гигиены спортсменом. Распорядок дня юного спортсмена.  

Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП).

 1. Строевые упражнения.

2. 0бщеразвивающие упражнения (ОРУ ).

З. Дыхательная гимнастика.

4. Корригирующая гимнастика.

5.Оздоровительная гимнастика.

6. Оздоровительный бег.

7. Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты.

Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП).

1. Упражнения на ловкость.

2. Упражнения на координацию движений.

З. Упражнения на гибкость

4. Различные виды бега, челночный бег.     

 Раздел 4. Изучение основ видов спорта

1. Изучение элементов гимнастики.

2. Изучение элементов акробатики.

3. Спортивные игры.

 

Соревнования и конкурсы

1. Соревнования по ОФП.

2. Соревнования по СФП.

З. Соревнования — эстафеты.

4. Соревнования "Веселые старты".

Раздел 5.  Контрольные испытания

Так как главной задачей данной программы является развитие физических качеств и оздоровление детей, то разработанных фиксированных контрольных нормативов быть не может. Тренер проводит контрольные проверки лишь для того, чтобы отслеживать положительную динамику в развитии физических качеств  каждого ребёнка. Так же,  это необходимо для родителей, которые всегда хотят видеть результат занятий.

Содержание программы второго года обучения

 

Раздел 1. Теория.

1.Соблюдение правил безопасной работы в спортивном зале.

2.Из истории развития видов спорта.

3.Контроль и самоконтроль при  занятиях спортом.

4. Соблюдение гигиены спортсменом.      

Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП).

1. Строевые упражнения.

2. 0бщеразвивающие упражнения (ОРУ).

З. Дыхательная гимнастика.

4. Корригирующая гимнастика.

5. Оздоровительная гимнастика.

6. Оздоровительный бег.

7. Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты.

Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП).

1. Упражнения на ловкость.

2. Упражнения на координацию движений.

З. Упражнения на гибкость.

4. Упражнения на быстроту.

5. Упражнения на выносливость.

 

 Раздел 4. Изучение основ видов спорта

1. Изучение элементов гимнастики.

2. Изучение элементов акробатики.

3. Спортивные игры.

 Соревнования и конкурсы

1. Соревнования по ОФП.

2. Соревнования по СФП.

3. Соревнования — эстафеты.

        

Раздел 5.  Контрольные испытания

Так же проводятся лишь с целью отслеживания положительной динамики в развитии физических качеств обучающихся.

Программный материал, рекомендуемый к изучению по 4 разделу

«Изучение элементов гимнастики и акробатики»

Данный материал приводится для детей возрастных групп 7 – 10 лет, 11 – 14 лет никогда не занимавшихся спортом. Для более подготовленных детей тренер составляет индивидуальные программы, включающие изучение более сложных гимнастических и акробатических элементов.

1 год обучения:

  1. Группировка, перекаты на спине в группировке вперёд и назад;
  2. Стойка на лопатках;
  3. Мост из положения лёжа;
  4. Складка, сидя ноги вместе, складка, сидя ноги врозь;
  5. Шпагат (обучение);
  6. Равновесие, согнув ногу вперёд, равновесие «Ласточка»
  7. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов;
  8. Прыжок вверх ноги врозь.
  9. Кувырок вперёд в группировке;
  10. Кувырок назад в группировке.

               

2 год обучения:

  1. Кувырок вперёд, кувырок назад;
  2. Стойка на лопатках – перекатом встать;
  3. Мост из положения лёжа или стоя;
  4. Складка, сидя ноги вместе, складка, сидя ноги врозь;
  5. Шпагаты;
  6. Равновесие «Ласточка»;
  7. Прыжки с поворотом на 180 и 360 градусов;
  8. Прыжок вверх, в темпе - прыжок вверх ноги врозь;
  9. Стойка на голове;
  10. Стойка на руках;
  11. Переворот боком «Колесо».

Для более подготовленных детей и подростков в программу можно включить изучение таких элементов как:

Переворот, «рондат», сальто вперёд и назад в группировке и т. д.

Рекомендуемый комплекс упражнений для контрольных испытаний:

  1. Бег 20 метров;
  2. Отжимания от гимнастической скамейки;
  3. Удержание ног под углом  90 градусов в висе на шведской стенке;
  4. Удержание в висе на согнутых руках на перекладине;
  5. Прыжок в длину с места.
  6. Подтягивания.
  7. Лазания по канату.

Список литературы:

  1. В.В.Козлов Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного

образования. Акробатика /В.В.Козлов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.

  1. Гимнастика: Учебник для студентов  высших  педагогических  учебных заведений / М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.- 2-е изд.,

стер.- М.: Издатедьский центр «Академия», 2002.

  1. Ковальчук Л.Н. Развитие физической культуры и спорта в дополнительном

образовании детей  (концепция и опыт работы)  М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002  Серия:

«Библиотечка  для педагогов, родителей и детей».

     4.Психология и современный спорт: Международный сборник научных работ по психологии спорта. /Сост. А.В. Родионов, Н.А. Худадов; Предисл. М. Ванека.- М.: Физкультура и спорт, 1982.

ОФП

Пояснительная записка

Физическая подготовка является основой любого вида спорта, – своеобразным фундаментом, базой, на которой покоятся техника и мастерство.

ОФП – общая физическая подготовка – это укрепление физического здоровья, приобретение широкого круга двигательных умений и навыков, развитие основных двигательных качеств, служащих основой для последующей специальной подготовки. Занятия общей физической  подготовкой проводятся в целях укрепления здоровья и закаливания организма занимающихся, достижение разностороннего физического развития.

Ребенку школьного возраста необходимо ежедневно двигаться 2,5-3 часа. Но не всегда родителям удается выделить достаточно времени на прогулки, занятия в спортивных секциях или подвижные игры с ребенком, что в результате отрицательно сказывается как на общем самочувствии, так и на поведении ребенка. Он становиться капризным и нервно возбудимым. Поэтому нехватку физической нагрузки необходимо восполнять, нужно направить энергию ребенка в нужное русло.

     Заниматься ОФП  может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и   допущенный врачом к занятиям.

Главная цель программы: гармоническое развитие ребенка, совершенствование его двигательных способностей, укрепление здоровья.

 Занятия ОФП являются хорошей школой физической культурой и проводятся с целью:

  • укрепления здоровья и закаливания занимающихся,
  • достижения всестороннего развития,
  • приобретение навыков и умений самостоятельно заниматься физической культурой,
  • формирование моральных и волевых качеств,

Задачи:

Воспитывающие задачи:

воспитать морально- волевые и нравственно- эстетические качества,

ориентировать на здоровый образ жизни,

привить интерес, потребность к регулярным занятиям ОФП.

воспитать дисциплинированность, решительность, целеустремленность, настойчивость, упорство, выдержку, инициативность.

Развивающие:

развить, закрепить и совершенствовать физические качества (быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость, скорость, координация,     выразительность движений

Обучающие:

в каждой возрастной группе решаются следующие обучающие задачи:

обучить правильному бегу, метанию, прыжкам и т.д.

вооружить учащихся знаниями и умениями, необходимыми в быту, трудовой деятельности.

Программа ОФП предназначена для развития силы, выносливости, ловкости и гибкости ребенка. В упражнениях ОФП используется дозированная физическая нагрузка с учетом данной возрастной группы детей. Продолжительность занятий ОФП 1 академический час.

Основная задача  - воспитание детей, овладение физической культурой и  совершенствования личностных взаимоотношений. Учитель на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка, находит индивидуальный подход, позволяющих благоприятно воздействовать на физическое и психическое здоровье школьника, поддерживает тесную связь с родителями и классным руководителем.

     Программа «Общая физическая подготовка» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. При составлении плана учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему.     В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Поэтому учитель должен изучить своих будущих воспитанников. Начальное изучение проводится во время беседы с ребенком, с родителями, в процессе медицинского осмотра и беседы с врачом, в процессе педагогических наблюдений на первых занятиях ; по результатам контрольных упражнений  Учитель должен систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием кружковцев, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиены, режиму дня и питанию детей, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, сдача норм ГТО.

     

Все упражнения ОФП провоходят в игровой форме, что непременно понравиться ребенку.

В результате регулярных занятий ОФП у ребенка формируются следующие навыки:

повышается выносливость и сила;

развивается гибкость и эластичность мышц и связок, что снижает риск получения травм;

формируется правильная осанка, предотвращается развитие сколиоза и плоскостопия;

повышается устойчивость к заболеваниям;

улучшается сон и пищеварение;

развивается координация и ловкость;

регулярные физические занятия благотворно скажутся на поведении и эмоциональном состоянии вашего ребенка.

ОФП и методики физического развития                  

Занятия ОФП (общая физическая подготовка) направлены на то, чтобы развить у занимающего такие качества, как:

Сила,

Выносливость,

Резкость,

Прыгучесть,

Гибкость,

Координация.

Все эти качества необходимы для гармоничного развития физических качеств и здоровья человека. Особенно важны занятия ОФП в детском и подростковом возрасте. Для взрослого человека важно постоянно поддерживать тренированность на определенном уровне.

Упражнения на развитие силы различных мышечных групп

Мышцы ног

Мышцы спины

Мышцы брюшного пресса

Мышцы рук и плечевого пояса        

Для развития всех этих групп мышц существует два основных типа упражнений: упражнения с тяжестью собственного тела и упражнения с различными приспособлениями.

Упражнения для развития силы мышц ног:

приседания на двух ногах.

приседания на двух ногах с грузом на плечах.

приседания на одной ноге (в «пистолетике»).

фиксирование полуприседа (90°), прижавшись ровной спиной к стене.

Упражнения для развития силы мышц спины:

поднимание туловища из положения лежа на животе (на полу, на гимнастической скамейке с фиксацией ног).

поднимание туловища из положения лежа на животе (на полу, на гимнастической скамейке с фиксацией ног)

поднимание ног лежа на животе.

одновременное поднимание туловища и ног с фиксацией позы «рыбка»

опускание туловища в горизонтальное положение стоя (лопатки сведены, руки в стороны) с фиксацией позы.

Упражнения для развития силы мышц брюшного пресса:

поднимание туловища из положения лежа на спине (на полу, на гимнастической скамейке с фиксацией ног).

поднимание ног лежа на спине.

одновременное поднимание туловища и ног с фиксацией позы «уголок».

поднимание ног в положении виса.

удержание позы «уголок» в положении виса.

упражнение «березка» (одновременно укрепляет поясничные мышцы спины).

Упражнения для развития силы мышц рук и плечевого пояса:

отжимания - сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

подтягивания - сгибание и разгибание рук в висе.

лазание по горизонтальной лестнице в висе.

упражнения с гантелями:

разведение прямых рук в стороны в медленном темпе,

поднимание прямых рук вверх из горизонтального положения (быстрое поднимание, медленное опускание),

поднимание прямых рук вперед (ладони в пол, ладони вверх),

сгибание в локтях, прижав их к туловищу,

сгибание кисти.

жим от груди лежа,

жим от груди стоя,

сгибание к груди.

Упражнения на выносливость

Упражнения на общефизическую выносливость предполагают выполнение несложных циклических движений в течение максимально длительного промежутка времени. Например, бег на длинные дистанции, ходьба на лыжах в течение определенного времени. Выносливость может тренироваться целенаправленно или опосредованно, т.е. во время тренировок, имеющих целью развитие тех или иных качеств, также тренируется и выносливость.

Упражнения на развитие резкости

Челночный бег

Упражнения с резиной

Метание

Упражнения на развитие прыгучести

заскоки на скамейку

соскоки со скамьи

перепрыгивания через скамейку с продвижением вдоль нее

многоскоки: с продвижением - на двух ногах, на одной, с поджиманием ног, из приседа, из приседа с поджиманием; без продвижения - на двух ногах, на одной, с поджиманием ног, из приседа, из приседа с поджиманием, с поворотом на 180 и 360 градусов.

упражнения со скакалкой

Упражнения на развитие гибкости

Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет активности групп мышц, окружающих соответствующий сустав. Пассивная гибкость - это способность к достижению наивысшей подвижности в суставах в результате действия внешних сил. Термин гибкость приемлем для оценки суммарной подвижности в суставах всего тела. Гибкость в значительной степени зависит от строения суставов, а также от пластичности связок и мышц, укрепляющих сустав. Строение суставов определяется врожденными особенностями, но постоянная работа над увеличением подвижности благоприятно влияет на повышение эластичности суставных связок.

При подборе средств и методов практических занятий учитель должен иметь в  виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует  использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются  упражнения из разных видов спорта ( легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или  гимнастика, подвижные игры и т.д.).

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

      Спортивные соревнования между группами повышают интерес к занятиям. Их  следует проводить систематически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Общая физическая подготовка с элементами лыжной подготовки"

ПРограмма расчитана на детей начальной школы. По 144 часа в год. 2 раза в неделю по 2 часа....

Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»

Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ» ...

дополнительная общеразвивающая программа "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР и ЗПР"

Программа расчитана на детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития...

Дополнительная общеразвивающая программа области физической культуры и спорта по сложно-координационным видам спорта (фитнес-аэробика)

Общеразвивающая программа дополнительного образования «Фитнес - аэробика»         направлена на формирование характерных особенностейподготовки юных...

Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)

АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...

Дополнительная общеразвивающая программа области физической культуры и спорта по сложно-координационным видам спорта (фитнес-аэробика)

Тренер-преподаватель: Скупченко Ирина Викторовна.Вид спорта: Фитнес-аэробикаГруппа: СОГ- 6 год обученияКоличество учащихся: 7 человекМесто и время проведения: 28 октября 2023 г., 15.30 – 17.00; ...