Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС.
статья по физкультуре на тему
В статье представлен опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
Попов Алексей Викторович
учитель физической культуры
МАОУ «Лицей гуманитарных наук»
г. Саратов
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
- Наличие специфических стратегий деятельности.
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом.
- Склонность «все делать по-своему». Например, для одаренного ребенка типично — наряду со способностью очень быстро находить пути решения задач — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения).
- Обучаемость которая может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
К группе физически одаренных детей мы относим тех обучающихся, которые:
- имеют более высокий уровень физической подготовленности по сравнению с большинством остальных школьников-сверстников;
- имеют высокую познавательную потребность в двигательной активности;
- испытывают радость от занятий физической культурой и спортом;
- проявляют любопытство ко всем видам двигательной активности;
- свободно высказывают своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;
- уверенно выполняют сложные двигательные действия, обладают богатой фантазией и воображением;
- имеют высокую скорость мышления и освоения двигательного навыка.
- стремятся к самовыражению, через участие в различных соревнованиях и спортивных конкурсах.
Основными принципами работы с физически одаренными детьми в школе стали: реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития ребенка, использование системы развивающего образования и раскрытие творческого потенциала детей с признаками физической одаренности, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей физически одаренных детей, увеличение роли внеурочной деятельности.
Целью данной работы является: выявление, развитие и поддержка одаренных детей; создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи: развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования; создать благоприятные условия для реализации их личных творческих способностей, интеллектуального, морально – физического развития.
Система работы по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей включает в себя:
1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей учащихся с целью выделения группы одарённых детей и создание полного банка данных о них.
2. Выявление одаренных детей и формирование из них групп.
3. Вовлечение в конкурсную деятельность, предметные олимпиады.
4. Индивидуальная работа по подготовке учащихся к участию в школьных и районных и областных соревнованиях.
5. Анализ участия учащихся в различных мероприятиях.
Выработаны направления совершенствования системы работы: создана подсистема диагностики одарённости учащихся, совершенствуется система по выбору в рамках обязательной нагрузки, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках и во внеурочной деятельности. Работу с одарёнными детьми ведется систематически через углубленное изучение предмета. Одним из важнейших направлений работы учителя считается работа по формированию и поддержки у учащихся творческих инициатив, активизация их деятельности по расширению и углублению знаний. Для решения этих целей используются следующие формы работы:
- Индивидуальные беседы с учащимися с целью формирования у учащихся положительной мотивации на углубление знаний по предмету.
- Все занятия построены с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей. Наряду с теоретическими знаниями, которые повышают интеллект и расширяют кругозор, ребята активно занимаются физической культурой и спортом.
- Привлечение учащихся к участию различного рода соревнованиях, конкурсах. Для многих ребят соревнования, конкурсы и олимпиады могут стать стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути, утвердить профессиональный выбор его участников и победителей.
- Ежегодно обновляется банк данных одарённых детей школы.
Работу с одаренными детьми строится на основе следующих принципов
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности,
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В течение 2013-2015 гг. я проводил работу с одаренными детьми по следующим направлениям:
-подготовка к участию во Всероссийских конкурсах детских исследовательских работ и проектов
-подготовка к участию во Всероссийском конкурсе предметных олимпиад
-подготовка к участию в спортивных соревнованиях школьного, муниципального и городского уровней.
Результатами работы с одаренными детьми являются грамоты и дипломы, полученные в конкурсах и соревнованиях различных уровней.
№ п/п | Ф.И. учащегося | Название мероприятия | Статус ученика | Уровень мероприятия |
1. | К. Глеб | Соревнования по мини-футболу в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области» | победитель | Областной |
2. | Л. Семен | Соревнования по мини-футболу в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области» | победитель | Областной |
3. | Н. Андрей | Соревнования по мини-футболу в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области» | победитель | Областной |
4. | С. Вика | Соревнования по дартс в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области» | победитель | Областной |
5. | Е. Мария | Соревнования по настольному теннису в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области» | Призер (3 место) | Областной |
6. | Ц. Илья | Соревнования по настольному теннису в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области» | Призер (3 место) | Областной |
7. | В. Александр | Соревнования по волейболу в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области» | Соревнования по настольному теннису в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент | 2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области» |
8. | И. Максим | Соревнования по волейболу в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области» | Соревнования по настольному теннису в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент | 2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области» |
9. | К. Артем | Соревнования по волейболу в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент-2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области» | Соревнования по настольному теннису в открытом турнире СГАУ им. Н.И. Вавилова «Абитуриент | 2014» среди школьных дворовых команд Саратовской области» |
10. | Д. Валерия | Всероссийский дистанционный конкурс «Я выбираю здоровый образ жизни!» | победитель | Всероссийский |
11. | К. Серафима | Конкурс детских исследовательских работ и проектов | победитель | Всероссийский |
12. | К. Александр | Конкурс детских исследовательских работ и проектов | призер | Всероссийский |
13. | А. Татьяна | Всероссийская олимпиада «О, спорт, ты - жизнь!» | победитель | Всероссийский |
Благодаря системной и планомерной работе всего педагогического коллектива школы, физически одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь. На протяжении всей жизни они проносят свою любовь к физической культуре и спорту, активным примером прививая её своим детям.
Список литературы
- Пепинский, П. Одаренный ребенок [Текст] : психология развития. / П. Пепинский ; пер.с англ. – М. : Прогресс, 1996. – 115 с.
- Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении [Текст] / Т. А. Строкова // Одаренный ребенок, 2003. – № 6. – С. 45 – 51.
- Тейлор, К. Интеллект [Текст] : проблемы одаренности / К. Тейлор, пер.с англ. – М. : Наука, 1976. – 148 с.
- Хеллер, К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков [Текст] / К. А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М. : Молодая гвардия, 2007. – 265 с.
- Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008.
- Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. Р.Гильмеева, И.Сибгатуллина; учебно-методическое пособие, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные меропр...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образов...
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....
Обобщение опыта работы: «Достижение планируемых результатов образования на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Современные программы школьного физического воспитания предлагают для решения обширный круг задач, среди которых можно выделить задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитание осознанной...
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
личный опыт ратоты с одаренными детьми...