Перспектива формирования культуры здоровья учащихся в образовательном учреждении.
статья по физкультуре на тему

Немтырева Татьяна Викторовна

В статье раскрываются направления по формированию культуры здоровья детей в образовательных учреждениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Немтырева Татьяна Викторовна, учитель физической культуры  высшей квалификационной категории

г. Елабуга, МБОУ «СОШ №10» Елабужского муниципального района    

Перспектива формирования культуры здоровья  учащихся в образовательном учреждении.    

           

       В древние времена люди говорили: “Здоровый дух в здоровом теле”- и это совершенно справедливо. Таким порядком слов они подчеркивали приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; иными словами – если человек культурен и духовен в широком смысле этих понятий, то и за своим физическим здоровьем он не может не следить.

      Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) в своей книге «Афоризмы житейской мудрости» писал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».

      Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития организма человека, особенно ребенка. Основные факторы, влияющие на здоровье - физические,  духовные и социальные.  

       Актуальность проблемы формирования культуры здоровья  учащихся обусловлена критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. Причинами нарушений здоровья являются как факторы внешней среды (неблагоприятные экологические условия), так и факторы риска, имеющие поведенческую основу: курение, употребление алкоголя, иных токсических и психоактивных веществ, несоблюдение правил личной гигиены, отсутствие интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом и др.  

      Необходимо отметить, что побудить детей заниматься физкультурой и спортом и вести здоровый образ жизни не очень легко. Этот выбор требует высокого уровня понимания, воли и заинтересованности. Чтобы быть здоровым, нужны усилия постоянные и неустанные.  

       Одним из главных факторов в формировании культуры здоровья учащихся является физическое воспитание, целью которого является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения нового человека. Поэтому, потребность в укреплении здоровья, формировании физической культуры  необходимо осуществлять в дошкольном и школьном возрастных периодах. И в этом смысле "Физическая культура" как учебный предмет в образовательных учреждениях имеет приоритетное значение. Проблемы сохранения здоровья школьников, обеспечение их двигательной активностью и т.д. решает в основном школьный предмет физическая культура [Багавиев И.И., 2004,с.4].

      В результате изучения учебной дисциплины "Физическая культура" все учащиеся получают обязательное общее физкультурное образование, укрепляют своё здоровье, получают физическое и духовное развитие, приобретают потребность в регулярных физкультурных и спортивных занятиях. Регулярные занятия физическими упражнениями являются надежным профилактическим средством против многих заболеваний (сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата), способствуют мобилизации жизненно важных функций организма, двигательных способностей (выносливости, силы, гибкости, ловкости, быстроты), воспитанию таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе. Правильно организованный двигательный режим школьников не только улучшает их физическое развитие, но и способствует повышению их успеваемости в школе, считает Кофман Л.Б.[ Кофман Л.Б., с.71]. Обязательное физическое воспитание должно обеспечивать подготовку к целенаправленному использованию средств физической культуры в течение всей жизни. Предмет «Физическая культура» основывается на применении современных психолого-педагогических и физиолого-педагогических теорий обучения, воспитания и развития личности. Он опирается на принципы деятельностного и личностного подходов, заключающихся в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования. Эти подходы диктуют необходимость использования активных методов обучения и воспитания, учета личностных особенностей каждого школьника. [Кофман Л.Б.,2005,с.14]. Важно подчеркнуть, что это практически единственная учебная дисциплина среди большого перечня других учебных предметов, которая призвана укреплять здоровье, способствовать улучшению умственной работоспособности, противостоять стрессовому влиянию учебных перегрузок. 

      Именно поэтому учебные программы по физической культуре ориентированы на максимальный оздоровительный эффект с разумным использованием различных физических упражнений, закаливания, дыхательной гимнастики, а также естественных сил природы и гигиенических факторов.  Если обратиться к зарубежному опыту и проанализировать, как решаются проблемы физвоспитания детей в США, воспользовавшись руководством для профессионалов [School Health, A Guide for Health Professionals, American Academy, 1987, 253р.]  то можно проследить, что набор программ по здоровью и физическому воспитанию в американской школе в целом не отличается от нашего, но обращает на себя внимание личностно-ориентированный подход: основное внимание уделяется характеристике проблем школьников.

      Немаловажными факторами укрепления здоровья учащихся являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреационной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают здоровье, а следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных в жизни целей.  Главная цель занятий массовыми видами спорта – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект. Для реализации этой цели в образовательных учреждениях  созданы спортивные клубы. На базе этих объединений работают кружки и спортивные секции. Учащиеся, посещающие секции и кружки, активно участвуют и побеждают в спортивных соревнования различного уровня. Обучающиеся принимают участие в спортивно-массовых мероприятиях: спортивных праздниках, школьных спартакиадах, соревнованиях, вечерах. Школьные спортивные клубы позволяют оптимизировать спортивное воспитание и повысить эффективность физкультурно-спортивной работы в школе, осознать спортивную деятельность, как личностную и общественную ценность, повысить уровень мотивации учащихся к занятиям  физической культурой.  

        Важным направлением работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы для укрепления здоровья учащихся.  С этой целью проводятся экскурсии на природу, организуются походы,  пешие прогулки,  игры на свежем воздухе, посещение спортивных сооружений: плавательных  бассейнов, легкоатлетического манежа, спортивных комплексов,  ледового дворца и др.. Во время летних и зимних каникул организовываются пришкольные оздоровительные лагеря, где дети активно отдыхают, участвуют в спортивных мероприятиях, получают оздоровительные и закаливающие процедуры.

     В образовательных учреждениях ведется  оздоровительная работа. Осуществляется врачебно-педагогический контроль за физическим состоянием учащихся, наблюдение за динамикой заболеваемости.  Учащиеся обучаются технике самоконтроля.  Проводится утренняя гигиеническая гимнастика, с целью мобилизации систем организма, физкультурные минутки на уроках, игры на переменах. Работают группы продленного дня, в которых обязательным правилом является проведение динамического часа на свежем воздухе.

        Не последнюю роль в формировании культуры здоровья учащихся играет работа с родителями. Родители задействованы в спортивной жизни школы в качестве общественных тренеров, которые проводят  спортивные праздники. Взрослые и сами с большим удовольствием участвуют в спортивных мероприятиях вместе со своими детьми. Охотно выступают на тематических классных часах и вечерах родители, имеющие спортивные звания, где рассказывают о своих спортивных достижениях, делятся с ребятами секретами успеха.

      Одним из ведущих направлений является военно-патриотическое воспитание молодого поколения. Ежегодно в феврале в общеобразовательных учреждениях проводится месячник массовой спортивно-оборонной подготовки, в рамках которого проходят соревнования по стрельбе из пневматической винтовки и пистолета, физической прикладной подготовке, военнизированные игры «Зарница», «Орленок» и др.

        В общеобразовательных учреждениях большая роль отводится агитации и пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Оформляются стенды наглядной агитации по борьбе с вредными привычками и ведению здорового образа жизни, физкультурно-спортивные стенды с демонстрацией призов, стенды «Лучшие спортсмены школы», достижений результатов выступлений.  На сайте школ регулярно выставляются репортажи с фотографиями о всех достижениях учащихся. Все это оказывает большое влияние на формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом, формирует потребность в систематической двигательной активности.

       В целом следует отметить, что перспектива формирования культуры здоровья  учащихся в образовательном учреждении напрямую зависит от результативного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой  задачи  и  повышению уровня здоровья и развития учащихся, их целесообразного подбора.  Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности. Результатом является эффективное и целенаправленное укрепление здоровья, снижение заболеваемости, подготовленность учащихся к жизнедеятельности.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ Формирование имиджа руководителя современного образовательного учреждения; его слагаемые

    Личность руководителя играет очень важную роль. Часто именно по личности судят об организации в целом. Поэтому проблема формирования имиджа становится для руководителей все ...

Статья "Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении в условиях модернизации образования"

Одной из важнейших задач современной школы является формирование здоровьесберегающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся ку...

Инновационный образовательный проект "Формирование оптимального правового пространсва образовательного учреждения в новых финансово-экономических условиях"

Инновационный проект направлен на областной конкурс инновационный проектов в сфере образования "Наша новая школа"...

Доклад на семинар МО воспитателей Тема: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Доклад:"Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учереждении"...

«Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Доклад на тему «Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»...