Сохранение психологического и физического здоровья на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему

Данилова Анжелла Вячеславовна

Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сохранение психологического и физического здоровья на уроках физической культуры

                                                                                                                      Подготовила

учитель физической культуры Данилова А.В.

Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была и остается одним из важнейших аспектов любой страны. Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российских школах ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды.

Поэтому необходимо обеспечить информированность родителей, учащихся о состоянии качества и результативности преподавания физической культуры, о принимаемых мерах по сохранению и укреплению здоровья учащихся нашей школы.  

Достижение названной цели может быть осуществлено с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками и коллегами, необходимо выстраивать свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Но существует и другая проблема-отсутствие мотивации у многих учеников. Что же нужно сделать для того, чтобы ученику было интересно, как же его мотивировать на учебную деятельность, на восприятие материала? За долгое время работы в школе, я поняла, что положительно влияет на мотивацию ребенка, собственная увлеченность учителя, умение сделать урок занимательным, необычным. Дети предпочитают активную деятельность пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению распоряжений, групповую работу индивидуальной.   Творческие задания привлекают детей. Реализуя принцип сознательности и активности, следует воспитывать у занимающихся творческое отношение к процессу физического воспитания, инициативу и самостоятельность.

Идея моего педагогического опыта: развитие мотивации школьников к учебной деятельности, за с чет творческого подхода к занятиям по физической культуре, сохранение как психологического, так и физического здоровья, путем поиска новых форм и методов работы.

При целенаправленном формировании интереса к физической культуре педагогически оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом, например, успешное формирование учебно-познавательных мотивов достигается сознательностью обучения и развития физических качеств. 

Уже с юных лет в ребенка нужно закладывать пользу поддержания физического здоровья, ведь как гласит нам известная поговорка «В здоровом теле, здоровый дух!». Основное направление работы учителя физической культуры-оздоровительное, оно реализуется с помощью использования рабочей программы развития, диагностикой уровня знаний, учета личностных достижений учащихся, представлением свободы выбора способов участия во внеурочной деятельности. Это помогает мне в решении поставленных задач, достижению более высоких результатов образовательного процесса, актуализируя личность ребёнка на творчество

Здоровьесберегающие технологии, которые необходимо использовать на уроках физической культуры:

1. Чередование видов деятельности. Один из способов повышения эффективности урока-чередование умственной и физической нагрузки учащихся, разнообразие форм организации урока. Чередование теории и практики;

2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть не только развивающим, но и интересным. На уроке необходимо обращать внимание на физическое и психологическое состояние детей, как они воспринимают задания, как оценивают собственную работу. Предъявлять требования и замечания только в дружественной форме;

3. Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки учащихся;

4. Индивидуальный подход к каждому школьнику. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными. Для этого он должен создать для каждого ученика ситуацию успеха, предоставить всем детям право выбора вида спорта и поддерживать его начинания;

5. Учителю в работе необходимо замечать и подчёркивать даже самый маленький успех ребёнка при выполнении заданий. Во-первых, это формирует интерес к содержанию того, что ребёнок познает, который подкрепляется похвалой и одобрением учителя. Во-вторых, нужно учитывать то, что школьник младшего возраста обычно настраивается на сосредоточенную работу при наличии близкой мотивации, т.е. перспективы получения скорого результата в виде лучшего выполнения задания, хорошей отметки и т.д.;

6. Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из задач является повышение устойчивости детского организма такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Уроки на свежем воздухе включают: лыжную подготовку, подвижные игры и другие спортивно массовые мероприятия;

7. Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.

8. Начало учёбы в школе означает постепенный переход от деятельности игровой к учебной. А это означает приобретение и систематизацию новых знаний, навыков и умений, дальнейшую социализацию личности. Я считаю, что игра стимулирует познавательную и двигательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно, искать ответы на возникающие вопросы; позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо. Ребёнок, по мере взросления, должен учиться относиться к учёбе как к труду, который является напряжённым и ответственным, но при этом может быть увлекательным, интересным и полезным;

9. Пропаганда здорового образа жизни. Акции «Обменяй конфету на сигарету», «Скажем наркотикам стоп!» и т.д. Я считаю, что активная пропаганда по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества должна лежать в основе обучения привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.

Использование технологий здоровьесберегающей педагогики способствует гармоническому развитию физических качеств, укреплению здоровья, стремление вести здоровый образ жизни, повышению мотивации к урокам физической культуры и занятиям различных видов спорта, развитию творческих способностей у учащихся.

В формировании всесторонне развитой личности ребенка в воспитательном процессе важное место принадлежит организации и проведению спортивных праздников. Данные мероприятия направлены на формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни, воспитание положительных нравственных качеств, семейных ценностей. Традиционными стали спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и многие другие мероприятия.

Также можно проводить «Дни Здоровья», которые несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди школьников, значительно увеличивают двигательную активность ребенка. 

Традиционно в школе проводятся спортивные соревнования по баскетболу, игра «Снайпер», футболу, результатом внеурочной деятельности становятся победителями и призерами различных соревнований.

Таким образом, регулярная работа по сохранению и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни, активная спортивная жизнь школы способствует укреплению физической подготовленности обучающихся нашей школы, о чём свидетельствуют позитивные показатели здоровья и качества обучаемости учащихся.

Заключение

Давно было доказано, что человек, который ведет здоровый образ жизни, обладает высоким зарядом оптимизма, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией учителя физической культуры, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Думаю, учителям, освоившим этот алгоритм действий, станет интереснее и проще работать в достижении конечного результата. Пока еще здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых подростков в наших школах. Но именно современный учитель личным примером и своим мировоззрением должен научить детей с раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье.

Ребенку предстоит впереди прожить целую жизнь. Успех в ней зависит и от его талантов, и от волевых способностей. Таланты предопределены генетически, а волевые способности – качества развиваемые. Физическая культура развивает их больше всего. Физкультура должна стать универсальным средством оздоровления. 

Список использованной литературы:

Ашмарина Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2007. 511с

Белов В.И. Психология здоровья. СПб: Респекс, 1994. 272 с.

Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 412 с.

Купчинов Р.И. Глазько Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Мн.: Харвест, 2001г. 486 с.

Ксензова Ю. Перспективные школьные технологии, учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000г. 223 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.  М.: Академия, 2006. 368с.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. 413 с.

Лях В.И. Методика физического воспитания. М.: ЮНИТИ, 2008. 269 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика здоровья на уроках физической культуры.

Определение состояния здоровья школьника и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической к...

« Организация работы с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам или освобождёнными от физических нагрузок на уроках физической культуры в МБОУ СОШ№16»

Цели: привлечь внимание к проблемам учителей физкультуры при работе с учащимися, отнесёнными к спецмедгруппе Задачи: - познакомить с некоторыми аспектами работы с о...

Мотивация к сохранению здоровья на уроке физической культуры.

Приемы и методы развития двигательной активности учащихся на уроках физкультуры и во внеклассной работе.     ...

Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры"

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....

Гармоничное развитие личности учащегося и укрепление его здоровья на уроках физической культуры

ХI-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к орган...