Диагностика здоровья на уроках физической культуры.
статья по физкультуре по теме
Определение состояния здоровья школьника и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой.
Предложенные пробы могут использоваться в практической деятельности педагога для выявления уровня здоровья и контроля физического развития школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_zdorovya_na_urokah_fizicheskoy_kultury.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика здоровья на уроках физической культуры.
Определение состояния здоровья школьника и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой.
Здоровье может иметь разные уровни. Под уровнем здоровья следует понимать широту адаптационных возможностей, определяющуюся:
- Физической тренировкой
- Образом жизни
- Перенесёнными заболеваниями
- Конституционно-наследственными факторами, то есть генетически детерминированными.
Для определения состояния здоровья школьников используются данные медицинских исследований:
- анамнез
- антропометрические измерения, позволяющие получить данные для оценки физического развития и телосложения
- исследование опорно-двигательного аппарата
- исследование внутренних органов, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем, органов чувств
- лабораторные методы (анализ внутренних сред организма)
- инструментальные методы (измерение АД, ЭКГ, рентген, ЖЕЛ)
- функциональная диагностика (определение функциональных способностей органов, систем и механизмов, в той или иной степени включающихся в работу под влиянием какого-либо фактора, действие которого может дозировано – мощность нагрузки).
Задачи функциональной диагностики является выявление нарушений органов и систем организма, и исследование путей компенсации этих нарушений.
На уроках физической культуры используются методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности через выполнение безнагрузочных и нагрузочных проб. Тестирование может проходить как пол наблюдением преподавателя, так и в режиме самоконтроля. Самоконтроль представляет собой метод самонаблюдений и состоит из учёта субъективных показаний о самочувствии, а также объективных показателей частоты сердечных сокращений. Простейшим приёмом самоконтроля является оценка реакции пульса в безнагрузочной и нагрузочных пробах. Существует несколько способов измерения пульса
а) тремя пальцами на запястье
б) большим и указательным пальцами на шее
в) кончиками пальцев на виске
г) ладонью на груди в области сердца.
К безнагрузочным пробам относятся:
- Проба в покое, сидя (качественная оценка величины пульса –
отлично (менее 50),
хорошо (51-69),
удовлетворительно (70-80),
плохо (более 81))
- Ортостатическая проба. Оценка реакции пульса при переходе из положения лёжа в положение стоя. Учащение ЧСС после перехода в положение стоя на 10-12 ударов в минуту –нормальная реакция; до 18 ударов в минуту – удовлетворительная; более 20 ударов в минуту – неудовлетворительная. В юношеском возрасте – норма 10-20 ударов в минуту.
Нагрузочные пробы:
1. Проба Руфье. Измеряется ЧСС в спокойном состоянии за 15 сек (Р1), затем испытуемый выполняет приседание в течение 30 сек (30 – мальчики, 24 - девочки). Стоя измеряется пульс за 15 сек первой минуты восстановления (Р2) и за 15 сек второй минуты (Р3). Результаты в виде индекса Руфье: ИР = (4(Р1+ Р2 + Р3) – 200) / 10 Проводим оценку индекса Руфье по четырём категориям:
- Диапазон «0-10» - отлично
- «10-16» - хорошо
- «16-20» - удовлетворительно
- «20 и более» - неудовлетворительно
- Гарвардский степ-тест. Подъём на ступеньку определённой высоты, в зависимости от возраста и пола, строго определённое время – 5 мин. Количество нашагиваний на ступеньку – 30 раз в минуту при ритме метронома 120 ударов в минуту. Для расчета классического индекса гарвардского степ – теста считается пульс в течении первых 30 сек второй (Р1), третьей (Р2), четвёртой (Р3) минут восстановления.
ИГСТ = Т* 100 / (( Р1 + Р2 + Р3) * 2) ,
где Т – время восхождения.
- Тест Кверга. Для определения уровня здоровья обучающихся лучше всего использовать данный тест, поскольку он удобен для массового эксперимента. Не требует дополнительных материальных (оборудования) затрат и большого количества времени. Кроме этого он применяется для оценки состояния тренированности и функционального состояния сердечно - сосудистой системы. Тест состоит из четырёх упражнений, следующих одно за другим без перерыва:
- 30 приседаний за 30 сек
- бег с максимальной скоростью не ниже 180 шагов в минуту – 30 сек
- бег на месте с частотой 150 шагов в минуту – 3 минуты
- прыжки со скакалкой – 1 мин
Пульс считается за 30 секунд сразу после всех упражнений (Р1), за 30 сек через 2 минуты восстановления (Р2) и за 30 сек через 4 минуты восстановления (Р3). Рассчитывается индекс Кверга (ИК) по формуле
ИК = 15000 / Р1 + Р2 + Р3.
Оценка теста по ИК:
- более 105 – высокий уровень здоровья
- от 80 до 100 – средний уровень здоровья
- менее 80 – низкий уровень здоровья.
На уроках физической культуры необходимо применять тесты продолжительностью 3-5 минут, с охватом всего класса, имеющие простой математический аппарат для расчёта результата, при тестировании должно использоваться простое оборудование или несложные упражнения.
Предложенные пробы могут использоваться в практической деятельности педагога для выявления уровня здоровья и контроля физического развития школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация к сохранению здоровья на уроке физической культуры.
Приемы и методы развития двигательной активности учащихся на уроках физкультуры и во внеклассной работе. ...
"Степ - аэробика, как средство формирования здоровья на уроках физической культуры"
Обобщение опыта работы...
Сохранение психологического и физического здоровья на уроках физической культуры
Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных ...
Сохранение психологического и физического здоровья на уроках физической культуры
Забота о здоровье подрастающего поколения....
Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры"
Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....
Гармоничное развитие личности учащегося и укрепление его здоровья на уроках физической культуры
ХI-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к орган...
социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры
Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....